Руководитель: Н.Новинский, Москва

Отчет о горном походе н/к с эл. 1 к.с. по Дигории в июле 2013

Московский Городской Центральный Туристский Клуб

Технический Отчет

О горном туристском некатегорийном с элементами пятой категории походе по Центральному Кавказу, Дигория.

Маршрутная книжка №-1/3-602

Руководитель группы Новинский Н.Б.

E-mail: nnikola@hotbox.ru

1.Справочные сведения.

1.1 Справочные сведения о маршруте.

Вид туризма: горный

Район Центральный Кавказ, Дигория

Категория сложности:некатегорийный с элементами пятой

Количество участников: восемь

Сроки проведения: 7.07.2013-19.07.2013

Продолжительность: 12 дней

Протяженность: 100 км

Маршрут: Пос В. Балкария – р. Черек Балкарский – р. Черек Балкарский – морена л. Ю. Суган – л. Ю. Суган – пер. Гюльчи (4040, 2Б) – л. Доппах – пер. 50 лет ВЛКСМ (4320, 3А) – В. Сугантау по с.-в. гребню (4486, 3А Альп.) рад – л. Доппах – р Харвес – Пос. Нижний Нар

Всего категорийных препятствий: 2

Сергеев Владимир Владимирович

1979

1.3. Особенности сезона

Погоды практически не было, то есть в первой половине дня иногда в облаках появлялись разрывы, и тогда было видно солнце. Долины внизу были затянуты слоем облачности почти всегда. Снега с зимы было чрезвычайно много. Достаточно много было свежего снега на склонах. Как только выходило солнце начинались мелкие лавины повсюду.

2. Техническое описание.

2.1 ПеревалГюльчи (2Б, 4040 м)

Район, хребет:

Местоположение:

Массив Суган.

Соединяемые ледники, долины:

ледн. Ю. Суган (р. Черек Балкарский) и ледн. Доппах (р. Харвес).

Ориентация перевальных склонов:

В-З

Количество точек страховки:

Требуемое снаряжение:

Ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, веревка, расходные петли, ледобуры, скальные крючья.

Период времени:

Июль

Особые замечания:

Описание дается от начала подъема на морену лед. Ю. Суган до морен под лед. Доппах.

10.07.2013.

В близи начала левой морены ледн. Ю. Суган , под начинающимся дождиком, около двух часов дня мы закончили обед и начали подниматься по правой морене. Старая слежавшаяся морена, тропа еще есть. Подъем занял три перехода по 30 минут. Когда подъем закончился, и настало время поворачивать налево (по ходу), чтобы продолжить подъем, вдоль ледника, видимость оказалась 10 метров. Решили ночевать здесь. Травянистые площадки, вода из снега, который здесь начинался. На следующее утро стало ясно, что это последние площадки, дальше ночевать пришлось бы на снегу.

11.07.2013.

Утром развиднелось. Вышли в 6-30 утра. Первый переход 30 минут по осыпям и снежникам (рис. 3). Снега очень много. Остановились перед выходом на лед (рис. 5).

Далее двигались по классической схеме. Первая ступень ледопада обходилась по широкой полке справа (по ходу) вторая ближе к левому борту. Подъем спокойный, фирн плотный, двигаемся в связках. Трещины обходятся. Через 4 перехода по 30 минут уперлись во вторую ступень ледопада. Ступень ледопада слева, по ходу, заканчивалась большим ледовым лбом, .причем за ним просматривался ледовый желоб вдоль скал. Вполне возможно, что там было не круто и не было трещин, но мы пошли ближе к центру через систему трещин. Захотелось попробовать ледовую технику. Нам достался несложный участок ледопада метров 50 длиной, который состоял из горизонтальных проходов по ледовым полкам между трещинами, с небольшой ледовой стенкой метра 4 высотой. 3 закрученных ледобура, движение в связках с попеременной и одновременной страховкой и мы стоим в начале верхнего цирка (рис. 7).

Через три перехода по 30 минут оказываемся на перевале (рис. 8). Погода портится, облака садятся. Снега очень много, под перевалом тропежка. Тура не нашли. На перевале в сторону спуска обширные карнизы (рис. 11), поэтому спуск начали с обширного скального массива по центру в 14-00. Всего было повешено 6 веревок перил (рис. 11). Скалы разрушенные, поэтому провешивали перила таким образом, чтобы не бросать друг на друга камни. Временами накрывала облачность, начинал моросить дождь, переходящий в снег (рис. 9,10). В районе 4-ой веревки вновь развиднелось, .

После провески последней веревки двигались в связках сперва по осыпи потом по снегу, по борту желоба. Бергшрунд есть но в достаточной степени забит снегом. В 19-00 последняя связка прошла бергшрунд. Ночевали на морене, когда кончился снежник.

2.2Перевал 50 лет ВЛКСМ+в.Суган-Тау (3ААльп) радиально.

Район, хребет:

Местоположение:

Массив Суган.

Соединяемые ледники, долины:

ледн. Псыгансу и ледн. Доппах (р. Харвес).

Ориентация перевальных склонов:

Ю-С

Количество точек страховки:

Требуемое снаряжение:

Период времени:

Июль

Особые замечания:

Описание дается от морены под лед. Доппах.

13.07.2013.

Ночевали у нижней границы снега, а его в этот год было очень много. Классический путь на первал 50 лет ВЛКСМ проходит по леднику Доппах в направлении большиших скальных выходов по центру ледника. Выходы эти обходятся слева по ходу. А за тем вдоль правого(орографически) борта проходится ледопад. В нашем случае все так и было. С утра облачность была достаточно высокой (рис. 12) Вышли в 7-00. Индивидуально прошли до конца морен, потом связались. В нижней части при подъеме в обход скальных выходов крутизна фирна не превышала 25 градусов. При подеме через ледопад было не более 30 градусов. Там уже приходилось тропить. За 4 перехода по 30 минут подошли под ледопад. Сбоку, вдоль скал правого борта есть снежный склон крутизной до 30-ти градусов, и длиной метров 150. Он пробит здоровенным желобом, по которому сходят лавины. Нам повезло, в том плане, что при подъеме и при спуске не было солнца, и была низкая плотная облачность. Переодически облака садилились на снег. Но видимость была не менее 150-200 метров, и можно было спокойно ориентироваться. Количество свежего слега на слонах сильно напрягало, поэтому место под лагерь выбрали слева (по ходу) на бугре под скалами в близи перевальной седловины. С этого места сделали фотографию (рис. 13) правда через два дня. От ледопада до стоянки еще три перехода по 40 минут.

В начале третьего села плотная облачность и провисела до обеда следующего дня.

14.07.2013.

В 16-00 решили сходить на перевал и на вершину Суган-Тау половиной команды (4 человека – две связки). Поскольку склон был явно перегружен снегом, а бергшрунд непосредственно под перевалом был сильно открыт, перешли, где получилось, поднялись в связках до уровня скал около 25-метров по линии падения воды. А потом вдоль скал на перевальную седловину 50-лет ВЛКСМ. К моменту выхода на первал видимость начала ухудшаться, и упала метров до 200 и временами падала еще более. Однако ориентирование на гребне не представляло из себя никакой сложности, к тому же был приемник GPS. По этому, решили, все таки, сходить на вершину. Наличие в группе радиосвязи позволяло регулярно передавать информацию и держать коллег в курсе событий, что существенно поднимало безопастность мероприятия. Фотографий нет по причине отсутствия погоды. Сперва идет с набором высоты не крутой, до 30 градусов, нежно-осыпной-скальный гребень, который заканчивается предвершиной. Последних 20 метров до нее, самый сложный кусок, здесь необходимо сделать 3-4 простых лазательных движения, все остальное «ходится ногами». Потом гребень поворачивает налево (по ходу), становится горизонтальным с небольшими подъемами и спусками. Вершина – плоская площадка, нашли тур, скан записки прилагается (рис. 14). Спуск по пути подъема. Везде ходили в связках двойках с одновременной страховкой. При спуске от предвершины возможно стоит повесить одну веревку перил. Уже на спуске с перевала повесили веревку перил через бергшрунд, поскольку мост был никакой. От палаток до палаток сходили за 4 часа.

Подробное, качественно выполненное описание сквозного прохождения вершины, с рюкзаками, есть в отчете Д. Зеленцова. Вероятно, все таки стоит пользоваться им.

15.07.2013.

На следующий день с утра погоды не было, но к обеду облачность начала рассасываться. Даже показалось солнце(рис. 14). Остальная часть коллектива пошла на гору. Солнышка было два часа, с перерывами и опять началась непогода. За это время все окрестные склоны покрылись мелкими лавинами, до крупных правда не дошло.

16.07.2013.

На следующий день с утра было принято решение идти вниз. Спускались по пути подъема в связках с одновременной страховкой. При подходе к ледопаду села облачность, и пришлось подождать пока станет видно путь. Вышли в 9-00, пришли около 13-00.

3. Фотоматериалы

Рис. 1. Вид в долину р. Черек Балкарский от начала подъема на правую морену ледн. Ю. Суган

Рис. 2. Начало подъема на правую морену ледн. Ю. Суган.

Рис. 3. Подъем по моренам левого борта ледн. Ю. Суган.

Рис. 4. Подъем по моренам левого борта ледн. Ю. Суган вид сверху.

Рис. 5. Нижний цирк ледн. Ю. Суган и вид на обе ступени ледопада.

Рис. 6. Верхняя ступень ледопада Ю. Суган.

Рис. 7. Группа в ледопаде, верхняя ступень ледопада Ю. Суган.

Рис. 8. Вид на перевал Гюльчи (2Б, 4040 м) с запада с ледника Ю. Суган.

Рис. 9. Группа на спуске с перевала Гюльчи (2Б, 4040 м), восточная сторона (лед. Доппах)

Рис. 10. Группа на спуске с перевала Гюльчи (2Б, 4040 м), восточная сторона (лед. Доппах)

Рис. 11. Путь спуска группы с перевала Гюльчи (2Б, 4040 м), восточная сторона (лед. Доппах)

Рис. 12. Путь подъема группы в верхний цирк под первал 50 лет ВЛКСМ с лед. Доппах.

Рис. 13. Путь подъема группы на первал 50 лет ВЛКСМ с лед. Доппах. и далее на вершину Сугантау.

Рис. 14. Записка с вершины Сугантау

4. Список литературы:

1. http://tlib.ru/ - библиотека отчетов МГТЦК.

2. http://mountain.ru/ - отчеты о районе.

3. www.tourism.ru – библиотека отчетов по туризму.