Автор:Елена Титкова, ТК «Вестра»

Отчет об исследовании перевалов района вершины Аютор, расположенном в северных отрогах Центральной части хребта Терскей-Алатау, проведённом группой туристов на горном маршруте 3 к.с. в августе 2004 года

1. Справочные сведения

• Продолжительность маршрута: 20 дней
  • Протяженность маршрута: 170 км
  • Маршрут путешествия:
  • г.Каракол – ущелье реки Чон-Кызылсу - пер.Котор(1Б,4264) – пер.Ашутор(1Б,4172) - пер.Соан 1(2А,4054) – пер.Димитрова(2А,3800) – пер.Гастелло(1Б,3994) - верховья сев. истока реки Аютор Зап. - радиальные выходы на перевалы Кызыл-Джар(1А*,3770), Аютор Зап.(1Б,3890), Вестра(1Б,3890), Аютор Вост.(1А*,3900), Двойной(1Б*,3870), Аютор(1А,3820), Боковой(1А,3750) – пер.Вестра, (1Б,3890), первопрохождение – ледник Центрального истока реки Ирдычка -ущелье реки Ирдык – пос.Дыйшин – г.Каракол
  • Список участников: Ариничев П.В., Богданова Ю.И., Виданов В.Л., Герасимова И.И., Громов Д.С., Исаковский А.Н., Котиков А.П., Лавренко Г.В., Миронова Г.Д., Шипилина Н.П., Титкова Е.П. – руководитель группы
  • Маршрут утверждён: МКК клуба туристов Вестра г. Москвы в составе: Джулия А.В., Никонорова А.Г., Ключника А.В.

2. Вступление

Хребет Терскей - Алатау – удивительно красивый и разнообразный горный район с большим количеством сюрпризов. Туристы, приезжающие сюда для совершения горных туристских походов, привыкли заезжать на маршрут и возвращаться после его завершения по четырём популярным ущельям: Чон-Кызылсу, Джетыогуз, Каракол и Алтын-Арашан. Спора нет, все эти ущелья очень красивы. Но многие не знают, что есть ещё одно короткое красивое ущелье, которым удобно возвращаться на озеро Иссык-Куль после завершения маршрута. Это ущелье реки Ирдык, которое находится между ущельями Джетыогуз и Каракол. Его давно посещают местные туристы и альпинисты, а теперь сюда водят иностранцев, приезжающих посмотреть Киргизию. И это стоит того. Давно ещё в Советское время я купила книжку И. Третьяка «Туристские маршруты в горах Терскей Ала-Тоо», изданную в 1971году. Ниже я привожу выдержку из этой книги.

«Ущелье реки Кызыл-Джар (западный исток реки Ирдык) привлекает своей необычной красотой. В процессе длительного выветривания ярко-красных горных пород борта ущелья прибрели фантастические очертания дворцов, пагод и узорчатых башен, украшенных тёмно-зелёными пятнами и полосками еловых лесов и кустарников. Необычные формы склонов, чередование красных и зелёных красок на фоне голубого неба производят неизгладимое впечатление. К сказанному можно ещё добавить видимое за грядой невысоких холмов синее зеркало озера Иссык-Куль и поднимающиеся за ним многочисленные снежные вершины хребта Кунгей - Алатау.»

В начале 2000-х годов это описание привлекло моё внимание, и я стала выяснять, какие перевалы связывают реку Ирдык и её верховья с соседним районом, где находится доминирующая в этом районе вершина Аютор (4320 м) и интересный массив скальных вершин Иссык-Кульские Перья с максимальной высотой 4142 м. В перечень Высокогорных перевалов, изданный в 2001 году, по этому району включены перевалы: Кумбель, Аютор, Аютор Сев., Аютор Южн. (Жукова), Иссык-Кульские Перья, Козья тропа, ну и традиционные перевалы: Призывников, Гастелло, Телеты. О последних 3-х перевалах в этом отчёте я не рассказываю, по причине того, что они давно и часто посещаются и хорошо описаны в отчётах. По первым 6-ти перевалам в начале 2000-х годов я нашла информацию в библиотеке Московского клуба туристов только по перевалам Аютор Южн.(2Б) и Козья тропа (1А) - акклиматизационный перевал из ущелья реки Каракол через боковой хребет в то же ущелье. Этой информации мне было недостаточно. Наиболее полную информацию о перевалах Аютор, Аютор Сев., и Иссык-Кульские Перья, наверно, можно было бы получить у местных туристов и альпинистов. Но времени на такую работу у меня тогда не было.

В 2004 году я собралась в поход 3-ей категории сложности в горы Терскей – Алатау с группой туристов из турклуба Вестра. Для этого я приобрела цветную топографическую карту этого района. С этой карты была зарисована карта-хребтовка района вершины Аютор. На эту карту были нанесены девять перевалов из перечня Высокогорных перевалов. После этого было легко заметить, что на карте остаётся много пустых мест, где могут находиться другие неизвестные для меня перевалы, которые, вполне возможно, даже не пройдены туристами.

Поэтому в этом походе в конце маршрута были запланированы полтора дня для разведки перевалов этого узла и два дня для прохождения перевала в бассейн реки Ирдык до посёлка Дыйшин (Ирдык), от которого по автомобильной дороге можно быстро доехать в город Каракол (Пржевальск).

При подготовке к походу после изучения отчётов библиотеки Московского клуба туристов была найдена информация ещё об одном перевале этого района, который не был включён в перечень Высокогорных перевалов, – это перевал Аютор Центр. категории сложности 3А, прохождение этого перевала описано в отчёте Фролова Н.С. № 2819. Этот перевал мы тоже нанесли на карту.

В горах в конце маршрута после прохождения перевала Гастелло группа встала лагерем в верховьях правого истока реки Аютор Зап. на высоте 3450 м. В течение запланированных полутора дней мы сделали радиальные выходы на перевалы: Кызыл-Джар(№2 на карте-схеме), Аютор Зап.(№3), Вестра (№4), Аютор Вост.(№5, другое название Ашутор), Двойной (№7), Аютор (№8). Перевал Боковой (№6) был пройден насквозь, потому что так было удобнее возвращаться в лагерь. Участники радиальных выходов (не менее 2-х человек на каждый перевал) были связаны со мной с помощью рации. Туры были найдены только на 2-х перевалах: на перевале Аютор (№8) и на перевале Аютор Вост. (№5, другое название Ашутор). На остальных перевалах мы сложили свои туры и дали им географические названия. Для сквозного прохождения в бассейн реки Ирдык из этих перевалов мы выбрали наиболее интересный, который назвали в честь нашего клуба туристов Вестра. В последующие 2 дня мы прошли перевал Вестра и добрались до города Каракол (Пржевальск). На сделанную нами и представленную в этом отчёте карту-схему все перевалы нанесены. Впоследствии в обновлённый перечень Высокогорных перевалов были занесены те перевалы этого района, которых ранее там не было.

После прохождения маршрута я неоднократно предоставляла свои сведения о перевалах района вершины Аютор туристским группам, идущим в горы Терскей-Алатау. Эти группы дополнили сведения об этих перевалах. В 2006 году в этом районе побывали две группы детско-подросткового клуба туристов «Преображение» под руководством Чистяковой М.В. и Сергиевской Н.П., которые прошли перевалы Кызыл-Джар (№2), Аютор (№8), Иссык-Кульские Перья (№15) и дали их описания в своих отчётах, которые находятся в библиотеке Мосгорсютура. В этом отчёте я привожу копии фотографий из отчёта Чистяковой М.В. под грифом «дополнительные фото (Доп. фото)» и в тексте даю ссылки на эти фотографии. За последние годы накопилась информация в интернете. Уже нет путаницы с перевалом Аютор (№8). А недавно мне удалось разыскать в интернете отчёт Бочковского С.В. из г. Киева по маршруту 3-ей кат.сложности, совершённом аж в 1979 году. Этот маршрут он начинал из города Каракол в ущелье реки Ирдык и первым его перевалом был перевал Аютор Сев. (№9). Но тем не менее информации пока ещё недостаточно. Поэтому по прошествии стольких лет я всё же собралась написать этот отчёт.

3. Описание верховьев реки Аютор Западный

В районе верховьев реки Аютор Зап. находится много перевалов разной категории сложности. Вереница цирков этих перевалов тянется с юго-востока на северо-запад, постепенно заворачивая на юго-запад (фото № 1). Со стороны реки Аютор Зап. цирки этих перевалов – скально-осыпные, местами покрыты травой и разделены между собой скально-осыпными отрожками. Только самый восточный перевал Гастелло имеет в своём цирке ледник. Часть этих перевалов хорошо просматривается уже из долины реки Телеты (фото № 2).

В верховья реки Аютор Зап. снизу идёт тропа вдоль реки. Сюда иногда приходят киргизы, чтобы пасти скот. В большинстве цирков этих перевалов можно найти воду, так как даже в августе здесь попадаются тающие снежники. Истоки реки Аютор Зап. протекают в глубоких оврагах в виде маленьких ручьёв и к концу лета могут пересыхать. Хуже всего с водой в цирке перевала Аютор. Наш лагерь был как раз в этом месте на высоте 3450 м и за водой нам пришлось ходить около 100 метров к небольшому снежнику и добывать там воду по капле. Лучше всего с водой в цирке перевала Вестра, здесь восточнее в замкнутом цирке перевала Аютор Вост. снега достаточно много и в камнях текут хорошие ручьи. Поэтому при прохождении перевалов Кызыл-Джар(Ирдык), Аютор Зап., Вестра, Аютор Вост. рекомендуется устраивать ночлег напротив перевала Вестра, где есть вода.

4. Описание ущелий рек Ирдык, Кызыл-Джар, Ирдычка

Из города Каракол в ущелье реки Ирдык можно доехать рейсовым автобусом по маршруту: г. Каракол – с. Дыйшин – с. Ирдык. Расстояние составляет около 8 км. Селение Ирдык расположено на правом берегу одноименной реки. Река Ирдык протекает на юго-западной окраине села. Здесь она вытекает из ущелья на равнину Иссык-Кульской котловины. Дальше нужно подниматься в ущелье по грунтовой дороге, которая сначала идёт по левому берегу реки, а потом по мосту переходит на правый берег. Через 10 км от селения Ирдык дорога приводит к месту слияния рек Восточный Ирдык и Кызыл-Джар. Здесь расположен кордон лесничества и до него можно заказать транспорт из г. Каракол. Чуть выше слияния рек нужно перейти через реку Вост.Ирдык и двигаться вверх по дороге, идущей по правому берегу реки Кызыл-Джар. Через 5 км от кордона встречается летний лагерь животноводов, который стоит на большой поляне недалеко от слияния рек Кызыл-Джар и Ирдычка. Реку Ирдычка нужно перейти по мосту на её левый берег. Здесь дорога кончается, начинается зона леса. Далее вверх идёт набитая конная тропа, которая поднимается на широкий лесистый водораздельный гребень между реками Кызыл-Джар и Ирдычка. Если целью движения является подъём в верховья реки Ирдычка, где расположен ледовый цирк перевалов Аютор Зап., Вестра, Аютор Сев. и Иссык-Кульские перья, то через час пути нужно опять перейти через Ирдычку по мосту и двигаться вверх по её правому берегу по хорошей тропе. Левый берег Ирдычки более заболоченный, но и по нему тоже можно подниматься по еле заметной тропе до морен. После моста лес постепенно заканчивается. Примерно через час подъёма тропа выводит к мощному роднику, вода которого, сливаясь с рекой Ирдычкой, почти удваивает её поток. Родник расположен у нижней линии зарослей арчи около большого валуна в пятидесяти метрах к востоку от русла реки. В этом месте альпинисты делают стоянку при восхождении на вершины Иссык-Кульские Перья и Восток-4.

На вершину Восток-4 альпинисты г. Пржевальска (Каракол) впервые поднялись в августе 1962 года и назвали её в честь космического корабля Восток-4, запуск которого был произведён в дни восхождения на эту вершину. На вершине Восток-4 было обнаружено озеро, имеющее вид кратера, диаметром около 40 метров.

От родника подъём по хорошей тропе примерно через полтора часа приводит к крутому конгломератному склону с крупными камнями, который перегораживает ущелье (фото № 29). Тропа здесь кончается. Далее, чтобы дойти до ледника, приходится преодолеть нагромождение крупных обломочных пород красного цвета, размеры которых доходят до 3-х и более метров. Между этими камнями образовались глубокие щели и лабиринты. Преодоление этого участка может занять много времени и здесь приходится упражняться во всех элементах скалолазания. Выше с восточной морены ледника видно озеро Иссык-Куль и ещё отсюда можно хорошо рассмотреть маршруты подъёма на Иссык-Кульские перья (к востоку от ледника) и на вершину Восток-4 (к западу).

От родника на правом берегу реки Ирдычка есть несколько вариантов возвращения в г. Каракол (смотреть схему района реки Ирдык): вариант «а» - это вариант пути, описанный выше (4-5 часов) вариант «б» - по альпийским лугам на запад в ущелье Джеты-Огузское в район курорта Джеты-Огуз (5-6 часов) вариант «в» - по альпийским лугам на восток в ущелье Каракол в район городской гидроэлектростанции (6-7 часов). Последние два маршрута проходят по границе леса и альпийских лугов на высоте 2500 – 2800 метров над уровнем моря, пересекают множество ручейков и позволяют всё время любоваться видами на озеро Иссык-Куль.

В заключении нужно сказать ещё об ущелье реки Кызыл-Джар. Частично это ущелье описано в этой главе на участке от устья реки Вост.Ирдык до реки Ирдычка. После переправы через Ирдычку нужно продолжить подъём на юг вдоль ручья, вытекающего из правого отщелка водораздела рек Ирдычки и Кызыл-Джар. Рекомендуется идти вдоль ручья, потому что на реке Кызыл-Джар есть несколько трудно проходимых мест. Чтобы увидеть очень красивый вид, нужно от ручья у верхней границы леса пройти на юго-запад за лесистый гребень, высокие и крутые склоны которого вместе с грядой скал посреди ущелья представляют по сочетанию форм и красок неповторимое зрелище. За гребнем надо спуститься на запад на обширную травянистую площадку. С площадки – один из красивейших видов на ущелье в сторону севера благодаря чередованию красных скал, стройных зелёных елей, бирюзового потока реки, серебристых ручейков родниковой воды и синего зеркала озера Иссык-Куль за холмами. Далее можно двигаться либо на перевал Кумбель, либо по тропе в район курорта Джеты-Огуз, либо вернуться в село Ирдык по холмам левого борта ущелья реки Кызыл-Джар. На этом пути также очень красивые виды.

5. Описание перевалов

Перевал Кумбель

Перевал Кумбель, н/к, 3394 м, ориентация север – юг, характер перевала травянисто-осыпной, соединяет реку Джетыогуз и центральный исток реки Кызыл-Джар, урочище Суук-Тёр (бассейн реки Ирдык).

Перевал используется местным населением круглогодично, конная тропа на него начинается из ущелья реки Джетыогуз в 2-х км ниже по течению от места впадения в неё реки Телеты Западная. Далее тропа идёт по правому берегу правого ручья, впадающего в реку Джетыогуз. Второе название этого перевала Восток-4 совпадает с названием вершины, находящейся несколько поодаль, и, на мой взгляд, не имеет смысла.

Перевал Кызыл-Джар

Перевал Кызыл-Джар (Ирдык), 1А*, 3770 м, ориентация север – юг, характер перевала скально-осыпной, соединяет верховья реки Аютор Зап. и восточный исток реки Кызыл-Джар (бассейн реки Ирдык).

На перевал был предпринят участниками нашей группы радиальный выход с южной стороны в августе 2004 года. На перевале сложен тур и сделаны фотографии спуска. Это позволило предоставить сведения об этом перевале Сергиевской Наталье Петровне, которая совершила сквозное прохождение этого перевала в 2006 году с группой детско-подросткового клуба туристов «Преображение».

Описание перевала даётся при его прохождении с юга на север. Перевал расположен между вершинами 3880 м и 3822 м (смотреть карту-схему района вершины Аютор) и находится в правой части этого цирка (фото №3). Подъём из верхнего цирка до перевального гребня имеет травянисто-осыпной характер, пологий (менее 30*), простой, перепад высот около 150 м (фото №4). Путь подъёма в верхний перевальный цирк может быть разным в зависимости от того, откуда идёт группа. Если группа направляется конкретно к этому перевалу из долины реки Телеты Зап., то после окончания лесной зоны нужно подниматься по травянистым склонам влево по ходу, постепенно удаляясь от реки Аютор Зап. Если же группа двигается к перевалу после прохождения перевалов Гастелло, Призывников, Аютор и так далее, то лучше выходить в перевальный цирк Кызыл-Джар, сделав «круг почёта» вдоль восточных цирков перевалов Вестра и Аютор Зап., не теряя высоты,и далее перейти через травянисто-осыпной отрог вершины 3822, и после, постепенно траверсируя склон, подниматься к перевалу. Выбор такого пути после прохождения перевалов Гастелло, Призывников и Аютор объясняется тем, что в этом случае трудно пройти напрямую к перевалу Кызыл-Джар, так как тогда придётся сбрасывать высоту, пересекая узкий овраг с крутыми конгломератно-осыпными склонами, в котором протекает ручей, являющийся одним из истоков реки Аютор Зап. Оба варианта подхода к перевалу Кызыл Джар хорошо видны на фото № 3. Поэтому Сергиевская Н.П., направляясь к перевалу Кызыл-Джар от перевала Аютор, не дошла до нашего перевала и поднялась на понижение в гребне правее вершины 3822 и там сложила свой тур. Спуск с перевала её группы в долину реки Кызыл-Джар отличался от нашего варианта только в верхней части и то незначительно. Спуск с перевала на север в долину реки Кызыл-Джар хорошо виден на фото № 5 и № 6, сделанных нами с перевала в 2004 году.

Здесь я привожу описание спуска с перевала, сделанное со слов Сергиевской Н.П. Сначала идёт спуск по мелкой осыпи до пологой части ущелья. Далее движение вниз по мелкой и средней осыпи, не спускаясь к руслу ручья, попадается участок крупной осыпи. Постепенно склон становится травянистым, появляется конная тропа. После окончания левого отрога слева в гребне за этим отрогом позади виден перевал Кумбель. Далее движение по конной тропе.

Перевал Аютор Западный

Перевал Аютор Зап., 1Б, 3890 м, ориентация с северо-востока на юго-запад, характер снежно-ледовый-осыпной, соединяет верховья реки Аютор Зап. и ледник Центрального истока реки Ирдычка (бассейн реки Ирдык).

Участниками нашей группы был предпринят радиальный выход на этот перевал с юго-западной стороны в августе 2004 года. На перевале сложен тур и сделаны фотографии спуска. Описание перевала даётся при его прохождении с юго-западной стороны. С этой стороны перед перевалом расположен широкий скально-осыпной цирк, который хорошо видно на фото № 1. Перевальный взлёт крутой и камнеопасный, но короткий. Можно рассмотреть вариант выхода на перевал наискосок справа налево по осыпям и простым скалам, если группа большая (фото № 7). Спуск на северо-восток снежно-ледовый, некрутой, но в конце лета могут оказаться открытые участки льда (фото № 8). После небольшого участка спуска напрямую вниз можно либо уходить налево на осыпи скального отрога, либо направо, постепенно спускаясь по снегу, лежащему на льду, на середину ледника, где он становится положе. Эти варианты спуска хорошо видны на фото №9, № 21 и № 28 и на доп.фото № 1 из отчёта Чистяковой М.В. по маршруту, сделанному в 2006 году. Дальнейший путь в ущелье реки Ирдык совпадает для всех перевалов этого ледового цирка, это перевалы Аютор Зап., Вестра, Двойной, Аютор Сев., Иссык-Кульские перья.

Перевал Вестра

Перевал Вестра, 1Б, 3890 м, ориентация север – юг, характер перевала снежно-ледовый-осыпной, соединяет верховья реки Аютор Зап. и ледник Центрального истока реки Ирдычка (бассейн реки Ирдык).

Описание перевала даётся при его прохождении с юга на север. На этот перевал накануне его сквозного прохождения был проведён радиальный выход. Перевал понравился, поэтому из всех разведанных нами перевалов мы выбрали его для выхода из горного района к озеру Иссык-Куль. Сквозное прохождение перевала состоялось 18 августа 2004 года. Долгие поиски на перевале какого-либо тура с запиской и отсутствие каких-либо сведений в отчётах и картах, которые мы изучали при подготовке похода, позволили нам дать название этому перевалу в честь нашего клуба Вестра (Ветер странствий), тем более, что географические названия уже были использованы нами на других перевалах этого района.

Заметный осыпной кулуар среди скал, ведущий к перевалу Вестра с юга, хорошо виден почти со всех обзорных мест, с которых были сделаны панорамные фотографии (фото № 1, № 2, № 3). Этот кулуар состоит из мелкой и средней осыпи, камнеопасный. Перепад высот перевального взлёта около 200-250 метров. Крутизна местами доходит до 35-40 градусов, камни живые, идти нелегко (фото № 10 и № 11). Поднимались плотной группой чуть более часа.

За перевалом порадовал живописный ледник с волнистой поверхностью, со множеством маленьких озёр, бурных потоков и с небольшим количеством трещин, которые хорошо видны. Верхняя часть ледника покрыта неглубоким снегом, в нижней части ледник открытый. Крутизна спуска небольшая, но, на всякий случай, идём в кошках и в связках. Варианты спуска такие же, как и с перевала Аютор Зап.: либо влево на осыпь, либо вправо на выполаживающуюся часть ледника и далее по пологой части ледника выйти на центральную морену. В первом варианте не видно, что будет за поворотом скально-осыпного отрога. Выбрали движение по леднику вправо с постепенным пологим спуском. Справа от нас находится вершина Ашутор (в. Ерёмина), с которой падают камни, но они застревают в глубоком снегу под вершиной. Путь по леднику, а также вид на перевалы, выходящие на ледник, представлены на фото № 9, № 13, № 14, №15, № 16, № 21, № 28. Постепенно выходим на середину ледника и далее на морену. На леднике и на морене есть несколько озёр. После выхода на морену некоторое время спускались по ней, далее путь нам преградил «Сюрприз Иссык-Кульских перьев» - каменный завал из крупных камней красноватого цвета, некоторые камни были размером с одноэтажный дом, между камнями узкие проходы. Периодически приходится либо залезать на эти камни, либо спускаться с них в узкие щели между ними. Разбившись на группы. прошли, кто как смог. Сейчас трудно сказать, какой путь лучше. Группам, которые здесь пойдут, можно только посоветовать: прежде, чем влезать в эти лабиринты, нужно внимательно изучить возможные варианты пути. После преодоления каменного завала спуск по крутому конгломератному склону выводит на зелёную террасу, здесь начинается тропа (фото № 29). От перевала до начала тропы потратили 4 часа.

Дальнейший путь по ущелью реки Ирдык описан в главе «4. Описание ущелий рек Ирдык, Кызыл-Джар, Ирдычка». Следует помнить, что от устья реки Ирдычки и ниже встречается много пастбищ и кошей. Поэтому, встретив хорошее место, лучше остановиться на ночлег.

Перевал Аютор Восточный

Перевал Аютор Вост. (Ашутор), 1А*, 3900 м, ориентация восток – запад, характер перевала скально-осыпной, соединяет северный исток реки Аютор Вост. и верховья реки Аютор Зап..Находится у основания вершины Ашутор (в.Ерёмина) в её южном гребне.

Участниками группы был предпринят радиальный выход на этот перевал с западной стороны в августе 2004 года. Перевал, как и вершина Ашутор, хорошо видны от реки Телеты Зап.(фото № 2), но потом при подъёме в верховья реки Аютор Зап. и далее при движении к перевалам Кызыл-Джар, Аютор Зап., Вестра он перестаёт быть видным, так как загорожен коротким скально-осыпным отрогом (фото № 1). Но по мере продвижения выше скально-осыпного отрога скрытый до этого времени цирк перевала Аютор Вост. становится виден, как это отображено на фото № 17.

Подъём к перевалу представляет собой два скально-осыпных взлёта, в сумме около 300 метров набора высоты. Нижний перевальный взлёт представлен на фото № 17, верхний – на фото № 18. Перевал находится в левой (по ходу) стороне верхнего перевального взлёта под вершиной Ашутор. С этого перевала альпинисты поднимаются на вершину. В туре мы сняли записку, написанную на клочке туалетной бумаги, текст буквально следующей: «Перевал Ашутор 3775. Поднимаемся на пик Ашутор 13.05.» Спасибо и за это. В этом районе, если и находишь тур с запиской, то, зачастую, перевал в ней назван ошибочно. Это происходит из-за недостатка сведений об этом районе. Спуск с перевала в долину реки Аютор Вост. имеет скально-осыпной характер, его можно посмотреть на фото № 19 и № 20.

Перевал Боковой

Перевал Боковой, 1А, 3750 м, ориентация север - юг, характер перевала скально-осыпной, находится в боковом отроге, разделяющем цирки перевалов Аютор и Аютор Вост.

Перевал самостоятельного значения не имеет, его можно использовать, чтобы переходить из одного цирка в другой более коротким путём, не спускаясь вниз, чтобы обогнуть скально-осыпной отрог. Обе стороны перевала простые, скально-осыпные. Северную и южную сторону перевала можно посмотреть на фото № 1 и № 23.

Перевал Двойной

Перевал Двойной, 1Б*, 3870 м, ориентация север-юг, характер перевала снежно-ледовый-осыпной, соединяет ущелье реки Аютор Вост. или ущелье реки Аютор Зап. и ледник Центр. истока реки Ирдычка.

Название перевала отражает тот факт, что с южной стороны на него можно выйти из разных ущелий. Со стороны ущелья реки Аютор Вост. можно подняться по скально-осыпному склону (фото № 19, № 20, № 21). А со стороны ущелья реки Аютор Зап. на него можно попасть с перевала Аютор Вост., огибая вершину Ашутор по пологому осыпному склону её подножия (фото № 19). Панорама (фото № 21) сфотографирована с перевала Двойной, куда я перешла траверсом с перевала Аютор Вост.

Спуск на север с перевала просматривается на фото № 21 и № 22. Можно спускаться по снегу или по осыпи, а потом по снегу. Следует обратить внимание, что внизу под перевалом на леднике лежит много камней. Путь вблизи от гребня, отходящего от вершины Ашутор является камнеопасным. В этом случае спускаться лучше подальше вправо от вершины Ашутор. В связи с тем, что выход на этот перевал был сделан радиально с простой стороны и спуск на северную сторону был не полностью виден с перевала, а с ледника этот перевал увидеть тоже не удалось, я не могу рекомендовать сквозное прохождение этого перевала без дополнительного изучения его северной стороны.

Перевал Аютор

Перевал Аютор, 1А, 3820 м, ориентация восток-запад, характер перевала скально-осыпной, соединяет ущелья рек Аютор Вост. и Аютор Зап.

Перевал Аютор наиболее известен среди перевалов этого горного узла. Его ходят давно, тем не менее в 2004 году мы не смогли найти в Москве его описание. Поднявшись на этот перевал с западной стороны в августе 2004 года, мы прошли по гребню этого перевала и нашли в разных местах два тура, в одном была записка группы туристов (город не указан) от 24 августа 1999 года, в другом туре была записка группы туристов из города Кустаная от 03.05.1990.

Описание перевала даётся при его прохождении с запада на восток. С западной стороны подъём к перевалу представляет собой два взлёта (фото № 1 и № 24). Первый пологий осыпной склон после короткого выполаживания подводит к осыпному кулуару, выходящему на перевал. Этот кулуар имеет крутизну до 30 градусов, состоит из мелкой и средней ползучей осыпи и имеет протяжённость около 250 м. Кулуар камнеопасен. В верхней части крутизна увеличивается, а осыпь переходит в мелкую. Чтобы облегчить подъём, можно попробовать подниматься по скальным выступам справа или слева от мелкой осыпи. Перевальная седловина узкая. Спуск с перевала также представляет собой осыпной кулуар, но покруче и подлиннее, чем на подъёме, 30 – 35 градусов крутизны и около 300 метров протяжённости. В нижней части кулуара лежит снежник. Количество снега в кулуаре меняется в разные годы. Внизу кулуар расширяется и постепенно выполаживается. Вид на спуск, сфотографированный с перевала, представлен на фото № 25. Восточная сторона перевала показана на доп. фото № 2 из отчёта Чистяковой М. В. по маршруту, сделанному в 2006 году. В туре на перевале Аютор Чистякова М.В. сняла записку альпинистов, где этот перевал назван «данный перевал». Отчёт Чистяковой М.В. можно найти на сайте Скиталец и в библиотеке Мосгорсютура. В 2009 году группа Горного Турклуба МГУ под руководством Ломакина Василия тоже прошла перевал Аютор, отчёт об этом походе представлен на сайте Горного Турклуба МГУ.

Перевал Аютор Северный

Перевал Аютор Сев., 1Б, 3830 м, ориентация север-юг, характер снежно-ледовый- осыпной, соединяет северный исток реки Аютор Вост. и ледник Центр. истока реки Ирдычка.

Этот перевал мы не проходили и не выходили на него радиально. Когда мы собрались на маршрут по Терскей –Алатау в 2004 году, у нас не было сведений о нём, мы знали только то, что он включён в Перечень Высокогорных перевалов. На маршруте были сняты фотографии, которые дали возможность предполагать, где он находится. Недавно в интернете я разыскала отчёт Бочковского С.В. из г. Киева по маршруту 3-ей кат.сложности, совершённом в 1979 году в горах Терскей-Алатау. На этом маршруте первым его перевалом был перевал Аютор Сев. Поэтому в этом отчёте я могу предоставить уточнённые сведения об этом перевале, хотя и не полные. Я предполагаю, что в настоящее время у этого перевала есть два варианта. Варианты этого перевала с северной стороны можно увидеть на фото № 9, № 15, № 19, № 21, № 28.

Вариант 1. Этот вариант перевала прошёл в 1979 году с севера на юг и описал в отчёте Бочковский С.В. Привожу дословно выдержку из его отчёта для тех, кто не сможет найти его в интернете. « Рано утром начали подъём к перевалу. По правой стороне мы поднялись на язык ледника. Ледник был закрыт тонким слоем снега. Впереди просматривалось несколько трещин. Мы связались и одели кошки. Путь по леднику к перевальному гребню оказался простым. Ледник этот пологий, не считая небольших перегибов в средней части с трещинами. Между ледником и перевальным гребнем расположена широкая трещина, её пересекает ледовый гребень, который соединяет ледник с перевальным гребнем. Ледовый гребень имеет длину 40-50 м, Крутизну 20-30 градусов и ширину 1,5-2 метра. От конца гребня на седловину ведут несколько десятков метров мелкой осыпи. Седловина достаточно широкая, тур находится слева. Спуск с перевала проходит по мелким подвижным и крутым осыпям и приводит на ледник, сплошь заваленный осыпным материалом.»

От себя могу сказать следующее: за 25 лет после прохождения этой группой перевала Аютор Сев. ледовый гребень, по которому они поднимались под перевал и после которого оставалось всего несколько десятков метров до перевала,- растаял, а линия снега и льда опустилась значительно ниже. Это хорошо видно на фото № 19, № 21 и особенно на фото № 28. Поэтому подъём на этот перевал в настоящее время будет проходить по-другому, возможно он окажется более трудоёмким. Южная сторона перевала представлена на доп. фото № 3 из отчёта Чистяковой М.В.

Вариант 2. Этот вариант перевала я рассматриваю только на том основании, что на фото № 9, № 15, № 19 и № 21 в том месте, которое я указала линией со стрелкой, заметна светлая полоска, похожая на следы или тропу, оставленную группой туристов. Вполне возможно, что здесь тоже ходят туристы или альпинисты из выездного альплагеря Каракол, который находится рядом с устьем реки Аютор Вост. в ущелье Каракол. Но у меня нет никакой информации, как выглядит южная сторона этого возможного перевала.

Перевал Иссык-Кульские Перья

Перевал Иссык-Кульские Перья, 1Б, 3900 м, ориентация восток-запад, характер перевала ледово-скально-осыпной, соединяет верховья реки Аютор Вост. и ледник Центрального истока реки Ирдычка. Седловина перевала почти вплотную примыкает к скалам массива Иссык-Кульские перья.

Этот перевал также давно известен, как и перевал Аютор. Им пользуются альпинисты, чтобы подниматься на Иссык-Кульские Перья. Но и по нему у нас не было сведений в 2004 году. У меня была только одна фотография восточной стороны перевала, сделанная в походе 2003 года при спуске с перевала Призывников, это фото № 27. Но эта фотография снята в вечернее время издалека и на ней видны только контуры. В походе 2004 года нам удалось достаточно хорошо сфотографировать западную сторону этого перевала, это фото № 9 и № 19. В 2006 году этот перевал с востока на запад прошла группа детско-подросткового клуба туристов «Преображение» под руководством Чистяковой М.В. Они сделали хорошее описание этого перевала и хорошие фотографии, копии которых я привожу в этом отчёте, это доп. фото № 5, № 6 и № 7. Отчёт Чистяковой М.В. можно найти в библиотеке Мосгорсютура и на сайте Скиталец. Популярность этого перевала подтверждается тем, что на пути к перевалу попадаются туры, маркирующие тропу. Но и здесь отсутствие сведений о перевалах этого узла привело к казусу: из тура на перевале Чистякова М. В. извлекла записку, в которой этот перевал ошибочно назван перевалом Аютор (1А) и эта группа собиралась спускаться с него в долину реки Аютор Зап.

Кратко о перевале из отчёта Чистяковой М.В.: с восточной стороны на перевал ведёт длинный крутой осыпной склон (средняя и мелкая осыпь, конгломерат, участки снега, 350 м, 30-35 градусов). Спуск на запад проходит по некрутому мелко-осыпному склону (300 м, 25 градусов). Далее выход на правую боковую морену, перевалив через которую, вышли на ледник. Дальнейший путь в ущелье реки Ирдычка совпадает с описанием пути, представленным в разделе Перевал Вестра.

6. Выводы и рекомендации

Целью данного отчёта было не описание пройденного в горах маршрута по известным перевалам. Сначала я хотела написать и представить фотографии об исследовании перевалов района вершины Аютор в горах Терскей – Алатау в 2004 году группой из турклуба Вестра. О том, как мы готовились к этому походу, я подробно написала в главе «2.Вступление». Но у меня не было времени написать отчёт сразу после похода. Теперь, когда я собралась написать этот отчёт, я решила добавить в него материалы по маршрутам, сделанным в этом районе другими группами за последние 10 лет. Эти сведения я получила из интернета и от групп, которые я консультировала. Благодаря этим дополнениям отчёт получился более полным, в нём отражена информация почти по всем перевалам этого горного узла.

Отчёт может быть полезен для туристских групп, желающих начать или закончить маршрут красивым ущельем рек Кызыл-Джар и Ирдык. Также отчёт может пригодиться для горных школ туристской подготовки, проводящих учебно-тренировочные походы в горах Терскей – Алатау, как как предоставляет сведения о перевалах невысокой категории сложности, по которым ранее было трудно найти информацию.

Возможно кому-нибудь этот отчёт поможет внимательнее разглядывать горы, чтобы увидеть новые не пройденные перевалы, или готовиться и проводить исследования других малоизвестных туристам горных районов.

Приложение 1. Характеристики перевалов района в соответствии с прилагаемой схемой

№ перевала

Восток-4

н/к

тр-ос

Р.Джетыогуз -цент.исток р.Кызыл-Джар,ур.Суук-Тёр, (р.Ирдык)

N 42°18.201' E 78°20.417'

Конная тропа

Кызыл-Джар

Ирдык

1А*

ск-ос

Верховья реки Аютор Зап. - Вост. исток реки Кызыл-Джар(р.Ирдык)

отчёт Сергиевской Н.П.в библ. Мосгорсютура

Аютор Зап.

сн-лд-ос

Р. Аютор Зап.( р. Телеты Зап.) - ледн. Центр. истока р. Ирдычка(р.Ирдык)

Вестра

сн-лд-ос

Р.Аютор Зап(р. Телеты Зап.) - лед. Центр. истока р. Ирдычка(р.Ирдык)

Титкова Е.П. (Москва), 2004

Аютор Вост.

Ашутор

1А*

ск-ос

Сев.исток реки Аютор Вост.(р.Каракол) - р.Аютор Зап.(рТелеты Зап.),южнее вер.Ашутор

Боковой

ск-ос

Р. Аютор Зап - р. Аютор Зап. (в боковом отроге, разделяющем цирки пер. Аютор и Аютор Вост.)

Титкова Е.П. (Москва), 2004

Двойной

1Б*

сн-лд-ос

Р.Аютор Вост. или р. Аютор Зап.(траверсом,огибая вершину Ашутор с перевала Аютор Вост.)- лед. Центр. истока р. Ирдычка(р. Ирдык)

Аютор

ск-ос

Сев.исток реки Аютор Вост.(р.Каракол) - р.Аютор Зап.(р.Телеты Зап.)

N 42°17.574' E 78°24.048'

отчёт Ломакина В.Д.на сайте Гор.Турклуба МГУ

Аютор Сев.

сн-лд-ос

Сев.исток реки Аютор Вост.(р.Каракол) -ледн.Центр.истока р.Ирдычка (р.Ирдык )

отчёт Бочковского С.В. в интернете, г.Киев

Аютор Центр.

ск-сн-лд

Р. Аютор Зап.(р.Телеты Зап.) -ледн. Аютор (р.Каракол),западнее от в.Тюленина

отчёт Фролова Н.С. В библ. Моск.клуба №2819

Аютор Южн.

Жукова

ск-лд

Ледн.Аютор,р.Аютор Вост.(р.Каракол) - р.Аютор Зап. (р.Телеты Зап.),между вершинами Аютор и Тюленина

N 42°17.245' E 78°24.718'

Рацек В.И.,1940

Гастелло

сн-лд-ос

Ледн.Телеты Вост.( р.Каракол) - ледн.Гастелло, р.Аютор Зап.(р .Телеты Зап.)

N 42°16.447' E 78°25.333'

Телеты

ос

Р.Телеты Вост.(р. Каракол) - р.Телеты Зап. (р.Джетыогуз)

N 42°15.752' E 78°25.627'

Иссык-Кульские Перья

ск-ос-лд

Верховье р.Аютор Вост.(р. Каракол) - р.Ирдычка (р. Ирдык)

N 42°18.508' E 78°24.104'

отчёт Чистяковой М.В. на сайте Скиталец и в библ. Мосгорсютура

Козья тропа

ос

Р.Атджайляу (р.Каракол) - верховья р.Аютор Вост.

N 42°18.790' E 78°24.570'

отчёт в библ. Моск.клуба №1184

Приложение 2. Карты и схемы района.

Карта-схема района вершины Аютор

Схема района реки Ирдык

Спасибо за хороший обзор

Спасибо за хороший обзор. Добавил все перевалы на свою схему http://g-utka.ru/tsvetik/perechen/tienshan.HTML