Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Фанским горам в августе 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы + Траверсный (2Б, 4700)

Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы - это классическая связка перевалов, позволяющая безопасно пройти от р. Сурхоб до р. Казнок в непосредственной близости от второй по высоте вершины района - п. Большая Ганза (5306). Первый из них ведет на плато Ганзы с северо-востока, с южной ветви лед. Сурхоб, второй - с юго-запада, с р. Сувтор (Ганза Зап.), левого притока р. Казнок. Последнее время никто не ходит эти перевалы по отдельности, т. к. их восточная сторона технически существенно более сложна, а главное, опасна. При желании к этой связке можно еще добавить пер. Траверсный, позволяющий обойти скальные лбы в горловине пер. Седло Ганзы траверсом расположенного западнее отрога под исключительно живописными скалами. Прохождение пер. Седло Ганзы часто также сочетают с технически относительно несложным, но довольно напряженным восхождением на п. Большая Ганза (2Б, 5306), если позволяет время и физическое состояние группы. Путь на пик ведет непосредственно с седловины перевала.

Связка пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы + Траверсный пройдена группой с лед. Сурхоб на р. Сувтор (Ганза Зап.), с северо-востока на юго-запад, с определяющей стороны на подъем. Этой связкой группа завершила акклиматизационное кольцо и перешла к основной, спортивной части маршрута. Описание прохождения связки перевалов дается от лед. Сурхоб до р. Сувтор.

Подъем на пер. Гусева-Мухина Вост.

Теоретически перевал Гусева-Мухина Вост. ведет с южной ветви лед. Сурхоб на лед. Желтый. Однако насквозь его не ходят, а сочетают в связке с другими перевалами, ведущими с плато Ганзы, чаще всего с пер. Седло Ганзы. Координаты седловины пер. Гусева-Мухина Вост. по данным Вадима Ляпина: N 39°09.697', E 68°17.950' высота по данным Ляпина 4542 м, по Классификатору - 4700 м (высота по данным Ляпина явно ближе к истине). Категория сложности: 2Б, в том числе и в связке с другими перевалами. Экспозиция со стороны подъема: северная. Характер: ледовый. Определяющая сторона, строго говоря, юго-восточная, но и без спуска на лед. Желтый у перевала сохраняется категория сложности 2Б. Перевал пройден группой на подъем с лед. Сурхоб в связке с пер. Седло Ганзы + Траверсный. Описание дается от лед. Сурхоб.

12 августа в 550 мы вышли с места ночевки на лед. Сурхоб и в 630 (за одну ходку) подошли к перевальному взлету Гусева-Мухина Вост. Подъем на перевал чисто ледовый, склон пересечен множеством бергшрундов и несколькими поясами ледовых лбов. Бергшрунды и ледовые лбы не перекрывают всю ширину перевального взлета, так что фактическая техническая сложность его прохождения и, в частности, количество навешиваемых веревок сильно зависит от выбора оптимального пути между этими лбами и бергшрундами.


033 - N: подъем на перевал Гусева-Мухина Восточный (красная линия - по перилам, синяя - в связках)

В отчетах разных групп можно встретить упоминания о провешивании от 4 до 7-8 перильных веревок. Наша группа обошлась четырьмя.

Под первый серьезный ледовый лоб, находящийся чуть правее центра перевального взлета, можно подлезть просто в связках и кошках по пока еще не оттаявшему фирну


034 - S: подъем на перевал Гусева-Мухина Восточный: подход к началу перил; красной линией показаны первые две веревки

и устроить станцию страховки в бергшрунде прямо перед ним. Первую перильную веревку мы провесили по сильно наклонной ледовой полке от бергшрунда влево вверх в обход этого лба и остающихся ниже нас других бергшрундов.


035 - P: Леня Панов провешивает 1-ю веревку на пер. Гусева-Мухина Восточный

Вторая веревка, продолжая обходить лоб слева, привела на участок характерных больших ледовых ступеней.


036 - S: подъем на перевал Гусева-Мухина Восточный: 2-я веревка

Склон слева становился здесь круче, а справа, наоборот, положе. Соответственно, третью и четвертую веревку мы навесили чуть правее.


037 - P: Лена Сенченко вешает 3-ю веревку на пер. Гусева-Мухина Восточный


038 - S: Катя Полянская идет по 4-ой веревке на пер. Гусева-Мухина Восточный

Четвертой веревки как раз хватило до выполаживания. Дальнейший путь до самой седловины перевала - влево вверх в связках и кошках по постепенно выполаживающемуся фирновому склону.


039 - P: выход на седловину перевала Гусева-Мухина Восточный

Весь перевальный взлет пер. Гусева-Мухина Вост. составляет порядка 400 м по высоте. Участки, пройденные в связках, имеют крутизну до 30° и покрыты фирном. Перильные участки имеют среднюю крутизну 40 - 50° с отдельными небольшими более крутыми стенками и позволяют лидеру идти с нижней страховкой, не снимая рюкзака. На самой нижней (в бергшрунде перед первым лбом) и на самой верхней (на выполаживании) станциях перила крепились на ледорубе, в остальных местах - на ледобурах. Все станции достаточно удобны и безопасны.

На пер. Гусева-Мухина Вост. мы были в 1000. Седловина широкая, много места для ночевок. Сняли записку группы туристов г. Москвы под рук. Д. Широкова от 06.08.2012,


040 - записка с перевала Гусева-Мухина Восточный

поднявшихся на перевал в том же направлении. Поскольку явно намечалось скорое ухудшение погоды, долго мы здесь не развлекались, а поспешили дальше в направлении седловины пер. Седло Ганзы.

Траверс через пер. Седло Ганзы

Теоретически перевал Седло Ганзы ведет с лед. Желтый на р. Сувтор (Ганза Зап.), левый приток р. Казнок. Но насквозь его практически никогда не ходят, а сочетают в связке с другими перевалами, ведущими с плато Ганзы, чаще всего с пер. Гусева-Мухина Вост. Координаты седловины пер. Седло Ганзы по данным Вадима Ляпина: N 39°09.389', E 68°18.052' высота по данным Ляпина 4464 м, по Классификатору - 4400 м. Категория сложности: 2Б, ориентация: северо-восток - юго-запад, характер: скально-ледовый. Однако в нашем варианте прохождения - в связке с пер. Гусева-Мухина Вост. и Траверсным - техническая сложность на пер. Седло Ганзы фактически отсутствовала, т. к. мы не проходили препятствий, определяющих техническую сложность этого перевала. Пер. Седло Ганзы пройден группой траверсом в связке с перевалами Гусева-Мухина Вост. и Траверсным. Описание дается от пер. Гусева-Мухина Вост. до пер. Траверсный.

В принципе мы могли бы попасть прямо сюда с нашего предыдущего перевала Гусева-Мухина Зап. траверсом плато Ганзы, вообще не спускаясь вниз на лед. Сурхоб и не поднимаясь на перевальный взлет Гусева-Мухина Вост. Технически это было бы даже значительно проще. Но, как уже было сказано, с точки зрения акклиматизации целесообразнее было проходить эти перевалы раздельно.

12 августа от 1000 до 1115 мы прошли по широкому, преимущественно осыпному, местами покрытому снегом гребню от седловины пер. Гусева-Мухина Вост. до пер. Седло Ганзы.


041 - S: спуск по осыпному гребню к перевалу Седло Ганзы


042 - N: осыпной гребень между перевалами Гусева-Мухина Восточный и Седло Ганзы

Никаких сложностей этот путь не представляет. Седловина пер. Седло Ганзы просторная, много площадок под палатки.


043 - N: Седло Ганзы; на дальнем плане склон пика Большая Ганза

Отчетливо видна тропа, ведущая прямо с седловины на вершину п. Большая Ганза, а также и тропа на спуск в сторону р. Казнок. К сожалению, погода, которая начала стремительно ухудшаться еще на перевале Гусева-Мухина Вост., здесь испортилась совсем радикально и превратилась в конкретный запердон. Налетел шквальный ветер с мокрым снегом и градом. Приступив к экстренной установке палатки, мы вскоре установили, что имеющуюся у нас 6-местную палатку "Штурм-5" Питерского производства, оказывается, на ветру не удается поставить "на ровный киль" вшестером, для этого необходимо большее количество народа. Растянув нашу палатку кое-как, мы все забрались в нее, придерживая за дуги изнутри и пообедали, вскипятив чай прямо внутри палатки. Здесь выяснилось также, что швы тента палатки не проклеены (или проклеены чем-то не водостойким), по крайней мере, под сильным дождем они протекают. Несложно представить, что о туре с запиской в таких, скажем прямо, нечеловеческих условиях мы не вспомнили и, соответственно, записку с этого перевала не сняли.

Запердон - резкое ухудшение погоды, препятствующее или существенно затрудняющее движение по маршруту, имеющее ярко выраженный задничный характер. Следует подчеркнуть, что не всякая непогода является запердоном. Необходимым признаком запердона является именно наличие задничного характера.

В 1340 запердон прекратился (как вскоре выяснилось, всего лишь ненадолго). Хотя у нас в принципе была запланирована ночевка на Седле Ганзы из соображений дополнительной акклиматизации, в таких жестких климатических условиях мы сочли ее нецелесообразной. Оперативно собрав палатку и кухню, мы быстро побежали с перевала вниз по осыпному склону (~200 м, 25 - 30°), на котором отчетливо распознавалась тропа. Осыпной склон приводит в небольшой цирк, слева от которого видны характерные скальные ворота, ведущие дальше вниз на канонический спуск через скальные лбы, а прямо впереди - примерно такой же осыпной склон, ведущий наверх на пер. Траверсный.

Спуск через пер. Траверсный

Перевал Траверсный ведет из южного цирка пер. Седло Ганзы на р. Сувтор (Ганза Зап.), левый приток р. Казнок. Самостоятельного значения этот перевал не имеет, а служит для упрощения пер. Седло Ганзы, позволяя обойти скальные лбы в его горловине. Соответственно, пер. Траверсный всегда проходится в связке, как минимум с пер. Седло Ганзы. Координаты седловины пер. Траверсный по данным Вадима Ляпина: N 39°09.316', E 68°17.543' высота по данным Ляпина 4537 м, по Классификатору - 4318 м (высота по данным Ляпина представляется ближе к истине - пер. Траверсный выглядит чуток повыше, чем Седло Ганзы). Категория сложности: 1А проходится только в связке с пер. Седло Ганзы. Ориентация: северо-восток - юго-запад. Характер: осыпной. Перевал пройден группой в связке от пер. Седло Ганзы до р. Сувтор (Ганза Зап.). Описание дается до р. Сувтор.

12 августа в 1340 мы начали спуск по осыпному склону с пер. Седло Ганзы, быстро спустились в характерный небольшой цирк и, не задерживаясь, поднялись по практически такому же осыпному склону (~200 м, 25 - 30°, но только без тропы) на первое осыпное плечо пер. Траверсный.


044 - N: перевал Траверсный, вид с Седла Ганзы


045 - N: путь между перевалами Седло Ганзы и Траверсный

Какой-либо выраженной седловины у пер. Траверсный нет. Он ведет из верхнего цирка пер. Седло Ганзы на р. Сувтор, последовательно пересекая множество второстепенных отрогов п. 4776 вплотную к скальному поясу сами эти боковые отроги в верхней части все осыпные.


046 - N: путь через перевал Траверсный

На первом осыпном плече мы были в 1440. Там был тур, но записки в туре не оказалось. С этого плеча надо подняться метров на десять вверх и пройти по осыпи непосредственно под карнизами, сложенными из красных скал (50-70 м).


047 - P: перевал Траверсный, проход под красными скалами

Дальше будет второй осыпной контрфорс, а за ним - снова очень похожий траверс по осыпи, но уже под белыми скалами. После перелаза через следующий осыпной гребешок - еще траверс, теперь под желтыми скалами.


048 - P: перевал Траверсный, проход под желтыми скалами

Прямо вниз спускаться пока нельзя, пути вниз нет. Надо траверсировать по осыпи под живописными разноцветными скалами до тех пор, пока еще будет куда траверсировать (общая протяженность ~300 м). Когда станет очевидно, что траверсировать больше некуда, вниз откроется длинный, широкий, осыпной с небольшими снежными островками кулуар, уходящий в туман (к сожалению, запердон с мокрым снегом пришел опять). По этому осыпному кулуару в принципе можно спуститься до самой реки, но нам примерно посередине спуска показалось крутовато, в тумане кулуар до самого низа не просматривался, так что мы перешли через осыпной гребешок в следующий, более пологий кулуар и вышли к реке по нему. Общий сброс высоты от "седловины" пер. Траверсный до реки около километра, спуск простой, но несколько утомительный. Приемлемых мест для ночевки до самой реки нет. По мере нашего приближения к реке осыпные склоны постепенно превращались в травянистые, мокрый снег превращался в дождь, погода менялась от совсем плохой к еще более худшей. Наконец, в 1645 мы спустились к реке, где немедленно запурговали.

Таким образом, группа за один день прошла связку пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы + Траверсный в плохих погодных условиях, навесив при подъеме на пер. Гусева-Мухина Вост. 4 веревки (50 + 50 + 60 + 45 = 205 м перил) по льду. Благодаря быстрому прохождению связки, у группы образовался один запасной день (к сожалению, его хватило ненадолго). Вся эта связка перевалов вполне надежна и совершенно безопасна, независимо от направления ее прохождения. Настоятельно рекомендуем включать в связку Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы также и пер. Траверсный (отдельное спасибо Вадиму Ляпину за его обнаружение) - не только и не столько ради упрощения пути, сколько за его исключительно живописные траверсы под разноцветными скалами (дай бог, чтобы вам больше повезло на нем с погодой).

Пер. Сурх + Линкор (1Б, 4400)

Со связки перевалов Сурх + Линкор началась, наконец, основная - спортивная часть нашего маршрута. Эти перевалы выводили нас с р. Сувтор (Ганза Зап.), левого притока р. Казнок, где замыкалось акклиматизационное кольцо, непосредственно под пер. Имат - первую по счету 3А, но тем не менее, предположительно, вообще самый технически сложный перевал в нашем походе. Перевалы Сурх и Линкор часто проходят в связке. Цирк, расположенный между ними, ведет в так называемый каньон Серимы, из него есть путь через простые перевалы вниз к кишлакам. Описание прохождения связки Сурх + Линкор нашей группой дается от р. Сувтор до подножия пер. Имат.

Пер. Сурх

Перевал Сурх находится в юго-западном отроге п. Линкор, между ним и п. Красных Зорь, и ведет с р. Сувтор (Ганза Зап.), левого притока р. Казнок, на р. Серима. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°08.199', E 68°19.138' высота по данным Ляпина 4397 м, по Классификатору - 4300 м. Категория сложности: 1Б. Ориентация: северо-запад - юго-восток. Характер: снежно-осыпной. Перевал пройден группой с р. Сувтор в связке с пер. Линкор в направлении перевала Имат. Описание дается от р. Сувтор до начала подъема на пер. Линкор.

14 августа в 620 мы вышли с места ночевки на теплом, но мелководном озерке в верховьях р. Сувтор, находящемся практически уже под перевалом Сурх. К 800 по слегка заснеженным от позавчерашнего запердона моренам подошли под перевальный взлет


049 - N: перевал Сурх со стороны реки Сувтор

и в 850 были на седловине. Ранним утром, как раз во время нашего подъема, взлет представляет собой осыпь, покрытую смерзшимся снегом, крутизной 20 - 30°, с перепадом высоты около 200 м.


050 - S: подъем на перевал Сурх

Седловина этого перевала довольно узкая, удобного места для ночевки нет. Тур был без записки. На спуске уже отчетливо наметились признаки стремительного снеготаяния. Кроме того, на склоне были видны следы отдельных камешков, падающих откуда-то сверху со вздымающейся прямо от перевала стены п. Линкор. Учитывая эти обстоятельства, мы поспешили вниз, пока камнепадоопасность не возросла. Спуск с пер. Сурх начинается из-под стены (там положе) и проходит дальше вниз со смещением налево, в направлении вдающегося в осыпной склон массивного скального контрфорса.


051 - N: спуск с перевала Сурх в направлении перевала Линкор


052 - P: спуск с перевала Сурх в направлении перевала Линкор, вид назад

Крутизна на спуске примерно такая же, как была при подъеме, сброс высоты около сотни метров. В целях более уверенного и оперативного спуска (опасность камнепада слева со стены!) мы надели кошки. Если дальше надо идти не вниз, а, как нам, на пер. Линкор, то ниже левого скального контрфорса спускаться не нужно. Следует обойти этот контрфорс прямо под скалами (там уже безопасно), после чего поворачивать снова наверх, на следующий перевал.

Пер. Линкор

Перевал Линкор находится в юго-восточном отроге п. Линкор и ведет с р. Серима на р. Норват. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°08.103', E 68°19.697' высота по данным Ляпина 4381 м, по Классификатору - 4400 м. Категория сложности: 1Б. Ориентация: юго-запад - северо-восток. Характер: осыпной. Перевал пройден группой непосредственно после спуска с пер. Сурх в направлении верховьев р. Норват и перевала Имат. Описание дается от спуска с пер. Сурх до подножия пер. Имат.

14 августа в 915 мы начали спуск с седловины предыдущего перевала Сурх, быстро сбежали с него, обогнули вдающийся слева мощный скальный контрфорс пика Линкор и начали подъем вверх, стараясь от стен п. Линкор далеко не удаляться. Подъем на пер. Линкор технически простой (присыпанная снегом осыпь крутизной 20 - 30°), но длинный, после прохождения в этот день уже одного перевала кажущийся утомительным, и несколько надоедающий. Перевальной точки до самого последнего момента не видно, во всяком случае, непонятно, перевал ли это, или всего лишь еще одно осыпное плечо очередного непринципиального отрога.


053 - P: подъем на перевал Линкор со стороны перевала Сурх, нижняя часть


054 - P: подъем на перевал Линкор со стороны перевала Сурх, верхняя часть

Косые подъемы чередуются с траверсами осыпей, по мере набора высоты снега становится несколько больше. В какой-то момент нам пришлось обуть кошки, т. к. на осыпи кое-где появился натечный лед. Траверсировать с постепенным набором высоты, оставаясь вблизи стен п. Линкор, надо "до упора" - до тех пор, пока не обнаружится, что дальше траверсировать больше некуда, а впереди будет явный спуск в широкую, пологую долину. Как раз в этом месте, на широком осыпном плече, находится и тур, где мы сняли записку группы туристов МГУ (г. Москва) под рук. В. Привалова от 27.08.2010,


055 - записка с перевала Линкор

проходивших связку перевалов Линкор + Сурх в противоположном направлении. Кроме того, мы нашли здесь небольшой пластиковый поднос, которым пользовались до самого последнего перевала в этом походе на нем оказалось исключительно удобно подавать обед. Гребень отрога в этом месте широкий, если понадобится, то можно и заночевать.

На седловине пер. Линкор мы были в 1045.


056 - N: группа на перевале Линкор на фоне пика Красных Зорь

Пофотографировавшись, побежали вниз в долину. Вниз - не вверх, спуск не утомительный и сравнительно пологий, проходит ближе к левому берегу долины.


057 - N: спуск с перевала Линкор в сторону перевала Имат; на дальнем плане озеро Искандеркуль и Гиссарский хребет


058 - N: панорама цирка перевала Линкор со стороны перевала Имат

В 1250 мы пообедали на травянистой поляне у первого встретившегося чистого ручья, стекающего с перевала Динозаврик, и опробовали при этом найденный наверху поднос.


059 - N: обед с трофейным подносом на поляне под перевалом Динозаврик

После обеда за полходки, к 1500, мы добежали до места стоянки, с которой начинался подъем на пер. Имат. Будь в этот момент хорошая погода, мы успели бы в этот же вечер разведать, а возможно, и провесить начало подъема на него. Но с юга, со стороны Гиссарского хребта, нас стремительно догонял конкретнейший запердон, который мы начали наблюдать еще с пер. Линкор. Уже зная о трудности установки нашей палатки на ветру, мы поспешили как следует растянуть ее, пока не началось. Когда запердон пришел к нам, то проявился еще один недостаток, присущий палатке "Штурм-5".


060 - P: конкретный запердон под перевалом Имат

Оказалось, что в штормовой ветер капли дождя насквозь пробивают материал тента палатки. Вследствие этого запердона мы потеряли выигранный было на Седле Ганзы запасной день. Из-за него мы не смогли в этот вечер выйти на пер. Имат и вынуждены были потратить на разведку и предварительную провеску этого сложного перевала, а также на просушку вещей, большую часть следующего дня.

Таким образом, группа прошла связку перевалов Сурх + Линкор за один день. Эта связка вполне надежна, в том числе и при прохождении в противоположном направлении. Но только короткий участок между перевалами Сурх и Линкор нужно проходить быстро, внимательно и без остановок: здесь возможна некоторая камнепадоопасность.

Пер. Имат (3А, 4518)

Перевал Имат находится в восточном отроге п. Линкор и ведет из верховьев р. Норват на лед. Имат. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°08.746', E 68°20.767' высота по данным Ляпина 4518 м, по Классификатору - 4100 м (в Классификаторе - явно сильно занижена). Категория сложности: 3А. Ориентация: север - юг. Характер: скально-ледовый. Перевал является двухсторонним, причем сложности любого из его перевальных взлетов по отдельности уже хватило бы для уверенной классификации перевала как полномасштабной 3А. Южная сторона перевала чисто скальная, северная - комбинированная, в основном снежно-ледовая со скальным поясом в нижней части. Хотя северный склон пер. Имат более протяженный, определяющей стороной считается более крутая - южная. Перевал пройден группой из верховьев р. Норват (непосредственно после спуска с пер. Линкор) на лед. Имат, с юга на север, с определяющей стороны на подъем. Дается описание фактического прохождения обоих перевальных взлетов.

К проблеме прохождения пер. Имат наша группа относилась со всей серьезностью. Хоть мы и были уже акклиматизированы и успели поднатореть с веревками на предшествующих перевалах, но!

  • Имат был нашим первым действительно определяющим перевалом, первой тройкой-А в нашем походе.
  • Согласно всем имеющимся описаниям, перевал Имат относится не к "эталонным", а к числу наиболее технически сложных 3А, причем не только в Фанских горах, но и вообще среди всех перевалов этой категории. Стоит еще добавить, что все описания его прохождения довольно запутанные и оставляют впечатление о пути на перевал как о некоем лабиринте Минотавра, где немудрено заплутать среди скальных кулуаров и наломать таких дров, что мало не покажется - при том, что даже на пути, близком к оптимальному, меньше, чем двадцатью перильными веревками обойтись не удается. Вот, например, что пишет об Имате в своих отчетах и обзорах главный знаток и энтузиаст Фанских гор, ЗМС Анатолий Джулий (http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Fany-2000/, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1048, http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Fany-2003/):
"Имат - ... одна из наиболее серьезных 3А в моей практике... на мой взгляд... ближе к верхней ступеньке сложности для перевалов 3А... Должен заметить, что перевал ходится одинаково напряженно в любом направлении, и по-прежнему считаю, что он ближе к 3Б, чем к 3А... на мой взгляд, в чем-то сложнее таких Кавказских перевалов, как, к примеру, Крумкольский провал 3Б..."
  • Пройти этот перевал настоятельно рекомендовал руководителю в личной беседе сам Анатолий Джулий, корифей Фан, известный как ценитель прежде всего технически сложных препятствий. Он так же подчеркнуто делится своими впечатлениями и в открытых публикациях. Посмотрите, как Джулий прямо-таки предвкушает свое собственное грядущее прохождение (http://www.mountain.ru/world_mounts/pamiro-alay/2003/Fany_Djuly/, http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Fany-2003/):
"Имат... Очень уж мне нравится этот перевал, и очень я хотел пройти его с юга на север... Я его иду уже третий раз, но, наконец, на подъем с юга..."
Однако бывалые горники, лично знакомые с этим человеком, отметят один нюанс:
ЕСЛИ ПЕРЕВАЛ ПОНРАВИЛСЯ ТОЛИКУ ДЖУЛИЮ - ПРОСТОГО ПУТИ НА НЕМ УЖ ТОЧНО НЕ БУДЕТ! МОЖНО НЕ ПРОВЕРЯТЬ, А ПОЙТИ И УБЕДИТЬСЯ!
Скажем так, забегая вперед: как под оценкой на редкость высокой для 3А технической сложности перевала, так и под оценкой его исключительно высоких эстетических достоинств, после прохождения перевала мы можем подписаться лично! Хоть обеими руками!

Говоря образно и емко, перевал Имат представляет собой порядочную задницу. При этом не следует воспринимать это фундаментальное понятие спортивного туризма исключительно в негативном смысле. Вообще-то, по жизни, горный турист находится с задницей в очень непростых взаимоотношениях: хотя он с ней борется, всеми силами старается ее избегать, но в то же время совсем без нее обойтись никак не может. При этом подмечено, что очень часто задница доставляет истинному спортсмену-ценителю еще и эстетическое, а иногда даже и эротическое наслаждение. Как раз именно таков перевал Имат!

Задница - географическое место, или особая климатическая, техническая, или тактическая ситуация, либо совокупность того и другого, препятствующая или существенно осложняющая прохождение маршрута или безопасный сход с маршрута, вынуждающая горного туриста вопреки его желанию вступить с ней в противоборство, напрягаясь и применяя при этом всю свою квалификацию и весь свой опыт.

Стоит добавить, что раньше ни руководитель, ни кто-либо из участников группы не был на этом перевале (как, впрочем, и вообще в Фанских горах). Таким образом мы были обречены относиться к предстоящему препятствию со всей ответственностью!

15 августа, на следующее утро после конкретного запердона погода наладилась, и мы устроили себе "активную дневку". Несколько опасаясь штурмовать серьезный перевал с ходу и напролом, мы планировали сначала провести как можно более глубокую разведку пути подъема, разобраться в лабиринте стен и кулуаров хотя бы до середины по высоте, заодно предварительно провесить все имеющиеся в группе веревки, и только на следующий день лезть на него с рюкзаками. На предпровес мы вышли в 915. Час поднимались по крутой осыпи (400-500 м, 30 - 35°) под скальную стену, выбирая путь таким образом, чтобы осыпь меньше ехала под ногами, и постепенно смещаясь правее (здесь и далее в описании подъема на пер. Имат "лево" и "право" применяются по ходу движения) - в направлении характерных скальных "ворот",


061 - N: южная стена перевала Имат со стороны перевала Линкор; стрелкой показан вход в "каменные ворота"

с которых начинается уже реальная техническая работа. В дальнейшем мы старались следовать великолепному описанию пути подъема на перевал с этой стороны, составленному Анатолием Джулием, которое проштудировали заранее.

1-я веревка (50 м)


062 - S: подъем на перевал Имат: 1-я веревка

провешивается из "ворот" сначала прямо вверх по скальной стенке (15-20 м, крутизна местами до 80°), затем влево вверх по крутой наклонной полке, покрытой осыпью (~30 м). На скальной стенке достаточно богатый рельеф: хорошие ступени, зацепы с нижней страховкой не страшно, но очевидно, что завтра с рюкзаками здесь придется изрядно попотеть. В верхней трети этой стенки есть забавная каменная проушина, достаточно прочная, чтобы можно было продеть в нее страховочную петлю. На осыпной полке "есть куда слинять", перильная страховка необходима, но идется ногами вполне уверенно. Верхняя станция на этой веревке крепится за каменный выступ. Промежуточные крючья и закладки, которые извлекались вторым участником, мы в своем описании не перечисляем: раз уж их так трудно все припомнить, значит, особых проблем организация промежуточных точек страховки на этом перевале не составила.

2-я веревка (50 м)


063 - S: подъем на перевал Имат: 2-я веревка

провешивается сразу же от верхней станции первой. Сначала скальная стенка (30-35 м, 60°), слева от которой внутренний угол идется вверх и чуть вправо. Стенка постепенно выполаживается, покрывается осыпью, надежное крепление перил становится проблематичным. Прямо над стенкой возвышается лоб из разрушенных скал, на его верху можно надежно закрепить перила за большой каменный выступ. Последующим участникам подниматься на скальный лоб до самого верха не нужно, он обходится справа по осыпи.

До сих пор наш путь в точности соответствовал джулиевскому описанию. Но дальше начались некоторые неоднозначности. У Толика в отчете написано: "Далее по широкому осыпному полю крутизной до 35° вправо по ходу - вверх, к скальному поясу. На подъем через него удобно идти по осыпному кулуару со скальной пробкой, можно без веревок". У нас возник вопрос: так все-таки "вправо" или "вверх"? Можно было пройти вправо и чуть-чуть вверх, либо вверх и чуть-чуть вправо, оба пути в разных углах указанного Джулием широкого крутого осыпного поля. Идти совсем вправо нам показалось чересчур вбок, и что там, за углом, видно не было. Вверху же был действительно мощный скальный пояс, осыпное поле сужалось в кулуар, заткнутый очень внушительной скальной пробкой. Так что мы стали подниматься все-таки вверх (и чуть правее).


064 - S: подъем на перевал Имат: подход под скальную пробку перед 3-ей веревкой

Подойдя под пробку, с некоторым сомнением взирая на вставшую перед нами 10-метровую мрачную, прохладную, слегка нависающую скальную стенку с мокрыми зацепками, неудобно направленными вниз, мы пришли к заключению, что Толик Джулий, наверное, залез бы здесь без веревок. Но поскольку Толика с нами нет, то придется однозначно вешать перила.


065 - S: подъем на перевал Имат: перила через скальную пробку, 3-я веревка

После двух не самых ловких попыток один участник, обув скальные тапки, облез нависание на трении по бараньему лбу в правой части пробки, забив по дороге несколько промежуточных крючьев. Веревку мы закрепили серединой за большой камень, а остаток этой шестидесятки для надежности провесили дальше вверх по крутому осыпному кулуару, где также закрепили за камень. Такова была наша 3-я веревка на перевале Имат.

Дальше разночтения с описанием Джулия продолжились. У Толика сказано: "Далее снова по осыпному полю влево по ходу вверх, на седловинку на контрфорсе. Выход на седловинку - 10 м, до 70° (4 м несложного лазания)". Очевидный путь действительно просматривался вверх и чуть влево, только это был довольно узкий осыпной кулуар, местами пересеченный выходами разрушенных скал, легко проходимых, но требующих перильной страховки. Кулуар этот оказался довольно протяженным, мы навесили в нем сначала расходную веревку 30 м


066 - S: подъем на перевал Имат: 4-я веревка

(чтобы завтра было легче подниматься с рюкзаками), а потом выше и последнюю, 4-ю основную веревку длиной 45 м, чуть посложнее, закрепленную на паре скальных крючьев, для которых с некоторым трудом удалось найти подходящие трещины в разрушенных скалах.


067 - S: подъем на перевал Имат: станция на 5-ой веревке

Дальше осыпной кулуар снова расширялся, но слева была не седловинка, а мощные скальные бастионы.


068 - S: подъем на перевал Имат: вид со станции на 5-ой веревке

Не было видно и описанного Джулием "скального желоба с ручьем", которого мы заранее остерегались, как не было и ручья. Просторный, хотя изрядно крутой, сухой осыпной кулуар уходил чуть влево и вверх, далеко-далеко вверх, постепенно еще больше выкручиваясь и сужаясь, как сужаются на горизонте железнодорожные рельсы. Какая-то седловинка была справа, причем на нее можно было достаточно безопасно пройти пешком без страховки.

Пройдя направо на осыпную седловинку, мы с интересом увидели по ту сторону, ниже себя, упомянутый "скальный желоб с ручьем"


069 - N: средняя часть подъема на перевал Имат

- точь в точь, как на фотографии в отчете Джулия, и настоящий ручей в этом желобе. С седловины можно было в точности сопоставить уходящий влево вверх сужающийся осыпной кулуар с фотографией из отчета, на которой на фоне этого кулуара изображен повернутый спиной Джулий. Для полноты совпадения мы даже поставили на это место своего участника Леню Панова, дабы поискать десять отличий...


070 - PS: подъем на перевал Имат: большой осыпной кулуар - найди 10 отличий

Таким образом, жизнь наладилась, и все снова встало на свои места! Во-первых, мы четко сориентировались на склоне. Во-вторых, пять перильных веревок были успешно провешены, добрая половина стены по высоте преодолена, причем дальнейший путь еще далеко вверх был прост, очевиден и снова совпадал с описанием. В-третьих, нам удалось ненавязчиво спрямить путь, сэкономив при этом пару перильных веревок и оставив сбоку описанный Джулием "желоб с ручьем", который, скорее всего, мог быть камнеопасным. На седловине имелась площадка для палатки, усеянная свежими бычками. По количеству бычков было похоже, что здесь недавно ночевала многочисленная группа - перевал, хотя и сложный, но вполне обитаемый!

В 1400 мы покинули уютную, теплую седловинку, к 1520 закончили спуск по навешенным веревкам, а в 1530 бодро сбежали вниз по осыпи к своей палатке. Погода была хорошая, и остаток дня мы посвятили досушиванию подмокших во время вчерашнего запердона шмоток.

16 августа мы вышли очень рано, в 520. В 650 подошли под скальные "ворота" - к началу навешенных вчера перил. По веревкам проходили, соблюдая все меры предосторожности, чтобы не насыпать друг на друга камней с осыпных полок. Самопроизвольные камнепады ни вчера во время разведки, ни теперь не наблюдались, так что с этой стороны пер. Имат можно считать условно безопасным. Наибольшую трудность при прохождении на жумарах с рюкзаком доставила самая первая крутая веревка, и особенно третья - через нависающую скальную пробку некоторые участники пользовались здесь стременами. В 1000 все пять предварительно навешенных веревок были пройдены.

Казавшийся снизу уходящим за горизонт длиннющий осыпной кулуар,


071 - N: подъем на перевал Имат: путь по большому осыпному кулуару

в соответствии с описанием Джулия, постепенно сужался и заканчивался невысокой (7-8 м), но отвесной скальной пробкой. Упомянутого Джулием ручья здесь не было. Очевидно, ручей ночью замерз и еще не оттаял сама скальная пробка и участок осыпи перед ней были залиты натечным льдом, так что здесь настало время надевать кошки. Это была 6-я веревка на пер. Имат.


072 - S: подъем на перевал Имат: 2-я скальная пробка, 6-я веревка

Проходить ее на жумаре с рюкзаком было трудоемко, некоторые участники воспользовались здесь стременами.

Выше пробки с натечкой узкий кулуар продолжался еще метров пятьдесят, где был заткнут еще одной примерно такой же скальной пробкой.


073 - S: подъем на перевал Имат: 3-я скальная пробка, 7-я веревка

Через нее, и выше по крутому кулуару мы навесили 7-ю веревку, которую закрепили за большой камень.


074 - S: подъем на перевал Имат: станция на 7-й веревке

Выше камня начинался крутой фирновый склон, выводящий на перевальный гребень.

8-я веревка была навешена по этому фирновому склону (50 м, 45 - 50°)


075 - P: подъем на перевал Имат: выход на гребень, 8-я веревка

и закреплена за большой камень непосредственно вблизи гребня. Это еще не сама перевальная седловина (на нее еще надо приспуститься), но уже почти она - дальше гребень несложный. Первый участник ступил на перевальный гребень в 1200.

Пока арьергард снимал и поднимал наверх перильные веревки, разведчики сходили в связке и в кошках к собственно седловине.


076 - P: перевал Имат: в связках по гребню в направлении седловины

До нее было метров двести, дойти можно было практически пешком, и только в самой нижней части для более уверенного спуска с рюкзаком мы кинули коротенький (~10 м) хвост связочной веревки.


077 - S: седловина перевала Имат

Поскольку Джулий в довольно категоричной форме настаивает на неприемлемости спуска с перевала на север во второй половине дня, мы планировали ночевать на седловине и поэтому не торопились. Вся группа пришла на седловину в 1400.

Рядом с седловиной пер. Имат, под симпатичной скальной стенкой, окруженная впечатляющими скальными зубцами, имеется очень живописная и уютная площадка для палатки,


078 - N: живописная ночевка на перевале Имат

где мы отдохнули и заночевали. На этой площадке тоже были свежие бычки - такие же, как и на осыпной седловинке посреди подъема а в туре на самой седловине - записка группы туристов турклуба МАИ (г. Москва) под рук. Д. Прибылова от 12.08.2012,


079 - записка с перевала Имат

прошедших перевал, как и мы, на подъем.

Поскольку времени у нас было достаточно, мы налегке сходили на разведку посмотреть спуск. Через бергшрунд повесили первую спусковую веревку, закрепив ее за выступ на седловине. Дальше была широкая фирновая полка,


080 - N: спуск с перевала Имат: с седловины на фирновую полку, 1-я веревка

по которой надо было траверсировать направо "до упора". Снег на полке раскис, мы дошли в связках и кошках до крутого перегиба, за которым уже становилось опасно, но продолжение спуска все еще не просматривалось. После этого мы благоразумно вернулись на седловину: "утро вечера мудренее"...

17 августа в 550 мы начали спуск с перевала Имат. Пройдя и сдернув навешенную еще вчера первую спусковую веревку через бергшрунд, мы траверсировали в связках и кошках фирновую полку направо и подошли к началу крутого снежно-ледового склона.


081 - S: спуск с перевала Имат: в связках по полке к началу 2-й веревки

Здесь под ногами оказался глубокий смерзшийся фирн, а десятком метров ниже - крутой голый лед. Это было единственное за весь поход место, где реально пригодился щит-снегосброс - однако, не зря его с собой взяли! Таким образом, 2-ю спусковую веревку мы сняли с помощью снегосброса.

3-ю и 4-ю спусковые веревки мы крепили на ледобурах и сдергивали с помощью ледосброса. Эти веревки, как и 2-я, шли прямо вниз по ледовому склону крутизной 50 - 55°. Поскольку под скальной стеной справа угадывался ручей, там было видно много грязи от камнепадов, да и по описаниям северная сторона пер. Имат считается камнеопасной, мы старались держаться подальше от правого борта, прижимаясь левее. К концу 4-й веревки голый лед закончился, под ногами снова появился смерзшийся фирн, но крутизна все еще оставалась значительной, так что нужно было продолжать навеску перил.

5-ю веревку мы закрепили на ледорубе и сняли, спускаясь на три такта с нижней страховкой. Следующие 4 веревки, с 6-й по 9-ю, мы проходили с использованием тактики "связка по связке". Крепили связочную веревку в виде перил на ледорубе, пропускали по ней другую связку и, пока другая связка точно таким же образом навешивала собственную веревку, снимали эту, двигаясь на три такта с нижней страховкой. На следующей веревке связки менялись ролями, и так еще четыре раза. Склон крутизной 45 - 50°,


082 - N: северная стена перевала Имат со стороны верховий ледника Имат; красной линией показан спуск по перилам, синей - в связках

под ногами смерзшийся фирн, достаточно твердый, так что ступени не вытаптываются.

10-я веревка, также закрепленная на ледорубе, выводила на скальный пояс.


083 - S: спуск с перевала Имат: выход на скальный пояс, 10-я веревка

Сняли ее также с нижней страховкой на три такта без рюкзака. Согласно описанию, этот скальный пояс заканчивался нависающими сбросами, ниже которых можно было идти без перильной страховки. Короткая разведка показала, что наилучший спуск со скального пояса находится левее. Туда мы навесили еще одну веревку почти горизонтальных перил по совсем несложным скалам - 11-ю. По-видимому, из-за сходов весенних лавин скалы здесь оказались заглажены сильнее обычного,


084 - S: спуск с перевала Имат: станция на скальном поясе для 12-й веревки

так что возникло небольшое затруднение с поиском точки страховки, где можно было бы забить надежный скальный крюк для безопасного прохождения сбросов.

Наконец, 12-я веревка через 10-метровый слегка нависающий скальный сброс


085 - P: спуск с перевала Имат: дюльфер со скальных сбросов, 12-я веревка

выводила на постепенно выполаживающийся фирновый склон, где перила больше не были нужны. Фирн на этом склоне уже раскис, кошки держали недостаточно надежно, чтобы можно было спускаться спиной к склону. Соответственно, последовал утомительный спуск в связках на три такта ( 30 - 35°, 200-300 м).


086 - P: спуск с перевала Имат: выход на ледник в связках на три такта

Бергшрунды в нижней части склона легко проходились по прочным мостам, за ними выход на ровный открытый ледник - перевал Имат пройден! В 1140 группа, наконец, смогла расслабиться. Еще 20 мин по ровному леднику - подальше отойти от склонов, которые могли быть камнеопасными, и в 1200 мы остановились на обед прямо на льду посреди цирка. Вторую половину этого дня группа потратила на проход через ледопад наверх, в цирк нашего следующего перевала Фанская Сказка.

Таким образом, группа прошла пер. Имат с юга на север, на подъем с определяющей стороны, затратив на полное прохождение в сумме два с половиной дня: день на разведку подъема с предпровесом пяти веревок, день на сам подъем и на разведку пути спуска, полдня на весь спуск. Высота перевальных взлетов с обеих сторон составляет порядка 1000 м, средняя крутизна 40 - 50°. Подъем на пер. Имат чисто скальный и требует интеллектуального прохождения. Почти половина высоты в нижней части подъема набирается по осыпи и технической сложности не представляет. Далее следует скальная стена с множеством осыпных кулуаров, сильно ускоряющих продвижение, если только в них не заблудиться. Нашей группе удалось грамотно распутать этот лабиринт кулуаров и обойтись, наверное, минимумом перильных веревок. Мы навесили на подъеме 8 полных веревок (7 по скалам, одну по фирну), всего 405 м перил. Скалы почти везде (за исключением двух верхних веревок, где встречался натечный лед) имеют достаточно богатый рельеф, проходятся с нижней страховкой - не сказать, чтобы уж совсем легко, но вполне уверенно, не на грани срыва. Крутизна разная, в том числе встречаются короткие слегка нависающие участки. Самопроизвольных камнепадов мы не наблюдали, так что существенной камнеопасности с этой стороны перевала нет. Если бы кто-то из участников уже бывал на пер. Имат и хорошо знал путь, мы могли бы, вероятно, подняться на него и за один день. На середине подъема и на перевальной седловине есть удобные места для ночевки. Спуск с пер. Имат комбинированный, преимущественно снежно-ледовый, требующий разнообразной тактики прохождения и техники организации точек страховки, а также осмотрительности при выборе пути через скальные сбросы в нижней части. На спуске возможна камнепадоопасность, и хотя она минимальна, если не приближаться к скальной стене, ограничивающей перевальный взлет справа, во второй половине дня с этой стороны на перевал лучше не соваться. Наша группа спустилась с пер. Имат быстро, затратив менее 6 часов на провеску 12 веревок (9 снежно-ледовых и 3 скальных), 615 м перил. Итого на полное прохождение перевала потребовалось 20 веревок, 1020 м перил, половина из которых, в том числе почти весь подъем - по скалам.

Пер. Имат занимает достойное место на верхней грани технической сложности для перевалов 3А. Автору представленного отчета при всем его опыте ранее приходилось руководить прохождением, пожалуй, только одной тройки-А, которая по совокупной сложности может быть сопоставима с Иматом (это был перевал Слоненок на Терскее), и одной тройки-А, еще более задничной, чем Имат (это был перевал Сказка зимой, тоже на Терскее). Но, надо отдать должное, при условии правильного прохождения пер. Имат будет надежен и практически безопасен. По крайней мере, безопасность на нем определяется прежде всего действиями группы, а не факторами везения или невезения. Наша группа в полном объеме продемонстрировала свою квалификацию, пройдя эту известную нам ранее лишь по описаниям экстра-сложную тройку-А по оптимальному алгоритму, уверенно, грамотно и надежно, без "соплей" и "косяков", со значительным запасом прочности. Перевал Имат нам ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОНРАВИЛСЯ и доставил многогранное удовлетворение. Следуя Джулию, мы так же горячо рекомендуем его другим группам, имеющим для этого достаточную подготовку. Ведь простота перевала - это достоинство только для единичек. В пятерках же ценность перевалу приносит его сложность! Так что желаем качественной задницы - в позитивном смысле этого фундаментального термина, друзья горные туристы!

Пер. Фанская Сказка - ложная (3А, 4400, радиально)

Перевал Фанская Сказка находится в северо-восточном отроге п. Большая Ганза и ведет с лед. Имат на р. Желтая. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°09.615', E 68°19.444' высота по данным Ляпина 4398 м, по Классификатору - 4300 м. Категория сложности: 3А. Ориентация: северо-запад - юго-восток. Характер: скально-ледовый. Перевал является двухсторонним. Обе стороны комбинированные, но северо-западная - преимущественно ледовая, а юго-восточная - преимущественно скальная с крутым ледопадом на выходе из верхнего цирка. Группа совершила два радиальных выхода на две различные седловины пер. Фанская Сказка (обе оказались ложными) с юго-востока, со стороны лед. Имат. Сложность фактически пройденных препятствий соответствует 3А. Дается описание этих радиальных выходов.

Основным вариантом было заявлено сквозное прохождение пер. Фанская Сказка с лед. Имат на р. Желтая и последующий подход через пер. Зард (1Б) под пер. Адиджи. В запасном варианте была предусмотрена возможность обхода отрогов Фанской Сказки и Зарда низом по долинам рек. Попробовать пройти пер. Фанская Сказка в указанном направлении руководителю порекомендовал при личной встрече Анатолий Джулий - автор первого (и до текущего года единственного) его прохождения (оно было совершено в противоположном направлении). К сожалению, нам не удалось исполнить пожелание Джулия. Мы поднялись на перемычку в двух различных местах, обе седловины оказались ложными, и ни с одной из них не было спуска на другую сторону, приемлемого для группы 5 к. с. Так как время у нас было ограничено, мы отказались от продолжения поисков истинной седловины, спустились назад по пути подъема и обошли Фанскую Сказку (а также Зард) по заявленному запасному варианту.

17 августа, после успешного спуска с пер. Имат и последовавшего за ним обеда на лед. Имат, в 1350 мы вышли в направлении верхнего цирка пер. Фанская Сказка, имея в виду постараться сегодня же пройти ледопад. Открытый ледник между перевалами Имат и Фанская Сказка выглядел довольно ровным, трещины представлялись не страшными и направленными в основном вдоль хода нашего движения. Поэтому мы сначала отправились к подножию ледопада Фанской Сказки напрямик, в направлении его центра, где ледопад казался наименее разорванным, а его крутизна, возможно, позволяла подниматься в кошках без использования перил. Однако и на казавшемся ровным леднике, и впоследствии в ледопаде нас ожидала засада. Выяснилось, что на леднике имеются не только продольные


087 - S: подход по леднику Имат к перевалу Фанская Сказка: кажущиеся продольными трещины ориентированы в нужном направлении, но приводят в задницу

(хотя их и правда больше), но также и поперечные трещины, причем те и другие ровно такой ширины, при которой с расстояния еще кажется, что можно перешагнуть, а как подойдешь к краю, то не приходит в голову даже пытаться энергично прыгать без рюкзака. Вскоре нам надоело распутывать эти трещины, мы развернулись на 90°, обошли рвань слева по ходу, ближе к верхней окружности цирка, к стенам Линкора и Большой Ганзы (в верховьях ледник оказался закрыт, так что пришлось связаться), после чего оказались у подножия ледопада Фанской Сказки. На подход к ледопаду нам потребовалось ходки полторы.

Подниматься вверх по центру ледопада сначала можно было просто в кошках, ставя ногу на полную ступню. Но "чем дальше в лес, тем толще партизаны". Все чаще приходилось использовать для опоры передние зубья кошек, а то и клюв ледового инструмента. Дважды пришлось забираться на такой высокий серак, что не хватало связочной страховки, и требовалось навешивать перила.


088 - P: подъем по перилам в ледопаде Фанской Сказки

В верхней части, где ледопад уже несколько выполаживался, по центру оказались многочисленные сераки, разломы и промоины, уводящие еще далеко вверх, в то время как уже пора было задумываться о ночевке (ночевать на льду не хотелось). С высоких сераков было видно, что мы уже набрали около 300 м по высоте и находимся на уровне ригеля восточного гребня Большой Ганзы, на котором ночевала группа Джулия перед прохождением маршрута по этому гребню. Угадывалось, что левее нас по ходу, прямо от ригеля, разломов гораздо меньше, и проход в верхний цирк оттуда должен быть значительно проще. Группа послала руководителя на разведку, был найден не требующий перильной страховки проход через разломы на ригель, и в 1750 мы стали там на ночевку.


089 - N: верхний цирк Фанской Сказки со стороны ледника Имат: 1 - ложная седловина 1, 2 - ложная седловина 2, 3 - истинная седловина, 4 - место ночевки на "балконе", 5 - место ночевки в верхнем цирке, 6 - место ночевки на Джулиевском ригеле

Место для ночевки на ригеле великолепное, за водой достаточно чуть-чуть приспуститься к ледопаду, а проход с него дальше в верхний цирк, действительно, совсем простой.

Учтя расположение "засады" на ледопаде и перед ним, в обратном направлении группа прошла здесь не по пути подъема, а избрала более оптимальный путь. Об этом будет сказано далее.

18 августа в 730 мы вышли с места ночевки на Джулиевском ригеле и, набрав еще пару сотен метров высоты по некрутому ( 10 - 20°) смерзшемуся фирну, в 905 (за полторы ходки) подошли под скальную стену перевала с широким балконом посередине. Дальнейший путь не выглядел привлекательно. Проход на "балкон" слева по ходу, скорее всего, не требовал перильной страховки. Но он был довольно крутой, протяженный (~200 м, местами до 35°), и проходил между бергшрундами под угрозой обвала сераков с ледовых сколов п. Большая Ганза. К этому времени фирн уже раскис - о том, чтобы "забежать бегом" под этими сераками, вопрос не стоял. Пришлось отойти на противоположную (орографически левую) сторону цирка, как можно дальше от угрожающих сераков Большой Ганзы, и ограничиться в этот день только визуальной разведкой прохода на "балкон" и наблюдением за поведением камнепадов и обвалов льда вблизи предполагаемого завтрашнего пути на перевал.

Вскоре обнаружилось, что в этом сезоне мы здесь не первые. В той части цирка, куда мы отправились на ночевку, была хорошо утоптанная площадка под палатку, и на ней много бычков, таких же, как на Имате. Воспользоваться готовой площадкой мы, к сожалению, не могли. Кроме свежих бычков, на площадке лежали еще большие свежие кучи в количестве примерно 7 штук, указывающие на то, что с пищеварением у иматских курильщиков все в полном порядке. Мы отошли метров на 30 в сторону и под защитой самого большого серака, съехавшего сюда, очевидно, во время какого-нибудь давнишнего грандиозного обвала, отрыли свою площадку. Следов недавних обвалов в этом месте не было. Перекрыть весь цирк способны только катастрофические обвалы с самой верхней ледовой шапки Большой Ганзы. Скорее всего, они случаются здесь один раз за сезон, так что мы чувствовали себя на этой ночевке все-таки в относительной безопасности.

19 августа, опасаясь ледовых обвалов с Большой Ганзы, мы вышли экстремально рано, в 510. В связках и кошках по смерзшемуся фирну за одну ходку забежали на "балкон". Там мы осмотрелись. С северной стороны оптимальный путь на перевал очевиден, но с нашей, южной стороны широкая перемычка Фанской Сказки представляет собой "пилу" с множеством узких локальных седловин и ведущих к ним кулуаров, примерно равноценных по сложности. К сожалению, этот конкретный поход пока еще не планировался в то время, когда будущий руководитель лично общался с автором перевала Анатолием Джулием. Руководитель тогда не догадался подробно расспросить Джулия, на которую из многочисленных седловин следует подниматься с юга. Поскольку в Интернете описан подъем на перевал с севера, идущий по трехсотметровой косой ледовой полке справа налево в самый угол, мы заключили, что и с нашей стороны нужно идти, соответственно, в самый угол вправо по ходу.


090 - N: "балкон" Фанской Сказки: 1 - путь к ложной седловине 1, 2 - путь к ложной седловине 2, 3 - место ночевки

Пройдя по снегу под самыми скалами вправо до конца "балкона" (около 200 м траверса),


091 - S: движение по "балкону" Фанской Сказки

мы обосновались там и в 700 отправились, как до того на Имате, на разведку и предпровес.

Навесив все наши 4 веревки (200 м перил по не слишком сложным скалам средней крутизны 50 - 60°)


092 - P: одна из перестежек при подъеме на Фанскую Сказку - ложную-1

мы в 1000 поднялись на седловину. Оказалось, что это однозначно не та седловина, через которую перевал проходила группа Джулия, и она не выводит на косую ледовую полку, которая должна быть с той стороны. Перевальный гребень технически очень сложный, траверсировать его в поисках нужной седловины нереально. Спуск на север с этой - первой ложной седловины - был, скорее всего, в принципе возможен, он не просматривался до конца, но было совершенно очевидно, что та часть, которая просматривается - крутая заснеженная скальная стена из плит со сбросами между ними - гораздо сложнее, чем может быть на перевале 3А. Если бы мы проходили маршрут 6 к. с., возможно, мы и начали бы здесь спускаться. Но для имеющейся группы, проходящей поход 5 к. с., согласно элементарным требованиям безопасности спуск по такой стене был совершенно неприемлем. Спустившись с седловины "Фанская Сказка - ложная-1" по пути подъема и сняв наши четыре навешенные веревки, в 1130 мы снова собрались на "балконе".

Здесь в группе прошло краткое обсуждение сути проблемы и возможных последующих наших действий. Мы могли продолжить поиски истинной седловины (разумеется, без гарантии, что следующая не окажется такой же ложной), или прекратить попытки и немедленно уходить с перевала вниз по пути подъема. Решило наш выбор соображение, что путь назад с "балкона" под вытаивающими сераками в это время суток уже слишком опасен.


093 - N: верхний цирк Фанской Сказки: опасные ледовые сколы Большой Ганзы

Даже если идти вниз, сегодня этого делать уже нельзя, и надо ночевать здесь, на "балконе". В этой ситуации у нас еще вполне оставалось время, чтобы до вечера произвести разведку с предпровесом еще одной седловины. Если со второй седловины будет нормальный спуск на ту сторону, то мы можем пройти ее завтра с утра. В противном же случае дальнейший план действий можно обсудить сегодня вечером.

Через полчаса нам представилась возможность наглядно убедиться в коллективной мудрости нашей группы. По пути спуска с "балкона" - как раз там, где мы бы оказались, если бы двинулись вниз - сошел довольно обильный ледовый обвал. Да, воистину береженого бог бережет...

С 1200 до 1700 мы провели вторую разведку. К сожалению, мы не смогли правильно сориентироваться на седловине "Фанская Сказка - ложная-1". Теперь мы знаем, что истинная седловина была левее по ходу. Но в тот момент, когда мы с первой ложной седловины рассматривали спусковую сторону, нам показалось, что мы видим внизу под собой нижнюю (левую) часть косой ледовой полки, и это означало, что искать седловину надо еще правее. Мы дошли до самого правого по ходу края снежной части "балкона" и пересекли следующий за ней участок скально-осыпного склона, по которому все еще можно было траверсировать без страховки. В этом месте с большого бастиона перемычки спускается мощный контрфорс. С его края, куда мы дошли пешком, впереди была видна еще одна, с этой стороны внешне вполне подходящая седловина. Мы решили попробовать пройти к ней. Скалы здесь достаточно прочные, самопроизвольных камнепадов нет, рельеф позволяет уверенно идти с нижней страховкой. Сначала пришлось подняться на контрфорс по узкому внутреннему углу, переходящему в камин (~25 м, крутизна до 80°, 1-я веревка), затем по наклонной полке обогнуть контрфорс, пересечь следующий за ним кулуар и преодолеть еще одну стенку (~30 м, 60 - 75°, 2-я веревка).


094 - P: подъем на Фанскую Сказку - ложную-2: 2-я веревка; для масштаба в левом нижнем углу фотографии виден участник

Там была широкая скальная площадка, за ней - траверс по длинной скальной полке (50 м) с маленькими 3-4-метровыми стеночками посередине и самом конце (3-я веревка).


095 - P: подъем на Фанскую Сказку - ложную-2: 3-я веревка

Оттуда в обход небольшого жандарма можно было по крутому снежному галстуку ( 40°) выйти на седловину (4-я веревка).


096 - P: подъем на Фанскую Сказку - ложную-2: выход на перемычку, 4-я веревка

Это была "Фанская Сказка - ложная-2". Спуск с этой седловины на ту сторону выглядел еще хуже, чем с первой.

Мы сдернули четыре навешенные веревки, вернувшись на "балкон" по пути подъема. На нижнем краю "балкона" под прикрытием мощного скального выступа была практически горизонтальная площадка, требующая минимальных работ по облагораживанию рядом был ручеек из талого снега.


097 - P: уютная ночевка на "балконе" Фанской Сказки


098 - S: импровизированный водопровод на "балконе" Фанской Сказки

Здесь мы провели ночь с фантастическим видом из распахнутого тубуса палатки на склоны Большой Ганзы наверху и в пропасть прямо под нами.


099 - P: уютная ночевка на "балконе" Фанской Сказки: вид из тубуса палатки

Поскольку мы уже потратили много времени на поиски истинной седловины Фанской Сказки и все еще не знали, которая она, впереди было много других очень нужных перевалов, а сроки ограничены,мы приняли решение не продолжать разведки, с самого раннего утра максимально быстро спускаться обратно и обходить отрог низом по р. Имат.

Часть 3 >>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2018 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100