Люди и горы > Полемика >

Источник Л.П.Лапшин, Екатеринбург

Дата рождения Российского альпинизма 31 июля 1890 года.
Предлагаем к обсуждению

Федерация альпинизма Свердловской области просит всех, кого заинтересует поднятая в письме тема, высказать свое мнение по сути затронутого вопроса.

Предлагаем рассмотреть вопрос об утверждении даты зарождения РОССИЙСКОГО АЛЬПИНИЗМА.

Мы предлагаем датой Российского альпинизма считать 31 июля 1890 года.

Обосновываем данное утверждение следующими фактами, приведенными ниже.

Официальное письмо с данным предложением отправлено в Федерацию альпинизма России 1 октября 2014 года и находится на рассмотрении.

Не так давно альпинистская общественность России отмечала 90-летний юбилей Советского альпинизма (Казбек, 1923 г.) и совсем недавно по одному из Российских радиоканалов сообщалось о дате летосчисления мирового альпинизма (Монблан, 1786 г.).

Между этими историческими датами, по нашему глубочайшему мнению, не хватает еще одной - даты зарождения Российского альпинизма. К событиям, которые могли бы послужить отправной вехой, можно было бы отнести восхождение Г.Сарычева и других членов российской научной экспедиции на Ключевскую сопку в 1788 году, К. Хаширова на восточную вершину Эльбруса 22 июня 1829 года и А.Пастухова на западную вершину Эльбруса 31июля 1890 года. Два последних события отмечены в Большой Советской Энциклопедии.

При всем уважении к восходителям 1788 и 1829 годов, отдавая дань их воле и мужеству, особого внимания, на наш взгляд, заслуживает все же восхождение на Эльбрус Андрея Васильевича Пастухова в 1890 году. К такому выводу мы пришли по следующим соображениям:

- Во-первых, оно совершалось в период, когда подъем на горные вершины, имея прикладное значение, уже рассматривался, как самоцель, а слово "альпинизм" имело свое прямое значение - восхождение на горную вершину.

- Во-вторых, совершая восхождение на Эльбрус, Пастухов уже имел опыт восхождения на Казбек в 1889 году, а согласно документальной повести С.В.Чумакова под названием "Приют Пастухова", Андрей Васильевич с молодых лет интересовался горной тематикой, был знаком со многими зарубежными альпинистами, совершавшими восхождения на Кавказе.

- В-третьих, А.Пастухов был первым российским восходителем, поднявшимся на западную вершину Эльбруса, и первым из россиян, кто поднялся на его обе вершины.

- В-четвертых, даже в Большой Советской Энциклопедии А.Пастухов представлен как альпинист, а группа скал на склоне Эльбруса на высоте 4800 м., где он с участниками восхождения 1890 года ночевал дважды, и по сию пору называется "Приютом Пастухова".

Понятно, что в период, когда утверждалась дата зарождения Советского альпинизма, о достижениях и событиях Царского времени говорить было неуместно, но в наши дни мы не можем предавать забвению факты и имена, достойные памяти Россиян.

Возможно в процессе обсуждения этой темы будут предложены к рассмотрению иные события и представлены более веские доводы в пользу иных событий и имен, но важно только, чтобы сегодняшние поколения альпинистов знали и помнили своих предшественников, и особенно, пионеров горовосхождений того далекого времени. Представляется важным также, чтобы в обсуждении темы приняло как можно больше участников, а по завершению его была бы выпущена специальная брошюра с описанием всех рассмотренных событий, фактов и имён.

Комментарии к данной дате даёт также С.Н. Согрин. Один из известных путешественников, туристов, альпинистов. Участник поисковых работ в трагедии с группой Дятлова, совместно с Юдиным Юрием Ефимовичем. Его комментарий смотрите ниже.

С уважением,

Председатель РОО «ФАСО» М.Г.Морозов

Составил и подготовил Лапшин Л.П. (тел. 8-912-617-19-07)

Царь Петр1

Я что то не понял или опять Нашего Царя кинули. Он первый, именно в альпинистском стиле, как лидер, оставив свою свиту сзади покорил в спортивном стиле гору в Германии. Россия, я ВАС не понимаю. А на счет Ключевской сопки тоже у меня загвоздка в информации. А Даниил Гаусс? Где это имя? Пастухов, конечно молодец. Но, посмотрите как мы все назначаем, а потом торжественно опровергаем. То есть, Эльбрус с Графом уже не нравиться. Интересно? Еще одна подсказка! Даниилу Гауссу поставили в перечне вершин Ключевская сопка 2Б с севера. Кто это сделал, я не знаю. Ни кто, повторяю, ни кто с севера не ходит. Это самоубийство. Он заходил с северо-востока. Это большая разница. Потому что именно там проводники подвели его к Ключевской и по явному скальному гребню он поднялся на вершину. Теперь главное. Если Вы отодвинете день рождение альпинизма от события на Ключевской, то как вы объясните людям этот артефакт по Камчатке.

глубочайшие убеждения принимают без обсуждения - скромно, молча, с некоторой досадой

Молодцы. Без обсуждения.

О горах

О горах :) В горах Дагестана (картина): http://chevo.su/?p=1796 журнал "Родина", 1905-й год.