Руководитель: С.Звягинцев, г.Одинцово

Отчет о горном походе 3 к.с. по Приэльбрусью в августе 2012 г.

ОТЧЁТ

о горном туристическом походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу (Приэльбрусье), совершенном с 11 по 24 августа 2012 года

Руководитель: Звягинцев Сергей Иванович, e-mail: forest.64@mail.ru

Маршрутная книжка № 126-00-21-03/12

Географическая, туристическая характеристика района похода,

информация о спасслужбах

Приэльбрусье - один из самых популярных районов среди горных туристов и альпинистов. От Западного Кавказа район отличается гораздо более сильным оледенением и большими высотами. Главной достопримечательностью, безусловно, является высшая точка Кавказа, белоснежный исполин Эльбрус.

Развитая дорожная сеть, относительная близость медицинских и спасательных пунктов делают походы по Приэльбрусью довольно привлекательными и позволяет прокладывать самые разнообразные маршруты.

В туристском плане район достаточно хорошо изучен и освоен, многие наиболее логичные перевалы чаще всего описаны.

Основная цель похода – получение опыта горного туризма и подготовка участников к горным походам 4 категории сложности.

Планировали совершить подобный поход еще в 2011 году, но из-за введения режима КТО в Баксанском ущелье, провести поход не удалось. В итоге он остался в планах на 2012 год. В качестве подготовки к этому походу в мае мы прошли акклиматизацию и тренировку с восхождением на г. Казбек в Северной Осетии. Из-за хорошей транспортной доступности в Баксанском ущелье решено было сделать кольцевой маршрут с началом и завершением в
пос. Эльбрус. На первом этапе планировалось пройти долины рек Адылсу и Адырсу с прохождением ледников Джанкуат, Гумачи, на втором этапе планировалось пройти долины рек Ирикчат, Мукал, Субаши с прохождением ледников Мукал, Мкяра Восточный, ледовое плато Джикаугенкёз и ледовых полей Эльбруса.

О транспорте и оформлении коллективного пропуска и индивидуального пропуска для гражданина Украины в пограничную зону (150 руб. с человека) мы заранее договорились по электронной почте bezonec@list.ru, контактное лицо Борис Саракуев.

Автомобиль «Газель» по маршруту г. Невинномысск – пос. Эльбрус обошлась в 4000 руб.

В пос. Эльбрус (гостиница «Дом для друзей»), учитывая кольцевой маршрут похода, организовали заброску, маршрут был разбит на 2 этапа продолжительностью 6 и 8 суток соответственно.

Эльбрусский поисково-спасательный отряд (ЭПСО) находится в пос. Терскол, но до
пос. Терскол было далековато, а нас поджимало время, поэтому в ЭПСО позвонили по телефону (тел. Эльбрусского ПСО8 (866-38)7-14-89) и зарегистрировались. Нам было разрешено провести регистрацию в альплагере «Шхельда», но когда мы, пройдя погранпост, подошли к альплагерю и попытались найти представителей спасателей, нас ждала неудача. В этот момент никого из должностных лиц, кто мог бы нас зарегистрировать, не оказалось на месте.

Состав группы

Анатольевна,

1978 г.р.

Финансист

Маршрут, план похода, материальное обеспечение группы, туристский опыт участников были рассмотрены в Ставропольской туристско-спортивной маршрутно-квалификационной комиссии в составе: Фогилева Э. А., Жижина В.В., с участием Бушуевой С.А. 6 августа 2012 года.

Перед походом каждый участник группы был застрахован в Ставропольском филиале
ОАО «Военно-страховой компании» от несчастных случаев (полис № 12470АС279609 от 4 августа 2012 г.).

Обзорная карта маршрута

Высотный график маршрута

О маршруте похода

Нитка заявленного маршрута (из файла маршрутной книжки):

пос. Эльбрус – д.р.Адылсу – пер. Койавганауш (1А) – г. Виатау (2А, альп., рад.) – д.р. Адырсу –
пер. Гумачи (2А) – д.р. Адылсу – д.р. Ирик – д.р. Ирикчат – пер. Российских офицеров (2А) –
пер. Мукал-Мкяра (1Б) – д.р. Субаши – пер. Джикаугенкёз (1Б) – пер. Ирикчат (1Б) - Восточная вершина Эльбруса (2А, альп., рад.) – д.р. Ирикчат - д.р. Ирик – пос. Эльбрус.

Запасные варианты:

- вместо прохождения пер. Гумачи – спуск в пос. Верхний Баксан

- после прохождения пер. Российских офицеров – спуск в долину реки Кыртык

- вместо прохождения пер. Джикаугенкёз – спуск в пос. Верхний Баксан

- вместо восхождения на Восточную вершину Эльбруса – спуск в пос. Эльбрус.

Нитка пройденного маршрута:

пер. Мукал-Мкяра (1Б) – д.р. Субаши – пер. Балык (1Б) – пер. Ирикчат (1Б) – д.р. Ирикчат –
д.р. Ирик – пос. Эльбрус.

Отличия пройденного маршрута от заявленного:

1. Вместо перевала Джикаугенкёз (1Б) пройден перевал Балык (1Б), но вопрос остается спорным, что в итоге нам удалось пройти, потому что разночтений в этом вопросе в разных отчетах и в описаниях очень много (см. Выводы по пройденному перевалу).

2. Из-за непогоды в соответствии с запасным вариантом вместо восхождения на Восточную вершину Эльбруса поднялись только по Ачкерьякольскому лавовому потоку до высоты 4340 м и стали спускаться в пос. Эльбрус.

График движения

пос. Эльбрус – д.р. Адылсу

1784-1900

3,0

д.р. Адылсу – а/л «Джантуган» – «Зеленая гостиница» - подход под пер. Койавганауш

1900-2960

14,5

пер. Койавганауш (1А) – г. Виатау (2А, альп., рад.) – л. Койавган - «Зеленые ночевки»

2960-3647-3825-2690

8,5

д.р. Адырсу - а/л «Уллу-Тау» - подход под пер. Гумачи

2690-2330-2960

8,0

л. Гумачи - пер. Гумачи (2А) – л. Джанкуат - «Зеленая гостиница»

2960-3564-2654

9,5

д.р. Адылсу - пос. Эльбрус – д.р. Ирик

2654-1784-2290

5,5

д.р. Ирик - д.р. Ирикчат - цирк пер. Советский воин

2290-3350

6,5

пер. Российских офицеров (2А) – л. Мукал – пер. Мукал-Мкяра (1Б) - л. Мкяра Восточный – д.р. Мкяра

3350-3864-3620-3774-2670

14,5

д.р. Мкяра - д.р. Кыртык – д.р. Уллуусенчи – д.р. Субаши

2670-2410-2710-2530-2955

15,0

вынужденная дневка, 1 переход утром под пер. Балык

2955-3320

2,0

пер. Балык (1Б) – плато Джикаугенкёз – пер. Ирикчат (1Б) – Ачкерьякольский лавовый поток

3320-3590-3295-3850

8,5

д.р. Ирик - пос. Эльбрус

2350-1784

Итоговые сведения о пройденном маршруте

Длительность похода

пер. Ирикчат

пер. Койавганауш

Техническое описание маршрута

День 1
11 августа
Пройденный путь: пос. Эльбрус (1784 м) – а/л «Шхельда» (погранпост) (1900 м)
Пройдено 3,0 км
Набор высоты: + 116 м
ЧХВ – 40 минут
Погода: вечером – переменная облачность

Сбор группы был запланирован в пос. Эльбрус, откуда собственно и начинался маршрут. Поэтому основной состав группы добирался до пос. Эльбрус на заказанной машине «Газель» из городов Невинномысска и Минвод, а двое участников на собственной машине из Ростова-на-Дону.

Прибыв в пос. Эльбрус разобрали общественное снаряжение и продукты на первый этап похода и в 16.00 вышли на маршрут. За 10 минут по шоссе подошли к мосту, далее дорога идет по правому берегу реки Баксан в Терскол. Нам же налево в долину Адылсу. Спустя 40 минут по асфальтированной дороге по левому берегу (здесь и далее - орографическому) реки Адылсу подошли к пограничному посту вблизи альплагеря «Шхельда» и при проверке документов пограничниками выяснилась неприятная неожиданность, оказалось, что в коллективном пропуске руководителя была неправильно указана дата выдачи паспорта. В итоге пограничники не разрешили проход в пограничную зону и мы вынуждены были вблизи погранпоста искать место для лагеря, чтобы попробовать пройти погранпост на следующий день после смены наряда пограничников.

Место лагеря было найдено буквально в 200 м ниже погранпоста.

День 2
12 августа
Пройденный путь: а/л «Шхельда» (1900 м) – а/л «Джантуган» (2248 м) – «Зеленая гостиница»
(2618 м) - подход под пер. Койавганауш (2960 м)
Пройдено 14,5 км
Набор высоты: + 1060 м
ЧХВ – 4 часа 45 минут
Погода: утром, днем и вечером – солнечно

Подъем дежурных в 6.00, остальных в 6.30 и в 8.10 выходим. В принципе такой распорядок подъема и выхода соблюдался практически в течение всего похода.

Поднимаемся к погранпосту, представляем коллективный и индивидуальный пропуска, паспорта и после регистрации проходим погранпост уже без замечаний.

Как отмечалось ранее в альплагере «Шхельда» есть КСС, но сделать отметку в маршрутной книжке о выходе на маршрут не удалось из-за отсутствия на месте представителя спасателей.

Далее метров через триста от Шхельдинского моста дорога спускается к руслу реки Адылсу, где по железобетонному мосту мы перешли на ее правый берег. На левом берегу чуть выше переправы остается альплагерь «Эльбрус». От альплагеря «Эльбрус» до альплагеря «Джантуган» ведет, непрерывно поднимаясь, грунтовая дорога. От моста до альплагеря «Джантуган» дошли за 1 час 40 минут – 1 час 50 минут (здесь и далее – время перехода первого-последнего).

От альплагеря «Джантуган» тропа идет лиственным лесом вдоль потока из ледника Джанкуат, постепенно поднимаясь на склон. Через 40 минут от лагеря лес заканчивается, далее начинается скальной прижим, в начале прижима для страховки вдоль тропы в одном месте укреплены проволочные перила. Требуется осторожность, прямо под скалами (в 3-4 м) бушует поток. Сразу за этим участком тропа переходит по естественному мосту из больших камней на левый берег потока Джанкуат, над которым возвышается правая береговая морена ледника Башкара (фото 1).

Фото 1. Подход к «Зеленой гостинице»

Далее тропа идет по левому берегу, вдоль подножия морены и приводит на широкую галечную пойму, оставленную ледником Джанкуат, и по ней уже выходим к зеленой поляне, так называемой «Зеленой гостинице», к которой мы поднялись за 2 перехода по 40 минут ль альплагеря «Джантуган». Здесь мы устраиваем перекус и вдруг выясняется, что один из участников Бычков Андрей почувствовал себя настолько плохо и решил, что неспособен продолжать поход и, чтобы не быть обузой для остальных, решил вернуться в поселок Эльбрус. В итоге перераспределили общественное снаряжение и продукты, которые он нес, и дальше пошли уже без одного участника.

От «Зеленой гостиницы», пройдя по моренным отложениям и галечникам вдоль потока Джанкуат, подошли к потоку Джанкуат, но во второй половине дня перейти бурный поток не удалось, в итоге пришлось возвращаться к домикам гляциологов и там по бревну переходить на правый берег потока Джанкуат. В итоге потеряли час времени.

По правому берегу подошли за 30 минут к тропе, пробитой в конгломерате правобережной морены ледника Джанкуат (фото 2),

Фото 2. Путь к правобережной морене ледника Джанкуат

и за 40 - 55 минут поднялись в карман морены ледника Джанкуат. По карману и по гребню идут тропы в верховья долины к перевалу Жандарм, а к нашему перевалу из кармана ведет моренный склон, изрезанный промоинами. Не поднимаясь в цирк, на травянистых площадках решили остановиться. Хотя если бы не потеряли время на обход потока Джанкуат, то вполне реально подняться для ночевки в цирк под перевал. В итоге от «Зеленой гостиницы» до места ночевки шли 2,5 часа (фото 3).

ЧХВ составило 4 часа 45 минут.

Фото 3. Ночевка на подъеме к перевалу Койавганауш

День 3
13 августа
Пройденный путь: морена под пер. Койавганауш (2960 м) - пер. Койавганауш (3647 м) –
г. Виатау (3825 м) – л. Койавган (3285 м) - «Зеленые ночевки» (2690 м)
Пройдено 8,5 км
Набор высоты: + 865 м
Сброс высоты: – 1135 м
ЧХВ – 7 часов 10 минут
Погода: утром – пасмурно, дождь днем - переменная облачность вечером – пасмурно, дождь

С утра начинается дождь, но выходим по плану в 8.10. После выхода дождь усиливается. Продолжили подъем по моренному склону по маркированной тропе. По моренному склону поднялись в небольшой цирк за 50 минут. На фото 3 наш путь показан оранжевым цветом. Повезло, дождь прекратился, выглянуло солнце. Отсюда в правой стороне цирка под скальным массивом Койавган уже виден перевал Койавганауш. Ближе к вершине Виатау находится ложная седловина (фото 4),

Фото 4. Подъем на перевал Койавганауш

но, как оказалось, с ложной седловины как раз и удобнее осуществлять восхождение на вершину Виатау, а так нам пришлось сначала подняться на перевал Койавганауш, затем спускаться на ложную седловину и только потом подниматься на вершину Виатау.

За два перехода по 40-50 минут прошли по небольшому пологому открытому леднику в сторону ложной седловины и по широкому осыпному склону (до 35 град.) серпантином поднялись на перевал за 30-60 минут.

Седловина широкая, осыпная, время подъема заняло 2.30 - 3 часа ЧХВ.

Перевал Койавганауш

Категория трудности:

Высота: 3647 м (здесь и далее - высота по GPS)

Находится: в хребте Адылсу, между вершинами Койавган и Виатау. Соединяет долины рек Адылсу и Адырсу

В туре на перевале сняли записку группы туристов г. Николаева «АЛЬТУР-ПРО» (фото 5).

Фото 5. Записка с перевала Койавганауш

Пока остальные участники группы наслаждались отдыхом на седловине перевала, руководитель вместе с Носовым Вячеславом, Алимовой Ингой и Яценко Екатериной совершили восхождение на вершину г. Виатау.

Подъем на г. Виатау с перевала Койавганауш сначала проходит по гребню, скалы местами разрушены, но несложные, затем спуск на ложную седловину, обходя справа скальной выступ.

С ложной седловины по крутым, разрушенным скалам (30-35 град., 200 м) поднялись на гребень (страховка через выступы), а с гребня по простым разрушенным скалам подошли к скальной плите. На плите сверху остались крючья от предыдущих групп, поэтому мы проверили надежность крючьев и провесили свои перила и по перильной веревке поднялись на плиту (55-60 град., 30 м), отсюда на вершину ведет широкий гребень (20-25 град., 200 м). Путь подъема на вершину показан на фото 6.

Фото 6. Путь подъема на вершину Виатау

На вершине в туре записки не было. Вид с вершины прекрасный. Подъем на вершину с перевала Койавганауш занял 2 часа 10 минут. Спуск с вершины осуществили по пути подъема с возвращением на перевал Койавганауш.

Вершина Виатау по северному гребню (радиально)

Категория трудности: 2А (альп.)

Высота: 3825 м

С перевала начинаем спускаться по широкому (20-25 град., 400 м) осыпному склону, знаменитой койавганской сыпухе, ориентируясь на небольшую группу скал (фото 7).

Фото 7. Спуск с перевала на ледник Койавган

Троп при спуске по сыпухе проложено много, вариантов выбирать, как спускаться было множество. От группы скал повернули налево и далее по осыпной части кулуара, осыпь уже до 30 град., спустились на ледник Койавган. Весь спуск на ледник занял 50 минут ЧХВ.

На леднике устроили перекус и провели разведку дальнейшего пути. В итоге решили спускаться вдоль левого борта ледника по некрутому (до 20 град.) ледовому склону вперемежку с камнями. За 30 минут спустились к левобережной морене (фото 8),

Фото 8. Выход на левобережную морену

по верху которой идет тропа, по которой и спустились на площадки у верхнего края конечной морены ледника, где уже можно поставить палатки. Погода начала портиться и пошел мелкий дождь, но время спускаться у нас еще было, и когда через 20 минут дошли до следующих площадок непосредственно перед спуском в долину, дождь усилился, поэтому решили под дождем в долину Адырсу уже не спускаться, а ставить палатки здесь.

День 4
14 августа
Пройденный путь: «Зеленые ночевки» (2690 м)
- д.р. Адырсу (2333 м) - а/л «Уллу-Тау»
(2330 м) – подход под пер. Гумачи (2960 м)
Пройдено 8,0 км
Набор высоты: + 630 м
Сброс высоты: – 360 м
ЧХВ – 3 часа 50 минут
Погода: утром – солнечно, днем и вечером – переменная облачность

Выходим в 8.20. По крутой, глубоко протоптанной тропе, проходящей по травянистым склонам левого борта долины, за 40-50 минут частыми серпантинами спустились в долину реки Адырсу.

По левому берегу реки Адырсу идет дорога, но так как вчера все сильно промокли, то решили в течение 1,5 часов просушиться и привести себя в порядок, тем более, что погода позволяла.

Просушившись, продолжили путь по дороге, которая закончилась напротив альплагеря «Уллу-Тау», далее уже по хорошей тропе, оставляя слева альплагерь «Уллу-Тау», мимо потока Чотчат, тропа идет вверх в направлении скалы левого борта ущелья ледника Гумачи (фото 9).

Фото 9. Подъем к «нижним Гумачинским ночевкам»

По крутому склону, заросшему рододендронами и травой, поднимаемся за 40 минут на плечо Восточного гребня вершины Чотчат, где расположены «нижние Гумачинские ночевки», но останавливаться здесь мы не планировали. Выйдя на большую зеленую подушку, повернули направо и по тропе, траверсируя левый склон Восточного гребня вершины Чотчат, перешли на левобережную морену ледника Гумачи (фото 10).

Фото 10. Путь по морене к месту ночевки

По гребню левобережной морены по тропе за 40-50 минут подошли к языку ледника. Около языка на морене есть места для палаток, так называемые «средние Гумачинские ночевки», поэтому дальше решили не идти и стали на ночлег, хотя место не самое удобное из-за возможности камнепада со склонов (фото 11).

Фото 11. Место ночевки на леднике Гумачи

Возможно, оптимальным вариантом было бы подняться по языку ледника к «верхним Гумачинским ночевкам», но встреченные группы туристов уверили, что на «верхних Гумачинских ночевках» проблемы с водой.

День 5
15 августа
Пройденный путь: л. Гумачи (2960 м) - пер. Гумачи (3564 м) – л. Джанкуат (3430 м) - «Зеленая гостиница» (2654 м)
Пройдено 9,5 км
Набор высоты: + 604 м
Сброс высоты: – 910 м
ЧХВ – 6 часов 15 минут
Погода: утром – переменная облачность днем – пасмурно, туман вечером – переменная облачность

Выходим в 8.15. На ледник Гумачи поднимаемся по его левому борту и при выходе на ледник надеваем кошки. Ледник открыт, многочисленные трещины видны и самое сложное обходить их то слева, то справа, выбирая оптимальный путь. Движемся, обходя открытые трещины
(фото 12).

Фото 12. Трещины на леднике Гумачи

За 40 минут поднялись на пологую часть ледника. Впереди по ходу виден ледопад Гумачи. Его решили обходить слева по ходу, выбирая пути обхода трещин и разломов (фото 13).

Фото 13. Путь подъема на перевал Гумачи

Технической сложности подъем не представляет, но в нижней части ледника пришлось поискать путь для прохода через широкие разломы. Крутизна ледового склона 25-30 град., идем с попеременной страховкой через ледоруб на мостах через разломы.

В верхней части подъема поворачиваем направо по ходу и поднялись на верхнее плато ледника над скалами, оставляя по ходу слева вершину Гумачи (склон до 20 град.), и с небольшим набором высоты выходим к перевальной седловине.

Седловина – узкий скально-осыпной гребень. Рядом небольшое озеро, есть место для палаток.

Но полюбоваться горными красотами не позволяет погода, все затянуто облаками и сильный туман.

Перевал Гумачи

Категория трудности: 2А

Высота: 3564 м

Находится: в хребте Адылсу. Соединяет долины рек Адырсу и Адылсу

На перевале сняли записку группы турклуба КПИ «Глобус» из г. Киева (фото 14).

Фото 14. Записка с перевала Гумачи

Для спуска на перевале есть удобный выступ, на котором предыдущая группа оставила свою петлю, которой мы и воспользовались.

Спуск прямо с перевала вниз по узкому скально-осыпному кулуару. Провешиваем перила (50 м) и

по очереди спускаемся, последним спускался руководитель по двойной веревке.

Далее просматривается крутой осыпной склон (30-40 град.) без снега, вплоть до ледника, но при выходе на него обнаружилось, что под камнями лед и спускаться по такому склону удовольствия мало, но еще Тляшева Миля при спуске дюльфером с перевала оступилась и подвернула голеностоп. Поэтому решили облегчить ей условия для спуска и провесили еще одни перила (50 м), сделав станцию на двух крючьях на скале. Остальные спускались без перил, страхуясь ледорубом.

Спустившись, увидели, что до ледника еще далековато, а под осыпным склоном по-прежнему лед. Опасаясь за состояние голеностопа Мили и, учитывая, что времени для спуска еще достаточно, провесили третьи перила (50 м), закрепив петлю на камне, и спустились практически непосредственно на ледник Джанкуат.

Путь спуска с перевала Гумачи показан на фото 15.

Фото 15. Путь спуск с перевала Гумачи на ледник Джанкуат

От места выхода на ледник уходим в направлении левого борта ледника, немного забирая направо по ходу и вниз, через 40 минут выходим к левому борту, далее спускаемся сначала на крупную осыпь морены по 30-35 градусному ледовому склону (страховка через ледоруб), а уже по осыпи за 40 минут выходим на тропу, которая идет по левобережной морене.

Возможно, мы ошиблись, и не было надобности так забирать влево и подходить на крутой ледовый склон, а следовало спускаться по языку ледника, как это сделал группа, которая спускалась с перевала Восточный Джантуган.

На фото 16 красным цветом показан наш путь, а зеленым цветом возможный путь спуска по леднику Джанкуат, по которому спускалась группа с перевала Джантуган Восточный.

Фото 16. Спуск с перевала Гумачи по леднику Джанкуат

С морены по тропе спускаемся к «Зеленой гостинице». Спуск по морене занимает 30 минут. На «Зеленой гостинице» много оборудованных мест для стоянок, но с водой плохо, в реке она грязная и приходится ее отстаивать, прежде чем что-нибудь готовить.

День 6

16 августа
Пройденный путь: «Зеленая гостиница» (2654 м) - пос. Эльбрус (1784 м) – д.р. Ирик (2290 м)
Пройдено 5,5 км
Набор высоты: + 506 м
Сброс высоты: – 870 м
ЧХВ – 5 часов 45 минут
Погода: утром, днем, вечером – переменная облачность

Выходим в 8.50. По пути подъема к «Зеленой гостинице» за 3 часа спускаемся в поселок Эльбрус. Переупаковываем заброску с учет оставшихся участников, обедаем и в 15.45 выходим на второй этап похода.

В висячую долину Ирика попадаем, поднявшись на устьевую ступень (около 500 м) над поселком Эльбрус. Здесь река прорезает глубокий каньон и с шумом вырывается в Баксанскую долину.

На северной окраине поселка перешли по мосту на левый берег реки и вышли к опоре высоковольтной ЛЭП. Далее по вьючной тропе, обойдя сверху небольшой скальный массив у начала каньона, подошли к наклонной зеленой лужайки с ручьем через 1 час. В 50 м ниже по склону нарзанный источник (фото 17).

Фото 17. Подъем от поселка Эльбрус в долину реки Ирик

Поднимаемся дальше к песчаным останцам, но на самый верх под останцы решили не подниматься, а пошли по тропе в средней части подъема. В итоге уперлись в каменный разлом и вынуждены были подниматься круто вверх по средней осыпи к тропе, которая проходит в лесу.

По набитой тропе за 2 часа вышли к границе леса и, подойдя к первому кошу у ручья на красивой поляне, поставили палатки.

День 7

17 августа
Пройденный путь: д.р. Ирик (2290 м) - д.р. Ирикчат (2627 м) - цирк пер. Советский воин (3350 м)

Пройдено 6,5 км
Набор высоты: + 1060 м
ЧХВ – 4 часа 20 минут
Погода: утром – переменная облачность, днем, вечером – пасмурно, дождь

Выходим в 8.10. По продолжающейся тропе за 30 минут подошли ко второму кошу, который находится в месте слияния рек Ирик и Ирикчат (фото 18).

Фото 18. Место слияния рек Ирик и Ирикчат

Отсюда нам в висячую долину реки Ирикчат. Подъем от коша до пологой части долины занял 40 минут. Продолжаем идти по тропе и через 15 минут доходим до поворота долины Ирикчат на северо-запад. Здесь развилка троп – налево по ходу в верховья Ирикчата, к одноименному перевалу, а прямо вверх уходит хорошая тропа в направлении перевала Советский воин и пика Советский воин (фото 19).

Фото 19. Подъем в цирк перевала Советский воин

Погода быстро портится, собирается гроза, начинается дождь. Тропа резко набирает высоту и через 3 перехода по 35-40 минут выводит к оборудованным площадкам (3400 м), где заканчивается. Травянистые склоны сменились крупной осыпью и снежниками. Наш перевал по-прежнему не виден. Весь подъем проходил под сильным дождем, поэтому решаем на этих площадках поставить палатки, чтобы переждать дождь. Но дождь продолжался до позднего вечера. Воду обнаружили в 200 м выше по склону.

День 8

18 августа
Пройденный путь: пер. Российских офицеров (3864 м) – л. Мукал (3620 м) – пер. Мукал-Мкяра (3774 м) - л. Мкяра Восточный (3647 м) – д.р. Мкяра (2670 м)

Пройдено 14,5 км
Набор высоты: + 668 м
Сброс высоты: – 1348 м
ЧХВ – 6 часов 20 минут
Погода: утром, днем – переменная облачность, днем, вечером – пасмурно, дождь

Выходим в 8.15. За 1 час 20 минут поднимаемся на гребень юго-западного отрога п. Советский воин. В верхней части подъема осыпной склон крутизной до 30 град., внизу гребня видны площадки под палатки, рядом вода. Если бы не вчерашний дождь сюда и планировали подойти, отсюда уже виден наш перевал Российских офицеров и вершина Кезгенбаши.

Далее по пологой осыпи (10-20 град.) за 30 минут поднимаемся в маленький цирк слева по ходу от большого выраженного снежного ребра, отходящего от седловины на юг. Перевальный взлет в нижней части среднеосыпной крутизной 30-35 град., в верхней части снежный до 30 град. (фото 20).

Фото 20. Путь подъема на перевал Российских офицеров

Со дна цирка за 40 минут поднимаемся вдоль скал слева по ходу на гребень снежного ребра в его самой близкой к перевалу части, далее по средней осыпи (30 град.) выходим на перевал в 11.00. Но подъем оказался сложнее в плане резкой смены погоды, сильный ветер, разряды снега, поэтому некоторые участники задержались на подъеме и на перевале были только через 1 час после первого.

Перевальная седловина снежно-скальная. На перевале сняли записку «Спортивного турклуба «Горизонт» г. Ульяновска (фото 21).

Фото 21. Записка с перевала Российских офицеров

Перевал Российских офицеров

Категория трудности: 2А

Высота: 3864 м

Находится: в отрогах г. Эльбрус, между п.Советский воин и п. Кезгенбаши

На перевале связываемся и в 13.00 двумя связками начинаем спуск по леднику Мукал, обходя бергшрунд по снежному склону крутизной в верхней части до 30 град., ниже слева обходим еще один бергшрунд, далее склон постепенно выполаживается (фото 22). Ледник открытый, попадающиеся трещины обходим или перешагиваем.

Фото 22. Спуск по леднику Мукал

Подходим под перевальный взлет, развязываемся и по осыпному склону порядка 100 м и крутизной до 35 град. поднимаемся на перевал Мукал-Мкяра в 14.00.

ЧХВ от перевала Российских офицеров до перевала Мукал-Мкяра составило 1 час.

Перевал Мукал-Мкяра

Высота: 3774 м

Находится: рядом с п. Советский воин в его северном отроге. Соединяет долины рек Мукал и Мкяра, ведет с ледника Мукал на ледник Мкяра

Перевальная седловина скально-осыпная, есть место под одну палатку. Сняли записку Волгоградского «Клуба туристов» (фото 23).

Фото 23. Записка с перевала Мукал-Мкяра

На перевале устраиваем перекус и через 1 час 30 минут начинаем спуск вниз сначала по снежнику, порядка 150 м, крутизной до 30 град., затем по осыпному склону на ледник Мкяра.

На леднике надеваем кошки и начинаем спускаться, забирая влево от правого борта ледника, чтобы не попасть камнепад, и, обходя многочисленные трещины, сбрасываем высоту по некрутому открытому леднику к нижнему ледопаду (фото 24).

Фото 24. Спуск по леднику Мкяра

Пройдя слева от нижнего ледопада, поворачиваем направо под выкат с перевала Ложный Мукал-Мкяра. Дальше идем по пологому леднику Мкяра, держась его середины. С ледника сходим на осыпь, чередующуюся со снежниками.

ЧХВ от перевала Мукал-Мкяра составило 1,5 часа.

По крутым осыпям (25-30 град.), обходя выходы бараньих лбов, спускаемся на пологое дно долины Мкяры, где река разливается и легко переходима по камням. Отсюда начинаем спускаться в долину по травянистым склонам, держась левого берега реки Мкяра. Не доходя до слияния рек Мкяра и Мукал, ставим палатки. Начинается дождь.

День 9

19 августа
Пройденный путь: д.р. Мкяра (2670 м) - д.р. Кыртык (2410 м) – д.р. Уллуусенчи (2710 м) – д.р. Субаши (2955 м)

Пройдено 15,0 км
Набор высоты: + 725 м
Сброс высоты: – 440 м
ЧХВ – 4 часа 30 минут
Погода: утром, днем, вечером - пасмурно, дождь.

Утром идет дождь, поэтому выходим только в 8.50. За 40 минут по хорошей тропе доходим до коша, который, как оказалось впоследствии стоит в месте слияния рек Мукал и Субаши, но руководитель ошибся и проходим дальше по дороге вдоль реки Кыртык и, ошибочно принимая долину реки Уллуусенчи, за Субаши и начинаем подъем в эту долину. Через 1,5 часа поднялись к кошу и поняли свою ошибку. Но моросящий дождь усиливается, поэтому решили в коше перекусить. Затем чтобы не терять высоты по совету пастухов по дороге возвращаемся в сторону долины Кыртык и, не спускаясь к рекам Кыртык и Субаши, сбросив по высоте 50 м, переходим на другую дорогу, которая ведет уже в долину реки Субаши (1 переход 45 минут).

Затем по заброшенной дороге поверху левой части долины (фото 25) продолжили движение в верховья реки Субаши. В итоге через 3 перехода по 30-40 минут, не доходя до перевала, из-за усиливающегося дождя в 15.30 поставили палатки. Дождь продолжался до позднего вечера.

Фото 25. Путь по долине реки Субаши

День 10

20 августа
Пройденный путь: д.р. Субаши (2955 м) - переход под пер. Балык (3320 м)

Пройдено 2,0 км
Набор высоты: + 365 м
ЧХВ – 1 час 30 минут
Погода: утром, днем, вечером - пасмурно, дождь.

Выходим в 8.10. За 3 перехода по 30 минут поднялись к заброшенной шахте (фото 26),

Фото 26. Дневка у заброшенной шахты

но опять начался сильный дождь и сел туман. Решили переждать и поставить палатки. Но дождь, перемешиваясь со снегом, шел весь день. Туман. В итоге у нас получилась не запланированная дневка.

День 11

21 августа
Пройденный путь: пер. Балык (3590 м) – плато Джикаугенкёз (3295 м) – пер. Ирикчат (3653 м) – Ачкерьякольский лавовый поток (3850 м)

Пройдено 9,5 км
Набор высоты: + 825 м
Сброс высоты: – 295 м
ЧХВ – 5 часов 15 минут
Погода: утром, днем, вечером - солнечно.

Выходим в 8.15. За 25 минут по дороге поднимаемся на гребень с которого открывается вид на вершину Чаткара и наш перевал, вернее две седловины, которые можно принять за перевалы.

Принимаем решение идти далее в направлении седловины, которая прямо напротив нас, как и планировали изначально.

Под перевальный взлет подходим по заснеженным остаткам дороги. Взлет – снежно-осыпной склон до 25-30 град., 200 метров (фото 27). Седловина снежная, широкая и протяженная. Тур на перевале так и не обнаружили.

Фото 27. Подъем на перевал Балык

Открывается отличный вид на Эльбрус и ледовое плато Джикаугенкез. Тура и записки не нашли.

Спуск с перевала на снежную долину Джикаугенкёз по снежно-осыпному склону крутизной 30-35 град., 300 м в верхней части и снежно-ледовому до 15-20 град. и 150 м в нижней занял 35-50 минут (фото 28). Спуск по заснеженному склону был несложен, но без снега по осыпному склону спускаться было бы менее приятно.

Фото 28. Спуск с перевала Балык

В нижней части спуска осыпной склон переходит в ледовый склон (15-20 град.) и выводит на снежное плато Джикакугенкёз.

Перевал Балык

Высота: 3590 м

Находится: в хребте Кыртык между перевалом Джикаугенкёз и вершиной 3814 м, соединяет долину реки Субаши и снежную долину Джикаугенкёз

Выводы по пройденному перевалу.

Когда впоследствии стали разбираться, что все-таки за перевал мы прошли и где на самом деле перевал Джикаугенкёз, нашли очень много разночтений по названиям перевалов в верхней части долины Субаши.

На схеме Центральный Кавказ (сводная схема: Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу), выполненной С.П. Твердохлебовым в 1987 г., от г. Чаткара до г. Балыксу в хребте Кыртык показаны только два перевала Джикаугенкёз и Балык и не учитывается перевал рядом в г. Балыксу.

Но в отчете М.В. Голубева о горном туристском походе 3 к.с. по Приэльбрусью (Вокруг Эльбруса) в июле 2006 года этот перевал отмечен, как перевал Балык. Хотя ориентируясь на карту Центрального Кавказа по М.В. Голубеву при планировании похода, этот перевал обозначен, как перевал Джикаугенкёз (1Б).

Предлагаем, считать этот перевал, как перевал Балык (1Б) и с обозначением перевалов в хребте Кыртык, как на фото 29.

Фото 29. Вид с Рыжего бугра на хребет Кыртык

При выходе на снежное плато связываемся и в сторону перевала Ирикчат идем в связках. По снежному плато до взлета на перевал Ирикчат дошли за 1 час 50 минут. Когда подошли к перевальному взлету обнаружили, что на склоне под перевалом Ирикчат многочисленные открытые трещины, которые затем при подъеме пришлось обходить. Перевальный взлет снежный до 30 град., 200 м (фото 30).

Фото 30. Путь по ледовому плато Джикаугенкёз

В 13.00 были уже на перевале. Сняли записку группы туристов Федерации турклуба Республики Мордовия (фото 31). На перевале устроили обед и просушку вещей после вчерашнего дождя.

Фото 31. Записка с перевала Ирикчат

Перевал Ирикчат

Высота: 3653 м

Находится: находится на восточных склонах Эльбруса. Соединяет верховья Ирикчата с верховьями Малки. Ведет с ледника Ирикчат на ледовое плато Джикаугенкёз

В 15.00 начинаем подъем на Рыжий бугор, чтобы затем спуститься к ранклюфту, от которого начинается прохождение ледовых полей Эльбруса (название ледника определить сложно - это исток ледников Ирик, Ирикчат и Джикаугенкёз).

Идем на запад в направлении нижнего каплевидного «острова» Ачкерьякольского лавового потока (фото 32). Ледник полностью закрытый, трещины не видны, поэтому идем очень осторожно, буквально нащупывая безопасный путь. Несколько раз пришлось обходить скрытые под снегом трещины.

Фото 32. Путь от ранклюфта до Ачкерьякольского лавового потока

От ранклюфта около Рыжего бугра до Ачкерьякольского лавового потока путь занял 1 час 10 минут. Далее, обходя начало потока слева, за 45 минут поднялись к озеру, где и поставили палатки. Спать легли пораньше, завтра планируется восхождение на Восточную вершину Эльбруса.

День 12

22 августа
Пройденный путь: Ачкерьякольский лавовый поток (3850 м) – г. Эльбрус (4340 м) - Ачкерьякольский лавовый поток (3850 м)

Пройдено 3,0 км
Набор высоты: + 490 м
Сброс высоты: – 490 м
ЧХВ – 2 часа 10 минут
Погода: утром, днем, вечером - пасмурно, туман.

Подъем в 4.00. В 4.40 выходим на восхождение. Двигаемся по Ачкерьякольскому потоку, освещая путь фонариками. Идем по некрутым осыпям (10-20 град.) по центральной части острова. Каждые 50-100 м по высоте попадаются площадки, огороженные стенками, но все площадки засыпаны снегом.

В 5.10 начинает светать, но погода портится, поднимается сильный ветер. Восточную вершину Эльбруса затягивает облаками.

За 2 часа поднялись к ночевкам на высоте 4340 м (фото 33).

Фото 33. Вид на Восточную вершину Эльбруса

Все небо уже затянуто облаками и погода продолжает ухудшаться, садится туман, ветер ураганный. Поэтому решаем не рисковать и побыстрее спускаться вниз к нашим палаткам. В итоге за 50 минут спустились обратно к озеру. Увы, но восхождение не удалось. Не повезло. Погода весь день плохая, туман.

День 13

23 августа
Пройденный путь: Ачкерьякольский лавовый поток (3850 м) – пер. Ирикчат (3653 м) – д.р. Ирикчат (3067 м) – д.р. Ирик (2350 м)

Набор высоты:

Сброс высоты: – 1500 м
ЧХВ – 5 часов 10 минут
Погода: утром, днем, вечером - солнечно.

С утра прекрасная погода, но времени, чтобы повторить восхождение, у нас уже не остается.

В 8.30 начинаем спускаться с Ачкерьякольского потока. На леднике связываемся и по своим следам пересекаем ледник до ранклюфта у Рыжего бугра за 40 минут. Далее через Рыжий бугор вышли на перевал Ирикчат и стали спускать в долину реки Ирикчат. За два перехода по 30 минут подошли к второму древнему моренному валу, где устроили обед. В 13.30 стали спускать дальше и за 3 перехода по 30 минут спустились к слиянию рек Ирикчат и Ирик.

В 15.30 через 500 м от слияния рек в лесу поставили палатки.

Рядом с нами у озера на Ачкерьякольском потоке стояла группа, которая сегодня решила идти на восхождение Восточной вершины Эльбруса и руководитель разрешает Березкину Александру присоединиться к этой группе и совершить восхождение. Они выходят в 3.00 и в 13.00 успешно совершают восхождение на Восточную вершину Эльбруса. Березкин Александр вместе с этой группой догнали нас на месте стоянки в 21.00.

Если бы не задержка нашего товарища с восхождением на Эльбрус, то в этот же день можно было бы спускаться сразу в пос. Эльбрус.

День 14

24 августа
Пройденный путь: д.р. Ирик (2350 м) – пос. Эльбрус (1784 м)

Набор высоты:

Сброс высоты: – 566 м
ЧХВ – 2 часа 30 минут
Погода: утром, днем - солнечно.

Выходим в 11.00. Сегодня уже спешить некуда и мы спокойно за 2 часа спустились к минеральному источнику и далее через 30 минут были уже в поселке Эльбрус. Руководитель позвонил в Эльбрусский ПСО, чтобы сняли группу с контроля. Поход закончился.

Отчет о горном походе рассмотрен Ставропольской зональной туристско-спортивной маршрутно-квалификационной комиссией с зачетом похода 3 категории сложности руководителю и участникам.