Руководитель: К.Кудояров, Томск

Отчет о горном походе 1 к.с. по Алтаю в июле 2013 г.

Томская федерация спортивного туризма

Отчёт

о прохождении горного туристского спортивного маршрута первой категории сложности по Южно-Чуйскому и Карагемскому хребтам Центрального Алтая, совершенном группой т/к «Янтарь» г. Северск и г. Томск в период с 07.07.2013 по 20.07.2013 года.

Фото 1. Вид с перевала Томич на Южно-Чуйский хребет

Маршрутная книжка № О- 19 -13

Руководитель группы: Кудояров К.В.

1.1 Проводящая организация:

Турклуб «Янтарь», г. Северск Томской области, пр. Коммунистический 34

1.2 Место проведения маршрута:

Центральный Алтай, Карагемский и Южно-Чуйские хребты

1.3 Сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

(с коэфф. 1.2)

07.07.13– 20.07.13

1.4 Подробная нитка маршрута:

пос. Бельтир – р. Талдура – р. Джело – пер. Эренбурга 1А, 3080м + пер. Томич 1А, 3100м (радиально) – р.Йолдоайры – пер. Юный Турист 1А, 3075м – р. Мохрооюк – р. Талдура – пер. Теустан 1А, 3225м – оз. Каракуль – р. Аккол – пер. Удачный 1А, 2960м– р. Караоюк – пос. Бельтир

Изменения маршрута:

Группа отказалась от прохождения вершины Талтура в связи общим состоянием группы после длительного подъема на перевал Теустан.

1.5 Обзорная карта района: зеленое-- пройденный маршрут красное -- заявленный маршрут

Обзорная схема маршрута

1.6 Определяющие препятствия:

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия, название, высота

Путь прохождения

перевал

Эренбурга, 3080 м + Томич, 3100 м (траверс)

Осыпь, рыхлый снег

Удачный, 2960 м

Пологий закрытый ледник

1.7 Состав группы:

Фото 2. Группа на фоне ледника Джело и вершины Купол (справа)

Ф.И.О.

ПВД

Фотограф

1.8 Место нахождения отчета:

Отчет находится в библиотеке МКК Томской федерации спортивного туризма.

1.9 МКК рассмотревшая отчет:

Поход рассмотрен МКК Томской федерации спортивного туризма

(м.к. № О –19 –13). Шифр полномочий: 170-00-55553050.

Фото 3. Группа на старте, готовимся к выходу

2. Содержание отчета

2.1 Общая идея похода. Стратегия и тактика ее достижения

Основная идея похода заключается в получении участниками первого опыта хождения на горном маршруте, ознакомление с районами Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов Алтая. Из заявленных перевалов все имеют хорошее и чёткое описание, кроме одного перевала логично соединяющего долины рек Йолдоайры и Мохрооюк. Его мы идем исходя из изучения карт и маршрутов, проходящих возле этого участка. Одной из целей этого похода стало изучение и описание этого перевала. В качестве запасного пути при невозможности прохождения этого перевала заявлен перевал Карагем. Все эти перевалы давно существовали на примете и даже некоторые были включены в наш маршрут ранее (пер. Удачный 1А летом 2008 года), но, тем не менее, так и не были пройдены. Для начала маршрута был выбран пос. Бельтир, он же и финиш. Первая часть маршрута предполагает прохождение через перевалы Эренбурга 1А в связке с перевалом Томич 1А. Далее - перевал Безымянный, который оказался перевалом Юный Турист 1А переправа через р.Мохрооюк и спуск к реке Талдура. Затем переправа через автомобильный мост и прохождение перевала Теустан 1А. Запланирована днёвка на больших озерах Каракуль или Аккуль. В завершение маршрута подход под один из красивейших ледников Алтая – Софийский и прохождение перевала Удачный 1А по одноименному леднику. После чего запланирован спуск по реке Караоюк и выход на финиш. Отъезд из Томска запланирован на 7 июля, а прибытие в Томск 19 июля 2013 года.

2.2 Варианты подъезда и отъезда

Заранее рассматривали различные варианты заброски до Бельтира. Удачным оказался вариант с пересадкой в Горно-Алтайске, до которого каждый день летом ходит прямой рейс автобуса от томского автовокзала. В Горно-Алтайске нас ждал заранее заказанный транспорт – Газель (для нас - 6 человек было очень просторно). Услуги газели предоставила фирма «Алтай-транспорт» (http://altai-terra.ru/ E-mail: altaitransport@mail.ru). Для заказа транспорта нам необходимо было предварительно произвести 50 предоплату, вторую часть заплатить сразу после встречи с водителем, зато фирма гарантировала заброску и выброску транспортом по всем оговоренным условиям. Действительно, никаких проблем в дороге не возникло – нас встретили, отвезли и забрали в срок. При этом цена за услуги оказалась относительно очень дешевой (тариф 8,5 рублей за 1 км, включая прогон в оба конца). На аварийные случаи у нас были с собой номера других туристических фирм и частных перевозчиков.

2.3 Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

Выходы из района в поселок Бельтир в нашем случае всегда были ничем не затруднены и составляли 1-2 ходовые дня в зависимости от скорости и преимущественно по грунтовой автомобильной дороге. В долинах часто встречаются жилые постройки местных жителей, с которыми за умеренную плату всегда можно договориться о транспортировке до поселка. В поселке Бельтир есть связь с большинством крупных сотовых операторов.

2.4 График движения

1. Время, указанное в описании, локальное, отличающееся на +2 часа от московского.

2. Встречающиеся в тексте термины «левый» и «правый» берега, если явно не указано относительно чего, следует понимать орографически.

Дни пути

Участок пути

Протяже-нность, км.

Набор/ сброс высоты, м

Чистое ходовое время

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метео-

условия

Горно-Алтайск -Бельтир – Заброска к р. Талдура

На газели добрались до поселка Бельтир и на местном транспорте УАЗ (таблетка) забросились на 12 км вверх по реке Талдура на левом берегу, к заброшенному зимовью.

Пасмурно, дождь

Долина р.Талдура – подъем под перевал Эренбурга

22,8 км

+402м

7ч 10мин

Поднялись по грунтовой автодороге по левой стороне р. Талдуры. Дальше по левому берегу реки Джело до моста. Перешли мост на правый берег. По правому тоже есть дорога, и ведет она до верхнего зимовья на реке Джело, дальше слабо выраженная тропа по правому берегу реки. В этот день прошли разливы реки Джело и встали сразу за ними на небольшой возвышенности, не доходя около километра до ручья, по которому многие поднимаются к озеру (этот ручей указан на картах).

Облачно

Подъем на перевал Эренбурга 1А

3,6 км
+680м

5 ч

Поднимались от реки Джело до озера под перевалом по заросшему березкой и травой склону. Дальше вдоль ручья от озера вверх по правой стороне (по ходу). Проходим мореные валы, и, постепенно забирая вправо, выходим к цирку перевала. Подъем на седловину - заснеженная осыпь средней крутизны около 30 градусов. Седловина - широкое плато.

Солнечно

Подход к месту траверса на перевал Томич 1А

1,2 км
-150

1ч 30мин

Идем около километра по ровному заснеженному плато. После него начинается протяженный осыпной склон крутизной до 25-35 градусов, местами заснеженный, особенно в нижней части. Спустились 150 метров по склону в сторону озера Паспалагачиоюк.

Траверс на перевал Томич 1А – место стоянки у озера

3,5 км
+170
-254

1ч 30мин

Начали подъем по мелкой (местами средней) осыпи на перевал Томич 1А. Характер склона такой же, как на спуске с Эренбурга. Местами склон заснежен. Спустились по пути подъема и с этого места продолжили спуск по центральной моренной гряде к озеру на ночлег. В устье ручья перешли на левый берег по снежнику, там и поставили лагерь.

Спуск к реке Йолдоайры

-346м

4ч 30мин

Начали спуск, обходя озеро слева по ходу. Снега очень много, часто проваливаемся, поэтому двигаемся медленно. Перевальный цирк закрывает большой ригель, с которого мы спустились и попали на зеленые заболоченные террасы. Дальше спускались вдоль ручья. Затем, когда ручей начал обрываться каньоном, мы перешли на его левый берег и траверсировали склон, заросший карликовой березкой, забирая влево, пока не вышли на широкую грунтовую дорогу, идущую вдоль Йолдоайры.

Утром -облачно, дождь вечером – перем. облачность

Подъем на перевал Юный Турист 1А

+575м

4 ч

Немного поднявшись по дороге, остановились на обед, затем перешли Йолдоайры на левый берег по снежному мосту. После переправы, направились по заболоченным лугам прямо к моренному выносу (порода более темного цвета). Дальше поднимались вдоль этого выноса по левому борту до ручья, который потом уходит под камни. Начав подъем, он снова исчезает, потом появляется. И дальнейший весь путь на перевал представлял подъем вдоль ручья по узкому кулуару.

Спуск с Перевала Юный Турист 1А

2,2 км
-175м

45 мин

Спускались по левой (по ходу) стороне. Обходя снежники, траверсировали склон по левому борту. Вскоре вышли на пологие участки с водой, на которых сделали лагерь.

Подход под перевал Теустан

13,2 км
-740м

5ч 45мин

Вдоль ручья Тураоюк спустились к реке Мохрооюк, где почти сразу нашли снежный мост, по которому и перешли на правый берег. После чего шли вдоль берега, пока не начались прижимы, и нам пришлось пройти через лес и кусты, забирая вправо. Спускались к Талдуре по крутому травянистому склону, высотой около 400 метров, серпантином. Видна слабо выраженная тропа на спуске вдоль водопада. Спустившись к реке, пошли вверх по течению до моста примерно 4 км, затем перейдя на другой берег, вернулись по дороге в обратную сторону до ручья Теустан, где есть хорошие места под стоянку, дрова и чистая вода. Там и поставили лагерь.

Подъем на перевал Теустан 1А

4,5 км

+1065м

4ч 30мин

Путь на перевал представлял собой подъем вдоль ручья. Периодически мы переходили сам ручей с одной стороны на другую в поисках наиболее приемлемого для подъема склона. Дойдя до каньона, поднимались так же вдоль ручья, по осыпи крутизной до 25-30 градусов. Иногда встречались крупные камни, которые с взаимной помощью перелазили. Далее склон постепенно выполаживается, и до седловины мы шли почти по ровному плато.

Спуск с перевала Теустан 1А

12 км
-945м

3ч 30мин

Спускались по хорошо слежавшемуся некрутому склону, забирая влево, выбирая как можно плавный спуск. Периодически по пути пересекали снежники. Спустившись до лугов, дошли до ручья Кызылкая, перешли на правый его берег и пошли по плато до дороги, где находятся постройки алтайцев. Дальше Кызылкая обрывается водопадом в долину реки Аккол, куда мы и направились, спускаясь по хорошо натоптанной тропе по крутому травянистому склону. Спустившись к зимовью внизу, пошли по дороге до устья озера Аккуль, где и устроили бивуак.

Перем. облачность/

Вечером гроза

Руч. Тура-Оюк Верхний (полудневка)

6,9 км
+30м

1ч 30мин

Утром прошли до стоянок на ручье Тура-Оюк Верхний. По левому берегу Аккола по грунтовой автомобильной дороге. Здесь сделали полу-дневку.

Подход к перевалу Удачный 1А

8,4 км
+387м

4ч 30мин

По левому берегу Аккола по хорошей тропе (местами было заболочено) дошли до разливов, где вброд перешли реку. На правом берегу, тропа исчезает, поэтому шли вдоль берега реки, которая уже течет с ледника Удачный. Весь берег заросший березкой, местами приходится перелазить через большие камни. Один участок, где начинается скальный прижим, обходили, забирая влево по ходу. Вышли к подъему на первый ригель закрывающий путь к цирку перевала. Забравшись наверх вдоль ручья, увидели ещё один большой моренный вал закрывающий от нас долину. За ним ещё один малый, за которым находится озеро. Дошли до озера.

Подъем на перевал Удачный 1А

3,8 км
+263м

1ч 50мин

Озеро обошли слева по ходу, и подошли под ледник Удачный по разливам. У нас он был полностью закрыт. Здесь встали в связки и в течение часа поднялись к туру на седловине.

Спуск с перевала Удачный 1А

-440м

2ч 30мин

От тура спустились за 10 мин к подножию ледника и еще через 5 минут подошли к озеру под ледником. Обходили его, траверсируя по правой стороне, по заснеженному склону местами крутизной до 40 градусов. В этом была наша ошибка – обходить озеро проще было бы с левой стороны. Дальше после озера довольно крутые сбросы со скальными выходами, лучше всего обойти их, забирая влево. Так мы спустились к реке Караоюк, которую перешли, прыгая по крупным камням с дружеской подстраховкой.

Переправившись на берег, тут же нашли места под палатки и разбили лагерь.

Перем. облачность

Спуск вдоль реки Караоюк.

10,4 км
-220м

3ч 45мин

От места стоянки спускались вдоль реки по заросшим мхом и березкой камням. Дойдя до слияния с притоком справа, остановились, ища места, где можно перейти этот поток. Воды было очень много и скорость течения довольно быстрая, поэтому оптимальное место брода определили - перед самым устьем, где приток впадает в Караоюк. Бродили по 2 – 3 человека. Сразу после брода начался затяжной моросящий дождь, поэтому долго идти не стали – до первого небольшого лесочка, где установили тент и сделали полудневку. Весь путь до места ночевки после брода представлял заросший карликовой березкой берег, часто заболоченный.

Пасмурно, дождь

Выход к пос. Бельтир

28 км
-350м

7ч 10мин

Где-то после места ночевки начинает появляться что-то похожее на тропу, но местами она пропадает. Шли вдоль берега почти по прямой, пару раз обходя большие заросшие морены и прижимы. Так мы дошли до первого зимовья, напротив которого был пешеходный мост на левый берег Караоюка, мы пошли дальше. От этого зимовья нужно подниматься вверх по осыпи т.к. начинается прижим и крутой каньон реки Караоюк. Так мы спустились до лугов, где снова встречаются затяжные болота. Появляется тропа и от второго зимовья грунтовая автомобильная дорога. Вскоре дошли до слияния с Акколом. Тут автомобильная дорога уходит вверх, обходя прижим, спустившись с этого обхода, сделали обед на дровах возле берега в тени, там, где росли лиственницы и какие-то кустарники. Пройдя ещё по дороге, добрались до моста напротив жилых построек алтайцев. От сюда начинается подъем (небольшой перевал) - дальше берег реки уходит крутыми скалами, поэтому дорога ведет вверх на плато, затем снова спускается к реке. На плато есть развилка дорог, главное держаться крайней правой по ходу, чтобы не уйти, куда не нужно. Спустившись с плато, уже почти по ровной дороге мы подошли к Бельтиру, не доходя до него примерно 3 км. Встали лагерем возле реки Чаган, уйдя от дороги в высокий кустарник. Тут была мобильная связь.

Лагерь за пос. Бельтир

8,4 км
-10м

2ч 30мин

Дошли до поселка Бельтир по дороге, зашли в магазин. Дальше пошли по дороге в сторону поселка Орталык где нас должен был встретить транспорт. Отойдя на 3 км от поселка Бельтир, свернули влево к реке Чаган-Узун. Там за небольшим холмом встали лагерем на ночевку, чтобы не быть видимыми с дороги.

Утро –ясно
вечером - облачно, дождь

п.Бельтир – г.Бийск

Утром вновь вышли к дороге, где нас в обед забрала заказанная нами ранее «газель». К ночи доехали до г.Бийск. Ночевали у друзей, поскольку вокзалы уже были закрыты.

Утро -перем. облачность

г.Бийск – г.Томск

Утром приехали на вокзал, взяли билеты на автобус прямо до Томска. К 9 часам вечера того же дня мы были уже в Томске. Здесь оставшиеся участники расстались, разъехавшись по своим домам.

Всего:

143,3 км

2.5 Высотный график

Высотный график

2.5.1 Таблица соответствия места и высоты над уровнем моря

Показатели высоты основаны на данных из классификатора перевалов Алтая и топографических карт района.

Место

2.6 Техническое описание маршрута

2.6.1 Перевал Эренбурга 1А, 3080 м + перевал Томич 1А 3100

Расположение:южный отрог Карагемского хребта Центрального Алтая

Соединяет: Пер. Эренбурга соединяет долину реки Джело и долину реки Паспалагачиоюк Пер. Томич соединяет долину реки Левый Карагем и долину реки Паспалагачиоюк.

Дата прохождения:10 июля 2013г., со стороны реки Джело. Сняты записки на перевале Эренбурга: туристов Севастопольского клуба туристов от 27.08.12г на перевале Томич: так же туристов Севастопольского клуба туристов от 27.08.12г, шедших в связке эти перевалы.

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки на р. Джело до ночевки на озере Паспалагачиоюк – 8 часов.

Снаряжение, используемое группой:Горная треккинговая обувь, каски

Подъем

Первый этап подъема на озеро под перевалом от реки Джело представляет собой травянистый склон высотой приблизительно 200 метров, местами заросшие мхом камни и заросли карликовой березки.

Фото 4. Подъем к озеру под перевалом Эренбурга 1А

Фото 5. Путь подъема к озеру по склону

Мы поднимались, не доходя до ручья, вытекающего с озера, начали подъем раньше, плавно набирая высоту. Затем пройдя около километра по пологой верхней ступени долины до самого озера. Вокруг озера, которое больше напоминало большую лужу, вся местность заболочена кроме самого устья втекающего в него ручья. Там видны места, рядом с водой, оборудованные под лагерь. Начали подъем по правому берегу ручья и через несколько минут подъема перешли на другой берег, т. к. дальше начинались большие снежники. Теперь мы шли справа по ходу от реки по многочисленным моренным валам плавно траверсируя склон постепенно уходя правее.

Фото 6. Путь к перевалу Эренбурга 1А

Слева от нас, местами лежали снежники, которые приходилось обходить, уходя выше по довольно крутому осыпному склону до 30-35 градусов. Постепенно стало выполаживаться, мы повернули правее и увидели перевальный взлет.

Фото 7. Путь подъема на седловину перевала Эренбурга 1А

Снега много, поэтому выбрали путь максимально пройти по осыпи и небольшой участок снежника. Необходимо проявлять осторожность т.к. слева на склоне нависают снежные карнизы (при нас на другом участке склона отвалился один из них – зрелище красивое, но страшное). Последний перевальный взлет не слишком высокий, высотой около 150 метров. Седловина – большое ровное плато тур находится рядом, метрах в 50 на открытом участке.

Фото 8. На седловине перевала, возле тура

Дальше мы шли в направлении перевала Томич 1А, по большому полю, обширно покрытому снежниками. Слева от нас виден был стандартный спуск с перевала Эренбурга по описаниям представляющий из себя довольно неприятный узкий кулуар. Этот путь нам показался не очень приятным, особенно нависающие многометровые толщи снега.

Фото 9. Возможный вариант спуска с перевала Эренбурга 1А

Траверс

Далее мы сделали попытку минимально сбросить высоту и начать траверс до перевала Томич 1А. Склон для траверса вполне приемлемый, не требующий особых навыков и снаряжения, но первый же снежник, застывший в фирн, заставил нас повернуть назад и спускаться вниз, т.к. кошек у нас не было.

Фото 10. Путь траверса склонов перевалов Эренбурга 1А и Томич 1А

Пришлось сбросить высоту еще приблизительно метров 100. Дойдя до пологого места, оставили рюкзаки, и налегке поднялись на перевал Томич 1А. Склон подъема - обычная осыпь среднего размера, местами мелкая (вниз спускаться удобнее), крутизной до 30-35 градусов. Подъем от места, где оставили рюкзаки, занял 20 минут. Опасность представляют многочисленные карнизы, нависающие над линией подъема.

Фото 11. Путь траверса склонов перевалов Эренбурга 1А и Томич 1А

Седловина узкая, тур сложен на открытом месте. Очень красив обзор с этого перевала, открывающий вид на Южно-Чуйский хребет и долину притока Карагема окрашенную в красные цвета.

Фото 12. На седловине перевала Томич 1А

Спуск

Спускались по линии подъема, прямо до места, где оставили наши рюкзаки. Дальше долина была вся заснежена поэтому спускались по центральному моренному валу, плавно сбрасывая высоту. Спустились и перед озером перешли ручей по снежному мосту. Снег, во второй половине дня, раскисший, поэтому старались избегать пути по снежникам. Возле озера много снега, единственное место возле устья открытое. На нем разбили лагерь, едва уместив 2 палатки, под вторую палатку пришлось выкладывать площадку из плоских камней.

Фото 13. Ночевка возле озера Паспалагачиоюк

Фото 14. Путь спуска через ригель, закрывающий озеро Паспалагачиоюк

Протяжен

ность

Подъем по склону к озеру

20&186- 30&186

Спуск с перевала Томич 1А

10&186 - 35&186

1 км

По осыпи спуск глиссером плотной группой, страховка - каски

Особенности прохождения перевала:

Перевалы часто посещаемы в связке. С перевалов открывается красивый вид, они логичны и по сложности вполне соответствуют заявленным. В описаниях прохождения перевала Эренбурга с юго-запада, команды проходят по узкому кулуару, с моей точки зрения, этот путь более сложен и опасен. Наиболее логичным было бы пройти перевал через озеро, как делали мы (если не идти на Томич). В зависимости от условий можно порекомендовать иметь с собой кошки для преодоления заснеженных, иногда застывающих в фирн, участков.

Фото 15. Перевальная записка с перевала Эренбурга 1А

Фото 16. Перевальная записка с перевала Томич 1А

2.6.2 Перевал Юный Турист 1А, 3075 м

Расположение:северный отрог Южно-Чуйского хребта Центрального Алтая

Соединяет: долину реки Йолдоайры и долину реки Мохро-Оюк.

Дата прохождения:11 июля 2013г., со стороны реки Йолдоайры. Снята записка туристов ТСЦ «Панда»-«Тюльпан» г. от 19.07.12г

Время прохождения(чистое, ходовое): от места обеда на р. Йолдоайры до ночевки под пер. Юный Турист – 4ч 45 минут.

Подъем

Изначально перевал считался безымянным и неходимым, т.к. на картах он обозначен просто крестом, без названия. В одном из отчетов мы нашли информацию, что теоретически его можно пройти, включив в маршрут не высокой категории, и будет он вполне логичен. Изучив карты и фотографии, я включил его в основной маршрут похода, при этом запасным вариантом оставив перевал Карагем, находящийся вблизи от Безымянного. Ещё при прохождении перевала Томич 1А его было хорошо видно, и, что он вполне может соответствовать категории 1А. Итак, пообедав возле реки Йолдоайры мы направились к большому моренному выносу (более темного цвета) оставленному когда-то ледником, ныне отступившему.

Фото 17. Снежный мост через р. Йолдоайры

Фото 18. Переходим снежный мост через Мохро-Оюк

Подойдя к нему, решили подниматься по зеленым травянистым террасам слева (по ходу), вдоль границы с моренным выносом. Довольно быстро подошли к самому ручью (за 1 час), который решили сделать подъемным, т.к. он выглядел издалека самым подходящим местом для подъема. Через несколько метров ручей уходит под камни, здесь надеваем каски и начинаем взбираться по средне-мелкой осыпи.

Фото 19. Путь на перевал Юный Турист 1А

Через 70 метров появляется ручей и развилка – кулуар с ручьем уходит направо, кулуар без ручья левее (по ходу). Сделали вывод, что левый кулуар будет более удобен на спуск (равномерная мелкая осыпь крутизной в среднем 35 градусов). Подниматься же по ручью удобнее – слежавшиеся крупные камни, нет препятствий в виде скальных выходов и «пробок». Вверху кулуар исчезает и склон плавно выполаживается, а ручей продолжает бежать от самой седловины.

Фото 20. Начало подъема по кулуару вдоль ручья

До этого места поднимались 50 минут, затем 10 минут шли по плато вдоль ручья. Седловина – прямое, ровное плато, почти без камней – похоже на футбольное поле. Заметили единственный большой камень, лежащий посередине поля, направились к нему. Там оказалась записка, тут мы узнали, что перевал уже имеет имя – Юный Турист и сложность – 1А. В записке сказано, что, по крайней мере, 2 группы минимум здесь были. Оставили свою записку и начали спуск.

Фото 21. Подъем по ручью в верхней части кулуара

Спуск

Спуск представляет собой осыпной склон, плавно понижающийся первые 300 метров, лежат снежники. Дальше идем по левой по ходу стороне. Прямо перед нами большие снежные поля, поэтому обходим их, траверсируя осыпной склон (крутизной градусов 25-30). Дальше выходим на травянистые террасы и спускаемся на зеленые площадки, которые заболочены, но все же нашли 2 места под палатки, где и разбили лагерь. На путь от седловины до ночевки затратили 45 минут.

Фото 22. Группа на перевале Юный Турист 1А

Фото 23. Спуск с перевала Юный Турист 1А

На следующий день от места ночевки, держась левого берега ручья обозначенного на карте как Тураоюк, за 2 часа дошли до реки Мохрооюк, который планировали пересечь на правый берег вброд. К счастью, увидели снежный мост, по которому и пересекли русло реки, которая, кстати, оказалась довольно полноводная и бродить ее рекомендуется утром пораньше, пока уровень воды не высок. Дальше шли по правому берегу вдоль русла реки. Появился лес. Через два километра на реке начались прижимы, и мы стали уходить правее через заросли. Тропы здесь не заметили. Так постепенно вышли к склону, на котором наблюдалось что-то похожее на тропу, ведущую серпантином вниз, к реке Талдура. Спускались по ней. Местами нам открывался очень красивый вид скальные массивы и водопады Мохрооюка.

Фото 24. Спуск по склону вдоль водопада Мохро-Оюк

Фото 25. Переходим р. Талдуру по мосту

Протяжен

ность

Подъем по террасам к ручью

Подъем по кулуару на седловину

25&186- 30&186

2 км

Спуск к Талдуре

Средняя и мелкая осыпь, заросшие террасы

До 40&186

5 км

Особенности прохождения перевала:

Перевал удачно расположен и логичен для прохождения группами в качестве альтернативы перевалу Карагем н/к. На западном склоне перевала есть 2 кулуара. Можно порекомендовать кулуар с ручьем использовать как подъемный, а тот, что севернее - для спуска. Вода есть везде, поэтому бивуак можно устраивать прямо на перевале.

Фото 26. Перевальная записка с перевала Юный Турист 1А

2.6.3 Перевал Теустан 1А, 3225 м

Соединяет: долину реки Талдура и долину реки Кызылкая

Дата прохождения:13 июля 2013г., со стороны реки Талдура. Снята записка туристов ТСЦ «Панда»-«Тюльпан» г. от 20.07.12г

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки на ручье Теустан до ночевки на озере Аккуль – 8 часов

Снаряжение, используемое группой:Горная треккинговая обувь, каски

Подъем

Участки вдоль ручья сплошь покрыты лесом на протяжении первой части подъема, поэтому уходили немного поодаль в степь, чтобы легче было подниматься. Начали подъем от места ночевки на ручье Теустан, сразу же перешли на левый его берег и поднимались около 20 мин по травянистым склонам, дальше было видно скальные выходы на этой стороне. Здесь перешли на правый берег и продолжили подъем по крутым травянистым холмам, дойдя до последних деревьев, где лес сменяется зарослями кустарника.

Фото 27. Путь подъема на перевал Теустан 1А

Перешли вновь на левый берег, но, пройдя несколько минут, поняли - что рано, впереди скальные выходы, снова ушли на правый, по которому добрались до самого подъемного кулуара. Там уже начали подъем по левому берегу, хотя в процессе подъема по ручью несколько раз пересекали его шли прямо по воде. Особо сложных мест в кулуаре нет. Все участки проходятся с рюкзаком без применения навыков скалолазания. Выше кулуар делится на два – левый и правый, где необходимо повернуть вправо.

Фото 28. После поворота направо, вид вниз на подъемный кулуар

Дальше снова развилка – опять нужно пойти по правому кулуару, который вскоре заканчивается тупиком. Перед этим тупиком нужно резко повернуть на 90 градусов – на юг. Поднявшись по осыпи, начинается плато, по которому нужно пройти около километра. Слева будет видно небольшой пупырь, за который нужно уйти (по карте это вершина 3245 м), а справа большой кулуар наподобие того, что мы поднимались. Так вот напротив него находится седловина перевала. Дело в том, что по описаниям седловина перевала находится как раз здесь, и некоторые отчеты предлагают подниматься по этому южному кулуару, находящемуся напротив перевала.

Фото 29. Варианты подъема на перевал Теустан 1А

По картам и классификатору перевал находится севернее на 1,5 километра и ниже на 100 метров – между вершинами 3107 м и 3245 м. Тем не менее, на нашей седловине был найден тур с прошлогодней запиской, с названием Теустан. Возможно, имея в распоряжении больше времени, можно было бы сходить на север проверить ту седловину. Но подъем вышел итак тяжелым - мы набрали более 1000 метров с утра, и говорить о разведке не приходилось. По этой же причине решили не идти на вершину Талтура 3534 м, а спускаться к большим озерам – Аккуль и Каракуль.

Фото 30. Яки на перевале Теустан 1А

Фото 31. На седловине перевала Теустан 1А

Спуск

Спуск представляет собой осыпной склон покрытый снежниками. Перед нами прямо по центру видно резкое понижение в виде чаши, откуда берет начало какой-то ручей. Поэтому решаем плавно сбрасывать высоту обходя «чашу» справа по ходу по моренным валам, местами пересекаем снежники.

Фото 32. Спускаемся к озерам вдоль реки Кызылкая

За час спускаемся к реке Кызылкая, текущей с озера Кольдуоюк, переходим ее и идем вдоль правого берега. Дальше виднеются постройки алтайцев, перед которыми начинается тропа, ведущая на восток к большим озерам. Мимо проходим ещё одну постройку местных жителей, прямо за ней начинается спусковая тропа – серпантином до самых озер.

Фото 33. Озера Каракуль и Аккуль

Под тропой внизу стоит дом алтайцев на краю озера Караоюк. Проходим мимо, вокруг местность сильно заболочена, много комаров. Между двумя озерами есть грунтовая дорога. Доходим до неё и через 40 минут оказываемся возле устья озера Аккуль, где на песчаном берегу поставили лагерь. Наблюдаем грозу над Софийским ледником. Всего с седловины перевала до места ночевки у озера дошли за 3,5 часа. Спустились порядка 900 метров.

Протяже- нность

Подъем по склону к кулуару

Подъем по кулуару на седловину

Травянистый склон, тропа

До 40 &186

Особенности прохождения перевала:

На западном склоне перевала есть 2 кулуара, в одном из описаний было сказано, что можно пройти по южному кулуару, но большинство ходят по северному. Возможно, есть в этом смысл – иди подниматься 400 метров по кулуару, а дальше плавный, нудный набор высоты по зеленым лугам до самой седловины. Или подниматься сразу по крутому (по карте крутизна склона выше) почти километровому кулуару, зато выйти сразу к седловине. Каждый пусть решает для себя.

Фото 34. Перевальная записка с перевала Теустан 1А

2.6.4 Перевал Удачный 1А, 2960 м

Соединяет: долину реки Аккол и долину реки Караоюк

Дата прохождения:15 июля 2013г., со стороны реки Аккол. Снята записка туристов турклуба «Эдельвейс» г. Новосибирска от 08.08.12г

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки на ручье Тура-Оюк до ночевки на озере Аккуль – 8ч 20мин

Снаряжение, используемое группой:Горная треккинговая обувь, каски, веревка 40 метров

Подъем

После брода через Аккол на разливах, мы начали подъем вдоль правого берега ручья, вытекающего с долины ледника Удачный. Берег этого ручья неприятен для прохождения – всюду заросли кустарника и завалы камней. Так же в одном месте приходится обходить прижим. Через пару переходов, останавливаемся для фотографии на фоне ледника Софийский.

Фото 35. На фоне ледника Софийский. Вдали вершины Брат и Ксения

Дальше начинается подъем по склону в саму долину ледника Удачный. Вверху ручей уходит под камни преграждающего долину моренного вала. Поднимаемся на него, за ним небольшие разливы, где мы сделали обед. Дальше поднимаемся по ручью и через 10 минут выходим к озеру, которое обходим слева по ходу.

Фото 36. Озеро перед ледником Удачный

Теперь ещё один небольшой моренный вал, за которым начинаются песчаные разливы непосредственно перед ледником. Ледник был закрыт с самого его языка, поэтому, несмотря на описания, что он без трещин, мы связались и начали подъем по леднику в связке.

Фото 37. Путь к перевалу Удачный 1А

Фото 38. В связке на леднике Удачный

Час затратили на подъем до седловины – нижняя точка между моренным гребнем слева и ледником. Перед мореной небольшая мульда. Залезли метров на 20 по морене, где нашли тур с запиской. Дальше вышли снова на ледник и начали спуск.

Фото 39. Команда возле тура на перевале Удачный 1А

Спуск

Минут за 15 спустились с языка ледника к снежникам. Ещё несколько минут и мы у озера. Решили обойти озеро справа, траверсируя снежник.

Фото 40. Спуск с перевала Удачный 1А

Фото 41. Озеро под ледником Удачный на спуске с перевала

Но когда прошли полпути поняли, что это была ошибка. Снег оказался сильно раскисшим, а склон довольно крут – до 40 градусов. Местами проваливались по пояс, но поворачивать обратно смысла особого не было. Медленно, но верно, мы выбрались на другую сторону озера. Дальше за озером начинаются сбросы довольно крутые, которые мы обходили, забирая влево. Слева по ходу видно было маленькое озеро, на котором можно поставить лагерь, но мы решили спуститься сегодня до реки. Дальше начинаются зеленые террасы, заросшие кустарником, по которым мы вышли к берегу реки. Начали искать место для переправы – поток в реке довольно сильный, к счастью, в этом месте, в русле реки, очень много крупных камней, по которым мы аккуратно перешли на правый берег. Почти сразу на правом берегу нашли место под лагерь, где мы и заночевали.

Фото 42. На правом берегу реки после переправы, вид спуска с перевала

Протяже- нность

Подъем по склону к леднику

Травянистый склон, осыпь

Закрытый ледник, снежники

10&186 - 25&186

Особенности прохождения перевала:

Доводилось слышать, что некоторые команды не находили тура на перевале, видимо не все знают о том, что он расположен несколько выше и к нему нужно залезть около 20 метров вверх по морене. Даже наша группа, когда поднималась по леднику, наблюдала довольно свежие следы людей на снегу, но записка в туре была датирована прошлым годом, вероятно, они прошли перевал так и не найдя тур. В целом перевал очень красив и прекрасно подойдет для начинающих туристов, в качестве первого знакомства с горными ледниками.

Фото 43. Перевальная записка с перевала Удачный 1А

2.9 Итоги, выводы, рекомендации

Основной целью нашего похода было приобретение новичками первого опыта горного туризма, а для тех, кто не в первый раз в горах – ознакомление с новыми районами Южно-Чуйского и Северо-Чуйского хребтов Центрального Алтая. В целом весь задуманный маршрут осуществился, погода и обстоятельства позволили в полной мере реализовать планы и получить физическое и эстетическое удовлетворение.

Для прохождения маршрута первой категории был выбран этот район не случайно, здесь удачно сочетаются разные формы рельефа – ледники, осыпи крупные и мелкие, реки и озера и т.д. Действительно во время похода мы получили опыт прохождения по горным тропам, заболоченным долинам, моренным осыпям, снежникам, леднику и др. Приходилось преодолевать горные реки вброд дважды. Бродов могло быть и больше, но в двух местах мы удачно перешли русла рек по снежным мостам. Хотя, в некоторых местах большое количество снежников затрудняло наше передвижение по рельефу. Это связано с тем, что зима 2012-2013 года была довольно снежная, и к тому же наш поход являлся довольно ранним для этих мест, поэтому снега было ещё много не только на перевалах, но и на подходах к ним. Ледник Удачный обычно открытый, был в нашем случае полностью заснежен. Вследствие этого, долины рек были сильно заболочены, особенно в районе Аккола и Караоюка.

В качестве стартового и финишного пунктов был выбран поселок Бельтир, несмотря на это, ни одного участка нашего пути не проходило по одному и тому же месту. В Бельтире есть магазин, где можно купить продукты. Мобильная связь в окрестностях на расстоянии нескольких километрах от поселка хорошая. Так же не рекомендуем лишний раз вступать в контакт с местным населением, и если выпадает необходимость ночевать – лучше отойти подальше от поселка и встать вне зоны видимости.

Считаем, что примененная нами продуктовая раскладка, подбор общественного снаряжения и выбранный график движения были оптимальными для нашей группы и маршрута, и позволили найти необходимый баланс между весом, силами участников и достопримечательностями маршрута.

Команда похода была сборная – принимали участие как туристы Северского клуба Янтарь, так и туристы г. Томск и один участник прилетел из Санкт-Петербурга. Психологический климат в походе был позитивным и дружеским, что особенно важно для прохождения горных маршрутов.

Фото 44. Пережидаем непогоду под тентом на спуске по долине реки Караоюк

Фото 45. Поселок Бельтир. Финишируем.