Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: И.Иванова, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню летом 2011. Часть 4

ФОТОАЛЬБОМ к отчету

Продолжение. Часть 3 здесь

Пер. Пикертык 1Б лед-ос п/п

Высота 4400
Координаты: N 41°29'11.38" E 78°35'0.60"
Находится у основания северного отрога хребта Кокшаал-Тау, к сев. от узловой в. 4562.
Соединяет левый исток реки Пикертык и ледн №78 (исток реки Карабель).
Первопрохождение 21.08.2011 в направлении В-З.

После обеда погода слегка улучшается. Вдоль русла подходим к очередному слиянию ручьев у подножия скальной ступени и начинаем подъем по левому (ор.) ручью, текущему из-под нашего перевала. Подъем по ступенчатому осыпному склону крут 10-25° с выходами разрушенных скал. Ручей скоро теряется в камнях. Мы надеемся найти его выше, где видны тающие снежники на склонах вершины 4562. Поднимаемся по мелкоосыпным моренам и кулуарам левого берега пересохшего ручья. Встречаются неплохие площадки, но воды и здесь нет. Справа по ходу остается высокая неярко выраженная ск-ос седловина, ведущая, вероятно, в цирк левого притока Пикертыка, под южные склоны вершины 4641. К сожалению, особого смысла в её прохождении нет. Сзади видны мрачные ск-ос цирки правого борта основного ручья. Примерно через 1 хч. после обеда выходим в широкий карман левобережной морены давно отступившего ледника. Здесь есть площадки, где-то в камнях журчит вода. Поднимаемся на неярко выраженный гребень и видим внизу справа (ор.) осыпной цирк под восточными склонами вершины 4562 (Фото 21.4). Туда спускается язык умирающего ледничка, видны несколько маленьких озер (или больших луж?). Спускаться в цирк далеко, да и незачем. Продолжаем подъем по моренам в направлении перевала и скоро выходим на хорошие песчаные площадки у подножия перевального взлёта (чуть менее 1,5 хч. от обеда). Здесь хорошие места для лагеря, справа (ор.) в кулуаре со снежниками сочится слабый ручей, слева (ор.) мимо площадок проходит мощная козлотрасса.

С площадок высылаем разведку на перевал. Разведчики решают не подниматься в лоб, по крутому подвижному мелкоосыпному кулуару, а уходят вслед за козлотрассой на левый (ор.) склон, где камни крупнее и менее подвижны (Фото 21.4). Поднимаются сначала по крупной осыпи крут. до 30° в направлении узловой вершины, далее траверсируют с небольшим набором по козлотрассе вправо (ор.) до разрушенного скального контрфорса и поднимаются по нему на гребень чуть северо-восточнее седловины (правее по ходу). По гребню разведчики легко спускаются на седловину. Подъем налегке на перевал занял ок. 0,5 хч. С седловины они докладывают, что спуск на запад прост и короток, а внизу просматриваются неплохие площадки на правобережных моренах ледника №78. С чем и возвращаются. Спуск происходит прямо вниз по узкому мелкоосыпному кулуару и занимает менее 10 ходовых минут (каски!).

Время еще есть, и, после недолгого обсуждения, мы решаем переваливать сегодня. По следам разведки и козлов поднимаемся по ступенчатому, местами подвижному осыпному склону крут. 15-35°, пока не выходим на мощную козлотрассу, траверсирующую склон. По ней выходим на скальный контрфорс. Скалы очень разрушены, подвижны, много живых камней. По слабовыраженному скальному ребру крут. до 35-40° поднимаемся на гребень и вдоль него по ск-ос полкам спускаемся на седловину. Подъем с рюкзаками занял 40-45 ходовых минут.

Седловина перевала узкая, осыпная. В центре седловины выход разноцветных полосатых сланцев. Ночевка возможна, но крайне неудобна, к тому же, здесь нет воды. С перевала неплохой вид как назад, на верховья левого истока реки Пикертык, так и вперед, на ледник №78 и верховья реки Карабель (Фото 21.5). Жаль только, что погода не всегда дает насладиться панорамой. И всё же в разрывах облаков мы видим на западе нашу следующую сн-ос седловину в левом (ор.) борту ледника №78. Отсюда она смотрится жуткой стеной с карнизом сверху. Остается только надеяться, что осыпь не бывает вертикальной и склон "ляжет" при приближении.

Тур складываем на скалах на СВ борту седловины. Перевал называем Пикертык по названию восточной долины, категорию оцениваем как 1Б. Хотя перевал и может быть пройден «от травы до травы» за 1 день и не потребует специального снаряжения, но здесь есть куда падать и нужно быть крайне внимательным к живым камням. К тому же на спуске просматривается ледник, сейчас открытый, с небольшими трещинами.

Спуск с перевала начинаем в 17.00. Спускаемся по крутому (до 35°) подвижному мелкоосыпному (сланцевому) склону, плотной группой, по ЛПВ. Местами под осыпью встречаются разрушенные скальные выходы, на которых «лифт» тормозит. Особенно тяжело они даются нашему "инвалиду" и участнице с давней травмой колена. Тем не менее, за 10 ходовых минут спускаемся до ледяного склона правого борта ледника №78 (крут. до 15-20°). Умные останавливаются на осыпи и надевают кошки. Смелые - с веселым гиканьем скатываются на ледник глиссером или просто кто как может. Спуск до пологого ледника занял 15-20 минут «грязного» времени. Сам ледник почти открытый, крут. до 5-10°. В верхней части он слегка припорошен снегом, но даже небольшие трещины хорошо читаются. Спускаемся вдоль правого (ор.) борта (Фото 21.6), ниже выходим на морены. Важно не упустить эту возможность, так как ещё ниже ледник отделяется от морен глубоким крутым и грязным ранклюфтом. Чуть приспускаемся по моренам и в 17.45 ставим лагерь на небольших песчано-осыпных площадках. Вода в ранклюфте или на леднике. От спуска с перевала 15-20 ходовых минут.

Итого: хч: 6 км: 14 высоты: 3950-3650-4400-4130

22.08.2011. Пер. Дальний 1Б* (радиально, по условиям прохождения 2А) п/п 4400 – река Карабель.

Пер. Дальний 1Б* (по условиям восх. 2А) рад. сн-лед-ос п/в

Высота 4410
Координаты: N 41°28'59.46" E 78°33'37.21"
Находится у основания короткого северного отрога хребта Кокшаал-Тау, к сев. от узловой в. 4533.
Соединяет ледн №78 и №76 (истоки реки Карабель).
Первовосхождение 22.08.2011 с Вост. стороны.

Погода удовлетворительная – переменная облачность, ветрено, холодно.

Всю ночь сыпал снег. К утру погода несколько улучшилась, однако, даже внизу, в травянистой долине Карабель склоны оказались засыпаны. Погоды в этом районе, похоже, вообще не бывает. Мы замерзли, и очевидно, устали, настроение в группе заметно падает. Двое из нас хромают, один кашляет. На этом безрадостном фоне решаем свернуть маршрут и спуститься по долине Карабель, проведя попутно несколько разведывательных "радиалок". И первая из них – выход на сн-ос седловину, ведущую на ледник №76, находящуюся в западном борту цирка, к северу от узловой вершины.

Выход в 8.00. Обоих хромцов оставляем в лагере. Остальные налегке спускаются от лагеря по правобережным моренам ледника №78 до поворота ледника на север и выполаживания, где глубокий ранклюфт закрывается (ок. 5 ходовых минут от лагеря). Здесь выходим на пологий открытый ледник и начинаем подъем в сторону седловины, хорошо видимой в левом борту ледника. К ней ведет узкий крутой сн-лед кулуар с ручьем, осложненный карнизом в верхней части (Фото 21.6). Решаем подойти под кулуар и уже там оценивать варианты подъема. Пересекаем ярко выраженную срединную морену, перепрыгиваем глубокое извилистое русло ледниковой реки, текущей прямо за ней. Далее подходим под открытый ледовый лоб, преграждающий путь к кулуару. Здесь надеваем кошки и продолжаем подъем по ледовому склону крут до 15°. У подножия кулуара и выше ледник закрытый. Идем без связок вдоль русла ручья, гарантирующего отсутствие трещин. Через 0,5 хч. от лагеря подходим к подножию кулуара. Подъем на седловину возможен двумя путями: прямо в лоб по кулуару, по сн-лед склону крут. до 35-40°, или далее по леднику в сторону несложной сн-лед седловины в верховьях ледника, с последующим выходом на мелкоосыпные склоны левого борта ледника, подъемом по подвижной осыпи крут 20-25° и возвращением в кулуар в верхней, более пологой части. Решаем подниматься по кулуару, так как подъем по мелкой осыпи нас не прельщает. Второй путь оставим на спуск. Поднимаемся по узкому, крутому, жесткому сн-лед склону крут до 40° на передних зубьях, с самостраховкой ледорубом. По левому (ор.) борту кулуара обычно течет ручей, вымывающий камни с осыпи. Весь борт исчерчен грязными следами. Но сейчас еще утро, холодно и пасмурно. Вместо ручья нам достаются участки натечного льда, все камни крепко вморожены. Но следует помнить, что в других условиях кулуар может быть камнеопасен! В середине кулуара разрушенный скальный выход – единственное место, где можно присесть и отдохнуть. Выше кулуар несколько расширяется и выполаживается до 20-25°. Поднимаемся вдоль левого (ор.) борта, далее выходим на осыпи и разрушенные скалы левого борта. По подвижному мелкоосыпному склону крут. 15-20° траверсируем вправо (по ходу) вдоль снежника с небольшим карнизом, лежащего на гребне. У подножия невысокой скальной башни на северном борту седловины поднимаемся на снежник и выходим на седловину (от начала кулуара ок. 0,5 хч.).

Седловина широкая, ярко выраженная, сн-ос (Фото 22.1). Возможна ночевка. На запад, на ледник № 76 спускается короткий, крутой (до 25-30°) сн-ос склон, в общем, аналогичный спуску с Пикертыка. Сам ледник № 76 короткий, пологий, почти открытый. Когда видимость улучшается, видны две несложные сн-лед седловины в его верховьях. Одна из них ведет на юг через главный хребет, вторая, которой мы для простоты дали номер 301, далее на ЮЗ, в верховья ледника №74. Она была заявлена в нашем маршруте, но теперь придется ограничиться её фотосъемкой и описанием. К ней ведет некрутой (до 20°), местами разорванный сн-лед склон, подъем в связках проблем представлять не должен. Позже (см. 23.08) нам удалось увидеть и её западный склон. Это короткая крутая осыпь с участками разрушенных скал. В общем, сложность можно оценить как развесистую 1Б или простенькую 2А. Осталось только пройти.

Наш же перевал называем Дальним, так как он, очевидно, последний на нашем маршруте. Категорию оцениваем как 1Б*, по условиям прохождения 2А. Путь подъема по кулуару, безусловно, заслуживает этой цифры. Путь по осыпи, вероятно, проще, но для подъема неприятен. Складываем тур у подножия скальной башни на северном борту седловины и в 10.25 начинаем спуск обратно на ледник № 78.

Спускаемся сначала по своим следам, траверсом по осыпи выходим к верховьям кулуара, далее пересекаем его (жесткий сн-лед склон крут. 25-30°) и оказываемся на широком ступенчатом мелкоосыпном склоне его правого (ор.) борта, выше разрушенного скального выхода. Дальнейший спуск по подвижной осыпи крут. 15-20° вправо-вниз до выхода на левый (ор.) борт ледника № 78 значительно выше устья подъемного кулуара (Фото 21.6). Всего спуск с седловины до ледника занял 10-12 минут. Дальнейший спуск левым бортом ледника вдоль ручья по сн-лед склонам крут. 10-15° до выхода на открытый лёд и далее по своим следам до лагеря занял ещё 0,5 хч. Здесь мы в 11.10. После обеда и сборов начинаем спуск в долину Карабель.

Спускаемся двумя группами. Одна – по моренам правого борта ледника, далее вдоль извилистого русла реки, далее, когда река скрывается под моренами, по осыпным распадкам между участками мёртвого льда. Ниже река вырывается из-под морен мощным потоком, текущим в глубоком, крутом сае. Мы оказываемся на его левом (ор.) берегу, по которому спускаемся на широкое осыпное выполаживание у языка ледника. Здесь река распадается на несколько рукавов, и, с некоторым трудом, нам удается перепрыгать на правый (ор.) берег (чуть менее 1 хч. от лагеря). Другая группа забирает выше от лагеря, поднимается на правобережные морены и ниже уходит в слабовыраженный карман. Он гораздо ровнее самих морен, движение быстрее и удобнее. Они спускаются на правый берег реки, значительно опередив первую группу (чуть более 0,5 хч. от лагеря).

Дальнейший спуск по трав-ос террасам правого берега. Долина широкая, теплая, с невысокими и некрутыми ск-ос бортами (Фото 22.2). Явных логичных седловин ни на запад, ни на восток не видно. Вода в реке мутноватая, но встречаются слабые чистые родники и притоки. Перейти реку вброд возможно даже во второй половине дня, движение возможно как по правому, так и по левому берегу. Менее чем за 1,5 хч. подходим к пересохшему ручью с перевала Карабель (н/к). Сам перевал – низкая осыпная седловина, ведущая на Пикертык, виден в правом борту долины (Фото 22.3). В 80-х годах через него была пробита геологическая дорога, ныне местами почти разрушенная, но всё ещё хорошо заметная на перевальном взлёте. Здесь опять разделяемся. Часть группы продолжает спуск вдоль реки, по трав-ос террасам правого берега, обходя низом травянисто-песчаный холм на берегу, остальные поднимаются по ручью и выходят на дорогу, чтобы проследить её направление. Дорога траверсирует правый склон, обходя верхом холм, далее спускается в русло очередного пересохшего правого притока реки, где практически исчезает в песчано-осыпных промоинах. По руслу спускаемся обратно к реке. Конечно, первая группа нас здорово обогнала. Зато сверху вид лучше. Здесь долина плавно поворачивает на запад и просматривается чуть ли не до самого устья.

Продолжаем спуск правым берегом реки, прямо по песчано-осыпному руслу. Исчезнувшая, было, дорога снова появляется, теперь уже на левом берегу. Небольшой скальный прижим обходим верхом, поднявшись по короткому, крутому (до 30°) ск-ос кулуару. Ниже встречается чистый правый приток. Переходим его и встаём лагерем на трав. площадках правого берега реки Карабель, недалеко от широкого каменистого русла (менее 1 хч. от поворота на перевал Карабель). Весь вечер любовались козлами, пасущимися на склонах левого берега реки.

Итого: хч: 4,5-5 (с учетом радиалки) км: 11 + 2рад Высоты: 4130-4410-3600

23.08.2011. Радиальный выход в долину безымянного левого притока реки Карабель, на ледник № 74.

Погода хорошая. Солнечно, ветрено.

Всю ночь вокруг лагеря выли волки. Утром увидели в русле реки, в нескольких десятках метров от лагеря, две цепочки следов – крупных и чуть поменьше. А козлы больше не появлялись.

Сегодня решаем провести разведку на ледник №74 и посмотреть на обратную сторону перевала №301 между ледниками № 76 и № 74, виденного нами с Дальнего, а также разведать другие возможные перевалы, ведущие далее на запад, в долину Кокрюма. Двоих оставляем в лагере, остальные готовы на подвиги.

Выход в 8.05. Напротив лагеря по камням перепрыгиваем пока ещё чистую речку Карабель и выходим на разрушенную дорогу левого (ор.) берега. Ниже долина сужается, река уходит в глубокий каньон, и дорога вслед за ней. Мы же сходим с дороги и поднимаемся на трав. террасы левого берега реки Карабель, и по ним, срезая угол на слиянии, траверсом выходим в долину её безымянного левого притока (Фото 23.2). Несколько приспускаемся, обходя низом разрушенные скалы её правого (ор.) борта и оказываемся на травянистых террасах правого берега. Здесь много звериных троп, встречаются козлиные черепа с громадными рогами, сурочьи поселения и прочая живность. По трав. террасам подходим к слиянию ручьев (ок. 1 хч. от лагеря Фото 23.1). Правый (ор.) течет в широкой долине с невысокими трав-ос бортами. Он ведет к леднику №76, который мы видели с перевала Дальний, поэтому не очень нам интересен. Центральный течет в глубокой долине со ск-ос бортами. В левом борту долины видна невысокая, но красивая вершина 4520 правильной формы. В верховьях этого ручья расположен ледник № 74, к которому мы и идем. Чуть выше ручей принимает в себя еще один левый (ор.) приток, спускающийся из короткого сн-ос цирка ледников № 72 и № 73 у северных склонов вершины 4550, хорошо просматривающегося из долины. В его верховьях видны несколько простых (ок. 1Б к.т.) слабовыраженных седловин, через которые возможно попасть в верховья следующего незначительного левого притока р. Карабель и в среднее течение реки Кокрюм, однако слишком приятными они не выглядят.

По камням перепрыгиваем правый приток и продолжаем движение по правому берегу центрального ручья. Скоро трава сменяется камнями, река дробится на множество мелких ручьев. Идем вдоль русла по каменистым участкам, иногда переходя на левый (ор.) берег, но затем возвращаясь обратно. Минуем два коротких правых притока, в верховьях которых могут оказаться несложные перевалы на восток, к языку ледника № 76, осыпные или снежно-осыпные. Однако их определяющей стороной, скорее всего, будет восточная ск-ос, нами не виденная. В левом борту также видна одна высокая осыпная седловина, находящаяся южнее вершины 4550. К ней ведет очень длинный и крутой безводный мелкоосыпной склон. Седловина смотрится крайне неприятно, но других простых путей в верховья Кокрюма, похоже, нет. Выше борт долины становится скальным, разрушенным и сыпучим, лезть на него совсем не хочется. По пологим трав-ос террасам правого (ор.) берега подходим к высокому валу концевых морен ледника (чуть менее 1,5 хч. от слияния ручьев). Минуем долину еще одного правого (ор.) притока. В её верховьях просматриваются разрушенные скальные стены, разделенные узкими снежными галстуками. Если там и есть перевалы на ледн. № 76, то совсем непростые, причем с обоих сторон.

Выше долина становится круче, бурная река течет в узком сае, промытом в моренах. Двигаемся правым (ор.) берегом, по конгломератно-осыпному, местами подвижному склону крут. до 25°. Выше правый берег становится практически непроходимым. Перепрыгиваем по камням на левый и движемся по крупной осыпи, пока ручей не поворачивает резко на запад (вправо по ходу). Здесь опять перепрыгиваем на правый (ор.) берег и начинаем подъем по крупной осыпи, лежащей в моренном распадке и далее по холмам морен, придерживаясь правого борта долины. Впереди уже хорошо виден лежащий внизу открытый заморененный язык небольшого ледничка № 74, пара мутных озер у языка и красивая треугольная вершина 4520 в левом (ор.) борту цирка (Фото 23.3). Адекватных перевалов на запад в верховьях долины действительно нет. Вообще, цирк, точнее его видимая ЮЗ часть выглядит скалисто,сурово и холодно. Склоны здесь круты, а гребни осложнены жандармами. Продолжаем подъем по моренам правого борта, чтобы заглянуть в СВ угол цирка и, наконец, увидеть интересующую нас седловину.

Выше морены выполаживаются, появляются уютные карманы с чистыми ручьями, возможны ночевки. Продолжаем подъем вдоль ручья по мелкоосыпным склонам правого берега, пока не попадаем в широкий и пологий цирк ледника № 74 (ок. 1 хч. от выхода на морены Фото 23.4). СВ угол цирка смотрится спокойнее, чем ЮЗ. Лежащий здесь ледник почти отделен от основного моренными грядами. Он ровный, частично закрытый, его борта – невысокие и некрутые сн-ос склоны, есть две несложные седловины. Одна из них - сн-лд, ведет на юг через главный хребет, а другая – сн-ос, на восток, на ледн. № 76. Это очень широкая, ярко выраженная седловина, находящаяся между невысокой узловой вершинкой на востоке и в. 4653 на западе. Именно эту седловину (№ 301) мы видели с Дальнего (см. 22. 08), ради нее и затеяли эту разведку. С нашей стороны к вершине ведет короткий крутой (до 30°) мелкоосыпной склон с небольшими скальными выходами, в верхней части осложненный снежником с остатками карниза. Подъем проблем не представляет. Седловина смотрится красивой и логичной, её сложность можно предположить как честную 1Б или простенькую 2А. Точнее пусть скажут первопроходцы.

Отсняв панораму и перекусив возле чистого ручья, собираемся обратно. Спуск начинаем в 13.00 по своим следам, по моренами осыпным склонам правого борта долины. Там, где ручей течет в узком сае, траверсируем мелкоосыпные склоны весьма высоко над водой, т.к. сейчас его уже не перепрыгнуть и спускаться в русло не имеет смысла. Этот путь оказывается гораздо проще, ровнее и быстрее, как, впрочем, и положено быть пути на спуск. Далее снова выходим на свои следы и спускаемся по трав-ос склонам правого берега, теперь уже без экскурсий на левый. Перепрыгнуть реку не намочив ног во 2й половине дня здесь невозможно. Подходим к слиянию ручьев, бродим относительно крупный правый приток (глубина по середину икры) и продолжаем спуск по правому берегу. Ниже поднимаемся на травянистые холмы, разделяющие долину Карабель и долину её безымянного левого притока, переваливаем их и спускаемся на дорогу левого берега реки Карабель. Бродим реку (глубина менее колена) и в 15.30 оказываемся в лагере, где нас уже ждет компот из яблок, недоскормленных суркам (от начала спуска из цирка ледника чуть более 2х хч.).

Итого: хч: 5,5 км: 12 рад Высоты: 3650-4200-3600

P.S. Вечером звоним по спутниковому телефону в турфирму «Неофит» и заказываем на утро 25.08 машину на слияние рек Карабель и Майтор, куда планируем спуститься завтра к вечеру. Нас долго переспрашивают, уточняя место встречи. В разговоре чувствуется какая-то несогласованность, но причину этого мы узнаем только завтра.

24.08.2011. Долина реки Карабель. Выезд из района.

Погода средней паршивости: низкая облачность, временами противный дождь.

Выход в 8.15. От лагеря, уже привычным маневром, перепрыгиваем реку Карабель и оказываемся на разрушенной дороге левого берега. По ней спускаемся до каньона. Каньон достаточно широкий, со скальными стенами, дно плоское, река петляет от стены до стены. Дорога несколько раз переходит с берега на берег, мы по камням прыгаем за ней. В итоге, когда каньон заканчивается, оказываемся на левом (ор.) берегу реки Карабель, чуть выше её слияния с левым притоком, в верховья которого мы ходили вчера (1 переход, 40-45 ходовых минут от лагеря). Здесь видны следы пребывания людей – остатки забора (огорода или загона), дорожная развилка, на правом берегу – остатки коша, однако, всё это весьма древнее. Свежих следов нет. Ниже остатков коша дорога опять уходит на правый берег, и мы перепрыгиваем вслед за ней.

Здесь дорога двоится – одна уходит вверх по склону на высокую тр-ос террасу и траверсирует склон примерно в сотне метров над дном долины. Вторая остается в русле. Лезть наверх нам незачем, поэтому идем по нижней. Она придерживается правой стороны широкого плоского каменистого русла реки, иногда выходя на правый борт, но совсем невысоко. Сама долина широкая, травянистая. Вокруг снуют мышки и порхают птички, в травянистых цирках и на гребнях левого борта видны стада козлов. Примерно через 1 хч. подходим к характерному скальному выходу на правом берегу. Здесь небольшой пласт слоистых скал осадочного происхождения поднят вертикально и развернут поперек долины, будто изображая разрушенные ворота крепостной стены. Ниже река прижимается к правому берегу, а дорога, и мы вслед за ней, переходит на левый. Для переправы приходится снять обувь – глубина по щиколотку, но ширина русла уже не позволяет перепрыгать его по камням. Далее двигаемся по дороге левого берега. Минуем долину незначительного левого притока реки Карабель, стекающего с ледника № 71. Вероятно, из этой долины можно найти несложные перевалы на Кокрюм или в ту долину, куда мы ходили на разведку, однако, игра не стоит свеч, так как обойти эти перевалы по долине Карабель будет быстрее и проще. Реку перепрыгиваем по камням. На переправе видны свежие автомобильные следы, валяются пластиковые бутылки. Похоже, сюда пограничники или охотники время от времени заезжают. Ниже дорога опять переходит на правый берег, мы же остаемся на левом, идем по узким каменистым террасам вдоль воды, по ск-ос полочкам обходим прижимы. Правый берег выглядит не более приятно – там тоже видны скалы, прижимы и эффектные красные осыпи. Дорога часто спускается в русло, пересекая незначительные рукава реки, а нам бродить, честно говоря, уже надоело. Наконец, правый берег заметно расширяется, дорога выходит на широкую трав-песчаную террасу. Бродим на правый берег в месте разлива реки (глубина чуть выше щиколотки) и на теплом песочке устраиваем прощальный обед. Дождь к этому времени прекращается, давая возможность позагорать и подсушиться (ок. 1 хч. от «скальных ворот»).

После обеда продолжаем спуск по дороге правого берега. Здесь она уже накатана, видны следы машин и подкованных лошадей. Минуем долину Кокрюма, левого притока реки Карабель (Фото 24.1). Это красивая мощная река, в верховьях долины видны высокие, покрытые льдом горы. Вход в долину прегражден старым разрушенным забором, наверное, пограничным, по правому берегу уходит вверх автомобильная дорога. Очень хочется сбегать на разведку и туда, но длина долины около 15 км. и обернуться здесь за 1 день явно не получится. Так что продолжаем спуск по правому берегу реки Карабель (Фото 24.2). Здесь также встречаются следы старого забора с колючей проволокой. Ниже дорога опять переходит на левый берег, место переправы обозначено столбами на берегу. Но после слияния с Кокрюмом Карабель становится мощной рекой, и лезть в воду в середине дня без крайней необходимости не хочется. Продолжаем движение по правому берегу, однако скоро там обнаруживается мощный скальный прижим, а еще ниже, похоже, Карабель уходит в очередной каньон. Очевидно, что придется переправляться.

Дорога, хорошо заметная на левом берегу, поднимается по склону левого борта долины на травянистую седловину, обходя каньон верхом. И вдруг на седловинке появляется машина, направляющаяся к нам! Поскольку свою машину мы ожидаем только завтра, и на несколько километров ниже, мы предполагаем, что это едут пограничники, чтобы нас арестовать. Но машина останавливается напротив нас и из неё выходит Султан – наш водитель! Ну, и пограничники, конечно. В азарте несколько человек переходят бурную реку (глубина по середину бедра). Султан с интересом смотрит на этот цирк, после чего переезжает на правый берег и перевозит оставшихся (около 0,5 хч. от места обеда). Пограничники проверяют у нас документы и остаются удовлетворены. С удовольствием общаемся, рассказываем, где были, делимся новостями месячной давности. Всё, наш маршрут закончен.

Итого: хч. 3,5 км: 15 Высоты: 3600-3390

Но почему здесь? Зачем машина начала подниматься по долине Карабель, если мы назначили встречу на впадении Карабель в крупную реку Майтор, по которой идет дорога к заставе? Ответ нас удивил и озадачил. Дело в том, что местные называют крупную реку «Бедель», хотя на карте генштаба она обозначена как Майтор и пограничники об этом могли бы знать. Султан, служивший в этом районе и хорошо его знающий, названия «Майтор» не признал, поэтому решил заехать пораньше и проконсультироваться на заставе, которая тоже, кстати, называется «Бедель». На заставе сильно удивились, узнав о присутствии в этом районе группы туристов, и тоже захотели с нами встретиться (не из чистого любопытства, конечно :-). Рек с названием «Майтор» («жирное, вкусное место») в районе нашлось много, но нам повезло, что только одна из них сливается с Карабелью. Это первый правый приток реки Карабель, в устье которого, собственно, мы и встретились. На этот раз нам повезло, но на будущее делаем вывод о том, что желательно точнее договариваться с водителем о месте встречи, уточнять используемые в разговоре названия и, желательно, распечатывать для водителя "свои" карты на район заезда/выезда. Не разоримся.

Загрузившись в машину, в 15.00 отправляемся в обратный путь. Поднимаемся на седловину отрога левого борта долины Карабель. На седловине разрушенный пограничный пост, шлагбаум, пулеметные гнезда. Хотя пограничники и утверждают, что наблюдение отсюда ведется до сих пор, верится в это с трудом. Бросаем прощальный взгляд назад, на зеленую долину Карабель, и спускаемся на мощную автомобильную дорогу правым (ор.) берегом реки Бедель. Здесь высаживаем пограничников и пытаемся рассмотреть в облаках снежные цирки верховий истоков рек Бедель и Бозджалпак, куда мы так и не попали. Ничего, всё ещё будет! Потом разворачиваемся и уезжаем вниз.

Дорога очень красивая. Она вьется по травянистым и осыпным склонам выше многочисленных каньонов в русле Беделя, поднимается на травянистые перевалы, минует крупные озёра. Немного задерживаемся в поселке Иштык, берем на борт попутчиков. Несмотря на позднее время, Султан решает переехать реку Карасай не дожидаясь утра, что ему удается, хотя и не с первой попытки. Вообще, он говорит, что в этом сезоне аномально мало воды, это заметно облегчает переправы. Сравнивая наши и Кодышевские (2008 год) описания, готовы согласиться.

Ещё раз тормозим на блок-посту Карасай, где у нас проверяют пропуска и сажают к нам семейство уезжающего в отпуск офицера, в результате чего машина оказывается набита тюками, детьми и женщинами, как и положено в Азии.

Далее шуршим без заметных остановок, несмотря на кромешную темноту. Где-то, уже на трассе, на бензозаправке высаживаем попутчиков. В ноль часов 25.08.2011 ставим лагерь недалеко от Барскауна, на песчаном берегу Иссык-Куля. Разводим последний спирт из аптечки для традиционного тоста: «За то, что мы все хорошо сохранились!» Воду для ужина и разведения спирта водитель посоветовал набрать ещё в горах, в "специально обученном" роднике, что мы и сделали. На берегу озера пресной воды нет.

Выезд из района.

На следующий день, 25.08.11 мы выезжаем с места ночевки в 9.00 и чуть больше чем за 1 час доезжаем до Каракола, где располагаемся в гостевом доме «Неофита» по адресу: ул. Жамансариева д. 166. Остаток дня посвящен бане, стирке, кафешкам, местному краеведческому музею и уникальной дунганской мечети. Задерживаться в Караколе надолго смысла нет, поэтому уже следующим утром, 26.08 мы отправляемся на автовокзал. Маршрутки до Бишкека стартуют по мере заполнения и едут северным берегом Иссык-куля. Время в пути около 6 часов с учетом обязательной остановки на обед, но без учета "пробок" в Бишкеке. На такси можно доехать быстрее, но дороже. Водитель маршрутки за отдельную плату соглашается довезти нас прямиком до аэропорта "Манас" (30-40 мин. от города).

Выводы и рекомендации.

Несмотря на изменения в заявленной нитке, нам удалось пройти насыщенный и интересный маршрут в малоисследованном районе. Мы сделали несколько первопрохождений и первоописаний долин, ранее не посещавшихся туристами, а также провели фотосъемку окрестных хребтов и разведали несколько новых, логичных и красивых седловин самой разной сложности. Надеемся, наш отчет послужит популяризации и дальнейшему исследованию этого достойного района.

На данный момент здесь можно провести походы 2-6 кс, хотя из-за удаленности и труднодоступности планирование простых маршрутов вряд ли оправдано. Здесь почти нет местных жителей, поселков и кошей, так что, в случае непредвиденных обстоятельств, группам следует рассчитывать только на свои силы. Погода в районе традиционно плохая, что показывает опыт нескольких туристских и альпинистских мероприятий, если же и случается период хорошей погоды, это приводит к раннему раскисанию снега и проблемам при прохождении закрытых ледников. Следует также уделить внимание переправам. Мостов здесь нет, и уже на этапе заезда/выезда глубина и качество переправ начинают определять и тактику заездов, и требования к машине (УАЗ-«козёл» здесь, скорее всего, не пройдет). На маршруте также необходимо заранее продумывать и внимательно выбирать места переправ, обращая внимание на то, что многие реки имеют каньонный характер, и движение по долинам на отдельных участках может быть затруднено или невозможно.

Из интересных спортивных целей в районе можно отметить:

1. Восхождение на высшую точку района вершину 5318. Это суровая гора, имеющая в основании километровые скальные стены, и увенчанная ледовой шапочкой представляет действительно сложную альпинистскую проблему. Она уже устояла под натиском двух иностранных экспедиций (американцы в 2009 и датчане+британцы в 2011). Всерьез рассчитывать, что она будет пройдена в рамках туристского похода, к сожалению, не приходится. Сильным туристским группам скорее нужно попытаться найти адекватный перелаз с ледника № 219 на ледник № 217 у подножия этой вершины. Его сложность окажется не менее 3А-3Б к.т. Пока же возможно только обойти разделяющий ледники отрог с севера, по долине Джангарт, или с юга, через известные перевалы в главном хребте.

2. Восхождение с севера на пик Летавета (5291) и сквозное прохождение одноименного перевала. Представляется не слишком сложный, но длинный путь через ледопады ледников № 213 или № 211 и дальнейший подъем по ярко выраженному сн-лед ребру на вершину. Сложность этого пути можно предположить как затяжную, рабочую 3А.

3. Прохождение прочих перевалов и вершин в северных отрогах главного хребта и в «Северном узле». Здесь ещё много непройденных перевалов начиная от 1Б-2А к.т., так что даже в несложных походах можно рассчитывать на первопрохождения.

4. Продолжение разведки западной части района вплоть до стыковки его с хребтом Борколдой. Мы уверены, что провести стыковку сейчас можно в рамках несложного горного или пешеходного похода.

Красиво было бы вывезти сюда 2-3 дружественные группы разных категорий, способные взаимодействовать. Кроме повышения общей безопасности мероприятия это заметно удешевило бы заезд/выезд и позволило бы каждой группе строить более логичные линейные нитки любой сложности.

Несмотря на то, что район в целом невысок, это настоящий Тянь-Шань, с его задачками, загадками и красотами. Каждая долина здесь уникальна, совершенно не похожа на соседнюю. Здесь есть чем заняться людям, «желающим странного». Удачи!

Литература

2008:

В. Кодыш (Москва) 08.2008 отчет № 6507 в библ. МГЦТК и на сайте www.tlib.ru

2010:

Д. Мансуров (Казань) http://www.intat.ru/reports/0001001.html

Американская экспедиция:

http://www.personal.psu.edu/mpr184/djangart/djangart.pdf

http://www.personal.psu.edu/mpr184/djangart/overview.htm

http://aaj.americanalpineclub.org/climbs-and-expeditions/asia/kyrgyzstan/tien-shan/2010-djangart-various-first-ascents-by-m-royer/

2011:

Датско-британская экспедиция:

http://www.planetmountain.com/english/News/shownews1.lasso?l=2&keyid=38478

http://www.kristofferszilas.com/apps/blog/show/8007159

Испанцы (Майорка):

http://desnivel.com/expediciones/primeras-ascensiones-espanolas-en-el-djangart-occidental

http://www.alpinist.com/doc/web11x/newswire-spanish-kyrgyzstan

Карты и схемы

Обзорная карта 1:1000000

Схема восточной части маршрута (района Джангарта)

Схема западной части маршрута

Легенда к схемам

№ Название К. ТР Выс. Хр-р . Первопрох.

1

1a Сарытор Сев. 1А 3943 ос. ГК МГУ, Кодыш В. 200

2

3

4

4a Сарытор Верхн. 2А 4590 лд-ос ГК МГУ, Кодыш В. 200

5 Сарытор Ледовый 1Б 4452 лд-ос ГК МГУ, Кодыш В. 200

6

7

9 Майтор Лавинный 2А 4554 лд-ос ГК МГУ, Кодыш В. 200

10

11 Айрытор Камнепадный 1Б 4500 ск-ос ГК МГУ, Кодыш В. 200

12

13

14 Турий 1А 4411 ос. ТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

15

16 ос

17

1

19 ск-ос

20

20а

21

22

23 Ичкетор 2Б 4500 сн-лд ТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

24

25 ок. 2А сн-ск

26

27

2

28а

29

30

31

31а

31б

32

33

33а

34

35

36

37

37а ос

3 Снежный 2А 4810 сн ТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

38а сн-ос

38с

39 2А-2Б сн-лд

39а ок. 3А сн-лд

40 ск-сн

40а Джангартын Облачный 3А 4990 сн-лд ТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

40б лд

41 Гельфгата 2Б 4600 лд-ск ГК МГУ, Кодыш В. 200

42

43

44 Профиль 2А 4660 лд-ос ГК МГУ, Кодыш В. 200

45

46 Стрельникова 2Б 4570 сн-лд ГК МГУ, Кодыш В. 200

47

4 Селевой 2А 4550 сн-лд ГК МГУ, Кодыш В. 200

49 ск

49а Луговьера 3А 4822 сн-лд ГК МГУ, Кодыш В. 200

50

51 ск-ос

52

53 ск-ос

54

55 Ледопадный 2Б 4680 сн-лд ТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

56 Лукоянова ГК МГУ, Кодыш В. 200

57 Ачикташсай ГК МГУ, Кодыш В. 200

5

59 ок. 2а сн-лд-ос

59а Двойной ок. 2а 4630 сн-лд-осТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

60 ок. 2а сн-лд

61 1А лд-ос

61а

62

63

64

65

66

67 Чулактор Высокий 3А 5060 сн-лд ТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

67а

67в ок. 3А сн-лд

6

69

70

71

72 Воротникова 2А ГК МГУ, Кодыш В. 200

73

74

75

76

77

7

79

80

81

82

83

84

85

86

87

89

90

91

92

93

94

95

96

97

9

99

100

101

102

103

104

105

106

107

10

109

110

111

112

113

114

115

116

117

11

119

120

121

122

123

124

119 Летавета 3А 5225 сн-лд ГК МГУ, Кодыш В. 200

126

127

12

129

130

131

132

133

134

135

136

137

13

139

140

141 ск-ос

142 ск-ос

143 ос

144 тр-ос

145

146

147

14

149

150

151

152

153

154

155

156

157

15

159

160

161

162

163

164

165

166

167

16

169

170

171

172

173

174

175

176

177

17

179

180

181

182

183

184

185

186

187

1

189

190

191

192

193

194

195

196

197

19

199

200

201 Карабель 4490

202 Кайче

203 Джангарт н/к 4181 ос

204 Акогуз

205 Кичик-Сауктор

206 Сауктор

207 Ташлысу

20

209

210 Уччоку

211 Сарыбель

212

213

Карабель н/к 404 ос

Кукуртук (Кунгулу) 1А 435 сн-ос

Пикертык 1Б 4400 лд-ос ТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

Дальний 1Б* 4410 лд-ос ТК "Вестра", Иванова И.А. 2012

301 1Б-2А лд-ос


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100