Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Автор и фото: Игорь Паша, Москва

Затмение на Диком Западе

Полное солнечное затмение – страшной эстетической и космической силы вещь! Луна целиком закрывает Солнце, причем из-за практически одинаковых с ним угловых размеров делает это изысканно, на тоненького, так что такое можно видеть лишь с узенькой полоски земной поверхности. А когда Луна отходит от Земли подальше, ее размеров уже не хватает для полного покрытия солнца, и от него остается узкий наружный ободок – пронзительной яркости кольцо в окружающем полумраке. Именно по его образу, думается, было отлито кольцо Саурона. Горы – другая сильная вещь, пусть и дана она нам на более регулярной основе. Ну, а объединение двух этих феноменов в масштабную картину затмения вертикального мира – вообще сверхвещь, неописуемый улет! Ранее на Mountain.RU я представлял свои иллюстрированные заметки о том, как в 2006 г. тень затмения проходила по Приэльбрусью и в 2008 г. по Алтаю. Предлагаемая сейчас третья заметка – о кольцевом затмении, которое я наблюдал 20 мая этого года среди прекрасных красных скал Дикого запада.

1. Как всё затеялось.
Хмурым днем 8 мая, когда наш В.В. Путин катил по стерильной Москве на свою кремлевскую инаугурацию, я рылся в интернете и наткнулся на серию замечательных картинок. Они анонсировали кольцевое солнечное затмение на юго-западе США вечером 20 мая. Я моментально принял охотничью стойку: и потому что до этого трижды колесил по Дикому западу, и потому что уже шесть раз наблюдал полное затмение солнца. Почему бы не соединить теперь эти два высших удовольствия? Вон человек в преотличном настроении на свой третий срок едет – вот и я возьму да поеду! Благо виза у меня до осени.

Кольцевая фаза затмения, как показала карта, должна была с разгоном пробежать по Америке от Калифорнии до Техаса и там на солнечном закате покинуть землю. Посередине этого пути – Аризона, душа Дикого запада. Даешь Аризону! Открываю авиа-сайт бронирования, смотрю приемлемые рейсы: Лос Анжелес, Лас Вегас, Финикс и Флагстаф. Флагстаф ближе всего к местам аризонских вожделений, но Финикс позволяет проехать по живописным районам Седоны. Значит, Финикс.

Пути прохождения полных и кольцевых солнечных затмений в 2001-2020 гг.

Американский участок кольцевого солнечного затмения 20 мая 2012 г. Кружками отмечены положения Большого каньона (красным), Брайс каньона (желтым) и Долины памятников (черным). Ссылка на источник заимствования карты дана в начале 1-го пункта заметки

Но где именно базироваться в Аризоне? Большой каньон – большая замануха, но на авто не разъездиться, да и людно там (а затмение ведь не салют в Москве). Брайс каньон – тоже вещь, но те же недостатки. А вот Долины Памятников и Богов, на стыке Аризоны с Ютой – то, что надо. Плюс по прогнозам шанс серьезной облачности в том районе во второй половине этого мая – ноль (!) процентов. Туда! Весь автомаршрут займет при этом четыре дня. Под них я заказал билеты, машину и мотели.

На Диком западе зимой (январь 2012).

2. Дорога к затмению.
17-е, к вечеру, Финикс. +34, штиль: конкретно греет. Но днем было +42 – в тени! Мотать отсюда!

18 мая.
Утро, уже под 30. Оформляю в аэропорту аренду машины. Ведут к Тойоте Королле, та темно-серая – отказываюсь: в рыжих скалах такая не смотрится. Переходим к Ниссан Сентре – она белая, соглашаюсь. И вон из пекла равнинного Финикса! День. Прескот - Джером - Седона: красиво, легко, комфортно. Лесистые холмы и сопки, затейливый дорожный серпантин. Городок Джером совсем без ширины – каемка на извилинах крутого перевального перегиба. Писк, лепота!
Вечер. Шнебли Хил Роуд. Это узкая и колдобистая булыжная дорога по-над глубоким ущельем, реальное завлекалово для ценителей с полным приводом. Я лишь с передним, стрема выше крыши.

19 мая.
Утро-день. По дорогам US 89, 160, 163: Флагстаф - Камерон-Туба Сити - Кайента - Мексикан Хэт. Утренний шопинг в Флагстафе и незлобивый 4-часовой переезд по Колорадскому плато к местечку Мексикан Хэт, пункту назначения в 20 милях по выезде из Аризоны в Юту. Это дорожный оазис на реке Сан Хуан, проточившей себе глубокие ходовые меандры на пути к реке Колорадо. В Мексикан Хэт – заправка с забегаловкой и три мотеля. Один из них, «Сан Хуан Инн», врезан в скалу на обрывистом берегу у моста, у меня здесь две ночи.

Мост через р. Сан Хуан. Под скалой справа у моста – мотель «Сан Хуан Инн».

Спуск к реке с территории мотеля. Табличка предупреждает о личной ответственности граждан за прогулочные риски

Меандры реки Сан Хуан

Вечер в Долине Памятников (Monument Valley). До нее от «Сан Хуан Инн» – назад, в Аризону, по US-163 – 20 миль. Я очень люблю это место, был здесь уже трижды и готов приезжать сюда еще незнамо сколько. Невероятно красивые и эффектные скалы, свободно раскинувшиеся по красно-рыжей плоскости, и, конечно, фирменное блюдо – бьютс (buttes), компактные спорадические скальные холмы с вертикальными башнями или стелами на конусных цоколях. Было время, Голливуд не вылезал отсюда, снимая романтические ковбойско-бандитские вестерны. По скальному парку проложена 14-мильная грунтовая петля. За время с 5 часов до заката в 8-м часу я сделал по ней три витка при все более низком солнце. Останавливался и любовался, делал пробные снимки и высчитывал, как ровно через сутки, в час затмения, будет располагаться по-над скалами солнце и как будут освещены скалы противоположного сектора. В итоге приметил пару точек, но в целом понял, что «планировка» Долины Памятников не выигрышная для вечернего затмения, потому что скальные красоты и знаменитости прописаны в восточном секторе, а не в западном.

Мы с Сентрой в Долине Памятников
Один из долинных «памятников». Восхищает, но я занят другим – поиском хорошей наблюдательной точки

Этот и предыдущий снимки – замечательные скальные виды в восточном секторе. Но солнце будет садиться на западе. Что там?

А там, на западе, вот что: тоже красиво, но солнце уже за скалой (со временем уйдет вправо еще дальше), и до него не добраться, т.к. хода налево нет, там обрыв, с запретом перебираться на ту сторону

Еще один приятный вид в восточную сторону. Но что напротив?

Напротив вот такой раздрай, наблюдать затмение на таком фоне – не супер

Вместе с солнцем покидаю Долину Памятников

20 мая. Вот и день затмения. С рассветом я направился в Долину Богов (Valley of the Gods), съезд к ней в десятке миль по US-163 дальше вглубь Юты. Она близкая родственница Долины Памятников, но гораздо менее известная, еще не взятая в коммерческий оборот. Здесь можно свободно перемещаться и становиться на ночь всюду, где позволяет рельеф (в Долине Памятников на всё это жесткие ограничения). К скальным бастионам Долины Богов я приблизился уже при солнце и быстро нашел на ровном поле у дороги удобную наблюдательную площадку с шикарным видом в нужном азимутальном секторе. Да будет здесь! – сказал я, покатался среди скал, пока обдавало утренней свежестью, и поехал в мотель отсыпаться и пережидать умору дневной жары.

Утро в Долине Богов

Над этим скальным ансамблем будет в минуты затмения солнце. Отличный наблюдательный ракурс!

При затмении попробую пристроить солнце у этого «кинжала».

3. Затмение.
Я вернулся в Долину Богов в 16.30. Несмотря на скорый час затмения, она, как и утром, была практически безлюдна: лишь изредка, раз в 15-20 минут, шурша, проезжала случайная машина. На небе, как и прогнозировалось, не было ни облачка. Я поставил машину сбоку от дороги у облюбованной утром поляны и стал ждать начала затмения, прохаживаясь туда-сюда и посматривая за тем, как опускается к скалам солнце. Около шести пошло-поехало. Какое-то время всё было как было, потом начало темнеть, и стало видно даже без прищура, что солнце уже не кругляк, а серпик. Он почти вплотную приблизился к скальным зубьям, и мне пришлось четырежды переносить свои фотопричиндалы на другое место, чтобы не потерять картинку. Проверил установку параметров съемки, работу дистанционного пульта – всё было в порядке. Когда серпик сузился и растянулся до почти полного колечка, я начал регулярную съемку.

Затмение близится к кульминации. Солнце превратилось в серп, заметно потемнело. 90-градусная панорама

Я снимал на протяжении всей кольцевой фазы затмения (чуть больше двух минут) и сделал три десятка снимков. Урывками смотрел на мир невооруженным глазом и неописуемо восхищался. Той глубокой темноты, какая наступает при полном затмении солнца, не было, небо и земные тверди напротив кольца оставались в заметной, пусть и тусклой, подсветке. Но само кольцо пронзительно контрастировало с окружавшим его, казавшимся темным, небом и с черным лунным кружком внутри, и светилось оно необычайно плотным неземным светом, как будто вольтова дуга, но только утонченная, изящная, спокойная и ровная. Потом дужка кольца разошлась, и снова получился серпик. Он стал прогрессивно набухать и набирать в весе и свете, но следить за его обратным превращением в солнце я уже не мог: светило скрылось за скалой. Состояние мое было воспаленно-восторженное. Стараясь не расплескать его, я молча собрал вещи, поблагодарил долинных богов и по пустой дороге тихо покатил в цивилизацию. Когда я удалился от скал и открылась круговая панорама, над горизонтом вновь чуть приподнялось солнце. Я остановил машину и вышел, чтобы по совести проводить этот великий космический день.

Солнечный серп по-прежнему очень ярок, поэтому для сохранения натуральной освещенности пейзажа солнце приходится передерживать. Игривая оптика рисует и выстраивает цветистые реплики серпа солнца

По толщине и вытянутости серпов-реплик можно судить о стадии (фазе) затмения. Этому серпу до превращения в кольцо осталось 5 минут

Остается около минуты до наступления кольцевой фазы затмения. Серпик солнца практически уже сомкнулся

Широкая панорама почти наступившего кольцевого затмения. Заметьте: небо чисто – не только от облаков, но и от следов самолетов. Во время кольцевой стадии они, как будто специально, залетают и наследят

Кольцо замкнулось! Полетели самолетики! Ура!

Тройная реплика кольца. Очень красиво, но не всамделишно. Глаз видел только основное кольцо, оно непередаваемо ни словами, ни фототехникой

Полная фаза затмения закончилась, луна проела дужку кольца, вновь образовав серпик. Его улыбка – над острием кинжала

Опять 90-градусная панорама, теперь по выходе солнца из-за луны. Интересно сравнить с такой же панорамой при набегавшей луне (см. выше)
4. Обратная дорога.
  • 21-е мая: назад в Финикс.
  • 22-е: с утра двухдневный перелет Финикс – Даллас – Париж – Москва.
  • 23-е, вечер: прилет в Шереметьево.

• До новых встреч, Дикий запад!

Стандартные «астрономические» снимки солнечного кольца и серпиков, получены утром 21 мая в Токио (Masashi Hara). Дата сдвинута на день позже, хотя Токио был в начале пути затмения, а Аризона в конце. Причина – проходящая восточнее Японии меридиональная ли

Солнце в частной фазе затмения. Рассветный снимок в городе Сямень провинции Фуцзянь, Китай, 21 мая. Фото: Associated Press

Еще один рассветный снимок. Город Гумака провинции Кесон, Филиппины (фото: Ted Aljibeted Aljibe)

Птичка на проводах на фоне солнечного серпа. Лос Анжелес, к вечеру 20 мая. Фото: Joe Klamarjoe

Солнечно-земные связи в Парке Папаго, Финикс (фото Michael Chow). Такой узкий серпик – максимум того, что можно было видеть в Финиксе, кольца там видно не было

4. Чем и как я снимал.
    Любительские а-ля астрономические снимки солнечных затмений меня, как астронома, традиционно не интересуют, профессионалы-солнечники со своим спец. оснащением в этом деле вне всякой конкуренции. Мой фотоинтерес – высокие обзорные виды во время затмений: это бесподобно и неповторимо, это хочется увековечить. Я снимал полное затмение солнца с эльбрусских скалок над Приютом-11 (март 2006 г.), с вершины Белухи (август 2008 г.), с почти пятитысячника при вершине Гунгашань (Китай, июль 2009 г.), теперь – скальный Дикий запад. По размаху и видовому охвату это далеко не то, что дают горы, картинка низовая. Но в купе с резными скалами она все равно обворожительна. Когда такое повторится, не знаю, и боюсь заглядывать в справочник: вдруг очень нескоро?!

Я снимал на фотоаппарат Canon Mark II 5D с объективом EF 24-70 L 2.8. Солнечное кольцо в сотни раз ярче луны, поэтому я снимал в его передержку, желая добиться аутентичной светопередачи всего пейзажного пространства. Мои снимки действительно передают общую ситуацию и атмосферу так, как это было наяву. Что же до снимков с длиннофокусной оптикой, выхватывающих и фиксирующих само солнечное кольцо в минимальном фоновом обрамлении, то таковые хорошо представлены в интернете. Сошлюсь лишь на один ресурс и воспроизведу несколько снимков.

Да, здесь есть «вкусняшки» (мне было бы приятно получить что-то подобное самому). Однако авторы таких снимков изначально настраивались на «ловлю» необычных, экзотических сочетаний космического и человеческого и отправлялись за этим в «очеловеченные» места, я же хотел запечатлеть скальную картину Дикого запада при затмении низкого солнца. И, скажу, мне не стыдно за то, как я это сделал, а некоторыми снимками я очень-преочень доволен. Например, этим:

Путешествуйте! И да будут с вами настроение и удача!

мне понравилось!

Красиво, эффектно, динамично! Мне понравилось.