Горы мира > Кавказ > Казбек >

Автор: Михаил Мишуков, Пятигорск

Дневник начинающего альпиниста.
Как я ходил на "Казбек"

Летом 2014 г. пригласили меня в поход на гору Казбек, что в Северной Осетии, на восхождение так называемое. Первоначально планировалось восхождение на Эльбрус, но с появлением в составе группы нового участника по имени Михаил (мой кстати тезка) Эльбрус сменился на Казбек. Хочу заметить, что в подобных походах я никогда не участвовал, но давно мечтал, и поэтому предложение было принято с большим удовольствием.

Где то в начале июля от Ивана был получен список всего необходимого для похода и начались планомерные сборы. С Иваном также велись консультации по выбору снаряжения, так как человек он знающий, много ходил, и не раз поднимался на Эльбрус. Особых проблем не возникло, благо в славном г. Пятигорске имеются магазины, предлагающие альпинистское снаряжение на прокат. В итоге на прокат я получил кошки, нижнюю обвязку, карабины, ледоруб, ботинки, палки для ходьбы и каску. Все остальное из длинного списка имелось в наличии и частично было приобретено. А рюкзак для всего этого мне одолжил Роман, за что я ему очень признателен. Выезд был запланирован на 2 августа.

С каждым денем ожидания все сильнее и сильнее свербело под ложечкой – скоро отпуск отдых в горах!

Накануне, т.е. 1 августа вечером рюкзак был упакован, список необходимого несколько раз перепроверен ну и я соответственно готов морально. Физическая сторона вопроса вызывала небольшое сомнение, так как вес моего рюкзака составил 23 кг, и это без навешенных на него вещей типа ледоруба, палок, ботинок и еще штурмового рюкзака. Созвонились с Иваном, договорились, что заедут за мной утром около 7.00.

1й день (02.08.2014г.)

Как и договаривались, заехали за мной утром Иван и Игорь. В багажник калины мои вещи уже не вмещались, и я вместе с ними разместился на заднем сиденье. У всех приподнятое настроение, едем на Тамбуканское озеро на встречу с остальными. Вся наша группа состоит из 6 человек, из которых я лично знаком лишь с Иваном, а также один раз виделся до этого с Димой и Игорем. На озере нас ждали Михаил – старший нашей группы, Дима – которого я уже упоминал и Андрей. Поздоровались, познакомились, обсудили маршрут до места назначения и со словами «давайте уже отдыхать» мы поехали. В итоге нас 6 человек на 2х машинах по 3 человека в машине. По дороге пару раз остановились у магазинов и доливали бензин до полного бака. Ну и конечно заехали в тот самый магазин, откуда с черного входа выносят пакеты или ящики с местной водкой. Миша (наш шеф) притащил большой черный пакет. Наверное домой – подумал я ведь мы же идем в горы! Заехали в г. Фиагдон, где поднялись в действующий мужской монастырь. Иван поставил одну очень большую свечу, как он сам сказал за всех нас и наше мероприятие. Сфотографировались на фоне монастыря, а также на фоне статуи какого-то коня и бюста И.В.Сталина.

Фиагдон. Мужской монастырь

Кстати Сталин в этих местах до сих пор почитается, судя по ухоженности этого мемориала. Далее оправились по горному серпантину в сторону Кармадона. По пути остановились в селении Даргавс, где находится исторический памятник называемый "Город мертвых". Там построены склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных захоронений, в которых и сейчас находятся скелеты людей. Зрелище конечно не из приятных.

Даргавс. Город мертвых

Посетив памятник, решили ехать дальше без остановок, так как со слов Миши сегодня нам предстояло пройти приличное расстояние с рюкзаками, а прежде нужно было получить пропуск у пограничников. Приехали в Кармадон уже после 13.00, выгрузились у погранзаставы. Миша взял все паспорта и пошел за пропуском. Как ни странно пропуск был получен минут за 15-20. По возвращении Миша сказал чтобы выложили все продукты на землю для того чтобы поделить их на равные части и упаковаться. В результате такой операции мой рюкзак потяжелел еще как минимум на 5 кг, чему я был "очень рад". Планировалось, что нас провезут еще на УАЗике какое то расстояние, но что-то не получилось. Далее от заставы мы пошли пешком, а вещи повез Миша на своей Ниве.

Позади меня Кармадонское ущелье

с. Тменикау

Прошли на легке километра 2-2,5 до КПП пограничников. Было уже около 16.00. Миша достал из машины большой спелый арбуз ну и конечно тот самый черный пакет. Поскольку в компании я оказался самым младшим разливать пришлось мне. Под сочный и сладкий арбуз первая бутылка пришлась кстати, но когда пошла вторая я как в том фильме спросил, а как же горы господа? В ответ услышал-"Миха мы уже в отпуске и отдыхаем"! Арбуз закончился быстро и Шеф скомандовал «ПОШЛИ»! Переоделись, обули ботинки и загрузив на себя до отказа забитые 100 а у кого и 120 литровые рюкзаки мы пошли по тропе вперед. На КПП еще раз собрали наши паспорта для регистрации. Пока переписывали данные из паспортов мы сфотографировались с плюшевым пограничником, манекен такой в форме, а с расстояния выглядит как живой.

КПП пограничников

Получили паспорта и пошли по тропе вдоль Кармадонского ущелья. Красота небывалая. Внизу река, а противоположный склон к реке как будто острижен метров на 150-200 в высоту. Это результат схода ледника Колка в сентябре 2002г., когда погибла группа Бодрова вместе с ним. Вокруг разнообразие растительности, цветы всех цветов и оттенков радуги, на что сразу отреагировал нос Ивана.

В этот день мы планировали дойти к месту первого лагеря, где нарзанные ванны (высота примерно 2300 м.). Со слов Миши он проходил этот путь за 2,5 часа с вещами. Но не пройдя и 3х километров от КПП решили остановиться на ночь что бы не тратить много сил, а к нарзанам выйти рано утром. Это была официальная версия, а на самом деле в рюкзаке шефа булькала еще одна полуторалитровая пластиковая бутылка водки, которую не хотелось долго носить.

Поставили палатки на тропе рядом с родником. Место сказать и впрямь не плохое и камень для медитации есть и вода рядом. Расположились на ужин, есть все и сало, и соленый огурчик, и колбаска сырокопченая, и вид природы – ну как без ста граммов.

Ужин

Изучаем ледоруб

Вечером мимо нас проходили два паря направляющиеся тоже на Казбек. Угостили их едой, ну и конечно как говориться за Святого Георгия выпили, пообщались. Один из МЧС вел друга на восхождение. Пожелали друг другу удачи и они пошли на нарзаны. Потом к нам подошли представительного вида мужики и как оказалось после краткого разговора, это был председатель Федерации Альпинизма РСО Алания Хамицаев Казбек Борисович и его коллеги. Они просматривали трассу для предстоящего массового восхождения на Казбек. Между прочим, Казбек Борисович имеет звание "снежного барса", а это много значит в мире альпинизма! но это не для нас. Весь вечер шутили, травили байки и анекдоты, одним словом отдыхали. И тут нам, раскинувшим свои бренные тела на камне для медитации, вдыхая горный воздух настоянный на травах и допивая остатки из той пластиковой бутылки, вспомнился старый анекдот про горнолыжника (кто не знает или забыл напомню) который разбившись об опору канатной дороги и лежа в гипсе произнес – «ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ»!!!! С этого высказывания как я сейчас понимаю и начался наш поход!

2й день (03.08.14г.)

Утро

Подъем в 6.00, легкий завтрак, сбор лагеря. Вышли примерно в 8.20. Точнее после вчерашнего застолья, да еще с полными рюкзаками мы выползли на ту тропу, на которой спали всю ночь. Миша отправился раньше, так как на его плечах примерно 50 кг вещей было. День был ясный. Тропинка постепенно усложнялась, стали попадаться большие камни на пути. Километров через 5 спустились прямо к руслу реки и шли по берегу. Дима и Андрей ушли вперед и скрылись из вида. Я шел примерно одинаково с Иваном и Игорем. После вчерашнего ужина немного мучила жажда. По пути пил почти из каждого родника. Останавливались передохнуть несколько раз. Дошли до места с Иваном за 4 часа. Это расстояние Дима прошел за 1 час и 50 минут.

Лагерь. Верхние ванны

В лагере стояло уже 6 или 7 палаток. С лева от лагеря открывался красивый вид на Кармадонское ущелье, а справа был виден ледник Майли. Но нам не до красот было - "Черт что же так тяжело". Нет сил поставить палатку, и даже двигаться, но «ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ»!!!!

Чуть-чуть оклемавшись, поставили свои палатки, организовали обед. Дима принес целый пакет еды (консервы, крупы, печенье и др.) с его слов отжатой у осетин. На самом деле они сами ему отдали, что бы обратно не тащить, но Дима так этим гордился и еще много раз нам об этом напоминал.

Вынны. Вид сверху

В этот день решили отдохнуть, искупались в нарзанах. После обеда Миша, Андрей и Дима ушли к леднику осмотреться. Мы в это время дрыхли от усталости. После их возвращения, немного очухавшись, туда пошли и мы с Иваном и Игорем. Опустился туман и ледник было плохо видно. Постоянно слышался стук камней падающих с него. Как оказалось позже 2/3 ледника было полностью засыпано камнями, а из за того что он тает, они и осыпались.

Идем на ледник

По дороге в лагерь видели горных туров. Они спускались с противоположного от нас хребта, на вид не большие и без рогов. Вечером заварили чай, перекусили. Но оказалось, что в недрах рюкзаков есть еще одна пластиковая бутылка. О нет подумал я, ну куда деваться с подводной лотки ведь отдыхать лучше чем работать! Решили на следующий день лагерь не собирать, изучить ледник, походить в кошках на легке.

3й день (04.08.14г.)

Подъем в 6.00. Миша и Иван встречали рассвет в бассейне с теплым нарзаном. Как они сказали – телевизор смотрели. Позавтракали, собрали штурмовые рюкзаки по минимуму, так как сегодня решили только обследовать ледник и найти тропы для восхождения. Погода была отличная, светило солнце, освещая полностью ледник Майли. Перешли реку по навесному мосту. К леднику подошли с левой стороны, где он более покатый и не высокий. Ледяное дыхание ледника окутывало нас, и мы как будто пили этот воздух.

Подъем по леднику в кошках

Миша сказал всем одеть кошки, затем пошел первым наверх, установил ледобур и привязал веревку. При подъеме на нас сыпались приличные камни, а про мелочь и говорить не приходится. Поймали измену, все на стороже и на нервах. Каску на голове покрепче крепишь, а вдруг! Мы все поднялись по веревке, зарубаясь ледорубами. Поднявшись на верх ледника, попали на участок засыпанный камнями. Неподалеку стояла палатка, но никого не было видно. Забегая вперед скажу, что ее ставил парень, который не успел спуститься со льда в темноте и решил заночевать. В одиночку по леднику, да еще и летом, когда открыты все расщелины, да еще и ночью, ну что тут сказать: «Нормальный адекватный молодой человек».

На леднике

Не снимая кошки пошли по камням и метров через 100-150 вышли на чистый лед. Повсюду бежали ручейки от таяния льда, иногда слышался треск и осыпание льда где-то снизу. Самый большой ручеек намыл расщелину метра 2 глубиной весь в извилистых поворотах. Ну здесь конечно не обошлось без фотосессии, когда еще в таком месте сфотографируемся. Далее решили идти в сторону гребня на правую сторону ледника. Поднялись на зеленку, где решили отдохнуть и перекусить. После пошли по гребню в сторону лагеря. Навстречу шла группа исследователей ледников-Глациологи. Они стояли в лагере на нарзанах рядом с нами. Затем они свернули в сторону, там неподалеку стоял их основной лагерь. По леднику в это время поднималась группа из 7 человек, они из Краснодара.

Спускаемся с ледника

Перед спуском с ледника мы оказались на другом краю от того места где утром поднимались. Необходимо было спуститься по льду метров 20-25. В этом месте сидел мужик, один, без вещей, причем в белой рубашке с длинным рукавом и в джинсах совершенно нормальный мужик просто гулял. Из снаряжения у него был только ледоруб и кошки. Оказалось, что он ждал свою жену и дочь. Они боялись по веревке подниматься, а он хотел им ступеньки нарубить, чтобы на ледник поднять. Так вот с его помощью мы и спустились. Миша вкрутил ледобур для спуска, а этот мужик потом его выкрутил и скинул нам с веревкой. Дима снимал на видео процесс спуска.

По дороге в лагерь начался дождь, который все усиливался и мы промокли. На нарзанах встретили парня, чья палатка утром на леднике стояла. Оказалось, что он путешествует по стране автостопом, первый раз в жизни одел кошки и сходил на Казбек за 4 дня, а теперь отправляется на Эльбрус.

В лагере скинули одежду, приняли нарзанные ванны, да еще и под дождем и разбрелись по палаткам отдыхать. Позже сварили макароны, Миша приготовил суп и сделал шкварки из сала. И о чудо нутро рюкзаков продолжало нас удивлять. Опять нашлась пластиковая бутылка, ну конечно не такого объема, но зато повышенной крепости. Ужин удался.

В этот вечер в лагерь пришли 4 человека с маленькой девочкой, Москвичи. Они приехали на 8 дней отдохнуть и покупаться в нарзанах. Позже пришли 2 молодых парня лет 18-20 тоже Москвичи. Эти пришли с той же целью что и мы.
После чаепития стали собирать вещи для выхода. На следующий день нужно было собрать лагерь и подняться в промежуточный лагерь на высоту 3500 м.

4й день (05.08.14г.)

Проснулись в 5.30, собрали лагерь, позавтракали. По команде шефа оставили часть вещей, чтобы не нести лишний вес. Сложили их на траве и накрыли пленкой, придавив по краям камнями. Куча получилась очень внушительной как минимум на еще один полноценный рюкзак. Как правило, оставленные вещи никто не трогает, поэтому мы за них не переживали. Вышли на маршрут в 7.00. Подошли к леднику с левой стороны, но решили подняться по нему не одевая кошки, через разлом по ручью.

Подъем через разлом в леднике

Там было навалено много камней, некоторые были «живые», но поднялись по ним без проблем. Но шаг вперед два шага назад с рюкзаком за плечами не доставляло радости. Никто не упал и не намок. Правда при этом шел дождь и мы уже были не совсем сухие зато ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ!!!

Далее по турам нашли тропу и пошли по левой стороне ледника. Тропой конечно это трудно назвать так как шли мы буграм из камней то вверх то вниз. Начался сильный дождь. Пришлось одеть дождевики, и накрыть рюкзаки, чтобы не мокли. За водопадом устроили привал. Заварили чай, немножко подкрепились. Там есть расчищенное место, где можно 4 палатки разместить. Миша прошел к скале осмотреться и найти тропу для подъема. Минут через 30 решили подниматься. Начало подъема было сложным. Была ступень, на которую с рюкзаком было очень трудно забраться. Первым поднялся Андрей и привязал веревку, по которой мы поднялись.

Подъем по камням

Такого подъема я не ожидал. Местами карабкались на четвереньках, камни сыпались сверху, выезжали из под ног, что создавало определенный дискомфорт и боль в ногах. Так Игорю и повезло. Уклоняясь от падающего камня, он так четко уклонился, что тот влетел ему прямо по темечку – вот тот самый ВРУГ! Благо каска МРСК была на нужном месте! на ней и остался след. Еще от пары камней Димка успел отскочить и оттолкнуть их руками. Уклон горы был от 45 до 60 градусов. В начале подъема к тому же не было туров, обозначающих направление. Шли полагаясь на Мишино чутье. Он вел нас на скалу, похожую на коня. За ней, кстати, и стали появляться туры.

Крест над промежуточным лагерем

Пройдя какое-то время увидели крест, установленный на большом камне. В этом месте и находится промежуточный лагерь. Хочется отметить, что преодолевая тяжелый подъем, совершенно забываешь и практически не ощущаешь тяжесть рюкзака - какой-то парадокс, но это действительно так. В итоге подъем до этого лагеря занял 5 часов. В лагере никого кроме нас не было. Вдалеке выше нас виднелись люди, покинувшие его перед нашим приходом.

Войдя на прижим, Иван как закричит на Шефа «Разве можно так издеваться над офисным планктоном»? Да сил не было и фраза ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ!!! как то звучала не очень то убедительно. В душе всплыли чувства теплого офисного кресла и плавные обводы мышки. После такого подъема с трекинговыми палками и ледорубом в руках болело все.

С этого места открывается потрясающий вид на Кармадонское ущелье и на ледник, растянувшийся по всей горе. Он весь урезан трещинами, и впадинами и часто слышится треск от ломающегося льда. Мы сразу занялись установкой палаток, растянули их как следует, так как на этой высоте временами дует очень сильный ветер. Места для палаток были огорожены небольшими стенами из камней, защищающих от ветра. Сходили к роднику за водой, затем расположились за своеобразным каменным столом готовить ужин. Приготовили гречневую кашу с мясом.

Чай с медом

Шеф принес мед, который был очень кстати, можно сказать деликатес на такой-то высоте. Сидели разговаривали, наслаждались красотой. Иван занялся ремонтом ботинка, у него отклеилась подошва. Хорошо что было чем ремонтировать. Дима дал клей, у Миши было шило, крючек и сапожная нить. В итоге подошву заклеили и прошили. Андрей с Мишей провели мастер-класс по вязанию различных страховочных узлов. Переживали за Диму, так как его могла накрыть горняшка, но его накрыло что-то непонятное. Он отошел от лагеря и стал с кем-то громко разговаривать и даже кричать - ну нормальный же человек просто ему нас мало, а хочется поговорить!. Но потом все вроде бы обошлось.

Позже в лагерь поднялись 2е парней, Москвичи. Очень обрадовались когда нас увидели, наверное сильно устали. Мы их сразу позвали и напоили чаем. Вечером Иван созвонился с сыном, узнали прогноз погоды на завтра. Прогноз не утешительный, решили остаться в лагере еще на 1 день.

5й день (06.08.14г.)

Всю ночь шел дождь, сопровождающийся сильными порывами ветра. Иван выходил и поправлял оттяжки. Порой казалось, что палатку разорвет и мы останемся без укрытия. В 9.00 собрались на завтрак. Миша сварил пюре с мясом. Настроение у всех нормальное. Дима здоров, горняшка не пришла. Занялись укреплением ветровых стен из камней. Побродили по лагерю. К обеду немножко распогодилось, выглянуло солнце, но ветер все еще не стихал. После обеда поспали часа 3. Дима и Андрей ушли в следующий лагерь осмотреться. Он выше нас метров на 300. Сегодня ботинок ремонтировал Игорь, порвалась кожа. Также не обошлось без помощи Миши и его инструментов. Замечю, что какие-то поломки сопровождали нас всю дорогу. Вышла из строя экшн-камера Ивана, потом заглючил его фотоаппарат. Сломался фотоаппарат у Андрея, потому что перестал открываться объектив.

Вечером заварили чай, мёд снова был очень кстати и опять начался дождь. После дождя вышли размяться. Подходили Москвичи, просили телефон, писали смс-ки домой. Потом все с важным видом рассматривали забытую кем то карту, на которой обозначены маршруты для восхождения на Казбек.

На следующий день запланировали подъем в штурмовой лагерь на высоту 4200 м.

6й день (07.08.2014г.)

Проснулись в 6.00. Погода не предвещала ничего плохого. Дул слабый ветерок без дождя. Собрали лагерь, затем позавтракали и пошли. Глядя на подъем думали, что он очень крутой, так и вышло. Первый переход через лед не удался, пошли в обход немного выше. Дима пошел по другой тропе, за что получил выговор от Миши. Я одел теплую куртку, которую брал для штурма и пожалел, стало очень жарко в ней, вспотела спина. На привале снял ее и одел ветровку. Иван тоже переоделся.

Высота 3800

Шли друг за другом, не растягиваясь. По сравнению с первым отрезком горы, который шли до промежуточного лагеря, этот оказался еще сложнее.

Продолжаем подъем

Чуть выше под ногами стал попадаться снег и лед. Ноги иногда соскальзывали с камней. Преодолели подъем за 3,5 часа. Поднявшись на вершину скалы перед нами открылось снежное плато, на другой стороне которого величественно возвышался Казбек. Светило солнце, было хорошо видно людей вдали на тропах, ведущих к его вершине.

Штурмовой лагерь 4200

В лагере стояло около 10 палаток. Хорошие места с ветровыми стенами были заняты. Сначала мы решили с Иваном поставить палатку наверху, но Игорь нас отговорил. Спустились ниже. Первая попытка установить палатку не удалась. Размер площадки был меньше палатки. Стали разгребать место под палатку, готовили площадку около часа, если не дольше. Работали ледорубом, сгребали камни ногами и откидывали их широкими плоскими камнями взамен лопаты. На высоте 4200 м работа как то не очень быстро продвигалась. Поставили палатку, отдохнули. После обеда вышли на прогулку. Красота вокруг неописуемая. Прямо напротив лагеря через снежное плато стоит Казбек, над которым водрузилась полная луна. Справа от нас ледник с огромными трещинами и разломами. Пошли с Димой на край скалы ловить сотовую связь. С этого места открылся вид на всю долину затянутую облаками, кое где виднелись вершины, прорезающие эту белую пелену.

Дима задумался

Дима сначала отказался идти на штурм, но потом передумал. Сказал сколько пройду столько пройду. Запланировали подъем на 4.00 выход на 5.00.

7й день (08.08.2014г.)

Поспать не удалось. Всю ночь ветер мотылял нашу палатку, так что я думал ее вот-вот разорвет в клочья. Пол ночи я вертелся в спальном мешке лежа, а потом полночи сидя. Иван укрылся в мешке и спал, как ни в чем не бывало, но иногда просыпался. Вспомнили про Игоря с Димой у которых с палаткой были проблемы до этого. Позже к нам пришел сам Дима и сказал, что их палатку разорвало. В итоге они укрылись сложенной палаткой и так лежали до утра ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ!!! Несмотря на сильный ветер небо было усыпано яркими звездами и светила полная луна. Это случилось около 3 часов ночи. Через час к нам в палатку заглянул Миша с вопросом – вы идете? Мы переглянулись и сказали идем. Собирались в темноте с налобными фонариками в течение часа. Дима идти отказался. Игорь не долго думая решил идти. Вышли пятером, за нами пошли двое парней из Москвы. По пути встретили группу из Краснодара 8 человек. Был сильный туман, срывался снег, и дул порывистый ветер. Пройдя минут 30 туман стал настолько густой, что ничего не было видно дальше 3-4 метров. Нас это не останавливало и наверное потому что вел нас Миша и он обязательно приведет нас на вершину Казбека. У группы из Краснодара уже появились сомнения о необходимости продолжения пути. Москвичи уже давно пропали из виду, решили вернуться. Миша без очков и маски продолжал нас вести. Порой срывались ледяные льдинки и кололи нас как иголки в щеки и глаза. Тропинки занесло снегом. Миша каким то образом их находил. Периодически он останавливался на пару минут, всматривался в даль и вел нас дальше. Подъем продолжили в связке. Первый Миша, потом Андрей, затем Игорь, я и последний Иван. В какое то время мы поняли, что сбились с пути. Когда сквозь туман пробились лучи солнца оказалось что мы стоим на 70 градусном склоне. Обледеневшие от осадков в непроглядном туманном облаке на высоте 5000 м над уровнем моря, заякорившись на 70 градусном склоне. Иван спрашивал у Игоря «Игорь скажи ведь ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ? В этот момент даже Игорь, всю дорогу оптимистически сглаживая сложности и острые споры в коллективе, загнав ледоруб по самую рукоятку сказал «Что то я сомневаюсь». У нас возникло желание пойти обратно в лагерь, но Миша был против, сказал идем дальше. На наши намеки о возвращении получали жесткий отказ. Пройдя немного выше мы попали на тропу, но затем перед седловиной опять сбились с пути, уйдя на право. Как оказалось позже Миша хотел отвести нас в тихое место, где нет ветра, чтобы перекусить и отдохнуть. В свете лучей увидели следы, ведущие в другую сторону. Пошли туда. Оказалось что это и есть тропа на седловину, правда выход не нее имел наклон градусов 80. Карабкались с помощью ледорубов в связке и преодолели его без проблем.

Привал на седловине

Оказавшись на седловине радости не было предела, до вершины оставалось метров 300. Решили присесть перекусить. Дул такой сильный ветер, что мы сначала зарубились ледорубами, что бы не снесло, а уже потом пытались, что то есть.

На вершине

Тоже на вершине

На часах 12-40. Поднявшись на вершину, провели фотосессию, обменялись поздравлениями. Вот она конечная точка маршрута, к которой мы столько шли. Чувствуешь себя героем, я же на сам Казбек поднялся, такая гордость. Хоть по сторонам кроме нас ничего и не было видно нас это не смущало. Главное что мы добрались до цели.

Спускаться оказалось сложнее. Затяжной крутой спуск не позволял быстро передвигаться. Ноги проваливались в глубоком снегу и то и дело съезжали вниз. Перейдя с седловины вниз двинулись по протоптанному нами пути. Выглянуло солнце и осветило 3 тропинки ниже нас. Спускаться стало полегче, хотя бы видели куда идти. Спустились на плато и отправились в сторону лагеря. Проходили мимо лагеря МЧС огороженного забором из снежных кирпичей. К концу пути ноги очень устали.

Возвращение со штурма

Пришли в лагерь около 16.00. Нас встретил Дима и как водится нормальный русский парень потерял тот пакет гречки, который мы ему дали перед уходом с просьбой сварить к вечеру.

Сил не было даже снять кошки. Еле-еле передвигая ноги и все остальные части своего тела мы приступили к переустановке палатки. Ребята из Краснодара освободили место с высокой каменной стеной, закрывающей от ветра.

Нашлась морковка в рюкзаке

После переезда приготовили ужин. Да пакетик гречки, конечно же нашелся, но осадок остался! (шутка). Андрей принес бутылочку коньяку, который был так кстати и отметили успех нашего мероприятия. Поистине недра рюкзаков это Клондайк! Лица у всех были потрепанные. Больше всех досталось Мише, так как он почти всю дорогу шел без очков и маски. Мое лицо горело от солнечного ожога, болели глаза, но вспоминая приключения проходящего дня всех охватывало некое чувство Я СМОГ!, Я ПОДНЯЛСЯ НА КАЗБЕК, и пусть с него неиего не видно было и фотки отстойные, но все же я там был! А наша фраза «ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ» зазвучала, как некий девиз нашего отряда.

Позже в лагерь поднялась группа альпинистов, человек 20, одни из Ейска, другие из Рязани, и что характерно все нормальные! Просто удивительно!

Ночевать пришлось втроем, к нам подселили Диму, а к Мише с Андреем Игоря. Как не странно поместились нормально, как говориться в тесноте да не в обиде. Часа в 2 ночи началась гроза, поднялся ветер, только на этой высоте вместо дождичка снег идет. Проснулись все в снегу.

8 день (09.08.2014г.)

Утром вышел из палатки раньше всех. Миша уже собрался спускаться. На восхождении ему обморозило лицо, глаза отекли и он решил уйти пораньше, чтобы сбросить высоту. Сказал, что будет ждать в промежуточном лагере. Тут же и мы начали собираться. Часть еды оставили ребятам из Москвы. Они решили все таки подняться на Казбек на следующий день.

Отправляемся вниз

Пожелали всем удачи и оправились вниз. Спускаться конечно быстрее но тяжелее для ног, потому что работают другие группы мышц. Я обмотал колени эластичным бинтом во избежание растяжения.

Как обычно Дима и Андрей убежали вперед и скрылись из виду. Я и Игорь шли последними, особо не торопились. В какой то момент стало очень жарко, остановились чтобы переодеться и сняли теплые вещи. Дойдя до промежуточного лагеря встретили Мишу, немножко отдохнули и все вместе пошли дальше. Дима сбился с пути и пошел не по той дороге, по которой поднимались. В итоге мы вышли на водопад, с которого без веревок не спуститься. Внизу было видно группу из Краснодара, которые крепили перила, из-за них Дима и ушел в другую сторону. Миша разведал спуски, сказал вязать веревку.

Кидаем веревку

Спуск

Выход на сыпуху

Сматываем веревки

Спустились по очереди на небольшой уступ, с него также по веревке спустились на сыпуху т.е. на тропу ведущую вдоль ледника к нарзанам. На самом спуске с ледника вышла заминка. Там, где мы проходили без кошек и веревки, пришлось ставить ледобур и спускаться по льду.

Спускаемся с ледника

Миша спускался последним после того как снял ледобур. На льду он поскользнулся и упал, поцарапал лицо и рукой ударился. Ну вроде бы ничего серьезного, идем дальше. До нарзанов уже рукой подать. Пришли в лагерь, быстро поставили палатки. Оставленные нами вещи никто не тронул, все лежало на своих местах. Поужинали, Дима варил чечевицу, ели консервы, выпили много чаю. Сначала не поверил своим глазам, когда из-за кустов появился сноуборд на плечах парня мы подумали ну вот она – ГОРНЯШКА, а нет!. Пришли шестеро ребят принесли 3 сноуборда и хотят на них спуститься с Казбека.

Откисаем в нарзане

Вечером под дождем грелись в нарзане. Обсуждали поход, делились впечатлениями. Спать легли после 9 часов.

9 день (10.08.2014г.)

Спал крепко, но проснулся рано, часов в 5 утра. Лежал, ворочался и вслух произнес – "блин, че то не спится". Эту фразу подтвердил Иван, а следом и Дима. Оказалось, что не спали все – смеялись пару минут. Стали собирать лагерь. Оставили там килограммов 10 еды (консервы, крупы и др.) и газовые баллоны.

Выход с верхних ванн

Сноубордисты пошли на Казбек

Пожелали всем удачи и отправились в путь. В это же время ребята со сноубордами пошли в сторону ледника.

Идти по Кармадонскому ущелью обратно было проще. Уже не было крутых спусков и подъемов, да и рюкзак стал значительно легче. Миша ушел опять пораньше, за ним Андрей и Дима, а Я с Иваном и Игорем шли позади. На привале чуть не упустил свой рюкзак в ущелье. Поставил его на камень, а он покатился, метра 3 до обрыва оставалось. Прошли от нарзанов до места первой ночевки часа за 3. Там нас ждали Миша с Андреем и Дима. Тут уже до пограничного КПП было рукой подать.

Пограничники нас не записывали, назвали им фамилии и прошли. Тут уже до машины 200 метров оставалось. У машины переоделись, сложили вещи в салон и на легке пошли в Кармадон. Ну в общем то на этом поход и закончился. Перед выездом искупались в реке, одели чистые вещи и поехали домой.

Что хотелось бы сказать в заключении. Впечатлений от данного похода я получил огромную массу. Было и тяжело и легко и весело и грустно, но все это позади. Главное, что поставленную задачу мы выполнили, поднялись на вершину Казбека. Огромное спасибо хочется сказать всем ребятам и особенно Мише, если бы не он, то мы могли бы и не подняться на Казбек. Если еще позовут на восхождение соглашусь не раздумывая.

А фраза «ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ ЧЕМ РАБОТАТЬ» оказалась не такая уж однополярная. В некоторых случая лучше и спокойно поработать в офисе. Подумайте над этим, перед тем как идти на Казбек!

С Горой, вас!

С Горой, вас! Хорошо сходили! Самое главное получили массу положительных эмоций. Небольшая справка: "Статуя какого- то коня" это- Памятник воинам, выходцам из Куртатинского ущелья, не вернувшимся с полей Великой Отечественной войны. Вечная им память. Рухсаг ут.(осет.) P.S. Означает- Всадник больше не оседлает своего коня.