Руководитель: М.Чистякова, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Альпам летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Сложные участки маршрута и способы их преодоления

Вид препятствия

Характеристика препятствия

Путь и способ прохождения

Пер. Дюран,

Высота 3443 м

Ведет с ледника Хохвангглетчер на ледник Дюран

Характер – ледово-снежный

Подход от хижины - тропа по разрушенным скалам, спуск на ледник косым траверсом влево в обход ледопада

Подъем на перевал пологий закрытый ледник (связки) обход зоны трещин справа.

Седловина широкая, скально-осыпная (ночевка возможна в снежной мульде под перевалом)

Спуск: крутой снежно-ледовый склон 45-60 гр. с бергшрундом (перильная страховка 2х40 м., на ледобурах)

Перевал Монте, 2Б

Высота 3658м.

Ведет с ледника Монте на ледник

Трифтглетчер

Характер - со сторон л. Монте снежно-ледовый, со стороны ледника Трифтглетчер – скальный

Подъем: открытый и закрытый ледник (движение в кошках, в связках, обход зон трещин), бергшрунд и крутой ледовый склон над ним (50гр, 30 м) (снежный мост, перила)

Седловина: скальная, есть место под 1 палатку

Спуск: крутой скальный склон (7 м. – 90 гр, 35 м – 75 гр, 40 м - 60 гр) (перила, крепление на скальных выступах), далее пересечение широкого камнеопасного кулуара (40 м), и участок скального гребня (45 м), скальный склон (60 гр,40м, 30 гр 20 м), фирновый кулуар (45-35 гр., 40 м) с двумя бергшрудами (по мостам с попеременной страховкой).

Всего на спуск 8 веревок перил. Далее, простой спуск по закрытому леднику.

Связка перевалов

Вальпелин, Ла Дивизьон, 2А

Высоты 3568 м., 3314 м.

Ведет с ледника Штокглетчер ледник де Тса де тсан (дол.реки Бютье).

Со сторон ледника Штокглетчер -снежно-ледовый, со стороны ледника де Тса де тсан скально-осыпной

Подход: через нунотак – скалы Штоки, тропа по разрушенным скалам

Подъем: выход на ледник - крутой снежно-ледовый склон (50 гр, 15 м), далее некрутой закрытый ледник (движение одновременно в связках, обход трещин)

Седловина пер. Вальпеллин: очень широкая снежная. Спуск: пологий закрытый ледник, обход зоны трещин справа

Подъем на седловину пер. Ла Дивизьон короткий участок разрушенных скал.

Седловина: широкая скальная, площадок под палатки нет. Спуск – крутой скально-осыпной склон, тропа по разрушенному скальному гребню.

Вершина Тет Бланш, 1 Б

Высота

С перевала Вальпеллин по северо-восточному гребню

Подъем по широкому снежному гребню (закрытый ледник) (одновременное движение в связках, самостраховка ледорубом)

Перевал LA Neuve, 2Б

Высота 3403м

Ведет

Подход: не крутые скальные плиты, ледовый склон (20 гр, 100 м)(кошки), закрытый ледник (связки, обход трещин), спуск по крутому ледовому склону (45 гр, 80м), затем траверс некрутого ледового склона.

Подъем: некрутой закрытый ледник (связки, обход трещин)

Спуск: скалы (80 гр, 40м), ледовый склон (70 гр, 150 м), широкий бергшрунд (ледовая стенка 6 м, ледовая пробка, снежный мост). Всего на спуск 5 веревок перил по 50 м. Далее закрытый ледник (связки). Камнеопасно!

Перевал Шардоне, 2А

Высота 3323м

Ведет с ледника Салена на ледник Шардоне (Арджинтьер)

Характер (с о обеих строн) – скально-снежно-ледовый.

Подъем: закрытый ледник (одновременное движение в связках), обход трещин, перевальный взлет – крутой скальный кулуар (от 70 до 40 гр, 80 м), ранклюфт. Выход на скалы левее кулуара, преодоление ранклюфта по снежному мосту, далее крутой скальный склон (80 гр, 30 м), затем – движение по левому, по ходу, краю кулуара (сильно разрушенные скалы 40 гр, 60 м) Перильная страховка, всего 3 веревки.

Спуск: некрутой осыпной склон, снежно-ледовый склон (30-35 гр., связки

Траверс г. Монблан, 2Б

Высота 4810м.

Подъем от плато Ду Миди, через гг. Монблан де Такуль, Мон Маудит, спуск через в. М. и Б. Босс и Дом де Гюте (по классическому маршруту)

Характер снежно-ледовый

Подъем: закрытый ледник (одновременное движение в связках), крутые снежно-ледовые склоны и преодоление бергшрундов (попеременная страховка)

Ключевой участок: преодоление бергшрунда, вертикальной ледовой стенки 3, 5 м, крутого ледового склона (30 м, 75 гр) и участка крутого скального гребня(20 м, 50 гр) (попеременная страховка и перила 30 м + 20 м) Спуск: движение по узким снежно-ледовым гребням, закрытый ледник (движение в связках), снежно-ледовые склоны разной крутизны, обход трещин. На спуске от хижины Де Гуте - тропа по крутым (40 – 70 гр) скалам (via ferata), пересечение камнеопасного кулуара.

5. ДНЕВНИК ПОХОДА

Часть 1. Начало.

День 1. 3.08. St-Vincent - Breuil-Cervinia – подход под перевал Theodulpass

Из города St-Vincent, расположенного в долине реки Doire Baltee, автобусом добираемся до пос. Breuil-Cervinia (Брёй-Червиния). Автобусы отправляются от автостанции, расположенной в центре города (20 мин. пешком от ж/д вокзала и 15 мин. от кемпинга), с интервалом примерно 40 мин. Стоимость проезда 2 евро. Время в пути около 1 часа.

Наконец в 14:15 высаживаемся из автобуса на центральной площади поселка Breuil-Cervinia (Высота 2000 м.). Небольшой живописный поселок расположен на берегу реки, имеет центральную площадь с собором и башней с часами, широкую центральную улицу и несколько маленьких узких улочек. Вокруг расположилось множество больших и маленьких гостиниц. Фото 1. Breuil-Cervinia - крупный горнолыжный курорт. Основная станция Канатной Дороги (есть еще несколько небольших подъемников, летом не работающих) расположена в 40 м. от центральной площади.

Первым делом обсуждаем наши дальнейшие планы. Сегодня нам нужно докупить недостающие продукты и как можно ближе подойти к перевалу Theodulpass (Теодуль). И хорошо бы забросить часть груза на перевал, так как рюкзаки, с учетом докупки продуктов, у нас будут неподъемные, по крайней мере, для нас.

Так как канатка, идущая на перевал работает только до 15.00,а нам ещё нужно успеть закупить продукты, решаем разделиться – Рита с Олегом отправляются на канатке на перевал Theodulpass, забрав у нас часть снаряжения и разгрузив нас по возможности. Остальные четверо остаются ждать открытия магазинов, так как с 14.00 до 15.30 у итальянцев сиеста, и все магазины закрыты. Как только настало 15.30, тут же отправляемся за покупками. В посёлке есть все необходимые магазины, будь то мини-маркет или специализированный магазин альпинистского снаряжения, и не один.

Тем временем Рита и Олег поднимаются на перевал Theodulpass, где оставляют заброску в хижине Rif. de Teodulo CAI, расположенную непосредственно на перевале, к северу от самой седловины. Далее они спускаются в сторону посёлка Breuil до предполагаемого места ночёвки.

Мы выходим на маршрут в 17.30. Сначала идём в СВ направлении по асфальтированной дороге, которая начинается справа от церкви на главной площади. Справа от нас тянется овраг, по дну которого течет река de Vieille. Вдоль него вверх уходят опоры КД. При выходе из посёлка перед нами открывается замечательный вид на верховье ущелья, ледники и Маттерхорн.

Как только начинается крутой подъём вверх, дорога становится грунтовой и плавно начинает набирать высоту по травянистым склонам, а затем переходит в крутые серпантины. Фото 2. Далее тропа траверсом уходит вправо, обходя выходы скал, и через 1,5 часа выводит на пологую ступень ущелья, чуть выше станции подъёмника Strie di Plan Maison.

Далее движемся в восточном направлении по хорошей грунтовой дороге, плавно набирающей высоту. Связь работает прекрасно, и мы получаем известие от Риты, что они уже оставили заброску и спустились до места ночёвки, которое находится чуть выше второй станции подъёмника. Тем временем, Олег вышел к нам навстречу помочь донести груз и довести до места ночёвки, так как потихоньку начинает темнеть. Через 30 минут проходим слева от озера du Tramail, которое искусственно создано с помощью плотины. Здесь можно поставить лагерь. Подъём от посёлка до озера – ок. 2,5 часов.

Далее, никуда не сворачивая, движемся по грунтовой дроге, поднимаемся к следующей станции канатной дороги – Fornet (30 мин). Отсюда тропа идёт вверх по осыпному склону (15-20&8304) и через 20 минут выходит на небольшую террасу. Здесь ставим лагерь уже в темноте. Вокруг текут ручьи, проблем с водой нет. Высота: 3.126 м.

Пос. Breuil – станция подъемника Strie di Plan Maison

2 ч. 50 мин

Набор высоты: +1000 м

Пройденный путь: 6,6 км

День 2. 4.08. Пер. Theodulpass (1А,3300) - оз. Schvarzsee

Сегодня нам предстоит долгий, но живописный путь из Италии в Швейцарию через перевал Theodulpass к высокогорному отелю-приюту Schwarzee (Шварци), откуда начнётся наш основной маршрут.

От стоянок выходим в 12. 20. Снова выходим на тропу, которая становится всё круче, и широким серпантином по скально-осыпному склону средней крутизны выводит на перевал. Фото 4, 5. Перед самим выходом на перевал преодолеваем короткий, но крутой снежник, поворачиваем направо и выходим к хижине. Фото 6.

На перевал выходим в 13.00. Седловина перевала широкая, скально-оспыная, местами снежная. Забираем оставленную в хижине заброску, перекладываем всё в рюкзаки и начинаем спуск вниз на ледник Theodulgletscher. Время: 14.00.

Спуск представляет собой скально-осыпной склон 35-40 градусов, около 50 метров, далее – выход на плато практически полностью открытого ледника. Спускаемся плотной группой, в касках, с самостраховкой ледорубом. Фото 8.

Здесь выходим на горнолыжную трассу и начинаем спуск вдоль канатной дороги. По мере спуска ледник становится круче и уже полностью открытым, надеваем кошки. Лавируя между небольшими трещинами и переходя ручьи, которые в итоге сливаются в довольно сильную реку, через 1 час выходим к станции подъёмника Trockener Steg. Фото 9. Здесь ледник заканчивается. Снимаем кошки, отдыхаем. Отсюда на северо-западе уже виден Schwarzee, а внизу станция канатной дороги, идущей из ЦерматтаFurgg.

К Furgg ведёт разбитая тропа по травянистому склону, крутизной около 30 градусов. Через 40 минут выходим к станции подъёмника. Здесь шумит река Furggbach, чуть в стороне от подъёмника есть уютное местечко, где мы останавливаемся на перекус. Чуть выше слева журчат чистые ручьи.

Последний участок нашего сегодняшнего пути –дорога, серпантином уходящая на запад от станции Furgg прямо на Schwarzee. Через 45 минут мы приходим к конечному пункту сегодняшнего маршрута. Пройдя от отеля немного на запад, минуя статую Марии с младенцем и большое озеро с маленькой церквушкой на берегу, можно найти укромное место для ночёвки. Фото 10, 11. Высота Schwarzee – 2.500 м.

Место ночёвки - перевала Theodulpass

Перевал Theodulpass – cт. канатки Furgg

1 ч 40 мин

Ст. канатки Furgg – оз. Schwarszee

45 мин

3 ч. 05 мин

Перепад высот: +300, -900, +150

Пройденный путь: 10,5 км

3 день. 5.08 Schvarzsee - хижина Hornlihutte

Утром разбираем снаряжение и продукты. Оставляем на Sсhwarzee некоторые вещи и лишние продукты. Главный управляющий в отеле с радостью предоставил нам подвальчик, где мы оставили заброску.

Тропа на хижину Hornlihutte начинается от южного края озера и сразу круто поднимается на скалисто-травянистую ступень. Затем по пологому осыпному склону выходит на широкую осыпную седловину под скальную стену - начало длинного скального северо-западного гребня горы Маттерхорн. От озера - 40 мин. Траверсом крутого осыпного склона тропа подходит по стену, затем косым траверсом поднимается прямо по стене и выходит на гребень. На крутых участках тропа оборудована металлическими лесенками и полками с перилами. Далее до самой хижины тропа идет по гребню, сначала по пологой его части, затем по более крутой. Тропа широкая хорошая, на видовых точках оборудована скамейками для отдыха. Фото 12, 13. От начала скального гребня до хижины – 1 час 10 мин. Высота 3253 м.

Хижина представляет собой большой трехэтажный дом. Рядом прямо на крыше какого- то хозяйственного строения – вертолетная площадка. Фото 14. Перед входом небольшая веранда со столиками. Внутри зал со столами и скамейками для всех посетителей, и вход в помещения для сна, для тех, кто заплатил за проживание. Есть печка. Туалет снаружи.

В 200 м. от хижины на скально-осыпных полках южного склона гребня много готовых площадок под палатки с выложенными каменными стенками. От хижины к площадкам траверсом скально-осыпного склона идет узкая тропинка. Основная тропа под маршрут восхождения на Маттерхорн продолжает идти по гребню и через 250 м. подходит под скальную стену – начало маршрута. Фото 16. На стене - статуя Мадонны с младенцем.

В 16:40 ставим лагерь. Воду берем в маленьком ручейке, стекающем со снежника на склоне рядом с площадками. Рядом с нами разбивают лагеря еще три группы: две из них щвейцарские альпинисты, собирающиеся завтра на восхождение и японская пара туристов.

Время движения

Подъем к хижине Hornlihutte по тропе

1 ч 50 мин

Перепад высот: +700

Пройденный путь: 3,7 км

4 день. 6.08 Радиальный выход вверх по гребню Hornli. Хижина HornliSchvarzsee – долина реки Zmutt

С утра решаем провести небольшую разведку пути восхождения на Маттерхорн. Выходим в 9:20. Подъем начинается с отвесной скальной стенке 15 м. Провешены перила (двойная веревка с узлами). Далее тропа идет траверсом некрутого скального склона слева от основного гребня. Спускаемся на седловину между гребнем и первым высоким жандармом (60-70 гр,30 м.), далее вновь тропа и подъем по крутой части скального гребня (60-70 гр, 100 м). Тропа хорошо читается, отполированная многочисленными ботинками. Идем тремя связками на коротких веревках (по 12 м), в нужных местах организовывая попеременную страховку через готовые станции. Обходим второй жандарм. Отсюда уже виден путь к хижине Solbey. Время движения 1,5 часа. Поворачиваем обратно.

Возвращаемся к обеду в 12:40. Спешно собираем лагерь.

От стоянок выходим в 14:30. По уже известной нам тропе подходим к Schwarszee. Забираем заброску. В отеле работает wi-fi, можно узнать точный прогноз погоды на ближайшие дни. Наш оказался не самым лучшим – ближайшие два дня обещают плохую погоду, завтра во второй половине дня - гроза с градом. Нам за эти два дня надо подойти под перевал Mountet, чтобы пройти его в хорошую погоду. Выдвигаемся в путь.

От озера Schwarszee идем по грунтовой дороге на северо-запад. Проходим еще два маленьких озера, переходим вытекающий из них ручей, правый приток реки Zmuttbach. Дорога идет, плавно сбрасывая высоту по пологим травянистым склонам. Через 1,5 км (15 мин пути) на развилке дорог поворачиваем налево. Дорога теперь имеет направление на юго-запад, затем на запад. Через еще 1,5 км (еще 15 мин. пути) открывается вид на широкое плоское песчаное дно долины реки Zmutt, многочисленными озерами с редкими перелесками.

Дорога, серпантином спускается в долину и выводит на хорошую грунтовую дорогу, идущую по его дну. От озера до дна долины Zmutt – 45 мин.

На развилке - указатели. Вниз, направо (на В) уходит дорога в Церматт(Zermatt), налево начинается путь к хижине Schonbielhutte, что совпадает с нашим направлением. Поворачиваем налево. Дорога, петляя и раздваиваясь, идет по плоскому песчаному дну долины, переходит по мосту реку Zmuttbach, проходит небольшое искусственное озеро с плотиной и подходит к склону левого борта долины, где делает два витка серпантина вверх и заканчивается. Выше, уходит хорошая тропа, которая косым траверсом конгломератного склона взбирается на гребень левобережной морены. Фото 19. От спуска на дно долины до выхода на гребень морены – 40 мин. Сходим с тропы налево, спускаемся немного вниз, в направлении песчаных площадок среди прозрачных ручьев (примерно в 150 м от тропы) и останавливаемся на ночевку. Высота 2100 м. Фото 18.

Радиальный выход в сторону Маттерхорна

Перепад высот: -1000 м

Пройденный путь: 9,1 км

Часть 2. Кольцо.

День 5. 7.08. Подход под перевал Durand.

Выходим от стоянок в 10:15. Поднимаемся по тропе на гребень левобережной морены ледника Zmuttgletscher.

Далее тропа идет сначала по гребню морены, затем, когда гребень становится слишком узким и часто осыпается, раздваивается: одна тропа продолжает идти по гребню, другая спускается в моренный карман. Фото 20. Острый моренный гребень крутым, почти отвесным конгломератным склоном обрывается в сторону дна долины на большую высоту (50-80 м.). Через 30 мин. проходим небольшое озеро в моренном кармане, на берегу которого вполне можно встать на ночевку. Еще через 20 мин. – тропа резко поворачивает направо и начинает круто взбираться по склону к хижине Schonbielhutte. Впереди видна развилка ледников Schonbielgletscher и Tiefmattengletscher, и между ними большой нунотак - скалы Stokji. Время – 14.30. Высота – 2.700м.

Погода переменчивая: периодически из-за туч выглядывает солнце.

В хижине можно купить напитки, остановиться на ночлег, ещё раз узнать прогноз погоды. Фото 21.Здесь мы отдыхаем, делаем перекус, сушимся пока выглянуло солнце. Выходим от хижины в 15.40.

Тропа на ледник Hohmangletscher уходит на северо-запад от хижины, и через 50 метров поворачивает резко на север и круто набирает высоту (крутизна 35-40&8304). Через 45 минут выходим в висячую долину Kumme. Фото 22. Отсюда уже видна скальная перемычка, от которой должна уходить тропа к леднику Hohmangletscher. Движемся далее по тропе прямо на север, под скалы вершины Schonbielhorn. Тропа идёт по довольно крутому склону, по осыпи и разрушенным скалам, периодически теряется под ногами, но хорошо маркирована туриками. Движемся плотной группой, в касках. По скально-осыпной полке поворачиваем резко на восток, и пройдя её, по мелкой осыпи и разрушенным скалам выходим наверх на перемычку. Фото 23. Отсюда видна тропа – дальнейший путь к плато ледника Hohmangletscher и перевалу Durand. Фото 24. Но путь наш быстро заволакивает облаками. Погода начинает портиться, но прекрасно остаётся виден ледопад Hohmangletscher. Тропа идёт траверсом влево по разрушенным скалам. Фото 25. Через 30 минут выходим на ледник Hohmangletscher. Время – 18.00

Ледник закрытый. Надеваем кошки и связываемся. Продолжаем движение по леднику, обходим трещины справа по ходу, держим курс строго на север - прямо на перевал. Фото 26. Далее склон становится круче – 40-45 градусов. Через 1 час выходим в верхний цирк, откуда уже видна седловина перевала Durand. Здесь, в снежной мульде ставим палатки. Высота ночёвки: 3.380м Фото 27.

Долина Zmutt – хиж. Schonbielhutte

Хиж. Schonbielhutte - перемычка

1 ч 30 мин

Перемычка – нижнее плато Hohmangletscher

нижнее плато Hohmangletscher - место стоянки

5 ч 30 мин

Перепад высот: +1100

Пройденный путь: 5,7 км

День 6. 8.08. Перевал Durand (2А, 3443м)

Прямо перед выходом надеваем кошки, связываемся. Выход на перевал не представляет сложности: (20гр) снежный склон средней крутизны (20&8304), 150 м. Через 25 минут выходим на перевал Durand, 2А, 3443м. Фото 28. Седловина широкая, скально-осыпная.

Ещё с утра поднимался сильный ветер, который на седловине стал ещё хуже. Ветер сбивает с ног, и нет никакой возможности сфотографироваться или задержаться хоть на минуту. Сразу начинаем спуск в сторону ледника Glacier Durand по скально-осыпному склону 25-30 гр. Доходим до крутого ледового склона. Фото 29.

Путь спуска на пологую часть ледника отсюда не просматривается, поэтому сразу организовываем вертикальные перила. Первую верёвку крепим на ледобурной станции. Крутизна склона 45-50 градусов. Предпоследний участник организует на ледобурах промежуточные точки для спуска последнего участника с нижней страховкой. Первой верёвки не хватает для преодоления бергшрунда. От нижней станции организовываем горизонтальные перила влево к снежному мосту. Перила крепим на ледобурах. Следующие перила – вертикально вниз через бергшрунд уже с выходом на плато ледника Durand. Последний участник - с нижней страховкой. Нижняя станция страховки - через ледоруб. Фото 30, 31. Время спуска на плато – 2 часа 30 минут.

Погода портится окончательно. Начинается мокрый снег, переходящий в дождь. Всё затягивает облаками, но вдали на севере виднеется хижина du Grand Montet (2886 м.).

Движение начинаем в обход разломов ледника, направление держим на СЗ к cкалам Roc Noir(3100м). Выходим на левый борт ледника Durand, и, лавируя между небольшими трещинами переходим к его правому борту. Фото 32, 33. Ледник становится пологим и открытым на слиянии с ледником Монте – 1 час от скал Roc Noir. Здесь убираем верёвки в рюкзаки.

Оказавшись прямо под вершиной Le Mammuh, нужно начинать искать тропу к хижине, расположенную прямо под вершиной, среди выходов бараньих лбов и осыпных полок. Здесь, у края ледника обходим и пролезаем разрывы и через вал боковой морены вылезаем к началу подъёма к хижине. Снимаем кошки и начинаем лавировать среди бараньих лбов. Далее идём по травянисто-осыпным склонам, набирая высоту. Вдали ещё с ледника был виден серпантин, ведущий к хижине с ледника Glacier de Zinal. Двигаясь вверх и влево по склону, выходим наконец на тропу, ведущую к хижине.

Время подъёма от слияния ледников Durand и Mountet к хижине – 40 минут. Хозяйка показала нам место для лагеря, которое находилось вниз по тропе от хижины. Других мест под палатки практически нет. Воду берём в хижине. Отдыхаем и сушимся в хижине у печки, изучая завтрашний маршрут. Ставим лагерь уже в 8 вечера. Высота – 2.800 м Фото 34.

Стоянка – перевал Durand

25 мин

Перевал Durand – верхнее плато ледника Durand

Верхнее плато ледника Durand – слияние л. Durand и Mountet

1 ч 20 мин

слияние л. Durand и Mountet – хижина du Grand Mountet

6 ч

Перепад высот: +50, -750, +200 Пройденный путь: 4 км

День 7. 9.08.12. Перевал Mountet (2Б, 3568м) – долина реки Trift

Выходим от стоянок в 5.30.

Перевал Монте - широкая снежная седловина слева (к северу) от вершины Trifthorn (3758 м.), хорошо видна прямо от хижины. Фото 35. Тропа к леднику Mountet начинается от хижины, идёт на ЮВ практически без набора высоты и выходит на гребень его правой береговой морены. Через 100 метров тропа поворачивает на восток и выводит на ледник, покрытый чехлом, а затем - на бараньи лбы. Периодически встречаются турики. Через 150 метров выходим на открытую часть ледника (крутизна 20-25&8304). Надеваем кошки и начинаем движение в СВ направлении, обходя небольшие трещины. Фото 36. Через 45 минут поднимаемся в верхний цирк ледника. Здесь ледник уже полностью закрытый – связываемся. Отсюда на востоке хорошо просматривается перевал и вершина Trifthorn (3758 м.), к северу от вершины Wellenkuppe. Фото 37. Нас обгоняет швейцарская группа из 3 человек с гидом.

Со стороны ледника Mountet перевальный взлёт представляет собой крутой (до 60&8304) ледовый склон (30 м.), подрезанный бергшрундом. Бергшрунд обходится справа по ходу по снежному мосту ближе к скальному гребню вершины Trifthorn.

Через 45 минут подходим прямо к снежному мосту. Обогнавшая нас связка здесь готовится к подъёму. Гид организовал на подъёме промежуточные точки, которыми мы тоже воспользовались. Первый участник идёт с нижней страховкой, организованной внизу (ниже нижнего края бергшрунда) на ледорубе, и провешивает перила. Фото 38. Ледовый склон выводит на пологий снежный гребень, по которому без труда (одновременно в связках) выходим на широкую снежную седловину (на СВ). Фото 39.

Седловина широкая, на восток обрывается большим снежным карнизом и далее отвесными скалами. На перевале дует сильный ветер, и на спуске скоро начнут лететь камни, поэтому сразу начинаем спускаться в сторону ледника Triftgletscher.

Для спуска уходим на самый северный край седловины, где заканчивается снежный карниз, и обнажаются скалы. Фото 40. Первый участок спуска – отвесные скалы (90&8304, 7 м.) – перила на скальном выступе, выводит на скальную полку под карнизом. Фото 42. Последний спускается по двойной веревке. Веревку продергиваем через выступ.

На полке находим старую петлю, возможно, группы Муйжнека И. А., 2003 г (местные здесь ходят редко, не видят смысла и предпочитают более легкий путь через перевал Durand). Закрепляем на выступах скал следующую верёвку перил и спускаемся по монолитным скалам, уходя слегка вправо(35м, 75&8304). Фото 43. Следующая верёвка перил идет уже по менее крутым, разрушенным скалам (40м, 60&8304). Уходим также правее, чтобы спускающиеся не сыпали камни на нижнюю станцию. Перила крепим на скальных выступах, последний спускается по сдвоенной верёвке с оставлением петли. Отсюда уже хорошо просматривается весь путь спуска. Намечаем путь в сторону снежного конуса (широкого снежно-ледового кулуара), выводящего на пологую часть ледника. Сверху к нему ведет широкий скальный кулуар, идущий от самой середины седловины. И хотя пока никакого движения камней в кулуаре нет, оцениваем его как крайне опасный (по нему возможно падение как камней, так и кусков фирнового карниза). Поэтому, несмотря на то, что идти по нему вниз проще (крутизна около 40 гр), решаем пересечь его и спускаться по скальному гребню, разделяющему кулуары.

Подходим к широкому камнеопасному кулуару. Организовываем наклонные вниз перила – 40м, пересекаем его. Выставляем наблюдающих, которые следят за летящими камнями.

Следующий участок – 45 м перил вдоль скального гребня. Отсюда уже виден фирновый кулуар и выход на плато ледника. Далее ещё один участок вертикальных перил – 50 м по почти отвесным скалам (75&8304) на скально-осыпную полку. С полки провешиваем ещё 20 м (30&8304) перил траверсом вправо и выходим к фирновому кулуару.

Кулуар подрезан 2-мя бергшрундами, которые проходим по снежным пробкам с попеременной страховкой (40м, 30-35&8304).

Всего на спуск – 8 верёвок перил. Фото 44. Время спуска от седловины до плата ледника – 4 часа.

Далее спускаемся по пологому закрытому леднику в восточном направлении, держась левого его борта и оставляя ледопад справа. Через 40 минут выходим на участок средней осыпи к высокому турику, от которого в 10 метрах за поворотом расположилась хижина Rothornhutte (3198 м.). Фото 45. Здесь мы отдыхаем, едим и частично сушим снаряжение.

От хижины в сторону реки Triftbach, серпантином уходит тропа по левой береговой морене ледника Triftgletscher. Тропа набитая, широкая, промаркирована туриками. Чуть ниже хижины от основной тропы уходит ответвление к местам стоянок. Идем дальше.

Тропа серпантином идёт прямо по гребню морены и выводит на ровную зелёную террасу. Фото 46. Здесь ручьи ледника сливаются в реку Triftbach, и есть много хороших площадок под палатки. Здесь мы и останавливаемся на ночёвку. Высота 2500 м.

Хиж. Du Grand Mountet - бергшрунд

Бергшрунд – Перевал Mountet

1 ч 30 мин

Перевал Mountet – ледник Trifthgletscher

4 ч

Ледник Trifthgletscher – хиж. Rothornhutte

40 мин

Хиж. Rothornhutte – место стоянки (зеленая терраса)

9 ч 40 мин

Перепад высот: +750, -1050

Пройденный путь: 5,8 км

День 8. 10.08.12. ПОЛУДНЕВКА. Спуск в Церматт – подъём к озеру Schwarzee

С утра ясно и солнечно, и мы не торопимся с выходом. Место отличное. Заслуженная полудневка.

Вышли от стоянок в 14.30. Спускаемся по хорошей тропе по живописной широкой альпийской долине. Через 30 минут выходим к нижней хижине Trift (2337 м.). Здесь стоят указатели с расчётом времени на Церматт, хижину Rothornhutte и другие. До Церматта – 2.20 минут.

Тропа, уходящая на Церматт, идёт по левому берегу реки Triftbach, а затем по мосту переходит на правый её берег. Склоны ущелья крутые, тропа резко сбрасывает высоту и выводит прямо в посёлок, к главной площади Церматта (1616 м.). Фото 47,48.

В Церматте есть все необходимые магазины: от супермаркетов до многочисленных магазинов горнолыжного и альпинистского снаряжения. В Доме гидов, можно узнать прогноз погоды и другую информацию.

В Церматте мы закупаемся нужными продуктами, гуляем, отдыхаем и начинаем подъем к к озеру Schwarszee, к нашей заброске.

По главной дороге посёлка идём вдоль правого берега реки Mattervispa в ЮВ направлении, проходим мимо местного кладбища и переходим на правый берег реки. Через 500 м выходим к станции КД. Отсюда идёт дорога к озеру Schwarszee и станциям Furi, Furgg. Дорога асфальтированная, иногда мимо проезжают электромобили. При выходе из посёлка начинаются отдельно стоящие частные домики.

Через 1,5 часа проходим нижнюю станцию Furi и выходим на грунтовую дорогу, ведущую к горнолыжной трассе и станции Furgg. Тропа постепенно начинает набирать высоту и широкими серпантинами выводит нас к Furgg. От станции по знакомому пути поднимаемся уже в темноте к озеру Schwarszee и на том же месте ставим лагерь. Высота: 2500.