Руководитель: М.Волков, Долгопрудный

о горном туристическом походе

III категории сложности по Тянь-Шаню,

совершенном группой туристов ГС МФТИ

в период с 28 июля по 11 августа 2012 года.

Маршрутная книжка № 10/2012

Руководитель группы Волков М.А. mkhlvolkov@gmail.com

Долгопрудный, 2012 г.

I. Справочные сведения о походе. 1. Проводящая организация

Горная Секция МФТИ,

г. Долгопрудный Московской области.

2. Место проведения

Сроки проведения 28.07.2012-12.08.2012

Общий набор высоты на маршруте - 6956 м

Максимальная высота – 4230 м

Маршрутная книжка 10/2012 выдана МКК Московской обл.

4. Подробная нитка маршрута

Маршрут планируемый: А/л Каракол - р. Каракол - р. Уюктор (Онтор) - заброска в долине р. Уюктор под пер. 40 лет Киргизии - р. Телеты - пер. Озерный (1Б, 3700) - пер. 40 лет Киргизии (2А, 3950) - р. Уюктор - пер. Онтор (1Б, 3970) - л. Кельтор З. (Джигит) - пер. Солнце (1Б, 4000) - л. Кельтор В. (Бригантина) - пер. Труд (2А, 4200) - р. Чон-Узень - р.Такыртор - пер. Ленинградцев (2А, 3800) - р. Кельтор - пер. Черные Камни (1Б, 3700) - оз.Алакёль - пер. Алакёль Ц. (1А, 3600) - р. Алтын-Арашан - горячие источники Алтын-Арашан - шоссе в Каракол

Маршрут пройденный:А/л Каракол - р. Каракол - р. Уюктор (Онтор) - заброска в долине р. Уюктор под пер. 40 лет Киргизии - р. Телеты - пер. Озерный радиально (1Б, 3700) - р. Уюктор - пер. Онтор (1Б, 3970) - л. Кельтор З. (Джигит) - р. Кельтор - л. Кельтор В. (Бригантина) - пер. Труд (2А, 4200) - р. Чон-Узень - р.Такыртор - пер. Ленинградцев (2А, 3800) - р. Кельтор - пер. Обходной (1А, 3750) - пер. Черные Камни (1Б, 3700) - оз.Алакёль - пер. Алакёль Ц. (1А, 3600) - р. Алтын-Арашан - горячие источники Алтын-Арашан - шоссе в Каракол

Карта

Родкин Дмитрий Михайлович

Хронометрист

1992

II. Организация забросок. Пограничные и заповедные зоны. Спасательные службы.

Организация забросок

Самолёт из Москвы в Алма-Ату (Казахстан). ~12-14 тысяч рублей с человека.

Услуги по заброске и покупку газа осуществляли через Игоря Ханина (г.Каракол, Киргизия) Контакты:

тел.: + (996 3922) 59486

тел.: + (996 3922) 59448

моб. тел.: +996 772 517364, +996 555 445174

E-mail: alp-tour@yandex.ru, khanin2003@mail.ru

сайт: mountain.ru/advertising/Issyk_kul

Перевозка до г. Каракол осуществлялась на маршрутке Мерседес 18 мест. Из г. Каракол до альплагеря Каракол на вахтовке (примерно 12-14 мест).

Расценки:

Алма-Ата - Каракол 300 евро

Каракол - а/л Каракол 90 евро

газ 230 г новый 6 евро

газ 230 г перезаправка 3 евро

от источников на р. Алтын Арашан - Каракол 120 евро

Каракол - Иссык-Куль (Тамга) 50 евро

простой машины нет (бесплатно)

Иссык-Куль (Тамга) - Алма-Ата 280 евро

Проживание в Тамге в юрте с питанием (з, о, у) - около 10 евро с человека в сутки. В палатке дешевле.

Стоит отметить, что по отзывам перезаправленный газ лучше по качеству, чем новый. К тому же в баллонах его больше, чем 230 г. Правда, есть проблема с забитым шлангом - надо следить.

Прохождение границы между Казахстаном и Киргизаей в одну сторону занимает порядка 2 часов в выходной день летом. Большие очереди отдыхающих.

Пограничные и заповедные зоны

Весь маршрут проходил по территории природного заказника. На въезде сбор для граждан России 50 сом с человека (примерно 35 рублей).

Спасательные службы

Взаимодействие со спасаелями осуществлялость через организатора заброски Ханина. Тел. МЧС - +996-3922-59-486

Регистрация по приезду.

В районе есть вертолёт. На каждого участника была оформлена страховка.

III. Организация похода. 1. Общая смысловая идея путешествия

Основной идеей похода было пройти простой поход третьей категории сложности по хребту Терскей-Алатау. При планировании ставилась задача на каждый перевал 2А иметь запасной более простой вариант без потери времени, километража и красоты.

2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные пути

В случае аварийной ситуации на маршруте в любом месте возможен выход в альплагерь Каракол, либо к поселку на реке Алтын-Рашан. Оттуда есть возможность выброски из района на машине. Более того, аварийный спуск возможен от основного хребта Терскей-Ала-Тоо вниз по любой из долин.

Запасные пути:

В случае недостатка дней или плохой погоды были предусмотрены возможности:

- Заменить перевал 2А перевалом 1Б.

0 Замена перевала Труд перевалом Скальный замок

0 Замена перевала Ленинградцев перевалом Такыртор

- Обойти перевал по долинам рек

0 Перевал Солнце - обход по долине реки Кельтор

0 Перевал 40 лет Киргизии - обход через перевал Озерный по долинам рек Телеты и Уюктор.

3. Изменения маршрута и причины изменения

- Срезан перевал 40 лет Киргизии, вышли к заброске по долинам. Причина - сход участника и сопровождение его в альплагерь

- Из-за плохой погоды отказались от перевала Солнце - обошли по долинам.

- Из-за неудачной попытки подняться по каньону к перевалу Черные Камни, совершили подход под перевал через перевал Обходной

4. Высотный график

Табличка на всякий случай.

День

горячие источники

16,8

пос. Теплоключенка

IV. Техническое описание маршрута.

День 1 (28 июля)

Погода: Ясно, солнечно.

Маршрут на день: приезд, начало движения.

Пройдено: 3 км

Перепад высот: 100 м

ЧХВ: 40 мин

Весь день ехали на микроавтобусе из аэропорта Алма-Аты через г. Каракол до а./л. Каракол. Посадка в микроавтобус в аэропорту - в 06:15 пересечение границы Казахстан - Киргизия - с 9:34 до 10:50. Стоит отметить, что на границе была огромная очередь в основном из местных, которые то и дело пытались прорваться вне очереди, как будто настал судный день, так что рекомендуем быть “наглее”, иначе процесс рискует затянуться надолго. Приехали в город Каракол в 17:06, пересели на более подходящую для горных дорог машину (вахтовка). Прибыли в альплагерь на высоте 2500 м в 19:45. В а./л. оставили мини-заборску (еду и некоторое снаряжение) на пару дней (1 место 30 сом в сутки). Отошли от альплагеря на 3 км, чтобы размяться и уйти от шума. Встали лагерем. Отпраздновали день рожденья СашиПЭ с настоящим тортиком и свечками.

Вахтовка.

А./л. Каракол.

День 2 (29 июля)

Погода: Ясно, солнечно.

Маршрут на день: Оставить заброску в долине реки Уюктор, напротив спуска с перевала 40 лет Киргизии, и спуститься к реке Телеты.

Пройдено: 11 км

Перепад высот: +600 м - 300 м

ЧХВ: 387 мин

Шли весь день по левому (орогр.) берегу реки Уюктор по тропе до места заброски - напротив перевала 40 лет Киргизии. В этом месте лежит осыпь до долины, ее можно разглядеть со спутника. Здесь не представляет трудности спрятать заброску. Посыпали ее черным перцем и прочими приправами от сусликов и прочих грызунов, чтобы отбить весь их интререс к содержимому черных мусорных пакетов. В большинстве случаев тропа выручает, но в самом конце она теряется - начинает идти в притирку к камням и реке, и иногда ее затапливает (из-за чего во второй раз при возвращении за заброской пришлось пролезать по лабиринту камней). ЧХВ до этого места по тропе от лагеря - 267 минут.

После обеда поднялись еще на 100 метров для лучшей акклиматизации и пошли обратно вниз. Встали на ночевку через час ЧХВ - сразу после лабиринта из камней. Здесь можно найти прекрасное ровное место на любой вкус и под любую палатку.

Долина р. Уюктор.

Верховья р. Уюктор. Тропа идет в притирку к камням и реке.

День 3 (30 июля)

Погода: Ясно, солнечно.

Маршрут на день: спуститься к реке Телеты, забрать мини-заброску из альплагеря, подняться вдоль реки Телеты до высоты 3000 м.

Пройдено: 10 км

Перепад высот: - 300 м, +550 м.

ЧХВ: 237 мин

Спустились до брода через р. Телеты по тропе. Основная группа встала на привал. Трое участников отправились с рацией (связь каждые полчаса) налегке в альплагерь за оставленной там мини-заброской. На путешествие туда и обратно ушло два часа. После обеда поднимаемся вдоль правого (орогр.) берега реки. Примерно через 100 метров подъема выходим на тропу. На тропу можно было выйти и без предварительного подъема (тропа идет от реки Уюктор вдоль северной границы поляны, находящейся южнее сразу после слияния рек Уюктор и Телеты), но подробных описаний, откуда она берет начало у нас не было, и мы решили не тратить время на поиски. Лес на склоне легко проходим, склон очень крутой. Стоит отметить большое количество земляники в данной части леса (до выхода на тропу).

Долина р. Телеты.

Пока мы неторопливо поднимаемся вдоль тропы, проходит 137 минут ЧХВ и перед нами открывается вид на долину, где пасутся лошади. Настоящий табун! С жеребцами и лошадьми с жеребятами. Здесь мы решаем встать на стоянку. Немного позже, неподалеку от нас встает на ночевку одинокий и уставший автралиец, которому наши девушки подарили лепешки из альплагеря. После обсуждения особенностей проводимости монокристаллов кремния и их производства ложимся спать.

Долина р. Телеты. Табун лошадей.