Руководитель: А.Карминский, Ростов-на-Дону

Отчет о горном походе 4 к.с. по Тянь-Шаню летом 2012 г. Часть 1

О Т Ч Е Т

о прохождении горного туристского спортивного маршрута

4й категории сложности по Центральному Тянь-Шаню,

совершенном группой из г. Ростова-на-Дону

в период с 23 июля по 8 августа 2012г.

Маршрутная книжка № 37/12

Руководитель группы Карминский А. В.

E-mail 6122481ak@gmail.com

м.с. место стоянки

пос. поселок

ГМС гидро-метео станция

Понятие "левый" и "правый" употребляются в тексте в орографическом смысле, если это специально не оговорено. Под временем прохождения того или иного участка подразумевается чистое ходовое время, если это также специально не оговорено. Высоты подразумеваются над уровнем моря.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1. Нитка маршрута

Заявленный маршрут. Рудник «Кумтор» – водораздел рек Сарычат и Арабель (рад.) – л. Петрова – пер. Петрова (1Б, 4370м, рад.) – пер. Ростовчан (2Б, 4850м, первопрохождение) – р. Коёнды – пер. Айгюль (2Б-3А, первопрохождение) – пер. Обзорная седловина + пик Пермь + л. Орой (2Б) – пер. Котор + пер. Карнизный (2Б) – р. Чон-Кызылсуу – пер. Айлама (2А) – курорт «Джеты-Огуз».

Пройденный маршрут. Рудник «Кумтор» – водораздел рек Сарычат и Арабель (рад.) – л. Петрова – пер. Петрова (1Б, 4370м, рад.) – пер. Ростовчан (2Б, 4850м, первопрохождение) – р. Коёнды – пер. Южный (2А, 4650м) – пер. Днепропетровский (2Б, 4780м) – пер. Золотарева (2Б, 4660м) – пер. Ашутор (1Б, 4150м) – р. Чон-Кызылсуу – курорт «Джилысуу».

1.2. Состав группы

Р: I – III

Мед. обеспе-чение

1.3. Прочие сведения

Документы на проведение путешествия рассмотрены в МКК Ростовской областной федерации туризма.

Маршрутная книжка №37/12.

Продолжительность активной части путешествия 16 дней.

Протяженность маршрута 157км.

Пройдено 6 перевалов в том числе:

Суммарный набор высоты на маршруте около 5000м.

Высотный коридор маршрута 2200 - 4900м.

Метеоусловия на активной части маршрута:

- дней с осадками 11

- дней без осадков 5

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Раньше я (А. Карминский) уже бывал в этом районе Тянь-Шаня. Первый раз это было в 1990 году. Тогда это был тоже поход 4й к. с. Мы прошли в Ак-Шийраке перевалы Петрова, Чомой Южный и 35 лет Победы, поднялись на вершину, обозначенную на некоторых картах 5046. Закончили поход в Терскее. Несмотря на холод и постоянно плохую погоду, район понравился, и было желание посетить его снова. После развала Союза о походах в Среднюю Азию пришлось на какое-то время забыть. В следующий раз мы собрались в Ак-Шийрак только в 2006 году. Но тогда мы вынуждены были сойти с маршрута. И вот, в 2012 году вновь собралась группа желающих пройти поход по Внутреннему Тянь-Шаню. Все, кроме руководителя ехали на Тянь-Шань в первый раз.

Рассматривались различные варианты заезда к началу маршрута. Прямые рейсы из Ростова в Бишкек в этом году отменили. В конечном итоге решили добираться до Москвы на поезде и из Москвы лететь до Алматы, так как билет до Бишкека примерно на 5000 рублей дороже, а расстояние между Бишкеком и Алматы всего 230км.

Для заезда к началу маршрута заранее договорились по интернету с фирмой «Гульсина» из Бишкека. С ними же договорились об оформлении пропусков в погранзону, об аренде снаряжения и о покупке части продуктов и топлива.

Маршрут на этот раз должен был проходить большей частью в массиве Ак-Шийрак. Начало маршрута – Кумторские сырты в районе золотого рудника Кумтор, на высоте порядка 3600 – 3700м над уровнем моря. Для акклиматизации было запланировано два радиальных выхода на заброски – в верховья р. Кызылсуу и на л. Джамансуу через пер. Петрова. Прохождение перевала с полным грузом предстояло на пятый день.

Планировалось внести в маршрут три элемента первопрохождения: перевал с Л. ветви л. Петрова на л. Веерообразный, перевал с В. ветви л. Южный на л. Джамансуу, а также траверс пика Пермь (раньше были только радиальные восхождения). В конечном итоге было сделано только одно первопрохождение – первый перевал, названный нами пер. Ростовчан.

Почти все продукты питания планировалось закупить на месте. С собой из Ростова взяли сало, сушеное мясо собственного приготовления и наборы сухих овощей для борща. Большая часть продуктов, а также топливо были закуплены для нас заранее принимающей нас фирмой. Оставшиеся продукты закупили на небольшом рынке и в магазине, встреченных по пути. Рацион питания был составлен таким образом, чтобы нести на себе на сложных участках минимальный вес (порядка 600г на человека в день). Это компенсировалось усиленным питанием на забросках, включавшем в себя различные консервы, свежие овощи и фрукты. В первый день похода удалось попользоваться дарами природы – рыбой (османы) и грибами. Много грибов было в ущелье Чон-Кызылсуу. На ФГС приобрели хлеб и молоко. На большей же части маршрута нет вариантов пополнить рацион за счет местных ресурсов.

3. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

22.07.12

Алматы – оз. Иссык-Куль»

23.07.12

Оз. Иссык-Куль» – Кумторские сырты (бывш. ГМС «Тянь-Шань»)

24.07.12

М. н. – р. Ю. Кызылсуу (рад., заброска)

25.07.12

М. н. – оз. под л. Петрова

26.07.12

М. н. – л. Петрова – пер. Петрова (1Б, рад., заброска)

27.07.12

30.07.12

М. н. – В. ветвь л. Южный

31.07.12

М. н. – пер. Южный (2А) – седловина пер. Днепропетровский (2Б)

01.08.12

Дневка

08.08.12

16.

М. н. – источники «Джилысуу»

09-10.08.12

3.2. Профиль маршрута

3.4. Техническое описание участков маршрута

3.4.1. Подъезды, организация заброски

20.07.2012г. выехали из Ростова поездом Кисловодск – Москва в 20-10. 21.07.2012 около 16.00 прибыли на Казанский вокзал. До аэропорта Домодедово добрались «Аэроэкспрессом». В 22-45 вылетели рейсом авиакомпании «Трансаэро» в Алматы.

22.07.2012 в 4-.50 приземлились в Алматы. В аэропорту нас встречала автомашина фирмы «Гульсина», с которой мы договорились по интернету. Не теряя времени, поехали в сторону Киргизской границы. Границу пересекли без проблем и в 10-00 были в Бишкеке. Здесь зашли на рынок и в магазин, докупили продукты питания, посетили кафе и в 12-30 выехали в сторону Иссык-Куля. Топливо (газ) и часть продуктов питания были закуплены для нас заранее. В 16-30 на берегу озера в районе с. Тамга остановились на ночлег.

На следующее утро, 23.07, заехали в контору Сарычат-Ирташского заповедника, которая находится на трассе рядом с с. Барскаун, и получили разрешение на пребывание в заповеднике (заплатили 4,5 тыс. сомов ~ 2,7 тыс рублей). Кстати сказать, что ни одного егеря мы за весь поход так и не встретили. После этого поехали по грунтовой дороге на пер. Барскаун. Преодолев перевал (3818м), повернули на восток, в сторону золотого рудника «Кумтор Оперейтинг Компани» («КОК»). Дорога поддерживается в хорошем состоянии – наш микроавтобус на ровных участках разгонялся до 70 км/час. За 2,5 часа (около 12-00) доехали от поворота с трассы вдоль Иссык-Куля до ворот рудника.

На шлагбауме охрана объяснила нам, что заходить на территорию «КОК» нельзя. Границей территории с запада является русло р. Арабель. Русло на значительном протяжении искусственно углублено. Вдоль границы рудника проложена дорога, по которой джипы с охраной патрулируют территорию 4-6 раз в день.

Выгрузились возле полуразвалившегося домика – бывшей ГМС «Тянь-Шань» (фото 01), не доезжая метров 100 до КПП. В два захода отнесли весь груз километра на полтора к северу, по дороге вдоль р. Арабель. Охрана нам не препятствовала. Перешли по мосту на П. берег, за территорию «КОК», и поставили лагерь. Успели как раз до начала сильного дождя. Оставшуюся часть дня занимались распределением груза. В реке удалось наловить немного рыбы (фото 04), а на окрестных холмах – найти грибы (шампиньоны).

На следующий день 24.07 вышли в 8-30 – понесли заброску на 3й этап похода на р. Кызылсуу.

Заброска. Сначала идем на север вдоль П. берега р. Арабель. Не доходя больших озер, переходим вброд на Л. берег и поворачиваем на северо-восток. Путь лежит по травянистым холмам и такырам с участками болот и небольшими озерами. Пройдя от лагеря около 4х часов, переходим водораздел и выходим к сыртовой долине, спускающейся к р. Кызылсуу. Здесь, под большим камнем, прячем заброску. Заносим путевую точку в память GPS-навигатора. На сыртах обитает множество различных зверей – поэтому обильно посыпаем заброску перцем. Оставив заброску, возвращаемся в лагерь тем же путем.

25.07 выходим на основную часть маршрута.

Фото 01. Начало маршрута. Высадка рядом с развалинами ГМС «Тянь-Шань

Фото 02. Вид на золотой рудник «КОК».

Фото 03. Ночевка рядом с мостом через р. Арабель.

Фото 04. Османы, пойманные на сыртах.

Рис 1. Карта района Кумторских сыртов.

3.4.2. Перевал Петрова

К. т. 1Б. Высота 4370м. Расположен в перемычке между Центральным и Северным хребтами Массива Ак-Шийрак. Соединяет верховья П. (северной) ветви л. Петрова с Л. (южной) ветвью л. Джамансуу. Представляет собой переметный ледник. Описание дается от КПП золотого рудника «Кумтор Оперейтинг Компани» до пологой части л. Джамансуу.

25.07.12. Выходим с места ночевки на сыртах примерно в 1,5 км к северу от КПП в 7-40. Около 40 минут идем вдоль П. берега р. Арабель. Там, где владения «Кумтор Оперейтинг Компани», по нашим представлениям, заканчиваются, переходим реку вброд и поворачиваем на юго-восток, в направлении л. Петрова, верховья которого видны из-за сыртовых холмов (фото 05). В течение 2 часов 15 минут переваливаем через гряды холмов, в понижениях заболоченных, на возвышенных участках покрытых полями щебня и такырами, и спускаемся в долину Кумтора, вытекающего из л. Петрова, ниже моренной плотины, удерживающей озеро. Далее идем по моренам вдоль П. борта ущелья. Здесь, к неприятному для себя удивлению, обнаруживаем строящуюся грейдерную дорогу. Видимо, в недалеком будущем рудокопы доберутся и сюда. Идем вдоль озера Петрова 1 час и выходим на участок с песчаным берегом и несколькими чистыми изолированными озерами на морене неподалеку от конца ледника (фото 06). По плану нам сегодня надо подняться на ледник. Однако начинается сильный снегопад, а перспективы найти сегодня хорошие ночевки на льду сомнительны, поэтому решаем становиться на ночлег здесь.

26.07. Выходим в 7-30. Идем по моренным полям вдоль озера, затем вдоль П. края ледника. Вдоль края ледника течет бурная река. Поднимаемся до того места, где река вытекает из подо льда и выходим на ледник (40 минут от м. н.). Поднимаемся по открытому пологому леднику 40 минут в направлении скал на слиянии основных ветвей ледника. (фото 06, 07). Переходим каньон с наледниковой рекой (15 минут, кошки) и идем еще 15 минут в направлении скал. Начинаются поверхностные морены. Выбрав участок с достаточным количеством материала для строительства площадок, ставим палатки (фото 08).

Заполнив рюкзаки заброской, выходим в направлении пер. Петрова. Идем, придерживаясь центра ледника, здесь поверхность ровная. Ближе к краям встречаются разломы, промоины и провалы с озерами. Ширина ледового потока порядка 1,5км. Ближе к перевалу начинают попадаться участки снега и «снежного болота». Уходим влево, к П. борту ледника и продолжаем подъем вдоль рыжего ск.-ос. гребня, который тянется южнее перевала. Здесь ледник в основном открытый (фото 09). Крутизна подъема не превышает 15°. Через 2 часа 20 минут после выхода со стоянки на леднике выходим на ледораздел. Собственно перевал Петрова остается правее и ниже нас (фото 10).

Спускаемся на л. Джамансуу по открытому леднику вдоль того же рыжего ос. гребня. Крутизна постепенно нарастает и на коротком участке (до 30м) достигает 35-40°. Проходим этот участок в кошках. После этого спуск снова выполаживается, и мы выходим на широкий открытый л. Джамансуу (фото 11). Спуск с перевала занял около 15 минут.

На огромном плоском камне посреди ледника оставляем заброску. После этого возвращаемся к палаткам по пути подъема.

КПП рудника – конец л. Петрова

700м

200м

32км

Фото 05. Вид на л. Петрова с сыртов.

Фото 06. Озеро под л. Петрова.

Фото 07. Нижняя часть л. Петрова.

Фото 08. Ночевка на морене у слияния ветвей л. Петрова.

Фото 09. Правая ветвь л. Петрова.

Фото 10. Панорама с плато пер. Петрова.

Фото 11. Вид на пер. Петрова со стороны л. Джамансуу.

3.3.3. Перевал Ростовчан

К. т. 2Б. Высота 4850м. Расположен в Центральном хр. Массива Ак-Шийрак. Соединяет верховья Л. ветви л. Петрова с П. ветвью л. Веерообразный. Описание дается от слияния основных ветвей л. Петрова до впадения реки с л. Южный в р. Коенды.

27.07.12. Выходим с места ночевки на серединной морене от слияния основных ветвей л. Петрова в 8-00. Переходим поле «каменных грибов», несколько серединных морен и промоин, и выходим на ровные открытые ледовые поля Л. ветви ледника (фото 13). Идем по леднику вверх, держась ближе к П. борту. Через 2,5 часа после выхода с ночевки ледник постепенно становится закрытым. Имеются трещины – дальше идем связавшись. Слева по ходу остается пер. Клешня. Снег становится все глубже и к середине дня совсем не держит. При каждом втором шаге начинаем проваливаться по пояс. Пройдя по закрытому леднику немногим более 2х часов, решаем в 15-30 становиться на ночлег, так как дальнейшее барахтанье в снегу представляет собой бесполезную трату времени и сил (фото 14). Высота около 4400м. Подойти под перевальный взлет вплотную не получилось.

28.07. Ночь была ясной и морозной. Снег с утра хорошо держит. Выходим с ночевки в 7-10. Идем посередине ледника (связки) по направлению к перевальному взлету и через 35 минут подходим под взлет. Просматриваются два варианта подъема на перевал. Первый – «в лоб», более короткий, но более крутой. Второй – подъем до гребня, разделяющего Л. и П. ветви л. Петрова и затем траверс через узловую вершину (фото 15). Решаем подниматься по второму варианту. Поднимаемся по сн. склону крутизной 40° в направлении гребня (жесткий наст, перила на ледорубах, кошки, фото 16). Проходим по перилам около 200м и, не доходя до гребня, поворачиваем вправо-вверх (фото 17), в направлении узловой вершины. Пройдя еще около 150м (сн. склон до 50°, перила), выходим под скалы узловой вершины. Отсюда поднимаемся вверх по сн. кулуару между скалами (около 50м, крутизна свыше 50°, глубокий снег, местами до1,5м, перила на ск. крючьях) и выходим на полку над скалой (фото 17). С полки – еще 50м перил по присыпанному снегом льду крутизной 40° (перила на ледобурах, фото 18) до выхода на гребень вблизи узловой вершины.

К 15-00 вся группа собралась на перевале (фото 20). Всего пройдено 9 перильных веревок. Высота по навигатору 4850м, что сходится с данными топографической карты. Гребень довольно широкий. На большом камне сложили тур. Решили присвоить перевалу имя в честь нашего города – перевал Ростовчан.

Для спуска проходим по гребню на запад 30 – 40 метров. Спускаемся по сн. склону 150 – 200м крутизной порядка 35° с выполаживанием и выходим на широкое сн. поле в верховьях л. Веерообразный (фото 22). Это единственный удобный участок склона для спуска на ледник – во всех других местах или висят карнизы или имеется крупный брш. Спуск до пологой части ледника занял 25 минут.

Как только ступаем на пологий ледник, повторяется ситуация вчерашнего дня – мы увязаем по пояс в глубоком снегу. Пройдя минут 10, понимаем, что далеко сегодня мы не уйдем и необходимо становиться на ночлег (16-10, высота более 4700м).

29.07. Еще одна ясная и морозная ночь. Выходим около 8-00. За 30 минут по твердому насту пересекаем обширные сн. поля верхнего П. цирка, пересекая ледник к левому борту (связки, фото 23). Ниже ледник образует уступ с лд. сбросами и крупными разрывами. Спускаемся с уступа по ледовой ложбине с разрывами крутизной 20-25° ближе к Л. борту (кошки, 20 минут). Ориентиром при спуске может служить куполообразный бугор на леднике с крупными разрывами правее ложбины (фото 21, 24). Ниже ледник выполаживается и становится открытым. Спускаемся по льду вдоль Л. борта еще 55 минут и сходим на морену левее вытекающего из-под ледника потока. Далее идем по моренным россыпям в Ю.-В. направлении. Через 20 минут морены сменяются травой (фото 25). Продолжаем спуск по широкой тр. долине Коенды, не приближаясь к реке, еще 40 минут и выходим к потоку, стекающему с л. Южный. Не доходя до потока, поворачиваем вправо и начинаем подъем к пер. Южный.

серединная морена л. Петрова – подножие
перевального взлета

5 часов 20 минут

подъем на перевальный взлет пер. Ростовчан

7 часов 30 минут

спуск с перевала до пологой части л. Веерообразный

25 минут

спуск до конца л. Веерообразный

1 час 55 минут

спуск до реки с л. Южный

1 час 10 минут

16 часов 10 минут

900м

1200м

22км

Фото 12. Вид на пер. Ростовчан со стороны сыртов (приближено).

Фото 13. Панорама левой ветви л. Петрова.

Фото 14. Ночевка под пер. Ростовчан

Фото 15. Вид на пер. Ростовчан от подножия со стороны л. Петрова.

Фото 16. Начало подъема на пер. Ростовчан.

Фото 17. Подъем на пер. Ростовчан. Траверс вдоль гребня.

Фото 18. Последняя веревка при подъеме на пер. Ростовчан. Вид с перевала.

Фото 19. Панорама л. Петрова с пер. Ростовчан

Фото 20. Группа на пер. Ростовчан. Слева направо: В. В. Синько, Е. В. Пуцарь, А. И. Егоров, А. В. Карминский, В. В. Видавский, П. С. Пляка.

Фото 21. Вид с пер. Ростовчан на юг.

Фото 22. Перевальный взлет пер. Ростовчан со стороны л. Веерообразный. Место ночевки после спуска.

Фото 23. Верховья П. ветви л. Веерообразный.

Фото 24. Нижнее течение л. Веерообразный.

Фото 25. Долина р. Коёнды.

Рис 2. Карта района пер. Петрова и пер. Ростовчан.

Рис 3. Спутниковая фотография района пер. Петрова и пер. Ростовчан с сайта maps.google.com

3.3.4. Перевал Южный

К. т. 2А. Высота 4650м. Расположен в Ю. отроге Центрального хр. массива Ак-Шийрак. Ведет с В. ветви л. Южный на л. Геологов. Описание дается от ущ. р. Коенды до верхнего цирка л. Геологов. Скорее всего, этот перевал никто не проходил с советских времен. Описания перевала и даже данных о его точном местонахождении найти не удалось. Тура на седловине не было. Тем не менее, мы уверены, что прошли «правильный», перевал Южный, соответствующий 2А к. т. Все остальные седловины в отроге (их еще 4 или 5) явно более сложные и опасные.

29.07.12. Спустившись с л. Веерообразный, идем по долине Коенды до Л. притока, стекающего с л. Южный. Не доходя до притока, поворачиваем влево и начинаем подъем по крутым тр. склонам на устьевую ступень боковой долины (фото 26). Подъем идет вдоль сухого кулуара в морене, идущего параллельно руслу реки с л. Южный. Имеется неплохая тропа, набитая горными козлами. Через 40 минут выходим на тр. поляну с чистым родником в кармане морены (фото 27). Здесь останавливаемся на ночлег (3860м).

30.07. Выходим в 8-00. 25 минут поднимаемся по тр. карману морены. Далее еще 45 минут траверсируем правобережные морены и выходим на щебнистую террасу у конца л. Южный (фото 28). Здесь переходим реку, разлившуюся на множество проток. Далее идем по моренам в направлении В. ветви, отделившейся от основного ледника, и через 35 минут выходим на ледник. Ледник пологий, открытый, без трещин. Поднимаемся по леднику около 50 минут. Ущелье поворачивает под прямым углом на север, открывается вид на его верховья (фото 29). На серединной морене ставим палатки. Так как описания перевала у нас нет и его местонахождение не очевидно, вторую половину дня посвящаем разведке. Гребень имеет 5 – 6 седловин, к которым от ледника ведут ос. кулуары. В ходе разведки выясняем, что перевал – самая верхняя седловина, которая от места ночевки не видна (фото 29 - 31).

31.07. Выходим в 7-30. По ровному открытому леднику выходим к подножию кулуара (25 минут). 20 минут поднимаемся по ос. кулуару с участками натечного льда (фото 30) и выходим на мелкоосыпную террасу над ледником. Здесь есть вода, удобное безопасное место для ночевки при прохождении перевала. К сожалению, мы об этом не знали.

От террасы вверх ведут два ос. кулуара. Поднимаемся по левому по ходу кулуару (фото 31). Идем сначала по снежнику, выше – по живой осыпи, при выходе на седловину имеется небольшой ск. уступ. Подъем от осыпной террасы занял 40 минут.

На перевале расположена небольшая сн. площадка (фото 32). Тура нет.

Спускаемся с перевала дюльфером по сн.-лд. склону с разрывами, крутизной до 45° (фото 33 - 35). Протяженность склона порядка 130м. Снег неглубокий, везде можно использовать ледобуры. Веревки снимаем при помощи ледового сбрасывателя. На спуск до пологой части ледника ушло около 2х часов. Отсюда поворачиваем вверх по леднику в направлении пер. Днепропетровский.

долина Коёнды – верх устьевой ступени

40 минут

подъем под В. ветвь л. Южный

1 час 45 минут

подъем по леднику под перевальный взлет

1 час 15 минут

подъем по кулуару на перевал

1 час

спуск с перевала до пологой части л. Геологов

2 часа

6 часов 40 минут

1000м

250м

9км

Фото 26. Вид из долины Коенды в сторону ущелья ледника Южный.

Фото 27. Ночевка в кармане морены.

Фото 28. Панорама л. Южный.

Фото 29. Восточная ветвь л. Южный.

Фото 30. Перевал Южный со стороны л. Южный. Знаком «х» отмечена ос. терраса - рекомендуемое место ночевки

Фото 31. Перевальный взлет пер. Южный со стороны л. Южный. (От точки «х» на фото 30).

Фото 32. Группа на перевале Южный.

Фото 33. Спуск с пер. Южный на л. Геологов.

Фото 34. Вид на пер.Южный от подножия со стороны л. Геологов.

Фото 35. Вид на пер.Южный со склона пер. Днепропетровский.