Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Гусак Николай Афанасьевич

Гусак Николай Афанасьевич (1910-1978, Москва). Профессиональный альпинист. ЗМС по альпинизму (1946). Старший инструктор альпинизма. Имеет правительственные награды. Пожалуй, это один из непревзойденных альпинистов-высотников нашей страны.

Первое свое восхождение Николай Афанасьевич совершил в 1928 году на Уральскую вершину Сабля. За период 1931-1941 годов Николай Гусак 13 раз совершал восхождения на вершины Эльбруса, из них – 7 раз зимой.

1931 – руководство лыжным походом через перевалы вокруг Эльбруса.

1932-1933 – участник Кавказской экспедиции по изучению ледников Верхней Сванетии.

1934 – ст. инструктор курсов ОПТЭ в Приэльбрусье по подготовке горных проводников из местного населения. С группами курсантов Н.Гусак совершает восхождения: на пик Терскол-ак, на вершину Сарыкол-баши, на пик Советский воин, на Кзгем-баши, траверс Кубасанты-Советский воин.

1936 - в сентябре в верховьях ледника Фортамбек работала альпинистская группа, разведывая пути восхождения на пик Сталина с севера. В ее состав входили инструктора похода, участники которого в июле-августе безрезультатно штурмовали пик Ленина. Альпинисты: П.Н. Альгамбров, Е.А. Белецкий, Д.И. Гущин, Н.А. Гусак, А.Б. Джапаридзе, И.Г. Федоров прошли к ущелью Фортамбек от низовьев Мук-су, переправившись на левый берег бурной реки у кишлака Девсиар

Н.А.Гусак участник Памирских экспедиций.

Во второй половине дня альпинисты достигли первых скал черного массива (около 6200 м), который снизу казался самостоятельной вершиной. На самом деле это были только скальные обнажения на контрфорсе, примыкающем к мощному уходившему на восток вершинному гребню. Изгибы гребня не позволяли рассмотреть его верхнюю часть, но теперь разведчики не сомневались в том, что по этому гребню можно Двигаясь вверх по леднику Фортамбек в 4-х часах пути от его языка, альпинисты обратили внимание на узкое, не обозначенное на карте топографа Вальтера ущелье, прорезавшее высокую террасу древних ледниковых отложений правого берега ледника. Очертания нижних склонов ущелья позволяли предположить, что оно может вывести в глубь массива пика Корженевской, к одному из его вершинных гребней.

Альпинисты не без труда преодолели первую, крутую ступень ущелья, которое получило в последующих экспедициях имя Корженевской. Подъем был возможен только вдоль русла немноговодного, но бурного потока, судя по цвету воды, берущего начало из вечных льдов.

После непродолжительного подъема по ущелью им открылся вид на узкий, но мощный ледник, образующий в нижней части две крутые ступени. Язык ледника был свободен от камней, и его нижняя часть лежала на высоте 4090 м на 1000-1100 м выше уровня ледника Фортамбек у входа в ущелье Корженевской.

Гусак и Джапаридзе, несмотря на ограниченность запасов продовольствия, решили продолжать путь вверх по этому леднику.

На второй день альпинисты вышли на перевал, на высоту вершин Эльбруса. Открывшийся вид на восток вознаградил их за трудности похода. В провале лежащего у их ног ущелья был виден мощный ледник, рассеченный трещинами. Это мог быть только ледник Мушкетова, а огромные вершины за ним принадлежали к группе Алтынмазарских пиков. Альпинисты находились на водораздельном гребне между бассейнами ледников Мушкетова и Фортамбек.

На следующий день было решено продолжать подъем от перевала по северным склонам скального шеститысячника. Путь вначале шел по четко выраженному водораздельному гребню, а затем по снежным склонам крутизной в 45-50°, выводящим к скалам пройти к высшей точке массива.

Разведка Н.А. Гусака и А.Б. Джапаридзе проложила путь к вершине пика Корженевской другим группам. Результатами этой разведки с успехом воспользовалась группа А.Угарова, которая 22 августа 1953 года по северному хребту от ледника Корженевской совершила первое восхождение на пик Корженевской.

Пик Е.Корженевской

Вершина была открыта Н.Л. Корженевским 10 (23) августа 1910 г. и названа им пиком «Евгении». Название пик Корженевской появилось на географических картах нашей страны и всего мира с 1927 года.

В свое время Е.А. Белецкий установил, что у этой вершины было местное название - Кух-и-Санталак. Нам это название слышать не приходилось. Видимо, оно употреблялось местными жителями очень давно и редко, а теперь забыто вовсе, так как население с верхней Мук-Гу переселилось в долины и уже никто не знает где был (и был ли вообще) пик с экзотическим названием Кух-и-Санталак.

Участниками экспедиции 1936 года были совершены тренировочные и разведочные восхождения, в том числе - Н.А.Гусак в двойке с Алешей Джапаридзе совершили восхождения на безымянные пики «5400» и «6570». Двойка Н.А.Гусак - Д.И.Гущин первовосхождение на безымянный пик «5475» по ребру от ледника Вальтера. Вершина была названа в честь руководителя ОГПУ - пиком Ягоды (у этой вершины последовательно было несколько названий: пик Ежова, Берии - еще называли пиком Берилл, НКВД, пик Кубертена).

В архиве альпиниста Г.Старикова была найдена копия записки, снятой с пика НКВД кем-то и когда-то…- «Взошли на пик Ягода 15го сентября 1936 г. в 14ч. 45 мин. Гущин Д.И. – Москва , Гусак Н.А. – Москва. Подъем совершен по ребру от ледника Вальтера. На подъем от ледника потребовалось 13ч 40 мин. Уч-ки экспедиций Крыленко по разведке для восх-я на пик Сталина» (внизу подпись - Гусак).

Летом 1996 года в этом районе проводилась международная альпинистская экспедиция, посвященная 100 - летию современных Олимпийских Игр. Этот юбилей было решено отметить восхождением на одну из безымянных вершин Центрального Памира высотой в 5475 м. и присвоить ей имя великого французского гуманиста Пьера де Кубертена, возродившего Олимпийские игры

Фото пика Пьера Де Кубертена: вид с высоты 6300 м.
южного гребня пика Е.Корженевской.

Центральный Памир. Пик Пьера де Кубертена (5475, по другим данным -5775).

1937 – в горах Памира действовала большая экспедиция, организованная Всекомфизкультом СССР в честь 20-летия Октябрьской Революции. Задача экспедиции была грандиозной - восхождения на три семитысячника СССР: пик Сталина, пик Ленина, пик Корженевской. Участники экспедиции Н.Гусак и В.Киркоров в качестве тренировки, совершили первое восхождение на Памирскую вершину пик Орджоникидзе (6346, по другим данным -6365).

Пик Орджоникидзе – 6346 м.
фото Н.П. Горбунова, 1935 год.

1937 – в этой же экспедиции было совершено второе восхождение на пик Сталина. Руководитель штурма – талантливый московский альпинист О. Аристов, состав группы - Е.Белецкий, Л.Бархаш, Н.Гусак, В.Киркоров и врач И.Федорков. 13 сентября на высоте 7450 м. срывается и погибает О.Аристов, остальные участники поднялись на вершину. По жесткому предвершинному гребню они шли без кошек на ногах, что, скорее всего, и послужило причиной срыва и гибели О.Аристова

1938-1941 – Н.А.Гусак работает старшим инструктором и начальником учебной части, летних и зимних сборов, походов и восхождений, альпиниад и школы инструкторов альпинизма РККА

1939 – в этот год Н.Гусак совершает давно задуманное свое восхождение на Северную Ушбу

1940 – на Западном Кавказе Н.Гусак совершает два траверса Чотчи и Белалакаи

Северная Ушба (4695). Вид через снежную «подушку».
Фото П.Ф.Захарова

1941 – начало Великой Отечественной войны. Н.Гусак уходит добровольцем на фронт. В начале боевых действий участвовал в обороне Москвы. По распоряжению Всесоюзного Комитета обороны СССР Н.А.Гусак был направлен в районы боевых действий на Кавказе. Он был участником боевых операций в районе перевалов Клухор и Нахар, оборонял Военно-Грузинскую дорогу и перевалы ГКХ на Эльбрусском направлении.

1942 – Н.А.Гусак откомандирован в Бакуриани на должность преподавателя Школы военного альпинизма и горнолыжного дела Закавказского фронта. За время работы в школе печатался во фронтовых газетах «За Родину» и «Боец РККА». Автор пособий: «Памятка бойцу и командиру о лавинах и борьбе с лавинной опасностью», «Командиру о перевалах Кавказа», «Несение гарнизонной службы обороны перевалов зимой», соавтор в книге «Советские альпинисты в битве за Кавказ», автор ряда справочников по организации и проведению зимних восхождений и летних походов альпинистов РККА.

Офицерам Красной Армии А. М. Гусеву и Гусаку Н.А. было приказано возглавить специальные альпинистские отряды в боях на перевалах Западного Кавказа. В сентябре 1942 года отряд Гусева-Гусака, опередив гитлеровцев, занял горную седловину в верховьях Клычского хребта, обеспечив надежное прикрытие основных сил наших войск.

Гусак Николай Афанасьевич

Гусев Александр Михайлович

В это время самым напряженным стало Клухорское направление и август месяц мог быть переломным в ходе боев в районе Клухора. Именно тогда у селения Генцвиши наши подразделения сорвали попытку трех отрядов егерей разгромить штаб 394-й дивизии, окружить наши части под Клухором и поставить в тяжелое положение советские войска на Марухском перевале. Значительная роль в разгроме немецких частей в этом районе принадлежала приданным к ним альпинистским специалистам – А.М.Гусеву и Н.А.Гусаку. Именно Клухорскому перевалу немцы придавали первостепенное значение для прорыва и выхода к Черноморскому побережью. Именно туда были отправлены два опытных альпиниста имевших богатый довоенный опыт работы в горах: Александр Гусев и Николай Гусак. За предельно короткое время, отведенное на организацию боевой операции, они сумели своевременно организовать и обучить необходимые воинские части. Они лично разработали и провели три войсковые операции, которые полностью сорвали планы гитлеровцев по прорыву к Черноморскому побережью в районе города Сухуми.

К этому времени немцы, занявшие Клухорский перевал, перевели через него серьезные силы для движения вниз по долине к морю. По армейским меркам, остановить их движение «в лоб», было практически не возможно. Обычные воинские операции здесь были не пригодны - в войсковых частях не было специалистов горного дела.

Именно здесь и началась первая операция - скрытный проход по боковому ущелью к перевалу Клыч, во фланг немецкого фронта. И задуманное и осуществленное было совершено безукоризненно: подход к перевалу, захват господствующих над перевалом высот, атака и победа в августе 1942 года (!) – когда немцы безостановочно двигались к Москве.

Немцы вынуждены были отойти назад к Клухорскому перевалу. Правда, у них оставался шанс организовать атаку со стороны перевала Нахар. Это уже был сигнал к началу второй операции Гусева-Гусака. Вновь скрытое продвижение по боковым ущельям. Неимоверно трудный обходной маневр по овладению господствующими высотами и захват перевала. И как результат - новое немецкое отступление. Вот тут то военное начальство в полной мере оценило опыт и мастерство «физкультурников» (так штабные офицеры иронически называли инструкторов альпинизма в погонах).

Третья операция, состоялась в условиях надвигающейся зимы - в ноябре-декабре 1942 года. Это был выход по боковому совершенно не примечательному ущелью с чудным названием Симли-Минари в тыл немецкой группировки по их правому флангу. Никто толком не знал, почему оно так называется, куда ведет, каков его характер - в общем-то, не обращали на него внимания – ни немцы, ни наши – так, какое то ответвление от основного ущелья. Вот его то после тщательной личной разведки и использовали Гусев и Гусак.

Это о них написал маршал А. А. Гречко в своей книге: «Хочется сказать несколько теплых слов о наших славных альпинистах, которые сыграли немалую роль в боях на перевалах Главного Кавказского хребта. Альпинисты были на всех высокогорных участках фронта. Многие из них награждены правительственными наградами, об их боевых делах писали фронтовые газеты».

Проведенные три операции позволили сказать, что судьба перевала Клухр была решена в нашу пользу. Даже учитывая факт того, что перевал находился в руках противника – ни накопить силы, ни обеспечить снаряжением и боеприпасами для решительного прорыва к морю, немцы уже не могли. Им оставалось суметь с малыми потерями уйти с этого участка ГКХ.

Считая Кавказ уже завоеванным, фашистское командование еще 21 августа 1942 года провело операцию по восхождению на Эльбрус из ущелья Уллукам. На обеих вершинах Эльбруса были установлены флаги со свастикой. Геббельсовская пропаганда разрекламировала это событие как подвиг - «Покоренный Эльбрус венчает конец павшего Кавказа» — писали берлинские газеты.

1943 год, февраль. Сразу после изгнания гитлеровцев, командование Закавказского фронта направило на Эльбрус альпинистов снять фашистские штандарты и установить

советские красные флаги. Это произошло 13 и 17 февраля. Свои восхождения альпинисты посвятили 25-й годовщине советских Вооруженных Сил и освобождению Кавказа от гитлеровских захватчиков.

По своей сути этот поход на Эльбрус стал первым массовым восхождением в условиях военной зимы. Все участники отряда вполне представляли себе, те опасности и трудности, которые поджидали их во время этого похода. И была еще одна сложность – никто в отряде кроме Н.Гусака и М.Гусева зимой на Эльбрусе не был, были неизвестны расположения минных полей и огневых точек противника в районе «Приюта 11-ти». А что стоило самодельное альпинистское снаряжение, с которым шли зимой наши альпинисты?! – ведь тогда не было снабжения воинских подразделений специальным оборудованием и снаряжением. Одежда была хоть и достаточно теплой, но не приспособленной для восхождений: полушубки, валенки, шапки – ушанки и толстые рукавицы. Дополнительные неудобства представлял большой груз оружия, минимум питания, неясность обстановки.

Первый отряд шел через Крестовый перевал, через только что освобожденный Нальчик и Баксанское ущелье, второй – через перевал Бечо и третий – через Донгуз-Орун. Отряды вышли к подножию Эльбруса. Все мосты через реку Баксан оказались взорванными, и продвижение шло медленно: глубокий снег, трещины, мины подстерегали смельчаков на каждом шагу.

На «Приюте одиннадцати» отряды объединились. Здание «Приюта» было повреждено бомбежками, но укрыться в нем от непогоды оказалось возможным, и это было весьма кстати, так как состояние погоды явно говорило о приближении бурана. Буран бушевал целую неделю. В отряде кончились продукты. Положение становилось критическим. Было принято решение - всех альпинистов разделить на два отряда и штурмовать вершины в любую погоду, по очереди подстраховывая друг друга.

На западную вершину уходили: Н. Гусак, А. Сидоренко, Г. Хергиани, Б. Хергиани Е. Белецкий, Е Смирнов. На восточную вершину шел отряд в составе: А.. Гусев, Г. Одноблюдов, Б. Грачев, В. Кухтин, Н. Моренец, А. Грязнов, А. Багров, Н. Персианинов, Л. Коротаева, Г. Сулаквелидзе.

Желание «дать фашистам», а заодно и поставить точку над кавказским разгромом врага переполняло душу воинов.

А.M. Гусев, H. A. Гусак и Е. А. Белецкий за успешно проведенную операцию на Эльбрусе были награждены орденами Красной Звезды.

Участники зимнего восхождения 1943 года на Эльбрус около здания «Приюта 11-ти»: слева направо: первый ряд - Николай Гусак, Никита Персиянинов. 2-й ряд: Николай Моренец, Георгий Одноблюдов, Борис Грачев, Виктор Кухтин, Александр Сидоренко
Фото А. Сидоренко

После демобилизации, Н.А.Гусак продолжает свою альпинистскую деятельность:

• 1945 – зимой этого года Н.Гусак принимает участие в поисках группы Алеши Джапаридзе, погибшей в районе седловины Ушбы.
  • 1946 – группа в составе: В.Абалаков, Н.Гусак, А.Боровиков и И.Леонов совершили восхождение на пик Вольной Испании с перевала Кашка-таш, а в качестве тренировочного восхождения совершили подъем на Накра-тау по северному ребру.
  • 1947 – спартаковская команда: В.Абалаков, Н.Гусак, И.Леонов и В.Чередова совершили первое прохождение маршрута на Западную вершину Шхельды с севера по ребру.
  • 1948 – траверс Безенгийской стены с подъемом на Шхару по северному ребру. В группе В.Абалакова кроме Н.Гусака шли: В.Сасоров, В.Чередова, А.Боровиков, И. Леонов.
  • 1949 - командой «Спартака» в составе: Абалаков, Аркин, Пелевин, Чередова, Гусак, Леонов, Ю.Москальцов и В.Мартынов. был совершен высокотехничный траверс семи вершин - от Коштана до Дыхтау – 1 место в чемпионате Союза.
  • 1950 – пик МНР по центру Зап. стены – Н.А.Гусак - призер чемпионата Союза.
  • 1951 - в группе под руководством В.Абалакова Николай Гусак совершает первопрохождение по Северной стене Главной вершины Уллу-тау – 1 место в чемпионате Союза. В спартаковской команде он совершает первопрохождение маршрута на Северную вершину Шхельды по стене.
  • 1952 – и еще одно первопрохождение на Кавказе. В группе под руководством В.Кизеля Гусак проходит Северную стену пика Вольная Испания.
  • 1956 – давно желанное восхождение на пик Победы состоялось – Н.А.Гусак в составе Спартаковской команды (руководитель В.Абалаков) поднимается на вершину по северному склону – 1 место в чемпионате Союза.
  • 1959 – Н.Гусак совершает два рекордных восхождения – первовосхождение на пик Ахмади Дониша (6662) с подъемом по Вост. стене со стороны ледника Бивачного – чемпион Союза и призовое место чемпионата СССР за траверс от пика Раздельного до пика ХIХ партсъезда. По результатам работы на этом сборе Николай Афанасьевич был зачислен кандидатом в Гималайскую Эверестовскую экспедицию.
  • В 1932 году после работ Таджикской экспедиции этой вершине было дано название – «Пик Ворошилова» (в честь Маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова). Новое название – «пик Ахмади Дониша» (таджикский философ XIX века) было дано первовосходителями Абалаковской командой в 1959 году.
  • Николай Афанасьевич Гусак отличался острым характером, любил шутить и проводить веселые розыгрыши. Причем место подобных «забав», не имело ни какого значения. Одним из подобных примеров может служить розыгрыш, проведенный на биваке под стеной пика Ворошилова (Ахмади Дониша). Причем все началось с шуток в адрес одного члена команды Иосифа Кахиани, а завершилось непроизвольным участием всей спартаковской команды. Под вечер команда сидела под стеной, общее настроение было скучным, читали книжку «Приключения в горах» и изредка смеялись над всякими шутками. Вдруг Гусак и говорит: – «Иосиф снимай ботинок!». Зачем? - спрашивает Иосиф, но начал снимать ботинок. Осмотрел Гусак ногу Кахиани и говорит: «Обувайся!» и тут же командует - «Снимай другой ботинок!». «Да хватит, - говорит Иосиф, - сколько можно: снимай – обувай!?» - «Слушай, - говорит Гусак, - какой же ты сван, если стариков не слушаешься». Кахиани разулся. Осмотрел Гусак другую ногу. «Вот, - это нам и нужно». И показывает ему книжку. А там нарисован след - след снежного человека, обнаруженный в Гималаях знаменитым альпинистом Эриком Шиптоном. И сказано: «Следы йети по Э. Шиптону». А правая нога Иосифа с полуампутированным пальцем очень похожа на это изображение. Тут Гусак взвалил Кахиани на плечи и понес к берегу озера, где песочек у воды. Иосиф по команде стал правой ногой ступать по самому берегу, как будто левая нога по воде шла.

Приходят они в лагерь и сидят, вроде как задумались. Спрашивают: «В чем дело?». А они не хотят говорить. Потом Гусак все-таки соглашается, только просит всех, чтобы каждый поклялся, что будет молчать.

Все, конечно, поклялись и ждут Гусаковой шутки. А он вдруг серьезно так говорит, мы целый год готовились к штурму стены, а теперь экспедиция в опасности - все сорвется, если не проявим настоящей альпинистской твердости и неподкупности. И показывает книжку с рисунком. Все посмотрели книжку и смотрят на Гусака. «С этим сваном пойдешь вместе, обязательно что-нибудь случится», - говорит он. – «Неужели следы?» - «Да вот, полюбуйтесь у озерка».

Все ринулись к берегу. Михаил Иванович Ануфриков запрыгнул в палатку и роется там, фотоаппарат ищет: «Никому не подходить! Запрещаю!» - кричит – «Историческая фотография будет!». Всех разогнал, бегает, снимает направо и налево, в воду залез.

Гусак потихоньку говорит Иосифу: «Смотри, так Ануфриков нас никогда не фотографировал. Ничего, пускай теперь твою ногу поснимает».

Кахиани с Гусаком пошли в кусты, повалялись по траве и веткам и кричат: «Смотрите, он тут лежал!»

Вечером у костра все стали серьезно думать, потому что если сообщить в Москву, то заставят его ловить и конец экспедиции.

Ануфриков горячится:- «Вы как хотите, а я завтра проявлю пленку и отошлю в Москву».

«А мы тебя свяжем, - говорит Гусак, - пленку засветим, а следы затопчем».

Иосиф ему тихонько: «Кончай цирк, а то он ночью сбежит с пленкой, и тогда уж точно никакого восхождения - придется Ануфрикова ловить. А не поймаем, так начнут по всем горам ловить меня».

Потом на стене Иосифу так и кричали: «Эй, Снежный человек!»

Но он не обижался, потому что те, кто побывал на всех семитысячниках Памира и Тянь-Шаня, гордо называются «Снежными барсами», так что же «Снежный человек» разве хуже?

После завершения своей альпинистской деятельности Н.А.Гусак перешел на работу сотрудником Гидрометеослужбы в Эльбрусской экспедиции Высокогорного Геофизического института (директор А.М. Гусев). За время работы начальником спасательного отряда Эльбрусской экспедиции неоднократно зимовал на «Приюте девяти» на Эльбрусе. Затем, до выхода на пенсию (1970), работал в институте прикладной геофизики в Москве, где директором был старый его друг и боевой товарищ Александр Михайлович Гусев.

1978 – организатор и руководитель похода по местам боев за Главный Кавказский Хребет (700 км и 14 перевалов) Николай Афанасьевич Гусак к сожалению скончался в этом походе.

П.П.Захаров (с использованием: Архивных сведений, Энциклопедии Risk.RU, публикации Ю.Визбора, книги Гнеушева «Тайна Марухского ледника», материалов альпклуба СПБ, TURIZM YNN RU. Фото: А.Сидоренко, Н.Горбунов, П.Ф.Захаров, С.Воробьев, Fotkidero RU, Г.Стариков, Интернет архив).