Руководитель: Ф.Картаев, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Алтаю летом 2009 г. Текст отчета

ОТЧЕТ о горном туристском походе пятой категории сложности по Алтаю (Чуйский хребет), совершенном с 25 июля по 18 августа 2009.

Маршрутная книжка № 1/3-507

Категория сложности

пятая

Маршрут

Альплагерь «Актру» - пер. Купол (1Б, 3527) – пер. Джело (2Б, 3500) – пер. Физкультурник (2Б) – пер. Латвийский (3А, 3560) – пер. 60 лет Октября (3А, 3700) – Карагемская поляна – пер. Стройгаз (1Б, 3200) – пик Иикту (3А, 3936, рад.) – пер. Талдуринский (1Б, 3400) – пер. Девяти (2Б) – р. Аккол – р. Талдура – пос. Бельтир

Протяженность

170 км

Продолжительность

общая (от Москвы до Москвы): 25 дней

активной части: 20 дней

Сроки похода

25 июля – 18 августа 2009 г.

Маршрутная книжка

ФСТ ОТМ

Содержание отчета

Общая смысловая идея похода

Основная цель похода заключалась в прохождении насыщенного линейного маршрута, позволяющего посмотреть Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты. Маршрут достаточно полно охватывает многие интересные в туристском плане объекты района: долины рек Шавла, Актру, Талдура, озеро Аккуль, пик Иикту, а также наиболее высокую и технически сложную часть Северо-Чуйского хребта.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

С севера от Северо-Чуйского хребта аварийный выход проблем не представляет. По всем долинам идут хорошие тропы до поселков, расположенных на Чуйском тракте. По другую сторону хребта, а также с северных отрогов Южно-Чуйского хребта аварийный выход возможен по долине р. Карагем через Карагемский перевал (н/к) и далее по долине р. Талдуры в пос. Бельтир. За Карагемским перевалом практически всегда можно найти людей, машину или хотя бы лошадь. Карагемская поляна является одной из наиболее удобных точек для посадки вертолета в случае необходимости.

К югу от Южно-Чуйского хребта аварийный выход возможен по р. Джазатор и далее в пос. Кош-Агач.

Нами был также запланирован возможный аварийный выход по долине р. Талдура в пос. Бельтир на случай аварийной ситуации или задержки по контрольным срокам.

Нами были разработаны следующие запасные варианты маршрута: Перевал Тамма (2Б) вместо перевала Латвийцев (3А). Кроме того в качестве запасного варианта рассматривалось сквозное прохождение перевала 60 лет Октября вместо подъема по его определяющей стороне и дальнейшего выхода на траверс пика Маашей.

Изменения маршрута и их причины

При заявке маршрута МКК разрешила нам выходить на траверс пика Маашей только в случае идеальной погоды и оптимального состояния группы. К сожалению, с погодой нам не повезло. Сразу после прохождения ледопада перевала 60 лет Октября и выхода на Маашейское плато мы столкнулись с продолжительным периодом непогоды. Сильный туман (за исключением непродолжительных «просветов» видимость на плато не превышала 50-100 метров), порывистый ветер и снегопад продолжались на протяжении двух дней подряд. Поскольку после этого ресурс продуктов и газа заметно истощился, а погода оставалась нестабильной мы приняли решение отказаться от траверса и спустится в долину Карагема по простому запасному варианту.

Таким образом, вместо участка маршрута траверс пика Маашей-Баши (4102) от седловины перевала 60 лет Октября до перевала Маашей-Абыл-Оюк (3А) — озеро Абыл Оюк — Правый Каргем мы спустились с седловины перевала 60 лет Октября на юг по леднику, дающему начало левому приток Правого Карагема.

Остальной маршрут был пройден без измений.

График движения

м.н. - пер. Латвийский (3А) - лед. Маашей

3.3

03.авг

м.н. - ледопад пер. 60-летия Октября (3А)

1.7

м.н - лед. Карагемский - р. Пр. Карагем

8.5

07.авг

м.н. - "Карагемкая поляна"

Рад. Выход за заброской в верховья р. Йолдо-айры

м.н. - пер. Стройгаз (1Б) - верховья р. Оштуайры

7.5

11.авг

Радиальный выход: м.н. - лед. Оштуайры - п. Иикту (3А) - м.н.

8.9

27.07 (1 ходовой день)

Альплагерь «Актру» – под перевал Купол

Общая протяжённость пути: 2.8

Ходовое время: 2 ч. 00 мин.

Перепад высот: +715

В 13:30 ГАЗ-66 фирмы «Алтайтранспорт» выгрузил нас на территории альплагеря «Актру». Договорились с начальством лагеря о том, чтобы оставить заброску, пообедали и в 15:00 вышли на маршрут в направлении перевала Купол.

Перевал ведёт из долины Актру в долину Джело. Подъём на него начинается по крутому осыпному кулуару от правого моренного вала, оставленного ледником Малый Актру.

Чтобы попасть к началу этого кулуара переходим в альплагере по мосту на противоположенный (орографически правый) берег реки Актру (фото 1). После этого в течение получаса поднимаемся вверх по тропе. Начало кулуара хорошо видно на фото 2.

Кулуар представляет собой довольно крутой, особенно вначале, подъем по средней осыпи (фото 3). В процессе подъема открывается отличный вид на второй перевал нашего маршрута – Джело, 2Б (фото 4).

В средней части подъема (примерно через 30 минут после его начала) по орографически правому борту кулуара провешены стационарные перила, которые по некрутым скальным полкам выводят на пологий склон выше него (фото 5). Такой вариант подъема на перевал предпочтителен, так как, судя по описаниям, в верхней части кулуара летают камни, а путь, на который выводят стационарные перила, полностью камнебезопасен.

За 15 минут преодолеваем участок перил и продолжем подъем вверх по склону вдоль кулуара. Еще через 45 минут склон выполаживается, и мы оказываемся на широкой травянистой поляне, окруженной со всех сторон осыпными склонами.

Это так называемая "Зелёная гостиница". Здесь, на ровной площадке на берегу ручья мы и ставим наш первый в этом походе лагерь (фото 7).

28.07 (2 ходовой день)

Пер. Купол (1Б) – под пер. Джело (2Б)

Общая протяжённость пути: 9,8

Ходовое время: 4 ч. 20 мин.

Перепад высот: +615, -620

От стоянок на «Зелёной гостинице» продолжаем путь по руслу ручья, по средней осыпи крутизной около 15º. Через 20 минут выходим на выполаживание – моренное поле, за которым видна снежная вершина Купол (Фото 8). Подход под ледник справа от скально-осыпного гребешка занимает ещё 30 минут. Движемся по присыпанному снегом леднику крутизной до 20º вверх около 40 минут (Фото 9). Обходим вершину траверсом справа по ходу ещё 40 минут. Этот путь наиболее логичен, так как не требует лишнего набора высоты.

Выход на вершину здесь не представляет сложности, однако требует сделать небольшой крюк и набрать еще метров 200 по высоте. В условиях ухудшающейся погоды (мокрый снегопад, облачность) из-за потери времени на этот крюк мы рискуем не выполнить основную задачу на сегодняшний день – подход под перевал Джело. Поэтому, пройдя мимо вершины, начинаем спуск в долину р. Джело.

Сперва спускаемся по некрутому снежному склону, затем по моренам левого борта ледника (Фото 10). Через 30 минут переходим на правый борт и спускаемся с ледника по моренам в узкий каньон ручья Тураоюк. По его каменистому руслу спускаемся ещё 1 час (Фото 11). В нижней части каньона следует подняться выше, на правый осыпной борт, так как русло окружено скальными прижимами.

Выходим на обширные зелёные поля, где в р. Джело впадает несколько притоков, и движемся по древним моренным валам, поросшим травой, к р. Джело ещё 1 час, по пути перейдя по камням её приток.

Верховья р. Джело представляют собой достаточно широкую долину, ледник занимает её верхнюю часть и правый борт. Примерно посередине долины протягивается высокий моренный вал (древняя срединная морена ледника). Поскольку пер. Джело, к которому мы идём, находится в верхней части ледника ближе к левому борту (Фото 13), решаем не переходить моренный вал. Проходим примерно 20 минут вверх по долине, по травянистым склонам левого борта, и встаём на ночёвку на зеленых площадках у небольшого ручья.

29.07 (3 ходовой день)

Ледник Джело – перевал Джело (2Б) – ледник Большой Актру

Общая протяжённость пути: 6,2

Ходовое время: 8 ч. 40 мин.

Перепад высот: +684, -392

Перевал Джело ведёт с ледника Джело (бассейн р.Талдура) на ледник Правый Большой Актру, его центральную камеру. С южной стороны (лед.Джело) на него ведёт средней крутизны осыпной кулуар, а на север спускается ледовая стенка высотой около 150 метров и крутизной около 40 градусов.

За 40 минут от лагеря сначала по травянистому склону, а затем по моренным валам подходим к языку ледника Джело (фото 13). Надеваем кошки и продолжаем движение по леднику.

Ледник Джело пологий, без существенных разломов, поэтому его преодоление не представляет сложности. В верхней части ледник закрыт, поэтому движемся в связках.

За 1 час пересекаем ледник и подходим под перевальный взлет, который представляет собой крутой осыпной кулуар (фото 14).

Крутизна кулуара составляет около 30 градусов, средняя осыпь во многих местах покрыта снегом. Технической сложности подъем не представляет и занимает около часа. Поднимаемся плотной группой, в касках, с самостраховкой ледорубами.

Седловина перевала скально-снежная, с сверной части довольно широкая. Собираемся на ней около 12 часов (фото 16).

Северная сторона перевала ледовая. Крутизна склона до сорока градусов. Почти от самой седловины вешаем 4 веревки (двести метров) перил вертикально вниз. Все перила крепим на ледобурах. Этого как раза хватает, чтобы преодолеть бергшрунд в нижней части перевального взлета и выйти на сравнительно пологую часть ледника Большой Актру. Пока мы спускаемся погода портится: нас периодически накрывает туманом (фото 17). Спуск занимает полтора часа.

Наша следующая цель – попасть из цирка перевала Джело в цирк перевала Физкультурник. Для этого нужно пересечь ледник большой Актру поперек в северном направлении, преодолев небольшую перемычку (скальный гребешок), разделяющую цирки перевалов.

От перевального взлета, разглядев в разрывах облаков характерное понижение в скальном гребешке, подходим к нему в связках. Далее развязываемся и преодолеваем невысокий (около 20 метров) «перевальный взлет», который представляет собой скалы, присыпанные снегом.. Для удобства спуска с перемычки в направлении цирка перевала Физкультурник вешаем 20 метров перил по разрушенным скалам (фото 18).

Ставим лагерь на морене ледника Большой Актру непосредственно перед перевальным взлетом перевала Физкультурник. Вид на перевал с место стоянки представлен на фото 19, которое сделано уже на следующий день.

30.08 (4 ходовой день)

Радиальный выход за заброской: ледник Большой Актру – альплагерь Актру – Ледник Большой Актру

Общая протяжённость пути: 14,4 (7,2 в одну сторону)

Ходовое время: 5 ч. 30 мин.

Перепад высот: –1012, +1012.

От места ночевки сначала по леднику, а затем по крутым моренным валам спускаемся в долину реки Актру и выходим на тропу, ведущую к альплагерю. Далее по тропе спускаемся в лагерь, где забираем нашу заброску. Путь вниз занимает около двух часов. Возвращение в лагерь по пути спуска требует еще 3,5 часа.

31.08 Отсидка из-за плохой погоды

01.08 (5 ходовой день)

Пер. Физкультурник (2Б) – седловина пер. Латвийцев (3А)

Общая протяжённость пути: 5,8

Ходовое время: 5 ч.

Перепад высот: +550, -197

Неясно выраженная седловина пер. Физкультурник хорошо видна с места стоянки (Фото 19). За 20 минут по хорошо держащему снегу подходим под перевальный взлёт. Ещё 40 минут поднимаемся по склону крутизной 30-35º, по снежным ступеням в глубоком снегу, под бергшрунд в средней части склона. Так как год очень снежный, бергшрунд полностью засыпан снегом (Фото 20).

Верхнюю часть перевального взлёта (120 м) проходим с перильной страховкой, обойдя бергшрунд справа по ходу, ближе к скалам. Крутизна склона около 45º, глубина снега 20-30 см. Подъём занял 1ч. 30 мин.

В снежный год хорошо подготовленная и акклиматизированная группа может пройти этот перевал в связках, не используя перильную страховку в верхней части взлёта. Однако, в малоснежный год перила могут потребоваться и в нижней части склона отдельной задачей может стать преодоление бергшрунда.

Седловина перевала широкая, скально-осыпная, засыпанная снегом.

Продолжаем движение в направлении пер. Латвийцев, находящегося в том же хребте, в правой части верховьев лед. Л.Карагем (Фото 23). Идём в связках по снегу глубиной до 50 см, держась по возможности выше, ближе к гребню, стараясь не сбрасывать высоту. Несколько раз обходим скальные выходы, оставляя их справа. Движение не представляет технических трудностей (Фото 24).

Через 2ч. 30мин. выходим на седловину пер. Латвийцев (Фото 25). Седловина пологая, очень широкая, снежная. Здесь выкапываем площадки под палатки и встаём на ночёвку. Погода ухудшается (ветер, снег), поэтому начало спуска с пер. Латвийцев решаем сегодня не провешивать.

02.08 (6 ходовой день)

Пер. Латвийцев (3А) – подход под пер. 60-летия Октября (3А)

Общая протяжённость пути: 3,3

Ходовое время: 5 ч. 40 мин.

Перепад высот: -852

Пер. Латвийцев представляет собой типичный односторонний перевал 3А: с северной стороны – обширные пологие верховья лед. Л.Карагем, с южной стороны – ледовый склон крутизной до 55º протяжённостью 800 м, ведущий на лед. Маашей.

Спуск с перевала следует начинать несколько правее (восточнее) седловины, так как слева в верхней части склон гораздо круче (до 90º). Ярко выраженного карниза на перевале нет (Фото 26). Первую перильную верёвку для надёжности крепим на ледобуры, хотя для этого приходится раскопать снег метровой глубины.

На спуске с перевала до засыпанного снегом бергшрунда в нижней части склона вешаем 600 м перил. Крепление преимущественно на ледобурах, в более пологой средней части склона – на ледорубах. Ледобурные станции снимаем самосбросом, от ледорубных станций последний участник спускается на три такта, с нижней страховкой. Крутизна склона от 40 до 55º. Глубина снега от 10 до 60 см, снег держит хорошо (Фото 27).

От бергшрунда спускаемся вниз, на ледник Маашей, глиссером с самостраховкой ледорубом, хотя в менее снежный год, вероятно, на этом участке потребуется провесить ещё 50-100 м перил.

Спуск с перевала занял 5 часов (Фото 28).

Далее за 40 мин. спускаемся по левой части лед. Маашей к моренам под пер. 60-летия Октября, где строим площадки под две палатки и встаём на ночёвку. В левой части ледника протекает исток р. Маашей, поэтому следует с самого начала идти по возможности левее и перейти его при первом же удобном случае.

Общие рекомендации по прохождению перевала Латвийцев. Перевал, несомненно, потенциально опасен. Существует вероятность как схода лавин в случае большого количества снега, так и камнепадов со скал.

Для того чтобы снизить опасность попадания под камни следует осуществлять спуск (подъем) по возможности по центральной части перевального взлета, не прижимаясь к скалам.

В средней части перевального взлета есть участок, где он выполаживается примерно до 20–30 градусов. При движении по этому участку (особенно на подъем) может возникнуть соблазн отказаться от навески перил и идти в связках. Делать этого не следует, так как в этом случае даже небольшая лавина может сбить связку со склона.

03.08 (8 ходовой день)

Подъём на пер. 60-летия Октября (3А)

Общая протяжённость пути: 1,7

Ходовое время: 8 ч. 40 мин.

Перепад высот: +474

За 30 минут подходим от места ночёвок под ледопад, сначала по средней и крупной осыпи, потом по пологому открытому леднику (Фото 29).

1 час движемся по левой по ходу части ледопада в связках, в кошках и с ледорубами. Лёд местами открытый, местами засыпан снегом, крутизна 10-20º, на отдельных участках до 35º. Выходим в среднюю часть ледопада.

Далее путь преграждают две большие параллельные трещины, пересекающие весь ледопад. Ширина трещин – около 3 м (Фото 30). Глубина первой трещины около 10 м. Стенки трещины вертикальные. Между трещинами – отдельные ледовые блоки. Дно трещин представляет собой нагромождение небольших смёрзшихся снежно-ледовых блоков, между ними встречаются провалы, далее дно не просматривается.

Группа спускается на дно первой трещины по перилам (крепление перил в глубоком, плотном снегу на станции из двух ледорубов), последний спускается без рюкзака и сдёргивает перила с помощью ледорубного креста (Фото 32).

Далее лидирующая связка без рюкзаков поднимается на один из ледовых блоков, разделяющих трещины. Первый поднимается с ледовыми инструментами, с нижней страховкой (промежуточные точки на ледобурах) (Фото 31), второй – по перилам, закреплённым на ледобурах. Вторую, более глубокую (около 20 м), трещину связке удаётся преодолеть, не спускаясь на дно. Первый участник спускается на несколько метров по перилам – здесь трещина сужается, и можно дотянуться до противоположной стенки маятником – и поднимается на целевой берег с нижней страховкой, с применением ледобуров в качестве ИТО, и организует перила для второго участника. Второй участник перебирается на целевой берег маятником. На целевом берегу лидирующая связка организует подъёмные перила для остальной группы на станции из ледобуров.

Тем временем остальная группа находит проход по дну трещин из первой большой трещины во вторую. Так как дно трещин не вызывает доверия, здесь провешивается 40 м траверса с одной промежуточной точкой, крепление перил на ледобурах (Фото 33). Подъём на целевой берег – по перилам, наведённым лидирующей связкой.

Преодоление этой системы трещин заняло 3 ч. 10 мин.

Далее практически сразу вешаем 60 м перил, чтобы преодолеть две неширокие трещины по ледовым мостам на участке крутизной около 30º. Лёд открытый, крепление на ледобурах. Преодоление этого участка занимает около 30 минут. Затем наш путь преграждает ещё одна широкая (около 7 м) трещина. Дна трещины не видно.

Принимаем решение организовать навесную переправу через трещину. Лидирующая связка без рюкзаков обходит трещину слева по ходу с попеременной страховкой. Связке приходится перепрыгивать через три трещины шириной до 1,5 м с разновысокими бортами и двигаться по довольно снежным мостам, поэтому этот путь неприемлем для группы с рюкзаками.

Крепление навесной переправы – на станциях из трёх ледобуров (Фото 34). Поскольку на целевом берегу переправа закреплена достаточно высоко, полиспаст для её натяжения не требуется. Рюкзаки переправляются отдельно от участников. Перила снимаются с помощью ледосброса. Навесная переправа занимает 1 ч. 45 мин.

Далее 45 минут движемся по левой по ходу части ледопада в связках. Лёд преимущественно открытый, крутизной 15-20º, местами до 30º.

В верхней части ледопад выполаживается, лёд покрыт снегом глубиной до 50-60 см. Узкие вытянутые ледяные блоки разделены длинными трещинами. Идём по ледопаду, петляя, обходя трещины или переходя их по снежным мостам. Через два кажущихся ненадёжными снежных моста провешиваем одну верёвку перил на пологом подъёме. Первый участник движется без рюкзака.

Через 1 час движения встаём на стоянку на пологой снежно-ледовой площадке в средней части ледопада, предварительно проверив площадку щупом на предмет трещин (Фото 36).

Общие рекомендации по прохождению ледопада пер. 60 лет Октября.

Двигаться следует ближе к орографически правому борту ледопада, так как левая часть существенно более разорвана. При этом ни в коем случае не следует пытаться обойти ледопад справа под скалами – с борта ледника постоянно сходят камнепады и лавины. Конфигурация ледопада изменяется год от года, но наиболее крупные трещины расположены в средней части, на перегибе перед выполаживанием.

04.08 (9 ходовой день)

Окончание подъёма на пер. 60-летия Октября (3А)

Общая протяжённость пути: 1,8

Ходовое время: 2 ч. 10 мин.

Перепад высот: +550

Продолжаем движение по верхней, заснеженной и пологой части ледопада. Идём в связках, ненадёжные снежные мосты преодолеваем с попеременной страховкой через ледобуры.

Через 50 минут сворачиваем по леднику налево по ходу. Выход на Маашейское плато представляет собой широкий снежно-ледовый склон крутизной до 25º (Фото 37), засыпанный снегом глубиной до 30 см. В нижней части склона встречаются бергшрунды, которые можно либо обойти, либо перейти по надёжным снежным мостам.

На плато выходим через 1 ч. 20 мин. Погода ухудшается, на нас опускается большое облако, видимость падает до 50 метров, идёт снег, дует порывистый ветер. Вынуждено принимаем решение встать здесь на ночёвку.

05.08 (10 ходовой день)

Поскольку погода не улучшается, никуда не идём. Видимость отсутствует почти все время, только иногда минут на 10-15 появляются «окна» в облачности, в один из таких моментов открывается отличный вид на Карагембаши (Фото 38).

06.08 (11 ходовой день)

Маашейское плато – левый приток р. Правый Карагем

Общая протяжённость пути: 8,5

Ходовое время: 5 ч. 55 мин.

Перепад высот: +233, -1545

С утра идёт снег, по-прежнему плохая видимость.

Запасы газа и продуктов не позволяют нам потратить еще один день на ожидание и затем с достаточным запасом прочности пройти траверс горы Маашей. А сегодня этот траверс невозможен из-за того, что верхняя часть хребта закрыта плотной облачностью.

Поэтому группа отказалась от траверса Маашея и приняла решение спускаться в долину

р. Правый Карагем, тем самым пройдя насквозь пер. 60 лет Октября.

Хотя над нами висят тучи, закрывающие вершины Маашей и Карагембаши, при спуске с плато мы оказываемся ниже облачности и здесь видимость хорошая.

Идём по плато в связках. Снег чуть выше щиколотки. Трещин на плато практически нет. Сначала 1 ч. 30 мин. идём по плоскости, затем 1 час постепенно спускаемся с плато (снежный склон крутизной до 20º) и выходим к крупному скальному массиву в центре ледника, отделяющему верхнюю ступень от нижней. Этот массив следует обходить справа, так как слева под ним ледник гораздо более разорван.

Вешаем 150 м перил на спуск рядом со скалами, на покрытом глубоким снегом склоне крутизной 30-35º (Фото 39). Две верёвки крепим на ледорубах, одну – на ледобурах. Последний участник спускается на три такта. Спуск занимает 45 минут.

1 ч. 20 мин. идём по правому борту ледника в связках, перешагивая неширокие трещины. Слева от нас остаётся ледопад. Правая пологая часть ледника короче, чем ледопадная левая, и там, где она заканчивается, мы переходим на боковую морену.

Спускаемся вниз, в долину притока р. Правый Карагем, по осыпи и движемся вниз по долине по моренному карману у правого борта долины. Когда карман заканчивается, переходим реку по камням и движемся дальше вниз по долине, по траве, перемежающейся осыпями и зарослями стланника. Через 50 минут выходим к скальному массиву, занимающему весь левый берег реки. Так как массив порос травой, из верховий долины он не читается.

Спускаемся с массива по крупной осыпи слева от него, проходим ещё немного и встаём на ночёвку на травянистых площадках у реки. Спуск с массива занял 30 минут. Возможная альтернатива этому достаточно неприятному участку – спуск по правому берегу реки и брод через реку ниже скального массива.

07.08 (12 ходовой день)

Левый приток р. Правый Карагем – Карагемская поляна

Общая протяжённость пути: 9

Ходовое время: 3 ч. 10 мин.

Перепад высот: +350, -700

Утром и днем Северочуйский хребет по-прежнему закрыт плотной облачностью, что подтверждает правильность нашего решения отказаться от траверса горы Маашей. В такую погоду траверс и сегодня был бы невозможен.

Мы продолжаем спуск по долине притока Правого Карагема. 45 минут идём по левому берегу реки и спускаемся в долину р. Правый Карагем. Движение по травянистым склонам, ближе к слиянию рек встречается склон, сложенный живой средней осыпью.

Далее идём по тропе по левому борту р. Правый Карагем. Движение в лесной зоне, проходим несколько стоянок с костровищами. Через 1 час выходим к слиянию р. Правый Карагем и Левый Карагем. Низовья Левого Карагема заболочены. Идём в галечной пойме Правого Карагема. Уровень воды относительно низкий, и Левый Карагем разбит на несколько рукавов. Два самых глубоких (чуть выше щиколотки) рукава переходим по лежащим здесь брёвнам, остальные перепрыгиваем или переходим по камням.

Дальше тропа теряется. Идём без тропы 1 час по берегу р. Карагем, то по зарослям стланника, то в пойме реки. У разлива реки уходим налево, в лесную зону, где вновь выходим на тропу (Фото 40) и через 25 минут приходим на Карагемскую поляну. Встаём на ночёвку в лесу на берегу р. Йолдо-Айры.

Решаем сходить за заброской в этот же день, а на следующий день устроить полуднёвку и выйти на маршрут после обеда. Заброску сумели завезти в верховья р. Йолдо-Айры, где она закопана в осыпи. Снятие заброски заняло 4 часа.

08.08 (13 ходовой день)

Карагемская поляна – долина р. Атбажи

Общая протяжённость пути: 7,9

Ходовое время: 2 ч. 40 мин.

Перепад высот: +290

1 ч. 10 мин. движемся по грунтовой дороге по правому борту долины р. Йолдо-Айры, вверх по течению. В месте впадения р. Атбажи в р. Йолдо-Айры дорога спускается к реке. Через р. Йолдо-Айры перекинуты два бревна, по которым мы переходим реку и оказываемся на правом борту долины р. Атбажи.

Пройдя немного по левому берегу р. Йолдо-Айры вниз по течению, мы находим тропу, уходящую вверх по склону. 1 ч. 30 мин. идём по тропе вверх по течению р. Атбажи. Тропа идёт то по лесу, то по травянистым склонам, то по зарослям стланника, периодически спускаясь к реке и вновь поднимаясь на склон. Несколько раз в лесной зоне встречаются оборудованные стоянки с костровищами. На одной из них мы и встаём на ночёвку.

09.08 (14 ходовой день)

Подход под пер. Стройгаз (1Б)

Общая протяжённость пути: 6,4

Ходовое время: 2 ч. 20 мин.

Перепад высот: +370

Продолжаем движение по правому борту долины р. Атбажи. Тропа постепенно сходит на нет. Идём по пологим травянистым склонам. Через 1 час выходим к озеру (Фото 41), выше которого долина перегорожена моренными валами. Продолжаем движение по валам, перейдя по ним на левый борт долины, и через 40 минут проходим второе озеро, находящееся в правой части долины. Немного выше озера спускаемся к реке и переходим её по камням. На этом участке долины правый борт пологий, травянистый, а левый – осыпной. Выше по течению долину вновь перегораживает древняя морена. Поскольку двое участников не очень хорошо себя чувствуют, принимаем решение встать на стоянку здесь, на правом берегу реки. Движение от второго озера до стоянки заняло 40 минут.

10.08 (15 ходовой день)

Пер. Стройгаз (1Б) – под пер. Талдуринский (1Б)

Общая протяжённость пути: 7,5

Ходовое время: 4 ч. 50 мин.

Перепад высот: +610, -440

Движемся по продольным моренным валам, ближе к левому борту долины. Через 45 минут долина сворачивает направо по ходу движения. Продолжаем движение по осыпи левого борта. Отсюда виден пер. Стройгаз (1Б) (Фото 42) и левее по ходу – пер. Перемётный (1Б).

Перевальный взлёт пер. Стройгаз представляет собой широкий скально-осыпной склон крутизной около 30º. Мы подходим к нему по осыпи, не теряя высоту. Подход под взлёт занимает ещё 1 час.

Ярко выраженного оптимального пути подъёма на этот перевал нет. Мы траверсируем склон, постепенно набирая высоту. Склон сложен мелкой и средней живой осыпью, ближе к седловине встречаются участки крупной осыпи и скальные выходы. Подъём занимает 1 час 35 минут.

Седловина узкая, скально-осыпная (Фото 43). Тур расположен примерно посередине седловины. Записки в туре не оказалось.

Спуск на ледник в долину р. Оштуайры представляет собой крутой осыпной склон высотой 5 м (Фото 44). Спускаемся, связываемся и пересекаем неширокий закрытый ледник, не теряя высоты, за 30 минут. Далее спускаемся в долину реки по моренным валам левого борта долины. Несмотря на то, что морена сложена средней и мелкой живой осыпью, а крутизна склонов достигает 30º, и спуск местами довольно неудобен, этот путь гораздо предпочтительнее спуска по леднику, который в средней части представляет собой ледопад, требующий для прохождения распутывания лабиринта из трещин и навески нескольких веревок перил.

По древним моренам за 1 час подходим под ледник пер. Талдуринского и встаём на стоянку на удобной земляной площадке в понижении между моренными валами.

11.08 (16 ходовой день)

Радиальный выход на пик Иикту (3А)

Общая протяжённость пути: 17,8 (8,9 в одну сторону)

Ходовое время: 12 ч.

Перепад высот: +1130, -1130

Встаем в 4:30, выходим из лагеря в 6:00.

1,5 часа спускаемся по левому борту долины р. Оштуайры и подходим под ледник пика Иикту. Двигаемся по моренным валам, по средней и крупной осыпи.

По леднику идём в кошках. Ледник открытый, в основной части пологий, на языке до 25º. Трещин в левой части ледника практически нет. При выходе на ледник сразу открывается потрясающий вид на п. Иикту (Фото 45). Движение по леднику занимает 1 час.

Далее связываемся и по снежно-ледовому склону в лоб поднимаемся на гребень. Протяжённость склона около 700 м, крутизна постепенно возрастает до 45º. В средней части есть бергшрунд, но сейчас он засыпан. Большую часть склона идём по снежным ступеням в связках с одновременной страховкой. В верхней части есть около 50 м открытого льда, их проходим на три такта, с одновременной страховкой через скользящие ледобуры. Подъём на гребень занимает около 2 ч. 30 мин.

Гребень также засыпан хорошо держащим плотным снегом, карнизов практически нет. Движемся по гребню в связках (Фото 46, 47). На двух крутых (около 45º) взлётах вешаем по 50 м перил, крепление на ледорубах. Перед самой вершиной преодолеваем небольшой скально-осыпной участок. Движение по гребню до вершины – 2 ч. 30 мин.

Вершина заснеженная, пологая (Фото 48). Тур не виден. Поскольку дует сильный ветер и идёт снежная крупа, не тратим время на поиски тура и спускаемся вниз.

Спуск по пути подъёма. Вешаем перила на гребне в тех же местах, что и на подъёме, и вешаем 350 м перил (до бергшрунда) на склоне. Крепим перила на склоне на ледобурах, однако чтобы докопаться до льда, приходится поработать лопатой. В верхней ледовой части снимаем одну верёвку ледосбросом, на остальных верёвках последний спускается на три такта с нижней страховкой. Спуск до морен под ледником занял 3 часа, и путь до лагеря – ещё 1,5 часа.

Возвращаемся в лагерь в 19:30.

День получился довольно насыщенный и тяжёлый физически. Ходовое время от лагеря до лагеря можно ощутимо сократить, если ночевать ближе к пику. Однако, поскольку дальше нам нужно идти на пер. Талдуринский, мы решили не делать крюк к пику с рюкзаками.

12.08 (17 ходовой день)

Пер. Талдуринский (1Б) – лед. Талдуринский

Общая протяжённость пути: 3,8

Ходовое время: 2 ч. 35 мин.

Перепад высот: +540, -310

Выходим из лагеря только в 11 утра, неспешно позавтракав и немного просушив вещи на солнышке.

За 20 минут подходим под ледник пер. Талдуринского. Здесь надеваем кошки, поднимаемся на ледник по склону крутизной 20º и в течение 1 часа пересекаем ледник. Ледник присыпан снегом, в центральной части довольно раскисший (Фото 49).

Классический путь подъёма на перевал – скально-осыпной кулуар слева по ходу (Фото 50), хотя некоторые группы поднимаются справа, по льду. Мы решаем воспользоваться классическим вариантом и в течение 1 ч. 15 мин. поднимаемся в касках плотной группой по кулуару крутизной до 25-30º.

У перевала широкая скально-осыпная седловина, гребень довольно острый, поэтому установка палаток проблематична (Фото 51). Тур находится правее по ходу и хорошо заметен издали. Сняли записку группы ДЮТК «Гадкий утёнок» (Москва) под руководством А.А.Щербины от 10.08.09.

В качестве места ночёвки выбираем небольшое озеро на левом борту ледника Талдуринского (Фото 52). Спускаемся к озеру по средней осыпи крутизной до 20º и пологому леднику за 1 час и встаём на ночёвку на оборудованных стоянках (сделаны площадки под две палатки с ветрозащитными стенками) на левом берегу озера.

Этот ходовой день был изначально задуман достаточно простым, чтобы группа имела возможность восстановиться после восхождения на пик Иикту. При необходимости, подготовленная группа может за один день пройти пер. Талдуринский и подойти под пер. Девяти (2Б). Мы же разбили этот участок пути на два дня.

13.08 (18 ходовой день)

Подход под пер. Девяти (2Б)

Общая протяжённость пути: 8,4

Ходовое время: 3 ч. 15 мин.

Перепад высот: +400, -565

С утра выходим на ледник, надеваем кошки и спускаемся по нему вниз. Ледник открытый, достаточно пологий (5-10º), трещины в нижней части достаточно легко перешагиваются.

Через 1 ч. 15 мин. левая ветвь ледника Талдуринского, по которой мы спускаемся, заканчивается, и, перевалив срединную морену, мы выходим на среднюю ветвь ледника. По её левой части мы в течение 50 минут поднимаемся вверх. В левой части ледник пологий и нерастресканный. Перед небольшим скальным массивом уходим по наклонной (около 15º) ледовой полке налево по ходу и поднимаемся на верхнюю ступень ледника (подъём занял около 40 минут).

Здесь ледник закрытый, идём по нему в связках, постепенно приближаясь к правому борту и нашему следующему перевалу Девяти (2Б), который становится виден сразу после выхода на верхнюю ступень (Фото 53). За 40 минут подходим под перевал и встаём на ночёвку. Из плотного снега получается выстроить отличную ветрозащитную стену (Фото 54).

14.08 (19 ходовой день)

Пер. Девяти – лед. Софийский (2Б) – руч. Тура-Оюк

Общая протяжённость пути: 16,4

Ходовое время: 6 ч. 40 мин.

Перепад высот: +350, -1245

Начинаем движение в связках. Подход к засыпанному бергшрунду занимает 20 минут. Далее движемся по отлично держащему фирновому склону крутизной около 40º в связках. Протяжённость склона около 150 м в менее снежные годы здесь, скорее всего, пришлось бы вешать перила. Преодоление этого участка занимает 50 минут.

Под скалами склон становится положе, около 15-20º (Фото 55). Обходим скалы справа по ходу и поднимаемся на седловину (Фото 56). Подъём занял 30 минут.

Седловина снежная, широкая (Фото 57, 58). Тур – на скалах слева по ходу.

Спускаемся на Софийский ледник. В течение 1 ч. 20 мин. идём по закрытой части ледника, по склонам крутизной до 15º, в связках (Фото 59). При выходе на нижнюю, открытую часть развязываемся. Нижняя часть ледника сильно растрескана, несколько трещин обходим, а потом уходим на морены правого борта ледника, спускаемся по ним до языка ледника и по достаточно пологому языку переходим на левый борт долины. Спуск с ледника занял 1 ч. 15 мин.

Далее движемся по тропе по левому борту долины (Фото 60) р. Аккол. Тропа то спускается к реке, то поднимается на склон. Склоны преимущественно травянистые, встречается несколько участков крупной осыпи. Через 2 ч. 25 мин. спускаемся к месту впадения в р. Аккол ручья Тураоюк. Здесь встаём на стоянку на травянистых площадках.

15.08 (20 ходовой день)

Р. Аккол – пос. Бельтир

Общая протяжённость пути: 18,6 пешком +10,2 на а/м

Ходовое время: 6 ч. 20 мин.

Перепад высот: -360

Утром переходим по камням руч. Тураоюк и сначала по тропе, а потом по грунтовой дороге выходим в пос. Бельтир.

Уже на грунтовой дороге ловим машины интернациональной экологической экспедиции, что позволяет нам проехать оставшиеся до Бельтира 10 километров в относительном комфорте.

Потенциально опасные участки маршрута

• Лавиноопасный при большом количестве снега и камнеопасный северный склон перевала Латвийский,
  • Средняя часть ледопада перевала 60 лет октября, выше большой трещины: существует опасность ледовых обвалов со склонов горловины, по которой стекает ледопад,
  • Камнеопасный северо-западный перевальный взлет перевала Талдуринский.

Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Несмотря на вынужденный отказ (из-за погодных условий) от восхождения на высшую точку Северо-Чуйского хребта пик Маашей, поход оказался удачным. Группе удалось пройти несколько интересных с технической точки зрения препятствий (ледопад перевала 60 лет Октября, пик Иикту), а также познакомиться с основными долинами и ледниками как Северо- и Южно-Чуйского хребтов. Построение маршрута и состав группы обеспечили хорошее физическое и психологическое состояние на протяжении всего похода.

Подробные выводы и рекомендации по итогам прохождения каждого из определяющих перевалов сформулированы в тексте технического описания маршрута в конце описания прохождения данного препятствия.

Чуйский хребет можно рекомендовать для совершения походов 1–6 категорий сложности. Наличие разнообразных, как скальных, так и снежно-ледовых препятствий разной сложности делает этот район интересным с технической точки зрения. Нельзя забывать и об удивительной красоте этого края, где достаточно высокие горы и значительные ледники, соседствуют с прекрасными озерами и тайгой. При этом, однако, следует помнить о том, что поход потребует достаточно много времени из-за длительных заездов и подходов, а организация забросок иногда является весьма хлопотным мероприятием.