Руководитель: А.Сафонов, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по З.Кавказу в августе 2010 г. Часть 1

О Т Ч Е Т

о горном спортивном походе IV категории сложности
по району Западный Кавказ,

совершенном группой туристов г. Москвы с 5 августа по 1 сентября 2010 г.

маршрутная книжка №1/3-407

руководитель группы: Сафонов А.И.
телефон: (495) 757-46-53(д)

alesaf2008@rambler.ru

п.Архыз – р.Дукка – пер.Айюлю 1А, 2874 – пер. Клюковского (Раздельный) 1А, 2780 – р.Белая – р.Псыш – р. Секиртме – пер. Кизгыч Ложн. 1Б, 2988 ­– р. Кизгыч ­– пер. Бугойчат н/к, 2875 ­– р.Маруха ­– пер.Халега н/к, 3027 – р. Аксаут ­– пер. Алибек 1А 3168 – а/л Алибек ­– п.Домбай – р.Клухор – разведка седловины 3509, факт. 2А – пер.Кичи-Муруджу Сев. 2Б, 3502 – р.Махар-Су – пер.Туров 1Б, 3213 – р.Гондарай – траверс в. Гвандра Вост. 3850 (факт. 2Б + 2А альп.) – пер. Ак-Тёбе 1Б, 3315 – р.Мырды – а/л Узункол – р. Узункол – р.Кубань – р.Уллукам – пер.Хотютау 1Б, 3546 – приют 11-ти ­– р/в на в.Эльбрус Зап. 5642 (2А альп.) – п.Азау

Справочные сведения о походе

Вид туризма

горный

Район путешествия

Западный Кавказ

Сроки

с 5 августа по 1 сентября 2010 г.

Количество участников

10, в том числе:
2Б – 1, 2А – 1 (р/в), 1Б – 3, 1А – 2, н/к – 3

Восхождения на вершины

Гвандра Вост. 3830 (траверс СЗ–СВ, 2Б/2А альп.), Эльбрус Зап. 5642 (2А альп.)

Нитка маршрута заявленная

п.Архыз – р.Дукка – пер.Айюлю 1А, 2874 – пер.Олежек 1А, 2903 – р.Аманауз – р.Псыш – пер.Токмак 2А, 3076 – пер. Кизгыч Ложн. 1Б, 2988 ­– р.Кизгыч ­– пер. Бугойчат н/к, 2873 ­– р.Маруха ­– пер.Халега н/к, 3027 – р. Аксаут ­– пер. Маршала Жукова Сев. 2Б, 3650 – а/л Алибек ­– п.Домбай – пер.Чучхур н/к 2712 – р.Клухор – [разведка и п/п седловины 3509, ~2Б] – пер.Кичи-Муруджу Сев. 2Б, 3502 – р.Махар-Су – пер.Игольчатый 2Б, 3400 – р.Гондарай – пер. Ак-Тёбе 1Б, 3250 – [в. Гвандра В. 3896, 2Б альп. (р/в)] – р.Мырды – р.Кичкинекол – пер.Доломиты Юж. 1А, 3397 – р.Чиринкол – р.Кубань – р.Уллукам – пер.Хотютау 1Б, 3546 – приют 11-ти ­– [в. Эльбрус Зап. 5642, 2А альп. (р/в)] – п.Азау

Нитка маршрута фактическая

Причина

пер. Олежек 1А – р. Аманауз

отказ, спуск по р. Белой

1) необходимость поездки в Черкесск за пропуском в порганзону 2) отсутствие пропуска на Наурскую тропу

пер. Токмак 2А

отказ, отход по р. Секиртме

1) отказ в выдаче пропуска на пер. Токмак на п/з в Архызе 2) отставание от графика из-за поездки за пропуском в Черкесск

пер. Маршала Жукова Сев. 2Б

пер. Алибек 1А

1) невозможность прохождения ледового перевала 2Б в полном составе (сломалась кошка Grivel) 2) неблагоприятные метеоусловия 3) информация от встречной группы о разломах на лед. Двуязычном

пер. Чучхур н/к – р. Буульген

отказ, объезд на а/м

1) неопределяющее препятствие 2) отставание от графика

п/п седловины 3509

отказ после разведки

по рекомендации МКК, т.к. сложность восточной стороны заведомо превышает 2Б

пер. Игольчатый 2Б*

пер. Туров 1Б

1) невозможность прохождения скально-ледового перевала 2Б* в полном составе (снова сломалась заваренная в Домбае кошка Grivel) 2) рекомендации МКК

пер. Доломиты Юж. 1А

отказ, обход по р.р. Узункол и Уллу-Кам

1) неопределяющее препятствие 2) отставание от графика

Краткая характеристика района путешествия

Заезд в район несложный, быстрый и сравнительно недорогой: поездом до Невинномысска или Нальчика или самолетом до Минеральных Вод, затем 3–4 часа на а/м, маршрутке или рейсовом автобусе до п.п. Архыз, Теберда, Домбай, Хурзук, Терскол.

Почти по всем ущельям проложены проселочные или асфальтированные дороги, имеется завитая сеть турбаз, альплагерей и курортных поселков, что обеспечивает возможность быстрой аварийной выброски с любой точки маршрута. В верховьях практически всех долин есть множество маркированных туристических троп.

Самое хорошее время для походов и восхождений — июль, август, начало сентября.

Из 23 дней нашего похода заметный дождь шел всего 5 раз, один из них – почти сутки подряд в районе Домбая.

Выбор маршрута.

Выбор района диктовался ограниченными сроками (мы могли начать активную часть похода не раньше 7 августа и должны были вернуться в Москву к утру 1 сентября) и финансовыми соображениями (стоимость похода составила около 10 тыс. руб. с человека). Для сравнения, поход 2009 г. на Тянь-Шань (хр. Терскей Алатау) стоил почти в два раза дороже ~18 тыс. руб. с человека даже с учетом проезда на поезде в один конец, а Алтай 2008 г. – более 14 тыс. руб. с человека (поезд в оба конца). После достаточно безжизненного Тянь-Шаня хотелось более зеленых мест, частых спусков в зону леса, озер, чистых рек, цветов, ягод. Всем этим пожеланиям вполне удовлетворяет Западный Кавказ. Кроме того, нам хотелось пройти насколько возможно весь этот район «за одну навигацию», в том числе, сравнительно редко посещаемые места. Имелось также желание при благоприятных условиях взойти на Эльбрус, на котором до этого побывал лишь один из нас. Для наилучшей акклиматизации восхождение на Эльбрус естественно было планировать на конец похода. Этим определялось общее направление движения с запада на восток. Начало в районе Архыза было выбрано из-за удобства подъезда и наличия погранзаставы, где можно получить заказанный заранее пропуск в погранзону без необходимости заезжать в Черкесск (так нам говорили пограничники по телефону). К сожалению, последний расчет не оправдался.

Опыт участников позволял свободно планировать маршрут IV к.c. Однако, на Западном Кавказе не так много перевалов 2Б к.т. в северных боковых отрогах ГКХ. К тому же мы постарались сразу исключить камнеопасные перевалы и вершины. В результате была взята за основу нитка Архыз –пер. Токмак 2А р. Кизгыч – р. Маруха – р. Аксаут – пер. Маршала Жукова Сев. 2Б ­– Домбай – пер. Кичи-Муруджу Сев. 2Б (с разведкой и возможным первопрохождением седловины 3509) – массив Нахар – в. Гвандра Вост 2А альп. ­– ­р. Мырды – р. Уллу-Кам – в. Эльбрус.

В целях акклиматизации предполагалась «разгонная» часть маршрута с несложными перевалами в живописном хребте Аркасара, разделяющем долины рек Б. Лаба и Псыш.

Мы традиционно выстраиваем достаточно протяженные линейные маршруты практически без использования забросок и петель. Это представляется нам наиболее естественным и интересным в спортивном отношении, а также с точки зрения автономности путешествия. В этот раз с учетом значительных перепадов высоты и длины переходов было решено часть продуктов докупить в середине похода в Домбае, чтобы снизить стартовый вес рюкзаков и, соответственно, увеличить скорость передвижения.

Состав группы

Киселев Александр Михайлович

1989

Г4У-
Тянь-Шань (2009), Алтай (2007, 2008)

электрик, фотограф

Савельев Федор Васильевич

1989

Г4У-
Тянь-Шань (2009), Алтай (2008)

Отв. за снаряжение

Дневник похода

5-7.08.10. Заезд.

Москва – Невинномысск (Минеральные Воды) – пос. Архыз – р. Б.Дукка

Руководитель из-за работы не мог выехать из Москвы раньше утра 7 августа. Поэтому было решено, что группа отправится на поезде 5 августа в Невинномысск и далее на автомашине или маршрутке до Архыза, чтобы заняться получением пропусков в погранзону и заповедник, а руководитель будет догонять их на самолете 7 августа. Поезд №027 Москва–Кисловодск отправляется из Москвы в 21:45 и прибывает в Невинномысск в 4:15 утра. Стоит иметь в виду, что он едет с заходом на территорию Украины. Из Невинномысска в 5:24 ходит дизель до Черкесска (один вагон). Нам это оказалось очень удобно. Приехали в Черкесск в 7:22. Несмотря на раннее утро, у вокзала уже дежурят водители. От автовокзада ходят автобусы и маршрутки до Архыза (2-3 в день) и Зеленчукской (часто). Проезд до Зеленчукской стоит 80-100 руб., оттуда до Архыза еще 50 руб. Побоялись не успеть съездить в погрануправление до архызкого автобуса, поэтому договорились с таксистом. Удалось сторговаться за 1300 руб. до п/з в Архызе. Заехали в погрануправление, и своими глазами убедились, что оно действительно не работает в выходные — нет никого, кроме дежурного офицера. Ничего страшного - пограничники по телефону нам обещали, что заказанный заранее пропуск выдадут в Архызе, в том числе и в субботу 7 августа. Это оказалось форменной дезинформацией.

В Архызе такой пропуск выдать отказались (хотя, по идее, были обязаны), поскольку, по их словам, запрашиваемый маршрут выходит далеко за пределы ответственности Архызского отряда, а связь с базой данных в Черкееске по выходным не работает (?!). К счастью, мы догадались запастись отдельной заявкой на начальный участок маршрута от Дукки до Псыша. На п/з в Архызе со всеми посетителями разговаривает девушка за воротами. Забрав наше заявление, она вскоре вынесла нам его обратно. Оттуда были карандашом вычеркнуты Наурская тропа, перевалы Токмак, Кизгыч Ложный, Бугойчат, и долина Кизгыча (якобы такие пропуска вообще не выдаются ни при каких обстоятельствах). Ни фамилии, ни подписи. На просьбу объяснить причину отказа (что они обязаны сделать по закону) она ответила: «Секретная информация». Хорошо устроились за высоким забором.

Стала очевидной необходимость ехать в Черкесск в рабочий день, т.е., не раньше понедельника 9 августа. В Архызе удалось найти егеря заповедника и взять у него пропуск в долину Кизгыча за 400 руб. со всех. Он выписал пропуск вообще до Алибека, чтобы нас там не трогали, и дал телефон правильного человека в Домбае, к которому нужно обратиться на пропуском на оставшуюся часть заповедника восточнее Домбая. Как потом выяснилось, это было большой удачей. До устья Дукки добрались по строящейся вдоль Архыза широкой, но пока грунтовой трассе частично пешком, частично на попутках. Оттуда поднялись до слияния Большой и Малой Дукки и разбили лагерь в перелеске на правом берегу возле строящегося водовода. Наконец-то после московской жары можно помыться в ледяном ручье!

Самолет а/к Ютэйр Москва–Минводы задержался во Внуково на полтора часа из-за московского смога и прибыл в Минводы только около 15 часов. Все рейсовые автобусы уже ушли. Пришлось догонять их на такси (500 руб. до перекрестка дорог на Черкесск из Минвод и Кисловодска). Там удалось поймать маршрутку Кисловодск – Черкесск (спасибо таксисту, который спланировал такой маршрут). Из Черкесска автобус довез до Зеленчукской. Тащился ужасно долго. Там таксисты ломят запредельные цены до Архыза, а рейсовый транспорт уже весь уехал. Пришлось выйти на дорогу в Архыз и ловить попутку. Битый час мимо проезжали или те же таксисты или просто местные легковушки, которые даже не тормозили. К 8 вечера наконец удалось поймать порожний водовоз, который быстро и бесплатно домчал до южного конца Архыза под разговоры о минеральных источниках. Здесь, судя по всему, недавно прошел хороший дождь. Дальше пришлось топать пешком. Вскоре попалась попутка, но подвезла только до поворота на Софию. Еще через некоторое время, уже в темноте, остановился раздолбанный Жигуль. Этот согласился подвезти до Греческой поляны. Потом выяснилось – хотел за это 500 руб. Сторговались на 300. Дальше только пешком, в полной темноте (фонарик лежал в клапане рюкзака, но идущий об этом не знал). Встречная машина передала, что группа стоит на Дукке. У устья Дукки в 11-м часу вышедший из лагеря гонец, наконец, встретил опоздавшего руководителя и проводил его в лагерь. Легли поздно, после теплой встречи с напитками и закусками.

8.08.10. 1 день.

р. Б. Дукка – оз. Семицветное – оз. 2800

С утра ясно. Выходим поздно, в 12:10 – нужно переложить рюкзаки, к тому же накануне поздно легли. Метров 300 идем правым берегом вдоль строящегося водовода, затем по заболоченному склону. Когда борт долины подходит к воде, переправляемся по толстому бревну на ЛБ, на основную тропу (12:30). Дальше по тропе, никуда не сворачивая, идем до оз. Семицветного. Долина вначале пологая, но перед озером становится круче – преодолеваем два уступа бараньих лбов (14:55). Перед ними основная тропа уходит на ЛБ, к пер. Аркасара. На верхнюю ступень поднимаемся уже без тропы кто где – пути справа и слева от вытекающих из озера ручьев одинаково удобны. Озеро действительно весьма живописное (фото 6):

Фото 006 - Вниз по долине р. Б. Дукка от оз. Семицветного. Слева - распадок с тропой на пер. Дукка (Аркасара) 1А.

переливается всеми оттенками синего – от зеленоватого до фиолетового, вода совершенно прозрачная, но очень холодная. Останавливаемся на скалах ПБ на перекус с купанием (16:00–17:30). Недалеко расположились лагерем еще две-три группы.

От озера тропа крутыми серпантинами (фото 7)

Фото 007 - Подъем от оз. Семицветного на террасу правого борта долины р. Б. Дукка с двумя озерами.

уводит на травянистый склон правого борта, к висячей долине с двумя озерами (фото 8).

Фото 008 - Терраса правого борта долины р. Б. Дукка с двумя озерами.

К нижнему из них выходим в 17:55, а к верхнему – после привала в 18:15. Затем поднимаемся без тропы по некрутым лбам, траве и старой крупной морене, держась чуть левее линии этих двух озер, азимут 125 (18:55). По пути много зеленых лужаек, удобных для стоянки, но время еще есть, погода отличная. На следующем привале приходится вернуться за упавшей с рюкзака рубашкой (сушилась на солнце). Последний участок – старый моренный вал из средних и крупных обломков, за которым котловина небольшого озера. В 19:30 останавливаемся на ночевку на ПБ на горизонтальных травяных площадках (N43°28,730’/E41°05,920’/2800), огороженных ветрозащитными стенками, любуемся закатом. Готовим на газу.

К ЮВ от озера, между в.в. 3214 и 3063 – седловина пер. Олений 1А, 2998 (фото 9)

Фото 009 - Пер. Олений 1Б с СЗ, со стоянки на оз. 2800.

За день пройдено 9,6 км с набором 920 м. Мы идем с небольшим опережением графика – план на завтра очень обширный, к тому же нужно иметь в виду предстоящую поездку в Черкесск и весьма вероятные изменения маршрута, если все-таки не удастся получить пропуск на запланированные перевалы и долины.

9.08.10. 2 день.

СЗ–ЮВ

3.3.1

Соединяет

долины рек Б.Дукка (правый исток р. Архыз) и Белая (левый приток р. Псыш)

СЗ – пологая заросшая средняя осыпь, трава ЮВ – мелкая осыпь 70м/до 25°

Широкая, травянисто-осыпная

есть

09.08.2010 со стороны р. Дукка

Выход в 9:20. Ясно. Движемся на СВ на террасу оз. 2832 по пологим травяным и осыпным увалам. Озеро обходим с юга вдоль воды (9:37–9:44, фото 10, 15), затем поворачиваем направо к широкой седловине пер. Айюлю 1А. На перевал вышли в 9:50 (фото 11). Вслед за нами поднимается и группа со Ставрополья, остановившаяся накануне чуть выше двух озер (2700), а навстречу – еще одна, с двумя мальчишками лет 7-и. Так же когда ходила и наша Нинка, а сейчас она выглядит по сравнению с ними просто взрослой.

На седловине огромный тур. Сняли записку (не сохранилась). Оставляем свою (по электронной почте пришло сообщение от группы, снявшей нашу записку), съедаем перевальную шоколадку и в 10:10 начинаем спуск на ЮВ к озеру 2751 (фото 12). Идем по следам, держась правой стороны. Чуть ниже озера начинаем траверсировать склон на направо, на юг. Трое обходят первый же скально-травянистый гребешок слева, снизу, остальные двое забираются на него. Первый вариант ведет к небольшому озерку с ручьем (N43°28,306’/E41°06,800’/2670) на зеленой террасе (11:20). Второй путь без потери высоты, но значительно более трудоемкий – он выводит на траверс довольно крутого осыпного склона высоко над озерком. Оба пути снова сходятся у перевальчика в следующем гребешке (N43°28,147’/E41°06,632’/2780). Подъем на гребешок – по простым лбам и травяным полкам (12:50).

Фото 010 - Обход оз. 2832 с юга по пути к пер. Айюлю 1А.

Фото 011 - Вид с пер. Айюлю на ЮВ в долину р. Белой.

Фото 012 - Вид с пер. Айюлю 1А на СЗ, на оз. 2832.

Фото 013 - Пер. Клюковского (Раздельный) 2780 с севера.

Фото 014 - Пер. Клюковского (Раздельный) 2780 с юга.

Фото 015 - Хр. Аркасара с террасы с двумя озерами на правом борту долины р. Б. Дукка.

Перевал Клюковского (Раздельный) 1А

2780 м

N43°27,746’/E41°06,847’

в коротком В отроге хр. Аркасара к З от в. 2801

ССЗ–ЮЮВ

Соединяет

Центральный и правый истоки р Белая (левый приток р. Псыш)

ССЗ –трава с выходами скал 60 м/40-45° ЮЮВ – трава 80м/ 40°, далее положе

Узкая, скально-травянистая

Каски, ледорубы (альпенштоки)

09.08.2010 с севера

В следующем, более крупном и обрывистом гребешке четко видна довольно крутая, но зеленая седловина (азимут 160) (фото 13). Ориентируясь на нее, спускаемся с перевальчика на Ю, затем на ЮЮВ по пологим лужайкам и осыпям. Внизу у ручья – крупные обломки. Подъем на седловину короткий, но крутой – около 60 м/40-45° по траве с выходами скал. Сама седловина узкая, скально-осыпная, мест под палатки нет (N43°27,746’/E41°06,847’/2780) (13:20). В туре записка т/к «Донбасс», рук. Мирный А.Н., от 16.07.2010. Оставляем свою. По нашему мнению, перевал соответствует 1А к.т. Спуск на Ю – крутой травяной склон 80 м/40°, который затем выполаживается (фото 14). Спускаемся серпантином плотной группой с самостраховкой ледорубом и в 14:10 выходим к ручью на лугах с высокой травой. Вскоре появляется тропа. Она идет левым бортом по лугам, постепенно забирая влево, к центральному истоку Белой.

Останавливаемся для совещания напротив характерного крутого лба справа, поскольку здесь необходимо свернуть к нашему следующему перевалу Олежек 1А, 2903. К нему нужно подниматься по самому правому истоку Белой. Набор составляет около 400 м, а времени уже много, и мы изрядно устали. Если идти этот перевал, мы вряд ли успеем до темноты спуститься по Аманаузу к Псышу, следовательно, поездка за пропуском в Черкесск будет отложена еще на один день. Кроме того, могут возникнуть проблемы с пограничниками ­– ведь нам не дали пропуска на Наурскую тропу, поэтому находиться на ЛБ Псыша выше Белой нам, по идее, запрещено. Застава же расположена чуть выше устья Белой, так что при поездке в Черкесск ее не миновать. Решаем не испытывать судьбу и спускаться по Белой.

Продолжаем движение по тропе (15:50). От границы леса (16:10) она спускается на север к Белой крутыми серпантинами по березовому криволесью. Здесь через речку переброшено бревно. Для надежности можно воспользоваться заботливо оставленной слегой. Однако на левом берегу тропа теряется. Вероятно, она уходит влево-вверх на безлесый холм. Снова набирать порядка 50–100 м совсем не хочется. Переходим обратно на ПБ и идем вдоль реки по теряющейся тропке, потом по криволесью. Вскоре склон ПБ становится совсем крутым, левый же берег выглядит более перспективно. Переходим вброд на ЛБ и забираемся по лесу немного вверх, надеясь выйти на террасу. Однако террасы здесь быстро заканчиваются, да и пробираться по ним немногим легче. Продолжаем удаляться от реки, то спускаясь, то поднимаясь по криволесью. В 18:00, совершенно вымотавшись, выходим наконец из леса на луг, где обнаруживаем мощную тропу. Видимо, нужно было не лениться и подняться на холм сразу от переправы с бревном.

Тропа довольно круто сбрасывает высоту и вскоре выводит на обширную поляну, где расположилась лагерем большая группа (или даже несколько групп). От них узнаем, что минут через 20 поляны закончатся, а за ними начнется крутой спуск по хвойному лесу. Этот спуск действительно впечатляет. Тропа очень хорошая, но уклон чересчур большой – приходится то и дело цепляться за деревья, чтобы затормозить. Общий перепад на спуске по лесу – около 350 м, воды нигде нет, река далеко справа. Можно себе представить, насколько утомительно здесь подниматься. В 20:00 выходим в долину Псыша. Здесь на ПБ Белой у проселочной дороги стоит множество туристов и просто отдыхающих с машинами и без. Впрочем, одна полянка с кострищем свободна, соседи даже поделились дровами. Быстро ставим лагерь. Ужинаем уже в темноте.

План на завтра: руководитель в 5 утра уходит вниз по Псышу с целью как можно раньше добраться в Черкесск (нас пугали очередями в погрануправлении). Пер. Токмак нам не разрешен (в Архызе пограничники это говорили вполне определенно), приходится от него отказаться. Поэтому остальные, чтобы не ходить по Наурской тропе, переносят лагерь вверх по Псышу на ПБ. Говорят, выше заставы есть мост. Связь держим по рации каждый час, начиная с 18:00, а также через соседей – они не собираются завтра никуда уходить.

10.08.10. 3 день

Полудневка,поездка в Черкесск за пропуском, перенос лагеря вверх по Псышу на ПБ.

Перенос лагеря вверх по Псышу. Утром проходящие мимо погранцы проверяют пропуска. Выход в 12. Половину вещей уносим с собой. По проселочной дороге доходим до погранзаставы. Незадолго перед ней развилка, нужно повернуть направо. Еще раз предъявляем пропуска. Далее идем 1 км по тропе до моста через Псыш. Мост подвесной, на троссах, состоит из двух пролетов, части поперечных досок нет, часть болтается. Идти нужно аккуратно, держась за троссы. Середина второго пролета опустилась низко к воде, поэтому говорят, что мост смоет следующей же весной. Начинается ливень. От моста дорога вскоре выводит на поляну с домиком. Дороги несколько раз ветвятся. Напротив верхнего конца широкого устья Аманауза дорога забирает по слону вверх и теряется. Долго под дождем ищем тропу, но в итоге решаем вернуться до ближайшей развилки и выходим вниз к реке. Здесь есть многочисленные обрывки троп. Уже при возвращении поняли, что полезно почаще выходить на галечный берег Псыша, а не продираться через лес. В 16 часов решем ставить лагерь при выходе на небольшую поляну у притока. Дождь утихает. В 18:00, оставив Нину в новом лагере, втроем идем вниз за вещеми и руководителем. Наш путь уже более оптимален. По дороге кормимся малиной. В 20:00 проходим заставу и связываемся по рации с Саней.

Черкесск. Выход в 5:00. К 7:00 дошел почти до п/з Архыз. Здесь подобрала попутка, которая проехала Архыз раньше рейсового автобуса и к 8 утра довезла до Зеленчукской. Вскоре образовалась маршрутка до Черкесска. Доехали меньше, чем за час. К счастью, высадили прямо у погрануправления (случайно спросил, где лучше сойти, как раз, когда проезжали мимо). Здесь пришлось подождать до 10:00, «пока закончится развод». Документы взяли быстро. Девушка тут же спросила про пропуск в заповедник в долину Кизгыча (вот где он пригодился!). Пропуска она вынесла минут через 40. Вычеркнули пер. Малая Гвандра («слишком близко к границе»), на словах посоветовали идти севернее. Нам это только на руку – ведь в маршрутке-то пер. Актюбе 1Б. Так что мы «честно» соблюдаем букву закона. В остальном разрешили все, в том числе якобы запретные Токмак, Наурскую тропу, Бугойчат и Кизгыч. А мы-то уже решили обходить Токмак…

Возвращение вышло несколько менее быстрым. Пришлось идти пешком до троллейбуса. Тот довез до конечной (кондуктор все время болтала по телефону и не сказала, где выйти), потом вернулся на пару остановок. Автобус до Зеленчукской ехал опять неспешно. Попутки до Архыза снова не ловились, пришлось дожидаться рейсового автобуса. Милиционер на автовокзале проверил документы и почему-то спросил, не пил ли я сегодня. Ответ «не пил, но собираюсь» его вполне устроил. В Архыз добрались к 17:00 после дождичка. Дальше всю дорогу пешком. В устье Белой пришел к 19:30. Часть вещей оказалась еще здесь, соседи прикрыли их полиэтиленом от дождя (говорят, был ливень). Говорят, наши ушли наверх недавно (?!). Рация пока не берет. Что ж, подождав немного, выхожу верх по Псышу в сторону заставы. Есть связь! Вскоре встречаемся на полпути к заставе (10 мин от лагеря). Возвращаемся за вещами, распихиваем их по трем рюкзакам и выходим вверх уже в сумерках.

На заставе показываем новый пропуск – записывают и его, спрашивают, когда будем на Кизгыче и на Марухе. От заставы до моста минут 15–20 по набитой тропе. Перейдя Псыш по мосту, за 1:10 в темноте, с фонариками, по мокрому лесу добираемся до лагеря у притока (обрывки троп и лесовозных дорог, большей частью, спускающихся в реку). За день пройдено 6,4 км с набором 170 м (перенос лагеря) или около 25 км (поездка в Черкесск).

11.08.10. 4 день

р.Псыш – р.Секиртме

Выход в 12:00 после вчерашнего позднего отбоя и просушивания вещей на утреннем солнце. Переменная облачность. Идем по приличной тропе ПБ. Вскоре встречаем группу, спускающуюся по р. Кышлаусу из-под перевалов Заячьи Ушки и Холодовского. Они говорят, что тропа сворачивает вверх задолго до Кышлаусу. Так и есть. На повороте уходим по слабой тропке к берегу. Здесь она, однако, обрывается. Возвращаемся на основную тропу и немного поднимаемся по ней, чтобы убедиться, что она действительно ведет на Кышлаусу. Других ответвлений не видно. Потеряв битый час на поиски правильной тропы, снова возвращаемся на берег и по криволесью с трудом выбираемся к устью Кышлаусу (14:00). Речку переходим вброд (она мелкая, но падает круто) (фото 16).

Фото 016 - Брод через р. Кышлаусу вблизи устья.

За ней на вырубке – заросли малины. Отдыхаем, подкармливаемся. Дальше приходится снова продираться по криволесью до устья Секиртме (14:50). В этом месте ни ее, ни Псыш перейти нельзя. С сожалением смотрим на ЛБ Псыша, где идет недостижимая теперь Наурская тропа. Продолжаем движение правым берегом, постепенно удаляясь от русла. Вскоре появляются остатки заросшей тропы. Она сначала довольно круто поднимается по лесу, затем траверсирует крутой склон и, наконец, выводит на луг в долину Секиртме. По высокой траве выходим к реке и останавливаемся на перекус (17:00).

Мы вдоволь налазались по березе, потеряв порядочно времени на движение по ПБ Псыша и Секиртме. Подход под пер. Токмак траверсом лесистого холма ЛБ Секиртме совершенно не вдохновляет. Восемь лет назад там шла тропа, но, и тогда она была весьма буреломной. Учитывая же состояние тропы, по которой мы только что пришли, можно предположить, до какой степени она заросла теперь. Решаем окончательно отказаться от прохождения пер. Токмак и двигаться вверх по Секиртме прямо к пер. Кизгыч Ложный.

Около часа идем по тропке лугами ПБ, иногда выходя на гальку (18:00–19:05). Когда долина становится круче (фото 17),

Фото 017 - Верховья р. Секиртме. Вид на ЮВ.

переходим на ЛБ правого истока и в 19:10, не найдя ничего лучше, останавливаемся на стоянку на наклонной цветочной поляне между истоками, немного не дойдя до границы леса (N43°24,345’/E41°13,361’/2160). Выравниваем площадку под палатку, устилаем ложе лепестками (и стеблями) очень пахучих белых цветов высотой в человеческий рост. Готовим на газу, хотя в принципе можно было бы набрать веточек. В верховье Секиртме неимоверное количество мух! Донимают ужасно - ползают по всем открытым участкам тела, объективам фотоаппаратов, и т.д, но, к счастью, почти не кусаются. За день пройдено 4,2 км с набором высоты 360 м.

12.08.10. 5 день.

СЗ–ЮВ

3.5.5

Соединяет

долины рек Секиртме (правый приток р. Псыш) и Кизгыч-Баш (левый исток р. Кизгыч)

Характер

Снежно-ледовый. СЗ – некрутой закрытый ледник с трещинами, снег 150 м/35°ЮВ – пологий закрытый/открытый ледник, зона разломов 100м/до 25°, простые пологие скалы

Седловина

Широкая, снежно ледовая СВ – некрутой скально-осыпной гребень в центре и с ЮЗ – трещины

Есть (на снегу)

Необходимое снаряжение

Кошки, ледорубы, страховочные системы, каски, с/з очки, основная веревка (связки)

Прохождение

12.08.2010 со стороны р. Секиртме. Описание дано от слияния истоков р.Секирме до стоянки над устьевым каньоном р.Кизгыч-Баш

Выход в 9:10. Ясно. Идем на ЮВ, смещаясь вправо по ходу и переходя с одного заросшего моренного гребешка на другой (фото 18 — вид назад).

Фото 018 - Верховья р. Секиртме с подъема на ледник Буша.

Вскоре появляется тропа, поднимающаяся по этим гребешкам под скалы ПБ и далее вдоль скал, мимо водопада (9:50, фото 19, 20).

Фото 019 - Подъем на ледник Буша под скалами правого борта.

Фото 020 - Языки ледника Буша.

В 11:10 выходим на плоский участок живой морены под скальным поясом, над которым нависает одна из ветвей ледника Буша. Проходим под скалами направо до открытого льда, надеваем кошки и связываемся, т.к. впереди видны трещины (12:20). Со скал низвергаются струи рассыпных водопадов (фото 21).

Фото 021 - Водопад при выходе на ровную часть ледника Буша.

Пройдя немного правым краем ледника, решаем обойти зону трещин на его перегибе по простым скалам ПБ. Верх скал плоский, имеется множество оборудованных мест под палатки (12:43). На западе прекрасно виден изрезанный трещинами восточный склон пер. Токмак 2А (фото 22, 24).

Левее него, между г. Псыш и в. 3255, виден пер. Чамагвара 2А.

Спуск на ровную закрытую часть ледника по скальным ступеням сложности не представляет. Около 14:20 подходим в связках по центру ледника под перевальный взлет. Снег плотный, держит великолепно, никаких признаков раскисания, несмотря на середину дня. Тем временем собираются тучи. Взлет снежный, высотой 150 м и крутизной не больше 35°(фото 23) Вверху левой по ходу части видны трещины. Поднимаемся справа, а затем по широкому и пологому перевальному гребню уходим налево в обход трещин (фото 25, 26)

Фото 022 - Панорама верховьев ледника Буша: пер. Кизгыч Ложный 1Б*, пер. Чемагвара 2А, г. Псыш, пер. Токмак 2А* и г. Токмак.

Фото 023 - Подъем в связке на пер. Кизгыч Ложный 1Б* с ледника Буша.

Фото 024 - Восточный склон пер. Токмак 2А* с пер. Кизгыч Ложный.

Фото 025 - Вид с пер. Кизгыч Ложный 1Б* на север, на ледник Буша.

Фото 026 - Панорама с пер. Кизгыч Ложный 1Б*, 2988 на ЮЗЗ-Ю-ЮВ-В.

до сильно разрушенных скал СВ края седловины (14:45). Тур на скалах (N43°22,993’/E41°13,700’/2988). Сняли записку группы туристов г. Краснодара, рук. Завгородний А.Г., от 05.08.2009 г. Оставляем свою, съедаем традиционную шоколадку и в 15:15 начинаем спуск по пологому леднику без трещин, держась левой стороны. Вскоре упираемся в зону разломов, ледник становится круче, лед открытый. Приходится изрядно попетлять между трещинами (фото 27, 28)

Фото 027 - Преодоление зоны разломов на перегибе ледника Кизгыч-Баш при спуске с пер. Кизгыч Ложный 1Б*.

Фото 028 - Путь спуска с ледника Кизгыч-Баш в обход зоны разломов.

и немного вернуться. Стараемся уйти вправо к выходам скал, разделяющим две ветви ледника, избегая участков крутого льда. К 16:45 оказываемся на скалах (N43°22,680’/E41°14,134’/2760), снимаем кошки, развязываемся, отдыхаем, перекусываем.

Перед выходом на скалы у Федора Савельева сломалась передняя часть платформенной кошки Grivel F2! Ремонт в походных условиях не представляется возможным. Жаль. Это может серьезно повлиять на наши дальнейшие планы. Однако пока на спуске больше льда не предвидится, затем предстоят два некатегорийных перевала.

Спускаемся по простым, пологим, сильно разрушенным скалам, постепенно уходя к их левому краю. Ниже конца левой ветви ледника пересекаем некрутой снежник и выходим на левобережную морену. По осыпному и конгломератному склону средней крутизны спускаемся направо на пологий снежник в долине (18:15, фото 29).

Фото 029 - Спуск с ледника Кизгыч-Баш.

Дальше идем по камням ЛБ, затем по траве, отойдя от русла. В 19:00 останавливаемся перед устьевым каньоном. Путь спуска неочевиден. Проводим короткую разведку. Однако время позднее, поэтом решаем остановиться на ночевку, благо на зеленом склоне оказались оборудованные горизонтальные места под палатки, рядом – ручей (N43°22,914’/E41°15,159’/2460). Судя по всему, стояли здесь очень давно. Готовим на газу. За день прошли 5,5 км с набором высоты 830 м и спуском на 530 м.

13.08.10. 6 день

Спуск по р.р.Кизгыч-Баш и Кизгыч до брода у брошенной заставы.

Утром снова ясно. Как и накануне вечером, любуемся видом ледника, нависающего над скалами ПБ долины Кизгыча, и стекающими с них водопадами (фото 31).

Фото 030 - Урочище Кизгычбаши вниз по долине р. Кизгыч.

Фото 031 - Вид на вершины ГКХ из урочища Кизгычбаши вверх по долине р. Кизгыч.

Выход в 9:20. Идем по увалам ЛБ по высокой траве с камнями. К 9:40 спускаемся к обзорному лбу с голой плоской вершиной, с которого открывается вид на водопад устьевого каньона и вниз на долину Кизгыча (фото 30). Фотографируем. Слева ото лба – крутенький осыпной кулуар, совершенно заросший высокими цветами и травой. По средним камням, держась за цветы, за 15 мин спускаемся в зеленую долину (10:10). Идти вдоль реки по траве ЛБ удобно, появляются обрывки троп. Есть места для стоянки, много дров. В 10:30 останавливаемся на привал на галечной отмели (фото 31). За ~500 метров до впадения крупного левого притока (р.Чучхурка), отойдя от русла под левый борт долины, выходим на подболоченный луг с густой травой выше человеческого роста. Продираться через нее по петляющим звериным тропам и вообще без тропы довольно утомительно, особенно по жаре. В 11:45 по свежей тропе подходим к Чучхурке и переходим ее вброд (речка мелкая). Кое-кто – босиком, чтобы не мочить ботинки. Продравшись еще метров 100 по кустам и поднявшись на террасу ЛБ Чучхурки, оказываемся, наконец, на мощной тропе, спускающейся, видимо, из-под перевалов Чучхур 1А и Заячьи Ушки 1А (12:00).

Тропа не спускается к Кизгычу, а на куруме (много черники!) над снежным мостом даже уходит немного вверх (12:25). Вскоре выходим к плановой стоянке в хвойном лесу под мощными пихтами недалеко от реки. После 15-минутного привала продолжаем движение по тропе и к 13:55 выходим к водопаду на левом притоке над каньонами Кизгыча и его притока, забитыми мощными снежными мостами (урочище «Чертова мельница»). Здесь тропа траверсирует крутой склон, а непосредственно перед водопадом приходится даже облезать по конгломерату короткий участок тропы, заваленный плотным снежником. Погода портится, начинает накрапывать дождь. Вскоре после водопада тропа входит в заповедный пихтовый лес. Говорят, некоторые деревья достигают 60-метровой высоты и возраста 700 лет! По лесу спускаемся к верху разлива Кизгыча.

На галечной отмели туром помечен то ли брод, то ли просто место выхода тропы (фото 32 — вид утром следующего дня).

Фото 032 - Разлив р. Кизгыч на рассвете в месте брода у брошенной погранзаставы в 2 км выше поляны Богатала.

Дождь продолжается. Проводим разведку брода. Напротив тура река разбивается на две протоки галечной отмелью. Левая протока преодолевается вдвоем сравнительно легко. Правая же вызывает серьезные опасения. Течение слишком сильное, глубина заведомо выше колена. Проходим по разливам вниз на ~700 м – здесь ничем не лучше. Метрах в 200-х ниже тура – остатки тросовой переправы напротив брошенной погранзаставы (домики стоят в лесу и не видны с берега). Тут же размеченная вертолетная площадка. Тем временем река вспухает от дождя. Переходить в таких условиях нечего и думать. Организуем глубокую разведку: двое отправляются вверх по течению, двое – вниз до поляны Богатала под пер. Софийское Седло н/к, один ставит лагерь.

Разведка показала, что вверху в каньоне есть узкое (3 м) место (фото 33 — вид с него вверх по течению),

Фото 033 - Каньон Кизгыча выше брода. Снято накануне вечером с самого узкого места (3 м).

где, судя по всему, уже не раз перебрасывали бревно в 10 м над бурным потоком. Одно толстое бревно – мокрое и скользкое – застряло в скалах ниже удобной площадки. В принципе на него можно было бы спуститься по веревке в кошках и перейти реку. Однако такой способ кажется неоправданно опасным. На самом краю скалы ЛБ стоит дерево диаметром 30 см со следами надпилов. Но аккуратно уложить его на другой берег весьма сложно и также опасно. Другого подходящего дерева на левом берегу не видно. Прыгать же на более низкую площадку ПБ – чистое безумие.

Разливы Кизгыча продолжаются до поляны Богатала и ниже. Туда ведет хорошая тропа, местами несколько заросшая и переходящая многочисленные старые полусухие протоки. По пути есть место, где через основную протоку перекинута береза. Ее несколько захлестывает, но можно попытаться перейти, держась на ветки или с шестом, особенно, когда вода спадет. На самой поляне в брошенном домике егерей отсиживается группа, спустившаяся с пер. Софийское Седло. Автомобильный брод в этом месте кажется слишком глубоким.

Итак, решаем ждать утра. Лагерь ставим в лесу в 300-х метрах выше выхода тропы к реке. Готовим на костре. По случаю раннего ужина позволяем себе излишества: варим борщ, жарим грибы (здесь их полно). За день пройдено 7,2 км со спуском на 840 м.

14.08.10. 7 день

Брод ч/з р. Кизгыч – пер. Бугойчат н/к – р. Маруха.

С утра ясно, но над рекой туман. Подъем ранний – нужно перейти по минимальной воде. Выход в 7:00. Вода, действительно, сильно упала по сравнению со вчерашней. Решаем переправляться стенкой напротив тура, через галечную отмель (фото 32). Сначала переходим втроем с рюкзаками. Верхнего (Федор Савельев) вода захлестывает по трусы, но держимся надежно. Затем все трое возвращаются на ЛБ. Посадив Нину Сафонову на плечи, переходим на этот раз вчетвером с двумя рюкзаками (один маленький Нинин). Закончили в 8:10. Полчаса отжимаемся, насколько возможно, греемся (вода ледяная, а солнце еще не выглянуло).

Перевал Бугойчат н/к

много

Ледоруб или альпеншток

Прохождение

14.08.2010 со стороны р. Кизгыч. Описание дано от брода ч/з р. Кизгыч в 2-х км выше поляны Богатала до низа долины р. Маруха.

В 8:40 выходим вверх по Кизгычу. Зайдя в лес, тут же обнаруживаем старую, но хорошую тропу, постепенно забирающую вверх, все дальше от реки. Тропа переходит небольшой правый приток и в 9:25 выводит к площадке (N43°24,380’/E41°19,563’/1720) над каньоном р. Бугойчат метрах в 200–300 по горизонтали ниже ее крутого левого поворота. Далее тропа поднимается через пихтовый лес крутыми серпантинами. Идем короткими ходками по 25 мин. Ближе к границе леса тропа теряется в кустах. Выходим на густой луг (N43°23,883’/E41°20,131’/2120) и по обрывкам звериных троп поднимаемся чуть левее по ходу, стараясь использовать узкие продольные перелески. Долина постепенно заворачивает влево, но линия движения проходит очень далеко от русла р. Бугойчат (фото 34).

Фото 034 - Вид с подъема на пер. Бугойчат (луга выше границы леса) на запад на г. Чучхур-Баши и пер. Чучхур 1А.

У верхнего перелеска снова находим тропу, но уже довольно слабую (N43°23,816’/E41°20,353’/2184). Она траверсирует пологий травяной склон и к 13:15, за два перехода, выводит нас к обширной горизонтальной лужайке у большого камня под склоном пер. Бугойчат недалеко от ручья (фото 35).

Фото 035 - Верховья правого притока р. Бугойчат.

Останавливаемся на перекус до 14:30, собираем чернику (N43°23,465’/E41°21,312’/2396). Прямо по курсу (азимут 105) – выраженная седловина пер. Бугойчат ложный 1А (фото 36).

Фото 036 - Перевалы Бугойчат н/к и Бугойчат Ложный 1А с запада.

По некоторым данным, этот перевал несколько сложнее за счет восточного склона. Поскольку это заведомо не определяющее препятствие нашего маршрута, решаем идти как проще и быстрее – через пер. Бугойчат н/к. Его седловина расположена севернее, между в.в. 2966 и 2979 (фото 36).

Это широкое невыраженное понижение в пологом гребне. Подъем со стороны р. Бугойчат – по крутому травяному склону. Тропа не видна, поэтому поднимаемся в лоб, немного правее нижних выходов скал. Подъем дается нелегко, особенно первые 200 м с уклоном 35-40°. По возможности пользуемся обрывками сурчиных тропок. Затем склон несколько выполаживается, идти становится легче. Тем временем погода портится, собираются облака. На перевал вышли в 17:30 (N43°23,723’/E41°21,810’/2875). Накрапывает дождик, пер. Бугойчат Ложный затянут облаками. Седловина довольно необычная, широкая, двойная. Между двумя близко расположенными гребешками – понижение со множеством оборонительных сооружений времен войны (фото 37).

Фото 037 - Панорама с пер. Бугойчат на ЮВ-Ю-ЮЗ-З.

Много мест под палатки. В южной части с восточной стороны, под перевалом около снежника – хижина. Тур – с северного края, здесь же выходит и тропа, которая быстро теряется на западном склоне, а на восточном – продолжается по крайней мере до следующей ступени склона. Снята записка т/к «Вешина» г.г. Москва, С.-Петербург, рук. Куприянчик Н., от 29.07.2010 г.

Засиживаться не хочется – холодно, сыро. Одеваемся и быстро спускаемся по тропе. В 200 м ниже перевала тропа обходит справа обширную осыпную котловину и вскоре теряется на лужайке у ручейка. Ниже – некрутой травяной склон с постепенно появляющимися низкими кустами. Лавируем между увалами, выбирая места поположе (фото 38).

Фото 038 - Восточный склон перевалов Бугойчат и Бугойчат Ложный.

На склоне полно черники. Левее, в совершенно голой долине виден кош на ЛБ, а выше по реке – огромное стадо овец. Метрах в 150–200 по высоте от дна долины слышим справа (с юга) окрики и свист пастуха. Оказывается, он хотел показать нам наиболее простой и пологий спуск по овечьей тропе, которая идет к кошу по диагонали с юга на север. Следуя доброму совету, к 19 часам выходим к мосткам через Маруху недалеко от коша и останавливаемся на огромной поляне правом берегу вблизи русла (N43°24,248’/E41°23,082’/2126). Река мелкая, ее несложно перейти вброд. По обоим берегам идут мощные скотопрогонные тропы, но основная – по левому берегу. Дождик перестал, но по-прежнему пасмурно.

Перед ужином, воспользовавшись приглашением пастухов, идем к ним в гости. Они угощают нас чаем, очень вкусным свежим хлебом и сыром собственного изготовления, рассказывают, что их отара насчитывает больше 2000 голов! Советуют с утра не торопиться, зайти к ним за айраном (сейчас он еще не готов) и дождаться наряда пограничников, которые должны проверить пропуска, объясняют, как идет тропа на пер. Халега. В коше есть радио, слушаем новости и прогноз погоды (жара в Москве продолжается). После посиделок у пастухов готовить приходится уже в сумерках. Чтобы не возиться с поиском дров, варим на горелках. За день пройдено 7,0 км с набором высоты 1255 м и спуском на 750 м.

15.08.10. 8 день

р.Маруха – пер. Халега н/к – р. Аксаут

С утра небольшая облачность. Не торопимся. Сходили за айраном – очень вкусно! Со стоянки виден Марухский перевал (фото 39)

Фото 039 - Пер. Марухский из долины р. Маруха.

и какие-то сооружения на нем — то ли вышка, то ли памятник (видно только в бинокль). Тем временем подошла группа туристов, спустившихся с пер. Халега. Они сбились с тропы, вынуждены были ковыряться на крутых травяных склонах и заночевали на спуске. Ребята уходят вниз по Марухе. Около 11 утра, действительно, подходят двое румяных пограничников в полной амуниции и с овчаркой. Проверили пропуск и отправились в кош.

Перевал Халега н/к

СЗЗ—ЮВВ

6.3.3

Соединяет

Долины руч. Чегетчат (правый приток р. Маруха) и р. Халега (левый приток р. Аксаут)

Осыпной, тропа

скально-осыпная

много

Прохождение

15.08.2010 со стороны р. Маруха. Описание дано от мостков ч/з р. Маруха 750 м ниже устья р. Чегетчат до устья р. Халега.

Выходим в 11:30. Тропа начинается на склоне чуть ниже мостков и ниже устья ручейка. Она траверсирует правый борт долины Марухи по широким травяным полкам в направлении р. Чегетчат, то и дело переходя ручьи. Долина с тропы подчас не видна за перегибом очередного небольшого холма. Вдоль тропы поначалу попадаются сосенки. Тропа иногда теряется на сырых выпасах, но вновь собирается на склоне. В 13:25 открывается каньон р. Чегетчат (N43°23,899’/E41°23,730’/2415). Еще 15 минут поднимаемся вдоль его края и в 13:40 выходим на обширную террасу, где пасутся лошади (фото 40).

Фото 040 - Подъем к пер. Халега по долине р. Чегетчат. Вид на восток.

В конце террасы тропа переходит на ЛБ р. Чегетчат и вскоре начинает постепенно забирать вправо по ходу, обходя по зеленой ложбине ригель озера 2773 (14:10). Здесь тропа уже и не нужна – идти по пологим коротко подстриженным травяным склонам удобно и так. Пересекаем поля оранжевых крокусов и в 14:50 оказываемся выше следующей террасы (N43°23,211’/E41°24,731’/2879). По словам пастухов, на ней располагался немецкий аэродром. Очень похоже. Отсюда уже виден осыпной пер. Халега. Пологий подъем под взлет ведет мимо хижины и нескольких сложенных из камней укреплений с бойницами, возможно, восстановленных (фото 41).

Фото 041 - Западный склон пер. Халега н/к, 3027.

Под взлетом оказываемся в 16:00. Он некрутой, осыпной, на него серпантинами забирается тропа. Незадолго до нас здесь прошло стадо яков. На перевал вышли в 16:30. Пасмурно. Седловина широкая, скально-осыпная, с запада много мест под палатки (N43°22,900’/E41°25,343’/3027). Огромное количество мемориальных табличек (фото 42),

Фото 042 - На пер. Халега. Вид на восток

Фото 043 - Восточный склон пер. Халега от Патронного озера (оз. Халега).

Фото 044 - Вид с пер. Халега на восток.

несколько стелл (фото 44). Долго фотографируем, собираем и устанавливаем на место расколовшуюся табличку. Сняли записку группы туристов г. С.-Петербурга, рук. Телешов С.В., от 12.08.2010 г.

В 17:05 начинаем спуск на восток по тропе, которая идет левым бортом распадка (фото 43). В 17:20 доходим до Патронного озера (на карте - оз. Халега) и отанавливаемся на привал на лужайке ЛБ у его нижнего края (N43°22,752’/E41°26,169’/2612). Здесь еще несколько памятников, груда искореженного ржавого железа. Одна из табличек сообщает, что здесь в 1942 г. располагался немецкий лагерь «Людвиг», который был уничтожен огнем 810-го полка с Марухского перевала. Снова фотографируем, прекусываем и в 17:50 продолжаем спуск. Тропа идет левым бортом ущелья р. Халега, иногда довольно далеко от русла. К 18:30 по крутым серпантинам под накрапывающим дождем сбегаем на обширный наклонный луг с брошенным кошем (хотя лошади пасутся). Опускается облако, видимость падает почти до нуля (N43°23,118’/E41°27,342’/2006). Траверсируем луг и теряем тропу, но вскоре находим ее у нижнего края луга, ближе к речке.

Начинается лес (19:13). Перейдя левый приток, тропа круто спускается в распадок, с обеих сторон закрытый лесистыми гребешками (19:33). Минут через 20 выходим на лужайку с кострищем на берегу р. Халега, но решаем спуститься-таки до дна долины. В 20:06, спустившись влево-вниз вдоль края леса и вернувшись направо почти до устья Халеги, останавливаемся на ночевку на опушке под березами и соснами (N43°22,937’/E41°28,449’/1832). Ставим костровой тент, разводим костер, варим суп, лакомимся малиной. Накрапывает дождь, но скоро перестает. За день пройдено 9,1 км с набором высоты 900 м и спуском на 1200 м.

Продолжение >>>>>>

Спасибо за отчет.

Зря вы после заставы перешли Псыш по подвесному мосту.Надо было идти прямо к бревну через Аманауз и дальше по Наурской тропе до Псышской поляны.Надо было распросить пограничников.Мы на поляне стояли три недели до 14 августа.Построили мостик через Псыш.Тропа по Секиртме хорошо натоптана.Так что не лазили бы по "куширям" и на Токмак сходили без проблем.