Автор: Кирилл Спирин, СПб

Трек к Эвересту и восхождение на Айленд Пик - фотоотчет. Часть 1, акклиматизационная

Группа на фоне Ама-Даблам

Для меня это был уже второй трек в весеннем сезоне (первую группу я водил к базовому лагерю Аннапурны). И если первый трек можно было назвать развлекательной прогулкой по горным ландшафтам, то сейчас предстоял довольно серьезный маршрут в довольно непростом районе.

Маршрут отличался от классического треккинга к Базовому лагерю Эвереста и включал в себя перевалы Ренджо Ла и Чо Ла, подъемы на Сандер Пик, Гокио Ри и Кала Патар, а также восхождение на Айленд Пик в финале мероприятия.

Желающих в эту группу изначально было человек двадцать (это только из тех, кто ранее уже ходил со мной в другие треки и соответствовал выдвигаемым для данного маршрута требованиям), и я думал, что места разберут еще до нового года. Но не тут-то было, по различным причинам народ стал постепенно отсеиваться (у большинства причина оказалась по-современному банальная: не дают трехнедельный отпуск на работе). В итоге, 7 апреля в Катманду нас собралось 7 человек. При этом даже среди тех, кто в итоге приехал, были такие, у кого поездка едва ли не до последнего момента оставалась под вопросом :) Вот и организовывай длительные программы после такой статистики :) Но ведь вы хотите, да? Значит, будем организовывать. Только не так часто, как хотелось бы :)

Все участники этой трансгималайской экспедиции шли со мной уже как минимум по второму (а некоторые и по третьему) разу. Поэтому сомневаться в людях не приходилось. А это, в общем-то, самое главное в горах. Хотя, наверное, вопрос доверия актуален не только в горах :)

Вторая группа весеннего сезона переняла от первой эстафетную палочку приключений на задницу: при встрече в аэропорту Антон меня обрадовал тем, что прилетел без рюкзака. В смысле, его багаж утерян при перевозке. Правда, представители спайсджета обещают, что рюкзак должен прилететь буквально следующим рейсом в этот же день. Антон выясняет у меня, что можно купить в Катманду и что взять в аренду, потом вспоминает про какую-то дорогую аппаратуру в рюкзаке, в отчаянии хватается за голову и начинает уже строить планы досрочного возвращения на родину. Через пару часов мне звонят из аэропорта и просят передать господину из России, что его рюкзак найден. Прилетел из Дели другим самолетом другой авиакомпании. Антон отказывается верить, пока не увидит сам. Едим вместе в аэропорт, через 10 минут возвращается Антон с рюкзаком под мышкой.

На этом неприятности, насколько я помню, закончились. На следующий день мы благополучно вылетели из Катманду со стандартной в Непале часовой задержкой и так же благополучно приземлились в аэропорту Лукла, про который написано уже столько, что добавлять к этому что-то еще становится просто неприлично.

Аэропорт в Лукле

Да, кстати, фотографировал я на этом треке не так много, как хотелось бы. Главным образом из-за того, что едва ли не ежедневно по окончании ходового дня мне приходилось проводить с участниками тренировки по технике работы с веревками (это и само по себе занимает достаточно времени, да к тому же еще порядком утомляет, все время в напряжении - не до фотографий, мягко говоря). Но мне повезло, т.к. в группе оказались действительно хорошие фотографы. Имена героев в студию:

- Антон, автор интересного проекта. Проект интересен прежде всего своими 360-градусными панорамами. Перейдя по ссылке на панорамы, вы сможете получить более полное представление о некоторых местах с нашего трека. Только не забывайте кликать на каждую из панорам, в этом вся фишка! Тогда они действительно развертываются на 360 градусов, и это смотрится классно. Кое-где я буду приводить ссылки на панорамы Антона, относящиеся к соответствующим местам.

- Маша Александровская, по доброте душевной разрешившая мне использовать в этом отчете ее фотографии. Фотоальбом Маши с нашего трека можно посмотреть во фликре (очень рекомендую посмотреть альбом целиком, он того стоит). А отдельные фотографии с этого альбома я буду приводить здесь, каждый раз в таких случаях оговаривая авторство.

Так вот, 360-градусная панорама Луклы от Антона: смотреть панораму.

В Лукле мы встретились с нашим единственным (пока!) портером - Нагендрой. Помимо Нагендры, я взял под этот трек дополнительного местного гида - Манаджа. Манадж прилетел с нами из Катманду. В дополнение к своим обязанностям гида он согласился также выполнять часть обязанностей портера и нести наше общественное альпинистское снаряжение: веревки и обвязки для тренировок, железо и проч. Спасибо ему :) самому мне тащить все время эту снарягу было бы, наверное, тяжко.

Света в Лукле подержала за ручку девочку, приносящую удачу :) Оказалось, это работает: удача в дальнейшем нам сопутствовала :)

Cвета с ребенком

Ну а мы обедаем в Лукле и выходим на тропу. Тропа изобилует яками (фото Маши Александровской):

Яки в лукле

и мантрами (фото Маши Александровской):

Стены мани

Пробираясь между яками и стенами мани (так называются эти камни с высеченными на них мантрами), мы довольно бодро дошагали до планового места ночевки в Пхагдинге. Ну да, еще бы мы бодро не бежали с 2800 на 2600 :) На мой взгляд, даже чересчур бодро. Посмотрим, что будет через пару-тройку дней.

В Пхагдинге, не откладывая дело в долгий ящик, в первый же день приступили к тренировкам. Сразу после обеда :) Место выбрали не очень удачное, прямо у дороги рядом с лоджем. Естественно, мы тут же стали объектом внимания всех проходящих мимо портеров и туристов :)

Надо сказать, что конечной целью нашего маршрута было восхождение на Айленд Пик (6189 м). Это восхождение тянет на твердую 3А по российской альпинистской классификации (некоторые оценивают его категорией сложности 3Б), поэтому мероприятие требует от участников владения хотя бы базовой альпинистской техникой. В нашей же группе альпинистский опыт был только у Володи с Машей, и то давно. Остальные четыре участника приехали "с нуля", только с опытом треккинговых походов. Поэтому, планируя данную программу и закладывая в нее Айленд Пик, я изначально рассчитывал, что по окончании ходового дня буду по возможности проводить технические тренировки с участниками. Для чего привез с собой из России веревку, петли, пару обвязок и все необходимое железо. Всего за время треккинговой части мы провели 8 или 9 полноценных тренировок. Немного, но все же достаточно для того, чтобы люди освоили первичные необходимые навыки подъема и спуска по закрепленным веревкам и стали осмысленно подходить к вопросам самостраховки. Честно говоря, я не понимаю, как некоторые организаторы берут на Айленд Пик неподготовленных участников, проводя всего одну показательную тренировку в базовом лагере перед восхождением (на пологом рельефе). За один раз в голове у людей точно ничего не отложится. А это значит, что любая мало-мальски нестандартная ситуация может привести к несчастному случаю. Наши девушки еще на третьей и четвертой тренировках не могли избавиться от чувства страха при спуске на восьмерке и чувствовали себя неуверенно, и это вполне естественно. И я не отстал от ребят, пока каждый по десятку раз не поднялся-спустился по вертикальным стенкам. Зато после этого 45-градусный лед Айленд Пика на рабочем восхождении уже никого не приводил в ужас. Но про Айленд Пик потом будет отдельный рассказ :)

А пока первая тренировка прошла удовлетворительно: первые вопли наших девушек, первое выражение восторга со стороны проходящих мимо портеров. Поужинали, легли спать, и на следующий день пошли в радиальную акклиматизационную вылазку на Пунджунг Хилл, до высоты примерно 3600. Обычно народ на второй день сразу идет в Намче на 3500, да там и ночует. Но я ведь внутри добрый (если кормить регулярно), и своих пожалел: для лучшей адаптации у нас по плану подняться на 3600 и потом спуститься обратно на 2600 в Пхагдинг для дополнительной ночевки.

Дима с Антоном убежали вперед, да там и потерялись, свернув на развилке в другую сторону. Мы подумали, что они либо так далеко ускакали вверх, что мы их не видим, либо, свернув на неправильную тропу, вернулись назад. Зашли впятером в гомпу (буддистский храм), послушали красивое пение мальчиков-монахов. Идем дальше, уже потеряв надежду встретить до вечера Диму с Антоном. Но наши парни - они ведь ого-го! Они ведь настоящие бизоны и так просто не сдаются! Осознав довольно скоро, что их тропа уходит в сторону, они, вместо того, чтобы повернуть назад, начинают карабкаться прямиком вверх на наш гребень (со слов Димы, практически по "отрицательной сыпухе"), и вдруг мы видим их впереди, вылезающих из зарослей. У ребят осталось много впечатлений, а у Антона еще и мозоли на ногах.

Кстати, мозоли Антона мы лечили, экспериментально сравнивая два способа: французский и русский. В качестве французского способа Маша предложила пропитанную какой-то смесью целебную накладку. Я с российской стороны предложил мазать на ночь йодом, а на день накладывать пластырь. Со слов Антона, оба способа оказались одинаково бесполезными, и мозоли его прошли через 3 дня сами собой :)

Ну а пока, после счастливого воссоединения группы (сколько раз я вам говорил ждать на развилках, дети мои?) мы продолжаем движение дальше вверх.

Пробираемся по лесу, цветочки цветут:

Первый радиальный выход - в лесу

Карабкаемся по травянистым склонам, любуемся на снежные вершины:

Первый рад.выход - Маша и Володя

Видимость не очень, все в дымке, и уже только потом внизу, разглядывая фотографии на увеличении, я с удивлением обнаружил, что в кадр попал Эверест :) Но он выглядывал таким незаметным треугольником, что мы в тот день даже не обратили на него внимания. Попробуйте отыскать его на фото, кто знает :)

Чтобы зря не терять время на набранной высоте, провели вторую тренировку.

Отлично, Светлана, сегодня уже гораздо уверенней! :) Завтра выпускаем тебя на вертикаль! Фото Маши Александровской:

Света на тренировке

Я, как и положено большому боссу, на тренировках строг. Но справедлив :) За это меня все любят и дико боятся. Фото Маши Александровской:

Я на тренировке

Вернулись домой уже к ужину. В лодже узнаем интересное. Хозяин спрашивает меня: "Вы видели стрелки на тропе?" - "Да, - говорю, - видели". Действительно, когда мы спускались, то с удивлением обнаружили, что кто-то нарисовал на тропе стрелки на развилках. Удивились еще - неужели кто-то еще кроме нас ходит по этим местам (вроде не видно было никого). А хозяин говорит смущенно: "Это я нарисовал". Оказывается, не дождавшись нас к обеду (он-то не знал, что у нас наверху еще тренировка по плану), хозяин забеспокоился, не заблудились ли мы, и отправился на поиски. Наверху он нашел оставленные нами рюкзаки и вроде как разглядел нас самих где-то еще выше, немного успокоился, но решил на всякий случай нарисовать на земле стрелочки, чтобы мы на обратном пути не потерялись :) В этом - весь Непал, вся его загадка. Казалось бы, ему-то что, он за нас не отвечает. Но человеку было не лень подниматься вверх на 800 метров ради незнакомых в общем-то людей. Хотя гораздо чаще им лень метр пройти :)

На ужин распробовали тыквенный суп. Божественно! Потом безуспешно искали его на треке в других лоджах, но все безуспешно.

Проведя две ночи в Пхагдинге у радушных хозяев, на третий день двинулись, наконец, в Намче Базар - "столицу шерпов" и туристическую мекку района.

Путь до Намче все еще пролегает по "классической" тропе к базовому лагерю Эвереста (это потом уже наш маршрут отклоняется в сторону). Поэтому траффик здесь соответствующий. Пробка на мосту (фото Маши Александровской):

Пробка на мосту

Это еще не худший вариант (в этот раз на классической тропе было меньше народу по сравнению с осенью, а тогда мне у мостов иной раз приходилось ждать минут по 15-20, пропуская бесконечные караваны портеров-яков-мулов).

После этого моста (на фото выше) начинается по-настоящему крутой подъем до Намче, набор высоты около 600 метров (сам Намче стоит на 3450 метров по данным моего GPS). Идем уже не так бодро. Я начинаю подумывать о том, чтобы ненавязчиво подтолкнуть девушек на мысль о втором портере. Забрасываю удочку. Девчонки пока хорохорятся, не нужен им портер. О'кей. Ноу проблем.

В Намче заселяемся в лодж и в этот день решаем уже ничего больше не делать, нужен отдых. Вид на Намче из окон нашего лоджа (фото Маши Александровской):

Вид из отеля в Намче

А тут можно посмотреть 360-градусную ночную (!) панораму Намче от Антона:

Антон снимал это сверху с гребня, ведущего к Сьянгбоче. Мы в это время бессовестно дрыхли.

Намче оправдывает гордый статус столицы региона Кхумбу. Тут есть все: магазины, бары-рестораны, кондитерские, больница, зубная клиника, интернет, прокат снаряжения, банки, банкоматы и т.д.

Охрана банка в Намче (фото Маши Александровской):

Охрана банка в Намче

А здесь, благодаря стараниям Антона, можно посмотреть, как выглядит изнутри буддистский монастырь в Намче: смотреть 360-градусную панораму монастыря изнутри.

Отдохнув и отоспавшись в Намче (как вы поняли из предыдущих панорам, отсыпались мы не все), на четвертый день мы пошли знакомиться с культурными окрестностями (деревни Кхунде и Кумджунг), а также осваивать новую высоту в 4200 метров (небольшой холм над деревней Кхунде, находящийся в отроге вершины Кхумби-Юлла).

Дима фотографирует Намче сверху (фото Маши Александровской):

Намче

Проходим аэропорт Сьянгбоче (функционирует в настоящее время только для грузовых перевозок), поднимаемся на плато перед деревней Кхунде, и нашему взору открывается Ама Даблам. А также мирно пасущиеся на лужайке молодые яки.

Яки и Ама-Даблам - рядом с Кхунде

Подобная идиллия, конечно же, располагает к высоким практикам. И Дима не упускает такую возможность:

Дима делает березку

Дима йога

Хотя кое-кого (меня, например) больше тянет хлебнуть чайку и заточить чего-нибудь понажористей. Но Диме респект. Еще пара сезонов в Непале, и он научится питаться праной.

Старая, невзрачная (и оттого для меня очень симпатичная) гомпа в Кхунде. Местные жители вращают молитвенные барабаны:

Гомпа в Кхунде

Проходим Кхунде

и начинаем подъем на холм 4200 (в отроге Кхумби Юлла), поселения шерпов остаются внизу:

Подъем на Кхумби Юллу

Довольно быстро поднимаемся на гребень. В южную сторону открывается вид на хребет Конде. Дима и горы:

Дима и горы

А на севере видна макушка Эвереста (слева на фото, выглядывает из-за Нуптце), теперь уже гораздо отчетливее, чем пару дней назад. Вершина справа - Лхотце, еще один гигант-восьмитысячник:

Эверест

Ну а на Ама Даблам отсюда вообще прекрасный вид:

Ворона

Зашел спор о птицах, одну из которых можно видеть на фото выше. По мне, так это обычные вороны, только с желтым клювом. Но выдвигались и другие версии. Может, кто-нибудь знает наверняка?

Фото на память (за спинами ребят - Кхумби Юлла):

Группа на фоне Кхумби Юллы

Антон, автор проекта. Холост, материально обеспечен. Из вредных привычек - только ночная фотография.

Антон

И очередная панорама от Антона (360-градусный обзор по сторонам с этого места): смотреть панораму.

Конечно же, в таком красивом месте не обошлось без тренировки :) Прогнав народ еще пару раз по пологому склону, я решил, что пора уже приступать к чему-нибудь посерьезней. Нашли двухметровую скальную стеночку, закрепили станцию на крючьях, для первого раза организовали дополнительно верхнюю страховку, и понеслось.

Женя очень боялась спускаться, но героически преодолевала естественный страх (фото Маши Александровской):

Тренировка вторая - я и Женя

Проведя уже три тренировки, я решил, что надо бы самому вспомнить, как это делается. Оказалось, не все забыто. Отлично, можно продолжать тренерскую работу :) Фото Маши Александровской ("ну и что вы тут корячились, это же так просто"):

Тренировка вторая - я

Поупражнявшись на скале, отправились вниз. Пообедать решили в деревне Кумджунг, что расположена чуть ниже Кхунде.

Гомпа в Кумджунге. В ней хранится скайп йети :) В металлическом сейфе.

Предъявлется к просмотру за 50 рупий :) В этот раз нам не показали: key-man куда-то подевался, сейф не открыть. Но гомпа сама по себе красивая, особенно в вечернем свете:

Гомпа в Кумджунге

Немного местных жителей:

Непальская женщина

Мобильники уже вовсю в ходу, и как минимум до Тенгбоче сотовая связь ловится без перебоев:

Семья и мобильник

Детей в Непале традиционно переносят на спине. Мне нравится, как выглядят местные женщины. Они всегда аккуратны и полны достоинства.

Женщина с ребенком

Деревенское место сходок, лавочки прямо как в России. Не удержались, присели:

Посиделки на лавках

Дело к вечеру, пора возвращаться обратно в Намче. Мимо самой длинной в районе Кхумбу стены мани (осталась незапечатленной, но она настолько длинная, что заснять ее всю на фото и передать масштаб все равно никак не удастся) отправляемся назад. Нас провожает взгляд со ступы над Намче:

Ступа над Намче 900

Глаза Будды смотрят пристально, от них не укрыться человеку с темной душой. Но у нас-то души светлые :)

И вечерняя панорама от Маши Александровской в завершение первой части отчета. Слева в облаках Тамсерку, справа массив Кусум Кангуру:

Панорама Тамсерку Кусум Кангуру - закат

В следующей части будет рассказано про переход до деревни Таме и нашу вылазку на Сандер Пик: