Автор: Георгий Неробеев, Самара
Фото: Ксения Попкова

Мультигонка «25-ый час». Просторы «Самарской Луки»

/Выделенным шрифтом по тексту приводятся коментарии моей напарнице по гонке Марии Мурановой/

Красивые волжские просторы всегда завораживали меня. Будь то остров Сарпинский напротив г.Волгограда утёс Стеньки Разина в Красноармейском районе Саратовской области Хвалынские горы или многорукавные старицы и протоки «Чёрных вод» выше по течению от г.Саратова. Каждое место по-своему прекрасно, куда хочется возвращаться вновь и вновь.

С большой уверенностью могу сказать, что Самарская Лука одно из таких мест, где сложилась своя история и уникальный природный мир. Здесь расположен одноимённый национальный парк и наивысшая точка Приволжской возвышенности 375 м.

Побывал первый раз здесь в 2005 году на г.Верблюд, после чего начал приезжать сюда регулярно лазать на скалы. Но по настоящему побывать в Самарской Луке, так что-то не получалось…

Вернувшись домой из рабочей командировке, мой напарник по гонкам и хороший друг Маша Муранова рассказала о новой гонке и предложила погоняться. Долго думать не стал, так как уже давно соскучился по спортивной движухе.

Перед гонкой съездил к Ольге Страховой за велочехлом и в мастерскую «Кузницу», где Антоха Хохлов привёл байк в «чувства». До Самары ехал поездом «Новороссийск-Уфа». Вагон попался с кондиционером, поэтому удалось хорошо выспаться. Однако место попалась боковое, и проводница пыталась заставить зарегистрировать велосипед как багаж, но добрый начальник поезда разрешил мне его везти как ручную кладь в тамбуре между вагонами. На вокзале меня встретила Маша, и мы поехали к ней домой, чтобы оставить там лишние вещи и собраться к гонке. До конца не знали, как поступить с вещами на велосипедный этап, так как базового лагеря не было, и решили взять их с собой на гонку.

Переправляемся на лодочном такси на противоположный правый берег в с. Рождествено. Цена переправы по тарифу «человек+велосипед» составила 150р. Порадовало то, что много попадалось ребят с велосипедами и рюкзаками. Сначала подумал, что все собираются на гонку, но Маша мне пояснила, что здесь всегда полно вело туристов, так и простых отдыхающих. Далее едем за село на место старта "Перекресток пяти дорог" Там, в тени деревьев, ребята уже начали активно регистрироваться и готовиться к гонке.

На старте любителей длинных мультигонок собралось немного и немало. Ребята были в основном местные, кто-то приехали из Тольятти, одна команда была из Хвалынска и две (включая нас) – из Саратова. После регистрации не удержались и съездили в местный магазин немного подкрепиться, так как впереди нас ожидало много часов бодрствования.

И вот, кульминация, главный организатор и дизайнер гонки Роман ровно в 12:00 даёт старт. Все прыгают на велосипеды и начинают вкручивать педали. Пролог заключался в 20 км перегоне по асфальту от с. Рождествено до с. Шелехметь, где нас поджидал трекинг. Маша набрала крейсерскую скорость, и мне оставалось только не отставать. В с. Шелехметь прибываем первые, расстаёмся с велосипедами и бежим на трекинг.

Толком не разобравшись что к чему, окунаемся в первую протоку (озеро Шелехметь), так как оббегать её не имело никакого смысла. Протока оказалось широкой около 100 м, поэтому все вещи заранее складываем в герму, чтобы не намочить. Но мешок развязывается, и вещи все в результате намокают. Насквозь все мокрые вылезаем на берег и начинаем двигаться дальше. В это время пару ребят нас успевают обогнать, срезав расстояние в более узком месте протоки. Бежать сырыми было тяжело, но останавливаться уже на старте не хотелось, хотя надо было, так как дыхание то и дело сбивалось. Увидав, что две команды устремляются на КП Т02, решаем взять сначала КП Т07, так как прикинули, что там возможно придётся лезть на дерево, да и по расстоянию до обоих пунктов было приблизительно одинаково. Добегаем до нужной коротко подстриженной поляны, немного осматриваемся и без труда находим КП Т07, спрятанное на верху дерева.
Забегая вперед, скажу, что мне очень повезло с напарником – мы без каких-либо проблем брали все КП, связанные с веревками, ведь Егор с ними дружит))

Не торопясь залезаем и завешиваем верёвку, и берём первый пункт гонки. Начало положено! Поздравляем друг друга с первым КП и далее по небольшой дорожке через лес бежим на КП Т02, где уже издали, замечаем скопление команд. Подбегаем и начинаем читать задание (азимутальный ход). Пару команд, уже расстроившиеся в неудачных поисках убегают дальше на КП Т07, с которого мы только что вернулись.

Делаем необходимые расчёты и приступаем к поискам КП Т02, далее ещё раз всё проверяем и продолжаем искать. Неожиданно мимо пробежал заяц в сторону леса, чем вызвал у меня лёгкий восторг. «Проковырявшись» около получаса в поисках решаем, что нужно двигаться дальше, так как никто этот пункт так и не сыскал, предположили, что где-то косяк с градусами. Позже по телефону от организаторов узнаём, что в азимуте допущена ошибка, и поиски его не имеют смысла. Ну что же, и такое тоже бывает. По заросшей дорожке через лес бежим к озеру Островное, где в центре на острове располагалось КП 01. Водица в озере оказалась зелёно-грязного цвета, сверху, как парное молоко, а снизу, напротив, холодная (видимо бьют родники). Вещи оставляем на берегу и налегке плывём к острову (хотя предполагали, что нужно будет вернуться за веревками и снаряжением)

По пути у меня сводит ногу, поэтому приходится выгребать на одних руках. Берём на сухом дереве КП Т01, и обратно возвращаемся на берег, где делаем небольшой перекус подмокшими бутербродами. От озера, по всё той же заросшей дорожке, бежим к Волге, однако промахнувшись в нужном повороте, делаем заминку в поисках нужной тропинки. И вот, заросшая тропинка найдена. Выбегаем к пересохшему болоту с высокой травой. Обойдя его стороной, выходим на сенокосное поле и затем уже на дорогу, по которой выбегаем к берегу Волги. По тропинке вдоль бровки берега, где много вкусной ежевики, добегаем до навигационного знака – «Ориентир, приметное место на правом берегу».

Далее вдоль берега по тропинке следует длинный перегон до КП Т06, где у нас возникли проблемы с навигацией. Добежав до первых домов, мы пополняем запасы воды, которой уже совсем не осталось. Чудесная колоночка с холодной водой из скважины нас хорошо взбодрила. Эх, как же было приятно! Но решаем не задерживаться здесь и двигаемся дальше. Прочитав неправильно карту, мы сворачиваем в лес и пробираемся через какие-то болота.

Была бабушка на этих дачах, которая сообщила нам, что двое некоторое время назад пробежали в нужном нам направлении, но мы-то точно знаем, куда нам нужно и решили, что это двое явно ошиблись (я внутри ликовала, что мы их обошли). Потом, когда пересекали первое, второе болото по пояс, еще никаких сомнений не было, что мы двигаем в нужном направлении двигаемся. Камыши выше роста… Даже умудрялись «привязывать» местность к карте)) Все ждали, что вот-вот и за кустом будет наша дорожка. Но потом мы включили телефон и Яндекс нам сообщил, что мы находимся напротив того острова, на котором мы брали КП Т01. Расстроились, что много потеряли – это был первый залет по времени.

До чего мы были удивлены, когда включили навигатор на телефоне и посмотрели, куда мы в итоге забрались… В результате теряем здесь около часа времени. Собираемся с мыслями и продолжаем бежать дальше. Жара продолжает нас одолевать и с каждым шагом становится всё тяжелее и тяжелее. В результате чего иногда приходится переходить на шаг, чтобы совсем не сесть. Добежав до пристани Шелехметь в дачном посёлке Злобина Поляна, сворачиваем влево нужную нам на дорожку, которая нас чётко приводит на КП Т06. Далее уже по дорогам без особых проблем берём КП Т05 в урочище Лебяжье на отдельно стоящем дереве. Здесь встречаем команду ребят, которая спокойно покидала этот пункт. Берём крайнее КП Т04 трекинга, перелазим через болотину и выходим к озеру Щучье, за которым ожидал нас финиш трекинга.

Так завершились наши приключения шестичасового трекинга. Дело близилось к вечеру, и долго засиживаться на месте мы не стали. Переодевшись в велоформу и, скинув ненужный балласт, мы пересаживаемся на велосипеды. По пути заезжаем в магазин в с. Рождествено, чтобы пополнить провиант, где совершаем также заминку в пол часа. Уже в сумерках берём первый пункт в пересыхающем ручье КП В3. И далее по затяжному подъёму поднимаемся в Подгорский первал, где опять проезжаем мимо нужной просеки. Вернувшись обратно, начинаем пробираться по заросшей просеки к дорожке, где в карстовой воронке берём второе КП В8. Здесь решаем изменить порядок взятия пунктов и двигаемся дальше через лес на КП В6, но хитросплетение лесных дорог и просек опять нас заставляют притормозить и искать нужный путь. В результате находим нужную дорожку, которая практически выводит нас к пункту. Однако промахнувшись поворотом, приходится до него ещё подниматься по дороге. КП 6 оказалось не очень высоко на дереве, поэтому делаем живую пирамиду и залазаем. Далее по крутой каменистой дороге спускаемся вниз к с. Ширяево, от которого начинаем путь к роднику «Каменная чаша».

Время перевалило за полночь, когда мы доехали до места. Давно хотелось посетить этот родник, и вот свершилось, пусть и в таких ограниченных и сжатых по времени условиях. Испив вкусной водицы, делаем необходимые запасы. На улице уже было достаточно прохладно, поэтому задерживаться здесь не стали. Далее дорожка по оврагу приводит нас к следующему КП В7, который расположен был на верху сосны. С четвёртой попытки делаю заброс верёвки на дерево, берём КП. Дальше по дороге мы попадем в туман, который узкой полосой тянулся вниз по оврагу. Он стелился в полутора метрах от земли, в результате приходилось немного приседать, чтобы видеть, куда ехать дальше. Впечатляющее зрелище. Увлёкшись с Машей какими-то разговорами, опять проезжаем немного дальше поворота на Чурокайский овраг. Возвращаемся обратно и находим дорожку, по которой начинаем подниматься вверх по склону. По дорожке то пешком, то верхом на великах мы до конца и поднялись, так как ехать было по ней не возможно, ввиду большого количества брёвен, палок и кустов. Где-то посередине подъема встретили нашу Саратовскую команду – Костю и Наташу, у которых треснул обод. Поднявшись вверх на поляну, берём КП В1 и в ожидании рассвета по дороге двигаемся дальше. В лесу «угукают» совы, изредка перелетая нам дорогу. Решаем на соседнее КП В5 не заезжать, так как время уже поджимало, да и пятая точка от велосипеда уже порядком устала. Выезжаем из леса и начинаем затяжной спуск в сторону Торнового. Спускались, наверно, около получаса, что немного даже утомило и потянуло в сон. Но стремление быстрее добраться до финиша перевешивало всю усталость. Далее выезжаем на асфальт и добираемся до с.Гаврилова Поляна и вот уже тропинка, ведущая к КП В4. Решаем, что обоим нам туда смысла нет подниматься. Маша остаётся внизу, а я тороплюсь наверх по тропке.
Егор, что естественно, ушел налегке, а я подложив веревку под себя, благополучно уснула в окружении велосипедов)))

Подъем, конечно, суровый и на велосипеде сюда никак не заехать. Поднявшись наверх, нахожу столик спелеолога с легендой: «КП находится в 38 м по азимуту 355 градусов». Обыскав всё вдоль и поперёк, оранжевый квадратик обнаружить так и не удалось. В голове была только одна мысль, что возможно пункт стоит в одном из провалов, но спускаться туда без снаряжения мне никак не хотелось. Расстроенный возвращаюсь обратно и рассказываю об этом Маше. Она берёт альпснаряжение и поднимается наверх. Оправдания были не напрасны, КП стояло внизу карстового провала, но это стоило нам целого часа гонки – второй временной прокол((( Уже совсем рассвело, когда мы добрались до «Верблюда». Берём крайнее КП В2 вело этапа и проходим быстро без срывов скалолазный этап. Хотелось бы конечно подольше полазать, но как-нибудь в другой раз. Понимая, что до финиша осталось совсем чуть-чуть спешим на этап плавания, который проходил на Каменном озере около с. Гаврилова Поляна. Водичка здесь оказалась прохладнее, чем во всех остальных водоёмах, которых нам приходилось плавать, зато достаточно чистая. Охладившись в озере, понимаем, что спешить уже некуда и спокойно добираемся до финиша.

На финише нас ждал тёплый приём от организаторов: вода, чай, сладости и палатка, где уже ребята спокойно релаксировали после гонки. Подождав остальных участников и окончания финишного времени, пришло время подведения результатов. В итоге, взяв 16 КП из 17 КП возможных, наша команда «СамСа» заняла 1 место. Хочется выразить слова благодарности организаторам за очень интересную, красивую гонку в красивом месте.
Спасибо вам большое – хотим ещё!

P/S: В гонке больше всего запомнились и понравились: на трекинге – это пункт на дереве, азимутное (хотя никто его не взял), на острове озера на вело этапе – пункт в карстовой воронке и путь к нему, родник «Каменная чаша», пункт на сосне и в провале на стоянке спелеолога.