Руководитель: Л.Кудоярова, г.Томск

Томская федерация спортивного туризма

Фото 1. Вид на вершины Восточной Белухи и Делоне, с ледника Менсу

Отчёт

о прохождениигорноготуристского спортивного маршрутатретьейкатегории сложности по Катунскому и Северо-Чуйскому хребтам Центрального Алтая, совершенном группой т/к «Янтарь» г. Северск и т/к «ТАКТ» г. Томск в период с 01.08.2009 по 23.08.2009 года.

Маршрутная книжка № О –42 – 09

Руководитель группы: Кудоярова Л.А.

lorinson@mail.ru

3.1. Проводящая организация:

Турклуб «Янтарь», г. Северск Томской области, пр. Коммунистический 34

3.2. Место проведения маршрута:

Катунский и Северо-Чуйский хребты Центрального Алтая

3.3. Сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

с коэффициентом 1.2 276км

01.08.09 – 23.08.09

3.4. Подробная нитка маршрута:

пос. Тюнгур – р. Кучерла – руч. Текелюшка – оз. Кучерла (радиально) – руч. Текелюшка – пер. Аккем 1Б 3334м – р. Ак-Оюк - оз. Аккемское – лед. Аккемский - Томские стоянки - пер. Титова 2А 3220м – лед. Менсу – р. Менсу - р. Иодыгем – р. Аргут – р. Карагем – р. Камрю – оз. Камрю – пер. Терешковой 2А 3000м – р. Юнгур – пер. Молодых 2А 3070м – пер. Москвич 1Б 3075м – лед. Гляциологов – р. Лев. Шавла - р. Пр. Шавла - оз. Н-Шавлинское (радиально) – р. Шавла – р. Шабага – плато Ештыкол – пер. Орой н/к 2229м – руч. Орой - р. Маашей – р. Чуя – Чуйский тракт

3.5. Обзорная карта района:

Татарский Федор Евгеньевич

Фотограф

4.5. График движения.

1. Время, указанное в описании, локальное, отличающееся на +3 часа от московского.2. Встречающиеся в тексте термины «левый» и «правый» берега, если явно не указано относительно чего, следует понимать орографически.

Дни пути

Участок пути

Протяженность, км

Чистое ходовое время

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метео-

условия

пос. Тюнгур, турбаза «Высотник»

Автодорога до пос. Тюнгур. Мост через Катунь

Облачно

Мост через р. Кучерла за поселком

48мин

От турбазы дорога через пару километров приводит в поселок Кучерла, где раздваивается. Правая дорога (по ходу) проходит через весь поселок, выходит к р. Кучерла и по деревянному мосту переходит на правый берег.

Нижний Берткемский мост, платная стоянка

1ч17мин

За мостом дорога идет по лиственному лесу, затем по луговой террасе урочища Елань и подходит к нижнему Берткемскому мосту через Кучерлу. Рядом большая поляна и платные стоянки. Ночевка.

Облачно

Движение вдоль реки Кучерла, наскальные надписи – петроглифы грота Куйлю.

2ч28мин

Сразу напротив устья реки Берткема - левого притока р.Кучерлы, дорога переходит в тропу и начинается с подъема, обходя боковой отрожек и выходит на высокоподнятую открытую луговую террасу. После ручья тропа поднимается вверх, обходя прижимы и отрожки и спустившись, сразу упирается в бурный ручей Куйлю. Переправа через него по камням. Пройдя немного по лесу, тропа выводит к огороженному гроту с наскальными рисунками.

Пасмурно, дождь

Ночевка на правом притоке реки Кучерлы

8.5

2ч34мин

Тропа чередуясь, идет то по лугу, то по лесу, по заболоченным участкам, пересекает ручьи по камням и бревнам. Ночевка после заболоченного участка за правым притоком, маленькая полянка прямо на тропе.

Ручей Текелюшка

1ч45мин

Конная тропа вдоль реки Кучерлы, пересекая несколько боковых притоков. Переправа по камням. Перед ручьем Текелюшка, тропа поднимается по склону метров на 200 от Кучурлы. Переправа через ручей Текелюшка по бревнам.

Озеро Кучерлинское

(радиально)

7.5 (в одну сторону)

2ч30мин

Хорошая тропа по лесу. Перед озером подъем по тропе на моренный вал, подпруживающий озеро и затем спуск по травянистому склону к озеру .

Облачно, гроза

Подъем по ручью Текелюшка, обед на хорошей стоянке

2.5

1ч34мин

Тропа идет по левой (орографически) стороне, вдоль крутого, в нижней части заросшего лесом русла Текелюшки. Местами она траверсирует осыпные склоны. Затем немного расширяется, и становиться положе, и появляются места для стоянок.

Пасмурно, мелкий дождь

Подъем на маленькое озеро под перевалом Аккем 1Б, ночевка

2ч10мин

Путь по тропе, которая круто поднимается по осыпи и выходит в цирк перевалов Каратюрек и Текелюшка. Последние стоянки в зоне леса. От них по конной тропе, идущей сразу направо (по ходу), перейти отрожек вершины Аккем, и от пересечения тропы с маленьким ручьем под камнями, начать подъем по курумнику в сторону перевала. Склоны вокруг густо заросли карликовой березкой. Есть старые туры и слабая тропа, идущая по травянистому склону вдоль узкой осыпи, наверх на гребень. По гребню тропа идет по направлению к перевалу. Есть стоянки около озер. Ночевка на первом по ходу маленьком озере.

Пасмурно, ветер

Подход под перевальный взлет

0.8

30мин

Тропа - по травянистому склону, затем по небольшой морене, и по камням вдоль ручья. Выход на моренный вал, по его гребню подойти под перевал.

Ночью снег, утром пасмурно, ветер, снег

Подъем на перевал, седловина правая

0.7

3ч20мин

Подъем по средней осыпи кулуара перпендикулярного отрога с вершины Аккем, склон 40° - 500м. Подвижная, неприятная осыпь на подъем. Затем направо другой осыпной кулуар крутизной 30° и 250м, выходит на седловину правее вершины. Здесь тура нет.

Пасмурно, ветер, мелкий снег

Вершина Аккем 3334

0.2

15 мин

Траверс скально-каменистого склона по направлению к вершине. Держаться левой по ходу стороны гребня. Камни, обледеневшие, и присыпаны снегом.

Пасмурно, сильный ветер, снегопад

Левая седловина перевала, тур

55мин

Разрушенные скалы и крупная осыпь, покрытая свежим снегом, скользко. Держаться правой стороны гребня.

Пасмурно, ветер, снег

Спуск к подножию перевала

0.6

45мин

Средняя и мелкая осыпь, склон 40°.

Пасмурно, ветер

Ночевка на морене

1.3

40мин

Мореные завалы. Ночевка на морене около небольшого снежника.

Пасмурно, ветер, снег

Спуск до Аккемского озера по долине Ак-Оюк

2ч04мин

Заболоченная тропа вдоль ручья до верхнего озера. Затем вдоль левого берега ручья, обходя скальные сбросы, тропа спускается на другую ступень долины. Переход ручья по камням на правый берег. Есть хорошая тропа, идущая через карликовую березку и ерник. Затем все притоки Ак-Оюк проходятся по камням. После водопада вход в зону леса и крутой спуск (200м) до озера. Идти скользко. Ночевка.

Утром пасмурно, снегопад, после облачно

Подъем в сторону Томских стоянок

1ч11мин

Тропа вдоль озера заболоченная. Переправа по бревну через реку Ак-Оюк, и далее по мосту через р. Верхний Аккем. Тропа переваливает мощный вал старой лобовой морены, сложенной из огромных каменных глыб и поросших кустарником, и идет по правому берегу Аккема. За первым валом следует второй, за ним моренная гряда. Перед часовней, переправа через р. Кара-Оюк по бревну.

Томские стоянки, ночевка

8.5

4ч08мин

Тропа сначала идет вдоль разливов, далее по моренам, отмечена турами. Справа по ходу начинается Аккемский ледник. Идти надо по правобережной морене, не спускаясь вплотную к леднику. Тропа хорошая, но можно так же идти и по центру ледника до ледопада. Ледопад в правой (орографически) части легко проходится вдоль моренного чехла, затем повернув налево(по ходу), выход на ледник и далее по срединной морене дойти до Томских стоянок, находящихся на морене.

Подход к подножию пер.Титова 2А

1ч10мин

Ледник вначале открытый 30-35°, затем закрытый 10°, снег глубокий. Спуск в рантклюфт.

Седловина перевала Титова

0.2

1ч05мин

Начало подъема по крупной осыпи и затем по середине кулуара подъем по крупноблочной осыпи 200м крутизной 40° до полочки перед скальным участком. Подъем на седловину – скалы 13м до 70°. Седловина узкая

Ясно

Спуск с перевала Титова до подножия

0.6

3ч55мин

Снежный склон 45-50° , первая веревка 40м до скального перегиба, вторая – горизонтальная 45м до угла, третья - вертикальная – 50м. Берг засыпан снегом и обходится слева около скал. Спуск метров 100 в связках

Стоянки Менсу на морене, ночевка

2.3

1ч40мин

Закрытый рыхлым снегом ледник, местами вода, путь в связках до морены со стоянками Менсу

Ясно

Спуск по леднику Менсу, теплые озера под ледником.

7.2

3ч24мин

От стоянок Менсу спуск в рантклюфт ледника по ручью, справа от бараньих лбов. Далее по центру ледника, который открытый и пологий, распутывая трещины. В конце ледника уход на левую морену и спуск по кулуару слева от бараньих лбов до реки. Есть тропа.

Ясно

Спуск по долине Менсу, ночевка на берегу.

3.8

1ч22мин

Переход левого притока р. Менсу по камням, далее тропа идет по моренному гребешку до лесной зоны. Есть стоянка. Далее движение вдоль реки до прижима. Проходится прижим по камням вдоль реки с подстраховкой друг друга. Далее тропа поднимается вверх в лес и идет параллельно реке. Через некоторое время выходит снова к реке. Ночевка на галечном берегу реки Менсу.

Спуск вдоль реки Менсу до слияния с рекой Куркуре, начало р. Иодыгем

2ч08мин

Тропа идет по левому берегу реки Менсу, обходит прижимы и отроги верхом. Левые притоки хорошо проходятся по бревнам и камням. Перед слиянием рек Менсу и Куркуре тропа выходит на поляну напротив водопада Куркуре.

Облачно

Спуск по долине р. Иодыгем, ночевка перед прижимами

3ч44мин

От слияния начинается хорошая конная тропа, которая идет по лесу и через 9км выходит к прижиму, который проходится верхом по курумнику. Начинается старый горельник на крутых каменистых склонах, густо заросший подлеском. Около небольшого притока, среди зарослей кустов есть небольшая стоянка. Ночевка.

Выход к мосту через Иодыгем на слиянии с р. Аргут

2ч10мин

Хорошая тропа по горельнику на каменистых осыпях отрогов хребта, со временем выходит на степную террасу перед слиянием Иодыгема с Аргутом, К мосту ведут две тропы, одна вверх, обходя прижим, и вторая вдоль реки Иодыгем, по прижиму. Лучше идти в обход. Мост хороший.

Облачно

Подъем на террасу вверх по р. Аргут, хорошая стоянка, обед

2.3

32мин

Конная тропа по левому берегу Аргута сразу после моста поднимается на террасу и через пару километром круто спускается к реке. Здесь хорошая стоянка.

Облачно

Подъем по долине р. Аргут, большая поляна перед выходом к р. Кулагаш

1ч22мин

Далее тропа то круто поднимается, то спускается к реке по осыпям, местами заросшими кустами, и выходит на большую поляну перед отрогом, круто обрывающимся в воду, за которым находится устье р. Кулагаш. Ночевка.

Дневка

Хорошая стоянка на поляне перед отрогом.

Облачно, сильный ветер

Выход к мосту через Кулагаш

1.5

40мин

Подъем по крутому серпантину через отрог 60м, и затем по крутой тропе спуск к реке Кулагаш, примерно в 300м выше его устья. Мост находится чуть выше по реке.

Подъем вдоль р. Аргут. Поселок Аргут

2ч20мин

Сразу за мостом тропа плавно поднимается на террасу и далее идет по сенокосным лугам и рощицам. Перед устьем ручья Куркуре, проходится верхом по щебенистому склону еще один отрог Катунского хребта. От спуска к реке с отрога 20минут хода до поселка Аргут по роще.

Паром через р. Аргут

15мин

Паром через Аргут находится выше в километре от поселка. Небольшое судно, двигающееся течением реки и закрепленное на тросе 4см в диаметре. Договариваться насчет переправы нужно в поселке, 250руб с человека.

Ясно

Выход к р. Карагем, брод, ночевка рядом с первым зимовьем

2ч10мин

После переправы тропа идет сначала вдоль берега, затем поднимается на террасу и выходит на грунтовую дорогу через урочище Кемекечу. Дорога плавно уходит от реки Аргут к реке Карагем выше устья, пересекает ручей Басычарек (брод), правый приток Карагема и выходит к зимовью (жилое). Ночевка на поляне.

Выход к мосту через Карагем

3.7

12мин

Грунтовая дорога. Автомобильный мост находится в 4-х километрах от слияния Карагема и Аргута.

Ясно

Подъем по левой стороне р. Карагем, выход к прижимам

12.5

2ч09мин

Хорошая дорога, затем тропа, которая идет то по лугам, то по лесу и выходит к двум левым притокам, которые легко проходятся по камням. Далее начинаются прижимы, которые проходятся как поверху, так и понизу.

Ясно

Подъем по долине Карагем, ночевка на небольших разливах

1ч40мин

Первый и второй прижимы проходится по тропе поверху, осложнены буреломами. А следующий за ними прижим, лучше идти понизу по разливу. Ночевка на берегу реки, заросшей кустами.

Выход к реке Тингеду и разливам Карагема, переправа через них

2ч15мин

Тропа попеременно идет по лесу и галечникам. На каменных россыпях и в лесу тропа часто теряется. Местами лес завален буреломами и труднопроходим. Переправа возможна вброд по разливам Карагема, и параллельному руслу реки Тингеду, наведя переправу по бревну, сразу после небольшого скального прижима. Уровень воды в реке в этом году ниже среднего, поэтому стенкой легко пройти несколько рукавов Карагема.

Ночью мелкий снег, утром облачно

Подъем по правой стороне р. Карагем, ночевка перед притоком Верхней Каинды-Одру

1ч42мин

Теперь подъем вверх по правому берегу Карагема. Переправа через Нижнюю Каинды-Одру по бревну. Затем идет подъем вверх на террасу с прошлогодним горельником, затем лесом. Есть свежие буреломы. Ночевка рядом с притоком Верхняя Каинды-Одру.

Облачно, град

Выход к устью реки Камрю

1ч39мин

Тропа идет по лесу, верхом обходя прижимы. После большой поляны напротив левого притока Карагема р. Караайры, тропа круто уходит вверх, обходя прижим, и выходит к слиянию реки Камрю и Карагема.

Ночью заморозок

утром ясно

Подъем к озеру Камрю

2.4

1ч15мин

Подъем к озеру вдоль правого берега реки. Затем тропа уходит в лес, где имеет буреломный характер. Перед озером тропа выходит из бурелома на осыпь, подъем по ней, и выход на луг и к озеру. Хорошие стоянки.

Облачно, иногда дождь. Вечером поднялся ветер.

!7

Подъем от озера по правому притоку р. Камрю, перекус на зеленой террасе

7.2

2ч55мин

Подъем по тропе, которая огибает озеро слева по ходу и далее простирается вдоль реки. Сначала по камням, затем тропа проходит в густых зарослях березки. Небольшой приток пересекается по камням. Постепенно долина сворачивает влево, тропа идет вдоль правого притока Камрю прямо по крупной осыпи, под которой шумит вода. Подъем на небольшую зеленую террасу, с большими камнями, затем по камням вдоль русла реки.

Утром ясно, в обед тучи, мелкий снег

Выход в цирк перевала Терешковой, озера перед мореными выносами, ночевка

2.5

1ч05мин

Перед поворотом реки налево, начинается подъем на следующую небольшую террасу, заросшею травой. Поднявшись вдоль ручья на небольшую морену, выход к большому озеру. Пересечь истоки ручья из озера по камням и уйти вправо, к группе небольших озер перед моренными валами. Есть площадки под лагерь. Ночевка.

Пасмурно, мелкий снег

Выход к перевальному взлету

1.3

45мин

Подъем по моренным завалам вверх по направлению к перевалу. Подъем крутой и живой. Поднявшись на осыпной гребень, выход на снежный склон, и по нему по горизонтали подойти к леднику у подножия перевала.

Ясно

Подъем на перевал Терешковой, седловина с туром

0.5

3ч10мин

Подъем по левому узкому кулуару. Снег на леднике не глубокий, трещин нет, участок подхода небольшой. Подъем серпантином плотной группой по средней подвижной осыпи, сначала влево и затем вправо к скалам на входе в кулуар. Скальный выступ обойти слева. Кулуар – снег на льду, крутизна склона 35-45°. Перила - три веревки по 50м, станции на скальных крючьях и закладках на скальных выступах. В верхней части кулуара крутизна склона повышается до 50°, склон так же снежный с выходами льда. Седловина небольшая, узкая щель между скал.

Спуск к подножию перевала

0.8

1ч05мин

Спуск с перевала по снежному склону 35°, в кошках и самостраховка ледорубами. Поворот налево на 90 градусов, сначала немного осыпи и снова некрутой снежный склон. Затем осыпной склон, скальный пояс, разбитый на несколько частей, между которыми можно безопасно пройти по осыпи. Затем снова средняя осыпь.

Озеро

1.5

20мин

Выход из цирка по крупным камням, затем по средней осыпи, поворот вправо и выход к озеру.

Облачно

Выход к р. Юнгур, ночевка между двумя прижимами на берегу

1ч40мин

Обход озеро справа, по зеленому склону правого гребня. Спуск по склону, заросшему густо березкой к истокам Юнгура. Обогнув оконечность бокового правого хребта, спуститься по заросшему осыпному склону к правому притоку Юнгура. Тропа вверх идет вдоль реки по левому берегу, прижимы проходятся понизу по камням. Ночевка между прижимами на берегу реки Юнгур.

Озеро Юнгур

30мин

Проход прижима у самой кромки воды и сразу выход к озеру Юнгур, которое так же огибается по левому берегу.

Облачно

Подъем в цирк перевала Молодых, выход на ледник

3.2

1ч55мин

Подъем к перевалу по склону, заросшему березкой, постепенно набирая высоту. По камням перейти ручей, и подняться на моренный вал, по крупным камням. По гребню морены выход к леднику.

Облачно

Выход с ледника на морену под перевалом

45мин

Ледник открытый, крутизной до 20°, есть трещины, которые легко обходятся. В верхней части ледник выполаживается и закрывается снегом. Перевал Молодых расположен слева по ходу в цирке, невидимом с морены. Подъем в кошках, и по закрытому снегом леднику в связках.

Облачно, ветер

Подъем к подножию перевала Молодых 2А, ночевка

1.1

40мин

Выход на морену в левой части ледника. Подъем по левому склону осыпи до озерка и затем по снежному склону на верхнюю морену у подножия. Есть небольшая стоянка под 2 палатки.

Облачно, ветер

Подъем на перевал Молодых, седловина

3ч45мин

В кошках от лагеря подъем по снежнику 200метров до осыпного кулуара. Далее подъем по левому краю кулуара по перилам на осыпи (50 и 60метров). Третья веревка 40м по снегу направо (по ходу) и закреплена на правой стене кулуара локальной петлей на скальном выступе. Четвертая - на левую сторону кулуара на 2-х скальных крючьях. Склон снежный до 45-50°. Пятая закреплена на скальном выступе в центре кулуара. Шестая - 40м организована за стационарный шлямбур на седловине перевала. Седловина широкая, озеро..

Спуск с пер. Молодых под пер. Москвич

1ч10мин

Спуск по закрытому леднику в связках. Первая ступень спуска до 45° по глубокому снегу. Берг засыпан снегом. Пологий участок ледника - по центру. Следующая ступень ледника 25°. Есть трещины, обход по мостам. Выход на пологий ледник у подножия пер. Москвич .

Подъем на перевал Москвич, седловина

1ч00мин

Подъем по кулуару по средней и мелкой слежавшейся осыпи крутизной до 35-40° . Седловина неширокая скальная расщелина.

Спуск по леднику Гляциологов до реки Л. Шавла

1ч30мин

Спуск по центру закрытого ледника уклоном 10° в кошках и связках. Местами видны засыпанные трещины. После перевала Орбита ледник поворачивает налево, сужается и крутизна его увеличивается до 20°. Держаться середины ледника. Справа ледник сильно изрезан. Трещины обходить по снежным мостам. Попеременная страховка через ледоруб. Выход на открытый ледник и по срединной морене спускаться по леднику. В конце перейти на левобережную морену и вдоль ледника выйти к истокам Л. Шавлы.

Пасмурно, снег

Выход в лесную зону, ночевка

1.2

35мин

По камням перейти на правый берег ручья и по берегу идти в сторону леса. Ночевка в кедраче на мху.

Пасмурно

Спуск вдоль Лев. Шавлы до слияния, переправа через р. Прав. Шавла, оборудованная стоянка

1ч30мин

Тропа по правой стороне реки среди зарослей березки. Перед скальными сбросами тропа уходит круто вниз к реке по травянистому буреломному склону. Затем она вдоль реки обходит разделяющий гребень и выходит к бревнам для переправы двух рукавов Правой Шавлы. Желательна страховка на бревне, натянутой, как перила веревкой, для прохождения с рюкзаками. На правом берегу есть хорошие оборудованные стоянки сразу около переправы.

Утром пасмурно, дождь.

Нижнее Шавлинское озеро (радиально)

2.5 (в одну сторону)

35мин

Конная тропа идет по правому берегу Шавлы вверх и вдоль правого лесного берега озера.

Долина реки Шавла - долина реки Шабага, обед

13.3

2ч45мин

Тропа конная, хорошо набитая по правому берегу. После слияния рек Шавлы и Шабаги тропа поворачивает направо вдоль Шабаги, уходит в лес и начинается подъем 15°. Через 3км от слияния, есть хорошие стоянки на берегу.

Пасмурно, дождь

Подъем по долине Шабаги, левый приток

3.6

50мин

Хорошая тропа по лесу, переправа через приток по мостику из бревен.

Подъем на плато Ёштыкол, ночевка

4.3

1ч10мин

Тропа идет по лесу, постоянно вверх, затем выходит к реке и по камням у самой кромки воды, обходит прижим. Затем еще один подъем, и выход на плато Ёштыкол. Переход ручья по камням и здесь на стоянке ночуем.

Пасмурно, снег

Перевал Орой н/к – ручей Орой

1ч35мин

Грунтовая дорога, через заболоченное плато идет прямо к перевалу Орой. Ярко выраженного перевала и седловины нет, дорога по плато плавно набирает высоту Седловина перевала травянистая, очень широкая, заболоченная и довольно ровная. Далее дорога поворачивает направо до ручья и далее идет через плато к реке Маашей.

Облачно, иногда мелкий снег

Плато Ештыкол, выход к реке Маашей

14.5

2ч05мин

Дорога грунтовая пересекает плато и спускается до реки Маашей. Ручей Карасу высох, воды по дороге нет.

Мост после слияния рек Маашей и Чуя

5.4

1ч10мин

Разрушенная землетрясением грунтовая дорога вниз к мосту у поляны Мажой на слиянии рек Чуи и Маашей. Оборудованные стоянки.

(Сейчас мост разрушен, натянут трос. Комментарий 2015г)

Заброшенная плотина на р. Чуя, Чуйский тракт

1ч00мин

Хорошая тропа, обходящая поверху два прижима, выходит к Чуйскому тракту. Здесь на берегу реки Чуи есть стоянки для ночевки.

Облачно

4.6. Техническое описание маршрута.

4.6.1. Перевал Аккем 1Б, 3334м (через вершину 3334м)

Фото 3. Подъем на перевал Аккем со стороны р. Кучерлы

Пер. Аккем (GPS N49 91.388 E 86 48.502, высота 3299м, №12 по таблице 4.13.2)

Расположение:Катунский хребет Алтая, Белухинский узел

Соединяет:долину реки Кучерла и реки Ак-Оюк через вершину 3334м

Дата прохождения:05 августа 2009г., со стороны реки Кучерла. Снята записка2009г, группа из г. Хабаровска, рук. Евстропов А.П.

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки на морене (под перевалом) до ночевки – 6 ч 25 мин.

Снаряжение, используемое группой:высокогорные ботинки, ледорубы, каски

Описание прохождения

Подъем.

От места ночевки поднимаемся по некрутому травянистому склону, затем по небольшой морене, и далее по камням вдоль ручья. Выходим на моренный вал, и по его гребню подходим под перевал.

Фото 4. Кулуар подъема на перевал Аккем 1Б

Поднимаемся по средней (местами крупной) осыпи, склон 35°-40°, держась сначала правого борта. Чем выше, тем живее камни и осыпь мельче. Идем уже по центру осыпи, закладывая серпантин. Поднявшись где-то метров 150, поворачиваем налево в кулуар перпендикулярного отрога с вершины нашего перевала. По краям кулуара идут разрушенные скалы. Поднимаемся плотной группой по неприятной живой осыпи, покрытой мокрой плесенью и поэтому скользкой, до конца кулуара. Здесь направо идет другой кулуар крутизной 30°, в направлении седловины гребня, находящейся правее метров на 200 от вершины. Пройдя метров 250, вышли на правую седловину. Здесь тура нет. С другой стороны крутой обрыв, лучше на край седловины не подходить. Начали подъем траверсом по направлению к вершине плотной группой, помогая друг другу, по обледенелым, со свежим снегом, разрушенным скалам. Идем чуть ниже самого гребня, здесь далеко от края и безопаснее.

Фото 5. Прохождение разрушенных скал по гребню к вершине Аккем

На вершине есть тур. Перешли теперь на правую сторону гребня, после вершины он здесь положе, а крутые сбросы находятся с левой стороны. Идем вдоль гребня до седловины перевала метров 350-400 по крупной осыпи, засыпанной снегом. Скользко. Здесь есть тур. На седловине возможна ночевка.

Фото 6. Переход с вершины на седловину перевала

Фото 7. Команда на перевале Аккем 1Б.

Спуск

Спускаемся в долину Ак-Оюк, глиссируя по мелкой осыпи. Далее по моренным валам идем до пологого места на морене со снежником и водой.

Фото 8. Спуск с перевала Аккем 1Б

Фото 9. Спуск с перевала Аккем в долину р. Ак-Оюк

Наименование участка

Характеристика

Опасности

(рекомендуемая страховка при прохождении)

Поверхность

Крутизна

Протяжен

ность

Подъем по кулуару до правой седловины пер. Аккем 1Б

Крупная и средняя осыпь

35°-40°

750м

Падение вниз по склону. Камнеопасность. Скользкие камни, покрытые мхом. Подъем плотной группой. Страховка- ледоруб, каски.

Переход с правой седловины на вершину Аккем

Обледенелые разрушенные скалы

15°-20°

200м

Падение вниз по склону.

Обледеневшие скалы. Страховка- ледоруб, каски.

Переход с вершины на левую седловину

Крупная осыпь среди разрушенных скал

10°-15°

400м

Падение вниз по склону.

Обледеневшие скальные уступы. Страховка- ледоруб, каски.

Спуск по склону до морены у подножия

Средняя и мелкая осыпь

35°-40°

600м

Падение вниз по склону. Камнеопасность.

По осыпи спуск глиссером плотной группой. Страховка- ледоруб, каски.

Особенности прохождения перевала:

Перевал редко посещаем насквозь. На подъеме со стороны Кучерлы довольно крутой осыпной склон, с множеством не слежавшихся камней, прохождение по 1Б возможно только через вершину Аккем 3334м, по разрушенным скалам.