Автор: Алексей Семенов, Ярославль

Горный поход. От Вальбоны до Фефа

Пройти от Вальбоны до Фефа (не знаю, как по-другому написать это русскими буквами) мы решили давно. В принципе, горных троп в этих местах очень много, из обеих деревень, но этот маршрут показался нам наиболее удобным в плане наличия автодорог до его начала и конца, а, соответственно, возможности приезда и уезда автостопом. Расстояние на первый взгляд кажется небольшим, километров пятнадцать, если по прямой, но на самом деле оно раза в три больше, учитывая серпантин и перепады высот.

Многие проходят маршрут за день, практически пробегают его на скорость с раннего утра до темноты. Мы видели пару таких групп с гидами. Туристы идут налегке, только лишь с маленькими рюкзачками, в которых бутылка воды и куртка на случай дождя, и идут они в таком темпе, что по сторонам смотреть совершенно некогда, всю дорогу только в ноги, чтобы не запнуться. Для нас такой вариант кажется не интересным, лишенным всякого смысла, потому и двигались мы гораздо медленнее, запечатлевая каждое красивое место на фото, видео, и главное - в своей собственной памяти, а красивых мест там просто неисчеслимое количество! На прохождение маршрута у нас ушло три дня.

После Вальбоны дорога закончилась, асфальт уперся в мощные бетонные блоки, в этом месте располагался отель и большой деревянный ресторан, который, видимо, никогда не бывает пустым. В ресторане было полно народу, все пили пиво и галдели на разных языках. Были и туристы, отдыхающие, спустившись с гор, и местные жители, специально приехавшие "расслабиться". Мы тоже решили перекусить на дорожку. Цены на еду в горных ресторанчиках, конечно, завышены, но других альтернатив нет, магазины в деревнях либо отсутствуют совсем, либо представляют собой крохотный сарайчик, в котором кроме сухого риса практически и купить нечего, даже хлеба нигде нет. Странно это, не понятно, где берут продукты местные жители. В ресторанах же есть своя особенность - это отношение официантов к клиентам. Им совершенно по фигу, что пришли туристы и хотят что-нибудь съесть, на их лицах полное равнодушие и отсутствие заинтересованности, и такое поведение никак не зависит от количества клиентов, хоть их битком, хоть совсем нет. Трижды мы бывали в таких заведениях, и везде одинаково.

После обеда вышли на тропу. Вначале она проходит по каменистому руслу реки Вальбоны и не представляет никаких трудностей. Река как таковая существует, по видимому, только весной, когда в горах тает снег, а сейчас, после жаркого сухого лета, воды не осталось совсем. Широкое русло её покрыто толстым слоем белых округлых камней, на которых каким-то чудом растут невысокие молодые сосны с длинными иголками. Не знаю, как им удаётся устоять, когда река полноводна..? Сосенки эти очень симпатичные, кажется, будто их кто-то специально насажал, бродили среди них, фотографировали пейзажи, никуда не спеша. К сумеркам дошли до маленькой деревни на склоне холма - несколько старых каменных домов. Деревня оказалась почти не жилой, все дома брошены уже давно, только в одном светились пара окошек. В саду, рядом с одним брошенным домом, обнаружили большое дерево алычи, натолсто усыпанное спелыми ягодами, объелись от души! Алыча вкусная, сочная, по вкусу похожа на абрикос. Сейчас в Албании как раз алычовый сезон, мы и в других местах, в садах встречали такие деревья, только там много не съешь, а тут - халява! На самом деле местные не особо и собирают её, как и любые другие ягоды, алыча переспевает и осыпается, так что без зазрений совести можно при случае угощаться, всё равно большая часть её пропадёт. Наелись алычи, и поставили палатки на вершине холма, на ровной травяной лужайке.

Ночи в горах, как и ожидалось, оказались холоднее, чем в прибрежной полосе, к тому же воздух более влажный, палатка сильно отсыревала изнутри. Утром к нам пришли гости - целая большая отара овец, толстых и очень шерстяных. Удивительно, как тщательно они объедают траву, после них поляна становится будто покошеной косой, настолько ровно и тщательно овцы обгрызают каждую травинку! После завтрака мы заглянули в единственный жилой дом в округе и оказалось, что живут в нем только двое детей, мальчик лет двенадцати, Мануэль, и девочка, немного постарше, скорее всего его сестра (имя сложное, не запомнил). Взрослых мы не видели ни вечером, ни утром, из чего и сделали вывод, что они живут там одни. Пообщались на пальцах с Мануэлем и продолжили путь.

Теперь тропа пошла в гору, сначала плавно, постепенно подъем становился всё круче, и потом вовсе превратился в эдакий пешеходный серпантин. Вот странное свойство имеют горы, смотришь со стороны - кажется вообще невозможно через них перелезть, практически вертикальные скалы окружают со всех сторон кольцом, а тропинка идёт всё выше и выше. Вроде ещё немного, и упрется она в скалу, и придётся тогда возвращаться назад, а она всё не заканчивается. Подъем нелегкий, но затраченные усилия с лихвой окупаются красивейшими видами, и хочется идти дальше, потому что точно знаешь - через пару десятков метров взору откроется новая панорама, ещё красивее и грандиознее той, от которой так трудно оторвать глаз! Так мы и шли весь день, подолгу зависая на каждом повороте, иногда немного отклоняясь от маршрута, но потом вновь возвращаясь на него - в горах нетрудно и заблудиться, если не знаешь здешних мест и идёшь без проводника. Случилось так, что мы дошли до заброшенной кафешки, наверное летом она работала, а сейчас, в конце сезона, её оставили. Кафешка простейшая - домик и навес для туристов из палок, столы и сиденья из стволов деревьев - такие часто встречаются на маршрутах. От этой кафешки мы пошли дальше по тропе, совершенно точно уверенные, что это продолжение нашей тропы. Шли довольно долго, углубились в лес, потом полезли круто в гору - а тропа вдруг взяла и закончилась. Оказалось, что она вела только до маленькой каменистой площадки напротив водопада, и продолжения не имела. Водопад, небольшой даже весной, сейчас почти совсем иссяк, и представлял собой лишь тонкую струйку воды. Вот и получилось, что больше часа времени мы потеряли из-за того, что перепутали тропы, пришлось возвращаться назад и искать основной маршрут. День заканчивался, а до перевала мы с Ильей так и не дошли, пришлось ночевать на горе. Найти подходящее место для двух палаток оказалось непросто, и как только попалась крохотная площадка, грязная, но относительно ровная, мы тут же на ней и поставились.

Ночь была очень холодной, наверное самой холодной за всё путешествие. Ещё вечером, когда ложились спать, изо рта уже шёл пар, а к утру температура вообще была близка к нулю, так мне показалось.

Утром, выглянув из палатки, я обнаружил, что мы находимся в облаке. Ветер ночью пригнал его, и оно повисло тут, зацепившись за гору, всё окружающее пространство было едва различимо, будто в тумане. Палатки отсырели изнутри настолько, что вода стекала ручьями. Сушить их не стали, в такой сырости это заняло бы часа два, не меньше, так мокрые и собрали. Ни еды, ни воды у нас на тот момент уже не было, но была большая надежда, что через несколько сотен метров мы должны придти в горное кафе, обозначенное на карте.

Ещё накануне вечером хотели дойти до него, но увидев, пусть и не очень хорошую, но все же более-менее подходящую для палаток площадку, решили не рисковать, ведь если бы кафешки не оказалось, пришлось бы возвращаться назад, а спускаться по скале в темноте, хоть и с фонариками, опасно.

Карта не обманула, и метров через двести мы увидели традиционный навес из палок, покрытый соломенной крышей, рядом с ним стоял домик из плёнки, похожий на походную баню, из торчащей трубы шёл дымок. Из пленочного дома появился человек, упитанный и лохматый, напомнивший мне главного персонажа фильма "Здравствуйте, я ваша тётя!". Сходство это ещё более усилилось, когда человек увидел нас и заговорил. Звали его Джовали и был он очень своеобразный и прикольный, всё время строил рожи, загадочно прищуривал глаз, кокетливо моргал, и во всем его поведении явно прослеживался оттенок "голубизны". Джовали являлся хозяином и единственным работником кафе, всё лето он жил на горе один безвылазно, только продукты ему периодически кто-то доставлял. Цены на еду он, конечно, сразу загнул большие, но мы объяснили ему свою малоденежную сущность и сразу получили скидку, а так же по паре стаканов горного травяного чая совершенно бесплатно. Пока трапезничали, подошли две девушки немки, запыхавшиеся и взмыленные, пробегающие маршрут на скорость. Передохнули десять минут, набрали воды и побежали дальше. Вскоре и мы, подкрепившись, попрощались со странным человеком Джовали, сфотографировались на память, и продолжили своё неспешное восхождение на перевал.

На самом верху горного хребта растительности почти не было, в основном только голые скалы, да кое-где немного травы среди камней. Пейзажи стали ещё более впечатляющие: внизу под нами простиралось огромное ущелье, на дне которого тонкой белой полосой виднелось высохшее русло реки, вдалеке едва можно было различить крохотные домики деревни Вальбона, из которой мы начали путь, асфальтовую дорогу уже не было видно совсем. Когда деревья закончились, появилось эхо, отражающееся от ровных каменных стен, только было оно не традиционное, долгое и раскатистое, а короткое, зато громкое и чёткое. Каждые сделанные несколько шагов порождали новые шикарные виды, давая вдохновение для фотографирования, и этот скалистый участок перед перевалом на продолжительное время притормозил нас.

Но вот, наконец, и самая вершина - перевал! Красота с обеих сторон!!! Наверху было ветренно, облака перетекали через хребет, закручивались, и постепенно растворялись в воздухе. Тропинка пошла вниз. На другой стороне горы природа была совсем иная. Сначала мы вышли на обширные, почти плоские, лужайки, покрытые сухой золотистой травой, на которых в большом количестве росли кусты можжевельника и шиповника. Погуляли по ним, отдохнули немного от крутых подъемов и спусков. Ещё ниже начался высокий лес. Не знаю, что это за деревья, большие и гладкие, с мощными корнями, частично виднеющимися на поверхности земли, с раскидистыми кронами. Лес покрывал три четверти склона, по которому мы спускались, живописный и загадочный, поросший мхом, со множеством старых поваленных деревьев, некоторые вырваны с корнем - видимо здесь прошёл полосой ураган.

Через лес мы спустились прямиком в одну из деревень, которых в поле зрения было несколько, но это был ещё не Theth, до него пришлось прогуляться несколько километров, только оттуда есть дорога в цивилизацию. Эти места оказались более туристическими, чем окрестности Вальбоны, ещё на спуске нам несколько раз попадались группы немцев, а в самом Фефе туристов было уже много, и пеших с рюкзаками, и на джипах. По всей деревне гостиницы и рестораны, все большие ровные поляны огорожены заборами и превращены в платные кемпинги. Спрятали рюкзаки под куст, прогулялись туда-сюда, и поспешили на дорогу, в надежде уехать этим же вечером, даже ужинать не стали.

За мостом, судя по карте, начинается нормальная асфальтовая дорога, ведущая к трассе на Шкодер. Но, как выяснилось, это только на карте, в реальности дорога представляла собой кривую каменистую колею, серпантином взбирающуюся по склону очередной горы. Часа полтора простояли в ожидании транспорта, постепенно теряя надежду уехать, дорога тупиковая, машины могут быть только местные. Проехали несколько внедорожников, забитых под завязку. Один джип был наполовину пустой, застопился, но запросил немыслимую цену в тридцать евро за дорогу в 80 километров, и торговаться не хотел. Большинство местных машин, как мы поняли, занимаются здесь платным извозом, собирают по гостиницам туристов, и доставляют их в Шкодер, а автостопом возможно уехать разве что на каком-нибудь грузовичке, но их мало, и ждать оказию можно очень долго. Вечером грузовички никуда не ехали, простояв до темноты, мы вернулись в деревню, и пошли ужинать в маленький ресторанчик напротив моста. После трапезы ещё раз перешли мост, и заночевали неподалёку от дороги на присмотренной заранее поляне, в окружении зарослей ежевики.