Горы мира > Западная Европа >

Автор: Максим Фойгель, Краснодар

Южные стены Альп

Когда говорят про большие стены в Альпах, как правило имеют ввиду холодные и суровые стены, ну например, как северная стена Гранд Жорас, или Эйгера, или Маттерхорна. А что же с теплыми и комфортными южными стенами? Вашему вниманию топ-3 больших южных стен Альп.

Disclaimer

Разумеется в Альпах можно отыскать множество и южных и северных стен, и описанию их не будет конца. Здесь же специально отобраны три абсолютно разных стены на трех абсолютно разных вершинах в трех абсолютно разных районах. И такой выбор сделан только лишь для того что бы познакомить читателя со всем многообразием возможностей для технического альпинизма в Альпах. Ну а что бы знакомство было полным, на каждую стену по одному маршруту. Маршруту не слишком трудному, но и не слишком простому, этакая классика по стене.

Дахштайн

Первый кандидат на попадание в большую тройку это карстовый массив Дахштайн (Dachstein, 2995 м). Расположенный в Австрии на границе федеральных земель Штайнмарк и Оберостеррайхь это самая восточная вершина из нашей тройки и вторая по высоте в северных Альпах. Массив состоит их четырех вершин Торштайн, Миттершпитц, Высокий и Низкий Дахштайн. На севере склоны покрыты оледенением и не представляет особого интереса для альпинистских восхождений. А вот на юг массив обрывается огромной практически 900-метровой стеной.

Массив Дахштайн: Торштайн, Миттершпитц, Высокий Дахштайн (слева направо), источник: www.bergfex.com

Первовосхождение на вершину датировано 1834 годом. Братья Pater и Karl Gappmayr поднялись с севера через ледник Gosau.
Довольно интересный маршрут по южной стене появился в 1982 году. Klaus Hoi, Hugo Stelzig и Fritz Walcher проложили отличную линию «Indirekte» (900м 6а/6b). Его нахваливают как чуть ли не самый лучший в северных Альпах: очень разнообразное лазанье, хорошие прочные скалы, практически нет стационарных точек страховок, логичная линия.

Маршрут по южной стене Дахштайн «Indirekte» 900м 6b, источник: www.servustv.com

Мармолада

«Montagna perfetta» так иногда называют итальянцы наивысшую точку Доломит Мармоладу (Marmolada, 3344м). В чем то схожая со своим восточным коллегой, Мармолада сложена известняками, так же с севера в долину спускается ледник, в то время как южные стены отвесны и довольно внушительны, с перепадом около 800 метров.

Вид на южную стену Мармолады с высоты птичьего полета, источник: www.fankhauser.at

Первовосхождение на главную вершину Punta di Penia совершили Paul Grohmann в сопровождении Angelo и Fulgenzio Dimai в сентября 1864 года.

Абсолютным хитом на южной стене считается маршрут Heinz Mariacher и Luise Jovana «Moderne Zeiten» (1000м 6b+), можно перевести как «Настоящее время» в историческом контексте, пройденный в июле 1982 года. Этот маршрут до сих пор считается мега классикой среди экстремальных маршрутов в Альпах. Не смотря на относительно умеренную категорию трудности, маршрут очень насыщенный и трудоемкий, требует от претендентов солидного альпинистского опыта как в работе с железом,так и в умении найти правильную линию. Маршрут выводит на «зимнюю вершину» массива Мармолады Punta Rocca, в подавляющем большинстве хорошие монолитные скалы, ключ маршрута в начале стены.

Маршрут «Moderne Zeiten» 1000м 6b+, источник: www.heinzmariacher.com

Ля Меж

В 150 км южнее Монблана, во французской провинции Дофин (Dauphine), находится крайнее значимое поднятие Альп — горный район Дофин с самым западным четырех тысячником в Альпах Бар дез Экран (Barre des Ecrins, 4102м). Вторая по высоте вершина района Ля Меж (La Meije, 3983м) с 800 метровой южной стеной относиться к наиболее трудным и протяженным южным стенам в западных Альпах. В отличие от Дахштайн и Мармолады, Ля Меж значительно выше, с большим оледенением, требует от восходителей не только опыта скальных восхождений, но и понимания условий высокогорья, где необходим полный арсенал альпинистского снаряжения.

Вид на южную стену из долины, источник: www.npm.pl

Вершины массива Ля Меж находятся в гребне, протянувшегося с запада на восток, это Pic du Glacier Carre (3857м), Grand Pic de la Maije (3983м), Pic Central (3974м) и Meije Orientale (3890м). В июне 1870 года пятерка Reverend Coolidge, Miss Brevoort, Christian Gertsch, Ulrich и Christian Almer достигает вершины Pic Central. Семь лет спустя в 1877 году удается подняться на Grand Pic de la Maije французам E. Boileau de Castelnau, Alexandre Tournier, Franсois и Leon Simond.

Пожалуй самую интересную линию по южней стене посчастливилось проложить в 1935 году двойке Pierre Allain и Raymond Leininger. Со второй попытки французам удалось полностью пройти южную стену и выйти на Grand Pic de la Maije (900м 5с). Маршрут получился очень насыщенным, крутые гранитные скалы, разнообразное лазанье, к этому можно добавить не простой спуск по по классическому гребню и протяженность стены, в итоге получился очень серьезный альпинистский маршрут, который по праву относиться к классике Альп.

Маршрут Allain и Leininger по южной стене La Meije 900м 5с, источник: www.camptocamp.org