Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: А.Щербина, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Тянь-Шаню летом 2012 г. Часть 1

ФОТОАЛЬБОМ отчета

 

 

ОТЧЕТ

о горном туристском походе

четвертой категории сложности

по Центральном Тянь-Шаню

(хребет Терскей-Алатау),

совершенном с 29 июля по 26 августа 2012 г.

 

Маршрутная книжка №  1/3-402

Руководитель группы:

Щербина Александр Викторович

e-mail: algu@umail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы отчета помещены на сайте клуба

www.g-utka.ru


 

        1. Справочные сведения о походе

 

Общие сведения

 

 

 

 

 

 

1

Проводящая организация

ГБОУ ДТДМ «Неоткрытые острова» СЗАО  г. Москвы

(Детско-юношеский туристский клуб «Гадкий утенок»)

2

Округ

Северо-западный

3

Район похода

Центральный Тянь-Шань (хребет Терскей-Алатау)

4

Вид туризма

Горный

5

Категория сложности

Четвертая

6

Маршрут

Верх. р. Сарычат - пер. Котор (1Б, 4100) - лед. Котор С. - пер. Колпаковского (2А, 4250) - лед. Колпаковского - пер. Бороко Ю. (2Б, 4388) - р. Бороко - р. Сарычат - р. Чон-Борду - лед. Металлург - перевал ФКТ (2Б, 4455) - пер. Бригантина (2Б, 4400) - лед. Кельтор В. - пер. 50 лет Октября (2Б, 4200) - рад выход на верш. 50 лет труду (Пенсия) (1Б, 4341) - верх. р. Такыртор - р. Арашан - курорт Алтын-Арашан

7

Протяженность

    151 км

8

Продолжительность

Общая (от Москвы до Москвы): 28 дней

Активной части: 18 дней

9

Сроки похода

29 июля – 25 августа 2012 г.

10

Маршрутная книжка

1/3-402

 

 

 

 

 

 

 

 


  Состав группы

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

п/п

 

Фамилия, имя

 

Год рождения

 

Туристский опыт

 

Обязанность

1

Щербина Александр

1957

5 КС(У) 4КС(Р) Тянь-Шань

Руководитель

2

Чернецова Дария

1992

3 КС(У) Алтай

Зам. Руководителя, краевед

3

Гальченко Ксения

1992

2 КС(У) Алтай

Пом. руководителя, завпит

4

Комаров Валентин

1994

3 КС(У) Алтай

Отв. за корректировку

5

Краденых Андрей

1994

3 КС(У) Алтай

Отв. за тех. описание

6

Краснушкина Вера

1994

3 КС(У) Алтай

Медик

7

Никитина Татьяна

1994

3 КС(У) Алтай

Отв. за дневник

8

Петрунин Иван

1994

3 КС(У) Алтай

Завхоз

9

Щербина Сергей

1996

3 КС(У) Алтай

Штурман

10

Постовская Анна

1993

3 КС(У) Алтай)

Краевед

11

Шнайдер Михаил

1993

3 КС(У) Алтай

Ремонтник

 

Все участники прошли поход полностью


            Определяющие препятствия маршрута

 

Дата

Вид

препятствия

Категория

трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения

(для локальных преп.)

08.08.12

Перевал Колпаковского

Высота – 4250.

Связывает ледник Котор Северный (долины р. Котор-Тор и р. Чон-Кызылсу) с западной ветвью ледника Колпаковского.

Ориентация склонов: СЗ-ЮВ. Северо-западный склон – ледопад средней крутизной до 450.

Юго-восточный склон – пологий ледник 5-100, закрытый в верхней части.

Седловина – широкое снежное плато с большим количеством трещин.

Подъем по ледопаду (до 450) между разломами в кошках и связках (самостраховка ледорубом, одновременная и попеременная страховка, движение по скользящим ледобурам).

Спуск по пологому леднику 5-100  в связках, кошках (самостраховка ледорубом, одновременная страховка).

10.08.12

Перевал Бороко Южный

Высота – 4388 (высота по GPS 4370). 

Связывает ледник Колпаковского и ледник Бороко (бассейн реки Сарычат).

Ориентация склонов: З-В.

Западный склон – склон до 200.

 Восточный склон – снежно-ледовый до 500.

Седловина представляет собой  узкий снежный наддув, зажатый между скал.

Подъем с ледника Колпаковского по снежному склону (до 200) в связках и кошках (самостраховка ледорубом, одновременная страховка).

Спуск на ледник Бороко по снежно-ледовому склону (до 500 , перила

180 м).

 

15.08.12

Перевал ФКТ

2Б*

Высота – 4455 м.

Связывает ледник Металлург (бассейн р. Чон-Борду)

с ледником Караколтор Зап. (бассейн р. Караколтор).

Ориентация склонов – З-В. Западный склон – снежно-ледовый до 35°.

Восточный склон – разорванный снежно-ледовый. Средняя крутизна - 40°, на отдельных  участках достигает 55° протяженность – 400 м.

Седловина снежная, широкая.

Подъем с ледника Металлург по снежному склону по перилам (150 м), с самостраховкой жумаром.

Спуск на ледник Караколтор Зап. по снежно-ледовому склону до 55° по перилам (250 м).

17.08.12

Перевал Бригантина

Высота – 4400 м.

Связывает ледник Караколтор В. и ледник Культор В.

Ориентация склонов – Ю-С.

Южный склон – крупная и средняя осыпь крутизна до 35°.

Северный склон – широкий снежно-ледовый до 60° («Парус бригантины»), выводит на снежно-ледовую пологую площадку 100 Х 100 м («подушку»), обрывающуюся к лед. Культор В. крутыми ледопадами.

Седловина – широкая, снежная.

Подъем с ледника Караколтор В. по осыпному склону до 35° плотной группой (самостраховка).

 Спуск на ледник Культор В. по центральной части снежно-ледового склона до 600, перила (250 м).

Выход на «подушку». Далее спуск с западной части подушки – перила (150 м).

19.08.12

Перевал 50 лет Октября

Высота – 4200 м.

Связывает ледники Культор В. и Такыртор Ю.   

Ориентация склонов – ЮЗ-СВ.

Юго-западный склон – открытый ледник до 10°.

Северо-восточный склон – ледовый со скальными выходами.

Седловина перевала широкая снежно-ледовая.

Подъем с  ледника Куьтор В. по открытому пологому леднику  в кошках.

Спуск на ледник Такыртор Ю. по ледовому склону со скальными выходами (до 65° по льду и до 90° по скалам), перила (200 м).

 

 

Ксения Гальченко

 

 

 


  2. Характеристика района похода

 

Физико-географическая характеристика

 

   Тянь-Шань – горная система в Средней и Центральной Азии, большая его часть находится в Киргизии (западная часть горного массива), Китае (восточная часть), а также в Казахстане и Узбекистане (северная часть).

Терскей-Алатау – один из хребтов Центрального Тянь-Шаня. Хребет Терскей-Алатау (пестрые горы, отвернувшиеся от солнца.) расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Иссык-Куль. Длина хребта около 375 км, хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сары-Джаз, Средняя высота хребта около 4500 м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский).

Снеговая линия в западной части северного склона Терскея находится на высоте 3900-4000 м, а в восточной, из-за большого количества атмосферных осадков, опускается до 3700 м. На южном склоне снеговая линия поднимается до 4000-4200 м. С запада на восток количество осадков увеличивается, внизу от 200 мм (Боконбаевское) до 400 мм (Каракол), и на высоте от 1 000 до 2000 мм в год. С запада на восток соответственно увеличивается и степень оледенения.

Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джетыогуз, Каракол, Арашан, Ак-Суу и Тургень-Ак-Суу, другой в верховьях Конурулена.  Значительному оледенению хребта способствуют его высота, циркуляция атмосферы, а также влага, испаряющаяся с поверхности озера Иссык - Куль. Общее число ледников на склонах хребта Терскей-Алатау около 1 100, площадь оледенения 1 081 кв. км, распределение оледенения на склонах северной и южной экспозиции почти одинаково. На северном склоне Терскей-Алатау длина долинных ледников достигает 5,7 км (Айланыш и др.). Длина ледников южного склона значительно больше (например, ледник Колпаковского достигает 10 км). Ледники повсеместно отступают, а их поверхности засоряются обломочным материалом. Языки ледников обычно лежат на высотах 3 000-3 500 м.

Хребет Терскей-Алатау асимметричен, имеет короткий пологий южный склон и длинный северный. Расчлененный глубоко врезанными ущельями, северный склон гигантскими ступенями спускается к Иссык-Кулю (урез воды которого 1609 м). Сам гребень хребта мало расчленен, несет наклоненные к югу плоские поверхности, местами незаметно переходящие в южный склон.

Западная часть хребта Терскей-Алатау очень разрушена, имеет много седловин, доступных для прохождения. Высоты достигают почти 4800 м, перевалы на высотах 3500-4400 м.

Северный склон сильно расчленен продольными долинами на систему коротких и невысоких хребтов. Крайняя, западная, часть хребта лишена растительного покрова из-за малого количества осадков, облик местности здесь так же пустынен, как и у западного побережья Иссык-Куля, где река Чу поворачивает в Боомское ущелье.

Наиболее высокая и часто посещаемая часть хребта Терскей-Алатау - центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы.

Туристские маршруты часто проходят не только по долинам и перевалам Терскей-Алатау, но и ведут на сырты Кумтора и Арабели, охватывают горные массивы Куйлю и Акшийрак. Перевалы хребта Терскей-Алатау в этом районе имеют высоту от 3600 до 4800 м и категории трудности до 3Б. Они, как правило, несимметричны: снежно-ледовые  с  некрутым  подъёмом  с  одной  стороны  и более крутые скальные или скально-ледовые с другой, чаще всего восточной, стороны.

Реки центральной части Центрального Тянь-Шаня относятся к тянь-шаньскому типу и представляют собой горные потоки с быстрым и бурным течением. Наибольший паводок приходится на июль-начало августа. Долины рек, текущих вдоль боковых отрогов хребта, широкие, а долины поперечных притоков узкие. Вода, как правило, чистая и прозрачная, исключение составляют наиболее крупные реки, в частности Ирташ. Переправы через реки Терскей-Алатау: Куйлю и Ак-Шийрака, обычно достаточно сложны и требуют соответствующей подготовки, знаний, времени, сил.

Климат резко континентальный. В долинах предгорий средняя температура июля 200-250С, в долинах среднегорья 150-170С, в высокогорье 50С и ниже. Дожди в летний период чаще бывают во второй половине дня. Это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к походу.

К дополнительным преимуществам Терскея относятся наличие на подходах (с севера) леса (тянь-шаньская ель растет до высоты 3000м), а также горячие радоновые источники во всех северных ущельях, за исключением реки Каракол.

 

Туристские  возможности

 

Хребет Терскей-Алатау - уникальный район для проведения горно-туристских походов.

Здесь можно организовывать интересные и логичные горные маршруты категории сложности от I до VI, пешеходные от I до V в районе широкое распространение получил конный туризм.

Высокогорная часть хребта (бассейны рек Джууку, Чон-Кызыл-Су, Джеты-Огуз, Каракол, Арашан и Аксу) довольно компактна. Быстрые подъезды при умеренных денежных затратах, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы III - VI к.с., весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами. Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра.

Все пятитысячники Терскея: Каракол (5281), Огуз-Баши (5163), Джигит (5130), Палатка (5020) находятся именно в главном хребте, поэтому перевалы через него, пожалуй, наиболее интересны и с технической, и с познавательной точки зрения. Перевалы Терскея, как правило, несимметричны: снежно-ледовые  с  некрутым  подъёмом  с  одной  стороны  и более крутые скальные или скально-ледовые с другой, чаще всего восточной, стороны.

Необходимо отметить уникальное сочетание доступности, красоты ландшафтов и  спортивной  сложности  гор  Терскей-Алатау. Маршруты здесь хороши как весной,  так  и летом. Для бесснежного времени года характерны открытые, но  без  сложных  ледопадов  ледники,  повышенная  камнеопасность на скальных  перевалах,  наиболее  высокий уровень воды в реках. Мостов нет только в  верховьях,  где  потоки  еще  достаточно слабы. Ниже по течению активно используются альпийские луга в качестве летнего пастбища, и, как следствие этого, имеется множество мостов.

 

 

  Транспорт

 

Терскей-Алатау является хорошим районом с точки зрения заезда. Традиционным путем является путь через г. Бишкек (с запада, из Кыргызстана). Главной дорогой является дорога Бишкек - Каракол, идущая вдоль берега оз. Иссык-Куль. С неё можно свернуть в районе поселка Барскоон и через перевал Барскоон (3754 м) выехать на южную сторону хребта Терскей-Алатау (золотодобывающий комбинат Кумтор). Другим заездом является заезд через г. Алма-Ата (с севера, из Казахстана). Однако на данный момент, единственной открытой дорогой через границу является дорога Алма-Ата – Бишкек. А оттуда возможен путь по выше описанной дороге Бишкек – Каракол.

Основной транспортной артерией, связывающей г. Бишкек с городами Европы и Азии является железная дорога. Время в пути от Москвы до Бишкека – ок. 75 часов.

Аэропорт г. Бишкека также исправно функционирует. Время перелета от Москвы составляет около 4 часов.

До Алма-Аты также можно добраться самолетом или поездом.

В этот поход наш клуб добирался из Москвы до Бишкека на поезде, а дальше каждая группа доезжала до начала своего маршрута на заказных автобусах, организованных фирмой «Достук – Треккинг».

Подробная информация о заезде группы в начальную точку маршрута приводится в разд. «Организация похода».

 

Стоимость проезда

 

Стоимость билета на поезд 028Щ или 018Щ (купейный билет) в 2012 г. – в районе 9000 руб. с учетом групповых скидок. Время в пути – 74ч 20мин.

Стоимость переездов автотранспортом:

– Бишкек (ж/д вокзал) – Кумтор (шлагбаум) (18-местный  микроавтобус) – 110€

– курорт Алтын-Арашан – г. Каракол (ГАЗ-66) – 110€

– г. Каракол – юртовый лагерь на оз. Иссык-Куль (18-местный  микроавтобус) – 80€.

 

Возможности организации забросок

 

В районе много вариантов для организации забросок.

С северной стороны заброску можно завезти практически в любую долину. Традиционными местами хранения забросок являются:

– поляна а/л Каракол в долине р. Каракол

– Физико-географическая станция (ФГС) в долине р. Чон-Кызылсу.

При желании можно заброску организовать:

­– на курорте Алтын-Арашан в долине р. Арашан

– в юртах местных жителей в долине р. Джетыогуз.

 На южной стороне хребта заброску можно постараться оставить на золотодобывающем комбинате Кумтор, согласовав с руководством ее хранение на КПП комбината. Нам это удалось.

По рекам Куйлю и Сарычат организация заброски является серьезной проблемой (см. раздел «Организация похода»).

 

  Медицинские пункты.  Магазины

 

На полноценную медицинскую помощь и солидное пополнение запаса продуктов можно рассчитывать только в крупных населенных пунктах: Бишкеке, Караколе, Алма-Ате. Однако В альплагере «Каракол» постоянно живут несколько человек, среди которых есть и врач. В Караколе есть городская клиническая больница, здесь можно получить любую медицинскую помощь. Также есть почта, телеграф, переговорный пункт.

 

Практически во всех поселках по берегу оз. Иссык-Куль есть продовольственные магазины и рынки, но ассортимент товаров здесь невелик, хотя купить основные продукты питания можно.

 

 

 

 

ПСО, туристские организации и другие полезные контакты

 

Официальной ПСС в Киргизии нет.

В настоящее время в ряде стран (в частности, в Киргизии и Казахстане) их функции могут успешно выполнять туристические фирмы, специализирующиеся на обслуживании спортивно-туристских групп. Эти фирмы, как правило, берут на себя функции:

- организации трансферов (заездов на маршрут и выездов)

- организации забросок.

В связи с этим они:

- фиксируют контрольные сроки групп

- поддерживают с ними связь на маршрутах (при наличии у групп спутниковых телефонов)

- могут оказать транспортную поддержку в случае аварийной ситуации (выслать машину, организовать вылет вертолета)

- могут при необходимости дать информацию в МКК и выпускающую организацию, страховую компанию.

В нашем случае такой организацией была фирма «Достук-Треккинг», которая за многие годы завоевала устойчивое доверие нашего и многих других московских туристских клубов.

 

 

Туристическая фирма

«Достук-Треккинг»

 

Kyrgyz-British Joint Company

"Dostuck-Trekking" Ltd

Igemberdieva St., 42-1, Bishkek,

Kyrgyz Republic, 720005

Tel: +996 (312) 545455 545551 540237

Fax: +996 (312) 545455 433090

E-mail: dostuck@saimanet.kg,

Skype: dostuck.trekking

http://www.dostuck.com.kg/

 

Альп-Тур-Иссык-Куль

Кыргызстан, Иссык-Кульская область, г. Каракол, кирпичный завод

д.61 кв.1

Тел.: (00996 3922)2-05-48

e-mail: khanin@infotel.kg, khanin2003@mail.ru

 

 

Регистрация, посещение особых зон

 

На период пребывания россиян в Киргизии (90 дней) никакой регистрации не нужно. В положении сказано, что не нужно регистрировать лишь заграничные паспорта, но реально на это никто внимания не обращает.

К зоне заповедника относится долина р. Сарычат, но никакой конкретной информации об этом заповедники и о пропусках, необходимых для пребывания на этой территории мы не обнаружили. Их у нас никто нигде не потребовал.

  Музеи  и  достопримечательности района

 

В  числе  достопримечательностей  района следует  отметить  несколько  небольших каровых озер и одно относительно большое  завальное  озеро Алакуль в ущелье правого притока реки Каракол.

Конечно же, нельзя упускать из виду возможность посетить горячие целебные  источники  в  долинах  рек  Арашан  и  Чон-Кызыл-Су.  Это  так  называемые народные курорты, но есть и государственный на реке Аксу.

Кроме того, выдающимися объектами нашего района являются такие природные объекты, как озеро Иссык-Куль, пик Джигит, Джетыогузская стена, сырты в долине р. Сарычат.

В Бишкеке, как  в любом другом крупном городе, столице государства, желающие без труда могут посетить краеведческие, художественные и другие музеи, пройтись по магазинам, скоротать время в разного рода пунктах общественного питания. Вот адреса некоторых из музеев Бишкека:

 

Кыргызский Национальный Музей изобразительных Исскуств

им. Г. Айтиева

Музей

ул. Советская, 196

т. 661450, 661742, 661623

Государственный Мемореальный Дом-музей им.Фрунзе

Музей

ул. Фрунзе, 364

т. 660604
660607

Кыргызский Государственный Исторический музей

Музей

Площадь Ала-Тоо

т. 225730, 225599, 660758

Союз художников Кыргызстана

Галерея

Проспект Чуй, 108

т. 225468

ф. 661356

Кыргызское государственное художественное училище

им. С.Чуйкова

Галерея

ул. Орозбекова, 6

т. 664548

ААА Галерея

(Кыргызско-Российский

Славянский университет)

Галерея

ул. Киевская, 44

т. 226407

ф. 282776

Дом-музей скульптора

Ольги Мануиловой

Дом-музей

ул. Тыныстанова, 108

т. 66-11-74

Дом-музей Семена Чуйкова

Дом-музей

ул. Чуйкова, 87 "а"

т. 66-06-34

Прогулка по городу также позволит запастись впечатлениями и почувствовать своеобразную атмосферу  постсоветского среднеазиатского города, постепенно оправляющегося от времени, когда Киргизия была на пороге гражданской войны. Люди на улицах доброжелательны, но от идеи побродить одному ночью лучше отказаться.

 

Валентин Комаров

 


3. Организация похода

 

Идея похода, главные проблемы в ее реализации, пути решения этих проблем

 

Основной идеей похода, несомненно, следует считать путешествие по южному Терскей-Алатау, району, главной особенностью которого является труднодоступность. Именно труднодоступность определяет относительно невысокую посещаемость южных склонов и долин хребта Терскей-Алатау по сравнению с северными. Если на севере каждый сезон путешествуют сотни групп из разных стран мира, проходя маршруты от самых простых до сложных, то по южным отрогом ежегодно проходит лишь несколько походов, как правило, категории, выше третьей.

Побывав на южном Терскее несколько раз, группы нашего клуба в полной мере ощутили его очарование. Что и говорить, здесь присутствует дивная самобытная природа в сочетании с суровым климатом и рельефом. Широкие долины, будоражащие воспоминания о сценах из вестернов, где то и дело находишь рога туров, где можно увидеть огромные стада диких копытных, стремительно несущихся по склонам, сочетаются с длинными ледниками,  сильными реками и сложными перевалами.

Вот почему мы решили вернуться на южный Терскей с новым поколением нашего клуба, созревшим для похода, достойного этого района.

 

Труднодоступность южного Терскей-Алатау связана с двумя факторами.

Первый: перевалы через главный хребет в его главной, центральной, части имеют категорию трудности не ниже 3А. Лишь на самом «крайнем западе» хребта его можно перейти через «единички-А» Кашка-Суу и Джукучак. Чуть восточнее, в районе ледника Колпаковского, есть несколько перевалов категорий от 1Б до 2Б (Котор (1Б), Колпаковского (2А), Загадка (2Б)). В восточной части хребта, восточнее пиков Каракол и Джигит, также есть несколько перевалов категорий 2А – 2Б (Бригантина (2Б), Эпюра (2А*), Каракол (2А).

Вторым фактором является транспортная недоступность главных больших долин южного Терскея – рек Сарычат и Куйлю Вост. Если не принимать во внимание авиацию, то попасть в эти долины в районах, примыкающих к технически интересным участкам, можно лишь с помощью лошадей.

 

Все сказанное выше ставит перед организаторами путешествия по южному Терскею две проблемы: проблему безопасности и проблему организации продуктовых забросок. Мы считаем важным поделиться здесь своими соображениями о том, как мы понимали эти проблемы при разработке маршрута и как решали их.

 

Проблема безопасности. Путешествуя по южному Терскею, мы должны четко понимать, что при возникновении в группе аварийной ситуации в период ее пребывания в центральной части хребта Терскей-Алатау быструю помощь (эвакуация участника с тяжелой травмой или заболеванием) она сможет получить только с помощью вертолетной авиации.

 

Изучение вопроса показало, что в нынешних условиях в данном районе решить эту проблему можно. Первым из средств ее решения является адекватная медицинская страховка. Это должна быть страховка, учитывающая пребывание участников похода в зарубежном государстве и занятие их экстремальным спортом.

Наша группа, работая со страховой компанией «Согласие», оформила на каждого участника похода международный страховой полис, включающий:

а) стандартную программу страхования для граждан, выезжающих за границу (тип В), включающую оказание медицинской помощи в амбулатории и стационаре, а также транспортные расходы («Скорая помощь», выезд домой и пр.) со страховым покрытием 15 000 USD – на дни заезда в район похода и выезда из него 

б) программу «спорт экстрим» (тип Е), включающую дополнительно к указанному поиск и эвакуацию в горах и на воде (включая авиа-поиск) со страховым покрытием 30 000 USD – на дни пребывания на маршруте.

 

Естественно, наличие подобного страхового полиса должно быть подкреплено наличием в группе спутникового телефона, дающего возможность связаться со страховой компанией (ее assistance-партнером) с любой точки маршрута. Такой телефон у нас был.

 

Немаловажную роль, в нашем понимании, играет и наличие у группы надежного местного партнера, туристической или иной авторитетной местной фирмы, которая с «большой земли» проследит и поддержит оказание помощи группе.  Практика реальных ЧП показывает, что наличие подобного партнера в постсоветских странах (в отличие от Европы) играет большую роль.

В нашем случае роль такого партнера выполняла туристическая компания «Dostuck-Trekking» (подробнее о компании «Dostuck-Trekking» см. в разд. «Характеристика района похода»), давний партнер, как нашего клуба, так и многих других московских туристских организаций. Поддержка именно этой фирмы сыграла ключевую роль в организации быстрой вертолетной помощи детской группе из Москвы в районе Терскей-Алатау в июле этого года.

 

Проблема организации заброски. Наиболее распространенной схемой построения маршрута 3 - 4 к.с. по южному Терскею является такая, когда группа, взяв заброску в верховьях одной из рек, стекающих с северных склонов хребта, быстро уходит на юг и после прохождения части маршрута по южным отрогам снова возвращается на север к следующей заброске. При этом забросок собственно в южных долинах по причине указанной выше труднодоступности не организуется, а переход по южной части занимает не меньше 10 – 12 дней, т.к. быстрее от «простых» перевалов на востоке до «простых» перевалов на западе не дойти, даже если не ставить перед собой сколь-нибудь серьезных технических задач на юге.

 

Для нашей группы такая схема не виделась оптимальной. Наличие в ее составе пяти девушек не позволяло нам отважиться на 12-дневный переход без заброски, а интерес к южной части Терскея подсказывал, что и этих 12-ти дней может не хватить на все, что мы хотим пройти и увидеть. Именно это и сделало для нас проблему организации заброски собственно в южной части района ключевой при разработке маршрута.

 

 

Разработка маршрута Анализ заявленного и пройденного маршрута

 

На начальном этапе работы над маршрутом мы исходили из версии, что с помощью местного партнера («Dostuck-Trekking») мы получим содействие в организации заброски. Были разные варианты: доставка заброски транспортом повышенной проходимости от Комбината Кумтор (см. ниже) в верховья р. Сарычат, доставка заброски конным караваном оттуда же в устье р. Бороко.

На основе этой версии в апреле был разработан и в мае заявлен наш маршрут с первоначальным вариантом графика движения.

 

Заявленный маршрут с первоначальным графиком движения

 

 

 

 

Даты

День

пути

Участок  маршрута

Км

Способ

передвижения

29.07 – 1.08

 

Москва - Бишкек

 

поездом

2.08

 

Бишкек – р-н комбината Кумтор

 

автотранспортом

2.08

1

рад. выход: верх. р. Сарычат - устье р. Бороко (закладка заброски)

14

пеш.

3.08

2

верх. р. Сарычат - под пер. Котор

7

пеш.

4.08

3

пер. Котор (1Б, 4100) – лед. Котор С., под пер. Колпаковского

12

пеш.

5.08

4

пер. Колпаковского (2А, 4250) - лед. Колпаковского, рад. выход на верш. Котор (1Б, 4496)

11,5

пеш.

6.08

5

лед. Колпаковского - под пер. Бороко Ю.

5,5

пеш.

7.08

6

пер. Бороко Ю. (2Б, 4388) - верх р. Бороко

10

пеш.

8.08

7

верх. р. Бороко - р. Сарычат (снятие заброски)

6

пеш.

9.08

8

р. Сарычат - р. Чон-Борду

12,5

пеш.

10.08

9

р. Чон-Борду - лед. Металлург, под пер. ФКТ

11

пеш.

11.08

10

перевал ФКТ (2Б, 4455) - лед. Караколтор З. - под лед. Караколтор В.

9

пеш.

12.08

11

лед. Караколтор В. - под пер. Бригантина

4,5

пеш.

13.08

12

пер. Бригантина (2Б, 4400) - лед. Кельтор В. - под пер. 50 лет Октября

6,5

пеш.

14.08

13

пер. 50 лет Октября (2Б, 4200), рад выход на верш. 50 лет труду (Пенсия)(1Б, 4341) - верх. р. Такыртор

13

пеш.

15.08

14

верх. р. Такыртор - пер. Такыртор (1Б, 3700) - оз. Алакуль

12

пеш.

16.08

15

оз. Алакуль - р. Каракол (альплагерь Каракол)

8

пеш.

17.08

16

запасной день

 

пеш.

18.08

17

запасной день

 

пеш.

19.08

18

запасной день

 

пеш.

20.08

 

отдых на оз. Иссык-Куль

 

пеш.

21.08

 

отдых на оз. Иссык-Куль, отъезд в Бишкек

 

автотранспортом

22 - 25.08

 

Бишкек - Москва

 

поездом

 

При дальнейшей проработке маршрута в июне-июле совместно с руководством компании «Dostuck-Trekking» мы поняли, что единственным вариантом организации заброски может стать использование вертолета с явно нереальной для нас ценой вопроса от 6 тыс. EUR. Конный караван стоил бы не меньше при условии, что лошадей пришлось бы гнать из очень отдаленного района. Короче говоря, «Dostuck-Trekking» написал: «Ребята, вам будет веселее прогуляться пешком!»

Необходимость «прогулки» не изменила наших намерений и маршрута, но внесла свои коррективы в график его прохождения. Таким образом, непосредственно перед выходом на маршрут у нас сложился новый рабочий график, которого мы могли реально придерживаться в походе. Именно этот график имеет смысл рассматривать, сравнивая заявленный и пройденный маршруты.


Сравнительный график заявленного и пройденного маршрута

 

 

 

Дата

День пути

Заявленный маршрут

(уточненный график)

Пройденный маршрут

Комментарии (изменения маршрута и графика движения)

29.07 – 1.08

 

Москва – Бишкек (поездом)

Москва – Бишкек (поездом)

Первая часть маршрута пройдена в соответствии с намеченным графиком. «Выиграть» дня не удалось в связи с очень тяжелой акклиматизацией и обременительной «челночкой»

2.08

1

Бишкек – р-н комбината Кумтор (переезд автобусом)

закладка заброски для «единичек» клуба

начало движения в верховья р. Сарычат

Бишкек – р-н комбината Кумтор (переезд автобусом)

закладка заброски для «единичек» клуба

от комбината «Кумтор» к верховьям 

р. Сарычат (сырты)

3.08

2

Выход в верховья р. Сарычат

Выход в верховья р. Сарычат

4.08

3

Верховья р. Сарычат - под пер. Котор

Верховья р. Сарычат – левый приток р. Сарычат ( ручей с лед. Котор Ю.)

5.08

4

Закладка заброски в дол. р. Сарычат (радиально)

Закладка заброски в дол. р. Сарычат

(радиально)

6.08

5

Пер. Котор (1Б, 4100) – лед. Котор С., под пер. Колпаковского

Дол. р. Сарычат – лед. Котор Ю.

Задержка при прохождении пер. Котор (ночевка на леднике) в связи с глубоким снегом

7.08

6

Пер. Колпаковского (2А, 4250) - лед. Колпаковского, рад. выход на верш. Котор (1Б, 4496)

Пер. Котор (1Б, 4100) – морены лед. Колпаковского

8.08

7

Лед. Колпаковского - под пер. Бороко Ю.

Пер. Колпаковского (2А, 4250)  - лед. Колпаковского (вост. ветвь)

Отказались от восхождения на вершину Котор в связи со сложной ледовой обстановкой

9.08

8

Пер. Бороко Ю. (2Б, 4388) - верх р. Бороко

Подход под пер. Бороко Ю.

10.08

9

Верх. р. Бороко - р. Сарычат (снятие заброски)

Пер. Бороко Ю. (2Б, 4388) – лед. Бороко Зап. – р. Бороко –р. Сарычат

 

11.08

10

Р. Сарычат - р. Чон-Борду

Снятие заброски из долины р. Сарычат

 

12.08

11

Р. Чон-Борду - лед. Металлург, под пер. ФКТ

Верх по р. Сарычат – в устье р. Чон-Борду

Задержка на участке подхода под пер. ФКТ связана с ухудшением погоды и заболеванием участника 

13.08

12

Перевал ФКТ (2Б, 4455) - лед. Караколтор З. - под лед. Караколтор В.

Р. Чон-Борду – под лед. Металлург

14.08

13

Лед. Караколтор В. - под пер. Бригантина

Лед. Металлург – под пер. ФКТ (2Б*, 4455)

15.08

14

Пер. Бригантина (2Б, 4400) - лед. Кельтор В. - под пер. 50 лет Октября

Пер. ФКТ (2Б*, 4455) – верх. р. Караколтор

 

16.08

15

Пер. 50 лет Октября (2Б, 4200), рад выход на верш. 50 лет труду (Пенсия)(1Б, 4341) - верх. р. Такыртор

Подход под пер. Бриганина

 

17.08

16

Верх. р. Такыртор - пер. Такыртор (1Б, 3700) - оз. Алакуль

Пер. Бригантина (2Б, 4400 м) – верх. р. Культор

 

18.08

17

Оз. Алакуль - р. Каракол (альплагерь Каракол)

Верх. р. Культор – СВ ветвь лед.  Кельтор Вост. (радиальный выход на верш. 50 лет Труду (1Б, 4341 м))

Решили разделить подход по перевал и его прохождение, т.к. на Такыртор уже не успеваем

19.08

18

Запасной день

Пер. 50 лет Октября (2Б, 4200 м) – лед. Такыртор Ю. – дол. р. Такыртор

20.08

19

Запасной день

Р. Такыртор – р. Алтын-Арашан - курорт Алтын-Арашан

переезд на оз. Иссык-Куль

Отказ от пер. Такыртор в связи с отставанием по графику

21 -22.08

 

Отдых на оз. Иссык-Куль,

выезд в Бишкек

Отдых на оз. Иссык-Куль,

выезд в Бишкек

 

23 - 26.08

 

Бишкек – Москва (поездом)

Бишкек – Москва (поездом)

 

 

 

 

 

Примечания:

1. При покупке железнодорожных билетов срок выезда Бишкек – Москва сместился на один день позже. Это дало возможность получить дополнительный ходовой день.

2. Никакие коррективы не затронули нитки маршрута и контрольных сроков похода.

 

 

 

Запасные и аварийные варианты маршрута

 

Запасные варианты маршрута

 

 

 

Запасной вариант

Предназначение

1

пер. Каракол

(2А, 4220)

обход пер. Бригантина, на случай плохой погоды и усталости группы

2

пер. Туристов Татарии

(2А, 4300)

обход пер. 50 лет Октября, на случай плохой погоды и усталости группы

3

Спуск по р. Каракол

обход пер. 50 лет Октября и Такыртор, сокращение маршрута на случай задержки по графику

4

Спуск по р. Арасан

обход пер. Такыртор, сокращение маршрута на случай задержки по графику

  Аварийные выходы с маршрута

 

 

 

 

Аварийный выход с маршрута

Предназначение

1

Выход в верх. р. Сарычат и далее в р-н рудника Кумтор

при аварийной ситуации в бассейне р. Сарычат

2

Спуск по р. Чон-Кызылсу

при аварийной ситуации в р-не лед. Котор С.

3

Спуск по р. Караколтор и Куйлю до МТФ

при аварийной ситуации в р-не лед. Караколтор

4

Спуск по р. Каракол

при аварийной ситуации в р-не лед. Бригантина

 

 

Организация заезда на маршрут и выезда с маршрута

 

Из Москвы в Бишкек группа доехала поездом №28, следующим по маршруту: «Москва – Бишкек».

 

Заезд на начальную точку маршрута (Бишкек – комбинат Кумтор). Расстояние от Бишкека до комбината Кумтор составляет 350 км, расчетное время в пути – 5-6 часов.

Из Бишкека по шоссе, идущему на Каракол (вдоль южного берега Иссык-Куля), доезжаем до пос. Тамга. Здесь на комбинат Кумтор в южном направлении идет грунтовая автомобильная дорога. Эта дорога поднимается на хребет Терскей-Алатау по Борскоонскому ущелью и далее спускается на южную сторону хребта в верховья р. Арабель, в район комбината Кумтор.

Дорога от пос. Тамга до комбината поддерживается в великолепном состоянии: она постоянно выравнивается грейдерами и поливается. В связи с этим на комбинат может проехать любая автомашина.

Группа доехала от железнодорожного вокзала Бишкека до КПП комбината Кумтор на микроавтобусе за 6 часов.

 

Выезд с конечной точки маршрута (курорт Алтын-Арашан – Каракол – пос. Тамга). Дорога от курорта Алтын-Арашан идет вниз по долине р. Арашан в пос. Ак-Суу (бывш. Теплоключенка). Этот участок можно преодолеть только на автомобиле повышенной проходиомсти.

От пос. Ак-Суу до Каракола 10 км по шоссе. Далее по шоссе, идущему вдоль южного берега оз. Иссык-Куль (на Бишкек), проезжаем 85 км и попадаем в пос. Тамга, в районе которого расположен юртовый лагерь, организованный на берегу Иссык-Куля компанией «Dostuck-Trekking» (о юртовом лагере см. ниже).

От курорта до Каракола доехали на вахтовом автомобиле ГАЗ (ок. 2 часов), далее – на микроавтобусе (ок. 2 часов).

 

Возвращение в Москву. Из юртового лагеря ночью переехали в Бишкек (340 км по шоссе), утром сели в поезд № 27 Бишкек – Москва.

Переезд в Бишкек на микроавтобусе занял 5 часов.

 

Весь автотранспорт был заказан у фирмы «Dostuck-Trekking» подробную информацию о фирме «Dostuck-Trekking» и стоимости проезда см. в разд. «Характеристика района похода».

Также подробнее о наличии поездов и стоимости железнодорожного проезда см. в разд. «Характеристика района похода».

 

 

Организация забросок

 

 1. Заброска в дол. р. Сарычат на вторую часть маршрута была организована самой группой. От начальной точки маршрута (комб. Кумтор) груз был перенесен в долину ручья, вытекающего с лед. Котор Ю. В связи с большим весом на всем протяжении этого участка группа использовала тактику челночного передвижения.

Далее был организован однодневный радиальный выход, в результате которого заброска была заложена в камни на левом берегу р. Сарычат (в 6 км не доходя устья р. Бороко).

Подробнее о данной заброске выше и в разд. «Техническое описание маршрута».

 

2.  На КПП комбината Кумтор нами была организована заброска для групп нашего клуба, проводящих походы I к.с. После переговоров с начальником службы охраны комбината нам удалось добиться разрешения оставить заброску в помещении КПП.

 

3. По согласованию с фирмой «Dostuck-Trekking» городская заброска (на обратную дорогу) хранилась в юртовом лагере, где наш клуб собрался после завершения маршрутов.

 

 

Прочая важная информация

 

1. Большая часть группы имела опыт похода 3 категории сложности по району Джунгарского Алатау. В течение года велась интенсивная общая физическая подготовка участников (бег, силовая подготовка), регулярно проводились тренировки по горной технике и ориентированию как на естественном рельефе (овраги в Митинском лесопарке (осенью и весной), полушкинские карьеры (зима и весна) ), так и на учебном скалолазном стенде в Митино. Значительное внимание уделялось теоретической подготовке участников и овладению ими необходимыми техническими навыками.

 

2. Важным моментом обеспечения безопасности на маршрутах групп нашего клуба явилось наличие у всех групп спутниковых телефонов, с помощью которых мы, например, легко сообщали друг другу координаты расположения забросок и прочую информацию, необходимую для более четкого взаимодействия групп.

 

3. После окончания походов группы нашего клуба несколько дней отдыхали в юртовом лагере компании «Dostuck-Trekking» на берегу оз. Иссык-Куль. Этот лагерь представляет собой, по сути, кусок дикого берега, закрытого для посторонних лиц, где можно поставить палатки. Единственным плюсом лагеря является законность пребывания и защищенность от претензий местных жителей (это на Иссык-Куле серьезная проблема!). Лагерь (плохо) снабжается питьевой водой, имеется туалет. Минусы – отсутствие тени и удаленность от торговых точек. Стоимость проживания в палатках – 1 EUR с человека в день.

 

Александр Щербина

 

 


 

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100