Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Т.Смирнова, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Тянь-Шаню в июле 2013 г. Часть 1

Отчёт о горном походе 2 к.с. по Центральному Тянь-Шаню

Руководитель: Смирнова Т.В.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

Учреждение: Северо-западное окружное управление образования ГБОУ ДТДМ

Район похода: Центральный Тянь-Шань

Вид туризма: горный

Категория сложности: вторая

Нитка маршрута: г. Каракол – а/л Каракол – долина р. Культор(рад) – пер. Обходной(1А,3750) – пер. Чёрные камни(1Б,3700) – пер. Такыртор(1Б,3700) – пер. Каменистый(1Б,3700) – пер. Онтор(1Б,3900) – ущ. Онтор – ущ. Телеты Вост. – пер. Озёрный(1Б,3700) – пер. Рижан( 1Б,4100) – долина реки Джетыогуз – ущ. Чатыр-Тор – пер. Эхо(1А, 3800) – ущ. Чон-Кызыл-Су – долин р. Ашутор – пер. Ашутор(1Б,4000) – долина р. Ашутор Ю. – восхождение на пик Джукучак(1Б, 3618) – долина р. Кашка-Су – пер. Кашка-Су(1А,3600) – слияние рек Ашу-Кашка-Су и Джуку – оз.Иссык-Куль - Бишкек

Протяженность: 140 км.

Продолжительность активной части: 20 день.

Сроки похода: 1 июля – 25 июля 2013г.

Маршрутная книжка: № 177-04 / 3 - 221

Состав группы:

№ №

Список группы

Год

рождения

Туристский опыт

Обязанность в группе

1.

Смирнова Татьяна Владимировна

1991

1ГР (Кавказ)

4ГУ (Тянь-Шань)

Руководитель

2.

Чистякова Маргарита Вячеславовна

1961

4 ГР (Тянь-Шань),

5 ГУ (Кавказ)

Зам. руководителя

3.

Волкова Александра

1995

2А-4-Рз)

ГУ (Кавказ)

Фотограф

4.

Гребенщикова Ирина

1997

1ГУ (Кавказ, Алтай)

Завхоз

5.

Гребенщиков Иван

1998

1ГУ (Кавказ, Алтай)

Снаряженец

6.

Кузнецова Анастасия

1997

1ГУ (Кавказ, Алтай)

Отв. За научную работу

7.

Бардашёв Александр

1995

1ГУ (Алтай)

Радист

8.

Санцов Михаил

1999

ПВД

Снаряженец

9.

Лыжина Ксения

1999

1ГУ (Алтай)

Летописец

10.

Чертопруд Елизавета

1999

1ГУ (Алтай)

Капитан

11.

Сгибнев Егор

1999

ПВД

Штурман

12.

Ларионова Елизавета

1999

ПВД

Завхоз

13.

Синёв Александр

1999

1ГУ (Кавказ)

Ремонтник

2.3 Определяющие препятствия маршрута

Дата

прохож-

дения

Вид

препятствия

Категория

сложности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна.

наименование и т.п.)

Путь и способ прохождения

5.07

Связка перевалов Обходной и Черные камни

Высота 3700

Ведет из долины реки Культор к озеру Алакель

Характер – снежно-осыпной

Подъем на пер Обходной по руслу сухого ручья на северо-восток, затем по пологим трав. склонам дна висячей долины на юго-восток, затем по средне-осыпн. склону (150 м, 30 гр) в направлении перевальной седловины на юге.

Спуск: по трав-осыпному склону 35 гр с выходами скал (плотной группой) к озеру под пер. Черные камни.

Подъем на пер. Черные камни по средне-осыпному склону средней крутизны (100 м.)

Спуск: скально-осыпной склон 35 гр до ручья, вытекающего из-под ледника Такыртор. Далее вдоль ручья до озера.

Ночевка на юго-восточном берегу оз. Алакель..

6.07

Перевал Такыртор

Высота 3700м.

Ведет от оз. Алакель в долину реки Такыртор (Арашан)

Со сторон оз. Алакель – снежно-ледовый, со стороны д.р. Такыртор - скально-осыпной

Подъем: по правобережной морене выход на закрытый ледник в его пологой части, далее одновременно в связках под перевальный взлет: крутой снежный склон (самостраховка ледорубом), в верхней части подрезанный бергшрундом, засыпанным снегом

Седловина: широкая скально-осыпная, со снежным карнизом

Спуск: по левому краю крутого широкого скально-осыпной кулуара, затем по средней осыпи, вдоль ручья, преодоление крупноосыпной ступени до зеленой террасы. Затем траверс пологих трав. склонов в сторону долины реки Экичат.

7.07

Перевал Каменистый

Высота 3700м.

Ведет из долины реки Экичат (Арашан) в долину реки Культор

С обеих сторон - скально-осыпной

Подъем вдоль ручья Экичат по средней осыпи, пересекая моренные гребни выход в скально-осыпной предперевальный цирк. Перевальный взлет крутой узкий скально-осыпной кулуар, 35 гр, 80 м. (перильная страховка, прохождение кулуара по перилам по одному, камнерпасно).

Седловина узкая скальная

Спуск: средне-осыпной склон средней крутизны, далее вдоль правого берега ручья, затем по тропе траверсом трав. склонов правее до долины реки Культор.

9.07

Перевал Онтор

Высота 3900

Ведет из долины реки Культор в долину реки Онтор

Со обоих сторон – снежно-ледовый

Подъем выход на ледник Культор З. с конечной морены чуть правее вытекающей реки, затем подъем по пологому, сначала зачехленному, затем открытому леднику (до 15 гр) (кошки), забирая правее (на З). На закрытой части ледника движение одновременно в связках. Перевальный взлет короткий участок разрушенных скал (45 гр, 50 м)

Седловина: очень узкая, скальная.

Спуск по крутому осыпному склону (35 гр, 100 м) на пологое закрытое ледниковое плато (связки), далее переход на срединную морену ледника Онтор Вост. Затем спуск с моренного гребня на лево на открытую часть ледника (кошки). Выход с ледника на левобережную морену. Далее – тропа.

Дата

прохож-

дения

Вид

препятствия

Категория

сложности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна.

наименование и т.п.)

Путь и способ прохождения

11.07

Перевал Озерный

Высота 3700 м

Ведет из долины реки Телеты Зап. (Каракол) в долину реки Телеты Вост. (Джеты-огуз)

Характер – снежно-ледовый

Подъем вдоль русла ручья, прав. притока реки Телеты Вост, пояс бараньих лбов проходится по центру, далее по гребню левой береговой морены ледника, затем по пологим скально-осыпным полкам, засыпанным свежим снегом выход на седловину.

Седловина: широкая скально-осыпная, засыпана снегом, много площадок под палатки

Спуск: короткий крутой осыпной склон (80 м, 30 гр) далее пологое закрытое плато ледника Озерный Джетыогузский.

12.07

Перевал Рижан

Высота 4100м.

Ведет с ледника Озерный Джетыогуский (дол. реки Телеты Вост) в долину реки Арчатор (Джетыогуз)

Характер – снежно-ледовый

Подъем. По пологому закрытому леднику одновременно в связках обходя зоны трещин подход под перевальный взлетширокий снежный склон (300 м., 25 гр.), с зоной трещин в центре(обход справа) и небольшим бергшрундом вверху, перед самой седловиной (преодоление по снежному мосту с попеременной страховкой).

Седловина: узкая, скальная

Спуск: по крутому смерзшемуся осыпному склону (200 м,30 гр), с участками снега и натечного льда (в верхней части перильная страховка (3 веревки), далее плотной группой в касках с самостр. ледорубом) до ледника Арчатор. По пологому закрытому леднику вниз одновременно в связках. Спуск с ледника по левой береговой морене к озеру, обход озера слева. Спуск на дно долины Арчатор сначала вдоль правого берега ручья, затем уходя еще правее, траверсом осыпных и трав. склонов. На дне долины тропа, вдоль правого берега реки.

15.07

Перевал Эхо

1 А.

Высота 3800

Ведет из долины реки Чатыртор (Джетыогуз) в долину реки Шатылы (Чон-Кызылсу)

Характер – скально-осыпной

Подъем: Подъем из долины р. Чатыртор сначала по пологому леднику, затем по крутому скально-осыпному склону плотной группой, в касках, с самостраховкой ледорубом.

Седловина: узкая, скальная.

Спуск в долину р. Чон-Кызылсу по дну широкого пологого рантклюфта вдоль правого борта ледника до довольно крутого сброса языка ледника, далее движение по языку в кошках с самостраховкой ледорубом. Выход с ледника на правую береговую морену, затем по пологим осыпным и трав. склонам до озера. Далее тропа.

18.07

Перевал Ашутор

Высота 4000 м.

Ведет из долины р. Ашутор в долину р. Кызылсу.

Характер – снежно-ледовый

Подъем. Подход из долины к леднику Ашутор Сев. по высокому гребню старой левобережной конечной морены ленника. Выход на пологий язык ледника с конечной морены, далее сначала подъем по некрутому леднику, сначала открытому (кошки, самостраховка ледорубом), затем закрытому (одновременное движение в связках)

Седловина: широкое снежно-лебовое плато

Спуск в сторону долины р. Кызылсу по закрытому леднику, затем по открытому пологому языку ледника (самостраховка ледорубом, кошки) до озера. Спуск с левого края ледника к восточному берегу озера.

Дата

прохож-

дения

Вид

препятствия

Категория

сложности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна.

наименование и т.п.)

Путь и способ прохождения

19.07

Пик Джуккучак

Высота 4650 м

Маршрут по южному гребню

Характер - снежно-ледовый

Подъем со стороны долины реки Кызылсу по пологому скально-осыпному плато, затем траверс крутого скально-осыпного, левого склона южного гребня вершины (движение по заснеженным осыпным полкам, в касках с самостраховкой ледорубом). Далее по снежно-ледовому склону (до 30 гр) в кошках и связках. Прохождение бергшрунда по снежному мосту с попеременной страховкой.

На вершине большой снежный карниз (на С)

Спуск по пути подъема.

21.07

Перевал Кашка-су

Высота 3600 м

Ведет из долины реки Кашка-Су (Сарычат) в долину реки Ашу-Кашкасу (Джуукку)

Характер – осыпной

Подъем по пологим осыпным склонам вдоль левого берега реки Кашка-Су

Седловина - «скальные ворота»

Спуск по некрутому осыпному склону, затем по травянистым склонам вдоль левого берега реки по неявной тропе, до дна долины реки Ашу-Кашкасу

Составил Синёв А.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА.

3.1. Краткая общегеографическая характеристика района

Тянь-Шань – горная система в Средней и Центральной Азии, основная его часть находится на территории Киргизии, Китая, Казахстана и Узбекистана.

Горные цепи Тянь-Шаня вытянуты с запада на восток на 1200 км. и имеют максимальную ширину 350-400 км. Большая часть хребтов Тянь-Шаня имеет типичный горно-ледниковый «альпийский» рельеф.

Терскей Ала-Тоо – один из хребтов Центрального Тянь-Шаня. Хребет Терскей Ала-Тоо расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Исссык-Куль. Длина хребта около 375 км, хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сары-Джаз. Средняя высота хребта около 4500м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский). Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джеты-Огуз, Каракол, Арашан, Аксу и Тургень-Аксу, другой – в верховьях Конурулена.

Общее число ледников на склонах хребта Терскей Ала-Тоо – около 1100, площадь оледенения – свыше 1 тыс. км, распределение оледенения на северных и южных склонах почти одинаково. На северных склонах длина долинных ледников достигает 5 – 7 км. Длина ледников южного склона значительно больше (более 10 км). Языки ледников обычно лежат на высоте 3000 – 3500 м.. Степень оледенения увеличивается с запада на восток.

Снеговая линия северного склона хребта Терскей Ала-Тоо находится на высоте 3700 – 4000 м. На южном склоне снеговая линия поднимается до 4000 – 4200 м. Хребет Терскей Ала-Тоо ассиметричен, имеет короткий пологий южный склон и длинный северный.

Наиболее высокая и посещаемая часть хребта Терскей-Алатау – центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. Перевалы хребта Терскей Ала-Тоо в этом районе имеют высоту от 3600 до 4800 м. и категории трудности до 3Б.

Граница леса (тянь-шаньская ель) находится на высоте 3000-3100 м.

Реки центральной части Центрального Тянь-Шаня относятся к тянь-шаньскому типу и представляют собой горные потоки с быстрым и бурным течением. Наибольший паводок приходится на июль – начало августа. Долины рек, текущих вдоль боковых отрогов хребта, широкие, а долины поперечных притоков узкие. Вода, как правило, чистая и прозрачная, исключение составляют лишь наиболее крупные реки. Переправы через реки Терскей Ала-Тоо и соседних горных массивов (Куйлю и Ак-Шийрака) обычно достаточно сложны и требуют соответствующей подготовки, снаряжения и времени.

Климат резко континентальный. В долинах предгорий средняя температура июля 20- 25 С, в долинах среднегорья 15-17 С, в высокогорье 5 С и ниже.

Растительность северных склонов хребта Терскей Ала-Тоо достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах 2700-3100 м. растет тянь-шаньская ель и периодически попадается пихта Семенова. До высоты 2600 м. растут кустарники барбариса, жимолости, смородины, шиповника. Выше зоны леса – высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелющейся арчой и караганой. Еще выше (примерно до 3700 м.) располагаются пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейса, анемоны, мхи и лишайники

Контраст между северными и южными склонами Терскей-Алатау поразителен. И проявляется он и в рельефе, и в климате, и в растительности, и в животном мире.
Растительность сыртов весьма бедна. В тонком слое почвенного покрова, лежащего на зоне вечной мерзлоты, развиваются лишь растения, хорошо приспособившиеся к суровым условиям существования.

На сыртах Внутреннего и Центрального Тянь-Шаня высокогорные луга часто замещаются очень своеобразным ландшафтом холодной высокогорной пустыни.

3.2 Туристские возможности района.

Центральный Тянь-Шань (в том числе и хребет Терскей Ала-Тоо) – традиционный район альпинизма и горного туризма. В горах Центрального Тянь-Шаня можно совершать:

горные туристские походы от 1 до 6 к.с.,

пешеходные до 2 к.с.,

водные до 6 к.с.

Наиболее посещаемая часть хребта Терскей-Алатау – центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы.

Абсолютное большинство перевалов основного хребта и его южных отрогов – снежные и снежно-ледовые, они имеют высоту от 3600 до 4800 м. и категории трудности от 1Б до 3Б, (большая их часть 2Б и сложнее). Перевалы северных отрогов хребта разнообразнее (от 1А до 3А). Здесь встречаются и скальные, и ледовые, и снежные, и осыпные перевалы, а чаще всего комбинированные. В целом для Центрального Тянь-Шаня характерно разнообразие технически сложных участков маршрута. Это делает этот район весьма привлекательным для совершения горных походов.

Наиболее благоприятным периодом для проведения горных походов по Центральному Тянь-Шаню является последняя декада июля – август – начало сентября.

Составила Ларионова Е.

3.3 Варианты заезда в район похода

Существует два варианта заезда в район Терскей Ала-Тоо:

1. через г. Бишкек (с запада из Кыргызстана),

2. через Алма-Ату (из Казахстана).

Попасть в Бишкек и Алма-Ату из Москвы можно как поездом, так и самолетом.

Подъезд (или выезд) через Бишкек - наиболее удобен и поэтому более традиционен. Мы воспользовались именно этим путем подъезда к началу маршрута. При этом мы выбрали авиатранспорт, как наиболее быстрый и, в настоящее время, достаточно экономичный

Авиатранспорт. Москва – Бишкек.

Авиакомпания

№ рейсов

Аэропорт

Москва - Бишкек

Бишкек - Москва

Вылет

Прилет

Вылет

Прилет

Аэрофлот

SU-1880

Шереметьево

22:55

05-10

18:05

20:35

Ural Airlines

U6-2803

Домодедово

22:00

04:10

05:30

07:40

Air Bishkek

ОИ-716

Домодедово

12:10

19:10

08:00

09:30

Кыргызстан

АЮ-404

Домодедово

12:40

19:40

09:30

11:00

Все рейсы регулярные, время перелета около 3 часов. (Выделен рейс, которым летели мы).

Аэропорт «Манас» г. Бишкек расположен в часе езды на автобусе от города.

Рекомендации по приобретению билетов. Следует иметь в виду, что существует множество разнообразных тарифов на авиабилеты. Покупать билеты лучше через турфирмы или самостоятельно через Интернет, при этом, как правило, цена билетов выгоднее при приобретении их заранее. Мы покупали билеты в начале мая. Их стоимость составила 18 355 руб. туда и обратно (это дешевле, чем купейный билет на поезд).

Железнодорожный транспорт.

Летом 2013 года из Москвы в Бишкек отправлялись два поезда:

Москва - Бишкек

№ поезда

Время

отправления

Время прибытия

в Бишкек

Время в пути

Вокзал

(отправ.)

Дни

отправления

018Щ

22:48

02:47 (через 3 дня)

3 дня 2 часа

Казанский

Через 3 дня

028Щ

23:50

05:38(через 3 дня)

3 дня 4 часа

Казанский

Через 2 дня

Бишкек – Москва

№ поезда

Время

отправления

Время прибытия

в Москву

Время в пути

Вокзал

(прибыт.)

Дни отправления

017Щ

15:18

15:30 (через3 дня)

3 дня 3 часа

Казанский

Черз 3 дня

027Щ

11:58

13:53 (через 3 дня)

3 дня 4 часа

Казанский

Через 2 дня

Стоимость билета: плацкарт 6454 руб., купе 11 117 руб.

Следует учесть, что билеты, купленные в Москве, стоят дешевле, чем аналогичные, но купленные на территории Киргизстана. К тому же в России действуют скидки на групповые билеты, в Киргизстане они тоже положены, но их не дают.

Подъезд к началу маршрута от г. Бишкек

От Бишкека до г. Каракола (и обратно) можно добраться рейсовым автобусом (ходит 1 раз в день), на маршрутном такси или частным транспортом. Дорога идет северным берегом озера Иссык-Куль, переезд занимает около 5-6 часов.

Для большей надежности рекомендуем воспользоваться услугами одной из туристических фирм (которых существует немало в г. Бишкеке и г. Караколе). В этом случае автобус встретит вас прямо в аэропорту или на привокзальной площади и доставит в нужную точку.

Как правило, турфирма может предоставить и другие услуги: транспорт из г. Каракола к начальной и от конечной точки маршрута, организацию забросок, предоставление дополнительной информации о состоянии маршрута, закупку газа, аренду спутникового телефона, организацию проживания на берегу озера Иссык-Куль и др.

Мы пользовались услугами фирмы «Достук-трекинг».

Фирма зарекомендовала себя как надежная, с довольно умеренными ценами на свои услуги. (Контакты см. раздел 3.5)

Эта же фирма организовала для нас транспорт (автомобиль ГАЗ-66) до начала маршрута – альплагеря Каракол. Дорога туда идет через пос. Аксу. От города до въезда в ущелье (кордона) идет асфальтовая дорога, а далее вверх по ущелью Каракол ведет разбитая грунтовая дорога, доступная не для любого автотранспорта Время в пути 2 часа.

Этим же автомобилем (через эту же фирму) мы добирались от конечной точки нашего маршрута – курорта Джил-Су – до поселка Тамга, недалеко от которого расположена база фирмы «Достук-трекинг» - «Юртовый лагерь», на территории которой мы расположились в последние дни похода (во время отдыха на берегу озера Иссык-Куль). Время в пути 2, 5 часа.

Поселок Тамга расположен на южном берегу озера Иссык-Куль, в 120 км. от г. Каракол.

От «Юртового лагеря» на берегу озера Иссык-Куль мы отправились прямо в Бишкек по дороге, идущей вдоль южного берега озера Иссык-Куль. Время в пути 4 часа.

Подъезд (или выезд) через г. Алма-Ата.

Авиатранспорт. Москва – Алма-Ата

Авиакомпания

№ рейсов

Аэропорт

Москва – Алма-ата

Алма-ата - Москва

Вылет

Прилет

Вылет

Прилет

Трансаэро

UN-255

Внуково

10:50

17:15

06:30

09:25

Трансаэро

UN-205

Внуково

22:45

05:00

18:20

21:25

Air Astana

KC-872

Шереметьево

10:20

16:50

06:15

09:15

Air Astana

KC-876

Шереметьево

23:00

05:25

18:55

21:50

Поезда в Алма-Ату.

Москва – Алма-Ата

поезда

Время

отправления

Время прибытия

в Алма-Ату

Время в пути

Вокзал

(отправ.)

Дни

отправления

007Ц

22:50

06:57 (через 3 дня)

3 дня 7 часов

Казанский

по четным

дням

Алма-Ата – Москва

№ поезда

Время

отправления

Время прибытия

в Москву

Время в пути

Вокзал

(прибыт.)

Дни

отправления

007Р

6:58

10:38 (через3 дня)

3 дня 6 часов

Казанский

По нечетным дням

Стоимость билета: плацкарт 6548 руб., купе 10524 руб.

Подъезд к началу маршрута через г. Алма-Ата

Путь от г.Алма-Аты до г. Каракола несколько сложнее, чем от Бишкека. Можно добраться также частным автотранспортом или через тур. фирму, но это довольно дорого (около 250 долларов на группу). Более дешевый путь: добраться от Алма-Аты до Бишкека рейсовым автобусом, а далее из Бишкека до Каракола как описано выше. Автобусы ходят из Бишкека в Алма-Ату регулярно и довольно часто (примерно 1 раз в час). Время в пути 2 часа. По дороге придется провести около 1 часа на границе Казахстана с Кыргыстаном.

Аналогично можно добраться от Каракола до Алма-Аты.

В целом этот путь несколько более сложен, менее удобен и более дорогой. Но его можно использовать как запасной.

Еще надо отметить

1. Документы, необходимые для пересечения границы:

1. Общегражданский паспорт

2. Для несовершеннолетних – нотариально заверенная доверенность от родителей на выезд заграницу в страны Казахатан и Кыргыстан.

2. В поездах и тем более в самолетах «Москва-Бишкек» и «Москва-Алма-Ата» запрещено провозить газовые баллоны. Баллоны можно приобрести в г. Бишкеке, но удобнее заказать заранее через турфирмы.

3. Регистрация иностранных граждан, пребывающих в Кыргыстане менее 1 месяца, в настоящее время не требуется.

Составил: Синёв А.

 

3.4 Сведения о возможности организации заброски

Организация забросок автотранспортом возможна практически во все долины рек северных склонов хребта Терскей Алатау: Аксу, Арашан, Каракол, Джеты-Огуз, Ирдык, Чонг-Кызылсу и др. Самое удобное место для заброски - долина р.Каракол у места впадения р.Аютор Вост. Это действующий альплагерь «Каракол», в котором за определенную плату заброску возьмут на хранение.

На южную сторону хребта Терскей-Алатау возможно организовать заброску, только занеся ее пешком через несложные перевалы, каких не так и много.

Нами были организованы следующие заброски.

1) Заброска в а/л Каракол, оставленная нами в альплагере при заезде на маршрут.

2) Заброска в верховье ущелья Культор, организованная нами во время акклиматизационного радиального выхода 03.07.

3) Заброска в ФГС (дол. Р. Чон-Кызыл-Су). Осуществлена на отдельно заказанной машине двумя участниками по приезде 02.07

3.5 Сведения о медицинских пунктах, отделениях связи.

На полноценную медицинскую помощь можно рассчитывать только в крупных населенных пунктах: Бишкеке и Караколе.

Медучреждения, аптеки

Населенный пункт

Тип медучреждения

Режим работы

Г. Бишкек

Республиканская больница

Травмпункты

Аптеки

Круглосуточно

Круглосуточно

С 9:00 до 19:00(20:00)

Есть дежурные

Г. Каракол

Больница

Травмпункт

Аптеки

Круглосуточно

круглосуточно

С 9:00 до 19:00 час

Пос. Кызылсу

Медпункт, врач

По требованию

Пос.Тамга

Медпункт, врач (Военный санаторий)

Аптека

По требованию

С 10:00 до 18:00

Отделения связи

Населенный пункт

Тип учреждения

Где расположен

Режим работы

Г. Бишкек

Центральный Почтампт

телеграф,

междугородний телефон

Пересечение ул. Советской и Киевской.

С 8:00 до 17:30, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной

воскресенье

Круглосуточно, без выходных

Г. Каракол

Почта

телеграф

междугородний телефон

В центре города

С 8:00 до 17:30, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной

Воскресенье

Круглосуточно, без выходных

Пос. Пристань Пржевальск

Почта, телеграф

Не далеко от судоремонтного завода

С 8:00 до 17:00

Пос. Кызыл-су

Почта, телеграф

С 8:00 до 17:00

Пос. Тамга

Почта, телеграф, междугородний телефон

С 8:00 до 17:00, выходной воскресенье

круглосуточно

Междугородний телефонный разговор стоит очень дорого (1 мин – 7 долларов).

Мобильная связь на протяжении всего маршрута не работает. Последняя точка приема в 5 км от г. Каракол по пути в а/л Каракол.

Мобильные телефоны с роумингом в г. Каракол, пос. Пристань Пржевальск, пос. и Тамга работают стабильно.

Обмен валюты. Обмен валюты возможен только в городах (Каракол, Бишкек) Курс: 1 рубль - 1,5 сом. В поселках обменных пунктов, как правило, нет. (в пос. Кызылсу и Тамга – нет). Иногда можно обменять валюту у продавцов магазинов, но по очень плохому курсу.

3.6 Сведения о возможности пополнения запаса продуктов на маршруте.

Закупка продуктов на маршруте практически невозможна. Можно заказать в альплагере Каракол особо необходимые продукты, батарейки, фотопленку. Все это купят в Каркаоле и привезут попутной машиной (примерно через 1-2 суток).

Продукты у местных жителей купить сложно, как правило, они предлагают только айран или сметану.

Полноценно пополнить запас продуктов на последнюю часть похода (отдых на берегу оз. Иссык-Куль) можно только в г. Каракол и в поселках на берегу Иссык-Куля (Кызыл-су, Тамга). В поселках ассортимент продуктов в магазинах довольно скудный.

3.7 Адреса и телефоны ПСС, туристских организаций

ПСС, которая контролирует данный район, расположена в городе Караколе, имеет ПСО постоянно дежурящий в альплагере Каракол, расположенном в долине реки Каракол, у места впадения реки Аютор Вост.. Организацией спас. работ, в том числе транспортировку пострадавшего автотранспортом или вертолетом, организацией медпомощи занимаются тур. фирмы, в том числе фирмы

«Альп-Тур-Иссык-Куль», тесно связанная с ПСС г. Каракола (имеет в свой спасательный отряд «Терскей-рескьер») и «Достук-Треккинг».

Адреса туристских организаций

Организация

Адрес

Турбаза «Фрунзенская»

Бишкек, ул. Кушабская, д 33

Турбаза «Эдельвейс»

Бишкек, ул. Б.Алмаатинская, д.60

Альплагерь «Ала-Арча»

Урощище Ала-Арча, (40 м. от г. Бишкек)

Турфирма «Экотрек»

Г.Каракол

Турфирма «Достук-Треккинг»

720005, г. Бишкек, 18-ялиния, 42 -1.

Тел: +996(312) 545455, 437471, 540237

E-meil: dostuk@elcat.kg

Турфирма «Альп-Тур-Иссык-Куль»

Кыргыстан. Иссыккульская обл. г. Каракол

Кирпичный завод д. 61 кв.1

Тел: (00996 3922) 20548

E-meil: khanin@infotel.kg

3.8 Особые зоны и порядок допуска в них

На пути к а/л Каракол проезжаем кордон, где берут пошлину за посещение гор. Если проходит/проезжает группа, берут по 25 сом с человека. Иностранные гости, проезжавшие там же, видимо в качестве экскурсии, заплатили по 250 сом с человека.

3.9 Интересные объекты на маршруте, музеи.

1. Г. Каракол, пос. Пристань Пржевальск, музей Пржевальского, памятник Пржевальскому.

2. Оз. Иссык-куль.

3. Оз . Алакель.

4. Пик Каракольский, пик Джигит, наиболее высокие пики, самый крупный узел

оледенения.

5. Долина реки Сарычат – южные склоны хребта Терскей Алатау. Сырты. Цепочка озер

6. под перевалом Кашка-су.

7. Горячие источники (есть в долинах рек Арашан, Джеты-огуз, Чон-Кызыл-су, Джуккучат)

8. На нашем пути - источник в долине реки Такыртор.

9. Красные скалы в долине реки Джукку (есть также в долине рек Джеты-огуз, Кичи-Кызыл-су, Чон-Кызылсу)

Город Каракол, областной центр Иссык-кульского региона. Город расположен в восточной части Иссык-кульской котловины, в 400 километрах от столицы, города Бишкек.

Город был основан как военно-административный и торговый пункт на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию. Место для будущего города (в пару километрах от впадения реки Каракол в озеро Иссык-Куль) было избранно экспедицией А.В. Каульбарса по совету коренных жителей, и после ознакомления с географическими условиями.

Среди городов дореволюционной Киргизии Каракол был городом сравнительно высокой культуры. Неоценимую роль в этом сыграли участники многочисленных научных экспедиций, направлявшихся сюда Русским Географическим Обществом, Геологическим Комитетом и другими организациями для изучения русской и зарубежной Азии. Расположенный у самого рубежа неизведанных земель, он стал базой, своеобразным предстартовым пунктом для экспедиций Н. М. Пржевальского, В. И. Роборовского, П. К. Козлова и многих других. Здесь они заготавливали продукты, нанимали рабочих, проводников, погонщиков, подбирали охрану, в последний раз перед дальней дорогой проверяли снаряжение.

20 октября 1888 г. на пути в свое пятое путешествие в Центральную Азию в городе умер Н. М. Пржевальский.

За день до смерти Николай Михайлович, придя в сознание, сказал: «Прошу об одном: не забудьте, похороните меня непременно на берегу Иссык-Куля... Надпись сделайте простую: «Путешественники. М. Пржевальский», положите в гроб в моей экспедиционной одежде».

Музей и памятник Н.М. Пржевальскому расположен в пос. Пристань Пржевальск.

Озеро Иссык-Куль – гордость и жемчужина Центральной Азии. Расположенное на высоте 1610 метров над уровнем моря, Иссык-Куль огорожено со всех сторон горными хребтами и заснеженными вершинами, но, тем не менее, оно не замерзает даже в самые лютые морозы. Зимой температура воды в озере не опускается ниже +4 градусов, а летом достигает +24. Глубина озера – 680 метров, ширина – 70 км, а длина – 180 км.

Сырты (“спина”, “возвышенность”) — плоскогорья, длительно подвергавшиеся разрушению и выравниванию под действием ледников, воды и ветра. Плоские и неглубокие речные долины и широкие всхолмленные впадины чередуются со сглаженными междуречьями и невысокими хребтами.

Рельеф и весь облик сыртов сформировался в результате древнего мощного оледенения, повсюду видны его следы: морены, вросшие в землю, крупные валуны, бараньи лбы, множество заболоченностей, небольших неглубоких озер с топкими низкими берегами и болот. Вечная мерзлота, тоже остаток древнего оледенения, препятствуя просачиванию и стоку грунтовых вод, вечная мерзлота способствует образованию заболоченностей.

Небольшие уклоны и замкнутость сыртов обусловили медленное течение рек, не способных выносить продукты разрушения горных пород, поэтому реки сыртов забиты толщей наносов.

Для сыртов типичны ландшафты злаково-полынной степи, типчаково-ковыльной степи, полупустыни и холодной пустыни в различных сочетаниях.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА.

4.1Общая смысловая идея похода.

Мы хотели пройти активный, насыщенный в спортивном отношении, технически разнообразный маршрут в районе хребта Терске-Алатоо Центрального Тянь-Шаня, при этом посетив все ущелья этого района. Осмотреть, хотя бы издалека, как можно больше вершин и перевалов, побывать во всех интересных местах, познакомиться с историей туристского и альпинистского освоения района.

Обоснование тактического построения маршрута. При тактическом построении маршрута мы руководствовались принципом пилообразной акклиматизации, постепенного нарастания нагрузки и технической сложности.

Маршрут начинался с довольно большой акклиматизационно-тренировочной части: а/л Каракол – ущ. Культор – перевал Обходной – перевал Чёрные камни – перевал Такыртор – перевал Каменистый – перевал Онтор – ущ. Онтор. Она содержит технически разнообразные перевалы и тренировки по передвижению по всем видам рельефа. Нитка маршрута в виде полукольца в этой части маршрута позволила познакомиться с самыми разнообразными ущельями района, и заодно организовать заброски.

Основная часть маршрута: ущ. Телеты Вост. – пер. Озёрный – пер. Рижан – ущ. Джеты-Огуз – ущ. Чатыр-тор – пер. Эхо – ущ. Чон-Кызыл-Су – ущ. Ашутор – пер. Ашутор – пик Джукучак – долина р. Кашка-Су – пер. Кашка-Су – ущ. Ашу Кашка-Су – ущ. Джуку - линейная. Она заканчивается наиболее сложными препятствиями (восхождение на вершину пик Джукучак (1Б альп.).

Завершили мы нитку маршрута, посетив южные склоны и невероятный по своей природе вид рельефа – сырты.

4.2 Аварийные и запасные варианты маршрута.

Аварийные выходы:

Выезд на автомобиле до автодороги, идущей вдоль южного берега Иссык-Куль возможен по долинам следующих рек:

  1. Арашан
  2. Каракол
  3. Джетыогуз
  4. Чон-Кызыл-су
  5. Джукку

Запасные варианты:

участок маршрута

запасной вариант

1

Связка пер. Обходной - Черные камни (1А,3700)

Пер. Панорамный (1А,3500)

2

Пер.Такыртор (1Б,3700) - пер. Каменистый (1Б,3700)

Пер. Такыртор (рад), спуск по д.р. Кургактор и подъем по д.р. Культор

3

При отказе от прохождения пер. Каментстый (1Б,3700)

Спуск по долине реки Такыртор, перевал Алакель (1А,3600), возвращение к озеру Алакель, спуск по долине реки Кургактор в Каракол.

4

Вместо пер. Онтор (1Б,3900)

Спуск по д.р. Культор до слияния в р. Онтор

5

Вместо пер. Рижан (1Б,4100)

Пер. Рижан Ложный (1Б,3800)

6

Спуск по д.р. Телеты Зап.

7

Вместо пер. Эхо (1А,3800)

Пер. Арчатор (1А,3700)

4.3.Организация заезда на маршрут и выезда с него

Мы решили, что оптимальным вариантом для нас является заезд через город Бишкек. Ещё будучи в Москве мы связались с турфирмой «Достук-треккинг», которая обеспечила нам все внутримаршрутные переезды. С этой фирмой мы имели дело не первый раз и хотим отметить, что фирма зарекомендовала себя как очень надёжная. Они же предоставляют обмен валюты и газовые баллоны, которые, к сожалению, самолётом с собой не увезёшь.

Фирма обеспечила нам переезд из г. Бишкек в г. Каракол, организацию заброски, подъезд к непосредственному началу нашего маршрута, а также выезд с него.

Контакты:

Тел: (996 312) 545455 545551 540237
Факс: (996 312) 545455 443090

E-mail: dostuck@saimanet.kg

Дорога до начала нашего маршрута идет через пос. Аксу. От города до въезда в ущелье (кордона) идет асфальтовая дорога, а далее вверх по ущелью Каракол ведет разбитая грунтовая дорога, доступная не для любого автотранспорта Время в пути 2 часа. Этим же автомобилем (через эту же фирму) мы добирались от конечной точки нашего маршрута – слияние р. Ашу-Кашка-Су и Джуку – до поселка Тамга, недалеко от которого расположена база фирмы «Достук-трекинг» - «Юртовый лагерь», на территории которой мы расположились в последние дни похода (во время отдыха на берегу озера Иссык-Куль). Время в пути 1,5 часа.

4.4. Организация забросок на маршруте

Нами были организованы следующие заброски.

Место заброски

Способ транспортировки и хранения

Забрали

Предназначение

а/л Каракол

Оставлена в альплагере при заезде на маршрут. Как минимум 1 юрта там всегда стоит, где можно оставить заброску.

Снята 10.07, после спуска пер. Онтор

Продукты и газ на участок маршрута: пер. Озёрный - ФГС

Верховье ущелья Культор

Организоваана во время акклиматизационного радиального выхода 03.07, зарыта в камнях осыпного конуса

Снята 08.07, при подходе под перевал Онтор.

Продукты и газ на участок маршрута: пер. Онтор – а/л Каракол (разгрузка акклиматизационной части)

ФГС (дол. Р. Чон-Кызыл-Су)

Доставлена на отдельно заказанной машине двумя участниками по приезде 02.07

Снята 16.07 после спуска с пер. Эхо

Продукты и газ на участок маршрута: пер. Ашутор – дол. Р. Джуку

4.5 Подготовка участников

БОльшая часть команды имела, как минимум, опыт похода 1 к.с. по Кавказу и Алтаю. Трое участников команды не имели определённого опыта, однако были отлично подготовлены.

В течение года проводились тренировки по горной технике: отработка навыков страховки, преодоление крутых снежных и ледовых склонов (зима, Подмосковье), работа в связках, организация перильной страховки на различном рельефе, в том числе на скалах (Полушкинские карьеры) и др.

Все участники похода прошли проверку на местности в рамках программы Первенства Москвы по горному туризму, походы 2-3 к.с. В программу подготовки участников входила и теоретическая часть, включающая тактику горных путешествий, изучение района похода, разработку маршрута похода.

Велась интенсивная общая физическая подготовка участников.

4.6 План похода (заявленный и реальный). Сравнительная таблица.

(выделены изменения)

Дата

(заявл)

День

пути

Участок пути

(заявленный)

Участок пути

(пройденный)

1-2.07

-

Москва – Бишкек (самолет) Бишкек - Каракол (автобус) Каракол – а\л Каракол (вахтовка)

Москва – Бишкек (самолет) Бишкек - Каракол (автобус) Каракол – а\л Каракол (вахтовка)

3.07

1

Подъем по долине реки Культор (рад), ночевка у ручья, вытекающего из-под пер. Панорамный

Выход в ущелье Культор радиально, организация заброски в верховьях ущелья

4.07

2

Подход под пер.Обходной.

Подход под пер.Обходной.

5.07

3

Перевал Обходной (1А,3700), Пер. Черные камни (3700) (1А)

Перевал Обходной (1А,3700), Пер. Черные камни (3700) (1А)

6.07

4

Перевал Такыртор (1Б,3700)

Перевал Такыртор (1Б,3700)

7.07

5

Перевал Каменистый (1Б,3700)

Перевал Каменистый (1Б,3700)

8.07

6

Перевал Онтор (1Б,3900) Спуск по д.р. Онтор

Подход под пер. Онтор . Полуднёвка. Снятие заброски

9.07

7

ДНЕВКА. Снятие заброски.

Перевал Онтор (1Б,3900) Спуск по д.р. Онтор

10.07

8

Подход под пер. Озерный

Спуск к слиянию р. Онтор и Телеты Вост. Снятие заброски. Полуднёвка.

11.07

9

Пер. Озерный (1Б,3700),пер. Рижан (1Б,4100)

Подход под пер. Озёрный

12.07

10

Спуск в д.р. Джетыогуз. Полудневка.

Пер. Озёрный (1Б,3700), подход под пер. Рижан

13.07

11

Подход под пер. Эхо.

Пер. Рижан (1Б,4100), спуск в долину Джеты-Огуз. Полуднёвка

14.07

12

Пер.Эхо (1А,3800) Спуск в д.р. Чон-кызыл-су.

Подход под пер. Эхо

15.07

13

ДНЕВКА. Снятие заброски.

Пер. Эхо (1А,3800), спуск в дол. Реки Чон-Кызыл-Су.

16.07

14

Подъем по д.р. Ашутор. Подход под пер Ашутор.

Дневка. Снятие заброски.

17.07

15

Пер. Ашутор(1Б,4000)

Подход под пер. Ашутор

18.07

16

Полудневка. Подход под п. Джукучак.

Пер. Ашутор (1Б,4000), подъём на плечо п. Джукучак

19.07

17

Восхождение на п. Джукучак (1Б,3618)

Восхождение на п. Джучкучак (1Б,3618)

20.07

18

Подход под пер. Кашка-су

Подход под пер. Кашка-су

21.07

19

Перевал Кашка-су (1А,3600) Спуск по долине Кашка-су до слияния с р. Джукку.

Перевал Кашка-су (1А,3600) Спуск по долине Кашка-су до слияния с р. Джукку.

22.07

20

Запасной день.

Дневки на озере Иссык-куль

23,24.07

Дневки на озере Иссык-куль

25.07, 26.07

Оз. Иссык-куль - Бишкек (автобус), Бишкек -Москва (самолет)

Оз. Иссык-куль - Бишкек (автобус), Бишкек -Москва (самолет)

Маршрут пройден группой в полном составе без отклонения от нитки, с незначительными отклонениями от графика.

Изменение графика похода и его обоснование.

1. Немного скорректирован график движения в первые дни похода в сторону более плавного набора высоты и снижения нагрузок для лучшей акклиматизации группы. С этой же целью подъем по долине реки Культор в первый день сделан радиальным и организована еще одна заброска.

2. В связи с плохой погодой после прохождения перевала Каменистый группа остановилась на ночевку в долине реки Культор раньше намеченного. Следующий день был использован для просушки снаряжения и подхода под перевал Онтор. Таким образом, был использован запасной день.

3. В связи с более длительным прохождением перевала Онтор из-за большого количества снега и чтобы не допустить дальнейшего отставания от графика, планируемая дневка на слиянии рек Онтор и Телеты вост. заменена на полудневку.

4. Сделав после прохождения перевалов Такыртор и Онтор вывод, что из-за большого количества снега в этом сезоне прохождение снежно-ледовых перевалов, происходит значительно медленней обычного, мы решили изменить тактику прохождения связки перевалов Озерный – Рижан.

Для этого мы разбили прохождение снежной части маршрута на два дня, с ночевкой на снежной подушке под взлетом перевала Рижан. Таким образом, большую часть подъема по закрытому леднику под перевал Рижан мы успели пройти утром до 12 часов дня по еще замерзшей снежной корке. Затем, не торопясь, поставили лагерь и налегке протропили путь к перевалу. На следующий день, существенно сократив время и затраты сил, рано утором по замерзшим следам поднялись на перевал, благодаря чему успели на спуске пройти снежно-ледовое плато также до 12 часов дня, по еще замерзшей снежной корке.

5. При прохождении перевала Ашутор мы также встали на ночевку как можно выше, под самым ледником, чтобы пройти по закрытому леднику как можно раньше, что нам и удалось. Перевал Ашутор был пройден группой довольно легко, это позволило в этот же день сделать подход под пик Джукучак.

6. Самый последний незапланированный участок маршрута - спуск по долине реки Джуку, мы были вынуждены пройти пешком, так как из-за прошедшего сильного дождя, состояние автодороги не позволило заказанному нами автобусу добраться к предварительно обговоренному месту у слияния рек Кашка-су и Джуку.

Составила Чистякова М.В.

 

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100