Руководитель: А.Сафонов, Москва

Предыдущая часть

16.08.10. 9 день

Брод ч/з р. Аксаут – р. Джалаучат – Зеленая гостиница

После завтрака снова подкрепились малиной. Выход в 10:40. Небольшая облачность, в основном над главным хребтом. Переходим Халегу по бревну недалеко от ее устья (речка мелкая). Мостов через Аксаут, обозначенных на карте Голубева, нет и в помине, но широкие разливы внушают сдержанный оптимизм. Левым берегом Аксаута вдоль воды идет неплохая тропа, которая постепенно становится все слабее и почти совсем теряется на свежей вырубке примерно в километре от Халеги. Пройдя еще немного по кустам, обнаруживаем завал из тонких березок через основную протоку Аксаута, а чуть выше него – надежное бревно. Напротив, на правом берегу – развалины каких-то строений, еще выше видны целые постройки. Решаем не искать добра от добра и переправиться здесь. Первый переходит налегке по бревну и вешает перильную веревку за деревья на ЛБ и на галечном островке, не столько для страховки, сколько для удобства – бревно достаточно хорошее, нескользкое. Последний переходит налегке по завалу, где можно перебираться на четвереньках, держась руками за ветки. Остальные протоки не представляют сложности. Самую большую из них переходим стенкой. Течение умеренное, вода не выше колена. Выбравшись на ПБ, выходим на проселок и проходим по нему до избушки. Из трубы идет дым, на улице стоит посуда, но дома, похоже, никого нет, и на горячий чай рассчитывать не приходится. Пройдя еще метров 200 по проселку вверх по Аксауту, останавливаемся у удобных бревен, чтобы выжать носки. Из лесу доносится звук бензопилы и работающего трактора. Вскоре показывается и сам трактор, но к нам не приближается – люди заняты своим делом. После короткого привала идем дальше по хорошей дороге почти без набора высоты, переходим р.Кти-Теберда и в 12:50 останавливаемся у оборудованного нарзана. Вода из него еле сочится, да и вкус так себе. Вскоре, после правого притока, дорога начинает подниматься серпантинами на правый борт долины. Однако у первого же поворота на самой дороге (краской на камне) и рядом с ней есть четкие указатели на начало тропы дальше вверх по долине, в сторону р. Джалаучат. Идем по тропе, траверсирующей лесистый склон, и минут через 5–10 выходим к свежему дощатому мосту через Джалаучат. На мосту даже написана дата его постройки (июль 2010 г.). На карте тропа должна идти вверх по Джалаучату правым берегом, отходя от каньона. Здесь весьма натоптано, но, к сожалению, недалеко. Попытка подниматься по краю каньона заводит к глухой лес. Становится ясно, что тропа ведет через мост на другой берег и дальше вверх к леднику Аксаут. Решаем вернуться на дорогу и подниматься по серпантинам. Здесь нас настигает дождь. Поднявшись над долиной метров на 100, в 14:10 упираемся в заброшенную горизонтальную шахту, где дорога заканчивается (фото 45).

Фото 045 - Брошенная шахта на правом борту долины Аксаута ниже устья р. Джалаучат.

Оказавшись в тупике, решаем по такому случаю перекусить, тем более, что дождь перестал, и даже выглянуло солнце, и тем временем проводим короткую разведку. С площадки у шахты открывается замечательный вид на долину Аксаута. Видимо, мы еще внизу пропустили ответвление дороги на знаменитые «24 серпантина», с которых уходит тропа к пер. Алибек. По итогам разведки возвращаемся до ближайшего поворота. Здесь с площадки с полуразвалившимся кирпичным зданием уходит тропа в нужную нам сторону, в направлении р. Джалаучат. Вначале приходится полазать по огромным бревнам, видимо, оставшимся от лесоразработок, но затем тропа становится лучше, появляется маркировка белой краской. Тропа, однако, сильно заросла – видимо, ей давно не пользуются. Поднимаемся по крутому склону через лес и в 16:00 останавливаемся на привал на не менее крутой поляне с камнями и высокой травой. Тем не менее, тропа идет и здесь, причем почти «в лоб». В 16:25 выходим на горизонтальную травяную террасу, с коротой открывается вид на верх каньона Джалаучата и Джалаучатский ледник (фото 46).

Фото 046 - Ледник Джалаучат с тропы к Зеленой гостинице и перевалу Алибек.

Далее тропа идет левым по ходу краем крутого скально-травяного распадка и переходит его у само его верха (17:00). Здесь со скал стекает небольшой ручеек. Пересекаем почти горизонтальный курум с зарослями малины (не преминув задержаться для прикорма) и в 17:15 оказываемся на верховых лугах, куда слева подходит мощная основная тропа, ведущая к стоянке «Зеленая гостиница» в долине р. Джалаучат. Долину отделяет от Джалаучатского ледника вал старой заросшей морены. На нем также видны тропы. Поскольку «Зеленой гостиницы» нам все равно не миновать, а время уже довольно позднее, сбегаем до нее траверсом по тропе и останавливаемся на ночевку на коротко подстриженной травке, увы, среди навоза – вдалеке пасутся лошади, но видимо, заходят и яки. Готовим на газу.

Ближе к вечеру под начинающимся дождем со стороны пер. Алибек спускается большая группа. Уже в темноте идем к ним знакомиться. Оказывается, они идут «двойку», а сейчас спустились с пер. Алибек. По их словам, ледники Алибекский и Двуязычный сильно разорваны, снег весь стаял. Многие группы, пытавшиеся подняться с той стороны к пер. Джалаучатский 1Б, вынуждены были вернуться ни с чем. Спуск с пер. Маршала Жукова Сев. 2Б, который мы планировали, также проходит по леднику Двуязычному недалеко от пер. Джалаучатский 1Б. Кроме того, один из нас (Федор Савельев) из-за сломанных кошек не может идти через сложный ледовый перевал. В принципе можно было бы отправить его одного через пер. Алибек 1А, через который он уже раньше не раз ходил, а остальным четверым идти через пер. Маршала Жукова Сев. С учетом предстоящего ковыряния в трещинах на восточной стороне и плохой погоды (обложная облачность, почти непрерывный дождь) такое разделение группы представляется опасным. Движение через запланированный запасной пер. Джалаучатский 1Б не дает почти никакого выигрыша. Решаем назавтра идти через пер. Алибек 1А в а/л Алибек и дальше в Домбай и попытаться там как-то решить проблему кошек. Итог дня – 6.5 км с набором высоты 550 м.

17.08.10. 10 день

осыпной

Узкая скально-осыпная

Места под палатки

На осыпи с западной стороны

каски, ледорубы или альпенштоки

Прохождение

17.08.2010 с запада. Описание дано от Зеленой гостиницы (2400) до а/л Алибек.

Выход в 10:20. Утром облачно. Идем вверх по долине р. Джалаучат по тропе ПБ. Перед ручьем (правый приток) тропа начинает серпантинами забираться на крутой травяной склон правого борта между двуся выходами скал. Тропа мощная, сбиться невозможно, но начало подъема не столь очевидно – некая тропа продолжается и за ручьем выше по долине Джалаучата, но вскоре теряется на моренном гребне ПБ. Напротив, на снежнике левого борта долины прохлаждается стадо яков (фото 47).

Фото 047 - Вид на ЮВ, в сторону пер. Ноги Сулахат 2А* с подъема на пер. Алибек 1А.

Около 12:30 по ручью на этот снежник, но не на самих яков, сходит лавина-обвал с нависающего над ним ледника. Поднимаясь по тропе, сначила считали серпантины, потом сбились – очень много. Склон постепенно выполаживается (12:10), но лишь еще через час (12:55) мы выходим по уже пологой травке и простым осыпям к озерку под перевалом (N43°19.642'/E41°31.234'/2900). Короткий привал под моросящим дождем. Перевальный взлет – некрутая мелкая осыпь, подъем по тропе, серпантином (фото 48).

Фото 048 - Вид с пер. Алибек на запад, на массив Кара-Кая.

На седловину вышли в 14:00 (фото 49).

Фото 049 - На пер. Алибек 1А, 3168.

Дождь перестал, иногда проглядывает солнце. Съедаем перевальную шоколадку, снимаем записку ТСК «Стрижамент», рук. Бушуева С., от 16.08.2010 г. (17:10), пишем свою, фотографируем. Алибека еще не видно, вершины гор прячутся в облаках (фото 50).

Фото 050 - Вид с пер. Алибек на восток, в долину р. Алибек.

Начинаем спуск в 14:30. Тропа ведет вначале по мелкой осыпи правым краем под скалами. Здесь уклон заметно круче, чем с запада, желательна самостраховка ледорубом. Через 100 м по высоте склон выполаживается (средняя осыпь). В дальнейшем движение проходит по тропе по заросшим моренам, минуя выходы скал справа (14:48, фото 51),

Фото 051 - Пер. Алибек с востока, из долины р. Алибек.

затем по лугам левым берегом р. Алибек. В 15:40 вышли на луг с цветами ниже крупного правого притока. В 16:05, видимо, потеряв основную тропу, вышли по боковой влево с небольшим набором высоты на траверс травяных склонов. Отсюда открывается панорама Алибекского ледника (фото 52).

Фото 052 - Ледники Алибекский и Двуязычный с тропы левого борта долины р. Алибек.

Нет оснований считать, что ледник Двузычный сейчас в лучшем состоянии, и на его прохождение мы, вероятно, потратили бы не один день.

Судя по всему, наша боковая тропа далеко обходит пост пограничников, расположившийся на месте Алибекской хижины. После довольно продолжительного траверса и утомительного крутого спуска по березовому криволесью с элементами бобслея по 45-градусным скользким земляным склонам, к 17:05 вышли в долину к проселочной дороге. По ней мимо бугельных подъемников на совершенно пологих склонах вскоре добежали и до а/л Алибек. Собственно, альплагеря здесь уже нет. Старый корпус заново облицован и, похоже, сдается праздно отдыхающим. Есть пара кафе, где мы втридорога купили хлеба, сока и сникерсов. При этом нас еще и пытались обсчитать на 100 руб. при стоимости покупки около 400 руб. По-видимому, здесь проистекает какая-то потусторонняя жизнь. Водитель УАЗика запросил 1000 руб. до Домбая. Посчитав, что таких цен нет и в Шереметьево, мы отправились вниз по проселку. Нас обогнала четверка спортсменок, совершающих пробежку. Вскоре пошел сильный дождь. Посочувствовали девушкам в майках.

До Домбая дошли меньше, чем за полтора часа. По пути от а/л Алибек не встретилось мест, где хотелось бы поставить лагерь. В Домбае бросили рюкзаки у первого же магазина, закупились булками, ряженкой и т.п. Искать сегодня же машину и ехать на Кичи-Муруджу во-первых поздно, во-вторых мы не теряем надежды заварить в Домбае кошки. Идти же куда-то и искать место для стоянки под дождем уже лень. Поэтому решили переночевать в городе (быстрее будет докупать и паковать раскладку). И отправились на поиски съемной квартиры. Такая вскоре нашлась за 1400 руб. Трехкомнатная, с огромным ж/к телевизором, двумя спальнями и всеми удобствами. Закупили продуктов на ужин и недостающую раскладку (в поселке несколько магазинчиков). Узнали, что есть надеждв заварить кошки на стройке завтра утром. Проблемы возникли только с галетами. Нашлись только сладкие. Зато везде в изобилии замечательный карачаевский дюшес из советского детства в стеклянных пол-литровых бутылках по 15 руб. Помыться, правда, как следует не удалось – сначала кончилась горячая вода (там электрический нагреватель), потом образовался потоп (не по нашей вине, а похоже, из-за дождя). Посмотрели футбол и свежие фотки на огромном экране, поужинали картошкой и салатом из свежих овощей. Вечером и ночью то и дело лил дождь. Итог дня – пройдено 13,7 км с набором высоты 788 и спуском на 1610 м.

18.08.10. 11 день

Домбай ­– устье р.Кичи-Муруджу (а/м) – р.Кичи-Муружду

В целях экономии времени и по причине плохой погоды мы решили отказаться от прохождения пер. Чучхур н/к через ущелья р.р.Чучхур и Буульген, которое задумывалось как экскурсионно-развлекательное. Идти же пешком 20 км по асфальту тем более не имело смысла. Поэтому с вечера договорились с хозяйкой квартиры насчет машины до устья р. Кичи-Муруджу. Машина подошла в 12:00. К этому времени мы закончили закупки продуктов и кое-чего из аптечки. На стройке нам по доброте душевной совершенно бесплатно починили кошку – приварили сплошную стальную пластину к переднику. На взгляд получилось довольно прочно. Теперь, имея все необходимое снаряжение, мы снова можем планировать серьезные перевалы!

К 12:30 доехали на легковушке до автомобильного моста через р. Кичи-Муружду (N43°16.636'/E41°48.520'/1878). Шоссе идет вдоль рек Аманауз, Гоначхир и Клухор. Недалеко за поворотом на Гоначхир – кордон заповедника. За «устный пропуск» заплатили 400 руб. (по 100 со взрослых, ребенок бесплатно). За мостом через Кичи-Муруджу прогуливались пограничники, но к нам так и не подошли. По-прежнему пасмурно, но дождя почти нет. Допиваем сок, упаковываем вещи и в 12:53 начинаем подъем по р. Кичи-Муружду. Тропа в долину Кичи-Муруджу начинается метрах в 20 ниже моста и сразу круто забирается по лесистому склону, не отходя далеко от реки. За 20 мин ЧХВ, набрав 135 м высоты, поднялись до удобной оборудованной стоянки в лесу недалеко от ручья – правого притока Кичи-Муруджу (N43°16.729'/E41°48.634'/2013). Отдохнув 20 минут, продолжили движение по уже более пологой тропе и через 250 м вышли на луг в долине Кичи-Муруджу. По нему к 13:55 подошли к большому отдельно стоящему обломку скалы со сложенными по обе стороны от него каменными стенками, возможно, остатками укрепления времен войны. Подкрепились роскошной малиной и через 20 мин двинулись дальше по лугу с высокой травой, перемежающемуся полосками осыпей, усыпанных малиной и черникой. Такое изобилие сильно нас тормозило, поэтому остановились, чтобы наесться как следует и уже больше не нагибаться за каждой ягодкой. Поднявшись на следующую ступень долины на ее правом по ходу повороте, устраиваем перекус над водопадом – доедаем хлеб, допиваем остатки сока (15:55–16:25). В дальнейшем тропа идет правым берегом близко от реки, с небольшим набором высоты. Идем почти без остановок. За поворотом долины – множество удобных зеленых лужаек и пологих бараньих лбов. В 17:57 проходим мимо большого водопада на правом притоке. Около 18:30 ставим лагерь на живописной цветочной поляне у воды, перед очередной ступенью долины, сложенной из крупных обломков скал (N43°16.797'/E41°51.621'/2513).

19.08.10. 12 день

Долина р.Кичи-Муруджу – разведка седловины ~3А, 3509

С утра ясно. Выход в 9:30. Подходим по лужайкам под ступень долины (9:50) и поднимаемся на нее вдоль русла. Наверху, над водопадом, останавливаемся на привал на большом плоском камне (10:06 – 10:30). Рядом – еще цветущие (в середине августа!) рододендроны. Чуть выше – первый снежник. Фотографируем ручей и цветы. Долина поворачивает налево по ходу. За поворотом подъем проходит по некрутым моренным валам и простым бараньим лбам чуть левее водопада Кичи-Муруджу, стекающего с крутой скальной ступени (азимут 70). Справа по ходу – несложный перевал Муружду в долину р. Клухор. По центру – вертикальная стенка (фото 53),

Фото 053 - Истоки р. Кичи-Муруджу и скальная ступень на пути подъема к пер. Кичи-Муруджу Северный 2Б, Кичи-Муруджу Сев. Ложный 2Бб Кчи-Муружду Верхний 1Б* и седловине 3509, 3А-3Б.

с которой свешивается ледник под перевалом Кичи-Муруджу Ложный 2Б. Там же находится интересующая нас седловина 3509. На развилке, на старой заросшей морене межат обломки вертолета. К 12:00 подходим под скальную ступень с водопадом (N43°16.489'/E41°52.935'/2908) (фото 54)

Фото 054 - Путь подъема на скальную ступень в цирк пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б.

и устраиваем разведку. Наиболее удобны два пути подъема – слева по ходу, ближе к почти отвесным скалам правого борта, или справа по ходу, между основным потоком и ручьем, стекающим с ледника под пер. Кичи-Муруджу Сев. Во втором случае склон чуть положе, но заметно выше, кроме того, необходимо пересечь рукав по широкой скальной полке, замочив подошвы ботинок. В обоих случаях скалы средней сложности, есть удобные ступени и ручки, поэтому возможен подъем свободным лазанием с использования рук в основном для поддержания равновесия. Выбираем первый вариант и поднимаемся плотной группой (есть мелкие живые камни) с гимнастической страховкой (фото 55).

Фото 055 - Подъем на скальную ступень с гимнастической страховкой.

Общий перепад высоты скальной ступени 70 м с уклоном около 45°, выше – постепенно выполаживающийся конгломератно-осыпной склон средней крутизны. Подъем начали в 12:54 и закончили в 13:30. Наверху обнаружили петлю, наброшенную на скальный выступ. У нас скалы были сухими, в противном случае страховка обязательна. Также требуется организовать страховку при спуске по этому маршруту (2 веревки).

За 10 мин по пологой осыпи подходим направо (азимут 128) под язык открытого ледника к его северному, пологому краю (N43°16.492'/E41°53.113'/3096). Отсюда на юг хорошо виден ледник под перевалом Муружду (фото 56).

Фото 056 - СВ склон пер. Кичи-Муружду 1А в долину Клухора.

Начинаем подъем по нему в прежнем направлении, держась ближе к правому (северо-восточному) борту. Со временем появляются трещины, но все они легко обходятся. Для удобства одеваем кошки. Около 14:30 останавливаемся на горизонтальной части ледника точно к западу от характерной V-образной седловины в скалах правого борта, ниже которой – подрезанный бергшрундом широкий снежно-ледовый кулуар (фото 57)

Фото 057 - Панорама ледника под пер. Кичи-Муружду Верхний 1Б* и 3509, 3А-3Б на В-ЮВ-Ю

В 250-ти м к северу от седловины – в. 3595, еще севернее – невыраженное понижение в скальном гребне, вероятно, ведущее на ледник, по которому можно спуститься в восточный цирк пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б. Ставим лагерь (N43°16.234'/E41°53.571'/3256), перекусываем и собираемся на разведку. Воду на ужин набираем из ледникового ручья, пока он не замерз. С места стоянки просматривается весь цирк ледника (фото 57, 58)

Фото 058 - Западный борт того же ледника.

Перевал 3509 3A–3Б (р/в с запада, 2А)

3509 м

N43°16.270'/E41°53.934'

Даутский хр.

Соединяет

Верховья р. Кичи-Муруджу (правый приток р. Клухор) и р. Джелсуг-Чат (левый приток р.Махар-Су)

Характер

Западная сторона ­– ледово-осыпной кулуар 100 м/45°, соответствует 2А к.т. Восточная сторона – скальная стенка 350 м/>70°, 3А–3Б к.т.

Узкая скально-осыпная

Необходимое снаряжение

Весь набор скального и ледового снаряжения (в том числе не менее 4 ледобуров, большое количество крючьев, закладки, расходные петли)

Кол-во точек страховки

С запада – 3 ПС + 2 ППС с востока – более 10 на спуск дюльфером, с оставлением крючьев/закладок/петель. На подъем – значительно больше

Прохождение

Разведка 19.08.2010 с запада. Описание дано от ровной части ледника, питающего главный исток р. Кичи-Муруджу

Идут трое, взяв с собой обе основные веревки и полный набор скального и ледового снаряжения. Связь с лагерем по рации каждый час. К 17:45 по открытому, а затем закрытому леднику с уклоном, постепенно увеличивающимся до 30°, поднялись под полузасыпанный бергшруд (фото 59).

Фото 059 - Разведанная седловина 3509 с запада.

Связавшись, перешли его по хорошему снежному мосту в левой по ходу части. Затем смещаемся по диагонали направо под скалы к началу перевального кулуара. Кулуар узкий, чрезвычайно камнеопасный, вверху – осыпной, снизу – ледовый, средний уклон около 45°. Под скалами орографически левого борта есть удобные накопители для двух-трех человек, где можно укрыться от камней. Тем не менее, необходимо постоянное наблюдение за кулуаром, так как некоторые камни отскакивают рикошетом от более пологих скал правого борта. В нижнем накопителе организуем станцию на ледобуре. Первый поднимается на полную веревку по натечному льду с нижней страховкой, как раз до верхнего накопителя, и организует вторую станцию на бурах. Здесь лед сменяется живой мелкой и средней осыпью, тонким слоем лежащей на разрушенных скалах. Удобнее подниматься вдоль отвесных скал левого борта, придерживаясь за них руками (фото 60).

Фото 060 - Вид с седловины 3509 на СЗ. Верхняя осыпная часть перевального кулуара.

На самом верху кулуар несколько выполаживается. Третью станцию ставим уже на седловине, обвязав свободный конец веревки вокруг обломка скалы.

На седловине (N43°16.270'/E41°53.934'/3509) собрались в 19:40. Она узкая, скальная, развернуться особо негде, не говоря уже о местах под палатки. Видно, что скалы правого борта нашего кулуара наверху довольно пологие, около 30°, на них есть присыпанные камнями слабо наклонные полки, уводящие далеко к северу от седловины, где затем, видимо, можно спуститься на ледник. Преимущество такого пути подтверждается козьим пометом на седловине.

На седловине обнаружили тур, а в нем записку 2007 г. группы туристов турклуба Ратибор г. Ставрополя совершавшей поход III к.с. и вышедшей на седловину с запада, считая ее перевалом Кичи-Муруджу Сев. 2Б (!!!). Более того, эта группа сняла с перевала записку другой «тройки» из Краснодара от 13.07.2006 г., также полагавшей, что находится на пер. Кичи-Муружду Сев. По информации в записке, ставропольцы начали спуск в долину р. Махар-су! Что ж, первопохождения у нас не получилось...

Вышло солнце (на западе, как и положено), но с востока поначалу совершенно ничего не видно из-за плотного облака, поднимающегося из-под перевала. Ясно только, что восточная сторона начинается с отвесных скал. Наблюдаем тень седловины на тумане и интересное оптическое явление — глорию (фото 61).

Фото 061 - Оптический эффект на седловине 3509 в лучах заходящего солнца. Вид на восток, в плотное облако.

Глория, в отличие от радуги, образуется при рассеянии света назад на каплях размером меньше длины волны, и имеет значительно меньший угловой размер. Вскоре облако разрывается, открывается вид вниз на восток, на озеро 2981 и остроконечные скальные замки массива Нахар (фото 63),

Фото 062 - Начало наклонной полки, уходящей на юг с восточной стороны седловины 3509.

Фото 063 - Вид с седловины 3509 на восток. В 500м ниже - оз. 2981.

виден даже Эльбрус (фото 64).

Фото 064 - Эльбрус с седловины 3509.

С седловины создается впечатление, что ледник находится вертикально внизу — склон очень крутой. Вправо, на юг и чуть вниз, уводит довольно удобная полка шириной от полуметра до метра, местами поросшая травой (фото 62). Однако ходить по ней над сбросом без страховки нельзя. Один участник уходит по этой полке на страховке за верхнюю станцию. При движении по полке удается закладывать веревку за выступы скал для предотвращения маятника. Выйдя на все 50 м, первый организует перила, закрепив конец веревки за выступ скалы. Дальше полка постепенно расширяется и еще через 50 м заканчивается наклонной зеленой «поляной» 5х5 м. Прямо под концом полки – ступени разрушенных скал, местами поросших травой, выводят к светло-коричневому скальному контрфорсу, круто обрывающемуся во все три стороны. Далеко внизу, как минимум в 450-х метрах по высоте, находится озеро 2981, выше него справа – пологий, а слева – более крутой ледник. Однако подножия скальной стенки не видно, как не видно и дальнейшего пути спуска. Крутизна склона превышает 70°. Скорее всего, потребуется широкое применение крючьевой страховки и закладок, т.к. возможность закрепления петель на естественном рельефе вызывает серьезные сомнения. Техническая сложность такого спуска будет никак не ниже 3А, а скорее 3Б к.т. В соответствии с рекомендациями МКК прекращаем разведку и возвращаемся на седловину.

Как же здесь спустились «тройки» из Ставрополя и Краснодара?! Поскольку мы не смогли пройти перевал, считаем, что записку первопроходцев (пускай и ошибшихся в его названии) необходимо оставить, а свою не пишем. Весьма озадаченные, фотографируем сильно размокшую записку, прячем ее обратно в тур и начинаем спуск по кулуару по пути подъема. Последний спускается с нижней страховкой, на ледовом участке – с двумя промежуточными бурами. К лагерю вышли уже в темноте. Ночью на леднике ясно, почти безветренно и не очень холодно.

Лишь в Москве мы выяснили по телефону, что ни ставропольцы, ни краснодарцы не спускались на восточную сторону, а также как и мы, вернулись на запад. Выяснилось также, что «Ратибор» на самом деле вышел на седловину в поисках пер. Миронова 2А, расположенного в полутора километрах севернее, причем далеко не в соседнем цирке (!!!). В дальнейшем они действительно ушли на Махар-Су через пер. Кичи-Муруджу (1А, 3136) или Кичи-Муруджу Верхний (1Б*, 3321)

Что же касается восточной стороны разведанной седловины, то она хорошо просматривается со склонов массива Нахар — фото 65.

Фото 065 - Седловина 3509 и пер. Кичи-Муруджу Сев. с востока.

Это действительно скальная стенка высотой не менее 350 м и гораздо круче, чем восточный склон пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б.

Итог дня – пройдено 3,7 км (разведка – 2х0,5 км) с набором высоты 720 м (разведка ±250 м).

20.08.10. 13 день

пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б, 3569 – р. Джелсуг-Чат

Перевал Кичи-Муруджу Северный 2Б

3502 м

N43°16.817'/E41°53.590'

Даутский хр.

6.6.10

Соединяет

Верховья р. Кичи-Муруджу (правый приток р. Клухор) и лед. Ю.-В. Даут (р. Джелсуг-Чат – левый приток р.Махар-Су)

Характер

Западная сторона ­– открытый/закрытый ледник до 30°, средняя осыпь 50 м/40°. Восточная сторона – скалы 110 м/60°, местами до 70°, некрутой закрытый/открытый ледник,

Узкая скальная

Необходимое снаряжение

Скальные крючья (1–2), расходные петли (2–3), основная веревка 2х50 м, страховочные системы, спусковые устройства, кошки, ледорубы, каски

Кол-во точек страховки

С востока – 4 ПС на спуск дюльфером, с оставлением петель.

Прохождение

20.08.2010 с запада. Описание дано от ровной части ледника, питающего главный исток р. Кичи-Муруджу, до верхней долины левого истока р. Джелсуг-Чат

Выход в 9:58. С утра небольшая облачность над восточным бортом ледника. Идем в кошках по пути вчерашнего подъема к языку ледника. Переобуваемся и около 200 м траверсируем на СЗ почти горизонтально местами довольно крутые осыпные и конгломератные склоны (фото 66),

Фото 066 - Подъем в цирк пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б выше скального пояса. Вид на ЮЗ.

пересекая ручей и многочисленные овраги между моренными гребешками. В 10:30, сильно растянувшись, выходим на более пологие склон с пучками травы. Собираемся и отдыхаем до 11:00, затем поднимаемся на СВ прямо вверх по склону по пологим лбам и осыпям. К 12:50 выходим к краю пологого открытого ледника (N43°16.777'/E41°53.205'/3322) и снова одеваем кошки, в основном для удобства. Наш перевал – широкое понижение в скальном гребне в направлении на СВВ (азимут 75) (фото 67).

Фото 067 - Пер. Кичи-Муруджу Сев. с запада. Слева - пер. Седло 1Б, справа - возможный перевал в цирк пер. Кичи-Муружду Сев. Ложный 2Б.

Правее по ходу – заметно более крутой (около 40°) ледничок, ведущий в цирк пер. Кичи-Муружду Сев. Ложный 2Б. Левее по ходу – осыпная седловина пер. Седло 1Б, 3402 через который можно попасть в цирк перевалов Миронова 2А и Даут Западный 2А. На подходе к перевалу ледник закрытый, появляются трещины, уклон увеличивается до 30°. Сам перевальный взлет – живая средняя осыпь 50 м/40°. Подходим к нему в правой по ходу части (13:30), где снежник поднимается выше, и, сняв кошки и заодно надев обвязки, поднимаемся по диагонали справа налево, в самое северное понижение (слева от напоминающего сидящего верблюда скального останца). По описанию, с этой точки проходит путь спуска на восточную сторону. Линия же подъема со стороны Махар-Су ведет южнее.

На седловину вышли около 14:00 (N43°16.817'/E41°53.590'/3502). Сняли записку группы туристов г. Шахты Ростовской обл., рук. Колосков В.Г., от 09.08.2009 г. (группа совершает поход III к.с.) Поразительно, почему «тройки» со Ставрополья, Краснодара, и Ростовской области столь массово выходят на перевалы 2Б к.т. и выше! Написали свою. Погода портится – собираются облака, поднимается сильный ветер, становится холодно. Одеваемся по полной программе и прячемся от ветра под скалами с западной стороны. Удобное место – в просторной щели под крупным обломком скалы чуть южнее спусковой седловины. Сама скальная седловина довольно тесная, узкая. Стоять на ней неудобно, холодно и, главное, опасно – можно спустить камни на нижних. Поэтому, пока одни спускаются, остальные продолжают отсиживаться под скалами на западной стороне. С седловины левее (севернее) в гребне хорошо виден пер. Миронова 2А (фото 68).

Фото 068 - Восточный склон пер. Миронова 2А с пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б.

Прямо на седловине есть удобный скальный выступ, за который закреплена старая петля. Обновляем ее и начинаем спуск в 15:14. Первая веревка идет чуть левее линии падения воды по небольшому кулуарчику (фото 69).

Фото 069 - Первая веревка на спуске с пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б на восток.

Выйдя на 30 м, первый обнаруживает удобную полку для сбора группы и вбитый в скалу старый, но надежный крюк. Организуем станцию и собираемся на полке (16:24). Вторая веревка идет сначала чуть правее, затем прямо вниз. Через 10 м спуска обнаруживается еще одна, менее удобная полка с петлей на скальном выступе (17:40). Пропускаем ее и продолжаем спуск практически на полную веревку (45 м) до следующей довольно просторной полки. Эта часть спуска – наиболее крутая, до 70°, с короткими отвесными участками (фото 70).

Фото 070 - Вторая веревка на спуске с пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б на восток.

Последняя, третья веревка, закрепленная с помощью петли за скальный выступ, идет прямо вниз и выводит в неглубокий полузасыпанный рантклюфт. Первый перелезает через него по снежному мостику и закрепляет свободный конец веревки на ледорубе – ниже рантклюфта закрытый ледник крутизной около 30°, быстро выполаживающийся до 10–15°. В 19:50 собираемся на леднике, для безопасности отойдя от скал метров на 50. Отсюда к югу от пер. Кичи-Муружду Сев. 2Б хорошо виден (фото 71)

Фото 071 - Восточный склон пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б и Кичи-Муруджу Сев. Ложный 2Б.

несколько менее крутой склон пер. Кичи-Муруджу Сев. Ложный 2Б, а к северу – пер. Миронова 2А.

Дальнейший спуск проходит сначала к левому краю пологого ледника (быстро становится открытым), затем по 20°-му снежнику и местами весьма крутым (до 40°) осыпным и конгломератным склонам вдоль левого борта. Уже в сумерках переходим ручеек, стекающий из кармана морены и, немного поднявшись налево, оказываемся на мощном гребне боковой морены, по верху которого идет тропа (фото 72).

Фото 072 - Путь спуска с пер. Кичи-Муруджу Сев. и Миронова в долину р. Джелсуг-Чат.

По ней быстро сбегаем до обширной горизонтальной зеленой долины на слиянии ручьев из-под перевалов Кич-Муруджу Сев. 2Б и Даутская Щель 2А. Здесь уже в темноте ставим лагерь на одной из многочисленных лужаек (N43°16.766'/E41°54.931'/2720). Ужин готовим на газу. За день пройдено 4.7 км с набором высоты 500 м и спуском на 1050 м.

При спуске по леднику, буквально на ровном месте, снова сломалась злополучная гривелевская кошка, которую заваривали в Домбае! Сварка выдержала, но передник кошки сломался уже в другом месте. Это какой-то злой рок. Теперь у нас уже не будет возможности отремонтировать кошку и, следовательно, придется отказаться от прохождения пер. Игольчатый 2Б*. Остается воспользоваться запасным вариантом и идти через пер. Туров 1Б, где кошки не требуются.

21.08.10. 14 день

р.Джелсуг-Чат – р.Махар-Су – оз. 2876 (массив Нахар)

С утра ясно. Из долины отлично просматривается вчерашний путь спуска (фото 72), а на востоке – остроконечные вершины массива Нахар (фото 76). Чуть выше пасутся яки и овцы, так что вся долина «заминирована». Решаем не торопиться и как следует отдохнуть после вчерашнего трудного дня, тем более, что на прохождение пер. Туров 1Б потребуется гораздо меньше времени и сил, чем на Игольчатый 2Б* (фото 77). На ярком солнце не спеша сушимся, заряжаем от солнечных батарей аккумуляторы фотоаппаратов и GPS навигатора. Выход в 11:40. За 10 мин доходим до разлива речки у нижнего края долины. Перед спуском тропа снова собирается и идет таверсом травяных склонов левого борта. Справа внизу видно озеро на слиянии истоков р. Джелсуг-Чат. До террасы с озером спускаемся к 12:35 и останавливаемся на привал. Отсюда виден вчерашний перевал Кичи-Муружду Сев. и восточная стена седловины 3509 — фото 73. Тропа выводит ниже озера и теряется на лугах у реки. Находим ее заметно выше по склону, для чего некоторым участникам приходится подняться от реки метров на 30. Продолжая идти траверсом (фото 74), тропа к 13:15 выводит на открытый обзорный холм над долиной Махар-Су (N43°16.465'/E41°56.174'/2300). С правого края холма она крутыми серпантинами сбегает в долину Махар-Су, постепенно забирая налево, под скалы. В конце спуска крутой участок тропы оборудован уже слегка разрушившимися и присыпанными землей бетонными ступенями. К Махар-Су спустились в 13:45. Левым берегом реки идет проселочная дорога. Идем по ней вверх, переходим разлившуюся и поэтому мелкую Джелсуг-Чат и почти сразу за ней саму Махар-Су в кроссовках, чтобы зря не мочить ботинки (фото 78). Автомобильный брод через Махар-Су тоже несложный – вода едва доходит до колен, течение несильное, камни на дне удобные, нескользкие. Переходим стенкой по двое-трое. На правом берегу останавливаемся на перекус, совмещенный с поеданием малины, в изобилии растущей под ведущей в Грузию ЛЭП (N43°16.237'/E41°56.358'/2068). Для удобства туристов вся трава вокруг малиновых кустов аккуратно «подстрижена» коровами и лошадьми. Из-за малины засиживаемся до 15:30.

Фото 073 - Верховья р. Джелсуг-Чат и пер. 3509, 3А-3Б и Кичи-Муруджу Сев. 2Б с востока.

Фото 074 - Спуск по тропе вдоль р. Джелсуг-Чат в долину р. Махар-Су. Справа внизу - удобное место для стоянки у озера.

Фото 075 - Панорама Даутского хребта с востока.

Фото 076 - Массив Нахар с запада из с верхней террасы р. Джеосуг-Чат.

Фото 077 - г.г. Двузубка и Шидак-Минге и пер. Скалистый 2Б* и Игольчатый 2Б* с запада.

Фото 078 - Брод через р. Махар-Су выше устья р. Джелсуг-Чат.

Перевал Туров 1Б

3190 м

N43°14.473'/E41°57.097'

Расположен

В северном отроге ГКХ (массив Нахар), между в. 3346 (г. Трапеция) и г. Средний Нахар

Соединяет

Долины р.р. Махар-Су и Гондарай (устье р. Заккыла-Чат)

Мелкая осыпь 100 м/40°, пологий открытый ледник без трещин

осыпная

Ледорубы или альпенштоки, каски

Прохождение

22.08.2010 с запада. Описание дано от устья р. Джелсуг-Чат (Долина р. Махар-Су) до устья р. Закыллачат (долина р. Годарай)

Подниматься на пер. Туров 1Б из долина Махар-Су можно двумя путями – (1) вдоль ручья, стекающего с ЮЗ склона г. Нахар и из оз. 2876 с последующим переходов в более южный цирк и (2) вдоль следующего крупного правого притока Махар-Су, устье которого (2262) расположено в полутора километрах выше по долине, над старым моренным валом. У нас есть описание первого варианта, к тому же он ведет мимо одного из самых живописных озер на Кавказе, где есть удобные стоянки. Итак, идем первым, более северным, путем. ­

После перекуса продолжаем движение правым берегом сначала по проселку (около 1 км), затем, от верхнего конца правоборежной террасы – метров 300–400 по хорошей тропе мимо места, где когда-то стояла погранзастава (здесь дорога на какое-то время уходит на более пологий левый берег) и наконец снова выходим на проселок. От разлива Махар-Су перед крупным правым притоком, стекающим из озера 2876 и с ЮЗ склона г. Нахар, дорога начинает довольно круто забираться на правый борт долины, чтобы обойти запирающий ее старый заросший моренный вал. Пройдя еще метров 300 по дороге, с 16:20 до 16:40 отдыхаем у притока (N43°15.399'/E41°56.070'/2160). Чуть ниже него начинается неплохая, но заросшая тропа, поднимающаяся серпантинами на довольно крутой травяной склон с участками кустарника. Тропа то и дело теряется на лавинных выносах. В таких случаях поднимаемся по выносам влоб. К 17:40 с короткими передышками выходим в зеленую долину ручья (2450, фото 79).

Фото 079 - В долине ручья из озера 2876 на западном склоне массива Нахар.

Идем до ее верхнего края правым берегом. Уклон постепенно увеличивается. Долину запирает скальная ступень высотой около 150 м. На нее поднимаемся 2х20 мин вдоль воды, обходя по удобным полочкам короткие каньонные участки, и в 19:20 оказываемся на верхней террасе (2735). На левом борту террасы – ригель озера 2876. Подниматься на него удобнее всего правее по ходу по простым бараньим лбам, разрушенным скалам и травяным полкам. К нижнему краю озера вышли в 19:40. Можно стоять прямо на лужайке на правом берегу сочащегося под камнями из озера ручья. Однако здесь тесновато и, к сожалению, намусорено. Удобнее (и значительно красивее) встать, пройдя метров 100 вправо (на юг) по ригелю (N43°15.069'/E41°56.940'/2880). Ставим лагерь, любуемся видами озера и окрестных гор в сверкающих через облака лучах заката (фото 80).

Фото 080 - Вид на запад с ригеля оз. 2876.

Вскоре над пер. Юбилейный 1Б выходит почти полная луна. В сумерках снизу поднимаются «обезьяны», и лагерь окутывает плотный туман.

22.08.10. 15 день

оз. 2876 (массив Нахар) – пер. Туров 1Б, 3190 – р. Заккылла-Чат – р. Гондарай – устье р. Индрикой

С утра ясно. Впервые, не торопясь, наблюдаем разведанную нами седловину 3509, фото 75 (вчера долина Махар-Су была устелена низкими облаками). Из сравнения с пер. Кичи-Муруджу Сев. можно заключить, что высота почти отвесной скальной стенки составляет на менее 350 м. Снова фотографируем озеро и его окрестности при постоянно меняющемся освещении (фото 81, 82).

Фото 081 - Вид от оз. 2876 на юг, по пути траверса к пер. Туров 1Б.

Фото 082 - Оз. 2876 с траверса к пер. Туров.

Выход в 10:10. Обходим озеро с запада и 900 м движемся по пологой средней осыпи и сильно разрушенным скалам в направлении на юг к основанию некрутого скального гребня под склоном в. 3346, разделяющего ущелья двух правых притоков р. Махар-Су. Сам гребень с севера средней крутизны, сложен из простых сильно разрушенных скал (фото 83).

Фото 083 - Кулуар пер. Туров с запада.

Подниматься на него можно как по скалам, так и выше по склону по снежнику крутизной до 25°. Верх гребня осыпной, есть площадки под палатки (N43°14.570'/E41°56.950'/3055) (11:47). С гребня открывается вид на еще одно озерко на правобережной террасе долины Махар-Су и ущелье притока, стекающего из-под пер. Туров (фото 84).

Фото 084 - Вид с пер. Туров на запад, на пер. Муруджу 1А

Сама перевальная седловина скрыта склоном в. 3346. Спускаемся с гребня траверсом на ЮВ по крутому (40°) осыпному и конгломератному склону и сраже же начинаем подниматься по чуть более пологому склону на перевал. Можно подниматься как вдоль правого, так и вдоль левого борта широкого конгломератно-осыпного перевального кулуара. Хватает живых камней. Общий перепад перевального взлета – около 150 м. Верхняя часть подъема по левому борту проходит по полкам разрушенных скал и затем выводит на седловину траверсов через крурую мелкую осыпь. Подъем влоб вдоль правого борта оказался заметно быстрее и, вероятно, безопаснее. В обоих случаях шли плотными группами, возможность же одной группе спустить камни на другую исключалась за счет большого расстояния между ними по горизонтали.

На седловине собрались в 12:35 (фото 85).

Фото 085 - Группа на пер. Туров на фоне Эльбруса

С седловины прекрасно виден западный склон Эльбруса (фото 86),

Фото 086 - Эльбрус и ледник Закыллачат с пер. Туров.

на З и ЮЗ открывается великолепная панорама ГКХ и массива Даут, также хорошо видна восточная стена седловины 3509 (фото 88).

Фото 087 - Вид с пер. Туров на восток, на вершины ГКХ в истоках р. Гондарай.

Фото 088 - Панорама ГКХ и южной части Даутского хребта с пер. Туров (вид на Ю-ЮЗ-З-СЗ).

На седловине обнаружили два тура. В одном из них старая записка от 08.07.1986 г. клуба туристов-альпинистов «Вертикаль» г. Ростов-на-Дону, рук. Ятковская. Группа полагала, что вышла на пер. Гондарай-Махар 1Б, однако, по Перечню этот перевал расположен южнее, в соседнем цирке, между г. Ср. Нахар и Ю. Нахар. В другом туре – свежая записка турклуба МАИ, от 18.08.2010, руководитель группы Романенкова Светлана, написанная на глянцевой странице из мужского эротического журнала с соответствующими картинками. Вероятно, не все считают, что перевальная записка – это своего рода документ. Оставляем свою записку, как обычно, на обыкновенном листе бумаги, съедаем традиционную шоколадку и в 13:00 начинаем спуск.

Спуск на восток представляет собой эскалатор из мелкой осыпи 80 м/35-40°, выполаживающийся книзу (фото 89).

Фото 089 - Кулуар пер. Туров 1Б с востока, с лед. Закыллачат.

Идем плотной группой ближе к правому краю, затем смещаемся ближе к центру, подальше от камней, которые могут сыпаться с правых скал. Выйдя на плоский открытый ледник без трещин, быстро добегаем по нему до серого озерка и обходим его слева (фото 90).

Фото 090 - Лед. Закыллачат и пер. Туров с восточного края озера.

На восточном берегу озера останавливаемся на перекус среди моренных валов (13:30). Кое-то даже купается, хотя вода ледяная, в озере плавают айсберги (N43°14.524'/E41°57.939'/2945). Здесь есть достаточно мест под палатки. Отдыхаем до 15:00. На восток открывается панорама ГКХ (фото 87). Дальнейший спуск проходит по склонам левого борта, сначала по некрутым осыпным и конгломератным, затем по весьма крутым (45°) травяным, со ступенями скал (фото 91).

Фото 091 - Ступень бараньих лбов в долине р. Закыллачат.

Ступени обходятся, как правило, слева. Это позволяет миновать пояс почти отвесных бараньих лбов, запирающий выход в среднее течение р. Заккылла-Чат. При движении по травяным склонам обязательна самостраховка ледорубом/альпенштоком! К 16:20 спускаемся на горизонтальную террасу в среднем течении р. Закылла-Чат (2611) и переходим на правый берег. Здесь, у конца террасы появляется тропка, постепенно уводящая вправо от русла и затем серпантинами вниз по крутому травянисто-осыпному склону (300 м/40°) в долину р. Гондарай. На склоне тропа снова теряется, приходится спускатья как попало по высокой траве с камнями и кустам. Весьма утомительный спуск немного скрашивается обилием черники. На конную тропу в долине у устья р. Заккыла-Чат вышли к 17:40 (N43°13.946'/E41°59.033'/2121).

Здесь у одного из участников (И.Сафонова) случился сильнейший аллергический приступ (перехватило дыхание – обструкция), видимо из-за запаха многочисленных трав, цветущих на склоне. Пришлось применить неоднократно испытанное нами в подобных случаях средство – глоток коньяка. Несмотря на все возражения врачей, этот метод, в отличие от всевозможных антигистаминных препаратов, как таблеток, так и аэрозолей, работает мгновенно и безотказно. Стараемся не засиживаться в столь небезопасном месте и как можно скорее уходим вниз по тропе левым берегом р. Гондарай. В 19:30 с короткими остановками (попадается малина) вышли к слиянию рек Гондарай и Индрикой. После короткой разведки перешли Гондарай вброд стенкой в 200 м выше слияния и встали на стоянку у верхнего края леска на стрелке двух рек (N43°15.646'/E42°00.533'/1840). Здесь имеется удобное кострище среди крупных камней, много дров, рядом – проселочная дорога, идущая правым берегом Гондарая. Выше по течения – стоянка пастухов, на поляне пасутся коровы (со всеми вытекающими последствиями). Наконец-то готовим на костре, варим суп, плов, греемся у живого огня. За день пройдено 9,4 км с набором высоты 350 м и спуском на 1400 м.

Продолжение >>>>>>

!

Отчет отличный. Правильное расположение перевалов в районе Двузубки: Игольчатый, Скалистый, Зеркальный: http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5299