Руководитель: А.Д.Зотов, Москва

Продолжение. Часть 1 здесь

2.8. Дневник. Тех.Описание.

16.07.2011

т/б Теплый ключ - слияние р. Аламедин и р. Салык относ заброски слияние р. Аламедин и р. Алтынтор

Вылет из Мосвы в пятницу 15.07 в 22.55. Прилет в Бишкек в субботу 16.07.2011 в 5.10 утра по местному времени. В аэропорту нас уже встречала заранее заказанная машина с уже купленным газом.

До Бишкека ехали час. Сделали остановку на полчаса - поменять деньги и купить чуток перекусить в качестве завтрака. После чего сразу выехали к месту старта - санаторий “Тёплый ключ”.

К 8.00 мы доехали до точки старта. Да и дорога уже была сильно хуже, так что выше бы нас все равно не довезли.

С водителем была договоренность о том, что часть еды и газа он отвезет без нас на обратной дороге в заброску в а/л “Алаарча”. Распределив продукты на заброску, мы распрощались с водителем и вышли.

8.30 - выход от санатория ТК вверх по тропе. По правому берегу р. Аламедин (фото1) 9.10 - привал на тропе.

9.20 - вход.

9.35 - брод ручья (правый приток Аламелдина), если подняться по этому ручью чуть выше по течению, то там есть мост.

После брода начинается травяная полка, на которой тропа теряется. Чуть дальше тропа разделяется на две: одна идет по верху, другая по низу. Мы подсекаем верхнюю тропу и движемся по ней. По всем отчетам она удобнее и логичнее, чем нижняя 9.55 - привал на тропе. Погода ясная. Жарко.

10.05 - выход Идем по 40 мин и по 10 минут отдыхаем.

К 11.15 дошли до слияния р. Аламедин и р. Салык. Тут стоит небольшой шалаш пастухов. Делаем привал на полчаса, что бы перекусить. Затем поднимаемся в верх по р. Саслык, по правому берегу до небольшой полочки справа от тропы. Так, что бы не находиться в видимости местных пастухов.

В 12.00, раскидав вторую партию заброски, часть группы(5 человек) выдвигается вверх по р. Алмедин по правому берегу для заноса заброски выше по течению.

Оставшиеся двое тем временем ставят лагерь.

К 18.15 ребята относившие заброску вернулись в лагерь. Очень устали - занесли заброску на 8 км выше. Так же дала о себе знать почти бессонная ночь после перелёта.

Быстро ужинаем и буквально расползаемся спать. После ужина накрапывает дождь.

17.07.2011

М.н. – озеро в моренах верховья реки Салык - радиальный выход 1а

8.00 - выход с места ночевки.

Начинаем подъем в ущелье лед. Салык Вост. (фото2) По правому берегу р. Салык. До первого моренного вала (крутизна 20 – 25 гр.) идет хорошая натоптанная тропа, временами теряющаяся в густых зарослях. Далее, преодолев несколько моренных гряд по крупнокаменистой морене , выходим к озеру (теряющаяся тропа, туры) До озера воды нет. Явно выраженной тропы нет, встречаются туры. Озеро мелкое, есть места для палаток.

Дошли до озера к 12.00 и встали на обед.

Во время обеда встретили группу альпинистов, идущих на спуск, которые сказали, что год очень снежный, тропежки очень много и что из-за этого они никуда не поднялись. Поскольку аклиматизация шла не очень хорошо (темп движения группы) и по всем сведениям было очень много тропежки на заложенные для акклиматизации перевалы Тоорарын и Искра центральная, в этот день было принято решение дальше не идти, а отдохнуть и получше аклиматизироваться.

Для этого было принято решение радиально подняться на осыпной перевал (1а) напротив озера.

После обеда, поставив лагерь, группа выдвинулась на перевал. (фото3) Поднялись по осыпи до высоты 3700 м. Спустились к ужину. и встали на ночевку

18.07.2011

м.н. - выход на ледник Салык вост. - морена в верховьях ледника

8.00 - вход. Начинаем подъем по маренному валу. Крупная и средняя осыпь. Тропы нет, встречаются туры 8.36 - привал

8.45 - выход.

Движение по маренным валам, временами видны туры. Идем по центральному маренному валу: купная осыпь (фото4)

9.30 - привал

9.40 - выход Начало подъема в верховья ледника Салк по центральнйо марене

10.20 - привал

10.30 - выход Смещаемся в сторону правого борта. направление на ветку ледника салык восточнй (фото5)

11.15 - привал

11.25 - выход по маренному валу входим на левый борт ледника Салык Восточный

12.30 - обед

14.40 - выход После обеда стал накрапывать дождь

Пересекаем ледник в сторону правого борта с набором высоты. Ледник открытый, крутизной 10-15 градусов. Движемся в кошках, самостраховка ледорубом 16.00 - встали на ночевку на правобережной марене ледника. (фото6)

Погода испортилась, начался дождь

19.07.2011

М.н – пер. Салы-Ашу (2Б, 4550 м) – ледн. Проценко Вост. -– пер. Промежуточный (1Б, 4022м)

– ледн. Проценко Южный

3.00 - подъем. Облачно. Пурга.

Пока завтракали и собирались пурга прекратилась, но облака не раздуло.

5.20 - выход.

Облачно. Перевал виден. Движение по открытому леднику, уклон 10-15 градусов Через некоторое время, уже ближе к перевальному взлету, ледник становиться закрытым. Движение в связках с одновременной страховкой

6.00 - подошли под перевальный взлет. Привал. (фото7 – схема подъема на САлык-Ашу)

6.10 - выход Движение в кошках по связкам с одновременной страховкой. (фото8)

Снега много. Путь лежит по слабо выраженному контрафорсу или бергу. Тропежка по щиколодку.

Переходим берг с попеременной страховкой.

Глубина снега увеличивается до 40-50 см. Склон 35 градусов. Движение на три такта.

Ширина трещины порядка 1.5м, разница уровней 1.3-1.7м. Преодолев препятствие, продолжаем движение в связках.

12.00 - подошли к большому разлому. Видим скалы левой (пхд) седловины и правую седловину целиком. Погода ухудшается.

Идем на правую (ПХД) снежную седловину.

Когда мы подошли к разлому погода совсем испортилась: пурга усилилась, видимость стала нулевой, гром, молнии. Отсиживались под тентом около разлома. Через минут 40 непогоду раздуло.

Продолжаем движение.

Обходим разлом справа (пхд) и по скальной полке выходим на выполаживание, а затем и на седловину. Очень сильный ветер.

13.00 - вышли на седловину (фото9) и почти сразу же начали спуск. Записки в туре не было На спуске снежный склон 35 градусов около 80-100 м, затем вполаживание до 20 град примерно

200м. Движемся в связках. (фото10) Наконец выходим на закрытый ледник Проценко Северный. Виден перевал промежуточный, начилаем двигаться к нему.

Не сбрасывая высоты движемся по закрытому леднику в связках. (фото11) Выходим на седловину перевала Промежуточный (1Б) траверсом, в кошках, связках, одновременно в 14.30.

От привала после спуска с пер. Салык-Ашу до привала на седловине пер. Промежуточный прошли два перехода.

На подъеме закрытый ледник, обходим трещины, крутизна 30-35 град, перевальный взлет 300 м по расстоянию и 50 м набор высоты Седловина осыпная, достаточно ровная и широкая. На седловине скальный жандарм. Тур справа на осыпи.

15.00 - перекусив, начинаем спуск Спуск от тура по мелкой осыпи 35-40 гр. до левой морены лед. Проценко

Южн.- сброс высоты 200м. Спускаемся глиссером плотной группой.

15.20 - спустились на морену ледника Проценко Юж. и встали на ночевку

20.07.2011

Отсидка по погоде

Этот день решаем отдохнуть, поскольку идти перевал 3А после столь напряженного дня довольно тяжело. От места ночевки до перевала Аламединские Зубья (3А) минут 40 по закрытому леднику, по отчетам предыдущих групп (Томичи, 2010 год). И мы принимаем решение подойти под перевал на следующий день. К вечеру погода испортилась. Идет снег.

Фото13

21.07.2011

подход под пер. Аламединские Зубья отсидка - лавиноопасность

Подъем в 3 утра. Погода нормальная. Завтракаем и собираемся, выход в 4.30 утра.

Идем в связках по закрытому леднику. Снега очень много. Тропежка местами по колено. Наши надежды на быстрый подход под перевал не оправдались. Как итог, группа подошла под перевальный взлет в 7.00 утра. Склон уже начинал освещаться солнцем, так же на склоне были видны комочки. Были признаки лавиноопасности.

Нам не хотелось терять ходовой день, поскольку у нас и так их было впритык, поэтому после долгих обсуждений было принято решение продолжать движение и идти на перевал.

В 7.30 утра группа начала подъем на перевал тремя связками. Снега очень много. Начали преодолевать берг слева по ходу движения от первого скального острова. Первая связка преодолела бергшрунд и провесила перила, закрепившись на скалах. Вторая связка, по перилам прошла бергшрунт и дошла до станции на скальном острове. В то время как третья связка начинала готовиться к прохождению берга с правогоо кулуара сошла лавина.

Лавина прошла справа от первого по ходу скального острова. Первые две связки, закрепившиеся на станции на скальном острове, не были задеты. Третья же связка, состоящая из трех человек, оказалась ровно на пути лавины и была сбита ей.

Нам повезло, все попавшие в лавину сумели подгрести наверх во время её движения и когда лавина остановилась, были не сильно присыпаны и смогли откопаться самостоятельно. Никаких травм никто не получил. Но продолжать движение на перевал уже никому не хотелось. Поэтому первые две связки навесили новые перила на спуск ровно под скальным островом - более безопасным местом, и спустились вниз к откапавшимся товарищам.

В этот день мы опять отсиживались. Приходили в себя.(фото14-16)

Было принято решение предпринять вторую попытку на следующий день. Выйти совсем ранним утром, что бы максимально безопасно преодолеть этот перевал.

22.07.2011

М.н. – пер. Аламединские Зубья (3А, 4540 м) – ледн. Пастухова

Подъем в 3 утра. Погода ясная. В 4.00 выход. (фото17 – путь подъема на пер. Алемединские Зубья)

В связках подходим к бергу ровно под первый скальный остров. Через берг провешиваем перила, которые закрепляем на этом скальном острове. Сам берг забит снегом. Было решено не идти по вчерашнему лавинному выносу и поэтому движение продолжаем по скальному острову. Скалы простые, категории 2А. (фото18) Провешиваем по ним одну веревку к верхнем краю скального острова. Веревку крепим за скальные выступы.

Дальше провешиваем еще две веревки до следующих скал на левом борту кулуара ведущего на перевал.(фото19) Над этим кулуаром наисают карнизы. Снега много и поэтому первую веревку крепим на ледорубах. Вторую веревку закреплям на скалах, навесим петлю на скальный выступ. Огибаем скальных остров справа по ходу движения. И дальше провешиваем перила держа направление на край седловины левее карнизов. Одни перила крепим на ледоруб, для остальных удается либо вбить крюк на скальных островках, либо накинуть петлю за выступы.

На перевале в 11 утра.(фото20) Погода хорошая, безветренная, теплая. После небольшого отдыха и фотографирования, начинаем спуск. С седловины возможно непосредственно два вариант спуска: по левому и правому кулуару. Мы выбираем правый. В верхней части, спуск представляяет собой осыпной склон крутизной до 35 градусов. Камни мелкие, смерзсшиеся. Идти неудобно. Решаем вешать перила. Как итога провешиваем две веревки. Первую крепим на скалах, вторую не ледобуре. Спускаем до места где начинается глубокий снег (до середины колена) и дальше спускаемся небольшими траверсами вдоль линии падения воды пешком с самостраховкой ледорубом до ледника Пастухова. Выходим на морены идущую вдоль правого борта долины и решаем сделать обед в 14.00. После обеда проходим 800 метров до начала ледопада и встаем на ночевку на ровной части ледника.

23.07.2011

ледопад на леднике Пастухова - слияние р. Аламедин и р. Алтынтор

Подъем в 6.00. 8.00 - выход.

Проходим первую ступень ледопада по правому борту. Идем в связках, иногда переходя на попеременную страховку. Левее сильные разрывы, поэтому уходить туда нецелесообразно.

Через некоторое время выходим ледник выполаживается, трещин становится меньше. Здесь можно ночевать.

Прохождение первой ступени заняло около часа.

Дальше начинается вторая ступень ледопада. Проходим вторую ступень ледопада по правому борту.(фото21) В самом конце ледопад на правом борту оканчивается резким сбросом. Вешаем перила 50 м по льду прямо по краю ледника с выходом на морену идущую по правому борту.(фото22) В отчете Томичей они дюльферяли по правому борту по скалам, но нам этот путь показался камнеопасным

Прохождение ледопада заняло 3 часа.

Сразу после конца разрывов на леднике переходим на левый борт долины по пологой части ледника.(фото23) И выходим на моренный вал, по которому идет спуск до травянистых полочек. Выход на травянистые полочки занял у нас 1 час. Тут из-под ледника вытекает река. Река течет в каньоне, ближе к руслу бараньи лбы, поэтому мы движемся левее. Спускаемся по траве непосредственно к руслу реки Аламедин

Далее по травянистым полочкам быстро бежим вниз.(фото24) Как итог спустились к р. Аламедин в 13.00. Далее идем вниз по тропе по правому берегу р. Алемедин до слияния рек Аламедин и Алтынтор. Тропа хорошая, напотпанная.

16.00 - встаем на ночевку на слиянии рек. На правом берегу р. Аламедин. Забираем оставленную чуть ниже заброску.

Много ягод, есть костровище.

24.07.2011

дневка по причине плохого самочувствия участника

6.00 - подъем группы.

В процессе сборов обнаружилось плохое самочувствие одного из участников - сильное головокружение и рвота. Спустя два часа стало понятно, что наша аптечка не помогает, нам не понятно, что делать. Было принято отправить участника в Бишкек, где могли бы быстро оказать квалифицированную помощь.

По принятии этого решения мы сразу же позвонили в страховую (компания РОСНО). Но их действия оказались слишком медленными: и по организации транспорта и по организации лечения. А нам не хотелось терять время - при нашем графике похода, каждый день был на счету. Поэтому мы приняли решение самостоятельно более оперативно организовать транспорт до Бишкека.

Один из участников сбегал на пару километров ниже и договорился с пастухом о лошади до т/б Теплый ключ. Позвонив в контору, которая нас забрасывалась договорились о машине от Теплого ключа до Бишкека через 3 часа. В это же время поддерживалась связь со страховой, которая организовывала медицинскую помощь в центральной больнице г. Бишкек. Как результат, участник был оперативно спущен в Бишкек, где была оказана квалифицированная помощь.

Поскольку на спуск участника и организацию транспорта было уже потеряно время, брод реки Аламедин оставшейся группой был уже затруднителен из-за сильно поднявшегося уровня воды. Поэтому было принято решение держать связь с участником, находящимся в Бишкеке. И если его состояние позволит на следующий день вернуться на маршрут, то дождаться его. Если нет, то продолжать движение уже завтра утром вшестером.

Как результат, оставшаяся часть группы осталась отдыхать в лагере и ждать новостей от заболевшего участника до вечера.

Вечером появились хорошие новости. Участник в Бишкеке быстро оклемался, чувствует себя хорошо и готов продолжить маршрут. Было принято решение, что ночь он проведет в Бишкеке, и ранним утром выезжает в Теплый ключ и далее поднявшись наверх воссоединяется с группой (от т/б Теплый Ключ по тропе вверх примерно 3 часа ходового времени)

25.07.2011

М.н. – язык ледника Кара-Тоо

6.00 - подъем 8.00 - выход. Вместе с успевшим присоединиться к группе выздоровевшим участником

Брод р. Аламедин в месте разбоев, чуть ниже по течению, чем стоял лагерь. Брод не выше колена.

8.20 - привал на левом берегу.

8.30 - выход.

Далее идем по тропе по левому берегу р. Аламедин до березовой рощи.

Тропа там есть только утром. При высокой воде обход по осыпям и курумнику. 9.20 - привал на стоянках в березовой роще.(фото25)

Тут хорошо делать дневку, но у нас к сожалению на это нет времени

9.40 - выход Идем по тропе вверх по левому берегу р. Алтынтор. Тропа круто уходит вверх среди зарослей кустарников.

10.20 - привал на крутом склоне

10.30 - выход Преодалеваем прижим по осыпи. Далее выходим на разливы верхней долины Алтынтора. Идем по разбоям.

11.10 - привал

11.20 - выход.

Начинаем подъем вдоль р. Кара-Тоо (приток р. Алтынтор). Виден язык ледника и ледопад Кара-тоо. Идем по правому берегу.( фото26)

12.00 - обед.

14.10 - выход.

Вначале подъем по травянистому склону, крутизна 20-35 градусов. Далее выходим на осыпь, обходя язык ледника по правому борту долины. 17.20 - почевка на взлобках (бараньих лбах) (фото27)

26.07.2011

М.н. – ледн. Кара-Тоо – верховья ледника Кара-Тоо

6.00 - подъем

8.00 - выход Погода нормальная, потом туман.

Поднимаемся по морене в сторону правого притока ледника Кара-Тоо, обходя язык и частично первую ступень ледопада. (фото28)

Затем поворачиваем в сторону левого борта ледника Кара-Тоо, т.к. там по описанию обход правой ступени ледопада.

Пересекаем зону разломов.

Некоторые трещины и ножы проходим с попеременной страховкой. (фото29)

Обходим вторую ступень ледопада максимально прижимаясь к левому борту, т.к. там меньше всего разрывов. Движение с одновременной страховкой в кошках. Таким образом выходим на пологую часть ледника.

Далее по закрытому леднику в цирк перевала Корона Южная. В это время попали в облако и видимость сильно ухудшилась, поэтому идем по GPS. Видни только стены пика Космонавтов Поднялись в верхний цирк перевала до высоты 4000 метров и остановились у большой трещины.

14.30 - встали на ночевку в цирке перевала. 5.30 - чхв от м.н. до цирка перевала

27.07.2011

М.н. – пер. Корона Юж (3А, 4350м) – коронские ночевки

Встали в 4 утра вышли в 6. Погода ясная и холодная. Самая холодная ночь в походе. (фото30 – пер. Корона Юж)

В месте ночевки расходятся пути на пер. Топ-Карагай, ведущий в долину того же названия и в огромный снежно-ледовый кулуар нашего перевала.

Движение в нижней и средней части кулуара несложно, крутизна снежного склона - 30-35°.(фото31) В верхней трети склон становится круче и при прохождении линии бергшрунда, почти полностью засыпанного снегом применяем попеременную страховку. На подходе к седловине перевала толщина снега уменьшается при крутизне склона до 35°.

Седловина перевала узкая, окруженная разрушенными скалами.

Седловина перевала узкая, снежно-ледовая, ширина - до 10 метров, с обоих сторон окружена крутыми скалами. Передвижение по седловине - с перильной страховкой. Группа может собраться на скальном выступе с севера, под которым находится контрольный тур.

Спуск в сторону ледника Аксай начинаем с седловины прямо вниз ближе к правому борту по узкому снежно-ледовому кулуару в коридоре крутых скал. Первые две веревки крепим на ледобурах. Примерно через 25 метров спуска с седловины встречаются островки скальных выходов - на них видны несколько локальных петель, оставленных при спуске. (фото32) Крутизна склона при прохождении первой веревки не превышает 30-35°, однако после спуска мимо скальных выходов крутизна увеличивается до 40°. Снега нет, буры крутим в чистый, твердый лед. Третью веревку мы уже крепим на скальных выходах. Траектория 3-5 веревок проходит по правому краю скальных выходов. Следует обратить внимание на организацию наблюдения за склонами - спуск происходит по кулуару среди крутых скальных стен с выраженной западной экспозицией, т.е. солнце здесь в вечерние часы. 6 веревку мы пускаем справа от скального острова, стоящего у правого борта кулуара и заходим под остров. Крутизна склона на 3-6 веревках максимальна - около 50-55 градусов. (фото33) На этом скальном острове лед уже засыпан снегом. Седьмую веревку крепим на скальном острове. Она пересекает бергшрунд. Бергшрунд плотно засыпан снегом. После бергшрунда начинается выполаживание. (фото34)Отсюда идем в связках до начала плоской части ледника Аксай и встаем на перекус в 13 часов. Таким образом сквозное прохождение перевала заняло у нас 7 часов.

Далее - движение вдоль левого борта ледника, мимо скальных стен известных пиков Свободная Корея и Ак-Тоо.. Не следует, однако, прижиматься к склонам срединного отрога с массива вершины Корона - ледник в этом месте имеет разломы, они частично скрыты под слоем снега.

Через полкилометра после спуска ледник поворачивает на северо-запад. Идем по следам ведущим от коронских ночевок.

В 3:00 встали на обед и поставили лагерь на коронских ночевках.

28.07.2011

М.н. - 1я Башня Короны (3А Альп, 4800м, радиально) – ночевки Рацека

вершина 1-я башня короны Спуск до ночевок Рацека

Вершина Корона 1-я башня, (3А к.с. Альп., высота 4800 метров) (фото35)

Вершина Корона 1-я башня.(Маршрут 3А к.т. слева (по ходу) по кулуару. 4800м GPS N42

30.573 E74 33.957)

• Расположение: В северном боковом гребне хребта Киргизского АлаТоо, разделяю-щим ущелья рек Ала-Арча и Аламедин.

• Восхождение: с запада, с лед. Корона.

• Время восхождения (чистое, ходовое): от места ночевки – хижина «Корона» и обрат-но – 7 часов.

• Описание прохождения

Подъем в 3 утра.

Выход до рассветав 4 утра Подход в темноте по крупной и средней морене, вначале без набо-ра высоты, затем слева (по ходу) от ледника Корона. Крутизна 35-40 грд. Затем выходим на закрытый ледник, надеваем кошки, связываемся, крутизна склона 30-35град.

Есть трещины, движение вдоль левой стороны (по ходу) под скалами. В основном од-новременно, на перегибе крутизна льда увеличивается до 40 град.-100м. Всего до бер-гшрунда под башней - 1,5 км. Бергшрунд переходим по надежному мосту

Далее по узкому кулуару слева (по ходу) Подъем по кулуару между первой и второй башней короны.

Лед 40 гр.- 2 веревки, перила.

Из ледовой части кулуара выходим на небольшую перемычку между двумя башнями. На другую сторону крутые скальные сбросы.

Затем, с перемычки провешиваем влево (по ходу) 4 метра вертикальных перил - ключевой участок скал. После этого скалы становятся более пологими. Еще одна веревка по простым, разрушенным скалам до вершины. (фото36)

На вершине вся группа была в 9 утра (фото37) Спуск

Спускаемся по пути подъема, есть готовые петли. Затем спуск в связках до бегшрунда и далее по леднику и морене до «коронских» ночевок. Спуск занял 2 часа.

Спустившись к палаткам, устраиваем обед и отдых на часа на три. После чего начинаем спуск до ночевок Рацека.

С Короновских стоянок 20 мин до начала ледопада Ак-Сай. С ледника выход на правую морену. Набитая тропа идет сначала по гребню, затем по левой стороне гребня. (фото38) Идет до стоянок Рацека. По боковой морене порядка 1-1.5часа. После окончания ледопада тропа выходит на широкие площадки, далее правее, в карман морены под скалы. В кармане дом из камня- это и есть стоянки Рацека. Хорошее место стоянок, речка водопадом стекает со стенки, сделана запруда для купания.

Спустились к стоянкам Рацека к 18.00 и встали на ночевку

29.07.2011

ночевки Рацека - Аларча - верховья Адыгине

Подъем в 6:00. Выход в 7:30.

От стоянок рацека идет хорошо набитая тропа по правому борту долины реки Аксай. Тропа порой довольно крутая для спуска (около 20-25 градусов). Фото39 В 9:15 мы в альплагере Ала-Арча. Забираем заброску на метеостанции.

Спустились до первой автостоянки, отсюда уходит тропа к реке. Через реку Алаарча есть «мост», переправились по нему.(фото40) Поднимаемся по хорошей тропе, которая идё т по правому берегу реки Адыгине. Тропа имеет маркировку. В определенный момент нужная тропа уходит наверх от реки к кладбищу альпинистов, но мы по ошибке идем вдоль реки и приходим к водопаду.

Время 12 :00. Решаем тут пообедать.

После водопада тропа теряется. Решив, что мы свернули не на ту тропу, начинаем подниматься перпендикулярно направлению реки вверх по лесистому склону (~400м) и через некоторое время выходим на нашу тропу.

Проходим устья притоков Уроганджар и Тестор. Переходим на левый берег реки Адыгине по мосткам , в месте, где на карте указан «брод». Тропа поднимается на плоскую часть долины и теряется. Продолжаем идти вдоль левого берега и через 10 минут снова находим тропу и переходим вброд реку Тестор.

Поднимаемся далее по хорошей тропе по левому берегу реки Адыгине. Подъем медленный, удобный.

Через час после брода выходим на большую зеленую террасу перед запирающей долину мореной. Из под морены вытекает Адыгине.

Встаем на террасе на ночевку. Время 17:00. (фото 41)

30.07.2011

м.н. - лед Адыгине - пер. Спортакиады 2А - приток Чонтора

Подъем 6 утра выход в 8.

Начинаем подъем по старому, поросшему травой моренному валу по левому борту долины. После небольшого взлета начинается пологая часть вала за которым еще один взлет. Со второго взлета виден домик гляциологов рядом с языком ледника Адыгине. (фото42)

Двигаемся в сторону домика оставляя его слева от себя. Обходим справа озеро (фото43) На моренном вале средние камни, идти получается не очень быстро.

На ледник выходим через язык, ближе всего подходящий к домику гляциологов. После небольшого подъема по открытому леднику присыпанному камнями сразу уходим на в сторону перевала. Держимся центра долины. (фото44) Ледник плоский и закрытый. Связываемся. Погода ухудшается, выпадает небольшой снег.

Тропежка плохая - вроде есть наст, но время от времени проваливаемся по пояс.

Подходим к перевальному взлету и начинаем подъем в связках небольшими траверсами по снегу крутизной до 20 градусов. Через 20 минут после начала подъема снег заканчивается. Надо вешать перила. (фото45)

Выпускаем лидера для провешивания перил. Лед сверху покрыт рыхлым фирном. Чтобы вкрутить бур приходится долго очищать лед ледорубом. Крутизна склона на этом участке 35 градусов. Провешиваем таким образом две веревки. Вторая веревка выходит уже практически на седловину перевала. Седловина широкая, плоская. (фото46) Возможна ночевка. В туре находим записку Петроградского клуба туристов 1986 года.

Начало спуск с перевала проходит в узком кулуаре. Слева и справа скалы. С перевала вешаем одну веревку за скальный выступ. Дальше спуск по мелкой осыпи плотной группой. Глиссируем быстро и через час после начала спуска мы уже внизу. (фото47)

Тратим полчаса на перекус и продолжаем спуск в долину правого притока Чонтора. Вначале идем по моренным валам с крупными валунами, но через 20 минут начинается старая морена поросшая травой и резкий спуск к разливам притока Чонтора где пасется большой табун лошадей. Спускамся до разливов и продолжаем движения вдоль реки до начала резкого спуска к слиянию притока с Чонтором. Решаем проходить этот участок завтра и становимся на ночевку.

31.07.2011

м.н - р. Чонтор - Белогорка - Бишкек

Подъем в 6 00. Выход в 8 00.

Спускаем по травянистому склону правого берега реки крутизной до 20 градусов в 150 метрах от реки. Много конных переплетающихся конных троп. Сверху хорошо видно место поворота Чонтора ровно на запад. Прямо перед поворотом Чонтор разливается и можно перейти на левый берег по камням. Туда и направляемся. (фото48)

После брода долина начинает круче спускаться вниз, появляется растительность, тропа уверенная. Вдоль водопада спускаемся со скального уступа долины и подходим к левому притоку - реке Кичитор. Переходим два рукава Кичитора вброд.(фото49)

После впадения Кичитора река становится Соколуком.

Через 10 минут босле бродов Кичитора переходим в разливах на правый берег Сокулука. На правом берегу очень хороша, набитая конная тропа. Через 45 минут проходим большой водопад по левому берегу. Через 1:15 проходим мимо моста на через Соколук.

Еще через 4 часа входим в Белогорку где нас ждет машина.

01.08.2011

Верёвка 50 м, динамика 10 мм

верёвка 50 м, статика 9 мм

Репшнур 18 м

Стропа для сдергивания 50 м (10мм)

Личное горное

7 шт

жюмар

3.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для фиксации мест стоянок и препятствий, а также для определения высот использовался прибор спутниковой навигации GPS "geko 301"., весящий 60 гр

Для координации действий группы при прохождении препятствий использовались две радиостанции «MIDLAND GXT 550.

Фотографии были отсняты двумя фотоаппаратами.

1. Цифровой фотоаппарат Pentax Optio Wpi в водостойком исполнении позволял размещать себя без дополнительной защиты в нагрудном кармане а и снимать без потери времени на извлечение из водостойкой упаковки. Матрица 6 Mpx, съёмка производилась на 4 Mpx. К этому фотоаппарату

имелось 2 флэшки по 1Гб каждая и два аккумулятора ёмкостью 710 мА/ч и 760 мА/ч. Было отснято около 540 фотографий.

2. . Цифровой фотоаппарат Olympus FE46. К этому фотоаппарату имелось 1 флэшка 4Гб, работал он на двух батарейках АА.. Было отснято около 340 фотографий.

Для видеосъёмки использовалась камера формата VHS типа sony hdr-cx12с двумя аккумуляторными батареями. А так же камера для экстримальных съемок, которая крепиться на каску GoPro Hero.

Так же для экстренной связи мы взяли с собой спутниковый телефон Thuraya SO-2510.

Связь Турая прекрасно работает в Азии и телефон “ловит” везде. Телефон был взят на прокат в компании тут:

ООО "Сателлит Телеком", Захаров Дмитрий Владимирович тел. (495) 743-2328, office@satmag.ruwww.satmag.ru

Телефон нам обошелся в прокате в 300 р/день, плюс к этому деньги за разговоры и смс. Что б взять телефон, пришлось оставить залог в 30 000 руб.

Мы потратили 6000 рублей за 20 дней аренды плюс 2118 за телефонный трафик (19 минут разговора и 23 смс-ки).

Для этого похода были сшиты облегченные общественные спальники. Из парашютной ткани и утеплителя тенсулейт.

Спальник трехместный вместе с компрессионным мешком весил 1,9 кг Спальник двухместнй вместе с компрессионным мешком весил 1,4 кг.

Из взятого специального сняряжения лишним оказался ледовый инструмент. Год был снежный поэтому использовать его не потребовалось. Взятые веревки использовались следующим образом: на участках, где возможен срыв с большим фактором рывка лидер шел подстрахованный динамической веревкой, в остальных местах и в прохождении закрытых ледников в связках использовалась статическая 9 мм веревка.

3.4.Особенности погодных условий

Поход приходил при характерной для Средней Азии погоде. В долинах было жарко и безветренно. В первой половине дня была стабильно хорошая погода, после обеда иногда небо затягивало. Иногда накрапывал дождь. Несколько раз за поход во второй половине дня были сильные грозы с громом и молнией.

Хотя, судя по многим другим отчетам по этому району, нам все-таки повезло с погодой - она могла быть намного хуже.

Так же надо отметить, что этот год выдался очень снежным, что очень повлияло на характер препятствий.

3.5.Стоимость проживания, питания, средств передвижения

переезд аэропорт Бишкек - Бишкек

86 руб

600руб

переезд Бишкек - т/б “Теплый ключ”

129 руб

продукты

18 900 руб

руб

страховка на 16 дней, с коэф.

4200 руб

“альпинизм”

проживание в гостевом домике и баня

4200 руб

перед вылетом

оплата лишнего места багажа с

293 руб

20782

145470 руб

4. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

1. Поход 5 к.с. пройден в минимальные сроки. Хотя, пятерка получилась по минимуму, но основные цели достигнуты: группа побывала в новом для себя районе, повысила технический опыт и уложила поход в две недели вместе с дорогой.

2. Мы основательно подошли к вопросу облегчения личного и общественного снаряжения и это одна из причин, по которой нам удалось пройти данный маршрут в столь сжатые сроки. были сшиты специальные спальники, подбирались лёгкие палатки, облегченные коврики и т.д. Так же на маршруте было организованно 2 заброски: в а/л Алаарча и в ущелье Аламедин.

3. Всем группам, которые едут в горы, независимо от категории сложности, района и наличия сотовой связи мы настоятельно рекомендуем страховаться и брать с собой спутниковый телефон. Потому что всякое бывает. Компании, где можно застраховаться с некими гарантиями и взять в прокат спутниковый телефон указаны в соответствующих разделах отчета

4. Для данного района мы не рекомендуем группу численностью более 7-8 человек, так как много технической работ, которая требует быстрого прохождения

5. Характеристики перевалов сильно меняются в зависимости от того какой год: снежный или не снежный. В снежный год уменьшается камнеопасность, но увеличивается лавиноопасность, много тропежки. В малоснежный год большинство самых популярных перевалов камнеопасные. Наш год был снежным, поэтому камнеопасности нам удалось избежать. Однако, не стоит рассчитывать на это каждый год.

6. Не смотря на прошлогодние перепетии и революции в Киргизстане, в этом году было тихо, спокойно и хорошо. Никаких последствий прошлогодних проблем м не заметили.

7. Нам очень повезло с погодой на маршруте, однако при подготовке к походу мы натыкались на множество отчетов, в которых говорилось о сорванных маршрутах из-за плохой погоды.

5. Литература

1. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Тянь-Шаню (хребет Киргизский Алатоо), совершён-

ном группой г. Томска, спортивный клуб «ТАКТ» в период с 29 июля по 19 ав-густа 2008 года.

2. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Тянь-Шаню (хребет Киргизский Алатоо), совершён-

ном группой г. Москвы, турклуб МГТУ, под руководством Фомичева Олега, 2001 г

3. Отчет о горном путешествии 5 с эл. 6 к.с. по Киргизскому хребту летом 2010 г, рук-ль Н.Новинский, Москва

4. Отчет. о горном походе пятой категории сложности по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет) совершенном с 07 по 28 августа 2006, рук-ль Лукьянов А.Г., г. Уфа