Горы мира > Кавказ > Безенги >

Северное ребро Восточной
Мижирги. Масштаб осознается
не сразу
Мы не претендуем на роль учителей, не являемся гуру альпинизма и ходим в горы исключительно для собственного удовольствия в короткие отпуска. Для себя мы решили, что нам интереснее в горах зимой, и надеемся, что наш рассказ поможет, определиться с предпочтениями и планами тем, кто хочет впервые поехать в горы в это время года.

Каждый год зимой в Безенги мы не перестаём удивляться малому количеству людей. Нет, конечно, отсутствие толпы на тропе, в хижинах и в бане не может не радовать. Но все-таки непросто понять, почему фанатов-экстремалов, обсуждающих гортекс и виндстоппер на Мountain.ru существенно больше, чем жителей базы зимой (даже не считая Адилбия и Тимбулата).

29 декабря. Типичная погода для
конца декабря. Ветер и внизу
мало снега.
При современном уровне одёжки и обувки ходить зимой в Безенги можно на любые горы и любым известным способом. Хочешь – со множеством пуха, выкапывая пещеры и планируя заброски, хочешь – носясь как угорелый лагерь-лагерь. До известного предела и везения на короткие подходы можно отправляться даже в кроссовках, особенно в конце декабря, когда сюда на недельку приходит «бабья осень»: днем журчат ручьи, травы больше, чем снега, и можно двигаться по тропе в одном термобелье. Правда, почему внизу нет снега, понимаешь не сразу, и только когда бывает уже поздно – его сдувает. Поэтому даже на короткие выходы что-нибудь подходящее от ветра надо брать даже в идеальную погоду.

Смеем утверждать, что зимой в Безенги маршрутов больше чем летом, при этом район превращается в маленькие Гималаи, «вырастая» фактически на километр. Восхождения не очень годятся для прыжков по клеточкам разрядных норм и классификаторов, но становятся приключениями и маленькими открытиями, что собственно мы и ищем для себя в горах.

Мы ничего не можем вам сказать о том, как пройти траверс Безенгийской стены зимой. Мы о простых горах: двойках, тройках, четверках и т.д. Впрочем, мнения о том, какая тактика и стратегия оптимальны, сильно различаются. Мы, например, до сих пор спорим между собой, сколько часов допустимо работать зимой нон-стоп и во сколько лучше выходить на маршрут. Поэтому оставим рецепты знатокам и расскажем о некоторых маршрутах и о стиле, который нам нравится на примере нашей предыдущей поездки в Безенги.

Начало «Нижнего» каскада
В пределах получаса пешком от лагеря (в противоположных направлениях) находятся два водопадных каскада, прогулка по которым представляет собой сказочный каньонинг наоборот. Назовем для удобства каскад по дороге в Теплый угол «Верхним», а каскад на противоположном от лагеря берегу Черека – «Нижним». Конечно, у всех этих ручьев есть местные названия, но мы их не знаем, каемся. Летние любители водопадного купания и романтических прогулок с напарницей по связке наверняка уже изучили к ним подходы, там все тривиально.

Небольшие ступеньки проходим
одновременно
В принципе каскады не сложные, хотя и длинные, но уверяем вас, помимо чисто технических навыков работы на льду, приключение вы там себе найдете. Ключевой фактор в их прохождении – время. Если вы стартуете рано (а в лагере проблематично оторваться от теплого радиатора и выйти на мороз), работаете быстро, и просмотрели заранее путь возвращения, то вам не придется спускаться ночью в кошках и с молотками в руках по бараньим лбам и вертикальной траве.

Большая колонна – третья
большая ступень «Нижнего»
каскада
Мы добавили в свою копилку такой забавный опыт позапрошлой зимой после прохождения Верхнего каскада, выйдя из лагеря уже после рассвета, и положившись лишь на словесное описание обратной «дороги», о которой нам поведал Адилбий.

К счастью, у нас не было возможности попытаться пройти какой-либо из каскадов после мощного снегопада.

Наши лучшие друзья
На уступах ручья наверняка будет слишком глубокий снег, а спуски вообще должны быть лавиноопасны. Особенно это касается Нижнего из-за его восточной экспозиции.

Помнится, пару лет назад лавина, сошедшая по склону, через который проходит спуск (см. фото), завалила ударной волной опору ЛЭП и оставила нас без света в течение нескольких дней.

Схема спуска с «Нижнего»
каскада
Описывать сами каскады бесполезно. Начав подъём, с них уже просто так не свернешь. При взгляде на Нижний может показаться, что лёд «оторван» от подножия и начинать придётся по скалам. Но если подойти в чашу водопада, то справа от скального лба открывается сосулька, ведущая к нависающему ажурному льду, в котором можно отыскать проход.

В целом Нижний чуть сложнее Верхнего. Надо уметь лезть WI5, иногда вертеть буры во всякую хрень (как иначе адекватно перевести fragile ice?) и не бояться воды, изредка стекающей в рукава даже при температуре далеко ниже нуля. Льда WI5 немного: на Верхнем каскаде полверевки, на Нижнем – в сумме веревки полторы. Остальное – WI3-4. Представление о том, что встретится на пути, можно получить по фотографиям. Но от года к году каскады меняются – могут стать сложнее, могут упроститься.

Ледопад Кундюм-Мижирги совсем
не страшный под снегом
С точки зрения акклиматизации у каждого альпиниста есть своя теория и практика.

Мы после непродолжительной прогулки в день приезда вышли на следующий день к Панорамному, чтобы заночевать на новой высоте (примерно 2800), разведать подход под Северную стену и посмотреть путь спуска с Панорамного на юг – в сторону Крумкольских ночёвок.

Формы
Весь выход наверх с ночевкой занял не больше 24 часов. Затем, отпраздновав Новый Год, мы два дня провели внизу, гуляя, лазая по скалам и пройдя Нижний ледовый каскад с перепадом высот примерно 2400-2900. После чего мы ощутили себя вполне готовыми к реализации нашей идеи восхождения по новому маршруту в том темпе и стиле, которых решили придерживаться.

Новогоднее утро в Безенги
Здесь необходимо небольшое отступление. Дело в том, что мы начитались Твайта (Mark Twight, «Extreme Alpinism: climbing fast and light, ….») . Ходить экстремально мы оставили на потом, а вот его теорию о хождении быстро и налегке взяли на вооружение. При всей кажущейся очевидности этого положения, его реализация требует определенных усилий и затрат.

1. Одежда. Всякий гортекс, как тяжелый и абсолютно бесполезный зимой на Кавказе, был безжалостно оставлен внизу. [Ю.Л.: Каюсь, отличные гортексовые штаны от «Marmot» я однажды с собой взял, одел на выход – уж больно холодно было – снял через 15 минут подхода, положил в рюкзак и все восхождение таскал лишние 700(!) граммов]. На нас сверху было надето термобелье, тонкий теплоизолирующий слой (конкретно «Marmot WindShirt» или «PolarStretch» от «БАСК») и слой виндстоппера [А.Х.: увы, такого у меня не было, я надел обычный полар, а под него мармотовскую жилетку]. Собственно все. В рюкзаке синтетическая «пуховка». Как только останавливаешься, сразу её надеваешь. На всякий случай в рюкзаке еще один тонкий полар, так и не использованный [А.Х.: хе-хе, я лишнего не брал :)]. Снизу термобельё и штаны от «Marmot» из материала фирмы «Scholler» (или бельё + PolarStretch + древний 100-й полар, за неимением «Мармота»). Оговоримся: мы не имеем никакого отношения ни к «Мармоту», ни к другим брендам. Это наш личный выбор. На ногах – обычный пластик и утепленные бахилы производства Ольги Белоусовой (г. Москва), которые шьются под конкретный ботинок. Думаем, что не один десяток пальцев в Москве обязан своим существованием этому замечательному творению ручного труда. В принципе, ноги надо утеплять по максимуму – по нашему опыту, в отличие от всего остального тела, они мерзнут. Ну, разве ещё пальцы на руках может прихватить. Так что отмашку приходится делать.

Насчет температур – во всем этом мы выходили ночью при –30 и работали не выше –15. Это обычные зимние температуры для высот менее 4500 в Безенги в начале января. Ветер терпимый – от среднего до сильного тихой погоды не было, ураганов тоже. Такой набор одежды прекрасно зарекомендовал себя. Хотя, определённо, многое зависит от качества ткани. Так что не экономьте – покупайте добротные вещи, потраченные при покупке «лишние» $100 вернутся спасительным теплом и меньшей массой груза на маршруте.

2. Скорость. Конечно, стоять в такой одежке холодно. Поэтому главное – идти быстро и меньше останавливаться. Мы не монстры, любим домашний уют и за два часа на Эльбрус не бегаем, но предлагаемый Твайтом стиль пытаемся применить к себе. Так что подобный опыт годится большинству желающих. Конечно, мы тренировались вне сезона – кто только за декабрь пробежал на лыжах почти 300 км, кто 3-4 раза в неделю тратил по 1.5-2 часа в тренажёрном зале. В принципе, можно тренироваться и так, и сяк (лучше комбинировать) – главное, правильно. В результате у нас получалось двигаться по 15-16 часов без остановок на отдых, за исключением перестежек, питья и прочих естественных пауз.

3. Питание. Мы решили питаться на выходах правильно: наверху ничего, что требует готовки или вообще кипячения, минимум жиров и белка во время нагрузок. Вечером – бастурма, бульон, халва, семечки подсолнечника и кедровые орехи. Утром прессованные плитки мюсли и энергетические батончики (Multipower). На маршруте только энергетические батончики. Найти их сейчас можно на любом сайте спортивного питания. Мы взяли треть с L-карнитином. Эта аминокислота помогает использовать накопленные организмом жиры для производства энергии. Батончики бывают с разным соотношением углеводов, белков и жиров, и с разными вкусами. Тут имеет смысл экспериментировать самостоятельно, на вкус и цвет… Главное – график: каждые два часа по одному батончику (35-40 г.). Итого за 16 часов съедаешь штук 8 (около 300 гр.). Логика такого режима очень простая: в организме человека жиров хватает на двадцать марафонов. Проблема в том, что когда при длительной нагрузке понижается уровень гликогена в крови, организм перестает перерабатывать жиры как долговременный источник энергии, и переключается на белки, что не в наших интересах. Запастись углеводами в крови на весь день невозможно по биохимическим причинам, поэтому критически важно постоянно и понемногу подпитывать организм легкоусвояемыми полисахаридами (мальтодекстрин и пр.), которые и составляют основу таких батончиков.

Второй, и самый главный аспект – это питье. Никаких чаев и тому подобного. Только изотонические и углеводные напитки. Мы делали из них смеси для потребления на маршруте и на подходах, а вечером пили только изотонические. Всё это также можно найти в Интернет-магазинах в виде растворимых порошков. Можно даже подобрать себе напиток подходящего вкуса, но в первый раз лучше взять разных. Понятия «вкусно» и «отвратно» на высоте и при нагрузках меняются.

Пили мы много: не менее литра в течение вечера (не включая пакетные супы-бульоны), пол-литра утром и по 100-150 мл. в час на маршруте. Мы старались пить каждые полчаса (по таймеру). Для этого использовали бутылки из-под воды типа «Шишкин лес» по 400 гр. с соском – они удобно входят в карманы. 3-x бутылок почти хватает на полный день работы. Возможно, оптимальной комбинацией был бы один литровый термос на двоих и по паре бутылочек каждому в карман. Важно только помнить, что организм не может усвоить более 200 мл воды в час и соответственно планировать вечернюю «заливку» (попил-поел, попил-поел…).

В целом, с нашей точки зрения такое сочетание еды, одежды и стиля хождения себя оправдывает. Мы спали низко, выходили часа в три утра и работали до семи вечера без потери работоспособности.

Снегоступы сильно облегчают
жизнь на подходах. Можно бежать
Для первого маршрута мы выбрали левую часть Северной стены пика Панорамного. Маршрут смотрит прямо на лагерь, подход к нему очевидный и не длинный, спуск с горы простой и удобный (он выводит к Крумкольским ночевкам). Странно, что до сих пор его никто не сходил зимой, и известно только об одном прохождении летом (К.Березин, И.Скопцов в 2002-м). Техническое описание здесь

Выход в 3 утра зимой не так
страшен, как казалось.
Термометр показывает -30
Мы ночевали в кармане морены ледника Кундюм-Мижирги там, где летом расположено озеро на пути к Крумкольским ночёвкам, прямо перед поворотом в цирк Северной стены. Вышли на маршрут около 3 утра, в 6 начали работать, в 11 вылезли на гребень, в 13 были на вершине, в 18:30 в палатке. С собой брали только пуховки, питьё, батончики и снарягу.

Начало маршрута
Северная стена Панорамного имеет перепад около 600 м и делится условно на три части: по центру – ледопад (чередующиеся стенки-полки), справа от него – ледовый склон с нижним скальным поясом и островами, по которым проходит маршрут Егорова 1959 года (летом на него сейчас не выпускают), ну а слева от ледопада – длинная ледовая доска с уклоном 45-55°, идущая по косой слева направо под скальным контрфорсом гребня Утюг-Панорамный.

Из-за этих нависающих скал летом левая часть стены камнепадоопасна. Возможно, самый безопасный вариант летнего восхождения проходит по центру через ледопад. Но рекомендовать его мы не берёмся, так как видели стену вблизи только зимой. А зимой более логичным является вариант по доске, который мы и прошли.

Выше первого жандарма
после его обхода (справа по
ходу, слева на фото)
Ключевой участок при подъёме – это траверс под скалами по 55-градусному льду. Лёд твёрдый, но вполне по зубам современной снаряге. Наши однозубые кошки «BD Bionic» и «Grivel G-14», инструменты «BD Viper» и «Charlet-Petzel Aztar», а так же буры от «Black Diamond» и «Grivel» работали отлично. А ведь рубили когда-то люди ступени! Богатыри – не мы…

Выход с доски на гребень
После выхода на гребень всё просто. Сначала по скалам ушли с гребня влево, потом опять поднялись на него и обошли первый жандарм справа по льду. Второй жандарм, воспринимаемый как вершина, когда смотришь на него с гребня, обошли слева по заснеженным скалам и вышли на узкую перемычку между жандармом и вершиной, на которую ведёт несложный семиметровый гребешок.

Спуск начинается от перемычки траверсом вправо на заснеженный Западный гребень. По нему пешком до логического конца, там где понятно, что далее по гребню идти вниз нельзя. В этом месте налево уходит узкий кулуар. Примерно три веревки по нему на юг приводят к большой полке южной экспозиции. Кулуар ныряет в узкую дырку слева от полки, но туда не надо. Нужно пройти по полочке траверсом веревки две, и появится прекрасная станция на шлямбурах. Кажется, что далее по полке можно пройти до начала большого кулуара, но делать этого не стоит: две веревки дюльферов, и вы окажетесь в глубоком снегу верхней чаши огромного кулуара.

Двойной портрет
Если в процессе акклиматизации подойти на Крумкольские ночевки и просмотреть кулуар снизу, то это сильно поможет в случае, если видимость ухудшится или стемнеет раньше, чем вы рассчитываете. После снегопадов кулуар может быть лавиноопасен – в нём скапливается много снега. Крутизна кулуара в некоторых местах доходит до 45°, но в среднем примерно 30-35°. Спуск приводит прямо к повороту, за которым находятся Крумкольские ночевки (слева по ходу).

Реальная сложность маршрута где-то 4а-4б. Мы склоняемся к 4а, но многое может зависеть от сезона. Летний вариант заявлен как 4б. Мы считаем, что это лучший тренировочный зимний ледовый маршрут такого уровня в Безенги.

Раннее утро Северного массива. Эйфория
после горы и пренебрежение отмашкой
ног во время сворачивания лагеря
обернулось сходом ногтей на больших
пальцах ног.
К сожалению, наши зимние поездки в горы, бывает, проходят не совсем гладко. В этот раз мы тоже вынуждены были пересмотреть свои планы. [А.Х.: Юра намял и подморозил большой палец на ноге. Травма небольшая, но весьма болезненная. Я и сам как-то после неудачной зимней попытки на Уллуауз хромал до Москвы с опухшим помороженным пальцем – результатом хождения в тесных кофлачах и без бахил]. Так что мы уже почти решили, что восхождением на Панорамный поездку можно и закончить. Всё-таки пройденный каскад и хорошая «четвёрка» и так были отличным бонусом в дополнение к полученному удовольствию. Но запас неиспользованного дефицитного времени и неплохая аклёма не отпустили нас домой. Мы поднялись в Тёплый угол, чтобы посмотреть на Урал и попытаться пройти ещё один намеченный маршрут.

Ее величество Стена.
(Ц. Джанги – Гестола).
А.Х.: Увы, Юрина болячка сама не прошла. Колотить повреждённой ногой по льду было не реально, если только не стоит цель вступить в клуб горных мазохистов-безумцев. Такой цели у нас не было. А превращать восхождение по потенциально интересному маршруту в Via Ferrata тоже не хотелось. И я решил сходить один на Думалу.

Бастион Западного Урала
зимой – широкое поле для
экспериментов
Я уже был на этой горе и зимой и летом, а плечо Малого Урала посетил вообще раз шесть или семь. Но приемлемое состояние маршрута, ощущение пика спортивной формы и пройденный накануне лёд, включая каскад, не оставили мне ни малейшего повода для сомнений. Я захотел ещё раз сходить на Думалу, но теперь в одиночку, и сделать это быстро и легко.

Я вышел из хижины Укю около трёх часов ночи. Сразу надел кошки, каску с фонарём «Duo» и обвязку, на которую повесил пару буров с карабинами и пятиметровый репшнур-восьмёрку. В рюкзак кинул пуховку, лёгкую радиостанцию да запас батончиков и питья. Ещё пару фляжек сунул в карманы. Пристегнул инстументы и, взяв палки, стартовал.

В темноте я полез на Малый Урал по льду сильно правее обычного пути, но это, как оказалось, был самый верный вариант для подъёма. Более пологий и короткий склон слева был погребён под толстым слоем снега, надутого в виде карнизов, поставленных один на другой от бергшрунда до середины стены. Об этом я узнал уже при спуске, только тогда поняв, почему отступили ребята, которые сразу после Нового года пытались подняться здесь на Малый Урал.

На гребень я вылез в 6 часов. Попил-поел и двинулся на Думалу. При подъёме с перемычки перед самым рассветом я испытал настоящий культурный шок. Вообще-то с эмоциями у меня туго, но тут увиденная картинка что-то внутри тронула. Я вдруг краем глаза слева от склона обнаружил парящие в ночном небе огни. Целое облако огней. Это был Нальчик. Красиво, честное слово!

Ключевое место на подъёме я как-то умудрился обойти. Очень не хотелось лезть по тёмному и крутому льду в нижней трети склона. В результате меня занесло на снег в небольшую систему трещин и мостиков слева от обычного пути. Переползать по мостику через берг на пузе конечно тоже не сахар, но всё-таки проще, чем скрестись по зимнему льду. Старался в каждый момент времени находиться в таком положении, чтобы в случае обрушения моста не улететь в трещину и хотя бы повиснуть на инструментах. В крайнем случае, рассчитывал выбраться – вроде глубина не большая там.

После бергшрунда я вернулся вправо на лёд, но чем выше я поднимался, тем больше он был присыпан снегом, а потом и вовсе перешёл в фирн, скрытый под нетолстым слоем пухляка. Лезть было нетрудно и приятно.

Наконец, склон закончился, и я вылез на площадку перед жандармом. Хорошо, что дорога к вершине мне уже была известна: нужно слева обойти мини-жандарм, прикрывающий площадку своей стенкой, и через небольшое «окно» вылезти на скальную полку на восточной стороне гребня, по которой нужно подойти ко второму жандарму. А дальше есть варианты – обойти этот жандарм слева по льду или справа по разрушенным скалам. Летом я ходил слева, но сейчас этот путь не годился – там в самом начале короткий, но очень неприятный траверс, а под ногами вся стена. Помнится, я на нём даже закреплял верёвку. А вот справа мне показалось более заманчиво – не круто, главное нужно аккуратно пройти по заснеженному живью. Я траверсировал по косой вниз в кулуар с какой-то мелкой, присыпанной снегом черепицей, и осторожно поднялся по нему на вершину. Весь путь от площадки до вершины – не больше ста метров, но время я потратил изрядно. Было уже часов одиннадцать утра или чуть больше. Чуть передохнул, написал записку и начал спуск.

Как только я перебрался через «окно» с солнечной восточной стороны на западную (или может она северо-западная), так сразу решил надеть пуховку. Пока я прогуливался, от Уллуауза поднялся нешуточный ветер со снежной крошкой. Балаклавы у меня не было, пришлось терпеть хлёсткие удары по щекам. Правда скоро я вышел на лёд и развернулся лицом к склону, да и ветер внизу дул уже не так злобно, зато усилился снегопад.

К трещинам я больше не пошёл и в результате добрался до самого неприятного места на всём маршруте – узкого крутого горлышка с 45-градусным бутылочным льдом, справа от которого на кромке стены Думалы проступают скалы. Я медленно и предельно аккуратно спустился к небольшому островку и попытался продолжить движение по скалам. Не тут-то было! Ни инструмент вбить, ни рукой взяться толком. Ноги на каких-то мизерах. Вроде в среднем не круто, но то гладкая плита попалась, то какая-то система крошечных полочек среди тонкого льда. Я с трудом спустился на несколько метров, но в какой-то момент окончательно застрял. Дёрнулся несколько раз вниз, но отступил на исходную позицию. Ну не прыгать же!

Я вернулся на лёд. Каким он мне после этих гадких скал показался родным и желанным! Я даже не знаю, с кем больше стал разговаривать, с инструментами или с ним. Есть у меня такая странность: я наедине с собой при определённой психической нагрузке начинаю вслух «общаться» с неживыми объектами. С зацепками могу поговорить или с трещиной какой-нибудь. А то и сам себе приказываю: «Стоять, Зорька! Стоять!» Или вдруг попрошу инструменты: «Ну, давайте, родные! Так, хорошо, молодец!» Короче, голова полна своими тараканами… А тем временем я пролез ключевой участок, и дело пошло гораздо быстрее. Нужно было поторапливаться – погода испортилась окончательно.

До мульды перед Малым Уралом я добрался быстро и без приключений. Спуск начал в самом пологом месте. Я перебирал ногами и руками так быстро, как только мог, не осторожничая. И хотя там более ста метров до подушки, у меня на этом участке почему-то не было ощущения, что падать здесь нельзя. Так что когда нижняя половина склона превратилась в подобие снежной лестницы, поставленной вверх ногами, я это воспринял как забавный курьёз. Втыкаешь молотки по самые головки рукоятками в снег, опускаешь одну ногу, а она в воздухе болтается. Пришлось каждый раз, прежде чем ставить нижнюю ногу, сначала «бить копытом» – разгребать под собой карнизы.

Последний день сезона
Добрался я до хижины лишь к половине пятого. Чтобы успеть засветло спуститься в лагерь, нужно было выходить без промедления. Оставаться в Тёплом Углу на ночь я не собирался. Но снег для супа и «чая» топился бесконечно долго. А я отдыхал, медленно упаковывал вещи и закидывал в себя всякие вкусности. Как я не старался ускориться, вышел из хижины уже сильно позже пяти вечера. В карман морены спустился в сумерках и побежал по несчётное число раз хоженой тропе домой. Где-то у основания Динозавра ночь полностью поглотила пространство. Фонарь через плотный снегопад далеко не пробивал, Юрины следы давно замело, пришлось вспомнить Люка Скайвокера и «положиться на чувства».

Чувства подвели. Я проскочил переход через ручей и брёл в сторону речки по руслу, заваленному огромными булыганами, засыпанными снегом. Понимал, что не туда, но что делать? Когда в пятый раз ноги из-под меня ушли, и я плюхнулся на лёд, в моё сознание проникла мысль: «Я иду по руслу ручья, надо поворачивать назад». Как это не трудно психологически, но самая короткая дорога – эта та, которую ты знаешь, даже если приходится немного вернуться. Так и вышло, минут через десять я высветил фонарём сложенный нами же тур. Ну, всё, теперь я дома! Перебрался по сугробам на другую сторону и уже напрямик, спотыкаясь, поплёлся к лагерю. Скоро я увидел прямо по курсу фонарь – это Юра вышел меня встречать и указать направление спуска.

Приключение благополучно завершилось. Дальше было много преферанса, песен и прочих радостей бытия. Поездка явно удалась!

Пик Панорамный

Техническое описание маршрута

Маршрут начинается на леднике Панорамный, у бергшрунда под скальным контрфорсом в левой части Северной стены пика Панорамный. В зимних условиях подход под маршрут с морены ледника Кундюм-Мижирги безопасен. Падения камней, ледовых обвалов в период разведки маршрута и во время восхождения не замечено.

Основная часть маршрута проходит по льду (крутизной до 55°) левой части Северной стены, огибая справа скальный контрфорс в верхней части стены и выходя по фирновому склону на Восточное плечо пика Панорамный. Далее подъём идёт по некрутому ледовому и фирновому взлёту гребня до скал Восточного гребня, затем маршрут обходит слева небольшой жандарм и выводит снова на гребень. Обход следующего большого жандарма справа – траверсировать над С стеной около 10-15 м до входа в ледовый 15-метровый 50-градусный кулуар, подъем по которому приводит на верх жандарма. Далее около 50 м по системе полок и плит, огибающей слева по спирали с набором высоты первую вершинную башню. Далее по осыпному кулуару около 10 м вверх на перемычку между двумя скальными вершинами, левая из которых (по ходу) и есть главная вершина п. Панорамный.

Путь спуска проходит по Западному гребню и далее по Южному кулуару (маршрут 2Б категории сложности). Для выхода на З гр. нужно с вершины спуститься обратно на перемычку и обойти вершинную башню справа против часовой стрелки.

Схема маршрута в символах UIAA

Схема маршрута

Фото маршрута

Тактические действия команды

1. 03/01/2005 Подход из базового лагеря (УСБ «Безенги»), ночёвка в кармане морены ледника Кундюм-Мижирги под началом подъёма к леднику Панорамный.

2. 04/01 03:30 Выход на маршрут (без бивуачного снаряжения). Поднимаемся от палатки по снежному склону средней крутизны. Снег в основном держит, но местами проваливаемся выше колена. После первого взлёта снег становится прочным. Прижимаемся к правому по ходу борту ущелья (С стена п. Панорамный) и траверсируем некрутой фирновый склон до бергшрунда в конце ущелья.

3. 06:00 Связываемся под бергшрундом. Начинаем маршрут. Движение одновременное. Страхуемся ледобурами. На крутом льду используем оттяжки-амортизаторы.

4. После ключевого ледового участка делаем станцию на бурах, чтобы собрать снаряжение. Продолжаем одновременное движение.

5. 11:00 Выходим на Восточное плечо п. Панорамный. Последняя верёвка на стене – некрутой фирн.

6. 11:30 Начинаем попеременное движение по гребню. Идёт мелкий снег, видимость не более 50 м.

7. 13:00 Снимаем записку с вершины.

8. 13:15 Начинаем спуск по Западному гребню и затем по Южному кулуару.

9. 17:30 Выходим из кулуара. На площадке выше морены Кундюм-Мижирги убираем снаряжение.

10. 18:00 В сумерках начинаем спуск к палатке.

11. 19:10 Возвращаемся к палатке. Ночуем.

12. 05/01/2005 Возвращаемся в базовый лагерь.