Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, клуб альпинистов «Тихий Океан» г. Петропавловск-Камчатский.
Фотографии предоставили: В. Марков, А. Браун, Ю. Дакус.

Полный обзор положения дел по этому, действующему исполину, вулкану Ключевская сопка. (4835 м.) 2011 год. Часть 2

Панорама восточного склона вулкана Ключевская сопка

Пока не будем покидать восточный склон вулкана Ключевская сопка. Т.к., я не дал Вам еще представление по маршруту «По черной линии». Повторяться не буду, все что проходило в районе станции «Апахонтичь» на восточной стороне вулкана Ключевская сопка в первой части моего повествования, здесь
Можно посмотреть мой альбом, посвященный этому восхождению

Разберем маршрут «По черной линии». Предпосылки моей эпопеи для совершения данного восхождения простые. Демянчук Юрий Владимирович в научных целях собрался с вулканологами под вулкан Безымянный. Этот вулкан действующий и из него прет лава. Шельф отработанного газа частенько достает поселок Ключи. Везде группу ученых до станции «Апахонтичь» сопровождает машина ГАЗ 66. Это было моим вариантом восхождения вернуться в поселок Ключи на машине.

Панорама восточного склона вулкана Ключевская сопка в августе месяце

Если я не укладываюсь по времени в график ученых, то мне нужно было топать по дороге до поселка Ключи 75 км. Лето. Кругом медведи с медвежатами. Самое страшное, что по дороге не будет воды. Поэтому два дня нужно нести ее на себе. Я это прочувствовал на своей шкуре. Но это потом, а пока само восхождение в стиле «соло». Юрий Владимирович доверил мне свой фотоаппарат, верил, что я вернусь. Эта ответственность за сохранность техники, наверное, и привела к тому, что я вернулся живой и невредимый.

Карта района с ниткой маршрута, подходов к вулкану с востока

Фотография с нитками двух маршрутов на вулкан с востока

Фотография с нитками двух маршрутов на вулкан с востока в летнее время

По плану маршрут мой должен был проходить через разбитую базу вулканологов, которая находится на высоте ~2800 м. над уровнем моря. Если я правильно отметил высоту. Не много об этой базе. Это был деревянный домик из досок, обтянутый брезентом. Такие базы раньше были везде вокруг вулкана Ключевская сопка. В палатке обязательный атрибут - печка. Могучие, разбросанные по округе деревянные колодки, говорили о внушительных размерах этой печки. Думаю, что дрова туда доставлял вертолет. Я поднимал одно бревнышко, чтобы убедиться в моей версии. Я бы не дотащил это полено снизу.

Теперь о главном. Почему база разбитая? Правильный вопрос. Однажды, сверху скатился огромный камень. Размеры у него были настолько внушительные, что, по словам вулканологов, если бы в это время в палатке были люди, то от них ничего бы не осталось. Удар был настолько сильный, что на месте палатки остался стоять один остов. Вот такие страшилки происходят в этих местах. Если вы внимательно просмотрите мою первую статью, то такой «булыга» катился на наш лагерь, когда мы поднимались по маршруту «Через прорыв Скуридина».

Вид на Ключевскую группу вулканов с космоса

Вид на Ключевскую группу вулканов с космоса, восточная сторона

Сейсмостанция «Апахонтичь», собственной персоной

Сама заброска на сейсмостанцию «Апахрнтичь» у меня не состоялась. Все просто. Вернемся к началу июня этого года. Я не еду с Юрием Владимировичем на машине, а в это время уже работаю на северном склоне вулкана Ключевская сопка. Все в первой статье. Моя задача после восхождения попасть на сейсмостанцию «Апахонтичь» пешим вариантом. И в этом случае сыграла огромную роль консультация Демянчука. А, именно. Спускаться с домика «Цирковая 11» и идти к базе «Апахонтичь» низом нельзя. Ты попадаешь в район глубоких оврагов. Пройти очень трудно. Склоны, при пересечении, этих оврагов сыпучие и опасные во время дождей. Он просто под тобой может уйти вниз.

Выход простой. Подняться на высоту 3000 метров над уровнем моря и идти вулкан траверсом. Что я и сделал. По идее в хорошую погоду это расстояние до базы можно пройти за один летний, длинный, световой день. У меня его не было. К своему счастью, вдобавок к сезону, поймал еще скверную погоду. Пришлось все пройти за два дня. Ночевка у меня состоялась в каких то буераках, на высоте 3000 метров. При ветре и видимости «0». На базу «Апахонтичь» я вышел на второй день. К вечеру. Машины вулканологов не было. Она пришла позже. Я отдохнул. Вечером договорились с Юрием Владимировичем по моим рабочим дням на склонах вулкана Ключевская сопка. Он идет с наукой под Безымянный. Я бегу, потому что у меня мало времени, на Ключевскую. За сколько у меня прошло восхождение до вершины конуса вулкана и возвращение на базу вулканологов сейчас вам расскажу.

Когда выходишь с зоны леса и видишь такое, и ты, еще, один. «Не передаваемые ОСЮСЕНИЯ»

10 июня 2011 года.

В 7-30 утра выход с базы «Апахонтичь». Высота в этом месте 740 м. По лесной дороге, справа от застывшего лавового потока, дохожу до Сухой речке. Все это пока в лесной зоне. По сухой речке двигаюсь по нашему направлению в сторону вулкана Ключевская сопка.

8-30 выхожу из зоны леса. Погода портится. Серые тучи заволокли небо. Видимости никакой. Точки по JPS у меня есть. Мне их любезно предоставил Борис Хисматуллин. Остается брать азимут и шуровать вдоль оврагов, плавно набирая высоту. Сам Борис шел немного левее. Но мне в тумане сейчас туда не хочется. 10-00 высота по альтиметру 1157 метров. Иду по правой стороне огромного каньона, плавно набираю высоту. Видимость то ухудшается, то вижу просветы в тумане и продолжение своей нитки маршрута. Пока все складывается хорошо. По логике вещей я вижу место, где находиться разрушенная база вулканологов.

11-45. Полный туман. Высота 1544 м. Иду по логике своего мышления. Компас в этом месте уже и не нужен. Нужен JPS , так как только он может дать представление о районе, где ты находишься, а самое главное высоту. Только по ней можно найти лагерь. Даю привязку. Справа, около лагеря, основной кулуар, по которому стекает ледник. Слева склон в виде плато. Сам ты идешь по еле заметному гребню. Так что, заблудиться трудно.

14-20 выхожу на ясный гребень. В этом месте мой маршрут полностью перекликается с маршрутом ребят, по точкам, которых я двигаюсь. Высота 2020 метров над уровнем моря. Погода по-прежнему скверная. Туман. Хорошо, хоть, мороси и дождя нет. Идти можно.

15-19 выхожу на отметку 2207 м. По каким то буеракам полез вверх. Рельеф знакомый. Недавно попробовал его основательно при траверсе борта вулкана Ключевская сопка.

16-04 Отметка 2345 м. Выхожу на плоский наклонный участок. В этом месте скинул снегоступы и оставил их прямо на тропе. Не советую Вам на Камчатке этого делать. Если хорошая погода, то все пролезет. А если смог, вы можете потерять снаряжение. Есть еще вариант на JPS поставить точку. А если у Вас его нет? Все снаряжение до конца тащите на себе. По снегоступам. Как меня выручает это снаряжение в течение 6 лет? Передать Вам не могу. На любом склоне хорошо держат. Они должны быть выполнены в альпинистском варианте. В магазине Вам покажут. И не советую вам брать их с резинками. В горах это не прокатывает.

17-05 встал на перекур и надел кошки. Высота 2503 метра. Консультацию, нужны или нет кошки в этом месте, вам не даю. Я их надеваю, когда чувствую на склоне дискомфорт. Поверьте мне, когда вы поднимаетесь на площадку, где стоит лагерь вулканологов с правой стороны, попадаете на большие поля льда. Кто как себя чувствует? На любителя. Иду в тумане по крутому склону. Набираю высоту. Наконец выхожу на относительно ровную площадку. Все просто. Камни сверху не летят. Площадка под палатку просматривается. Я беру ледовый молоток и планирую ее под свою палатку. Вечер, как почти всегда на Камчатке, хороший. Погода прояснилась. В снежной белизне увидел продолжение своего маршрута. Вы знаете, а ему идет это название, «По черной линии». Высота около 2800 метров. Честно, не мерил в этом месте. Не знаю, почему? Я один. Никакой передышки. Нужно работать и я не стал мерить высоту. Просто забыл.

Место разбитой базы и моя палатка на ней

11 июня 2011 года. Спал нормально. Проснулся очень рано. В 5-30 вышел на восхождение.

5-53 Высота в этом месте 2952 м. По наклонному широкому месту поднялся на следующее положение в виде скопления лавы. Внимательно просматриваю склон и гребень для своего отчета. Палатки ставить по всему маршруту до выхода на предвершинный гребень негде. Все это место представляет из себя язык или струю потока лавы. Если и есть площадки, но не для палатки. Делать нужно платформу из снега и камней. Погода хорошая, ветра нет. Видимость отличная, делаю фотографии. Вулкан Камень с этого ракурса очень интересный. Своеобразный.

06-40 Высота 3175 м. Встаю на перекур. Проблем нет. Идется как везде на Камчатке.

07-43 Высота 3400 м. Высоту по лаве набирать трудно. Все надоедает. Никакого разнообразия.

08-35 3600 м. Появляется дымка. Все! К обеду будет, как всегда в этом и прошлом месяце. Это первый признак смены погоды.

Четко просматривается гребень «Черная линия»

10-10 Высота 3875 метров. Движение замедляется. Спешить некуда. Напарника нет, подгонять некому. Ландшафт не меняется. По общей фотографии видно, что черная линия это сплошной, еле заметный гребень, без всяких потрясений при ходьбе. Все, пошли облака. Жалко, если на конусе не поймаю, хоть, кусочек погоды. 11-40 Высота 4039м. Несколько раз пытался понять, как лучше идти? По этому, лавовому потоку? Или лучше уйти рядом с гребнем и идти по наклонному плато. Без разницы. Так вернее и безопаснее.

12-42 Высота 4200 м. Так можно и холодную схватить? До вершины еще, как до луны.

14-28 Высота 4385 м. Выхожу на шлаковые поля. То есть, я ушел от гребня и должен пересечь огромное, наклонное плато. С очень небольшими понижениями. Это самое опасное место на всем маршруте. Если будет непогода и с конуса ветер начнет сдувать камни, вам будет не сладко. Спрятаться в этом месте негде. Ноги горят от жары. Солнце пробивается через дымку и жарит по полной схеме. Теперь самое главное ухожу с гребня, так как он кончается снежными полями. Двигаюсь вправо. Мне нужно пересечь кулуар.

16-35 Высота 4531 м. Устраиваю себе полноценный отдых. Удобное, защищенное от шальных камней, место. Переодеваю носки. Ноги отдыхают без обуви минут 10, не более. Больше и нельзя по времени. Оделся и пошел на последнюю, финишную прямую. Именно. Стал выходить на старый конус и без перекура погнал на новый. Чувствую вершину. Вверху все парит, дымится.

Пилишь и пилишь по такому ландшафту целый день, вернее сутки

. 18-56 На конусе высота 4855 метров. Ветер хороший, но мне не до него. Все снимаю на фотоаппарат. Готовлюсь идти вниз. Некогда сидеть. Да и не удобно. Чувствуешь себя неудобно под постоянным потоком ветра в твою сторону. Еще тебя постоянно обдает всем смрадом, который выделяется в жерле вулкана. Наковырял породу. Молотком сбил камень с огромного валуна и тоже уложил в мешок. Все, нужно мотать вниз. То, что я увидел на вершине, неподражаемо никакому воображению. Такого внизу нет! И не может быть. Видеть Красноярские столбы внутри вулкана Ключевская сопка. Это КОРКА! Вниз до кулуара спускался без проблем. В кулуаре меня поймал камнепад. Град камней несся рядом со мной. Пережидать это безобразие, времени нет. И я жонглировал камнями, которые со свистом пролетали вокруг меня. Многие попадали. Более мелкие, я не замечал. Проблем не было. Рвал вниз. Почти не перекуривал. Не спешил, так как был один. Любое мое неоправданное движение, могло привести к падению. А грунт был смерзшийся и я не очень жаждал ехать по нему. На середине склона вулкана Ключевская сопка меня поймала ночь. Включил фонарик и шел как шахтер в забое всю ночь. Немного покемарил сидя, когда уже стало невмоготу. Это заняло немного, минут 20, не более. Потом стало светать. Я, наконец, увидел свой лагерь и пошел живее.

Самое опасное место. Пересечение кулуара, уходя вправо на гребень

5-00 утра. Пришел в лагерь. Залез в палатку. Перекусил. Не готовил. «Устал, как собака». Прочувствовал это выражение по полной схеме. Спал полтора часа, не более.

12 июня 2011 года. Вскочил как солдат после сна на посту. Собрав снаряжение, рванул вниз.

9-00 на часах, начал движение с лагеря. Там внизу машина. Пилить 75 км до поселка Ключи, не было желания, если я на нее не попадаю. Погода наладилась. Я бежал вниз, обгоняя шум собственного визга. Когда добежал до места, где бросил снегоступы, оторопел от увиденного. Снегоступы лежали не на снегу, а на грунте. Все растаяло кругом. Вот, такая она, матушка природа.

На станцию «Апахонтичь» прибежал к обеду. Ученые, как я потом выяснилось, не смогли все переправиться через реку Хапица. Это повлияло на их планы по дням работы в этом районе. Они их просто свернули. Я пришел, а машина уже ушла. А потом был двухдневный переход по шлаковой дороге Камчатки. Встреча с медведицей. Но, это останется уже в моей памяти. Так же, как я встретился с медведем на одной тропе на Аляске. Классные животные медведи. Могут съесть, а могут и не съесть. Кому как повезет. На этом и закончим обзор по восточному склону вулкана Ключевская сопка и плавно перейдем на ее юго-восточный склон. А вам дам полную картину увиденного в конусе вулкана, Ключевская сопка.

Левая часть кратера вулкана Ключевская сопка

Центральная часть кратера вулкана Ключевская сопка

Правая часть кратера вулкана Ключевская сопка

Немного о юго-восточном склоне вулкана Ключевская сопка. В этом районе ходит не очень много групп. Так как не логично. Спускаться с перемычки между вулканами Ключевская сопка и Камень, чтобы идти на вершину по юго-восточному склону, просто нет смысла. А подходить к этому маршруту со стороны сейсмостанции Апахонтичь, тем более неудобно. Нужно пересекать речку Хапицу. В верхней ее части попадаешь в полосу водопадов. Я там ходил в 2010 году с группой немцем. Честно, ходили по лезвию ножа, не очень приятно. Был у нас с Егором Ивановым один момент не очень приятный, когда мы уходили от водопада и забирались по склону на гребень. Склон, до того «дышал», и у него был такой шлаковый крутяк, что всем «захорошело». Мне сверху пришлось группе бросать веревку для подстраховки.

Прекрасный вид на склоны Ключевская сопка со стороны ледника Шмидта

Есть еще один вариант, который изобрели камчадалы, как попасть на перемычку со стороны сейсмостанции «Апахонтичь». Они так ходят и даже дают консультацию по данному проходу другим группам. То есть. Они идут прямо на борт вулкана, затем набирают высоту приблизительно до 3000 м над уровнем моря. Затем траверсируют склон вулкана. Практически, не теряя высоты вы попадаете со сейсмостанции на перемычку между двумя вулканами, Ключевская сопка и Камень. Все время на этот переход у вас займет ровно два дня. Я с Егором Ивановым такой финт ушами провернул в прошлом году с немцами. Не знаю, правильно ли это или нет, но мы добрались до перемычки без потерь. В этом году я повторил этот трюк, когда с севера Ключевской сопки попал на восток и шел все время на высоте 3000 метров. Была непогода и мне пришлось заночевать

на склоне Ключевской сопки. Так же камчадалы ходят с севера на запад.

Юго-восточный склон вулкана во всей своей красе

Все идется. 2Б К. и не больше

В этом году по консультации группа владивостокских туристов при таком траверсе попала на ледник и не знала, что делать дальше. А делать нужно просто! Есть правила горовосхождений. Подход к горе должен быть логичный и безопасный. Лично я попробовал этот трюк уже два раза, хотя не хотел этого делать. Почему? Потому, что мои преподаватели меня не учили ходить траверсом по кулуарам целый день. Поймать на голову булыгу на добровольном начале – это не для слабонервного. Но я пишу Вам об этих финтах потому, что они на Камчатке проповедуются. И если вы на это пойдете – вам жить так и дальше.

Представление об этом траверсе я вам дал в этой статье, так как она обзорная. Вам решать потом, как ходить! Если вы будете в районе ледника Шмидта и не захотите идти на перемычку, тогда у Вас будет два варианта: Восточная стена вулкана Камень с маршрутами для сумасшедших и второй вариант подняться на вулкан Ключевская сопка с юго-востока. Нормальный вариант. Я его рассматривал. Все идется, так же, как и по другим склонам. Вулкан Ключевская сопка со всех сторон рассматривается, как маршруты 2Б категории сложности, комбинированные. На этом и закончим по востоку.

=

Вид с юга на Ключевскую группу вулканов

Карта-схема подходов к месту восхождения и с запада и с юга

И так! Западный склон вулкана Ключевская сопка. Все просто и понятно, как все склоны этого вулкана. Не понятно одно! Как к нему добраться? Действительно сложно. Разъясняю. Наши вооруженные силы России располагают свои части так, что гражданскому населению потом нет выбора. Перегораживают самые интересные природные объекты. Пример. Когда у нас на территории Приморского края по всему берегу моря стояли пограничные заставы, то гражданское население было подвержено постоянному стрессу со стороны пограничников. А именно. Аркадий Соловей собрал группу молодых альпинистов и повел их на местную достопримечательность, останец «Замок». Классный объект для скалолазания. Но наши защитники опередили Аркадия и возвели прямо под этой скалой свою заставу. Представляете. Аркадий вел ребят в западню, прямо в лапы защитников наших рубежей. Естественно всех связали, закрыли в сарае до особого распоряжения. Так и в районе Ключевской группы вулканов. У подножья вулкана Ключевская сопка такая же ситуация. Обойти военных очень трудно.

Лесная дорога на заброшенную «20-ку»

Зимой это целая эпопея. Поэтому мы нарушаем правила игры. Нагло вторгаемся на объект, пересекаем его. Если нас не сцапали, проходим на 20-ку. Что такое «Двадцатка». Брошенные помещения за Домашней сопкой и лесная дорога, по которой вверх еще куда ни шло двигаешься. А вот обратно, это такая каторга! Лесная дорога сокращает нам путь к концу лесной зоны за Домашней сопкой. И так! Первый и единственный вариант попасть к западному склону вулкана, примерно так. С поселка Ключи выходите в 4 утра и пересекаете «ГОРОДОК». (Не тот городок, который вы видите в юмористической программе Стоянова и Олейникова). Затем попадаете на лесную дорогу, которая идет на заброшенный объект. Двигаетесь по этой дороге до «20-ки». Слева, постепенно набирая высоту, появляется гора Домашняя - 483 м. Ее логично обходите по дороге справа. Слева не обходите, там лес и овраги. Зимой полный ФИНИШ. Зачем он Вам? Когда пройдете гору Домашнюю попадете на раздвоение дороги. Справа будет ключ «Столбовой». В этом месте у вас будет два варианта. Обойти следующую гору по пути справа. Так делают все, кто хочет на мотосанях попасть к домику Державина, который находиться на озере Державина.

Плавно через овраг уходите в лес в сторону горы Туило 863,3 м

Домашняя 483 м. Вид на нее с перевала горы Туило 863,3 м

Перевал горы Туило 863,3 м.

Итак, если справа, то там для Буранов накатанная тропа. Проблем нет. Высота в этом месте 670 м. Если слева. То выше сопки Домашней пересекаете овраг и уходите на перевал в сторону горы Туило 863,3 м. На перевал идете по целине. Но до этого вы пересекаете огромный овраг. Каждый это делает по-разному. Где удобнее. Пробиваясь сначала в лесной зоне, потом у подножья горы Туило 863,3 м. Попадаете в кустарник. Проблем нет. Затем приходите на перевал, высота в этом месте 700 м. Желательно это сделать в обед. Если вы это не сделаете, значит обеспечили себе ночевку на снегу. На озеро Державина вы не попадаете по вашему ходовому времени.

Видовая фотография этого района без всяких символов

Вид с перевала горы Туило 863,3 м. в сторону вулкана Средняя сопка 2978 м.

Мы приблизили к себе вулкан Крестовский (Плоская Ближняя) 4106 м. и маршрут стал более читаемый

Итак, пришли на перевал. Справа, немного западнее, находиться гора Караульная 1116,2 м. На юг открывается классный вид на ваш путь между вулканами Средняя сопка 2978 м. и Крестовский (Плоская Ближняя) 4106 м. Вид изумительный. Все понятно, как двигаться дальше. Все овраги на лицо, проблем нет. Нет, ребята. Проблемы есть. Овраги, на самом деле, не видны. Они прячутся в ландшафте этих мест. Самое главное, чтобы вам повезло с погодой. За один день выйти с поселка и достичь озера Державина у меня получилось зимой только один раз, когда я шел в середине 2000 годов по этому маршруту и дошел до озера Державина один. Это был мой подвиг зимой на лыжах с волокушами сзади.

Такой ужас может стоять несколько дней. Зимой в снегу, просто не передаваемы ОСЮСЕНИЯ

Все остальные подходы были с ночевками. Количество их проходило по-разному. Одна, две. Все зависит от того с кем ты идешь? Но это не смертельно. Второй прикол этих мест, погода. Если упадет туман, то вы не будете видеть кончиков своих лыж. Туман может стоять несколько дней. Вот эта и есть фишка этого района. Попадаете в туман без JPS, лучше пересидите день. Еще лучше, если Вас будет сопровождать проводник. Так как прибор показывает все, кроме одного, оврагов. Их он не видит. Да и вы их не видите, кругом белая ровная мгла.

Двигаетесь везде по плато с небольшим наклоном. Часто лезете вверх по крутяку

На перевале в зимнее время за всю свою эпопею я ночевал раза два-три не меньше. Удобное место. Затем вы должны залезть на гребень. Не дай Вам бог, уйти от него вправо или влево. Не советую. Тогда будете идти до озера Державина 4-5 дней. Не менее. Еще я Вам не сказал самого главного. Я хожу по этому маршруту только зимой. Летом все по-другому. До домика на озере Державина доходят за один день. Зимой этой шары нет. Все зависит от состояния снега, погоды, группы. И твоего настроения. По гребню движение простое. Вправо, влево и не дай бог вниз. Если видимость хорошая, шуруете и ни о чем не думаете. На фотографиях я четко показал, как двигаетесь, в каком направлении и самое главное, как обходите маленькие сопки впереди.

Это тоже проблема. С одной стороны обойдете, все у вас кончится благополучно. С другой стороны будете обходить сопку, попадете в такие каньоны, что «Гран каньон» по сравнению с ними будет ребенком. Постепенно, перед домиком на озере Державина, прижимаетесь к основному языку ледника Эрмана. Сильно заваливаться к леднику не нужно. Все логически идется вверх, в сторону ледника Среднего. В этом месте все большие пупыри вы должны обходить справа. Вы, как бы двигаетесь прижимаясь к Ключевской сопке, но, повторяю, не перегорчите.

Вид на вулкан Ключевская сопка и домик на озере Державина с запада

Выскачите на ледник Эрмана, мало не покажется. Пройдете сопку Близнец 1093,4 м. Высота в этом месте у вас будет на отметке 1125 м. Впереди будет плато, а за ним кратер Козловского 1660 м. Плавно набираете высоту. Подойдя к отметке 1476 м. Этот кратер обходите слева. Двигаетесь по его борту. Все ходят в этом месте по-разному, но в конечном результате попадают на озеро.

Александр Родионов в восторге. Ночевать будем в тепле

Вещи, где попало. Место много. Можно заняться своей профилактикой

Но, прежде чем попасть на него, проходите овраг или двигаетесь по склону этого вулкана. Видите внизу белое плато, это и есть озеро Державина. Где домик? Вопрос правильный. Вулканологи мудрые люди. Они его поставили так, чтобы в любое состояние снега он с востока всегда был открытым. Снег его не засыпает. Стоит домик на возвышении, то есть ветра его обдувают. И так вы на озере смотрите вправо и на возвышенности видите сам домик Державина. Высота озера над уровнем моря 1670 м. Домик чуть выше. Выстроил его вулканолог, он до сих пор посещает свое строение. Хотя сам давно не работает в вулканологии. Домик каменный, шестиугольный просторный уютный. Самое главное. В вашем безнадежном мероприятии он даст Вам приют. Дров нет. Если только завезут случайно залетные ребята на мотосанях. Домик теплый, проблем нет.

Самое неприятное место, при подходах к Вашей цели

На следующий день у Вас будет все же проблема. Мы идем дальше вверх, двигаясь вдоль хребта, под которым стоит наш домик. По ходу движения будет неприятный участок. 300-400 метров лавинного склона. Я проходил, Бог миловал. Лавины при мне сходили несколько раз. Не думайте что это смертельно. Это я заходил сверху и провоцировал сход лавины вниз. Непередаваемое зрелище. Был у нас с Юрой Дакусом момент, когда соблюдая всю осторожность в этом месте, мы оставили там волокуши. Возвратились, а они под снегом. Сошла лавина, пока мы ковырялись на плато. Щупы выручили. Нашли груз. Можно это место обойти. Уйти от домика Державина по озеру влево. Потом только на плато забираться слева.

Честно я там был. Такие же склоны, такие овраги и зимой там «хрен редьки не слаще». Я выбрал этот вариант и хожу им. А может, уже не буду. Так как, последний раз Евстратенко Андрей на своем рысаке, «Буране» завез нам груз выше домика Державина именно вторым вариантом захода на плато. Уехал влево. Вправо Буран вообще у него не залезет. Даже дергаться не нужно. Там такие крутяки. Я не говорю о современной технике ведущих производителей. Эти «сумасшедшие» рокеры везде пройдут.

После озера Державина до перевала везде будет наклонное плато

Прете с волокушами и проблем нет. Снегоступы выручают. Просто классно

Вид на северо-западный склон вулкана Ключевская сопка

Вы пересекли опасный склон и двигаетесь по плато. Прижиматься нужно к вулкану Крестовская сопка, но не нужно переусердствовать. Впереди у вас, перед перевалом между вулканами Средняя сопка и Крестовский, будет видна огромная красного цвета скала. Она своим положением делит ледник Средний, который стекает с перевала, на две части. Высота в этом месте 2200 м. Я делал разведку в этом районе и ходил с правой стороны от этой Красной скалы. Ничего хорошего там нет. Открытый ледник. Если вы будете двигаться слева от нее, то в этом месте резкий набор высоты на сам перевал. Такой резкий, что вы в одном месте скажете Боженьке: «Когда же это все кончится?» Плавно, вдоль борта вулкана Средняя сопка, вы приходите на перевал между вулканами Средняя сопка и вулканом Крестовский (Плоская Ближняя). Высота в этом месте ~ 2500 м.

Чем ближе вы подходите к вулкану Среднему, тем больше открывается вид на вулкан Камень

По центру отчетливо просматривается Красная скала. Ее обходим справа

Перевал между вулканами Средний и Крестовский уже рядом

На перевале большой тур. Туристы постарались и тут. Справа от тура будет лежать брус. Его скинул вертолет. Не довез до перемычки между вулканами Ключевская сопка и Камень. Биченко Александр лишился при этом своего стройматериала. Он в это время строил на перемычке между вулканами Ключевская сопка и вулканом Камень домик.

Нитка маршрута при подходе к перевалу между вулканами Средний и Крестовский

Отчетливо просматривается сам перевал

Вид на перевал с северной стороны. Люди сейчас находятся на перемычки при восхождении на вулкан Ушковский

Поводом для этого был приезд японских альпинистов. Домик с ребятами он построил. Об этом позже. Мы стоим на перемычке, и моя фотография с ниткой маршрута показывает логичный путь с нашего места до перемычки вулкана Ключевская сопка и вулкана Камень. Сейчас нам нужно на плато «Антарктида». Плато находится на высоте ~ 2556 м. По идеи мы идем на вулкан Ключевская сопка с Запада.

Отчетливо просматривается нитка маршрута от перевала Средняя сопка до перевала вулкана Камень

Просто, БЕЗ СЛОВ

Вид на западную сторону вулкана Ключевская сопка

Я бы вам посоветовал вечером не идти к подножью вулкана Ключевская сопка. День короткий. Придете ночью. Еще не погода. Схватите стресс, да и только. Вам можно прижаться к борту Крестовскому вулкану. (Плоская Ближняя). Поставить палатку в этом месте на плато «Антарктида». Если вы с перемычки спуститесь вниз и пойдете вдоль вулкана Крестовского, то уткнетесь в овраг. Много лет подряд мы в этом месте рыли пещеры. Для этого было много снежного материала. Если прижметесь к склонам вулкана Ключевская сопка, поверьте мне, у вас со снегом будут проблемы. Там все сразу сдувает вниз. А то, что остается превращается в фирн, и грызть его потом будете неделю.

Вы дошли до оврага и попали на снежные переметы. Или ставите палатку и обносите снежной загородкой из снежных кирпичей. Или роете пещеру. Смотря по погоде и климату. Летом только палатка. На следующий день пересекаете плато Антарктида и уходите на борт вулкана Ключевская сопка. Плато Антарктида стоит очень низко по отношению к перемычке между вулканами Ключевская сопка и Камень. Подниматься на вулкан с плата не выгодно. Большое расстояния и маленький световой день сделают свое черное дело. Вам нужно значительно набрать высоту и как можно выше поставить штурмовой лагерь.

До нашего прорыва и высоту 3000 м. над уровнем моря нужно пробиваться!

Если посмотреть в низ, то понимаешь по какому ландшафту ты двигаешься

На следующий день облаков нет и вид у вулкана радостный

Если вы посмотрите фотографию внимательно, то вы увидите на борте вулкана Ключевская сопка с западной стороны массивный лавовый прорыв. Мы поднимались на него. Высота в этом месте чуть больше 3000 метров. Удобное место для ночевки. Есть места, где ставить палатку. От ветра вас будут загораживать шлаковые нагромождения. С Сергеем Копыловым мы все равно ставили стенку из снежный кирпичей с одной стороны палатки. Стенка нам не понадобилась, на душе было спокойно. Будет ветер, у нас будет «все пучком». Подниматься на вулкан Ключевская сопка с запада не представляет никакой трудности. Все как везде. Маршрут «2Б» категории сложности, комбинированный. С Сергеем Копыловым мы не поднялись на конус вулкана. Дошли примерно до отметки 4000 метров. В это время вулкан был очень активен. При нашем восхождении произошел мощный выброс всякой дряни. Рано утром пошел камнепад, и мы попали в мясорубку. Было еще темно. Мы шли с фонарями. Сергею срезало камнями лямку на рюкзаке, а я отделался легким шоком. Когда по тебе тарабанит масса камней, слава Богу, что не большого размера, поверьте мне, не передаваемые ОСЮСЕНИЯ.

Если бы поднимались в этот день, все было бы по другому. Как поймать погоду под Ключевской?

Чудо техники. Раз и вершина у тебя на вытянутую руку

Вид в сторону реки Камчатка и поселка Козыревск

Мы сразу прекратили это безобразие и ушли вниз. И правильно сделали. Вулкан Ключевская сопка выдало днем такое, что приятно было это видеть со стороны. Когда вы спускаетесь с борта вулкана Ключевская сопка, сразу попадаете к месту, где стояла палатка вулканологов. Один каркас и рваный брезент. Есть печка. Спать в ней невозможно. Зимой она постоянно занесена снегом.

Вид с конуса вулкана Ключевская сопка на плато «Антарктида»

Летний лагерь вулканологов

Есть еще один, новый лагерь вулканологов. Он находится недалеко от нашей стационарной палатки, на краю плато Антарктида. Прямо у мелкого конуса прорыва. Один новый каркас, лавка, столик и туалет. Есть печка. Наверное, летом люди приезжают в это место и натягивают палатку на каркас. Ставят лагерь для работы. Мы были в этом месте. Красивое место.

В следующей статье мы плавно перейдем на юго-западную часть вулкана и на южную.