Руководитель: И.Овчинников, Москва

Продолжение. Часть 1 здесь

Высотный график

Фото 1. Выгрузились из машины в 2 км выше Рухча

Фото 2. Ишаки дальше не идут.

Техническое описание маршрута

Долина Хавраздары

30 июля.

От кишлака Пасор тропа спускается к реке и сначала идет по левому берегу. Через 15 минут выходим к мини-ГЭС. Здесь по мосту нужно перейти на правый берег и по камням перейти поток, вытекающий из мини-ГЭС. Далее весь путь по правому берегу. Сначала тропа поднимается к арыку и идет вдоль него, затем траверсирует осыпной склон, уходя от реки, затем спускается в рощицу с родником. Выше тропа некоторое время идет вдоль реки, по березовой роще, в одном месте скальный прижим — либо несложное скалолазание, либо по колено в воде. Дальше тропа поднимается высоко над рекой, рекомендуем запастись питьевой водой на пару часов. На ночевку встаем, спустившись с тропы к реке в точке N38°26.8\', E72°35.9\'. Спуск метров 50 по боковой тропке серпантином. Ивовый лес, ровные площадки. Похоже местные жители в этом месте собирают дрова и ветки для корзин и плетней. Несколько досаждают мошки. Обедаем, оставляем Иру и Валеру готовить ужин и идем в Пасор за оставшимся грузом. Забираем его, и уже в темноте приходим в лагерь.

По дороге выясняется, что два молодых человека идут завтра с ишаками вверх до летовки за мясом и готовы отвезти часть нашего груза за 100 сомони.

31 июля.

Утром выходим с половиной груза, остальной складываем возде основной тропы, Дима остается ждать ишаков. К оговоренному времени они не приходят и Дима через час нас догоняет. Через ручей, текущий из-под перевалов Д. Межнева и Каменных химер, есть мост. Проходим 6 ходок (3.5 ч ЧХВ) и встаем на обед, планируя после обеда ставить лагерь и возвращаться за грузом. И тут нас догоняют погонщики с ишаками и нашим грузом. Обед отменяем и еще за 3 ходки (2 часа ЧХВ) доходим до летовки. Лагерь ставим в 200 м выше, на берегу ручья — возле самой летовки слишком много навоза. Выше начинается глыбовый завал и за ним очень красивые озерки.

Расплачиваемся с погонщиками за прошедший день и договариваемся, что за 200 сомони завтра наш груз довезут до конца тропы. Оставляем в летовке продукты на второй участок маршрута. Расспрашиваем памирцев о их жизни. Они зимой живут с Бопасоре (на другом берегу Кудары, напротив Пасора). В кишлаке живет 30 семей, есть школа, и в ней работает почти половина жителей. Больница в Савнобе.

1 августа.

Тропа, отмеченная турами, идет через глыбовый завал и дальше по холмам довольно далеко от озёр, по правому борту долины. В одном месте тропа пересекает довольно неприятный сай, на спуске сыпятся камни. За 1.5 ч доходим до озера Хавраз, здесь тропа спускается вниз к озеру. Еще за 1:45 доходим до конца тропы, разгружаем ослов и прощаемся с погонщиками (фото 2). Удобное место для стоянки на другом берегу, так что реку приходится перебродить. Много слепней.

Перевал Холодный

Сложность: 1Б Высота: 4670

Характер: осыпной (есть участки снега и льда, но их можно обойти) Ориентация: восток — запад

Расположен в Язгулемском хребте, соединяет верховья Хавраздары с ледником Грум-Гржимайло Необходимое снаряжение: каски, трекинговые палки или ледорубы, на отдельных участках в кошках удобнее.

Мы не проходили перевал насквозь, а совершали на него радиальные выходы с обеих сторон — оставляли заброску и забирали ее.

2 августа. Относим заброску.

Утром идет дождь, выходим в 11:30. От места ночевки поднимаемся по пересохшему руслу ручья в сторону верхнего озерка. На отдельных участках в русле появляется вода. За 45 мин. дошли до озера, обходим его по правому берегу (фото 3). Дальше снова вдоль ручья, а затем поднимаемся по травянистому склону левого борта долины. Выше трава сменяется мореной. В 15:00 решаем, что нет смысла идти до самого перевала и возвращаться в лагерь в темноте, закапываем заброску в крупной осыпи, пьем чай, и за 2 часа возвращаемся в лагерь.

10 августа. Забираем заброску.

За заброской вышли в 10:50. Сначала идем по центру долины, поднимаемся по пересохшему руслу. Затем уходим от основного русла на левый борт, поднимаемся по осыпному склону. Из-под ног сыпятся камни, нужно идти или плотной группой, или от укрытия к укрытию. Затем выходим на пологую осыпь и по ней, обходя небольшие снежники, выходим на перевал (1 час от лагеря). Здесь красивое озеро под ледником, стекающим на перевал с Холодной стены (фото 5). Перевальная седловина — желоб длиной около километра, южный склон желоба осыпной, северный — ледовый. По дну желоба текут ручьи, причем несколько раз направление течения меняется и где водораздел — непонятно. Далее к месту нашей заброски нужно идти траверсом осыпного склона (фото 4 при прохождении перевала вероятно было бы удобнее идти по желобу). В 13:05 пришли к заброске, в 13:25 вышли обратно, в 15:05 вернулись в лагерь.

Фото 3. Озерко 4284 и путь подъема к перевалу Холодный из долины Хавраздары

Фото 4. Перевал Холодный и вершина Ледяная стена от места заброски

Фото 5. Озеро на перевале Холодном. Ледяная стена.

Фото 6. Вид с перевала Холодный на запад.

Фото 7. Вид на перевал Холодный с ледника Грум-Гржимайло

Перевалы Майи Гантман и Снежный , ледопад ледника Комарова

Сложность связки: 3А Высота: 5600 Характер: снежно-ледовый

Ориентация: восток — запад Расположены в Язгулетском хребте. Перевал Майи Гантман соединяет ледник Майи Гантман

(бассейн р. Хавраздары) с плато Шверника (бассейн ледника Грум-Гржимайло) перевал Снежный соединяет плато Шверника с ледником Комарова (один из истоков ледника Башурв). Необходимое снаряжение: кошки, каски, ледорубы, веревки, ледобуры, ледобур-самовыверт или крючок для ледовой проушины.

Возможные опасности: в нижней части ледопада лед. Комарова изо льда вытаивают камни.

3 августа.

Утром за 3.5 часа спустились к летовке. Запаковали заброску, пообедали. Чабаны угостили нас айраном, за сливочное масло мы уговорили взять деньги (чабаны предпочли бы веревку, но у нас лишней не было). После обеда проходим две ходки по 40 минут и встаем на морене у небольшого озерка.

4 августа.

Нижний ледопад ледника Майи Гантман обходится через осыпную седловину в южном отроге пика Пасор (фото 9). Подъем на нее от озерка на морене занял 5 часов (ЧХВ 4 ч у неакклиматизированных участников и 3 ч у акклиматизированных). Перед выходом на седловину нужно в кошках преодолеть 20 м жесткого фирна. С седловины за 15 минут по осыпи спускаемся на боковую морену ледника Майи Гантман, обедаем у маленького озерка. Далее пересекаем морену, выходим на ровный открытый ледник и за 40 минут доходим до окончания морены. Встаем на ночевку, выкладываем из камней площадку на льду. По времени можно было бы подняться и в верхний цирк, но решаем, что для лучшей акклиматизации не следует форсировать набор высоты.

5 августа.

Вышли в 6:30. За полчаса дошли до снеговой линии, связываемся. За 2 ходки подходим под перевальный взлет. Зону трещин обходим по правому борту ледника. Андрей пока не акклиматизировался и идет очень медленно, так что первые две связки успевают вскипятить чай.

В 10:00 начинаем подъем на перевальный взлет (фото 10). Снег 30–35°, идем одновременно в связках. Первому приходится тропить, но не глубоко. За 1:20 (по первой связке) проходим взлет и на скальном уступе начинаем готовить обед. Последняя связка подходит как раз к супу. Обедаем.

В 13:20 выходим, за 15 минут по границе снега и осыпи выходим на перевал Майи Гантман. Далее за 2.5 часа в связках пересекаем плато Шверника (фото 11). На перевал Снежный ведет снежный взлет 15°, прямо возле седловины есть трещины. Сама седловина осыпная, нетрудно выровнять площадки для палаток, есть вода. Андрей более-менее расходился, но теперь тяжело идет Кирилл. Ночуем на перевале (фото 12).

Фото 8. Наша группа и жители летовки в верховьях Хавраздары

Фото 9. Подход под перевал Майи Гантман в обход нижнего ледопада

Фото 10. Путь подъема на перевал Майи Гантман

Фото 11. Плато Шверника. Путь с пер. Майи Гантман на пер. Снежный

Фото 12. Ночевка на седловине перевала Снежный

Фото 13. Записка с перевала Снежный

Фото 14. Начало спуска с перевала Снежный на ледник Комарова.

Фото 15. Прохождение ледопада ледника Комарова по рантклюфту левого борта.

Фото 16. Нижний участок ледопада. Желтым показаны перильные веревки. Красный прямоугольник — место обеда. Короткие красные стрелки — места постоянных камнепадов.

Фото 17. Ледопад Комарова с протовоположного борта долины.Треугольник — место ночевки 6.08.

6 августа.

Вышли в 7:00. С перевала по снежному склону 15°, обойдя слева небольшой бергшрунд, спускаемся на плато (фото 14). За час подходим к началу ледопада. Ледопад проходим в основном в связках одновременно, с предварительной разведкой пути (фото 15). В нескольких местах короткий дюльферы через разломы. Многие разломы удается обойти по лавинным конусам. Один из таких конусов смерзся до сплошного льда, траверсируем его с одновременной страховкой с промежуточными ледобурами. В 13:00 видим окончание ледопада и выход на осыпи левого борта. Здесь приходится повесить 2 веревки перил по 30° ледовому склону, по которому текут ручьи и вытаивают изо льда камни. Выставляем наблюдателя. После спуска уходим за трещину, которая защищает от скатывающихся по склону камней, там собираемся вместе. Последний спускается, продергивая веревку через ледовую проушину. В середине второй веревки камень ударяет Юру по ноге, но без серьезных последствий, только синяк. Отходим немного вглубь ледопада и на пологом ледовом блоке встаем на обед, одновременно наблюдаем за камнями и проводим разведку возможных вариантов спуска. Решаем, что оптимальный вариант — дюльфером спуститься с этого блока, пересечь ручей (по которому время от времени скатываются камни) и выйти на осыпной гребень между двумя ручьями, на котором все могут собраться (фото 16). Дальше уже можно идти по осыпи плотной группой. Выходим в 15:55, за час спускаемся на осыпь, еще за час доходим до ровной площадки и встаем на ночлег.

Перевалы Оптимальный и Каменный цветок

Сложность связки: 2Б (в классификаторе 2Б*, но летом усложнение до 3А представить сложно) Высота: 5420 Характер: снежно-ледовый Ориентация: юг-север

Расположен в Язгулемском хребте, соединяет ледник Башурв с ледником Грум-Гржимайло перевал Оптимальный самостоятельного значения не имеет, позволяет обойти ледопад ледника Башурв.

Возможные опасности: может быть лавиноопасным.

7 августа

Вышли в 7:20, идем по моренному валу вдоль борта ледника. За 40 минут подходим к скальным сбросам, перед ними по осыпному кулуару спускаемся на ледник. Далее пересекаем открытый ледник — удобнее сразу надеть кошки (фото 17). За две 40-минутные ходки подходим к устью висячей долины, ведущей к перевалу Оптимальный. За час по осыпному, а на отдельных участках конгломератному склону 30° поднимаемся в долину. Справа по ходу остается красивая скала, по которой капает вода. За две 40-минутные ходки по морене подходим под ледник и в 14:25 встаем на песчаном поле возле ручья. Полудневка. На морене есть озерко, в котором вода прогрелась на солнце, купаемся.

8 августа

Две получасовые ходки набираем высоту по открытому леднику, уклон около 10°. Выше ледник становится закрытым, связывается. Решаем идти не через осыпную седловину перевала Оптимальный, а через расположенную выше снежную (фото 18). За 2 часа (из которых 15 минут потратили на разведку пути между трещинами) выходим на седловину. Спустившись с нее метров 50, идем по пологому закрытому леднику по горизонтали 4950 (фото 19). Ниже ледник разорванный, видно несколько озер на льду. При прохождении осыпной седловины пришлось бы искать путь между трещинами, так что наш вариант оказался удобнее. За час подходим под вершину 5645, здесь приходится сбросить еще 50-100 м высоты. Далее, постепенно набирая высоту, за 3 ходки подходим под перевал и встаем на ночлег (фото 20).

9 августа

Выходим в 5:55, за полчаса подходим под снежный отрог, по нему за полчаса набираем высоту, и траверсом фирнового склона за 40 мнут выходим на седловину перевала. Первые 20 м спуска — либо дюльфер по фирновому отвесу, либо по щели между этим отвесом и большим фирновым блоком. Ледобуры закрутить некуда, вешаем перила на ледорубах, а последний спускается по щели с нижней страховкой. Далее 100 м вниз в связках на три такта по 30° фирновому склону (фото 22), затем по «балкону» влево, чтобы обойти бергшрунд (фото 23). И еще метров 200 вниз — сначала на три такта, затем пешком (фото 24). Под перевальным взлетом участок глубокого снега. Весь спуск занял 1:40. Ледник Грум-Гржимайло закрытый, снег хорошо держит. За две 40-минутные ходки доходим до границы снега, обедаем. Следующие две ходки по снежным болотам, до поворота ледника напротив пика Шверника. Ниже ледник открытый, с продольными «бороздами», вдоль которых удобно идти. Времени еще много, так что решаем дойти до озера Межнева сегодня. Идем почти по центру ледника, поскольку у правого борта на леднике продольные валы высотой метров 5 с поперечными трещинами. Пересекать их нужно прямо напротив озера. При пересечении первого вала у Иры сломалась соединительная планка кошки (кошку удалось починить на полудневке 10.08). Однако удается найти путь, где с гимнастической страховкой на отдельных участках можно пройти и без кошек. К озеру пришли уже в темноте.

Андрей все никак не акклиматизируется — похоже, наложилась какая-то кишечная инфекция. Начинаем прием антибиотиков и на следующий день его состояние улучшается.

Фото 18. Подъем на перевал Оптимальный. Стрелками показаны осыпная и снежно-ледовая седловины

Фото 19. Подход под перевал Каменный Цветок с перевала Оптимальный.

Фото 20. Путь подъема на перевал Каменный Цветок

Фото 21. Группа на перевале Каменный Цветок

Фото 22. Начало спуска с перевала Каменный Цветок

Фото 23. Продолжение спуска

Фото 24. Путь спуска с перевала Каменный Цветок на ледник Грум-Гржимайло

Фото 25. Лагерь у озера Межнева (9-11 августа)

Фото 26. Ледовые валы на леднике Грум-Гржимайло

Фото 27. Среднее течение ледника Верхний Музкулак

Ледопад лед. Верхний Музкулак, перевалы Ветреный и Зимовщиков

Сложность связки: 3А Высота: 5920 Характер: снежно-ледовый

Ориентация: Ветреный — восток-запад, Зимовщиков — юг-север Расположены в хребте Высокая стена. Перевал Ветреный соединяет ЮЗ исток ледника Верхний

Музкулак с ледником Грум-Гржимайло перевал Зимовщиков — ледник Грум-Гржимайло с ледником Витковского..

Необходимое снаряжение: кошки, каски, ледорубы, веревки, ледобуры, ледобур-самовыверт или крючок для ледовой проушины (при прохождении в обратном направлении).

11 августа

Выходим в 7.40. По своим следам пересекаем ледовые гряды (фото 26). При дальнейшем пересечении ледника Грум-Гржимайло перешагиваем несколько речек. На леднике кальгаспоры высотой 0.5 м. За 1.5 ч подходим к морене, разделяющий ледник Грум-Гржимайло и Верхний Музкулак. Пересекаем ее, затем переходим срединную морену Верхнего Музкулака. Дальнейший путь по желобу правее (по ходу) срединной морены (1.5 ч). Обедаем. Затем выходим на открытый ледник и постепенно переходим на его правый борт. При переходе на морену приходится поискать место для переправы через речку, находим каменную «пробку». Под вершиной Ослиные Уши морена правого борта заканчивается, переходим на серединную морену и встаем на ночлег (фото 27). Строим площадку из камней. Вода есть.

12 августа

Вышли в 6:40. Идем по открытому леднику правее (по ходу) срединной морены. За 2 ходки по 35 минут подходим к началу закрытого ледника, связываемся. Еще за ходку подходим к первым разломам и начинаем поиск пути между ними. Перед выходом на плато между нижней и верхней ступенями ледопада вешаем веревку перил (7 м 70°). Прохождение нижней ступени заняло полтора часа. Далее за 40 минут подходим к началу верхней ступени. На плато много трещин, но проход между ними находится легко. Оптимальным вариантом прохождения верхней ступени оказывается ее пересечение справа налево (по ходу) по широкому наклонному «балкону» и затем подъем по конусу выноса ледовых обвалов у левого борта ледопада. Под конус подходим 40 минут, привал. Затем пересекаем конус выноса, образованный ледовыми глыбами от 0.5 до 3 м, 50 м проходим вверх по желобу и уходим вправо, на ледовый уступ. За все время прохождения никаких обвалов в ледопаде не видели, но все же этот участок связки проходят по очереди, как можно быстрее и с наблюдателем. По уступу проходим еще метров 100 и упираемся в разломы. Одна связка налегке уходит на разведку, остальные готовят обед. В 14:30 выходим дальше — два разлома переходим по снежному мосту, повесив горизонтальные перила. Выше все разломы обходятся ближе к правому борту ледника. Погода портится — начинает идти снег. Выходим на ровное плато, проходим еще две получасовых ходки и встаем на ночлег перед небольшим взлетом, защищающим от ветра. Площадки вытаптываем в снегу.

13 августа.Идет снег. Видимости нет. Сидим в палатках.

14 августа.

Утром ясно и морозно. По пологому плато в связках за 5 ходок по 40 минут подходим под перевал и еще за полчаса по 15° снежному склону поднимаемся на седловину (фото 30). Видим, что спуск с перевала ведет на ледник Грум-Гржимайло, т. е. это перевал Ветреный, а чуть правее видна широкая седловина перевала Зимовщиков. Севернее нас никаких седловин нет, некрутой гребень ведет на вершину 6253. Перейти на перевал Зимовщиков можно траверсом практически без потерь высоты (фото 32). Осыпь покрыта слоем свежего снега, кое-где под ним лед, идем в кошках. Ближе к перевалу Зимовщиков выходим на ледник. Выход на перевал по глубокому снегу, приходится копать трашею. Траверс занял час. Еще за 10 минут отходим с перевала метров 200 и встаем на ночевку.

Фото 28. Путь прохождения ледопада Верхнего Музкулака

Фото 29. В ледопаде Верхнего Музкулака

Фото 30. Подъем на перевал Ветреный с ледника Верхний Музкулак

Фото 31. Группа на перевале Ветреный. На заднем плане — пик Фиккера.

Фото 32. Вид с перевала Ветреный на запад

Фото 33. Подъем на перевал Омара Хайяма со стороны ледника Витковского

Перевал Омара Хайяма

Сложность: 2Б (за высоту, техническая сложность не превышает 2А) Высота: 6160 Характер: снежный

Ориентация: восток-запад Расположен в Южной группе Федченко, соединяет ледник Витковского с ледником Федченко.

Необходимое снаряжение: кошки, каски, ледорубы, веревки, при меньшем количестве снега возможно понадобятся ледобуры.

15 августа

Вышли довольно поздно. За 5 ходок с тропежкой подошли почти под перевал. Снег совсем раскис и к тропежке добавился подлип. Решаем заночевать.

16 августа

Вышли в 7:20. За две ходки по 45 минут поднялись на перевал (фото 33). Взлет снежно-осыпной, в верхней части снег рыхлый. Спуск по фирну сначала прямо вниз или чуть-чуть правее, затем обходим небольшой бергшрунд и травесом уходим влево, на фирновое ребро. По нему спускаемся до ровного ледника (фото 35). Дальнейшее движение по центру, первая зона трещин обходится слева. Дальше пошли по центру и попали в следующую зону трещин (нужно было уходить правее). Начинает идти снег и исчезает видимость. Искать путь между трещинами в таких условиях проблематично, встаем на ночевку.

17 августа

Уходим направо, под склоны пика СКАН — здесь трещин меньше. За две ходки спускаемся на основное тело ледника Федченко, высота 5300. Возле озерка в мульде обедаем, оставляем заброску.

У Юры кашель не проходит, похоже дело не только в высоте. Убеждаем его начать принимать антибиотики. И ясно, что ему нужно с маршрута сходить. Артем напротив чувствует себя хорошо, хотя и первый раз на такой высоте. Его техническая готовность к прохождению перевала Революции также не вызывает сомнений. Валере нет никакого смысла ждать нас на леднике Федченко в одиночку. После обеда расходимся. Илья, Дима и Артем, за 3 ходки подходят под перевал Революции. Остальные под руководством Кирилла за 5 ходок по 25 минут доходят по леднику Федченко до поворота на Абдукагор.

Фото 34. Группа на перевале Омара Хайяма

Фото 35. Спуск с перевала Омара Хайяма на ледник Федченко

Перевал Революции

Сложность: 3Б Высота: 6300

Характер: скально-снежно-ледовый Ориентация: запад-восток

Расположен в Южной группе Федченко, соединяет Большую фирновую мульду ледника Федченко с ледником Грум-Гржимайло.

Необходимое снаряжение: кошки, каски, ледорубы, веревки, ледобуры, ледобур-самовыверт или крючок для ледовой проушины, скальный молоток, скальные крючья (желательно якорные), желательны фирновые якоря.

Фото 36. Путь подъема на перевал Революции. Треугольник — место сидячей ночевки.

18 августа. Поднимаемся по снежно-ледовому ребру (фото 36).

Утром вышли, подходим под перевал по лавинному конусу за 1:10. Начало подъема на гребень — 15 м по cнегу крутизной до 50°, тропежка выше колена. Дальше снег и фирн 30° идем в связках одновременно, кое-где преодолевает неширокие трещины с попеременной страховкой. За 2 часа подходим под бергшрунд, обедаем. В 12 идем дальше — по снежному мосту преодолеваем бергшрунд. Здесь в небольшом разломе есть ровная площадка (как потом оказалось, это было последнее место, где можно было бы поставить палатку). Уходим левее, выходим на фирновый гребень, 40°, идем с попеременной страховкой через ледоруб, который приходится забивать в фирн молотком. До льда докопаться не удается. Погода портится — небольшой снег.

Не доходя 100 м до скал на «плече» гребня (30°) устраиваем сидячую ночевку (фото 38). Удается вырубить полку шириной 1 м, дальше жесткий лёд. Снег продолжает идти всю ночь.

19 августа. Траверсируем скалы и выходим на плато.

Три веревки перил по гребню — две на ледорубах, третья на ледобурах. Далее 3 веревки подъем и траверс заснеженных скал до 60°, страховка в основном на якорных крючьях, закладки класть почти некуда, выступов под петли тоже нет (фото 37). По скалам каждые 5–10 минут сходят небольшие лавинки — с ног они не сбивают, но снегом засыпают всё. В рантклюфт на спускаемся, поскольку там лавины уже набирают силу. В результате скальный участок у нас длиннее, чем по описанию Лебедева [6]. Далее 30 м дюльфера на плато перевала Революции, перила на ледовой проушине. На плато тропёжка по пояс. Пересекаем лавинный конус, отходим подальше от ледовых сбросов. Видимость не более 200 м. Выходим примерно на середину плато — уклона нет, склонов не видно, и ставим лагерь.

За ночь выпало еще 15 см снега. Снегопад продолжается весь день, видимости нет. Становится ясно, что от восхождения на пик Революции следует отказаться.

20 августа. Сидим на 6200.

Весь день вокруг нас облако и ничего не видно, временами идет снег. Жарко.

21 августа. Сидим на 6200.

Утром над нами синее небо, облака внизу. Тропим налегке на седловину перевала Революции. Но вскоре после восхода Солнца облака начинают подниматься и видимость опять пропадает. Осмотреть путь спуска толком не удается. Возвращаемся в лагерь.

22 августа. Спускаемся на ледник Грум-Гржимайло (фото 39).

Утро ясное, наши вчерашние следы замело поземкой. Тропить по ним, тем не менее, легче, чем по целине. За час выходим на перевал. Вниз уходит снежный склон шириной метров 200, справа и слева скалы. Организуем станцию на двух ледорубах в 20 м от седловины и на страховке выпускаем участника обрушивать карниз. Подкапывая лопатой и утаптывая ногами, за несколько попыток обрушили участок карниза шириной метров 5. Лавина при падении карниза не образуется: комья снега пролетают метров 100, крошатся и увязают в снегу. Двое спускаются по перилам метров на 20, где склон выполаживается до 40°, там станция на двух ледорубах и сомнительно закрученном в ледяную корку между слоями снега ледобуре. Принимаем последнего с нижней страховкой. Дальнейший спуск в связках на три такта, сначала с попеременной страховкой, затем с одновременной. Неширокий бергшрунд в середине склона легко преодолевается по снежному мосту. За 1.5 ч спустились на плато перевала Вертикаль (высота 6000). Обедаем. Дальнейший спуск в правой части склона. В ледовом желобе вешаем веревку перил на ледобурах и спускаемся на осыпной островок. Дальше по фирновому склону на три такта в связках, траверсируя вправо. За 50 мин. спустились на ровный ледник. Солнце припекает, снег раскисает, со склонов начинают сходить небольшие мокрые лавины. За 40 минут отходим достаточно далеко от склонов. Идти тяжело — тропёжка, подлип. Встаем на ночевку на 5700.

Фото 37. Верхняя часть ребра перевала Революции и путь выхода на плато по скалам в обход ледовых сбросов.

Фото 38. Сидячая ночевка на ребре перевала Революции

Фото 39. Спуск с перевала Революции на лед. Грум-Гржимайло

Перевал Паустовского

Сложность: 2Б (в классификаторе 3Б — первопроходцы шли существенно более сложный вариант), может усложниться до 3А при малом количестве снега.

Высота: 6230 Характер: снежно-ледовый Ориентация: ЮВ-СЗ

Расположен в Южной группе Федченко, соединяет ледник Грум-Гржимайло с ледником Федченко. Необходимое снаряжение: кошки, каски, ледорубы, веревки, ледобуры.

23 августа

Вышли в 6:15. Идем в связке по промороженному фирну. За 4 ходки по 40 минут огибаем восточный отрог пика Грина и подходим в цирк перевалов Юбилейный и Паустовского. В 9:10 начинаем подъем по южному склону вершины 6315 (фото 40). За 1.5 часа по снежному склону 30° поднимаемся до бергшрунда. Организуем станцию на ледорубах, переползаю через бергшрунд по хрупкому снежному мосту, и закручивает ледобур над ним. Дальше по ледовому склону (50° непосредственно над бергшрундом, далее постепенно выполаживается до 30°) выхожу на всю веревку, станция на ледобурах. Еще около 50 м идем с промежуточными точками на ледобурах, дальше лед уходит слишком глубоко, продолжаем движение одновременно. К 15:00 дошли до разлома, в котором можно поставить палатку. Обедаем, разведываем путь на седловину перевала. Видимость исчезает, так что просмотреть путь спуска не удается. На седловине сильный ветер, так что остаемся ночевать в разломе (фото 41). Координаты седловины: N38°33.05\', E72°23.09\'.

24 августа

К утру погода не улучшилась — сильный ветер, поземка, видимости нет. Выходим на перевал и начинаем спуск по заснеженной осыпи вдоль ребра справа от нас. Спускаемся метров на 100, здесь дует меньше, делаем привал в ожидании просвета в облаке. Минут через 20 удается разглядеть следующий участок спуска — уходим правее и спускаемся по снежному склону 25° (фото 42). В разрывах облачности просматриваем путь между разломами. За час спускаемся на путь, по которому мы шли несколько дней назад с перевала Омара Хайяма. Ночуем возле заброски.

Фото 40. Подъем на перевал Паустовского со стороны ледника Грум-Гржимайло

Фото 41. Ночевка в разломе вблизи седловины перевала Паустовского

Фото 42. Спуск с перевала Паустовского на ледник Федченко (фото 16.08, 24.08 не было видимости)

Перевал Абдукагор

Сложность: 2А Высота: 5080

Характер: снежно-ледовый Ориентация: СВ-ЮЗ

Расположен в хребте Академии наук, соединяет ледник Федченко с ледником Абдукагор Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревки, ледобуры.

25 августа

Выходим в 6:30. За 4 ходки по 50 минут проходим ледник Федченко до поворота на перевал Абдукагор. Утром снег держит хорошо и идти легко. Идем по центру ледника — там меньше всего трещин. Днем снег раскисает, идти становится тяжелее. За 2 часа проходим перевал Абдукагор и подходим к зоне трещин на леднике Абдукагор. Снежные мосты уже держат плохо (время 13:00), так что решаем заночевать здесь и пройти разорванный ледник утром по морозу. Развешиваем все вещи на просушку.

26 августа.

Уходим в левую часть ледника. Там удается найти проход между разломами и спуститься к морене левого борта ледника (фото 43). Далее идем по желобу на границе ледника и морены. В точке N38°34.5\' E72°13.8\' поворачиваем направо и пересекаем ледник Абдукагор. Затем вдоль скальных выходов поднимаемся на моренный вал и спускаемся в карман. Обедаем на поляне у ручья (N38°34.7\', E72°13.4\').

Фото 43. Путь спуска по леднику Абдукагор (фото В.Мартынова 2011 г., из-под перевала Ребро)

Выводы и рекомендации

Группа пройденным маршрутов осталась довольна. Маршрут 5 к/с был пройден в полном объеме. Сложные метеоусловия и болезнь участника заставили нас отказаться от восхождений на пик Фиккера и пик Революции, тем не менее перевал Революции был успешно пройден.

Заезд по долине Хавраздары вполне удобен. На полноприводном автомобиле можно доехать до кишлака Пасор, дорога идет через необозначенный на карте мост в 2 км ниже Кудары. В кишлаке можно арендовать ишаков, но цены высокие (просят $25 в день за ишака + оплата услуг погонщика). Договориться на разумных условиях удалось только после того, как мы продемонстрировали решимость челночить своими силами.

Перевал Холодный — несложная, но достаточно трудоемкая 1Б. Удобен для акклиматизации. С перевала открываются очень красивые виды.

Перевалы Майи Гантман и Снежный — сложность связки соответствует 3А. Основную сложность представляет ледопад лед. Комарова. Мы проходили по рантклюфту левого борта, в соответствии с описанием Лебедева [5]. Однако меньшее количество снега увеличило трудоемкость его прохождения, а в нижней части ледопада изо льда вытаивали камни. Нужно планировать прохождение ледопада рано утром.

Перевал Оптимальный прошли не через осыпную седловину, а выше, по леднику. Сложность примерно та же, несколько больше набор высоты, но без осыпей и по менее разорванному леднику выше перевала.

На перевал Каменный цветок поднялись через плечо вершины 5559 (восточнее седловины) в соответствии с описанием группы Агеева [4], считаем этот путь оптимальным. На спуске удалось обойтись одной веревкой с перевальной седловины, бергшрунд удалось обойти в связках. В Перечне перевал оценен как 2Б*, но я не представляю, что должно случиться, чтобы перевал усложнился до 3А считаю, что «звездочка» лишняя.

Ледопад ледника Верхний Музкулак оказался существенно проще, чем описано в отчете Волкова [1]. Насколько нам известно, наша группа впервые прошла его насквозь. Логичного перевала из юго- западного истока на ледник Витковского не существует — в том месте, где на карте нарисован перевал Высокая Стена, на самом деле расположен южный гребень вершины 6253. А вот перевал Ветреный, ведущий на ледник Грум-Гржимайло, логичен и несложен (по нашей оценке 3А при прохождении ледопада лед. В.Музкулак и 2Б без ледопада). При необходимости попасть на ледник Витковского его удобно проходить в связке с перевалом Зимовщиков, практически без потерь высоты. Путаница с орографией связана, по всей видимости, с тем, что первопрохождения перевалов Ветреный и Высокая Стена совершались в условиях плохой видимости (Портной [2]).

От восхождения на пик Фиккера мы отказались из-за неблагоприятной снежной обстановки

— после снегопада склон мог быть лавиноопасен, да и трудоемкость тропежки не позволила бы совершить восхождение за день.

Перевал Омара Хайяма — наверное самый часто посещаемый перевал района, многократно описан. Категория 2Б присвоена в основном за высоту. Основную сложность представляет распутывание трещин на спуске в сторону лед. Федченко. Мы проходили перевал после снегопада и на подъеме была тяжелая тропежка.

Перевал Революции — сильная 3Б. Полное прохождение занимает 3 дня. Для его прохождения рекомендуем брать фирновые крючья для организации страховки на гребне и на спуске на плато Вертикаль и якорные крючья для прохождения скального траверса при выходе на плато. К последнему удобному месту ночевки на подъеме мы вышли в 12 дня. Если заночевать здесь (выровнять площадку в разломе), то следующий день получится очень напряженным и ключевой участок придется проходить вечером, но в принципе такой вариант может быть приемлем для сильной и немногочисленной группы. Или же сидячая ночевка на фирново-ледовом гребне.

Перевал Паустовского — удобный путь из верховьев ледника Грум-Гржимайло на ледник Федченко. Пройденный вариант технически проще, чем пройденный группой Мешкова [7], и намного проще варианта первопроходцев — сложность 2Б*, по факту прохождения 2Б.

На перевале Абдукагор нам удалось найти путь по левой стороне ледника, позволяющий обойтись без навески перил через разломы — всё прошли одновременно в связках. Рекомендуем проходить разорванный ледник Абдукагор в утренние часы, заночевав в районе седловины перевала Абдукагор.

Состояние моста через Абдукагор с каждым годом все хуже. Сейчас остались тросы, по которым можно переправиться. Для организации страховки за трос нужен карабин с раскрытием 29 мм. Сколько еще проживут тросы без ремонта — непонятно. При планировании маршрута с выходом по Абдукагору или Кашал-Аяку желательно уточнять состояние моста.

В долине Ванча живут несколько егерей нацпарка, пройти мимо них практически нереально. Плата за посещение нацпарка — 15 сомони с человека в день. На спуске удается договориться об оплате только за один день.

Литература

1. Волков Н.Н., Отчет о работе совместной московско-красноярской экспедиции в районе Центрального Памира, 1969. Библиотека МГЦТК №1925.

2. Портной Ф.Е., Отчет о работе экспедиции Челябинского областного клуба туристов в район пика Революции (верховья ледника Федченко) на Центральном Памире, 1970. Библиотека МГЦТК №2464.

3. Гринкевич Р.Н., Отчет о горном туристском путешествии 5 к/с по Центральному Памиру, 1978. Библиотека МГЦТК №3460.

4. Завьялов В., Отчет о гороном походе под руководством М. Агеева, 2008. http://slazav.mccme.ru/pam08.htm

5. Лебедев А.А., Отчет о горном походе по Центральному и Северному Памиру с восхождениями на пики Революции, Коммунизма и Ленина "Памирский марафон — 2009". http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1847/0_ch.htm

6. Лебедев А.А. Отчет о горном туристском путешествии 6-й категории сложности по Центральному Памиру, совершенном с 17 июля по 15 августа 1990 года http://www.turclubmai.ru/heading/papers/978/

7. Мешков О.И. Отчет о горном походе пятой категории сложности в районе ледника Федченко (Центральный Памир), совершенном с 19 июля по 23 августа 2010 г. http://mountain.nsu.ru/wiki/Горная_5ка_Мешкова_на_Центральный_Памир_2010._Отчёт

про Паустовского

Да, пожалуй я согласен, это практически первопроход перевала т.к. от классической седловины пройденая отделена вершинкой и выводит хоть и на тот же ледник, но всё же не туда, в другой подбассейн, сложность и характер склона явно другие. Но мы за этот поход и так наворотили много и претендовать еще на один первопроход Овчинников не хотел.

Перевал Паустовского, мы проходили левее, в седловину левее в самую низкую часть между пиками Паустовского и 6315 (на фото40), шли в обратном направлении на спуск, оценивали как 3А (3Б-там нет никак). Наверно даже можно ввести два перевала Паустовского левый и правый, седловины явно разные. Наши фотографии https://plus.google.com/u/0/photos/100102124756938167041/albums/6062062842171931969?sort=1