Руководитель: Т.Трепалина, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Алтаю в августе 2012 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

16.08.12 13 день, пройдено 38 км, набор + 0 м, сброс - 700 м, 5 ч. 40 мин. ЧХВ, погода: переменная облачность.

р.Кучерла – ур. Елань – пос. Кучерла - посёлок Тюнгур

Главный ориентир – правый (орогр.) берег реки Кучерла, от ур. Елань – грунтовая автодорога, на ней – мост через р. Кучерла, далее по дороге через посёлок Кучерла. В середине посёлка на развилке дорог выбрать левую по ходу, она приведёт в Тюнгур.

Ночью шёл дождь, на утро облака растянуло, через некоторое время вышло солнце. Мы не торопились – знали, что до Тюнгура точно дойдём за день и знали, что это наш последний день в этом походе…

Вышли в 10.40. Ввиду улучшившихся погодных условий, могли ещё зайти на плато Каратюрек по тропе вверх вдоль левого (орогр. ) берега реки Текелюшка. Но участница, ушибившая ногу, не была готова к крутому и длительному подъёму в быстром темпе. Поэтому продолжили спуск по тропе вдоль правого (орогр.) берега р. Кучерла.

За час дошли от места ночёвки до р. Текелюшка. Во время дождей смыло мост через речку. На его место положили широкое бревно. Текелюшка несколько изменила русло от дождей и оползней: появилось ещё одно русло по правому (орогр.) берегу вдоль речки упало много деревьев.

Второй переход чуть больше часа был до стоянки у ручья за 50 минут до домиков с баней на р. Кучерла. Все стоянки без исключения по Кучерле стали очень замусоренными по сравнению со временем нашего захода. Туристы оставляют на стоянках много мусора, использованные газовые баллоны, фантики от конфет, бутылки, пластик, стекло… Здесь хочется обратиться с большой просьбой к тем туристам и руководителям групп, которые будут читать этот отчёт: пожалуйста, будьте внимательны к окружающему вас пространству, убирайте за собой мусор, не калечьте живые деревья! Ведь вы не единственные, не первые и не последние проходите по этой земле, не последний день живёте на ней! Убрать за собой – это недолго и не трудно, но это – необходимое действие для уважающего себя и других Человека.

После дождей конная тропа скользкая и грязная, к этому нужно быть готовым…

Третий переход, тоже больше часа, был уже по полянам у реки. Там уже начинает принимать МТС и Билайн.

Пообедали плотно, чтобы не объедаться сразу в населёнке. С обеда вышли в 16.00 и 40 минут шли до притока реки Куйлю. Куйлю – последний крупный горный ручей на спуске. Именно вдоль него спускается тропа с плато Каратюрек (но присоединяется к нашей тропе чуть ниже).

От Куйлю до Елани шли без остановок и дошли за 2 часа, к 19.20. Вызвали такси, довольно долго его ждали – водитель сначала поехал не туда. В Тюнгуре были в 20.40, успели перекусить в Аиле и сходить в баню на базе у Татьяны Замчаловой (Зелёный дом).

17.08.12 14 день, пройдено 17 (8,5 в одну сторону) км, набор + 1015 м, сброс - 1015 м, 4 ч. 30 мин. ЧХВ, погода: ясно.

Радиальный выход от п. Тюнгур на гору Байда

Маша решила уехать из Тюнгура 18го августа утром к знакомым в Новосибирск и уехала на рейсовом автобусе п.Тюнгур – г. Горно-Алтайск, который уходит ежедневно из Тюнгура с ул. Сухова в 6.00.

Выспавшись, остальная часть группы позавтракала, подготовила к отъезду вещи. Трое (Дима, Женя и Тая) отправились в радиальный выход на г. Байда с северо-восточной стороны от п. Тюнгур, наверстывать ощущения, упущенные от неслучившегося захода на плато Каратюрек.

Тропа на г. Байду начинается в восточной оконечности п. Тюнгур, не доходя 50 м до памятника Сухову, около красно-белой трубы (см. фото. 5-55).

От «Зелёного дома» мы дошли до моста через р. Катунь, перейдя мост, пошли по улице направо. Пройдя около 2 км, слева увидели красно-белую трубу, слева от которой проходит тропа, уходящая вверх на гору.

Шли вверх 2 часа 20 минут ЧХВ. Примерно с середины подъёма стали открываться виды на алтайские вершины. Мы поднялись на высоту 1870 м по GPS по конной тропе. Примерно в 30-40 минутах вверх от трубы есть источник воды ниже тропы. От места, на которое мы поднялись, множество троп расходится по горе. Видимо, это тропы пастухов, чабанов и охотников. Открываются красивые панорамные виды на долины р. Катунь, п. Тюнгур, долину р. Кучерла, снежные вершины Делоне, Аккемскую стену, Корону Алтая (см. фото. 5-56,5-57).

Прогулка оказалась во всех отношениях приятной. Ещё с утра начало тянуть перьевые облака с юга, днём появились и дождевые облака. Однако дождя до вечера так и не случилось, и вершины мы увидели.

Спустились за час до красно-белой трубы.

В Тюнгуре купили продуктов. Там всего три магазина, все на главной улице Сухова, самый большой выбор – в среднем, около 15 минут от моста через Катунь.

Зашли на турбазу «Высотник». Выставка-продажа сувениров здесь оказалась очень дорогой и не слишком уникальной и интересной.

В кафе местной кухни «Аил» посмотрели картины местного художника.

Вечером – ещё одна баня, арбуз, разговоры и встречи на уютной базе «Зелёный дом». Так заканчивался наш поход.

Фото 5-52. Здесь (в 5 минутах ниже водопада) что-то глубоко, в результате перебродили ещё в 10 минутах ниже.

Фото 5-53. Водопад Кони-Айры

Фото 5-54. Переправа через р.Муштю-Айры

Фото 5-55. Начало дороги-тропы на г.Байда

Фото 5-56. Вид с г.Байда на долины рек Катунь и Кучерла, пос. Тюнгур

Фото 5-57. Вид с г.Байда на далёкие снежные вершины Катунского хребта

7. Материальное обеспечение группы

С перевалами Немыцкого мы знакомы уже давно, и хотя они категории 1А, до этого года у нас было подозрение, что опасные трещины под ними есть (а в этом году мы в этом убедились). Поэтому мы решили всё-таки взять минимальный комплект для связки и двух самовылазов из трещины на группу.

Специальное снаряжение

50 м на группу

Связка-самовылаз из трещины

2 компл. на группу

Кольца из вспомогательной веревки на прусики

5 на группу

Компас

Общий вес на группу около 14 кг,

по 2,8 кг на участника в среднем

Особенности личного снаряжения на Алтае, в отличие от других гор, обусловлены частыми дождями и мокрыми или грязными тропами. Поэтому особое внимание приходится уделять снаряжению, в значительной степени позволяющему ликвидировать неприятные последствия мокрой погоды. В первую очередь это:

- хорошая упаковка личного снаряжения с двойной-тройной защитой (например, накидка + герметичный рюкзак + герметичный шмотник)

- костюм из Gore-Tex или подобного материала (штаны и анарак)

- отсутствие х/б ткани под Gore-Tex - лучше всего термобельё, не впитывающее влагу в холодную погоду не помешает также тонкий полар

- отсутствие плохо сохнущего пуха в снаряжении - по возможности (кроме спальников, которые всё же удаётся обычно просушить раз в три дня)

- непромокающие фонарики, направляющие поток воды от мокрых кустов с брюк поверх ботинок и рассчитанная на пребывание в воде обувь. Продавцы рекомендуют обычно для гор тяжёлые кожаные жёсткие ботинки, так вот они себя показывают хуже всего – промокают насквозь и становятся неподъёмными. Лучше как раз ботинки потоньше и с минимумом кожи. Дима в последние годы ходит в двойной конструкции – внутренний ботинок от пластиковых Koflach + бахил-калош для рыболовов с хорошей подошвой протектором а-ля вибрам. В качестве второй обуви можно взять лёгкие калоши для садоводов из вспененного материала.

Личное снаряжение

(в скобках - необязательное снаряжение)

Примерный

вес, г

солнцезащитные мазь, помада для губ

Рюкзак

дождевая накидка рюкзака

коврик

спальник

Обувь: Ботинки

_1645

Калоши (вторая обувь)

Фонарики отдельно

Кепка с бедуинкой (шляпа)

GORETEX: штаны

мочалка

мыло

шампунь

Часы, сотовый, зарядка, (бритва)

Документы, деньги, билеты

Телефон

тройник в поезд

Еда в дорогу

ИТОГО в рюкзаке на участника

Общественное снаряжение - ставшая уже стандартом двойная непромокаемая (или одинарная "дышащая") палатка, легкий костровой тент и хороший огневой набор (герметичные зажигалка+спички и оргстекло) - для лесной зоны. Топор не берём, только пилу-цепь. Для высокогорья – газ. Из особенностей нашего снаряжения отметим заметно экономящий топливо экран для горелки из 0,1мм нержавеющей стали.

В последние годы для целей навигации и хранения информации стали брать карманный компьютер, а к нему – солнечную батарею. Заодно и фотоаппараты всегда можно подзарядить.

Общественное снаряжение

Половник

Газ. горелка, переходник

экран в упаковке

баллоны с газом 7*370 (220г газа)

Котелки (каны)

19,5

морск.капуста

6,5

для плова, смесь перцев, вегетта

ванилин

корица

сырный соус Галина Бланка

соевый соус выпаренный

97,5

соль с пониженным содержанием натрия

уксус эссенция

5439,5

С учётом упаковки

Около 7 кг

Наша раскладка сформировалась за много лет хождения в горы основного костяка группы. Она весит около 400 г, без мяса и молочных каш, включает в себя большое количество пряностей, сухих овощей и разнообразных (!) сладостей. Мы пришли к схеме, в которой перекусы каждый выбирает для себя сам, это не усложняет подготовку и позволяет избежать споров о вкусовых пристрастиях. К сожалению, новая часть группы не удосужилась разобраться в раскладке до похода и скорректировать её под себя (за что и поплатилась!)

Итого вес рюкзака участника в среднем 2,8 кг +3,6 кг +8,1 кг +7 кг =21,5 кг

На одного мужчину 26 кг

На одну женщину 18.5 кг

8. Стоимость проживания, питания, снаряжения, транспортные расходы

Статья расходов на одного участника

цена, р

Поезд Москва – Бийск или Москва – Новосибирск + Новосибирск – Бийск, в 2 стороны, плацкарт

такси Бийск - Тюнгур, в 2 стороны

такси Тюнгур - Елань, в 2 стороны

еда в дорогу, в 2 стороны

проживание и баня 2 ночи на турбазе Зелёный дом (см. также http://www.bialtur.biysk.ru/altai/fotos.phtml?act=all&glr=tungur&d=tungur )

визит в магазин в Тюнгуре

Камера хранения на турбазе Зелёный дом (один мешок на всех)

ИТОГО

Летевшие самолётом участники уложились примерно в 20 000 р.

9. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Руководителю необходимо более тщательно подбирать группу, учитывая желания и возможности разных участников к совершению туристического похода. Желательно несколько совместных тренировочных выходов с соответствующей нагрузкой по весу и километражу. Желательно – с преодолением технических препятствий, соответствующих препятствиям в планируемом походе.

(Даже в том случае, если вы идёте с людьми «взрослыми, занятыми, опытными и ответственными», необходимо приложить усилия к тому, чтобы всех их собрать и пройти хотя бы день так, как это предполагается в походе, невзирая на их опыт и занятость. Иначе в самом походе могут открыться совершенно неожиданные стороны личности участников, а также их представления о подготовке к походу и ответственности могут отличаться коренным образом от ваших. В данном походе руководитель совершил ошибку, полагаясь на вышеперечисленные качества участников и учитывая занятость всех (у кого-то трое детей, у кого-то работа без выходных), а также то, что все участники были хорошими знакомыми (но не все ходили друг с другом в походы) и не провёл подготовку в достаточной степени. Участники говорили о своём опыте (10-20 летней давности!!!), о том, как им некогда, а руководителю, который был к тому же и младше всех по возрасту в данной группе, было «неловко» принуждать взрослых и занятых людей. Об этой «неловкости» руководитель пожалел уже в первые дни похода.)

2. Завхозу досконально выяснить вкусовые пристрастия всех участников перед составлением продуктовой раскладки.

Заявления типа «да я всё ем» - не принимать легко на веру. В походе может оказаться (и у нас оказалось), что это «всё» означает ограниченный набор продуктов, приготовленных специальным образом. Рассчитывать на то, что участники прочитают сами раскладку, как показала практика, нельзя. В нашем случае оказалось, что некоторые даже не открывали раскладку перед походом, несмотря на неоднократные напоминания со стороны завхоза, который знал о том, что раскладка у нас не вполне обычная, и даже собственные заверения этих участников в том, что они всё посмотрели и их всё устраивает. В первые же дни похода оказалось, что молочные каши являются для одного из участников само собой разумеющейся частью питания и этот участник, несмотря раскладку, не предполагал, что бывает иначе. Поскольку мы давно отказались от молочных каш по утрам, употребления мясных продуктов, ужали раскладку до 400 гр за счёт некоторых изменений и активно используем приправы и специи (что тоже оказалось не по вкусу нашему участнику), то участник на второй-четвёртый день чуть ли не ушёл в депрессию и истерику в связи с тем, что «его не кормят».

3. Данный маршрут при данном времени на его прохождение и соответствующей подготовке участников можно сделать более интересным и интенсивным за счёт, например, прохождения таких несложных перевалов как Весенний, Волжский, Юбилейный, Ивасей, Хрустальный.

При составлении маршрута мы несколько перестраховались и заложили такой километраж, что из 14 дней у нас оказалось две днёвки и пять полуднёвок. Для малоподготовленой группы или при плохой погоде такая нагрузка может оказаться достаточной, однако при высокой мотивации участников к хождению, соответствующей погоде и хорошей подготовке, нагрузки, в предусмотренным нашим планом походе, может кому-то не хватить.

4. Маршрут показался нам интересным разнообразными и красивыми местами и видами, которые в последнее время часто и необоснованно остаются за гранью внимания туристов, поскольку находятся несколько в стороне от популярных в последнее время троп и мест.

5. Для групп, которым интересно дальнейшее развитие в направлении горного туризма, маршрут позволяет в относительно безопасных местах организовать скально-ледовые тренировки.

6. Начинающим туристам маршрут может быть интересным, т.к. позволяет относительно безопасно познакомиться с различными сложностями, встречающимися в горах, такими как броды, перевалы, морены, моренные и осыпные склоны, перевалы, ледники, трещины и потренироваться в их преодолении.

7. Нам показался удобным график движения, при котором одна днёвка устраивается после захода группы в верхних кедрах. Группа получает возможность «прийти в себя» после первых, обычно особенно тяжёлых, дней акклиматизации и «настроиться» на маршрут, а также отмыться от городской грязи. Руководитель имеет возможность скорректировать поход, учитывая особенности разных участников, проявившиеся в первые дни похода для дальнейшего оптимального прохождения маршрута.

И вторая днёвка, конечно, желательна перед выходом в населёнку или перед началом спуска в населёнку, после прохождения наиболее сложных участков маршрута.

8. Если вследствие погоды или иных причин группа спустилась в Тюнгур раньше срока и остались возможность и желание походить – можно ходить в интересные и красивые радиальные выходы из Тюнгура, например, гора Байда (см. описание 14 дня этого похода).

9. В последние годы нами наблюдаются изменения снежно-ледовой обстановки на Алтае.

А) К 2012 году общее таяние ледников привело к качественным изменению – на многих перевалах перевальный взлёт полностью очистился от льда и снега, что привело к резкому увеличению камнеопасности. Стоит внимательно отнестись, учитывая эту опасность, к выбору маршрута движения в таких местах, и, конечно же, мест для стоянок под такими местами, естественно, соблюдая технику безопасности. Особенно – в год малого снега, как в 2012 году.

По частным сообщениям и фотографиям камнеопасным с восточной стороны стал пер. Дружба на пер. Обской юго-восточный перевальный взлёт стал осыпным, между ним и ледником – широкая трещина пер. Турист с востока наполовину остался ледовым, наполовину – осыпным, и тоже камнеопасен.

На пер. Немыцкого Юж. снег и лёд на северном склоне наполовину стаял, но склон сильно камнеопасным не стал, поскольку перевальный взлёт короткий.

Б) Под другими перевалами значительно сложнее стал ледовый перевальный взлёт – лёд стал круче (на пер. Кок-кольский – до 60 градусов), бергшрунды гораздо шире и зачастую требуют преодоления вертикальной ледовой стенки высотой в 3 и более метров (на пер. Титова – 4 м в 2012 году по самому простому пути).

В) Практически на всех ледниках увеличилось количество трещин, а имеющиеся увеличиваются и ветвятся (ледники «рвёт»).

Так популярный пер. Капчальский Вост. стал ещё более опасным из-за сети трещин на северном леднике.

Под пер. Немыцкого Южный появилась (открылась?) трещина, в которую можно провалиться. Трещина находится на пути к перевалу и не видна, если присыпана снегом.

Как нам сказали в МГЦТК, вообще говоря, такое является основанием для увеличения категории сложности перевала до 1Б.

Процесс этот продолжается, так что нужно быть готовым к изменению сложности перевала даже по сравнению с предыдущим годом-двумя, не говоря уже о более старых данных.

Г) Броды могут оказаться более или наоборот менее глубокими, необходимо их внимательно выбирать и прощупывать не полагаясь только на описания и опыт прежних лет.

Д) Рекомендуем, вследствие вышеописанных изменений, при подготовке маршрута большее внимание уделить свежим (год-два) описаниям и/или спутниковым снимкам.

10. При походе в лесной зоне очень приятен , особенно в районе Алтая, где дождь может зарядить дня на 3-4, костровой тент (наш – силиконовый 2х3 м весит 400 гр).

11. Навеяно несколькими совместными поездками с разными группами в последние годы…

Пожалуйста, помните, что водители – тоже люди, и люди хорошие! Не самоутверждайтесь за их счёт. Не заставляйте ждать себя на остановках по полтора часа. Дорога и так длинная и непростая. Это и в наших интересах – чем дольше водитель в пути, чем больше он устаёт, тем выше вероятность аварии.

12. Самым приятным местом, чтобы остановиться в Тюнгуре, мы считаем Зелёный дом - через мост (от Тюнгура к Кучерле) и 700 м направо. Самое приветливое. Хозяйка - Таня Замчалова. В основном здесь стоят в своих палатках, но можно устроиться и в доме или аиле. Можно оставить машину, вещи, зарядить аккумуляторы, есть баня.

13. Все стоянки без исключения по Кучерле стали очень замусоренными, особенно в туристический сезон. Туристы оставляют на стоянках много мусора, использованные газовые баллоны, фантики от конфет, бутылки, пластик, стекло… Здесь хочется обратиться с большой просьбой к тем туристам и руководителям групп, которые будут читать этот отчёт: пожалуйста, будьте внимательны к окружающему вас пространству, убирайте за собой мусор, не калечьте живые деревья! Ведь вы не единственные, не первые и не последние проходите по этой земле, не последний день живёте на ней! Убрать за собой – это недолго и не трудно, но это – необходимое действие для уважающего себя и других Человека. Впечатления участников:

14. При подготовке использованы материалы http://wikimapia.org/lat=49.8933158&lon=86.4337819&z=10&l=1&m=b и http://progressor.ru/outdoor/rayony/altay/altay.htm , благо все материалы во втором источнике и многие – в первом писал как раз Дима J. Соответственно, эти источники скоро будут дополнены наблюдениями этого похода.

10. Впечатления участников похода.

Пишет Машка: 9 лет назад я так и не поехала на Алтай - не отпустили с работы. Вместо этого пошла первый раз в жизни на яхте. Ну что вам сказать? К черту яхты, возвращаюсь в альпинизм! Алтай был прекрасен - заснеженные вершины, бурные речки, волшебные озера, буйство цветов, объедание ягодами, шустрые олени-сурки-овечки-мышки... Мега-довольна и радостна. Из печального - удручают моя дыхалка, колени и спина. Старость не радость. Эх, где мои 17 лет???...

Женя: был на Алтае после 20-летнего перерыва – очень красиво. Особенно понравился вид на Корону Алтая с оз. Дарашколь. Самыми трудными были 3 первых дня (непривычная нагрузка, тяжёлый рюкзак) и подъем по морене на пер. Немыцкого Юж. Получил удовлетворение от преодоления трудностей и побед над слабостями. Интересно было иногда походить первым, выбирать дорогу. Я очень рад был побывать на Алтае.

Дима: после долгого перерыва ходил в оформленный поход. По-прежнему оказалось, что наличие обязательного к прохождению план-графика для меня не очень интересно. Кроме того, оказалось, что набрать среди хороших знакомых достаточное количество адекватных участников на спортивный поход не так уж просто. Район же этот я очень люблю, и ходить здесь было здорово.

Тая: мне было интересно сменнить роль участника на роль руководителя и организатора похода, повзаимодействовать со взрослыми людьми в таком качестве. Надеюсь, что прохождение этого маршрута поможет мне в разработке соответствующего похода со школьниками. Увидела недостатки, огрехи и темы для развития себя в роли организатора похода.

11. Карты похода

Фото 10-1. Карта технической части похода

Фото 10-2. Обзорная карта похода

Фото 10-3. Спутниковый снимок перевалов похода

12. Приложение. Броды р. Кони-Айры

Река Кони-Айры достаточно мощная. В высокую воду (в начале лета, после сильных дождей) может её перебродить только в самом низу или самом верху, а в среднюю – в считанных местах. Ниже указаны известные нам места.

Для ориентировки: в высокую воду уровень в Кучерлинском озере близок к верхней отметке. Первая стоянка выше озера залита водой или близка к этому. Первое бревно на переправе через Муштю у слияния с Кони-Айры захлёстывает через верх. В сильный дождь в некоторых местах воды прямо тропе вдоль Кони-Айры может быть 10 см и более.

В среднюю воду – вода в Кучерлинском озере примерно на 10-15 см ниже верхней отметки. Кажется, что первая стоянка выше озера не может быть залита водой. Первое бревно на переправе через Муштю у слияния с Кони-Айры выше воды или частично погружено.

Все координаты – WGS84, использованы разные карты, скачанные с помощью программы SAS.Планета. Использовались также программы SAS4winCE и SAS4Android.

Самый нижний брод N49°49'17,74" E86°25'02,66" – по протокам прямо у слияния с р.Муштю-Айры. Бродится в среднюю и часто даже в высокую воду. Протоки каждый год несколько меняются, но обычно река растекается на 3 или более больших проток.

Более набитая тропа по р.Кони-Айры идёт правым (орогр.) берегом. Через протоки р.Муштю-Айры обычно лежат брёвна. Так что этот брод имеет смысл, если идти с Кони-Айры на Дарашколь (или наоборот). Также его можно идти вместе с переправой через р. Муштю на пути от оз. Кучерла к оз. Дарашколь - в качестве альтернативы большому броду через р.Кучерла, на такой кружной путь тратится около 1 часа.

Далее вверх по р.Кони-Айры есть два брода по разливам: нижний N49°48'50,43" E86°24'22,80" – у верхнего края средне- и крупнокаменистой морены на тропе правого берега, примерно в 50 минутах пути вверх от слияния с Муштю и верхний - N49°48'43,10" E86°24'08,36", ещё в полукилометре пути выше по реке.

Эти броды идутся в среднюю, иногда - высокую воду.

Ещё выше находится брод N49°48'19,97" E86°23'37,15", на котором раньше лежали брёвна через 2 протоки. Мы его ходили на пути в Долину Сурков. Ходится в малую и среднюю воду.

Выше него на 300 – более простой брод N49°48'11,94" E86°23'32,13", 2 основные протоки и одна мелкая. Ходится в среднюю воду, у брода надо пробраться через берёзку. Этот брод в 5-10 минутах ниже водопада.

Далее, в пределах 500 м ниже водопада (N49°47'56,38" E86°23'17,68") на реке в малую воду можно перейти в нескольких местах, N49°48'06,88" E86°23'20,81", N49°48'02,97" E86°23'18,45" (здесь раньше было поваленное дерево) и N49°47'59,00" E86°23'19,26".

Чуть выше водопада по реке в узком месте через поток лежит бревно. Осторожно, оно мокрое и лежит давно, возможно сгнило…

На 100 м выше впадения ручья из-под ледника Иолдо, который находится под перевалами Немыцкого, есть ещё один брод для низкой, иногда средней воды N49°47'42,25" E86°23'09,14".

Выше этого места – каньон, а прямо над каньоном через основную протоку лежат 2 бревна N49°47'27,54" E86°23'04,09", через меньшую протоку можно перепрыгнуть или перебраться в среднюю или даже высокую воду.

И, наконец, в высокую воду можно уйти выше по реке – под морену N49°47'10,48" E86°23'15,90" или даже на ледник N49°46'41,30" E86°24'51,58", и перейти реку там. Но возвращаться обратно левым берегом реки в этих случаях не удобно – заросли берёзки без тропы.