Руководитель: М.Чистякова, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Альпам летом 2012 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

Часть 3. На запад. (Переход в Вальпелин и переезд в Курмайор)

День 9. 11.08 ПОЛУДНЕВКА. Schvarzsee - Скалы Stockji.

Выходим в 12:00. Спускаемся в долину Zmutt. Забираемся на уже знакомый нам, высокий гребень левобережной морены ледника. Доходим до развилки троп в конце гребня, где тропа резко поворачивает направо к хижине Schonbielhutte. Впереди видна развилка ледников Schorbielgletscher и Tiefmattengletscher, и между ними большой нунотак - скалы Stockji. Тропа на ледник Stokjigletscher проходит по левому по ходу склону нунотака.

Чтобы подойти к скалам Stockji, где проходит тропа, необходимо спуститься на ледник Zmuttgletscher. Налево вниз к леднику по крутому конгломератному склону идет еле заметная тропинка, отмеченная турами. Фото 49. Спускаемся по ней к боковой морене ледника, затем пересекаем ледник Zmuttgletscher в направлении скал. Ледник в этой его части полностью закрыт моренным чехлом. Стараемся придерживаться тропы, которая обозначена турами и приводит прямо к началу крутого подъема по конгломератному склону на гребень левобережной морены ледника Schorbiel. На спуск, пересечение ледника и подъем на гребень морены уходит 50 мин.

На гребне опять начинается хорошая отчетливая тропа. Моренный гребень становится все менее выраженным, тропа уходит от него выше по склону на скалы, идет по травянистым, а затем скально-осыпным полкам . Огибая нунотак, она выводит на самый верх скал у самого западного их края. Отсюда можно выйти на ледник Stockjigletscher, в ровной и плоской его части. От выхода на тропу на гребне морены – 1 час 10 мин.

У самого выхода на ледник на скальных полках есть готовые площадки под палатки с выложенными каменными ветрозащитными стенками. Фото 51. Вода в ручье, вытекающем из-под ледника. Высота 3081. Время 18:10.

Schwarszee – долина Zmutt

4 ч

Перепад высот: -300, +700

Пройденный путь: 7,1

День 10. 12.08. Пер. Valpelline(2А,3568) - в. Tetе Blanche (3710) -пер. Col de la Division (2A,3314) - хижина Aosta – пос. Вальпеллин

Выходим в 6:10, подходим к леднику.

Выход на ледник со скал преграждает довольно глубокий ранклюфт. По скально-осыпному склону спускаемся на его дно. Ледовую стену ранклюфта (50 гр, 25 м.) преодолеваем с попеременной страховкой, станции страховки и промежуточную точку страховки организуем с помощью ледобуров.

Далее по пологому закрытому леднику одновременно в связках идем вверх, выбирая для движения наиболее ровные, наименее разорванные его участки. Фото 52, 53. Первую зону трещин, сразу у выхода на ледник обходим слева (по ходу) ближе к скалам, затем уходим на середину ледника и держимся его середины практически до самой седловины перевала. Фото 54. В средней части подъема ледник становится круче (до 25 – 30 гр), появляются крупные трещины, которые обходим или переходим по снежным мостам с попеременной страховкой. В верхней своей части ледник опять становится пологим. Седловина перевала неярко выраженная, очень широкая, расположена между вершинами Tete Valpelline и Tete Blanche .

Путь на нее не однозначен из-за отсутствия четких ориентиров, особенно в верхней, пологой части ледника. В плохую погоду могут быть серьезные проблемы с ориентированием. После выхода на верхнюю пологую часть ледника надо держаться направления на юго-запад. Наиболее низкая точка седловины находится рядом со скальным гребнем вершины Tete Blanche . От выхода на ледник - 1 час 05 мин. На перевал выходим в 7:40. Высота 3568 м.

C перевала по широкому снежному гребню поднимаемся на вершину Tete Blanche. Фото 55. С вершины хорошо просматривается весь верхний цирк ледника de Tsa de Tsan. На юго-западе видны седловины перевалов Брюле и Гранд Арет. На юге ледник de Tsa de Tsan уходит вниз крутым ледопадом. Левее ледопада виден широкий скальный гребень, идущий от вершины Tete Valpelline и окаймляющий цирк с юга. Неярко выраженное понижение в этом гребне – наш следующий перевал Col de la Division (2A,3314).

Спуск на ледник de Tsa de Tsan не представляет особых трудностей. Он проходит по снежному склону (30 гр.,150 м.) с большим количеством закрытых трещин. Продолжаем идти одновременно в связках, забирая левее в сторону седловины перевала Col de la Division. Ближе к перевалу край ледника открывается. Фото 58. Лавируем в лабиринте из большого количества нешироких трещин, некоторые из которых можно перепрыгнуть. Через 30 мин выходим на широкую скально-осыпную седловину. Фото 59. На седловине большой тур. Здесь проходит путь на ледник Valpelline от хижины Aosta. Высота 3314 м.

С перевала вниз на юг ведет довольно крутой скально-осыпной кулуар (35 гр, 50 м.). Начинаем спуск плотной группой. На крутых участках скал, провешены цепи. Ниже начинается крутая, «сыпучая» тропа. Она выводит с крутого скального перевального взлета на широкий скально-осыпной гребень и продолжает спускаться по нему, меняя направление на запад. Фото 60, 61. Через 40 мин. довольно головокружительного спуска подходим к хижине, расположенной на крутом травянистом склоне левого борта долины реки высоко над ее дном, левее высокого пояса «бараньих лбов».

Итальянская хижина небольшая, уютная. Радует своей приветливостью и дешевыми (по сравнению с Швейцарскими) пирожками. От хижины вниз в долину реки уходит широкая тропа. Она сначала поднимается немного вверх на склон долины, идет траверсом, обходя крутые конгломератные сбросы, и затем по широкому кулуару спускается к реке и переходит по мосту на ее правый берег. Фото 62, 63. От хижины 40 мин. Далее по хорошей тропе, вдоль берега реки за час можно спуститься к зоне леса, к развилке рек и к мосту через реку Buthier de Valpelline.

От моста расходятся хорошие тропы с указателями. Открывается вид на нижнюю лесистую часть долины и озера. Ощущаем, что резко сбросили высоту по нестерпимой жаре. К обеду доходим до северной оконечности озера Des Plases de Moulin. (50 мин от моста). Фото 64. Здесь можно немного отдохнуть и искупаться. Жара спадает. Вариантов для ночевки не видим. Решаем спускаться в поселок Valpelline. Рассчитываем поймать машину и автостопом доехать до поселка.

Вдоль правого берега реки идет хорошая живописная дорога, по которой за 1 час доходим до нижней части озера Des Plases de Moulin. Здесь расположена большая парковка, остановка автобуса, маленький магазинчик и кафе. Вечереет. Разбиваемся на пары, идем дольше вниз по асфальтированной дороге, мимо аккуратных домиков небольших итальянских поселков. В течение 1,5 часов, в процессе спуска, по очереди все уезжаем на попутках. Встречаемся в поселке Valpelline, в кемпинге Grand Combin

Valpelline, расположенный у слияния рек Buthier de Valpelline и Butier dOllomont, - довольно крупный поселок со своим музеем, библиотекой, концертным залом и несколькими продуктовыми магазинами. Пополняем запас продуктов. Кемпинг Grand-Combin, расположен на юго-восточном краю поселка. В кемпинге есть все необходимое для хорошего отдыха: ровные площадки с мягкой травой, душ, горячая вода, небольшой магазинчик, интернет. Наслаждаемся теплым вечером. Высота 960 м.

Место стоянки – ледник Stokjigletscher

6 ч 30 мин

Перепад высот: +700, -1800

Пройденный путь: 17 км

День 11. 13.08. ДНЕВКА. Переезд в Курмайор.

Не торопясь встаем, собираемся и отправляемся в путь. Автостопом доезжаем до г. Аоста. (Машины ловятся очень быстро, буквально через 15 мин. уезжаем все). В Аосте встречаемся на автовокзале, оставляем рюкзаки и идем на небольшую экскурсию, точнее, прогулку по городу.

Следующий пункт нашей встречи г.Курмайор. Исследовав, как следует город Курмайор, зайдя в «Музей», «Дом гидов», полистав справочники в книжных магазинах, купив продукты на ужин и на следующую часть похода, садимся на рейсовый автобус и едем вверх по долине реки Val Ferret. Останавливаемся в кэмпинге Grandes-Jorasses, в 6 км от Курмайора.

Кемпинг расположен на правом берегу реки в густом сосновом лесу. Кроме площадок под палатки здесь есть деревянные столы со скамейками под навесом, рядом очаг для костра, душ, горячая вода, маленький магазинчик при входе в кемпинг (свежие багеты, молоко, сыр), стенд с прогнозом погоды.

Итак, завтра начинается вторая, наименее изведанная часть нашего маршрута, в результате которой нам надо попасть на северные склоны массива Монблан. Мы запланировали сделать это в районе ледников LA Neuve (с юга) и Salena (с севера). С ледника LA Neuve на ледник Salena, судя по довольно скудной информации, которую нам пока удалось добыть, можно попасть через три седловины Col du LA Neuve, Col du Grand Lui или Col du Salena. Для кончательного выбора варианта прохождения этого участка планируем получить дополнительную информацию в хижине LA Neuve и, если понадобиться, провести разведку перевалов.

Часть 4. Из Курмайора в Шамони.

День 11. 14.08 Кэмпинг Grandes-Jorasses – перевал Petit Col Ferret (н\к, 2490 м) - долина LA Neuve

Утром мы садимся на автобус, следующий из Курмайора в верховье долины Val Ferret, и доезжаем до его конечной остановки (высота – 1769). Автобус останавливается у самого кэмпинга, расписание его мы получили в Курмайоре на автостанции (автобусы ходят примерно раз в полчаса).

Вверх по долине продолжается хорошая лесная дорога. Она идет по правому берегу долины на северо-восток, есть указатели на хижину Elena и перевал Grand Col Ferret. Идем по этой дороге. Фото 67. Сначала, минут 15, дорога идет по лесу, затем выходит на открытый левый борт долины. Еще через 30 минут движения дорога начинает резко серпантином забираться на склон и подходит к хижине Elena. От места начала подъема к хижине от дороги влево отходит тропинка без указателя, но с марками, продолжающая движение на северо-восток к перевалу Petit Col Ferret, куда мы, собственно, и направляемся. Тропинка идет сначала траверсом склона, потом взбирается по крутому травянистому (до 35 гр.) склону, иногда коротким серпантином, пересекая маленькие ручейки, и примерно через час выводит нас на перевал Petit Col Ferret (н\к, 2490 м). Седловина перевала травянистая, в небольшом углублении лежит немного снега, рядом с тропой стоит турик. За перевалом находится Швейцария, открывается вид на поселки LA Neuve и La Fouly, куда мы планируем спуститься.

Та же тропа идет вниз, к поселкам LA Neuve и La Fouly, по травянистым склонам долины, более пологим, чем на подъем. Через 20 минут выходим к ручейку, текущему с перевала, тут делаем перекус. Затем тропа уходит правее по ходу русла ручья и выходит сначала на грунтовую дорогу (через 40 мин) , а затем к реке La Dranse de Ferret (река, которая течет по поселку La Fouly)(еще через 20 мин). Через реку есть мост, а на другой стороне идет асфальтовая дорога, соединяющая поселки Ferret, La Fouly и др. Переходим реку и по асфальтовой дороге доходим до поселка La Fouly(высота 1593). Перейдя в поселке еще раз реку по мосту, вновь оказываемся на ее левом берегу. Через 20 мин., пользуясь указателями, доходим до кемпинга, расположенного на большой поляне перед «входом» в долину LA Neuve, в верховье которой лежит наш дальнейший путь.

Мы решили не ночевать в кэмпинге, так как это неоправданно дорого, а начать путь вверх, к хижине L’A Neuve. От кэпминга к хижине идет хорошая маркированная тропа, по предсказаниям указателей путь должен занять 3,5 часа. По долине L’A Neuve с разных языков ледника текут два потока: правый - Reuse de LA Neuve и левый - Reuse de LA Amone. Тропа, ведущая к хижине идет по лесу между двумя потоками, ближе к правому по ходу, Reuse de LA Amone, сначала по хвойному лесу(10 мин), затем по криволесью левым по ходу берегом реки, текущей с ледника LA Neuve. Фото 69. Примерно через час движения решаем, что пора останавливаться на ночлег. Вокруг нас – криволесье вперемешку с крупной/средней осыпью, справа течет река. Вокруг огромное количество черники.

Время движения

По лесной дороге вверх по долине Val Ferret до начала тропы на перевал Petit Col Ferret

45 мин

По тропе подъем на перевал Petit Col Ferret

60 мин

Спуск с перевала Petit Col Ferret до асфальтированной дороги

1 ч 20 мин

По асфальтированной дороге через поселок La Fouly до кэмпинга

20 мин

От кемпинга до места ночевки

60 мин

4 ч 25 мин

Перепад высот: +700, -900, +150

Пройденный путь: 12,6 км

День 12. 15.08 Подход под перевал LA Neuve.

Выходим чуть позже 10:00. Продолжаем движение по тропинке к хижине LA Neuve. Через 35 минут тропа выходит из криволесья и перед нами открывается вид на небольшой водопад слева и бараньи лбы впереди. Тропа подходит прямо под бараньи лбы, где в широкой ращелине висят цепи, которые помогают забраться наверх. Еще через 20 минут мы на террасе над «бараньими лбами». Далее тропа поворачивает правее, переходит речку (левый поток) по мостику и начинает забираться на левый борт долины к хижине. Борт долины – крутой травянистый склон со скальными выходами. Тропа идет по нему широким серпантином. Затем, примерно через час, она выходит на морену, по осыпи закладывает петлю серпантина и подходит к крутым скалам, наверху которых находится хижина. На скалах висят цепи, и забраться по ним не представляет особого труда (10 мин). Хижина небольшая, как всегда в Щвейцарии очень аккуратная, рядом посадочная площадка для вертолета. Фото 70.

В хижине мы пытаемся разузнать что-либо про предстоящие нам перевалы, но ничего кроме «это очень сложно» не слышим. Однако наш план остается в силе. Подняться на ледник LA Neuve, до пологой его части под седловиной пер. Grand Lui, встать там на ночевку, и провести разведку всех трех седловин, для окончательного выбора дальнейшего пути.

После отдыха в хижине начинаем движение в сторону ледника. Тропы не наблюдается. Идем траверсом левого борта долины, пересекаем моренный вал в направлении пологих бараньих лбов, затем начинаем подъем по некрутым скальным плитам и осыпным полкам «лбов». Выше них начинается ледник, покрытый моренным чехлом с небольшими участками снега. Идем к правому по ходу краю узкой полоски открытого льда над нунотаком, обходя таким образом крутые скалы справа. Через полтора часа, движения от хижины выходим на лед. Фото 71.

Одеваем кошки, связываемся и начинаем движение в сторону основной части ледника, влево вверх, косым траверсом не крутого (до 20 гр) склона. Выйдя на ледник продолжаем идти в связках одновременно, лавируя в лабиринте трещин и, наконец, выходим на его пологую часть, под самым скалистым гребнем хребта. Это и есть предполагаемое место нашей сегодняшней ночевки. Хребет в этой части совсем не высокий до некоторых седловин в нем рукой подать. Отсюда отлично видны перевалы Salena и Grand Lui. Не видна лишь седловина перевала LA Neuve.

После постановки лагеря отправляемся на разведку. Перевальный взлет перевала Salena не нравится нам сразу. Крутой широкий очень камнеопасный кулуар. Спуск же с него, судя по карте, довольно прост. Решаем, что не стоит подниматься по камнеопасному кулуару на перевал Salena во второй половине дня, ради того чтобы посмотреть на его спуск и оставляем его пока в покое. Решаем подняться на седловины справа и слева от вершины Grand Lui и просмотреть как выглядят северные склоны хребта.

Путь на седловину справа от вершины Grand Lui (Col du Grand Lui) по закрытому леднику и некрутому снежному склону не представляет сложности. Седловина выводит в небольшой ледовый цирк, с него на на ледовое плато ледника Salena уходит крутой ледопад. Путь спуска не просматривается. Спускаемся оратно на ледник и движемся в направлении седловины левее вершины Grand Lui.

За 15 минут одновременного движения в связках подходим к «перевальному взлету» седловины. Перевальный взлет представляет собой разрушенние скалы по которым еще за 15 минут выходим на седловину. С седловины вниз ведет очень крутой и длинный, довольно широкий ледовый кулуар, в который с вершины Grand Lui беспрерывно летят камни.

Для того, чтобы увидеть перевалы Col du LA Neuve и Col du Tour Noir, поднимаемся на небольшое возвышение гребня в 100 м западнее. Гребень довольно узкий. Идем по нему одновременно в связках, закладывая веревку за выступы. Отсюда открывается отличный вид на седловину перевала LA Neuve и весь путь спуска с нее на ледник. Фото 72. Правее, на западе хорошо видна седловина Tour Noir. К ней с ледника Salena ведут крутые скально-ледовы стены, прохождение которых, во первых по сложности значительно превосходит 2Б, во вторых крайне камнеопасно. Возможен путь от седловины Col du LA Neuve до Col du Tour Noir выше льда по скалам, что также значительно превышает заявленную сложность нашего похода (около 250 м крутых до 80 гр скал, лазание от средней сложности).

Оцениваем сложность и опасность спуска с ведловины LA Neuve. С седловины на пологую часть ледника в Salena едет очень крутой и довольно длинный ледовый склон (70 гр, 150 м), снизу подрезанный бергшрундом, что вполне соответствует 2Б категории сложности. Самая большая проблема - избежать попадания под камнепад со скал в районе седловины, который, судя по следам камней на ледовом склоне возможен. Экспозиция склона – северная. Склон будет находиться в тени примерно до 10:00. Если проходить перевал до этого времени и для спуска выбрать наменее камнеопасные участки склона, опасности камнепада можно избежать.

На пути обратно в лагерь просматриваем путь к перевалу LA Neuve от нашего лагеря, так как считаем его наиболее перспективным для завтрашнего прохождения.

Время движения

От места ночевки до хижины

2 ч 25 мин

От хижины до закрытого ледника

1 ч 30 мин

По леднику до места ночевки

Разведка

2 ч

Итого

4 ч 35 мин + 3 ч

Перепад высот: +1500

Пройденный путь: 4,9 км

День 13 16.08 Перевал LA Neuve (3403м, 2Б), перевал Chardonnet (3321, 2А) , ледник Argentiere.

Итак, наш план на сегодня – перевал LA Neuve (3403м, 2Б), перевал Chardonnet (3321, 2А) и, по возможности спуск в долину Шамони.

Верхняя часть ледника L’A Neuve, делится скалами на две части. Эти части заметно отличаются по высоте: северо-восточная часть ледника на 100 м выше юго-западной. Части ледника разделяет крутой и довольно широкий скальный гребень, ниже гребня они соединены ледовой перемычкой, представляющей собой крутой ледовый склон. Перевал LA Neuve (3403м, 2Б) ведет с юго-западной части ледника LA Neuve на ледник Saleina.

Таким образом, чтобы попасть в цирк под перевалом LA Neuve от нашего лагеря на леднике под перевалом Grand Lui приходится спуститься по крутому ледовому склону.

Выходим в 5:00. Движемся в связках, одновременно по закрытому леднику на запад в направлении скал, разделяющих ледниковые цирки, без набора высоты (10 мин.). Перед самыми скалами налево, на юг резко вниз уходит крутой ледовый склон (45 гр, 80 м) по которому можно перейти на юго-западную более низкую часть ледника под перевалом LA Neuve. Спускаемся с перильной страховкой на ледобурах, держим направление правее к нижней оконечности разделяющих ледовые цирки скал. Последний спускается с нижней страховкой. Нижнюю точку нижней перильной веревки организовываем на скальном выступе. На спуск уходит 2 веревки длиной 50 м и 40 мин времени. Фото 73, 74. Обходим скалы траверсом некрутого ледового склона снизу, выходим на пологий закрытый ледник. Фото 75, 76. Ниже виден внушительный ледопад, зажатый в крутых скальных склонах. Простого пути снизу сюда нет.

Выход на перевал не представляет особой сложности – пологий закрытый ледник выводит прямо на седловину. Фото 77. Идем одновременно в связках, обходим две небольшие трещины и через 40 минут, в 7:10 оказываемся на перевале. Седловина скальная очень узкая. Высота 3403 м.

Спуск в сторону ледника Saleina - крутой ледяной склон (до 70 гр, ), отороченный скалами сверху, а снизу подрезанный бергшрундом. Вешаем 4 веревки, перил. Начинаем спуск в 20 м восточнее нижней части седловины, так как находим там подходящий выступ для крепления перильной веревки. Первая веревка ведет по крутому скальному склону (80 гр, 40 м), с участками льда. Нижняя станция на скальном выступе, чуть правее линии спуска. Фото 79. На этом же выступе крепим вторую перильную веревку. Линию спуска намечаем еще правее, чтобы уйти из под скального склона, под скальный гребень, где значительно меньше возможность падения камней. Последний спускается по сдвоенной веревке, с оставлением петель. Третья точка крепления перил на двух сблокированных ледобурах, для последнего сделана проушина, он тоже спускается по сдвоенной веревке. Фото 80, 81, 82. Четвертая веревка также крепится на скальном выступе, пятая – на ледобурах и крупной каменой глыбе, вмерзшей в лед. Пятой веревки хватает до нижнего края бергшрунда. Верхний край бергшрунда ледовая слегка нависающая стена (6м). Фото 83. Бергшрунд переходим по ледовой пробке и остаткам снежного моста. Далее, постепенно выполаживающийся снежный склон 100 м. до пологой части ледника идем одновременно в связках. Спуск с перевала занял у нас 2,5 часа. Фото 84.

Наш следующий перевал, перевал Chardonnet, находится на том же леднике, но в соседнем цирке, севернее. Фото 78, 85. Для того, чтобы попасть к перевалу, нужно по леднику обойти Aiguille-dArgentiere и немного подняться. Мы отправляемся в путь в связках, так как ледник закрытый, обходим зоны разломов, в основном движемся ближе к скалам Aiguille-dArgentiere, но на достаточном расстоянии, чтобы не долетали камни. Фото 86. Путь под перевальный взлет занимает около 2 часов.

Перевал Chardonnet (3321, 2А) ведет с ледника Saleina на ледник Chardonnet, с запада на восток. Есть 2 седловины, в некоторых описаниях упомянута одна, в некоторых другая. Мы прошли северную. Фото 87.

Перевальный взлет с запада представляет собой кулуар, вверху – это разрушенные сыпучие скалы, а немного ниже начинается снег, между скалами и снегом есть широкий рантклюфт. Начало перевального взлета – крутой снежный склон – мы проходим за 20 минут. Мы нашли на наш взгляд, оптимальное место для прохождения рантклюфта – несколько метров левее кулуара и бергшрунда. Здесь мы организовываем точку страховки на ледорубе и выпускаем первого с нижней страховкой на скалы. Расщелина, по которой он лезет, уходит немного левее направления на перевал. Через 30 м веревки - промежуточная станция на уступе, организация перил. Дальше надо двигаться почти вверх, в сторону седловины. Еще 30 м не самого простого лазанья (мы снова провешиваем перила) выводят к левому борту кулуара – это разрушенные очень живые скалы. Затем еще 1,5 веревки перил по 40 м и мы на перевале. В кулуар лучше не спускаться, так как по нему то и дело летят камни. Подъем занял у нас 1 ч 40 мин.

Перевальная седловина узкая, едва ли возможно разместиться группе больше 5 человек, скально-осыпная. Фото 88.

На спуск - те же разрушенные скалы, наблюдается некоторое подобие тропы. Мы идем здесь плотной группой, в касках. Местами можно съезжать по мелкой осыпи, местами нужно немного пролезть по скалам. Фото 89, 90. В общем через 35 минут мы оказываемся на леднике Chardonnet. Этот ледник ниже сливается с ледником Argentiere, на который мы собираемся попасть.

В основном ледник открытый, мы идем без связок, придерживаясь правого берега, обходя трещины. Фото91. Так мы идем около часа. От ледника Argentiere нас отделяют внушительные бараньи лбы. Мы решаем обойти их слева. Для этого сначала спускаемся с ледника на менее внушительную часть бараньих лбов, а затем по ручейку уходим еще левее, по моренам выходим на травянисто-каменистый склон долины(40 мин). Где-то тут должна начинаться тропа к хижине Argentiere, по которой можно спуститься на ледник Argentiere. Проходим мимо построенных из камней ветрозащитных стенок для палатки. Еще около 30 минут движемся по травянисто-каменистому склону долины. Но дальше нормального спуска на ледник Argentiere мы не нашли и решили просто повесить перила (скорее всего это не лучший вариант спуска, но из-за усталости нам очень не хотелось возвращаться). Двух веревок хватило до боковой морены ледника Argentiere (крепили их на скальных выступах, оставляя петлю) и это заняло у нас 40 мин.

Ледник Argentiere – открытый сейчас, спускается почти до долины Шамони, но путь по нему прегдаждают непроходимые ледопады (пути по леднику нет). Тропа вниз идет по левому берегу долины, по крутым скалам-бараньим лбам, кажущимся со стороны совершенно непроходимыми. Фото 92. Однако мы узнали об этом на следующий день.

Так как скалы показались нам непроходимыми, мы решили, что тропа идет по рантклюфту левого берега. Пересекли ледник над ледопадом (30 мин), спустились в неглубокий рантклюфт. Тропы тут не было, но идти до некоторых пор было возможно. Порой приходилось выходить на ледник, перелезать трещины. Вскоре стало окончательно ясно, что тропы здесь нет и никогда не было, и, так как уже начинало темнеть, мы решили остановиться на ночевку прямо на леднике. Нам удалось найти площадку под одну палатку.

Подъем на перевал L’A Neuve

1 ч 30 мин

Спуск с перевала на ледник Saleina

2 ч 30 мин

12 ч 55 мин

Перепад высот: +150, -400, +300, - 900

Пройденный путь: 8,7 км

День 14. 17.08. Ледник Argentiere – спуск в долину Шамони.

Проснулись мы на леднике и довольно поздно. Не спеша позавтракали, постоянно наблюдая группы, идущие то вверх, то вниз, по скалам левого борта долины и было очевидно, что тропа там все-таки есть.

Вышли часам к 10:00. Прошли часть нашего вчерашнего пути назад (20 мин), спустились в рантклюфт и поднялись по скалам к тропе (еще 40 мин). Выход на тропу с ледника Argentiere скорее всего расположен в районе слияния ледников Argentiere и Rognons.

Тропа идет по скалам, она отлично маркирована желтыми кругами, в некоторых местах в скалы вбиты железные ступеньки, а в одном месте есть железная лестница метров на 15. Фото 93. Через 30 минут движения по тропе выходим на пологую часть ледника Argentiere ниже ледопада и еще через 20 мин переходим обратно на скалы, на тропу. В местах выхода и схода тропы с ледника на скалах имеются огромные желтые метки. Тропа после схода с ледника идет уже не по скалам, а по осыпи, местами проступает первая травка. Через 25 минут хода тропа спускается на обзорную площадку и вскоре подходит к домику-кафе (высота – 2032). От кафе отходит широкая грунтовая дорога, она заворачивает резко налево, в направлении станции канатки. Направо отходит тропинка, срезающая длинный серпантин дороги. Мы выбираем тропинку (но можно пойти по дороге и воспользоваться канаткой). Тропинка идет узким серпантином по субальпийским лугам, иногда заходя в лес. За 1 час доходим до слияния тропинки с дорогой, и еще за полчаса – до первых домиков поселка Argentiere. Отсюда до Шамони 6 км., ходит рейсовый автобус. Останавливаемся в кемпинге, который находим с помощью карты.

Выход на тропу

1 ч

Движение по тропе до дороги

1 ч 5 мин

Спуск до поселка

2 ч 30 мин

4 ч 35 мин

Перепад высот: -1150

Пройденный путь: 7 км

Часть 5. Монблан.

День 15. 18.08. ПОЛУДНЕВКА. Подъем на канатной дороге на станцию Aigulle du Midi, спуск с нее на плато Col du Midi.

Довольно скромно устроенный кемпинг очень удобно расположен, всего в 5мин от нижней станции канатной дороги на Aigulle du Midi.

После неспешного завтрака на зеленой траве позволяем себе немного погулять по городу, заодно узнаем расписание канатки и намечаем время выхода. В Шамони стоит страшная жара, температура днем около 35 гр., и это на высоте . Еще вчера вечером в кемпинге встретили группу русских альпинистов из Израиля, с которыми познакомились еще под Матерхорном. Они вчера поднимались на Монблан, как раз со стороны Aigulle du Midi. Состояние маршрута оценивают как отличное. Предупредили, что есть участок крутого жесткого льда, перед выходом на Mont Maudit.

Планируем подняться наверх предпоследним вагончиком. Торопиться не куда. Сегодня нам надо спуститься на плато du Midi, это около 30 мин, от станции и устроится на ночлег. Отправляемся вчетвером. Мальчики, сославшись на усталость, остаются внизу и приедут к нам в Сен Жерве поездом.

Выход со станции канатной дороги Aigulle du Midi немного напоминает выход в открытый космос. Прямо в здании станции, в узком и низком коридоре одеваем, системы, каски, кошки, связываемся. Сразу от калитки уходит узкий ледовый гребень. Где-то далеко внизу слева сквозь облака проглядывается г. Шамони, справа обычный крутой склон ледника с гигантскими разрывами. По ледовому гребню спускаемся на перемычку, далее поворачиваем вправо и , обходя крутую часть склона с трещинами, спускаемся на широкое снежное плато. Фото 94. Тропа выбитая в снегу, пересекает две широкие трещины по жалким остаткам, тающих на глазах мостам.

Плато du Midi – традиционное место палаточных лагерей перед восхождением на Монблан – огромное абсолютно ровное снежное поле. Фото 95. Палаток довольно много. Ставимся рядом с лагерем украинской группы. Времени много, обустраиваемся не спеша, роем большую яму, строим снежные стены. На ужин свежие булочки, салат, помидоры. Такой вот туризм. Прогуливаемся в хижину Космик, узнаем еще раз прогноз погоды. Завтра уже небольшая облачность и к вечеру дождь. Намечаем выход на 3 утра.

Пройденный путь: 1,0 км.

Сброс высоты: 300 м.

Ходовое время: 40 мин.

День 16. 19.08. Траверс горы Монблан (2Б,4810). Спуск до хижины Tete Rousse.

Просыпаюсь в 2:10. Вылезаю из палатки. Погода вполне сносная, хотя на востоке небо затянуто облаками. Поворачиваю голову в сторону нашего маршрута – весь склон Mont Blanc du Tacul расцвечен гирляндой огней. Когда же они все встали!

Быстро собираемся, снимаем лагерь, одеваем кошки, каски, связываемся и идем вдогонку за хвостом «огненной змеи». Вокруг нас ни души. Мы последние. На самом деле догонять мы ни кого не собираемся, идем спокойно, экономим силы. Все наше имущество с нами.

Восхождение на Монблан со стороны Aigulle du Midi начинается подъемом по крутому снежно-ледовому склону г. Mont Blanc du Tacul (45 гр, 800 м). Тропа проложена вверх широким серпантином. Идем одновременно в связках, в верхней части склона преодолеваем по снежному мосту большой бергшрунд. На верхний край приходится залезать по небольшой вертикальной ледовой стенке (2,5 м) (попеременная страховка). У бергшрунда догоняем строй восходителей, и идем теперь в конце колонны.

Над бергшрундом тропа уходит косым траверсом налево, выходит на широкое снежное плечо Mont Blanc du Tacul и затем приспускается на широкую седловину Col Maudit.

Далее предстоит крутой подъем на плечо г. Mont Maudit – снежно-ледовый склон с бергшрундм посередине и участком разрушенных скал вверху. Преодоление бергшрунда (снежный мост + отвесная ледовая стенка 4 м) и крутого ледового склона над ним (75 гр, 40 м) – ключевой участок маршрута. Подходим к нему с рассветом. От плато du Midi – 2 часа.

Перед бергшрундом скопилась очередь. Подъем идет в три нитки, самая левая – проще, но очередь к ней гораздо больше. Занимаем очередь сразу на две других. Сверху беспрерывно летят обломки льда, выбиваемые кошками и ледорубами, попадаются и довольно увесистые куски. Единственный способ спастись от них – это спрятаться в бергшрунд, что мы м делаем, предварительно организовав перила у нижнего его края на ледорубах. Через 1, 5 часа наша очередь подходит одновременно на две нитки. Начинаем подъем одновременно двумя связками.

Стационарных перил нет. Каждая группа провешивает свои и снимает их. Изо льда кое-где торчат обрывки старых , вмерзших в лед веревок. Первый поднимается с нижней страховкой, с промежуточными точками через ледобуры, второй по перилам с жумаром. Помогает ледовый инструмент и обрывки веревок, за которые можно схватиться рукой. Верхняя станция – стационарная цепь на скальном выступе. Рядом также много хороших скальных выступов, можно повесить свою петлю.

Дальнейший выход по некрутому скальному гребню не представляет трудности. Еще одна веревка (40 м) перил выводит на пологую широченную снежную полку, переходящую в гребень, ведущий к седловине Col de la Brenva. От бергшрунда – 1 час 20 мин. Впереди частично скрытая облаками видна вершина Монблан. Фото 97. Путь на нее идет по широкому снежному северному склону. Выходим на вершину в 11:40. (от Mont Maudit 2, 5 часа) Фото 98.

Спускаемся в сторону вершины Aigulle du Gouter. Начало спуска идет по крутому и очень узкому снежно-ледовому северо-западному гребню г. Монблан, который выводит сначала на небольшую снежную седловину. От седловины тропа поднимается на снежные куполообразные возвышения на гребне – вершины Grand и Petite Bosses, и затем, серпантином по крутому снежно-ледовому склону начинает уходить с гребня на право, в сторону скал, чуть выше широкой снежной седловины Col de Dome. На скалах расположена аварийная хижина Vallot. Спускаемся к ней с вершины за 30 мин. Далее пересекаем очень широкую седловину Col de Dome и поднимаемся на купол Dome du Gouter. Отсюда можно в последний раз кинуть взгляд на Монблан. Фото 100. От Валло – 40 мин.

Очень жарко, идти по раскисшему снегу становится тяжело. От Dome du Gouter вниз, обходя, довольно большие трещины, идет целый лабиринт троп. Идем осторожно, снежные мосты очень сомнительны. Через еще 30 мин. мы снова на гребне – гребне Aigulle du Gouter. Проходим палаточный лагерь. Видна старая хижина De Gouter и перед ней прямо на гребне еще не достроенное новое 5-ти этажное здание, в форме летающей тарелки. Фото 103.

К хижине подходим к 14:00. Вокруг хижины толпа. Расположиться на тесном балкончике нет шансов. Залезаем внутрь. С прошлого нашего посещения хижины произошло много изменений, например, запрещено пользоваться газовыми горелками внутри хижины. Снаружи же это сделать просто невозможно, негде. С мечтой о чае вдоволь приходится расстаться. Покупаем (очень дорого) маленькую бутылочку воды и отдыхаем, прежде всего, от жары и солнечной радиации.

Внезапно снаружи слышится грохот. Посетители хижины прилипают к окнам. Оказывается, откололся большой кусок скалы (размером с небольшой грузовик) и скатился по кулуару, немного не доехав до хижины Tete Rousse.

В 16:00 собираемся вниз. От хижины De Gouter вниз к хижине Tete Rousse путь идет по крутому скальному гребню (45 – 60 гр., участки до 70 гр., 900 м.). На крутых участках (примерно 30 всего подъема) тропа оборудована стационарными тросовыми перилами, разделенными на участки до 2,5 – 3 метров длиной и позволяющими организовать перильную страховку на скользящих карабинах. На более пологих – хорошая тропа.

В нижней части, непосредственно перед выходом на террасу, где расположена хижина Tete Rousse приходится пересекать широкий (до 100 м) камнеопасный кулуар , известный как «кулуар смерти». Фото 104. Для прохождения этого участка желательно выбирать ранние утренние или поздние вечерние часы. Сейчас же стоит такая жара, что камнепады не стихают даже ночью. К тому же после схода гигантского куска скалы, камней, летящих по кулуару стало намного меньше. За полтора часа спускаемся к кулуару. Кулуар проходим по одному, в быстром темпе (почти бегом) с выставлением наблюдающих с обеих сторон.

Ледник почти растаял. Фото 105 и 106. Около хижины большой палаточный лагерь. Выбираем место по безопаснее, у самой хижины , по выше на моренном гребне. Воды в хижине не дают. Туалет есть, но без воды. Воду берем в мутном ручейке под ледничком.

От плато du Midi до бергшрунда под в. Mont Maudit

2 часа

9 часов 30 мин

Перепад высот: +1200, - 1600 Пройденный путь: 10,3 км

День 17. 20.08. Спуск в St-Gervais.

От хижины Tete Rousse, по тропе спускаемся к станции трамвая «Nid dAigle». Станция не работает. Верхний участок трамвайной дороги на ремонте.

От неработающей станции начинается тропа, ведущая вниз в долину реки Bionnasay Фото 107. Она уходит сначала на юго-запад, траверсом скально-осыпного склона, затем начинает серпантином быстро спускаться по склону и вскоре подходит к краю ледника Bionnasay. Некоторое время тропа продолжает спускаться серпантином по скально-осыпносму склону, теперь уже вдоль правого края ледника, затем выходит на гребень правобережной морены и очень быстро входит в лес. Высота 1930 м. От станции Nid dAigle - 40 мин.

Широкая, искусственно сделанная тропа идет по гребню, а затем спускается широким серпантином по склону поросшей лесом древней правобережной морены ледника на дно гигантского моренного кармана и идет дальше вдоль текущего по дну кармана ручья. Через 25 мин. тропа переходит на правый берег ручья и разветвляется. Направо косым траверсом склона набирая высоту, уходит тропа к станции трамвая «Кол де Воза», налево - продолжает спускаться вниз по ущелью Bionnasay. Широкая тропа идет, плавно сбрасывая высоту вдоль края красивого хвойного леса, идти по ней легко и приятно. В лесу много малины.

Через 35 мин. подходим к автомобильной парковке, от которой по узкой асфальтированной дороге, петляющей серпантином по лесу, спускаемся на трассу и повернув направо через 1 час 15 мин подходим к кемпингу.

Пройденный путь: 15,4км.

Сброс высоты: -2250 м.

Ходовое время: 3:55 мин.

21. 08. перезжаем в Шамони и на следующий день отправляемся в обратный путь. 22.08 первым автобусом едем в Курмайор, затем в Аосту и поездом в Милан. В Милане останавливаемся еще на денек и домой.

7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Поход получился. Пройдено примерно 90 запланированной нитки маршрута, что с учетом неизвестности района считаем успешным. Техническая сложность похода позволит отнести его к 4-ой категории сложности.
  2. Район Западных Альп очень красив, интересен в спортивном отношении и перспективен для спортивного туризма.
  3. Не смотря свою на широкую посещаемость, в настоящее время район с точки зрения организации сложных туристских походов (более 3 к.с) совершенно не освоен. Все традиционные маршруты путешествий в Западных Альпах проходят через перевалы по своей сложности соответствующие 1-3 к.с. Наши планы, пройти через более сложные седловины, обычно вызывали у местных альпинистов недоумение. Такими путями ходить не принято (сложно, опасно, а славы ни какой, так как ценятся только восхождения на вершины). Поэтому и описаний таких участков практически нет. Основными нашими источниками информации был отчет Муйжнека И. А., 2003 г (район Валлийских Альп) и топографические карты. Большая часть информации о перевалах в районе массива Монблан была добыта нами на месте, в результате разведок.
  4. По нашим наблюдениям из-за особенностей строения гор в этом районе (очень крутые склоны с районе хребтов) прохождение седловин, сложностью более 2А к.с в конце лета связано с большой камнеопасностью. Безопасные пути на них следует прокладывать «в обход», используя гребни, возможно даже через близ лежащие вершины. Такой путь может оказаться сложнее, дольше, но безопаснее.
  5. Отдельно надо сказать про ледопады, изобилующие на ледниках массива Монблан. В конце лета они представляют собой очень серьезное, часто непроходимое препятствие. Планируя маршрут надо это учитывать и тщательно разрабатывать подходы под перевалы, используя при этом тропы.
  6. Проявления непогоды в Альпах бывают очень бурными и также таят в себе серьезную опасность. Рекомендуем уделять внимание прогнозам погоды во время похода, тем более, что возможности для этого есть. Информацию о погоде можно получить в любой хижине, в Доме Гидов в городах и поселках (Церматт, Курмайор, Шамони), в кемпингах.

7. Использование подъемников и горных хижин на маршруте с одной стороны, как может показаться, снижает спортивную сторону похода, но с другой – даёт возможность значительно облегчить рюкзаки и увеличить средний объем физической и технической работы, совершаемой ежедневно в походе. Наличие развитой инфраструктуры значительно повышает безопасность путешествий.

8. Наш маршрут мы оцениваем как довольно активный и технически насыщенный. Перевалы Durand (2А,3443), связка перевалов Valpelline(2А,3568) - Col de la Division (2A,3314), перевал Chardonnet (3321, 2А) – классические 2А.

Перевал Mountet (2Б, 3658) при прохождении со стороны ледника Mountet, мы оцениваем как сложную 2Б. При прохождении перевала с другой (восточной) стороны сложность перевала возрастает, и соответствует скорее 3А (из-за нависающих скал в верхней части взлета).

Перевал La Neuve (3403м, 2Б) – довольно сложная и интересная 2Б. Возможно прохождение перевала, как со стороны ледника La Neuve, так и с другой стороны, с ледника Salena. Со стороны ледника Salena – камнеопасен. Рекомендуем тщательно подойти к выбору пути и проходить этот участок только в ранние утренние часы.

Перспективным и интересным для прохождения считаем перевал Grand Lui (по нашим визуальным оценкам – 2Б к.с.) Прохождение перевала Tour Noir возможно через плечо вершины Tour Noir и по своей сложности не ниже 3А.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

1. Garston Rebuffat, The Mont Blac Massif. Oxford University press. New York

2. Отчеты: 2003 г. руководитель Муйжнек Иван Александрович relit@rambler.ru

2004 г. руководитель Бекетов Константин

3. Географические карты Итальянские, Швейцарские, Французские, масштаб 1:25000 или 1:50000

Интересные источники в интернете: www.alpine-guides.com, www.trekkingclub.ru, www.kinosura.kiev.ua