Руководитель: А.Сафонов, Москва

3. Вершина Купол Трех Озер, 3556, 1Б

Перевал Купол 1Б, вершина Купол Трех Озер 3556, 1Б

Высота

3450 м (перевал) / 3556 (вершина)

В основном хребте, на западном склоне в. Купол 3556

1.1.36

Соединяет

р. Тюте (СВ), р. Актру (СЗ) – руч. Тураоюк (левый приток р. Джело)

Пологий открытый/закрытый ледник до 25° почти без трещин

Обширное слабонаклонное снежное поле

Кошки, ледорубы, каски

нет

06.08.2011 со стороны р. Тюте

06.08. 3 день похода.

От места ночевки подходим под ледник, одеваем кошки. Ледник до вершины пологий, открытый, без трещин. Идем прямо вверх. Нас обгоняют два мужика, идущие из альплагеря. Немного не доходя вершины забираем направо п/х и через 1:40 ЧХВ от лагеря оказываемся в 500 м западнее вершины, 3500м. Оставив рюкзаки, поднимаемся на вершину, представляющую из себя плоский остров разрушенных скал среди ледовой шапки (фото 8, 9).

Фото 008. Группа на в. Купол 3556.

Фото 009. г. Купол 3556. Вид с пер. Академика Гинзбурга 3А, 3700.

Сняли записку РТК «Плющиха», г. Москва, рук. Долгов С.П. от 28.07.11 (записки на этой вершине оставляют далеко не все). Вернувшись к рюкзакам, начинаем спуск в долину Тураоюка вначале по линии падения воды, потом поворачиваем налево и, обойдя кусок закрытого ледника, выходим на осыпной склон (30 мин от вершины).

Фото 010. Вид с г. Купол на юг, в сторону долины р. Джело.

Фото 011. Ущелье р. Тураоюк выше впадения правого притока.

По средней осыпи и разрушенным скалам спускаемся в узкий каньон Тураоюка и идем по правому берегу прямо вдоль воды (20+40 мин). Такой путь проще — не приходится траверсировать конгломератных склонов, хотя иногда и надо облезать крупные камни. Встречаются многочисленные следы и обрывки тропы. Через 1 км каньон поворачивает налево, здесь он труднопроходим, поэтому поднимаемся на правый борт к хорошо заметному туру (фото 11), набрав для этого 20 м высоты по неприятным разрушенным скалам. От тура спускаемся с моренной гряды в широкую долину, переходим Тураоюк по камням, и петляя между террас и разливов, спускаемся в долину Джело (50 мин). Устьевой каньон Тураоюка обходим справа по крутому склону, поросшему карликовой березкой. Высота 2500, ЧХВ 4:30 за день.

4. Заброска через пер. Карагем н/к

Наши дальнейшие планы — занести заброску через пер. Карагем н/к на Иолдайры. День клонится к вечеру. Но для экономии времени решаем занести заброску в стиле Московского маршброска, и перепаковав рюкзаки под ничинающимся дождем, выходим в 18:30 того же дня. Идем втроем ( Саша Киселев, Ира, Саня), рюкзаки по 20-25 кг, взяли спальники, тент и теплые вещи для ночевки и рации. Идти придется по проселочным дорогам, поэтому для скорости и чтобы не убить ноги перебуваемся в кроссовки.

На левом борту долины Джело сразу находим обрывки троп. Через час после выхода, чуть ниже обозначенного на карте брода, переходим Джело стенкой. Глубина чуть ниже колена, брод несложный. На правом берегу также обрывки троп, следы скота и навоз. В 500 м ниже левого притока Куркурек на обоих берегах стоят коши, от них идет проселочная дорога, долина расширяется. Срезаем угол направо, и через 1:30 после брода начинаем подъем по дороге на пер. Карагем. Идет снег. За час доходим до озера 2690. Отсюда связываемя по рации с лагерем. Еще за 30 мин поднимаемся на перевал. Дорога делает дополнительную петлю по сравнению с обозначенной на карте и проходит севернее и на 50 м выше (на обратном пути эту петлю срезаем, но выйти на дорогу удается далеко не сразу, только чуть выше озера). Начинаем спуск в долину Иолдайры, вскоре совсем темнеет, но снег прекращается и выходит луна, зажигаем фонарики. За час спускаемся по дороге до брода через Иолдайры чуть выше устья правого притока Паспалагачиоюк, бродим Иолдайры. Еще через 1 км бродим левый приток Киренэльдуярык и, не увидев дороги дальше, решаем оставить заброску здесь, как нам и советовал в МКК Вадим Ляпин. Небо безоблачное, поэтому просто заворачиваемся в тент, кипятим на газу в таком положении чай и засыпаем до 7 утра.

07.08. 4 день похода.

Утром закапываем заброску в камнях на левом берегу Киренэльдуярыка и отправляемся в обратный путь. Поднимаемся на перевал за 1:35. Здесь еще лежит вчерашний снег, но он быстро тает на солнце. При подъеме встречаем стадо пасущихся лошадей. На спуске в конце длинной террасы ниже озера 2690, уходим с дороги влево и спускаемся по травянисто-лесному склону прямо к кошу на берегу Джело, сократив путь на 1,5 км (1 час от перевала). За 25 мин поднимаемся до брода через Джело и еще через 0:50 возвращаемся в лагерь к 12:00, Федя точно к нашему приходу приготовил завтрак. ЧХВ в две стороны 4:25+3:40.

5. Пер. Джело 2Б, 3500

Фото 012. Вверх по долине р. Джело от лагеря выше устья р. Тураоюк. Зеленой стрелкой показан альтернативный вариант выхода на ледник Джело.

Карта 2. лед. Б. Актру, пер. Джело 2Б, пер. Гинзбурга 3А, в. Тамма, в. Карагем-Баши 3962

Отдохнув после заноса заброски и пообедав, в 15:25 выходим вверх вдоль реки Джело. Галечные выносы быстро сменяются мелкой и средней осыпью. За 35 мин доходим до языка ледника, одеваем кошки (крутизна языка до 250) и выходим на него по мостику с неприятного камнеопасного чехла. Ледник открыт, трещин нет, только приходится перепрыгнуть несколько нешироких ручьев. Смещаемся к левому орографически борту ледника, за 40+20 мин доходим до нунатака (выс. 2975). Среди камней выравниваем место под палатку.

Перевал Джело 2Б

3450 м

В основном хребте, на западном склоне в. Купол 3556

1.1.33

лед.Джело - лед.П.Большой Актру

Характер

Юг: пологий открытый/закрытый ледник, осыпной кулуар 100 м/40–45°, в средней части лед (камнеопасно!). Север: лед 200 м 45–50°, полузасыпанный бергшрунд, выполаживающийся снежный склон, зона открытых разрывов

Седловина

Широкая скально-осыпная с примыкающим с севера ледником

Кол-во точек страховки

Юг: 1. Север: 13 (включая ППС)

08.08.2011 со стороны р. Джело

08.08. 5 день похода.

Утром идет дождь, позавтракав, вновь ложимся спать. К 10 часам облачность поднимается, уже видна седловина перевала. Собираемся и в 11 выходим. За 40+30 мин подходим под взлет пер. Джело. Ледник на всем пути открыт, только в конце немного петляем между трещин и пересекаем пояс неглубокого снега.

Фото 013. Перевал Джело 2Б, 3450 с ледника Джело.

Фото 014. Скальный останец на входе в кулуар пер. Джело 2Б с юга.

Фото 015. Вид с седловины пер. Джело 2Б, 3450 на ледник Джело.

Перевальный взлет высотой 200 м, осыпной, крутизной 40-450(фото 13). В нижней части склона — засыпанный бергшрунд, который легкопреодолим. Верхняя треть взлета — средней ширины кулуар, который ниже делится на два, они постепенно переходят в склон. Поднимаемся по правому по ходу кулуару плотной группой. Все камни живые с «дальней связью», к тому же мокрые. Однако летящих сверху камней мы не видели. Выше смыкания кулуаров (фото 14) в верхнем кулуаре лежит лед, присыпанный снегом. Однако крутизна его больше 400, подъем по нему без перил крайне опасен. Одев кошки, траверсируем этот лед влево (10 м) (здесь камнеопасно!) после чего продолжаем подъем по осыпи и выходам скал. Скалы не просто разрушенные, а практически сложены из отдельных камней. «Ручек» много, но они сразу же вынимаются без усилия, так что приходится выбирать точки опоры. На таком рельефе крепить веревку не за что, к тому же она будет сбивать камни. Склон выполаживается только на самом верху (фото 15). Подъем занял 2 часа.

Седловина — широкая мульда. Есть вода, можно поставить палатку. Тур тут же. Сняли записку сборной России (Н. Тагил, Новотроицк, Тула) под рук. Самборского Владислава от 23.08.2010 (пешая 6-ка).

Фото 016. Спуск с пер. Джело 2Б, 3450 на ледник П.Б.Актру выше бергшрунда.

Фото 017. Перевал Джело 2Б, 3450 с ледника Правый Большой Актру.

С СВ стороны перевал представляет из себя ледовый склон высотой 150 м (фото 16, 17). Пройдя по гребню мульды около 50 м на запад, вешаем перила вниз. Всего повесили 4 веревки (фото 16). В конце последней — засыпанный снегом берг. Крепление на бурах. Крутизна на первой веревке до 500, дальше 450. Ниже берга движемся в связках. По снежному склону спускаемся на ледник. На выходе из цирка перевала, на перегибе ледника — разрывы. Идем вначале вдоль левого борта, потом смещаемся к центру (фото 18, 19), несколько раз перешагиваем через трещины шириной менее 1 м. Встаем на ночевку на стыке с ледником Лев. Б. Актру. Спуск от седловины занял 5:20. Вода из ледникового ручья.

Фото 018. Правая ветвь ледника Правый Большой Актру из цирка пер. Джело 2Б.

Фото 019. Цирк пер. Джело 2Б, 3450 от лагеря на перемычке между ветвями лед. Правый Большой Актру.

6. Пер. Академика Гинзбурга 3А, 3700 м, п/п Ю стороны

09.08. 6 день похода.

В 2007 году мы хотели пройти траверс пер. Тамма - пер. Маашей, однако по ошибке спустились на ледник Правый Большой Актру. Сейчас в наших планах – подняться по тому же пути (фото 7, 21). В соответствующем месте хребтовки не обозначено перевала, который вел бы с ледника Правый Большой Актру на ледник Маашей.

Один день пережидаем непогоду (низкая облачность), часть группы радиально гуляет до а/л Актру, откуда приносит 2 баллона газа (мы не рассчитали и оставили до заброски меньше чем нужно) и сладости к чаю..

Фото 020. Верховья ледника Правый Большой Актру, перевалы Физкультурник 2Б и Гинзбурга 3А. Вниз уходит группа Михацкого, г. Киев.

Фото 021. Перевал Академика Гинзбурга 3А, 3700 с лед. Правый Большой Актру.

В это время к лагерю подходит круппа киевлян, спустившаяся вслед за нами с пер. Джело, и останавливается на обед. Они были вынуждены сократить маршрут и уже заканчивают свой поход, поэтому не смогут забрать одну из своих забросок, лежащую у языка ледника Маашей. Мы планируем заканчивать поход в той же долине, так что на всякий случай записываем ее местоположение. Киевляне продолжают спуск в а/л Актру (фото 20).

На следующую ночь сильный снегопад, выпало около15 смснега.

ПеревалАкадемика Гинзбурга 3А

3700 м

В основном хребте между пер. Тамма и Маашей, к востоку от в. Тамма,

СЗ–ЮВ

лед.П.Большой Актру – лед. Маашей

Характер

ЮВ: лавиноопасный снежно-ледовый склон 400 м (высота)/40–45°. Север: снежно-ледовый склон 400 м (высота)/45–50° с разрывами, возможен спуск через пер. Маашей. Траверс на плато пер. Тамма: снежно-ледовые склоны до 30°, закрытый ледник

Седловина

Широкая снежно-ледовая с выходом разрушенных скал

Необходимое снаряжение

Каски, кошки, ледорубы, страховочные системы, спусковые устройства, жумары, основная веревка (по 50 м на 2-3 чел.), ледобуры с карабинами (по 2 на веревку + 6), при спуске на лед. Маашей – репшнур для проушин, проволока

Юг: 36 (включая ППС).

Прохождение

10–11.08.2011 со стороны лед. П.Большой Актру + траверс гребня через в. Тамма на плато пер. Тамма

10.08. 7 день похода.

Утром облачно, однако погода улучшается, и в 10:00 мы выходим вверх по лед. П.Б. Актру. Ледник закрыт, тропежка. Идем по центру ледника, в конце смещаемся вправо по ходу, обходя немногочисленные трещины. За 50+40 мин подходим под взлет. Перевальный взлет — снежно-ледовый склон шириной около 200 м, высотой 400 м (фото 21). Внизу — засыпанный снегом берг.

Фото 022. Ледник П.Б.Актру с подъема на пер. Гинзбурга 3А, 3700.

Фото 023. Нина Сафонова провешивает перила на пер. Гинзбурга 3А, 3700.

В нижней половине средняя крутизна 400, максимальная 450, лед (фото 22, 23). В верхней половине — 350, снег на слое перемороженной крошки. Лавинопасно! Поднимаемся по центру склона в направлении на небольшое V-образное понижение гребня. По всему гребню на нашу сторону висят карнизы. Провешиваем перилами весь склон, 14+0,5 веревок. Крепление первой и последних 5 веревок на ледорубах, остальные — на бурах. На последних 5 веревках состояние склона лавиноопасно, но отступать поздно, идем прямо вверх. К тому же солнце уже заходит за гребень, через него на нас начинает нести облака. Постоянно кажется, что гребень уже близко, а вот эта веревка — последняя. Наконец последние 0,5 веревки — траверс вправо, и мы выходим в узкую ложбину, пересекающую гребень. С двух сторон нас укрывают от ветра ледовые склоны, с третьей — скальный пичок (фото 24). Подъем на взлет занял 7:30 — полчаса на веревку. Место под палатку ровняем, частично вырубая во льду, частично насыпая снега. Высота 3700, температура ниже –50.

Фото 024. Лагерь на перевале Гинзбурга 3А, 3700 вечером 10.08.2011 г.

Фото 025. Перевалы Гинзбурга 3А и Маашей 2Б с в. Карагем-Баши 3962 (фото 12.08.2011 г.).

11.08. 8 день похода.

Утром прекрасная погода (фото 26, 27). Пока мы не торопясь собираемся, к лагерю вдруг приходит одинокий альпинист из Барнаула. Он поднялся по нашим следам. Оказывается, он перепутал это место с перевалом Актру. Немного отдохнув, он уходит по гребню в сторону пер. Маашей.

Фото 026. Круговая панорама с пер. Гинбурга 3А, 3700 (1).

Фото 026. (2).

Фото 026. (3).

Фото 026. (4).

Фото 026. (5).

Место стоянки со стороны ледн. Маашей обозначено небольшим выходом камней (фото 25). Тура нет. Хотя здесь ходит большое количество групп траверсом хребта, о прохождении этого места как перевала нам ничего не известно. Складываем тур и даем перевалу имя выдающегося советского физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии 2003 г. В.Л. Гинзбурга, соратника И.Е. Тамма, в честь которого названа соседняя вершина.

Фото 027. Вид с пер. Гинзбурга 3А, 3700 на ЮВ-Ю-ЮЗ утром 11.08.2011 г.

Собрав лагерь, по широкому снежному гребню в связках выходим на гребень верш. Тамма 3758 (25 мин), проходим чуть западнее вершины и по снежному 25-300 склону (высотой 200м) спускаемся на широкое плато пер. Тамма (20 мин) (фото 25). Идем траверсом выше широкого нунатака. На западном краю нунатака, южнее в. 3633 (в. Барс) спускаемся по 35-40-градусномуснежно-ледовому склону, прижимаясь к скалам справа п/х, провесив 1 веревку (фото 28). Пересекаем правую пологую ветвь ледника и, подойдя под скальный гребень в. Карагем-Баши, ставим лагерь. Высота 3250.

Фото 028. Карагемское плато со стоянки под ЮВ гребнем в. Карагем-Баши.

7. В. Карагем-Баши 3962, радиально по юго-восточному гребню, ~2А.

Вершина Карагем-Баши (ЮВ ребро)

3962 м

Алтай, Северо-Чуйский хребет

Вершина

Снежно-ледовая шапка, карниз на север, тур на скалах с Ю

ЮВ (факт. 2А альп.)

Характер

Простой скальный гребень 35–45°, широкий некрутой снежно-ледовый гребень с карнизами на В и С. Предвершинный гребень – узкий снежно-ледовый, 200 м (длина)/до 50°, карнизы на С и Ю

Необходимое снаряжение

Ледорубы, кошки, каски, страх. системы, ледобуры (2–5 в зависимости от состояния льда), основная веревка 2х50 м, желательно жумары, спусковые устройства

12.08.2011 г. с ночевки на плато под ЮВ гребнем

12.08. 9 день похода.

Подъем в 4:30, выход в 6:00. Заходим на скальный ЮВ гребень Карагем-Баши (фото 29, 30).

Фото 029. ЮВ гребень в. Карагем-Баши с в. Тамма.

Фото 030. ЮВ гребень в. Карагем-Баши с в. Тамма. Крупный план.

Идем по простым разрушенным скалам (фото 31). Камни и лед прихвачены морозом, хорошо держат. Несколько крутых участков по 2-3 м преодолеваем с гимнастической страховкой. В 2 местах выложены площадки под 1 палатку.

Фото 031. Верхняя часть скального участка ЮВ гребня в. Карагем-Баши.

Фото 032. Вид с Карагем-Баши на лед. Маашей.

В 8:00 скальный гребень переходит в снежный, одеваем кошки, связываемся. Направо висят карнизы. Фирн еще держит. Гребень широкий, поднимается 3 ступенями крутизной до 300. (фото 30, 44).

Фото 033. г. Карагем-Баши от озера Маашей.

Фото 034. На предвершинном гребне Карагем-Баши.

В 10:00 выходим на предвершину, с которой свисает циклопический карниз в сторону Маашея (фото 45). Провешиваем 3+0.5 веревки по гребню (фото 34, 40). Вначале карнизы висят на север, потом на юг. Гребень обрывается склонами 50-550 в обе стороны. На 3-й веревке проходим по краю трещины — линии отрыва карниза, точка на буре. В остальных местах крепление перил на ледорубах. В 12:15 собираемся на точке прямо на вершине (фото 35, 36).

Фото 035. Группа на вершине Карагем-Баши. Вид на восток.

Фото 036. Группа на вершине Карагем-Баши. Вид на запад.

Тур в 20 м южнее на скалах, руководитель идет к нему на страховке (фото 39). Тур пуст. Фотографируем (фото 37-44) и в 12:50 начинаем спуск по пути подъема.

Фото 037. в. Актру 4044 и пер. Актру с в. Карагем-Баши.

Фото 038. Пер. Актру с Карагем-Баши. Крупный план.

Фото 039. У тура на в. Карагем-Баши.

Фото 040. Верхняя часть предвершинного гребня Карагем-Баши на спуске.

Фото 041. Вид с Карагем-Баши на долину р. Левый Карагем и Южно-Чуйский хр. (1)

(2)

Фото 042. Вид с Карагем-Баши, 3962 на в. Маашей-Баши, 4177. (1)

(3)

Фото 043. Вид с Карагем-Баши на В-ЮВ-Ю. (1)

(2)

Фото 044. Карагемское плато с в. Карагем-Баши.

Фото 045. Карнизы в начале предвершинного гребня Карагем-Баши.

Фото 046. Левый Карагем с площадки наверху скального участка ЮВ гребня в. Карагем-Баши.

Снег уже раскис. К 14:15 возвращаемся к скальному гребню, на одной из двух площадок под палатку в течение часа кипятим чай, перекусываем (фото 46). На гребне появились эскалаторы, удобные для спуска. Идем по гребню, потом налево по осыпным полкам выходим на ледник. Пройдя небольшую полосу льда (кошки!) глиссируем по снегу. К 16 часам возвращаемся в лагерь.

8. Спуск в долину Правого Карагема — подъем по р. Абыл-Оюк

13.08. 10 день похода.

На следующее утро опять прокопались, вышли в 8:40, снег уже раскис. Спуск прямо вниз невозможен из-за скальных сбросов и ледопада. Идем на СВ параллельно своим позавчерашним следам, не доходя до нунатака поворачиваем направо. Немного попетляв между трещин, выходим на открытый ледник. Справа от нас — нагромождение сераков (фото 47). Дойдя до перегиба ледника, выходим направо на крутой скально-осыпной склон. Здесь течет ручей, есть места под палатки (50 мин от места ночевки). За 40 мин по осыпи спускаемся вдоль ручья из-под правого языка ледника до выполаживания (фото 48).

Фото 047. Карагемское плато и в. Тамма с лед. Левый Карагем.

Фото 048. Массив Карагем-Баши и Карагемское плато из долины р. Л.Карагем. Показан путь спуска с плато в долину.

В одном месте Саша Киселев неожиданно натыкается на пару новых кроссовок Salomon, стоящих среди камней. Берет с собой. Переходим вброд правый исток левого Карагема чуть выше слияния, далее идем правым берегом по травяным полянам и галечникам, иногда появляется тропа. За 1:20 ЧХВ доходим до леса, по лесу идем по теряющейся тропе. Пройдя вдоль каньона (фото 50), круто сбрасываем 20 м высоты.

Фото 049. г. Карагем-Баши из долины р. Л.Карагем.

Фото 050. Каньон р. Л.Карагем.

Периодически продираемся через завалы, за 1:20 ЧХВ по лесу выходим на устьевые галечные разливы Левого Карагема. После долгих поисков идеальной стоянки (которая для дневки должна быть ровной, чистой и живописной), проходим через поле в сторону Правого Карагема до тропы, идущей вверх по Правому Карагему, где ставим лагерь на берегу небольшого мутноватого озерца. Высота 1980. ЧХВ за день 4:10.

Вечером жарим собранные Ириной грибы. Мимо проходит 3 группы. Две из них переправились через Левый Карагем, а третья не смогла это сделать. Один участник у них упал в воду, и хотя все обошлось, ребята встали рядом с нами дожидаться утра. Популярный маршрут — двойка через перевалы Абыл-Оюк, Эренбурга и Купол.

14.08. 11 день похода.

Дневка. Утром Саня, Ира Сафонова и Федя идут за заброской до Карагемской поляны и вверх по Иолдайры до устья Киренэльдуярыка. ЧХВ 2 часа в один конец, из них 45 мин до Карагемской поляны. Левый Карагем бродят в 100 м от устья в 7:00 и 11:00. Днем, пользуясь палящим солнцем, моемся, стираемся. Вечером собираем ягоды, но их в окрестности очень мало.

15.08. 12 день похода.

Утром, пока мы собираемся, к лагерю приходит группа москвичей под руководством А.Ступакова. Выходим вверх по Правому Карагему вместе с ними, потом обгоняем их. Прямо от стоянки и до озера Абыл-Оюк по левому берегу идет хорошая тропа. За 2:40 ЧХВ доходим до озера Абыл-Оюк. По дороге много жимолости (как назло, вчера возле лагеря ее почти не было!) Озеро весьма живописно, перекусываем. Любуемся вертикальными стенами вершины 3873 (фото 51). Выше озера 40 мин идем вдоль реки, далее, не доходя до поворота реки, по осыпи залезаем на орографически левый борт долины. Ставим лагерь на разливе ручья из-под ледника перевала Надежда. ЧХВ от озера 1:35.. Высота около 2700. Ступаков встал чуть ниже.

Фото 051. Верховья р.Абыл-Оюк (Правый Карагем) от оз. Абыл-Оюк.

9. Подъем на пер. Надежда с юга.

Карта 3. р. Абыл-Оюк, пер. Надежда 2Б, в. Маашей-Баши 4177, в. Эйнштейна 3605.

16.08. 13 день похода.

Подъем дежурных в 5, выход в 7 утра. Ступаков опять проходит мимо нас, пока мы заканчиваем сборы, но мы быстро его догоняем и до седловины пер. Надежда идем практически вместе. За 10 мин доходим до ледника, одеваем кошки. Ледник открытый, трещины на перегибах обходим или переходим по мостам. За 1:30 ЧХВ от лагеря подходим под взлет пер. Надежда. Перед взлетом ледник становится закрытым, связываемся. Справа от нас остался крутой подъем на пер. Маашей–Абыл-Оюк. Взлет пер. Надежда — зачехленный ледник + живая осыпь, высота 100 м, крутизна до 350. Поднимаемся на перевал плотной группой за 30 мин. (Группа Ступакова поднимается на седловину левее п/х, чтобы не сыпать камни друг на друга. В том месте взлет чуть выше - фото 52). Снежник в верхней части взлета лучше обойти слева по ходу. Тур находится с месте нашего выхода на гребень, в самой низкой его точке. Сняли записку группы Ульяновска-Самары, рук. Ермоленко М.А. от 12.08.2011 (горная 3-ка) Проходим по гребню 100 м на запад и ставим лагерь в небольшой ложбине на гребне, защищенной от ветра (фото 53). Вода из ледниковых озер на гребне.

Фото 052. Западный кулуар перевала Надежда 2Б.

Фото 053. Вершина Маашей-Баши 4177 и пер. Маашей-Абыл-Оюк с пер. Надежда 2Б.

10. В. Маашей-Баши 4177 м, радиально по западному гребню, 2Б-3А.

Вершина Маашей-Баши (западное ребро)

4177 м

Алтай, Северо-Чуйский хребет, главная вершина

Вершина

Узкий снежно-ледовый гребень, карниз на север

Маршрут (подъем/спуск)

С пер. Надежда по З гребню (факт. 3А альп.)

Характер

Широкий снежно-ледовый гребень до 45° с выходами скал, простые скалы 100 м/45–50°. Предвершинный гребень – узкий снежно-ледовый, 400 м (длина)/до 50°, карнизы на С

Кол-во точек страховки

В зависимости от состояния льда от 0 (в связках) до ~30 (включая ППС)

16.08.2011 г. с пер. Надежда

В 12:10 того же дня связка из 3 человек (Ирина, Саня, Саша Киселев Федя и Нина идти не захотели) выходит на восхождение на Маашей-Баши (фото 54). Идем в связке по широкому снежному гребню с многочисленными выходами скал. Гребень поднимается ступенями. Есть много мест под палатки, лужи с водой. Перед седловиной пер. Маашей-Абыл-Оюк 3А (1 час от лагеря) поднимаемся на крупный жандарм, спускаемся с него по осыпи и траверсом налево на седловину (фото 55).

Фото 054. Начало подъема на в. Маашей-Баши 4177 по западному гребню от седловины пер. Надежда 2Б.

На обратном пути траверсируем это место по склону в сторону Маашея (до 300), делать это надо осторожно. Снимаем записку сборной России (Н. Тагил, Новотроицк, Тула) под рук. Самборского Владислава от 12.08.2011, шедшей траверс Маашей-Баши (пешая 6-ка, та же группа, что и на пер. Джело, но поход другого года). Поднимаемся по снежно-ледовому склону (до 400) под скальный пояс, пересекаем его и идем по его верхнему краю до большой мульды (14:05). Лед мягкий, можно идти с одновременной страховкой. Следующую скальную ступень гребня многие обходят слева п/х, однако крутой склон там выводит на сбросы в сторону Маашея. Решаем идти по скалам (фото 56).

Фото 055. Пер. Маашей-Абыл-Оюк 3А, Надежда 2Б и в. Эйнштейна 3602 с западного гребня в. Маашей-Баши.

Фото 056. Северные склоны в. Маашей-Баши 4177 и пер. Маашей-Абыл-Оюк 3А.

Осыпь переходит в простые разрушенные скалы. В 15:10 выходим на вершинный гребень. На север висят огромные карнизы (фото 59), на юг гребень местами очень крут (более 500,(фото 57), ниже короткого ледового склона – скальные сбросы. Приходится идти практически по линии отрыва карнизов.

Фото 057. Западный вершинный гребень в. Маашей-Баши 4177.

Фото 058. Подъем по уступам вершинного гребня в. Маашей-Баши вдоль линии отрыва карнизов. Близость вершины обманчива.

Фото 059. Карнизы вершинного гребня в. Маашей-Баши.

Ветер сдувает со склона верхнюю миллиметровую корочку льда и большими пластинами уносит ее за гребень, на север. Пройдя несколько ступеней гребня (фото 58), достигаем вершины в 16:15. Вершина — такой же гребень, карниз на север (фото 60, 61).

Фото 060. На вершине Маашей-Баши 4177. Вид на запад

Фото 061. На вершине Маашей-Баши 4177. Вид на восток

Тур возможно на скалах южнее, но нам захотелось побыстрее уйти из таких мест, тур искать мы не стали. Возвращаемся в лагерь по пути подъема, в лагере в 19:00 .Закат заливает Маашей-Баши кровавыми красками. Очень красиво, жаль, что наблюдать эту картину приходится с ребра (фото 63).

Фото 062. Долины р.р. Абыл-Оюк и Маашей и западная часть Северо-Чуйского хребта с низа западного вершинного гребня в. Маашей-Баши. (1)

(3)

(4)

Фото 063. в. Маашей-Баши в лучах заходящего солнца.

11. Пер. Надежда — в.Эйнштейна — р.Шавла (суммарно 2Б).

Перевал Надежда ­– плато в. Эйнштейна 2Б

3480 м

Расположен

Основной хребет, между в.в. Маашей-Баши и Эйнштейна + северный отрог в. Эйнштейна южнее пер. В.Шавлинский

С–Ю, З–В

1.1.26 (пер. Надежда)

Лед. П. Абыл-Оюк – оз. Верхн. Шавлинское

Характер

Юг: пологий открытый/закрытый ледник, осыпной кулуар 100 м/40° (чехол). Север (спуск на лед. Л.Маашей): лед 400 м/45°, бергшрунд. Выход на плато: на запад по широкому сн.-лд. гребню под жандарм и к северу от него по лед. склону 100 м/45°. Запад: ледопад, обход по правому (северному) рантклюфту 200 м/40–45° с вертикальными ступенями 2–3 м, пологий закрытый ледник.

Седловина

Пер. Надежда: несколько равноценных скально-осыпных седловин с примыкающим с севера пологим ледником. Плато Эйнштейна: обширное снежно-ледовое поле

Места под палатки

Множество на пер. Надежда и на плато

Кол-во точек страховки

Юг: нет. Выход на плато: 11 (включая ППС). Запад: 10 (включая ППС).

16–17.08.2011 со стороны лед. П. Абыл-Оюк

Фото 064. Вид с пер. Надежда в сторону в. Эйнштейна.

Фото 065. Вершина Эйнштейна 3602 и ее северное плато со склона Маашей-Баши.

17.08. 14 день похода.

Выход со стоянки на пер. Надежда в 9:15. Солнечно, небольшая облачность, не холодно. Подходим в связках по снежно-ледовому гребню ~150 м на СЗ под скальную стенку (жандарм) плато в. Эйнштейна, по пути минуя седловину, на которую накануне вышла группа Ступакова (фото 55). Из-под скалы вешаем перила на плато в. Эйнштейна, обходя жандарм с севера ­(фото 64, 65) – 1-ю веревку влево-вниз по склону пер. Надежда, под выходы скал, остальные 3 – вверх на плато не дальше 20 м от жандарма (Саня, Федя, Ира, Саша Киселев). Склон – лед 40–45° (фото 67, 68). Крепление на бурах с двумя ППС. В 12:00 собираемся на обзорной точке на плато, наверху жандарма. Здесь есть места под палатки, просторно, безопасно (фото 69).

Фото 066. На в. Эйнштейна 3602. Вид на юг.

Фото 067. Подъем на плато в. Эйнштейна.

Фото 068. Верхняя часть подъема на плато в. Эйнштейна.

Фотографируемся и в связках (ледник местами закрыт, есть небольшие трещины) смещаемся вдоль восточного края плато 300 м на ССЗ, чтобы не возвращаться за рюкзаками после подъема на в. Эйнштейна.

Вершина Эйнштейна

3602 м

Расположена

Алтай, Северо-Чуйский хребет, в основании северного отрога между долинами р.р. Маашай и Шавла

Купол из разрушенных скал

Маршрут (подъем/спуск)

Со снежно-ледового плато к северу от вершины (факт. 1Б альп.)

Широкий снежно-ледовый склон 100 м/до 40°, небольшие закрытые трещины

Необходимое снаряжение

Кошки, ледорубы, каски, страховочные системы, основные веревки

нет

17.08.2011 г. с плато

Фото 069. На плато в. Эйнштейна.

Фото 070. На в. Эйнштейна 3602. Вид на восток, на Маашей-Баши.

Фото 071. Вид с в. Эйнштейна за запад, в сторону долины р. Шавла.

Оставив рюкзаки, налегке за 18 мин поднимаемся в связках на в. Эйнштейна 3602, обходя и перешагивая несколько трещин. По мере подъема снег становится глубже, приходится тропить. Направление подъема – ЮЮЗ, затем ЮЗЗ. СВ склон вершины – лед под толстым слоем снега до 40° (фото 65), из-под ног сходят микролавинки, но высота склона невелика, серьезных сходов опасаться не приходится. Вершина сложена из разрушенных скал, круто обрывающихся на юг и запад (фото 66, 70, 71). Просматривается путь спуска с плато в сторону Шавлы до перегиба ледника. Также виден западный гребень в. Эйнштейна с кулуарами, один из которых, предположительно – пер. Эйнштейна (фото 75). Южная сторона такого перевала, действительно может соответствовать 2Б к.т., но начало спуска на север не просматривается, сам же гребень острый, скалистый. Оставляем записку в туре (13:15), звоним домой (ловится Билайн) и за 8 мин спускаемся к рюкзакам на плато по пути подъема. Техническая сложность вершины с плато – 1Б.

Перекусываем и продолжаем движение в связках вдоль восточного края плато на север до рыжих скал (фото 65). Здесь, у северного края плато из камней выложена циклопическая площадка под палатку. Дальнейший спуск в сторону Шавлы – вдоль скал правого борта, затем по рантклюфту. В рантклюфте провесили 5 веревок перил: 2 по льду в среднем 40° с вертикальными ступеньками до 2 м (16:10, фото 72), еще две по плотному снегу старого выноса (есть риск съехать в огромные поперечные трещины), 5-я – до выхода на нижнее плато ледника через полузасыпанный бергшрунд, который перешли по снежному мосту (фото 73)). Для страховки от схода вытаивающих изо льда камней станции организовывались в карманах скал правого борта. Веревки снимали с нижней страховкой с ППС на бурах, на снегу - без ППС (1–3 Ира, 4–5 Саня). На ровную часть ледника вышли в 17:25.

Фото 072. Спуск с плато в. Эйнштейна в сторону Шавлы по рантклюфту.

Фото 073. Рантклюфт при спуске с плато в. Эйнштейна в сторону Шавлы.

Дальнейший спуск по леднику – в связках по центру. Спуск на морену с круто падающего языка ледника – справа. Развязываемся, снимаем кошки (18:00). Погода портится, небо затягивает, начинает накрапывать дождь. По живым камням разделительной морены спускаемся на юг, на открытый основной ледник и, повернув вместе с ним к западу, продолжаем движение его правым краем, пересекая занудные многочисленные валы покровных морен. То и дело налетают короткие заряды дождя (фото 74).

Фото 074. На зачехленном леднике правого притока Шавлы под в. Эйнштейна и пер. Верхнешавлинский 2А.

Фото 075. Северные склоны Северо-Чуйского хребта к западу от в. Эйнштейна.

Недалеко от конца ледника появляется тропа с пер. Вернешавлинский 2А. Миновав широкий разлив ручья и узкий «каньончик» из крупных обломков скал, в 20:00 ставим лагерь на ПБ озерка 2567,7 у его середины (фото 76). Есть выровненные площадки под палатки, которые мы дополнительно совершенствуем. Готовим на газу, решив не возиться с мокрой после дождя карликовой березкой. ЧХВ за день 8:55.

Карта 4. пер. Мечта 2Б, пер. Красавица 3А, оз. Верхнее Шавлинское

18.08. 15-й день похода.

Полудневка. Отдыхаем и отсыпаемся после двух предыдущих напряженных дней (пер. Надежда–Эйнштейна 2Б, р/в на в. Маашай-Баши 4177, 3А и в.Эйнштейна 3602, 1Б). Солнечно, небольшая облачность. Выход в 10:00 после подсушивания палатки. 1:05 ЧХВ траверсируем ПБ ущелья Шавлы по поросшим травой увалам под ледник пер. Абыл-Оюк 1Б и Мечта 2Б, чтобы не терять высоту (фото 77).

Фото 076. Озеро на правом притоке Шавлы под пер. Верхнешавлинский 2А.

Фото 077. Северо-Чуйский хребет в верховьях Шавлы

Напротив оз. 2400,5 выходим на мощную маркированную турами тропу, ведущую с В. Шавлинского озера к пер. Абыл-Оюк. Идти до этой точки горизонтально нецелесообразно, так как приходится пересечь старую морену, сложенную из крупных обломков. Быстрее спуститься к правому истоку Шавлы и подняться от него по тропе. Останавливаемся на полудневку в 5 минутах от языка ледника слева по ходу от тропы, на обширной оборудованной ровной земляной площадке у озерка (2600). Рядом с кострищем есть небольшой запас дров. На тропе это место отмечено огромным, в человеческий рост, туром. С другой стороны от тропы есть еще одно озерко поменьше, у которого также оборудованы стоянки. Организуем экспедицию вниз за дровами, так как там уже появляются отдельные кедры и кусты ивы. Во время сбора дров разглядываем перевал Зеркало Красавицы 3Б. Впервые видим его так близко. Впечатляет. Ирина бежит обратно чуть ли не на место предыдущей стоянки и приносит на себе огромный разлапистый пень (фото 2). Менее чем за час удается собрать такое количество дров, которого с избытком хватит не на одну ночевку. Купаемся, отдыхаем. Вверх на пер. Абыл-Оюк проходит группа москвичей (3 человека), в обратную сторону – новосибирцы (5 человек, в том числе ледяной дельфин Виталий Торопов, который долго плавает в озере). Чуть позже рядом с нами останавливается группа из МГУ (4 человека). Вечером организуем ледовые занятия. Тема – использование самовыворачивающегося бура (одолжили у соседей) и ледовых проушин. Бур вывинчивается вообще без усилий, на организацию проушины с помощью бура, крючка из алюминиевой проволоки и куска репшнура уходит не более 10 мин. Проушина выдерживает любой рывок, который в состоянии обеспечить стоящий на склоне человек. Срыв с вертикального участка не проверяли. Занятия заканчиваются под зарядом дождя. Ночью сильный ветер, приходится раскидать угли, чтобы дым не несло в палатку.

12. Пер. Мечта 2Б — слияние Правой и Левой Камрю.

Перевал Мечта 2Б

3300 м

Основной хребет, между вершинами Сказка и Мечта

1.1.19

оз. Верхн. Шавлинское – р. Л.Камрю

Характер

Север: подрезанный бергшрундом ледовый склон 320 м/45°. Юг: камнеопасный ледовый кулуар 200 м/45–50°, вверху разрушенные скалы.

Скально-осыпная, с примыкающей с севера мульдой

Места под палатки

С северной стороны на леднике и в мульде

Необходимое снаряжение

Каски, кошки, ледорубы, страховочные системы, спусковые устройства, жумары, основная веревка (по 50 м на 2-3 чел.), ледобуры с карабинами (по 2 на веревку + 6), репшнур для проушин, проволока

Кол-во точек страховки

Север: на подъем 20 (включая ППС). Юг: на спуск 5.

19–20.08.2011 со стороны Шавлы

Фото 078. Пер. Мечта 2Б со стороны Шавлы.

19.08. 16-й день похода.

Переменная облачность, солнечно. Выход в 8:55. За 1:20 ЧХВ подходим под взлет пер. Мечта по пологому открытому леднику почти без трещин (фото 78, 79). Перед взлетом связываемся, т.к. здесь ледник уже закрыт. Северный склон перевала – ледовый, высотой чуть более 200 м, уклон в среднем 45°, внизу прикрыт снегом и подрезан полузасыпанным бергшрундом (фото 80).

Фото 079. Ледник пер. Мечта 2Б и Абыл-Оюк 1Б.

Фото 080. Ледовый взлет пер. Мечта 2Б со стороны Шавлы.

С 11:15 до 16:30 провешиваем на подъем 7х50 м перил прямо вверх по центру (последняя неполная) на бурах. Первый – налегке или с облегченным рюкзаком с 2–3-мя ППС на бурах (Саня, Федя, Нина, Саша Киселев, Ира, Саня, Саня - фото 81, 82). Берг переходится по снежному мосту. Местами верхний слой представляет собой корку толщиной до 10 см, отделенную перемороженной крошкой. Буры выкрашиваются, приходится вырубать глубокие площадки. Иногда слышится оседание льда. На седловине собираемся в 16:30.

Фото 081. Нина Сафонова провешивает перила на пер. Мечта 2Б со стороны Шавлы.

Фото 082. Последняя (7-я) веревка на подъеме на пер. Мечта со стороны Шавлы.

Седловина широкая, снежная. У южного края – ледниковое озерко, можно найти место под палатку как прямо на седловине, так и у озерка под прикрытием от ветра. Сняли записку группы туристов г. Донецка, 5 человек, горная 4-ка, руководитель Корягин В.Н., от 15.08.2011 г. (подъем со стороны р. Камрю)

Подъем на в. Мечта 3530 по З гребню представляет собой аналогичный ледовый склон высотой еще не менее 200 м, за которым следует более пологий снежно-ледовый гребень. Восхождение потребовало бы провешивания еще как минимум 5 веревок перил на бурах на подъем и столько же на спуск и заняло бы не менее 4–5 часов. Техническая сложность такого восхождения, по-видимому, соответствует 2Б к.т. Ввиду испортившейся погоды (ветер, небольшой снег с дождем), усталости, недостатка времени и рекомендаций МКК (не более 6-ти препятствий 2Б и выше) решаем отказаться от восхождения на в. Мечта. Спуск же по камнеопасному кулуару на юг (фото 84) следует начинать рано утром, поэтому останавливаемся на ночевку на перевале. Площадку под палатку организуем у озерка, частично вырубив в пологом ледяном склоне, частично выложив плоскими камнями и снегом (фото 83).

Фото 083. Лагерь на пер. Мечта 2Б. Вид в сторону р. Л. Камрю.

Фото 084. Вид с пер. Мечта 2Б на юг, в долину р. Л. Камрю.

Фото 085. А.Киселев и Ф.Савельев на станции у левого борта кулура при спуске с пер. Мечта в долину р. Л. Камрю.

20.08. 17-й день похода.

Пасмурно. Выход в 8:30. Пока остальные заканчивают собираться, первый провешивает первую веревку перил вниз по кулуару. Кулуар узкий, камнеопасный (фото 87, 88). Сверху – мелкая и средняя осыпь 10 м, ниже – лед до 50°. Всего провешиваем 4 веревки перил вдоль скал ЛБ. Верхние 2 – с креплением за выступы скал на расходных петлях, две остальные – на ледовых проушинах. Последний – по сдвоенной веревке (фото 86).

Фото 086. Ирина Сафонова спускается по сдвоенной веревке в кулуаре пер. Мечта 2Б со стороны р. Л. Камрю. Страховка через ледовую проушину.

Фото 087. Вторая связка на выходе из кулуара пер. Мечта 2Б со стороны Л. Камрю.

Фото 088. Цирк перевалов Зеркало Красавицы 3Б и Мечта 2Б со стороны Л. Камрю.

Первая станция – на осыпной площадке под прикрытием скал, остальные – в небольших скальных карманах (фото 85). Простреливается в основном правая часть кулуара. Далее кулуар расширяется влево, спуск до ровной части ледника – влево-вниз в связках по постепенно выполаживающемуся снежно-ледовому склону (наверху до 40°) с самостраховкой ледорубом, в некоторых местах – лицом к склону (фото 87). На горизонтальный ледник вышли в 11:45 (фото 88).

Фото 089. г. Красавица, пер. Красавица 3А и ледопад пер. Красавица из верховьев левого истока р. П. Камрю. Показан возможный путь обхода ледопада по скально-осыпному кулуару.

Перекусываем у крупного камня и за 0:20 ЧХВ развязавшись, спускаемся до конца ледника прямо по центру. Ледник открытый, трещин почти нет. Короткий участок моренных валов выводит в поросшую травой долину Л. Камрю. Спуск по зеленым холмам ПБ до слияния Правой и Левой Камрю от языка ледника занял 1:30 ЧХВ. Есть обрывки троп. Перед слиянием Л. Камрю входит в довольно глубокое ущелье с крутыми бортами, которое удобнее обойти поверху и затем спуститься по водораздельному гребню в лес (2250). Стоянка на пригорке на ЛБ П.Камрю, кострище ­– ближе к воде в куруме. Поскольку начинается дождь, приходится поставить костровой тент. Собираем жимолость и грибы. ЧХВ за день 5:05.

13. р. П.Камрю — пер.Красавица 3А — оз. В.Шавлинское

21.08. 18-й день похода.

Солнечно. Выход в 10:15 после подсушивания палатки. Тропа вверх по П.Камрю должна идти по правому берегу. Переходим протоки по камням, но тропа вскоре теряется в кустах. Продираемся по ним минут 15 и выходим в горизонтальную часть долины, где удобно идти по куруму старого русла или по камням вдоль воды. До ступени бараньих лбов среди березки ПБ попадаются обрывки тропы. Выше лбов – широкая зеленая ступень долины у слияния истоков П.Камрю (2514). Отсюда, держась вдоль ЛБ, поднимаемся к озеру на следующей ступени долины левого истока (2680, 1:50 ЧХВ). Озеро обходим по траве ЛБ. За ним – вал морены и еще три озера (не считая мелких) с удобными стоянками на травке (фото 90). Миновав озера, по моренным валам поднимаемся к языку ледника (2770, 0:50 ЧХВ от нижнего озера). Перекусываем, одеваем кошки, обвязки. Ледник открытый, средней крутизны, постепенно увеличивающейся к верху (фото 89). На крутом участке – ледопад высотой около 200 м, который мы проходим вначале по центру по широким ледовым гребешкам между продольными трещинами, затем траверсируем по уже довольно узкому гребешку вдоль поперечной трещины влево по ходу под скалы ПБ (фото 91), далее – снова прямо вверх вдоль скал. Уклон не более 35°, лед достаточно мягкий, держит надежно. Весь подъем по леднику до его горизонтальной части занял 1:00 ЧХВ. При менее благоприятном состоянии льда наиболее крутой участок ледопада, включая траверс, целесообразно провешивать.

Фото 090. Долина П. Камрю (левый исток) с ледопада пер. Красавица 3А.

Фото 091. На ледопаде пер. Красавица 3А со стороны П. Камрю.

Останавливаемся на ночевку у скал ПБ на ровном льду, вырубаем и выкладываем площадку под палатку (фото 93). На разрушенных скалах можно удобно разложить вещи. С их верхней точки над ледопадом открывается обзор долины. Место долго освещается солнцем как утром, так и вечером, тепло, несмотря на значительную высоту (3250). Вода – из ледникового ручья. Короткие экскурсии по окрестностям показали, что есть и другие пути подъема на ровную часть ледника – через осыпной цирк к западу от ледопада и далее по простым разрушенным скалам и осыпи (фото 89), а также, возможно, по центральной ветви ледника с переходом на восточную ветвь наверху (фото 92). Вечером изучаем возможные пути подъема на пер. Красавица 3А и останавливаемся на восточном кулуаре (стандартный вариант) под склоном в. Красавица (фото 93). Более широкий западный кулуар кажется более камнеопасным и, кроме того, в верхней части заперт скальной пробкой.

Фото 092. Район перевалов Туманных со стоянки над ледопадом пер. Красавица 3А со стороны П. Камрю.

Фото 093. Стоянка под пер. Красавица 3А со стороны П. Камрю над ледопадом.

Перевал Красавица 3А

3500 м

Расположен

Основной хребет, к западу от в. Красавица

1.1.18

оз. Верхн. Шавлинское – р. П.Камрю

Характер

Юг: простой ледопад 400 м/до 35°, узкий камнеопасный ледовый кулуар 120 м/45–50°. Север: ровный камнеопасный ледовый склон 150 м/40–45°, две зоны разрывов

Скально-осыпная, с примыкающей с севера мульдой

Места под палатки

С северной стороны в мульде

Необходимое снаряжение

Каски, кошки, ледорубы, страховочные системы, спусковые устройства, жумары, основная веревка (по 50 м на 2-3 чел.), ледобуры с карабинами (по 2 на веревку + 6), при спуске на юг – репшнур для проушин, проволока

Кол-во точек страховки

Юг: на подъем 8 (включая промежуточные). Север: на спуск 15 (включая ППС)

22.08.2011 со стороны р. П. Камрю

22.08. 19-й день похода.

Солнечно. Выход в 8:30. Под перевальный взлет подходим по пологому закрытому леднику в связках за 0:20 ЧХВ (фото 94). ).

Фото 094. Взлет пер. Красавица 3А с юга, со стороны р. П. Камрю.

Еще 0:20, перейдя по снежному мосту засыпанный бергшрунд, поднимаемся по снегу под кулуар. Уклон постепенно возрастает до 45°. Останавливаемся у входа в кулуар под скалами ПБ и организуем нижнюю станцию на бурах (здесь снег переходит в лед). Скалы сильно разрушены, крошатся от любого прикосновения. Первый провешивает до седловины 2 с половиной веревки вверх по кулуару вдоль скал ПБ с ППС на бурах. При этом браться за скалы нужно крайне осторожно – все они раскрошены и еле держатся, а спрятаться практически негде! Выше на скалах над кулуаром непонятно на чем висят отдельные глыбы. Кулуар очень камнеопасен! (фото 96)

Фото 095. Группа на пер. Красавица 3А. Вид на юг.

Фото 096. Вид с пер. Красавица 3А на юг, в долину р. П. Камрю.

На седловине собираемся в 11:00 и до 11:45 едим шоколадку, пишем записку, просматриваем путь спуска на север. Седловина широкая, с севера к ней примыкает пологий ледник, образующий мульду, удобную для постановки лагеря (фото 95). Сняли записку уже знакомых нам киевлян, 9 человек, горная 5-ка, руководитель Михацкий А.Ю., от 03.08.2011 г. (подъем со стороны Шавлы).

Фото 097. Взлет пер. Красавица 3А со стороны Шавлы.

Фото 098. Перевал Красавица 3А с севера, со стороны Шавлы.

Спуск в сторону Шавлы представляет собой ровный широкий ледовый склон крутизной 40–45° и высотой около 100 м, внизу подрезанный засыпанным бергшрундом (фото 97, 98). Начинаем спускаться по перилам восточнее седловины. Провесили 4х50 м на бурах. Последний – с нижней страховкой и 2-3-мя ППС (Ира, Нина, Саша Киселев, Ира). На спуске камнеопасно! В 13:40 собираемся на ровной части ледника. Ледник закрыт, продолжаем движение в связках. Дальнейший спуск преграждают две ступени ледопада. Первую проходим по центру, лавирую между огромными трещинами (фото 99). Для преодоления одной из них провешиваем одну веревку перил на ледорубах: вначале по узкому снежно-ледовому мосту вдоль трещины, затем первый прыгает через трещину налегке в самом узком месте. Здесь ее верхний край выше нижнего на 2,5 м и образует промоину, по которой можно спуститься почти до уровня нижнего края, а потом прыгнуть в снег на 1,5 м (фото 100). Рюкзаки перетаскиваем по натянутым перилам, после чего последний переправляется налегке с нижней страховкой (15:40).

Фото 099. Верхняя зона разрывов под пер. Красавица 3А со стороны Шавлы.

Фото 100. А.Киселев преодолевает трещину в верхней зоне разрывов под пер. Красавица 3А со стороны Шавлы.

Тем временем небо затягивают тучи. Вторая ступень ледопада проходится в связках ближе к ПБ, затем смещаясь влево (16:00). Здесь лед в основном открытый, трещины обходятся, короткие неопасные крутые участки проходим по одному лицом к склону. В 16:10 оказываемся на нижней ровной части ледника, пересекаем ее налево в направлении срединной морены, разделяющей потоки из-под перевалов Красавица и Зелинского. Развязываемся, снимаем кошки (16:55). Техническая часть спуска закончена.

Переходим срединную морену, спускаемся по пологому левому потоку ледника, выходим на чехол ЛБ и по нему спускаемся до моренных валов ледника под пер. Орбита (Ирина и Саша Киселев спустились по леднику в кошках), где обнаруживаем маркированную тропу (18:20). За 40 мин по тропе спускаемся в лес и в 19:00 останавливаемся на ночевку на оборудованной стоянке под кедрами на ЛБ правого истока Шавлы в 400 м от В.Шавлинского озера (2180).

Фото 101. Шавла выше нижнего озера.

13. Шавлинские озера — пер. Каракабак 2Б (п/п северной седловины) — р.Каракабак

Карта 5. оз. Нижнее Шавлинское, пер. Каракабак Сев. 2Б.

23.08. 20-й день похода.

Полудневка. Солнечно. С выходом не торопимся. От стандартной связки пер. Зелинского 2Б – пер. Москвич 1Б – пер. Орбита 1Б мы решаем отказаться в пользу прохождения малоизвестного пер. Каракабак 2Б, так как по рекомендации МКК не должны включать в маршрут более 6 препятствий 2Б и выше, а «лимит» позволяет пройти лишь еще один технически сложный перевал.

Выход после обеда с супом (тем временем Саша Киселев сходил на увалы ПБ долины и забрал прикопанные там кроссовки). За 1:30 ЧХВ по мощной и исключительно живописной тропе (фото 101) доходим до плановых стоянок в середине Н.Шавлинского озера на ПБ правого притока (выс. 1984, фото 102). Тропа обходит верхнее озеро слева, облезая довольно высокий бом, затем переходит по ригелю на ПБ. У верхнего края нижнего озера на морене – «музей» туров и других поделок туристов. На стоянке обнаруживаем множество наколотых дров и развешенные на деревьях продукты (крупа, сахар, какао, мюсли, сухое молоко, специи). Отъедаемся на славу, купаемся в озере (вода холодная).

Фото 102. Нижнее Шавлинское озеро.

24.08. 21-й день похода.

Солнечно. Выход в 9:35. за 0:45 ЧХВ по тропе, ведущей к пер. Н.Шавлинский 1Б, поднимаемся выше озерка на правом притоке Шавлы. Затем – по диагонали вверх по травянисто-осыпному склону в висячую долину ПБ притока (0:40 ЧХВ). Долина – унылая череда старых моренных валов из разнокалиберных обломков (фото 105). Лишь изредка попадаются травянистые участки, есть небольшое озерко (12:40, 0:45 ЧХВ). У озерка перекусываем, поскольку неясно, где дальше будет вода. Пройдя по пологим осыпям и разрушенным выходам скал примерно по середине ущелья еще 0:50 ЧХВ, останавливаемся на стоянку на последней ровной горизонтальной площадке (15:00, 2850) невдалеке от снежника ЛБ, из которого берем воду. .

Фото 103. в. Кржижановского 3727 из ущелья пер. Каракабак.

Фото 104. Гребень пер. Каракабак 2Б со стороны Шавлы.

В оставшееся время организуем разведку перевала, поскольку описания у нас нет. В западной части скального перевального гребня просматривается широкий внизу и сужающийся кверху осыпной кулуар (фото 104). Верх кулуара не виден снизу, но по его характеру можно ожидать, что он выводит на самый гребень. Другие кулуары, ведущие восточнее, подозрительно узки и извилисты и имеют местами отвесные борта. В них могут быть скальные затычки, и трудно будет укрыться от камнепада. Кроме того, гребень повышается к востоку. За 0:45 (до исхода контрольного времени) двое разведчиков поднимаются в западный кулуар более чем на половину его высоты. Сама седловина не просматривается, но угадывается. Вверху к востоку (вправо по ходу) от основного кулуара отходит несколько боковых, которыми тоже можно воспользоваться для выхода на гребень (фото 106). По карте и фотографиям СВ сторона перевального гребня – крутая, но не отвесная скальная стенка высотой около 100 м, причем в нужный нам угол с той стороны ведет ответный кулуар. Решаем наутро попытаться пройти разведанным путем. Спуск разведки в лагерь занял 0:25 ЧХВ. Вечером пасмурно, накрапывает дождь.

Фото 105. Каменоломни в ущелье пер. Каракабак 2Б со стороны Шавлы.