Руководитель: А.Сафонов, Москва

Предыдущая часть

23.08.10. 16 день

Устье р.Индрикой – р.Актебе – морена лед. Сев. Гвандра

Утро солнечное. Отдыхаем после вчерашнего спуска, наслаждаемся костровой стоянкой.

Фото 092 - Массив Нахар с востока, из долины р. Актебе.

Фото 093 - Восточные склоны массива Нахар: г.г. Двузубка, Шидак-Минге и пер. Скалистый 2Б*, Игольчатый 2Б*.

Фото 094 - Вершины ГКХ в истоках р. Гондарай от стоянки в устье р. Индрикой.

Любуемся цветами, рассмитриваем верховья Гондарая (фото 94). Мимо нас проходит группа туристов без рюкзаков. Не общительны — очевидно недавно из населенки. Выходим в 12:15. Переходим на правый берег Индрюкоя по мосту в 100 метрах выше устья. Дорога от моста идет по лесу, набирая высоту, но быстро переходит в тропу. Слышен рев реки. Выйдя к каньону Индрикоя, любуемся впечатляющим 30-метровым сливом. Вскоре вновь выходим на лесовозную дорогу, которая отходит от реки и выводит нас на поляну, но потом опять заходит в лес. На привале подкармливаемся малиной. После крутого подъема выходим на широкую террасу (фото 95).

Фото 095 - Долина р. Индрикой.

Здесь стоит кош (13:20), пасутся овцы. Дорога переходит в тропу.

Доходим по ней практически до опушки небольшого леса в устье Актебе к 14:20. (N43°14.716'/E42°01.992'/2112). Отсюда виден восточный склон массива Нахар с перевалом Игольчатый (фото 92, 93). С этой стороны спуск кажется не таким уж и страшным. Впереди поднимается тонкой дымок. Вспоминаем об идущих впереди нас МАИшниках — хотим подарить тетрадку для перевальных записок. Тут руководитель осознает, что на предыдущем привале он забыл ледоруб, и возвращается за потерей. Кисель отправляется вперед по тропе на разведку. На слиянии тропа переходит на левый берег Актебе и, скорее всего, как и отмечено на карте, уходит вверх по Индрюкою. Но еще не доходя слияния оказывается, что дымок — вовсе не чей-то костер, а тлеющий лесной пожар. В ожидании руководителя все берем ледорубы и канистру и начинаем тушить. Горят корни деревьев, оплетших огромный камень в склоне. Огонь быстро сбиваем и заливаем водой из реки. Но из-за высоты камня образуется хорошая тяга, и деревяшки все продолжают тлеть. Уже вернувшийся с ледорубом Саня присоединятся к обществу. Вылив в общей сложности около 20 канистр, закидав что-то камнями и землей, возвращаемся к рюкзакам.

Поднимаемся по скотопрогонной тропе по лощине, идущей параллельно Актебе по краю леса. Вскоре долина выполаживается (2400). Перекусываем в 16:40. Образовался некоторый недорасход еды, и перекус обилен. Продолжаем движение по тропе правого берега. На одном из изгибов (17:40) неожиданно встречаем несколько пасущихся лошадей (фото 96),

Фото 096 - Массив Гвандры из долины р. Актебе.

а невдалеке на ветру развевается флаг с символикой «Справедливой России». Людей нет. Вскоре начинается подъем на следующую ступень долины, тропа забирает влево по ходу и отходит от реки (фото 96). Попадаются туры. По карте уже должен начаться ледник, однако он сильно стаял. В 19:15 упираемся в бурный грязный поток, стекающий с борта долины. После небольшой разведки, не переходя ручей, поднимаемся вдоль него и оказываемся в длинном плоском кармане правобережной морены в 19:30 (фото 97, 101).

Фото 097 - Гребень старой правобережной морены лед. Гвандра.

Фото 098 - Массив Гвандры со старой сморены между ледниками Грандра и Гвандра Сев.

Ручей переходить не надо вовсе. Пройдя 500 метров по карману морены, поворачиваем налево по ходу. Круто набираем высоту по крупным камням и разрушенным скалам и к 19:50 выходим на широкий песчаный разлив, обозначенный на карте как озеро (3000 м). На разливе огромными буквами выложено камнями слово Тверь. Находим место под палатку в 100 м выше по ручью и ставим лагерь (N43°13.922'/E42°05.299'/3009). Перед ужином для подготовки к завтрашнему дню точим кошки и ледорубы. За день пройдено 8,4 км с набором 1170 м.

24.08.10. 17 день

Дневка, траверс в.Гвандра Вост. 3850 (подъем по СЗ склону 2Б альп., спуск по СВ гребню 2А альп.)

Федя из-за сломанных кошек вынужден остаться в лагере, Нина также не горит желанием идти. Поэтому идем втроем. Связь с лагерем по рации каждый час.

Вершина Гвандра Восточная (траверс СЗ ребро – СВ ребро)

3850 м

N43°12.862'/E42°05.817'

Расположена

Западный Кавказ, ГКХ, массив Гвандра

Вершина

Обширная осыпная площадка

Маршрут (подъем/спуск)

СЗ (2Б альп.)/СВ(факт. 2А альп.)

Характер

СЗ ребро – лед 400 м/45–55° с бергшрундом (до 3 м отвеса). СВ ребро – скальный гребень средней сложности 40–45° с участками до 50°, лед 50 м/45°

Предвершинный гребень – снежно-ледовый, 350 м (длина)/до 40°, козырьки на СЗ

Необходимое снаряжение

Ледорубы или ледовые инструменты, кошки, каски, страх. системы, ледобуры (не менее 6 на связку), расходные петли, основная веревка 50 м (желательно 2 шт.), жумары, спусковые устройства

Кол-во точек страховки

Подъем – 32, спуск – 8 (включая промежуточные)

Восхождение

24.08.2010 г. с ночевки под лед. С.Гвандра по СЗ ребру (2Б альп.), спуск по СВ ребру (факт. 2А альп.) на пер. Ак-Тюбе 1Б

Подъем в 5:00, выход в 6:00. Быстро доходим до правого русла ледника Северная Гвандра. Ледник открытый, трещин на нашем пути сначала немного (фото 99),

Фото 099 - СЗ и СВ гребни в. Гвандра В. с ледника Гвандра Сев.

но ближе к скалам их становится больше. Сворачиваем направо по ходу, к основанию пока еще пологого скального гребня, поднимаемся на него к 8:00. Скалы образуют пояс поперек всего ледового склона. Поднимаемся по нему по камням и разрушенным скалам крутизной около 35° до начала ледового склона. Не выходя на лед, проходим по скалам влево по ходу с небольшим набором высоты. Мимо пролетает несколько камней. На маленькой площадке одеваем кошки и начинаем вешать перила по льду вверх-влево в 8:55 (фото 100).

Фото 100 - СЗ гребень в. Гвандра В. с ледника Гвандра Сев.

Фото 101 - Вид на СЗ с подъема по СЗ гребню в. Гвандра В.

Снега на склоне нет, все перила крепим на бурах, первый винтит по 2 промежуточных бура на веревку. Лед водянистый, буры винтятся легко, но к концу подъема по данной веревке уже немного вытаивают, за этим постоянно следим. После подъема по первой веревке выходим из камнеопасной зоны, далее и до вершины ни одного падающего камня не заметили. После первой веревки вешаем перила прямо вверх. Вешаем веревки по очереди. Крутизна склона около 50° (фото 101, 102).

Фото 102 - Пятая веревка при подъеме по СЗ склону ниже бергшрунда.

На четвертой веревке пересекаем мелкие неровности склона (фото 102), в том числе лавируем между небольших трещин. Все они без труда обходятся и дают возможность немного постоять на ровной поверхности, а не на 50° склоне. В конце пятой веревки выходим на более пологий (20°) снежный склон в 10:45.

В связках подходим по нему под пересекающий весь ледник берг (11:30). Ближе к бергу крутизна склона увеличивается до 30°, склон вновь становится ледовым. Берг, несомненно, является ключевым участком восхождения. На всей ширине склона верхний его край — отвесная стена, она выше нижнего края на 3-5 метров (фото 103).

Фото 103 - Преодоление бергшрунда на СЗ склону.

Решаем преодолевать его по ледовому мосту в 50 метрах правее (орографически) центра склона. Пользуясь небольшой горизонтальной ледовой полкой шириной местами не более 10 см, первый участник траверсирует стену берга влево по ходу (3 ППС на бурах), преодолевает его (в этом месте, стоя на полке, можно дотянуться до верхнего края берга клювом ледоруба) и организует станцию в 25 м выше по склону. Второй вывинчивает промежуточные буры на горизонтальном участке перил, чтобы исключить возможность маятника для снимающего веревку. При подъеме последнего участника его веревка постоянно натянута вверх, что делает горизонтальный траверс безопасным. Подъем же по перилам прямо вверх по отвесной стене и далее через перегиб осуществлять гораздо дольше и сложнее. Преодолеваем берг к 13:20. После берга провешиваем еще 170 м перил вверх и немного вправо по склону 55°-50° (фото 104)

Фото 104 - Северная сторона восточного предвершинного гребня в. Гвандра В.

и выходим на плоскую площадку в 14:25. Дальнейшее движение в связках. Немного отдохнув на предвершине (3788), переходим через гребень на заснеженный южный склон и вдоль гребня движемся в направлении вершины (фото 105, 106).

Фото 105 - Вершина Гвандра Вост и восточный гребень с юга.

Фото 106 - Восточный гребень Гвандры Вост.

Гребень обрывается на север козырьками. Последнюю веревку по голому льду провешиваем перилами и оказываемся на вершине Гвандры Восточной в 15:20 (фото 108). (N43°12.86'/E42°05.82'/3850)

Фото 107 - Долина р. Далар с в. Гвандра Вост.

Фото 108 - Группа на в. Гвандра Вост. На фоне Эльбруса и в. Далар

Фото 109 - Восточный склон в. Гвандра Вост с вершины

Фото 110 - Панорама с в. Гвандра Вост на В-Ю-З. Долины рек Далар и Сакени

С вершины открывается панорама Грузии — долин рек Далар и Сакени (фото 107, 109, 110). Прямо от вершины на восток идет снежно-ледовый склон крутизной около 35° - фото 109, но спуск до конца не просматривается.

Снимаем записку группы ЦСКА им. Демченко, г. Москва, от 22.08.2010 г., рук. Кузнецова Е.В., в составе 10 чел., взошедшей на вершину по СВ ребру по маршруту 1Б. Решаем спуститься по их маршруту 1Б, надеясь, что это будет быстрее и проще. Спускаемся вдоль гребня сначала по маршруту подъема, потом идем справа от предвершины дальше на восток. Снежно-ледовый склон заканчивается, начинаются скалы (фото 111, 112).

Фото 111 - СВ скальный гребень в. Гвандра Вост., в. Малая Гвандра и пер. Малая Гвандра 1Б со спуска с в. Гвандра Вост.

Фото 112 - СВ скальный гребень в. Гвандра Вост. в его средней части.

После некоторых поисков пути простого спуска находим чью-то петлю и начинаем вешать перила вниз по скальному гребню по 25 метров (у нас с собой одна веревка, последний спускается по сдвоенной). Вешаем 2 веревки на найденных петлях (фото 113, но на самом деле все не так страшно, как кажется)

Фото 113 - Верхняя часть спуска по СВ скальному гребеню.

и к 18:30 спускаемся на плоский участок гребня, где с севера к нему примыкает снежно-ледовый склон (фото 112). Однако, как мы знаем по наблюдениям еще снизу (фото 99), этот склон сильно разорван широкими бергами и довольно высок. Мы видим справа (на юге) ледник очень близко к нам. Повесив 2 веревки по 25 м (крутизна скал на провешенных участках не менее 50°) спускаемся на закрытый южный ледник. В связке спускаемся по нему немного на юг и потом на восток. Здесь ледник уже открыт, но становится круче, покрывается чехлом. Вешаем на буре 20 м перил горизонтально влево и 50 м вниз (крутизна 45°) и по горизонтали выходим налево по ходу на все тот же СВ скальный гребень. Спуск по самому гребню или на север ногами невозможен. Начинаем спуск на юг по наклонным скалам. Дело осложняется наступившей темнотой и плотной облачностью. В какой-то момент не видим дальнейшего пути спуска. Становится реальной возможность холодной ночевки.

Неожиданно облака редеют, и появляется полная луна, которая помогает нам найти дорогу — мы уже практически спустились. Выходим на ледник Мырды. Весь путь нашего спуска мы увидели лишь на следующий день — фото 114.

Фото 114 - Восточный склон в. Гвандра Вост. и путь спуска по СВ гребню. Вид с ледн. Мырды.

Через перевал Актебе (описание см. на следующий день) переходим на ледник Гвандра в 23:00. В связке спускаемся по центральной части ледника. Все трещины без труда перешагиваются. К 24:00 доходим до конца ледника несколько левее (орографически) нашего пути утром. При неверном лунном свете с трудом ориентируемся в долине, изрезанной ручьями и лбами, и, после долгих споров о местонахождении и философии ориентирования, приходим к палатке в 1 ночи. Федя просыпается и кормит нас супом, после чего все отправляются на заслуженный отдых.

25.08.10. 18 день

Пер. Актебе 1Б, 3315 – лед. Мырды – р. Мырды – а/л Узункол

Подъема дежурных назначено не было, спим вволю, отдыхая после вчерашнего. Утром некоторые из альпинистов весьма вялы. Выход в 12:20.

Перевал Ак-Тюбе 1Б

3315 м

N43°13.214'/E42°06.421'

Расположен

В основании северного отрога ГКХ (район Гвандра) между г. М. Гвандра и Гвандра Вост.

Ориентация

СЗ—ЮВ

Номер в классификаторе

7.2.17

Соединяет

Лед. Сев. Гвандра (р. Актебе, р.Индрикой) – лед.Мырды (р.Мырды)

Пологий ледник почти без трещин, средняя осыпь 30 м/40°

Седловина

осыпная

Места под палатки

есть

Ледорубы, кошки, каски

нет

Прохождение

24.08.2010 г. с востока и 25.08.2010 с запада. Описание дано от ночевки под лед. С.Гвандра до верхних мырдынских ночевок

Подходим под ледника Гвандра по вчерашнему пути правым берегом ручья, одеваем кошки. Идем практически прямо в направлении перевала Актебе 1Б (фото 115).

Фото 115 - Ледник Гвандра Северная. Путь на пер. Актюбе 1Б.

Трещин много, но они узкие. Обходим их справа по ходу. Перевальный взлет (фото 116)

Фото 116 - Пер. Актюбе 1Б с ледн. Гвандра Северная.

- ледяной склон высотой 20 метров, крутизной 25°. Выходим на перевал в 14:30.

Сняли записку ТК МАИ от 21.08.2010 г., рук. Романенкова Светлана. Записка опять составлена на странице эротического журнала Playmate. Ребятам из МАИ, видимо, неймется. Согласно записке,

22.08.2010 г. группа взошла на в. Гвандра В. по маршруту 1Б (по гребню с пер. Ак-Тебе) и оценила этот маршрут как 2А. Похожие впечатления были и у группы ЦСКА им. Демченко, представителей которой мы встретили на верхних мырдынских ночевках. По нашему мнению, в настоящее время в отсутствие устойчивого снежного покрова на гребне, этот маршрут соответствует 2А к.т.

Перекусываем и начинаем спуск плотной группой в 14:55. Со стороны Мырды перевальный взлет осыпной, высотой 50м, крутизна 40° (фото 117).

Фото 117 - Восточный склон в. Гвандра Вост. и пер. Актюбе 1Б с ледн. Мырды.

Продолжаем спуск по леднику Мырды по направлению течения воды, полюбовавшись на наш вчерашний гребень Гвандры. На леднике лежат моренные гряды, лавируем между ними, поскольку спуск по льду и снегу быстрее. Видим перевалы Мырды 1Б (фото 118, 120, 122)

Фото 118 - В. Кирпич, Далар и пер. Мырды 1Б со спуска с пер. Актюбе 1Б.

Фото 119 - Пер Мырды-Сакен 2Б с ледника Мырды.

Фото 120 - Пер Мырды 1Б с ледн Мырды.

Фото 121 - Долина р. Мырды с ледника Мырды.

Фото 122 - Пер Мырды 1Б с ледн Мырды.

и Мырды-Сакен 2Б (фото 119). Перед поворотом ледника уходим направо, обходя бараний лоб и довольно широкую трещину (15:30), после чего вслед за ледником поворачиваем на север. Ледник местами зачехлен, снимаем кошки. Идем ближе к левому борту долины и в 16:30 продолжаем спуск по морене по следам троп (фото 121). Открывается вид на ледник Далар и г. Далар (фото 123).

Фото 123 - В. Далар и ледн. Далар с ледн Мырды.

Тропа становится лучше и в 16:50 приводит нас к верхнемырдынским стоянкам (N43°14.050'/E42°07.449'/2640) , где мы встречаем двух альпинистов из Москвы. Они угощают нас чаем, перекусываем. Они собираются на следующий день на г. Кирпич по ребру 3А. Рассказывают нам про Узункол, говорят, что мы дойдем до него за 3 часа. Продолжаем движение по отличной тропе в 17:15. Тропа без всякого серпантина спускается с крутого борта долины к реке (фото 121) и далее идет по травянистой пойме. На впадении одного из притоков мы врезаемся в неописуемый малинник. Кусты усыпаны ягодами, которые можно собирать прямо горстями. И все это на склоне в 10 метрах от тропы, по которой за лето проходят сотни обитателей Узункола! Видно, все таки, сытый (альпинист) голодного (туриста) не разумеет. Жадно насыщаемся около получаса, самые страждущие остаются поесть еще минут десять и догоняют остальных у коша, где тропа по мостику переходит на правый берег, а долина сужается. Проходим еще 1 км по тропе, после чего по мосту переходим на левый берег, где начинается проселочная дорога. Оказываемся в Узунколе в 19:50, как нам и обещали. Поев хычинов и шоколадок в местной столовой, ставим палатку на лугу на левом берегу реки (N43°17.114'/E42°10.449'/2030). В столовой же закупили сахар, лепешки.

Долго выбираем не «заминированное» и относительно ровное место. Наверно при свете дня сделать это было бы проще, но теперь все сытые и довольные, а остальное уже не важно. Итог дня: пройдено 13 км с набором 300 м и спуском на 1270 м.

26.08.10. 19 день

А/л Узункол – р.Узункол – р.Уллу-Кам

Утром съедаем вчерашнюю вечерний ужин — и так уже создался значительный недорасход. Воду берем из текущего рядом ручья как можно выше по течению. Беседуем с альпинистом из той же московской группы, лагерь которой невдалеке, он отдает нам конкретный кусок халвы. Посещаем магазин-палатку с рекламой пива Tuborg. Ассортимент невелик, но мы же не выбирать еду сюда приехали. Наконец, выходим в 10:50. Руководитель гордо шагает в кроссовках. Переходим по мосту на правый берег (непосредственно в альплагерь), оттуда вниз по долине ведет наезженная дорога (фото 124).

Фото 124 - Въезд в а/л Узункол, дорога вниз по долине.

Через 3 км дорога переходит на левый берег, еще через 1,5 км — обратно на правый. Еще через 2 км приходим на слияние Узункола с Кубанью (1650 м), дорога переходит на правый берег Кубани. Все эти мосты автомобильные. Чуть ниже есть пешеходный мост и через Кубань. Здесь есть мобильная связь. Перекусываем, звоним домой (14:10) 200 метров не дойдя до погранзаставы «Хурзук». В 14:35 продолжаем движение, приходим к заставе, предъявляем пропуска. Развилка дорог прямо перед воротами заставы. Начинаем подъем по дороге в долину Кубани. После первой ходки видим интересный природный объект - «мост» через Кубань, образованный обвалившимся куском скалы (размер метров 30), висящим над рекой. По нему несложно перейти на другой берег. Река ревет внизу, причем затекает под скалу в 30 метрах ниже нее (фото 125),

Фото 125 - Кусок скалы, образовавший «мост» через Кубунь. Вид вверх по течению.

а вытекает уже в 50 метрах ниже. Начинает моросить дождь. В 15:50 проходим мимо устья Чиринкола. В 16:35 выходим на широкую террасу (1950 м). Здесь пасутся овцы. Видим многочисленные стенки, сложенные из камней. Проходим через кош, здороваемся с несколькими мужчинами. Говорят, что айрана нет — доить некому. :)) К 18:45 еще за две ходки доходим до Воронцовских кошей в устье Кичкинекола. Незадолго перед этим видим работающих в поле людей. Рядом с кошем погранзастава. К нам навстречу выходит кто-то из их начальников, но без знаков различия — говорит, что только из бани. Очень дружелюбен. Пока руководитель ходил на заставу предъявлять пропуска, молодежь искала в коше еду. Только в одном доме нашли людей, они угощают нас парой лепешек. Проходим еще 1 км по лугам широкой долины Кубани и под начинающимся дождем ставим лагерь в 19:30 около ручья (2222 м). Натягиваем тент. Дров огромное количество. За день пройдено 22 км со спуском на 450 м и набором 670 м высоты.

27.08.10. 20 день

Р. Кубань - Пер. Хотютау 1Б, 3500 – лед. Б.Азау

Подъем в 8:00, выход в 10:35. Утром переменная облачность, к середине дня небо затягивает. Несмотря на большой набор высоты, мы хотим сегодня пройти перевал Хотютау (1Б, 3550), иначе шансы успеть зайти на Эльбрус резко сократятся.

Перевал Хотютау 1Б

Соединяет

р. Уллукам и лед. Б.Азау

Характер

Запад: средняя осыпь 240 м/до 35°. Восток: живая средняя осыпь 40 м/40°, обширные открытые/закрытые ледовые поля Эльбруса с трещинами

Седловина

осыпная

Места под палатки

есть

Необходимое снаряжение

Ледорубы, кошки, каски, страх. системы, основные веревки для движения в связках по закрытым ледовым полям Эльбруса

нет

Прохождение

27.08.2010 г. с востока. Описание дано от р. Уллукам до Приюта 11-ти

Идем по широкой долине, иногда по тропе. Тропа переходит на левый берег Уллу-Кама (Кубани) по мостику из нескольких сбитых скобами бревен. К 11:10 подходим к началу подъема по долине Уллу-Кама (фото 126) (N43°17.756'/E42°21.326'/2386).

Фото 126 - Эльбрус, каньон Уллу-Кама и начало подъема по долине Уллу-Кама

Тропа отличным серпантином забирается на склон, река течет в глубоком каньоне. С ура-соревновательным настроением за 20 минут набираем 200 метров высоты, после чего тропа выполаживается, мы продолжаем движение в более размеренном темпе. Любуемся видами крутых западных склонов Эльбруса. Тропа подходит к реке и далее все время идет рядом с ней, поворачивая на первый крупный левый приток (12:40). Отсюда уже виден наш перевал (фото 127).

Фото 127 - Пер Хотютау 1Б с запада

Вскоре начинается набор высоты. Тропа переходит на правый берег ручья и практически теряется на камнях. Идем в направлении на наш перевал, обойдя справа (орографически) небольшой ледничок (или снежник). Перевальный взлет осыпной (фото 127), со следами троп, высота 400 метров, крутизна 30°-35°. Первый участник поднимается на него за 45 минут. Справа по ходу со склонов г. Уллукамбаши постоянно сходят каменные обвалы. Все собираемся на перевале к 15:40 (фото 128).

Фото 128 - Группа на Пер Хотютау. Вид в долину Уллу-Кама

На перевале много табличек в память о Великой Отечественной войне (фото 129, 130).

Фото 129 - Мемориальная табличка на Пер Хотютау на фоне склонов Эльбруса.

Фото 130 - Южные склоны Эльбруса и ГКХ с в. Донгуз-Орун с Пер Хотютау.

Сняли записку группы туристов МЭИ от 27.08.2010 г. (11:30), рук. Шумихин А.В. Группа опережает нас всего на несколько часов! В туре нам в подарок оставлены пряники, присоединяем их к перекусу. В 16:30 продолжаем движение. Спуск с перевала — по тропе по 20-метровому осыпному склону на ледник (фото 131).

Фото 131 - Пер Хотютау 1Б с востока.

Решаем идти в направлении на приют Одиннадцати без сброса высоты. Без кошек пересекаем плоский открытый правый рукав ледника Б.Азау и выходим на чехол из продуктов жизнедеятельности вулкана. Идем по нему, как по болоту, ковыряясь по щиколотку в вязкой грязи. Некоторые проваливаются по колено. А мы-то ждали снежно-ледовых полей... Выйдя из болота, упираемся в ручей, который промыл в вулканической грязи себе «долину» с отвесными берегами высотой 1-2 метра. После раздумий все же переходим его. Земля (если это можно так назвать) обваливается из-под ног. Пройдя 200 метров по камням, выходим на левый рукав ледника Б.Азау. Ледник открыт, но есть трещины, одеваем кошки (18:15). Начинает моросить мелкий дождь. Лавируя между трещинами, пересекаем ледник и в 18:40 выходим на очередную полосу камней, где расположились на стоянку МЭИшники. Ввиду плохой погоды ставим лагерь рядом с ними (N43°17.985'/E42°26.318'/3520) (фото 132 - на следущее утро).

Фото 132 - Место стоянки на морене между ледн. Б. Азау и М. Азау и обе вершины Эльбруса.

Высота 3530 м. За день пройдено 10,5 км, набор высоты 1300 м.

28.08.10. 21 день

Лед. Б.Азау – скалы над Приютом 11-и, акклиматизационный выход до скал Пастухова

Подъем в 8:00, выход в 10:00. Утро безоблачное. Быстро пройдя пояс камней, выходим на следующий ледник М.Азау. Одеваем кошки. Ледник открытый, трещин немного и они неширокие (фото 133).

Фото 133 - Подъем по ледовым полям Эльбруса к Приюту Одиннадцати. Вид на запад.

Идем прямо на Приют — его уже видно. Над нами дважды пролетают вертолеты. По контрасту кажется, что попали в крупный центр цивилизации. На леднике начинают попадаться закрытые участки, обходим их, забирая влево. Проходим по леднику в разрыве скального гребешка, на котором стоит Приют. Приходится пересечь 100-метровую полосу закрытого ледника, тщательно зондируем. По нашим следам идет и группа МЭИ. В 12:00 выходим на наезженную ратраками дорогу чуть ниже Приюта. И здесь повторяется уже забытый было прикол — на дороге, на снегу (!) у руководителя пополам ломается кошка Grivel G12 (фото 134)!

Фото 134 - Бывшая кошка G12 ведущего мирового производителя Grivel.

Подходим к Приюту, садимся на рюкзаки передохнуть. Через несколько минут вокруг нас лихо описывает дугу очередной ратрак, и из его кузова вываливается толпа народа. Среди них много детей 4-5 лет, а также просто очень упитанные дамы. Почти все без очков (погода стоит отличная). Некоторые начинают раздеваться до белья и фотографироваться на фоне Эльбруса. Посмотрев на все это, уходим выше по склону (фото 135 — вид Приюта)

Фото 135 - Панорама ГКХ на запад с Приюта Одиннадцати.

и ставим палатку на камнях (N43°19.015'/E42°27.641'/4110). Мимо идет почти непрерывный поток спускающихся с вершины. У нас не хватает теперь целой пары кошек. Визит на базу КСС ничего не дал — спасателям на нас немного наплевать. Готовим обед и в 15:00 выходим налегке на акклиматизацию на скалы Пастухова. Саня и Федя без кошек идут поначалу по каменному гребню, остальные в кошках — по льду. На нас периодически налетают легкие облака. Над гребнем недвижимо парят в воздушных струях птицы. Наслаждаемся видами и жизнью таких же вольных птиц — рюкзаки оставлены внизу. К 17:10 поднимаемся до высоты 4700 м — практически до конца скал Пастухова. Ирина с Ниной повернули назад чуть раньше. Немного отдохнув спускаемся обратно на Приют менее, чем за полчаса.

29.08.10. 22 день

р/в на в. Эльбрус Зап. 5642, 2А альп

Около 2 часов ночи слышим шум моторов — ратраки завозят «альпинистов» до скал Пастухова. Выходить в такую рань при нашей акклиматизации мы считаем излишним. Просыпаемся все вместе в 6:00, выходим в 7:00. Небо абсолютно чистое (фото 136, на восходе все небо на западе пересекает тень Эльбруса).

Фото 136 - ГКХ на запад со склонов Эльбруса с верш Далар, Гвандра. Тень Эльбруса на небе.

На западе на горизонте темная полоса — Черное море (до берега по прямой 110 км, а до видимой части, наверное, гораздо больше). Видны вершины последнего участка нашего пути — Далар, Гвандра. К 9:00 поднимаемся до конца скал Пастухова. Саня и Федя идут в одной кошке каждый, рассчитывая или дойти до вершины по тропе, или повернуть, если это окажется невозможно. Тут встречаем молодого человека из Казани по имени Алмаз, спускающегося вниз, который сам предлагает нам взять его платформенные ВЦСПСовские кошки!! Мир не без добрых людей. Переобуваемся. Вскоре начинают встречаться люди, уже спускающиеся с вершины. Наш темп немного различен и мы делимся на две группы: Федя и Кисель уходят немного вперед, чтобы не мерзнуть в ожидании. По косой полке идет отлично натоптанная тропа. Только к 11:35 доходим до конца косой полки и далее без набора высоты выходим на седло. Здесь все отдыхаем. Первые двое уходят с седла в 12:30. При подъеме встречаем огромную группу непальских женщин, идущих, вернее стоящих на спуске. Их ведет русский гид, показывая им каждый следующий шаг. Самое удивительное то, что все они выполняют программу «7 вершин» и уже были на Эвересте! В 13:30 поднимаемся на вершину (фото 137).

Фото 137 - Федя и Кисель на вершине Эльбруса. ГКХ на запад.

Здесь встречаем одинокого сноубордиста, поднимавшегося перед нами, и целую интернациональную команду, зашедшую на вершину с запада по маршруту 2Б. Фотографируемся, любуемся пейзажем. Уходим с вершины в 13:50, вскоре встречаем Ирину и Саню с Ниной (фото 138).

Фото 138 - На подъеме от седла к вершине. Восточная вершина Эльбруса и в. Ушба.

Отдыхаем на седле с 14:20 до 14:50, после чего к 15:25 спускаемся до скал Пастухова. По дороге беседуем со строителями приюта на седле, несущими на себе доски с 4800 на 5300. В 16:00 приходим в лагерь. Еще не успеваем согреть чай, как в 16:45 заканчивают спуск остальные. Они были на вершине с 14:00 до 14:15 (фото 139, 140).

Фото 139 - Саня и Нина на вершине Эльбруса. Восточная вершина Эльбруса.

Фото 140 - Ирина и Нина на вершине Эльбруса рядом с туром.

Звоним домой (здесь берет Beeline). Остаток дня варим и доедаем оставшиеся продукты. Около 19 часов к нам в гости неожиданно заглядывают две девушки-немки. Они путешествуют по России и Грузии. Раньше бывали и на Памире. Хорошо говорят по-русски.

30.08.10. Отъезд

Приют 11-ти – станция Мир – п. Азау – Нальчик – Москва

У нас билеты на поезд из Нальчика в 14:30, так что приходиться торопиться. Выходим в 9:00. По дороге до бочек идем в кошках. Далее уже идет автомобильная дорога по камням. Спускаемся до станции Мир к 10:20. На станции абсолютно никого нет. Залезаем в кабину канатки и ждем. Даже звоним в Москву, чтобы узнали для нас расписание. Но вдруг кабина безо всякого предупреждения отправляется. В 10:45 мы оказываемся в Азау (2350). Стоимость канатки 200 руб. с человека (по 100 руб. очередь). Договариваемся о машине до Нальчика за 1200 руб. По дороге в Терсколе разыскиваем группу из Казани, чтобы вернуть им кошки (номер телефона они нам не оставили). Говорят, что они уехали полчаса назад. В итоге забираем кошки с собой в Москву, надеясь связаться позднее. Приезжаем в Нальчик к 13 часам. Безо всяких приключений (не считая довольно жаркой погоды, от которой мы уже как-то отвыкли) садимся на поезд и оказываемся в Москве ранним утром 1 сентября.

Выводы и рекомендации

Выполнение плана похода

Нам удалось пройти за 23 дня весь достаточно напряженный маршрут от Архыза (р. Дукка) до Эльбруса с радиальными восхождениями на в. Гвандра В. (траверс факт. 2Б – 2А альп.) и Эльбрус Зап. (2А альп.), несмотря на его большую протяженность (192 км без учета повышающих коэффициентов) и исключительно большие перепады высоты (суммарно +15700/–14200 м). Это далось ценой отказа от нескольких неопределяющих препятствий (пер. Олежек 1А, пер. Чучхур н/к и пер. Доломиты Ю. 1А). К сожалению, по независящим от нас обстоятельствам (неоднократные поломки кошек Grivel), нам пришлось также отказаться от нескольких существенных препятствий с серьезными ледовыми участками – пер. Маршала Жукова Сев. 2Б и пер. Игольчатый 2Б* – и заменить их на более простые, исключающие ледовые участки. Пер. Токмак 2А был пропущен, т.к. первоначально пограничники в Архызе отказались выдать нам пропуск на этот перевал. В дальнейшем пропуск был получен в Черкесске, но потеря одного дня и незапланированное весьма трудоемкое прохождение правым берегом Псыша (из-за отсутствие пропуска на Наурскую тропу) привели к заметному отставанию от графика.

Западный Кавказ не отличается большими абсолютными высотами, поэтому проблем с высотной акклиматизацией у нас не было, тем более что все участники имели серьезный высотный опыт (до 4500–4800 на Тянь-Шане, Алтае, Кавказе и в Альпах), а один из нас уже бывал на Эльбрусе. Значительные перепады высот на маршруте позволили нам набрать отличную спортивную форму и в полном составе без каких-либо проблем в хорошем темпе взойти на г. Эльбрус.

Техническую сложность маршрута восхождения на в. Гвандра В. 3850 по СЗ ребру мы оцениваем как 3А к.т. по туристической классификации – крутизна ледового склона 45–55° на длине 450 м (9–10 веревок подряд), 29 точек страховки на ледобурах (включая промежуточные). Маршрут по СВ ребру оцениваем как 2А к.т. – скальный гребень до 45°, 3 веревки подряд, лед 50 м/45°, необходимость расходных петель на спуске, всего 8 точек страховки. В обоих маршрутах не учитывается более простой предвершинный гребень (3 точки страховки на льду).

Кошки Grivel G12 и F2

Если бы ломались только кошки F2 Федора Савельева, это еще как-то можно было бы понять – кошки эксплуатировались 7 лет, вес участника с рюкзаком в некоторых походах доходил до 150 кг, заваренная кошка, конечно, не становится прочнее в соседних местах и т.п. Однако на подходе к Приюту 11-ти сломался пополам передник и более новой (от силы 4-й сезон) кошки G12 Александра Сафонова. Раньше у нас, бывало, ломались соединительные (регулировочные) пластины ВЦСПСовских кошек, но чтобы в одном походе сломались несущие части сразу двух кошек одного из ведущих производителей альпинистского снаряжения! Хорошо еще, что всякий раз это происходило на ровном месте. А если бы во время восхождения на Гвандру, посреди 50-градусного ледового склона? И как уберечься от таких сюрпризов? Ведь дома никаких явных дефектов заметно не было. Этот серьезный вопрос, к сожалению, остается открытым.

Пропуска в погранзону и в заповедник

Пропуск в погранзону лучше получать в пограничном управлении в Черкесске с учетом расписания работы этого учреждения, не рассчитывая на заставы в Архызе и Узунколе (у тех недостаточно полномочий, отчего они перестраховываются). Заявку можно отдать и на месте, но лучше послать заранее (полагается за 30 дней для граждан России и за 60 для иностранцев) по факсу и затем проверить по телефону, не потерялась ли она. При получении пропуска в погранзону лучше уже иметь на руках пропуск в заповедник (если его посещение планируется), для чего придется съездить в Теберду. Также желательно иметь при себе маршрутную книжку. Для сложных походов пограничники просят отметить ее у спасателей. Уже на маршруте помимо пропуска нужно иметь при себе несколько экземпляров списка группы с паспортными данными, иначе переписывание на заставах может отнять немало времени (нас отмечали 5 раз – дважды на Псыше, на Марухе, в Узунколе и на Уллукаме у Ворошиловских кошей).

Ранние выходы

Лето 2010 г. на Кавказе, как и во всей европейской России, было исключительно жарким. К августу практически все снежники стаяли, даже там, где они обычно сохранялись все лето, ледники открылись. Оставшийся снежный покров ледников был плотным, слежавшимся. В этих условиях ранние выходы не давали обычного выигрыша за счет хождения по утреннему насту вместо утомительного копания в растаявшем снегу – ни растаявшего снега, ни наста на маршруте не встречалось. Поскольку ледники были в основном открыты, преодоление трещин по снежным мостам было скорее исключением, а сохранившиеся кое-где снежные мосты были плотными и слежавшимися в любое время суток. Маршрут был спланирован таким образом, чтобы исключить передвижение по камнеопасным участкам, где сход камней возможен за счет их вытаивания на солнце из снега и льда. Поэтому мы не стремились без необходимости выходить как можно раньше, на рассвете или даже затемно, а позволяли себе как следует отдохнуть, иногда – просушить вещи, подзарядить аккумуляторы от солнечных батарей. С другой стороны, компактность группы позволяла перемещаться довольно быстро и не затягивать ходовой день допоздна. Одним из немногих серьезных оснований для раннего выхода был брод через р. Кизгыч, который, разумеется, проходил почти на рассвете. Два других примера раннего выхода – траверс в. Гвандра В. (технически сложный и протяженный маршрут) и восхождение на г. Эльбрус (большие абсолютные высоты, большой суммарный набор высоты). В последнем случае мы вышли из лагеря в 7:00, а вернулись в 16:30. Таким образом, при нашей скорости подъема и стабильной ясной погоде выходить раньше (многие выходят в 1–2 часа ночи после пары дней акклиматизации, а возвращаются только к вечеру) не имело смысла, чтобы зря не мерзнуть и не утомляться от хождения в темноте. Правильность выбранной тактики с регулярным полноценным отдыхом подтверждается выполнением запланированного очень напряженного графика похода и полным отсутствием вызванных переутомлением ЧП на маршруте.

Литература

Перечень классифицированных перевалов. Западный и Центральный Кавказ.

Отчет о спортивно-тренировочном походе 4 к.с. по Западному Кавказу, июль–август 2007 г., м/к № 40/07 рук. Малиновский, г. Таганрог

Отчет о горном туристском спортивном походе 5 категории сложности по Западному Кавказу (Домбай), август 2005 г., м/к № 26-05, рук. О.Монсар, г. Киев

Отчёт о походе 3 категории сложности по Западному Кавказу, июль 2008 г., рук. Вереникин А. С., клуб туристов МГТУ им. Баумана

Отчет о походе 4 категории сложности по Западному Кавказу, август 2008 г., рук. Кривоногов В., г. Ставрополь

Отчет о горном походе 3-й к.с. по Западному Кавказу, июль-август 1997 г., рук. Смидович Л.С., г. Харьков

Отчёт о горном походе 3 к.с. по Западному и Центральному Кавказу (Даут, Гвандра, Узункол, Приэльбрусье) в июле 2004 года, рук. К. Савенков, г. Москва

Топографические карты района масштаба 1:50000 и 1:100000 (Генштаб СССР, 1980-е годы), схема-хребтовка.

Фотографии, описания и карты с сайта М. Голубева: http://caucatalog.narod.ru

!

Отчет отличный. Правильное расположение перевалов в районе Двузубки: Игольчатый, Скалистый, Зеркальный: http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5299