Горы мира > Каракорум >

Автор: Дмитрий Головченко, Москва

«Think Twice». Музтаг Тауэр

В прошлом году мне посчастливилось попасть в сборную Москвы, а вместе с ней и в Пакистан на одну из красивейших вершин мира Trango Nameless Tower. Так случилось, что на обратном пути мы довольно долго, 2 недели, жили в столице Пакистана Исламабаде. Город этот построен недавно и сделан по проекту, то есть простой и понятный, недели достаточно, чтобы изучить его вдоль и поперек. Среди прочего мы, как всегда, изучили книжные магазины столицы. Самым популярным подарком был фотоальбом с фотографиями Пакистанских вершин. Была там одна фотография, которую обсуждали дольше и чаще других – это классический вид на Muztagh Tower. Лично я видел эту гору впервые.

Фотографию предоставил Bruce Normand

Тогда мелькнула мысль: вот бы сходить, кто-то ее даже озвучил, но вряд ли кто-то мог предположить, что это случится так скоро, уже в следующем летнем сезоне!
С самого начала решили пользоваться услугами Blue Sky Treks & Tours, прошлогодний опыт оставил только приятные впечатления. В Исламабаде в отеле встретили команду словаков во главе с Dodo Kopold, парни планировали первопроход на Great Trango и словенский маршрут на Nameless. В Скарду мы также жили в одном отеле и в дальнейшем постоянно встречались в кемпингах, пока на третий день трека наши дороги не разошлись. А еще в Скарду мы встретили питерскую команду, которая собиралась пройти северную стену Latok I! Мы и так всегда рады видеть хороших людей, а встретить земляков на чужбине, да еще таких! - естественно вечером были посиделки.
Конечно во второй раз впечатления от трека «под К2» не такие яркие, как год назад. Но если в прошлом году мы свернули практически на языке Балторо, то в это раз пришлось 2 полных дня идти по леднику, который поражает своими масштабами и тем, что тропа там набита настолько, что не теряется даже в темное время суток.
Muztagh Tower относительно редко посещаемая вершина, нашему сирдару довольно долго пришлось искать портера, который там был в 2008 году со словенцами. Кроме него дорогу не знал никто. В итоге, правда, оказалось, что дороги там вообще нет, поэтому на 4-й день трека, после перехода Urdokas – Goro II и обязательного обеда для «мемберов» мы 3-мя двойками отправились искать и маркировать тропу под Гору. Как назло было облачно, и Музтага мы так и не увидели, зато промаркировали 3 варианта подъема. С местом для базового лагеря тоже было не очень понятно, единственное, что бы ясно – это что мы хотим подняться как можно выше, а портеры (25 человек плюс 3 или 4 мула и коза, но она не в счет), соответственно, наоборот. Нашему гиду Шер-Али даже несколько раз пришлось произносить пламенные речи, чтобы хоть как-то приблизиться к Горе. Место под лагерь выбрали не так высоко как хотелось, но зато довольно живописное, на моренном гребне с травкой и ручьем неподалеку. Высота ВС 4600м.

День после установки ВС был посвящен устройству лагеря, а на следующий после него мы втроем, оставив Саню следить за хозяйством и связываться с нами по рации каждые 3 часа, отправились на разведку. Путь под Северо-Восточную стену просматривался из лагеря и поначалу проблем не представлял, но выход на ледник оказался сильно разорванным, пришлось искать путь через лабиринт трещин, как бы избито это не звучало. Дорогу промаркировали, получилось хорошо. Потом ледник стал плоским и закрытым и через какое-то время мы увидели профиль горы! Линия впечатляла… Однако чуть позже по мере движения по леднику из-за нее показался другой гребень еще более крутой и очевидно более протяженный и высокий. Первый профиль оказался не Музтага а так называемого Черного Зуба, несамостоятельной вершины в массиве Muztagh Tower.

Второй гребень сразу же совпал с картинкой, которую нам присылал Bruce Normand (он был под Музтагом в 2005 году и являлся бесценным источником информации на стадии подготовки), он и был основным вариантом первопрохождения. Чтобы получше рассмотреть линию мы поднялись на склоны Savoya Group напротив СВ стены. Ночевали примерно на 5500 – и разведка и акклиматизация! Приятно удивило, что ни разу за сутки, что мы были под стеной, не сошло ни одной лавины. Несмотря на это маршрут изначально планировали так, чтобы свети риск быть накрытыми снегом к минимуму. И хотя линия смотрелась шикарно, всех несколько смущала вершинная башня: не понятно было, как мы с ней справимся, ведь никто из нас до этого не был на 7000м, а тут еще и лазание «как на Жанну». Короче решили продолжить разведку, для этого сходить на перевал Moni La и посмотреть Северный гребень, а вместе с ним и «английский маршрут», планируемый как путь спуска. На перевал поднялись втроем: Серега, Саня и я. Высота 5600м. Северный гребень оказался сложнее, чем смотрелось на фотографии Брюса, а Северо-Западный «английский» показался несколько продолговатым.

Ночевка на перевале, и после этого считаем акклиматизацию законченной, хотя поначалу были планы залезть на одну из соседних вершин, например на Ste-Ste.

В лагере по плану было 2 дня отдыха, но вмешалась погода. В итоге просидели 6дней. Развлекались стиркой, игрой в домино, которое сделали из оргалита от ящика с фруктами, натянули слэклайн, но самым захватывающим занятием было ровнять площадку под слэком. Этот процесс практически бесконечен, так как нет пределов совершенству. В финале у нас получилась вполне приличная вертолётная площадка.

В перерывах между этими активностями собрали 70 литровый баул продуктов, восхождение планировали в 2 недели. Рацион традиционный: быстрые макароны, колбаса (из Москвы), орехи, сухофрукты, шоколад, конфеты и чай. Добавьте сюда 6 баллонов газа по 230г и вы получите 26кг груза. Еще 2 рюкзака вместили в себя бивуак, снаряжение и одежду. После не очень продолжительных дискуссий остановились-таки на первоначальном варианте по контрфорсу СВ стены. Маршрут начинается на высоте 5250м по снежному выносу, после чего склон постепенно набирает крутизну примерно до 50-60 градусов.

Сначала шли одновременно, но довольно скоро халява закончилась, и Саня начал вешать нам перила. У нас с Серегой по рюкзаку, а баул вытягиваем. Погода хорошая: солнце шпарит, снег раскис и не держит, лицо горит нещадно, жажда одолевает и нет-нет да попросишь, чтобы уже облаками поскорее все затянуло. Наши робкие просьбы были исполнены: этой же ночью пришел циклон (вот бы все желания исполнялись также быстро!) и продержался ровно неделю. За эту неделю мы поднялись примерно до 6200м при 2 днях отсидки. Изначально, когда планировали сроки восхождения, хотели сделать так, чтобы лезть в период растущей луны. Я честно скажу, не очень-то верю, что погода зависит от фазы луны, но когда 17-го числа в новолуние мы после второй отсидки проснулись при абсолютно чистом небе, моё неверие сильно пошатнулось. Бастион прямо над нами начал чиститься, но тот факт, что мы были на контрфорсе, который килем разрезал падающий снег на 2 части, позволил нам отделаться совсем легким испугом. По-прежнему было не очень ясно, как бороться с вершинной башней, но стало очевидно, что в лоб мы ее не пройдем. Стали смотреть по сторонам: слева вроде бы есть ход на «французский» ЮВ гребень, но придется терять высоту, а справа выход на Северный гребень с траверсом бастиона – тоже не сахар. Позже выяснилось, что путь влево сильно пробивается падающими с гребня снегом, льдом и камнями. Сомнений не осталось: идем в сторону Северного гребня. Бастион оказался очень интересно сложен: вроде бы есть полочки и даже снег лежит, но лезть крайне трудно, все покато и как-то ненадежно. Обычно наличие снега на стене говорит о наличие в этом месте полки, тут же это правило не работало. Дело в том, что с теплой южной стороны Музтага на север постоянно дует ветер, который несет с собой снег, а он налипает как на пологих полках, так и на вертикальных стенках. Траверс вершинной башни – это ключ маршрута – потребовал много сил и терпения. Однажды мы даже натягивали там переправу для рюкзаков, потому как косые перила с грузом на высоте выше 6500 еще то развлечение!

За день до выхода на Северный гребень у нас закончились основные продукты, остались только карамельки и чай, да еще и «погоду выключили». Кстати сам выход, которого мы немного опасались из-за огромных нависающих льдов, оказался вполне безопасным, ничего ни на нас, ни мимо нас не упало. А утром следующего дня мы дожгли последний баллон газа: на «крышу» поднимались налегке! Когда 24 августа около 6 вечера мы вышли на предвершинный гребень, было так ветрено, что пройти оставшиеся 200м по пологому снегу не было ни сил, ни желания, а тут еще и трещина, да такая большая и удобная, что через час не очень напряженной работы в ней прекрасно встала палатка. По горсти леденцов на ночь всухомятку и спать со спокойной душой, завтра будем на вершине! Хорошо, что вершину мы посмотрели с вечера: большой снежный надув на скальном гребне, потому как на следующее утро вылезли на нее в таком «молоке», что и на фотографиях, и на видео задний план отсутствует.
25 августа в 8 утра мы начали спуск от места ночевки. Предполагалось, что мы пройдем немного по вчерашним следам, а потом начнем забирать влево под «английский» гребень и по нему спустимся в цирк под Северо-Западной стеной.

Очень мешала погода, точнее ее отсутствие, несколько раз приходилось просто сидеть и ждать, пока раздует и будет хоть что-то видно (честно говоря, я подозреваю, что каждый был в тайне рад этому вынужденному отдыху). Спустя полдня пути, мы оказались перед огромной ледовой стеной с дилеммой подняться чуть назад и искать путь обхода, или дюльферять. Выбрали второе. После этого план спуска по СЗ гребню полетел в тартарары. Наоборот мы стали стремиться к Северному (правому) гребню, чтобы уже с него спуститься поближе к началу маршрута. В очередной раз оказалось, что мы ошибаемся в определении расстояния (в меньшую сторону), что в этом восхождении случалось постоянно и казалось бы можно было привыкнуть, ан-нет, ошибались снова и снова. Короче до темноты вылезти на гребень мы не успели, а потом, подгоняемые жаждой, голодом и холодом решили не вставать на ночевку, а продолжить спуск просто по линии схода воды. Ночью повалил снег, и начал ручейками стекать по нам. Сначала мы их ругали, но когда в где-то неподалеку начали грохотать лавины, порадовались, что у нас так. Постепенно потоки снега усилились, места для станций приходилось выбирать с особым вниманием. От холода у нас по очереди сели фонари, а до рассвета оставалось еще около 4 часов. Дюльферять в полнейшей темноте (ни луны, ни звезд нет из-за снега) – это, как говорится, непередаваемые ощущения. Но в конце концов все обошлось и в 7 часов утра мы поздравили друг друга с горой под склонами Музтага. Еще предстояло подняться на перевал, на который мы ходили больше 3 недель назад, спуститься с него и пройти знакомым маршрутом до базового лагеря, где нас ждут повара, еда и питье в неограниченных (как казалось) количествах. А под началом маршрута нас ждет наш тренер, с банкой консервированных фруктов, горячим чаем, рыбными консервами и супами – эта мысль придавала силы и заставляла двигаться вперед. Расстояние, которое мы совсем недавно прошли за 2 часа в этот раз шли 6, но еда и чай, а также существенное облегчение рюкзаков оказали омолаживающий эффект и вторая половина пути прошла заметно легче. Ледник за это время сильно изменился, снега стало сильно меньше, трещины раскрылись. Может быть поэтому мы не замечали раньше лагерь словенцев 2008 года?

Уже в темноте мы пришли в ВС, где нас ждал праздничный ужин и очень теплая встреча.
На следующий день мы свернули лагерь и спустились в Goro II, а потом 2 дня мы как безумные бежали (если можно так выразиться, ведь мы скорее ковыляли, но нам казалось, что летим) в Askole, чтобы успеть на самолет из Скарду. В итоге на самолет мы не успели, но наш офицер связи благодаря старым связям организовал нам полет на военном Геркулесе, совершающем гражданский рейс Скарду – Исламабад. 2-го сентября вечером мы прибыли в Москву, уставшие, обросшие, похудевшие и так страстно любящими цивилизацию! Надолго ли?

The end

• Краткая характеристика маршрута.
  • Музтаг-Тауэр (7273) по контрфорсу Северо-Восточной стены, "Think Twice".
  • Каракорум, Пакистан.
  • Первопрохождение. Предлагается 6Б кат.тр.
  • Начало маршрута 5250м
  • Вершина 7273м
  • Перепад 2023м
  • Характер маршрута: 5250 - 6500 - снежно-ледовый склон с крутизной около 60 градусов
  • 6500 - 7100 - скальный бастион с крутизной около 80 градусов
  • 7100 - 7273 - крыша, снежно ледовый склон средней крутизной 30 градусов
  • 17 дней подъем: с 09.08.12 по 25.08.12
  • Сутки нон-стоп спуск: с 08.00 25 августа до 07.00 26 августа
  • Руководитель восхождения: Нилов Сергей Алексеевич - МС
  • Участники: Головченко Дмитрий - КМС, Ланге Александр - КМС
  • Тренер: Котачков Сергей
  • Благодарности: спонсорам (Клуб 7 Вершин, Федерация Альпинизма и скалолазания Москвы, НПФ Баск, Венто, Алексика) родным, близким, друзьям – спасибо, что верите и доверяете нам!
  • Персональное спасибо: Вадим Гешкенбейн и Bruce Normand за обстоятельные ответы за все наши дурацкие вопросы.

• Читайте на Mountain.RU:

1956+56=«Think Twice». Экспедиция Федерации Альпинизма и Скалолазания г.Москвы в Пакистан на Музтаг Тауэр. Пройден контрфорс северо-восточной стены