Автор: Марина Антипова, ТК МИФИ

Отчет о горном походе 1 к.с. по Западному Кавказу в июле 2015 года.

1. Основные характеристики похода

Финансист

1.2. Нитка маршрута

Заявленная
Пос. Теберда – Бадукские озера – пер. Бадук н/к– пер. Арючат 1А- пер. Алибек 1А – р. Гедейдж – пер. Гедейж 1А – пер. Межозерный 1А – пер. Межпупырный 1А – пер. Назалыкол 1А – пос. Теберда

Фактически пройденная
Пос. Теберда – Бадукские озера – пер. Бадук н/к– пер. Арючат 1А- пер. Алибек 1А – р. Гедейдж – ущ. Джамагат– пер. Назлы-Рынжи 1Б - пер. Назалыкол 1А – пос. Теберда (ущ. Джамагат) – пер. Эпчик н/к - пос. Теберда (ущ. Джамагат)

1.3. Изменения и причины отклонений

Изменения нитки маршрута связаны:

• Отказ от подъема по дол. р. Гедейж и прохождения пер. Гедейж связаны с несоответствием физической и технической подготовкой группы для безаварийного преодоления крутых склонов ущелья.
  • Полное изменения второго кольца является следствием отказа от подъема ущельем р. Гедейж. На то, каким будет второе кольцо в значительной мере повлияли отношения с администрацией Тебердинского заповедника. Подробности будут описаны в тексте.

1.4. Запасные варианты движения

• Первое кольцо не предусматривало запасных вариантов движения, на втором кольце была возможность исключить перевал Межпупырный и пер. Назалыкол.
  • В случае необходимости и на запасные дни были прорабоатаны варианты подъема на пер. Панорама, пер. Назлы-Рынжи и Муруджинские озера.

1.5. Для экстренных случаев были предусмотрены следующие возможности выхода:

• Из дол. р. Бадук и р. Марка – возвращаться обратно к кордону Бадукский у слияния рек Бадук и Теберда.
  • Из дол. р. Аксаут – к погранзаставе в верховьях р. Аксаут
  • Из дол. р. Алибек – в Домбай
  • Из дол р. Гедейж, Улу-Муруджу и Назалыкол вниз по ущельям к Теберде.

1.6 Технические характеристики

• Продолжительность – 13 дней
  • Основные препятствия – перевалы: Бадук н/к Арючат 1А Алибек 1А Назлы-Рынжи 1Б Назалыкол 1А Эпчик н/к.
  • Протяженность – 147,9 км
  • Протяженность с учетом коэффициента 1,2 – 177,48 км
  • Максимальная высота – 3389 м. (пер. Назлы-Рынжи)
  • Максимальная высота ночевки – 3241 м. (пер. Назалыкол)
  • Максимальный набор высоты – 1873 м. радиально и 1451 м. линейно
  • Максимальный сброс высоты – 1873 м. радиально и 1857 м. линейно
  • Суммарный набор высоты – 8834 м.
  • Суммарный сброс высоты – 9007 м.

2. План-график похода

Нитка похода состоит из двух ярко выраженных колец.
Первое кольцо: пер. Бадук, пер. Арючат, пер. Алибек

Карта первого кольца

Второе кольцо: пер. Назлы-Рынжи, пер. Назалыкол, пер. Эпчик.

Карта второго кольца

Для планирования похода использовались карты:

• Туристическая карта Западного Кавказа составленная и подготовленная к печати Северо-Кавказским аэрогеодезическим предприятием в 1991 г.
  • Планирование треков, информация о тропах и высотах http://www.gpsies.com/
  • Обработка треков с gpsies.com, планирование основных точек маршрута, детальный просмотр карт (в основном карта Генштаба 500м) ПО SAS.Планета.

План-график фактический

поезд, автомобиль, пешком

7 ч. 55 мин.

13 июля

Ацангуары – пер. Бадук – оз. Большая Марка (2785м.)

4,5

4 ч. 50 мин.

14 июля

Оз. Большая Марка – пер. .Арючат –терраса у истока р. Джийган .

7,4

159,2

3. Организация похода

3.1. Заброска в район похода

Т.к. все участники похода проживают в Москве или Московской области заезжали в район вместе, на поезде 034СА отправлением в 21:52 от Казанского вокзала до станции Невинномысская. Прибыли на следующий день, 12 июля в 02:32 ночи. На вокзале нас встретил водитель компании Барс (контакты см. ниже) и довез до моста через р. Теберда у слияния ее с р. Бадук. Водителю оставили еду на 2 круг и вещи для обратной дороги. Договорились, что сможем забрать еду из гостиницы Ростов в пос. Домбай, а одежду водитель привезет, когда будет нас забирать.

3.2. Оформление пропусков в пограничную зону и заповедник

Пропуска в пограничную зону были оформлены через компанию Барс и получены у встречающего водителя. Нам ни разу не пригодились.

Пропуска в заповедник решено было не оформлять, т.к. по имеющимся у нас сведениям встречные егеря обилечивают на месте. Есть свидетельства, что на кордоне, а часто и при себе, есть портативный кассовый аппарат (после первого кольца мы таковой действительно встретили на кордоне ниже а/л Алибек и были обилечены, но отсутствие согласованной с руководством Тебердинского заповедника нитки маршрута привело к значительным проблемам и радикальному изменению нитки). Подробности злоключений в тексте отчета.

Хочется заметить, что поддержка компании Барс в части автоперевозок, организации заброски, оформления пропусков была четкая и оперативная. У всей группы оставила приятное впечатление. Контакты компании: bars@dombai.info.

3.3. Отметка в МЧС

По просьбе группы отметку группы в МЧС на входе и выходе с маршрута произвела компания Барс.

3.4. Условия связи

Мобильная связь на маршруте была только на участках, близких к поселкам. Или в ущельях, обращенных к ним.

Сигнал был на участке пер. Алибек – пос. Домбай – устье р. Гедейж – пос Теберда – ущ. Джамагат. В некоторых участках седловины пер. Назалыкол имелась связь, достаточная для телефонного разговора (примерно в районе правого тура с закладкой), в остальных местах имелся слабый сигнал, достаточный для передачи смс сообщения.

4. Дополнительная информация

4.1. Посещаемость района

Групп мало. На маршруте встретили только одну группу из СПб (клуб ПКТ), совершавшую поход 3 к.с.. Водитель а/м Барса также сообщил, что последнее время туристов не много. Возможно, это связано со строгим заповедным режимом.

4.2. Взаимоотношения с властями

В тексте не раз упоминаются проблемы, возникшие из-за отсутствия у группы пропусков в заповедник. В процессе похода мы неоднократно общались с инспекторами заповедника, познакомились с зам. директора по охране территории государственного заповедника Бок Алексеем Николаевичем. Планируя маршрут, мы не подозревали о столь строгом режиме в заповеднике. На месте же договариваться было проблематично: в четверг 16 июля инспекторы предложили подождать понедельника 20 июля, когда директор будет на работе. Это означало бездействие группы в течение 3 дней. Такой план был неприемлем, и группа осознанно пошла на нарушение режима. В целом, несмотря на многочисленные созданные нам проблемы, инспекторов заповедника нельзя упрекнуть в непрофессионализме или предвзятости. Часть инспекторов была доброжелательная и лояльна к группе.

Тем, кто планирует посещение данного района мы рекомендуется заранее связаться с Алексеем Николаевичем и обсудить нитку похода. К организованным туристическим группам, готовым обсуждать с заповедником свои планы, заповедник относится лояльно и есть основания полагать, что запланированную руководителем нитку маршрута возможно было согласовать полностью или с небольшими изменениями. У администрации можно получить ценные советы и актуальную информацию по состоянию маршрута. Со своей стороны, соглашаясь выдавать пропуск в закрытые ущелья, заповедник может попросить собрать какую-то информацию по ущелью или помочь в уборке мусора. Стоимость посещения заповедника для организованных групп, если она кажется неприемлемо большой, тоже можно попробовать обговорить. Поскольку зашла речь о деньгах и пропусках отметим, что, по нашим подсчетам, сумма полученных нашей группой штрафов за посещение заповедника без пропусков в 2 раза превышает стоимость этих самых пропусков.

Связаться с руководством заповедника можно по эл. почте: avb.teberda@yandex.ru, по личному запросу от будущих руководителей могу сообщить телефон Алексея Николаевича.

Сайт заповедника www.teberda.org.ru

4.3. Состояние турбаз и альплагерей

В районе активно развивается горнолыжный сектор туризма. Летом приезжих совсем мало, гостиницы пустуют. Альплагерь Алибек принимает постояльцев, но спортивной жизни в а/л не ведется. Можно рассчитывать на выполнение бытовых потребностей, таких как душ, еда, возможность зарядить электроприборы, но не на методическую помощь или спас-отряд.

Спас-отряд в случае возникновения ЧП выезжает из Черкесска. Местные спасатели в Домбае спасением альпинистов и туристов практически не занимаются.

5. Техническое описание.

Условные обозначения, сокращения, принятые понятия
Высоты указаны по данным GPS и топографическим картам.
Указанное время «чистое» время движения без учета времени привалов. Округлено до 5 минут для удобства расчетов.
Используются общепринятые туристические сокращения.
Расстояние приводится без коэффициента района (k=1,2)
В основном при передвижении группы по долинам удавалось соблюдать график: 40/10 или 40/15.
В некоторых случаях, таких как первые дни похода или крутые взлеты график менялся на 25/10.
Кроме основного текста, график движения легко видеть в хронограмме, приводимой в начале каждого ходового дня (описания локального препятствия). ЧХВ – указано без учета привалов и перекусов.
Понятия «правый» и «левый» даются орографически (если иное не указано в тексте). Понятия «правее-левее» и «направо-налево» употребляются, наоборот, по ходу движения.

День 1. 12 июля Бадукские озера

2:00 (в поезде)

17:05-17:30 (ночевка)
(1:35 ЧХВ)

7:55

На машине прибыли к мосту через р. Теберда, около устья р. Бадук. По навесному мосту переходим через Теберду. Здесь, на левом берегу, находится кордон Тебердинского заповедника. Заповедник предлагает прогулку по эко-тропе до Бадукских озер за 300 р. с человека. Маршрутов с ночевкой не предполагается. Проходя по территории кордона, уполномоченных лиц не заметили. Вероятно, в столь раннее время все спали. Уходим вверх по эко-тропе. Начинается тропа в хвойном лесу на левом берегу р. Бадук, и переходит на правый в месте слияния с р. Ходжибей. Попадаются оборудованные столиками места отдыха. Озер несколько. Непосредственно перед главным расположено несколько меньших по размерам. Все обходятся справа.

На озерах восхищаемся голубизной воды и с интересом рассматриваем снежники. Устраиваем завтрак и купаемся.

Группа в начале маршрута

Тропа вдоль главного озера проходит всего в нескольких метрах от кромки воды. Выше озер тропа выполаживается, но здесь уже не ходят отдыхающие: тропа практически не читается, заросла высокой травой, высота которой порой доходит до плеч, то и дело на пути попадаются кочки и ветки деревьев. Перед нами кто-то прошел по тропе в обратном направлении. Если бы не примятая предшественниками трава возможно были бы проблемы с поиском тропы.

Останавливаемся на ночлег у ацангуаров (сооружения из небольших необработанных камней в виде оград). Координаты N43°22'10,87" E41°36'48,70". Есть много мест под палатки и вдоволь воды. Вся поляна испещрена ручьями, немного топко. Вечером опустился туман.

День 2. 13 июля Пер. Бадук

10:00

13:20

17:50

Время движения, час. мин.

Ацангуары – Верхнее Бадукское озеро (где обед)

2,5

(1:05 ЧХВ)

4,5

4:50 ЧХВ

Продолжаем движение по левой стороне р. Бадук.

Поднимаемся в цирк. Судя по карте подъем к Верхнему Бадукскому озеру проходит по правому берегу р. Бадук. Видим реку, однако подъем около нее явно не соответствует категории перевала. Сверившись с компасом убеждаемся, что, несмотря на наличие реки и приблизительно подходящую ориентацию подъема, озеро расположено левее. В верном направлении крупноблочная сыпуха, а реки не видно. Начав подъем, обнаруживаем в камнях искомый ручей. Он меньше, чем тот, который увидели первоначально, но именно этот отмечен на картах как исток р. Бадук.

Поднявшись остановились на обед на правом берегу Верхнего Бадукского озера. Координаты N43°22'57,98" E41°35'25,63". При необходимости можно поставить пару палаток, но место не рекомендовано для ночевки, склоны озерного цирка сплошь покрыты осыпью в основном крупной. Редкие травяные площадки небольшие и покатые.

Перевал Бадук

н/к

Высота

3004 м (по классификатору)

С востока травянисто-осыпной,
С запада снежно-осыпной

Расположен

Расположен в Тебердинском хребте к юго-западу от в.Бадукбаши(3537м) и северо-восточнее от в.Большая Марка(3758м)
Соединяет долины рек Бадук (р.Теберда) и Марка (р.Аксаут). Соединяет правый исток р.Марка с верховьем д.р.Бадук

N43°23'13,70" E41°34'51,85"

Группы туристов из г. Армавира Краснодарского края в составе 4 человек

Каски

Примечания

Пообедав, продолжаем движение, обходя озеро справа. Практически сразу за озером перевальный взлет. Перевальная седловина хорошо видна, непосредственно под ней – бараньи лбы. Следует обойти их справа. Тропа проходит под скальными выходами и начинает плавный подъем с правой части травяного косогора и серпантином приводит на перевал. Перевальная седловина шириной в несколько десятков метров и очень протяженная – до 60 м. Тур расположен на юго-восточной оконечности седловины. Седловина перевала представляет собой достаточно плоскую поверхность. Можно поставить палатки, но место ветреное и не очень удобное для лагеря. Воду можно найти на перевале в слабом ручье среди камней. Если обнаружить ручей не удастся - в самом низком месте седловина покрыта снегом. Этот снежник ведет на спуск в дол. р. Марка. Ветрено. Сняли записку группы туристов г. Армавира. Производим посвящение участников похода в горные туристы. Ритуал не занял много времени – на перевале дул сильный ветер и было неуютно.

Спуск с перевала сначала по снежнику, затем по хорошей тропе маркированной турами, справа, непосредственно около тропы, течет ручей. Через какое-то время спуск выполаживается и тропа отходит от ручья влево и теряется в камнях. Спуск продолжается по средней и крупной осыпи в направлении озера Большая Марка (иногда озеро называют «озеро 2785м»). На левом, по ходу движения, берегу разбиваем лагерь. Координаты N43°23'30,46" E41°34'26,23". Есть места под несколько палаток. Мы выбрали место на траве у самой воды, немного топкое, но удобное и уютное. Чуть выше есть сухие места среди камней. Место для ночевки живописное и спокойное. Голубое озеро с трех сторон окруженное скалами, на юге г. Большая Марка в обрамлении ледников. Из-за их близости дует довольно холодный ветер. С места ночевки хорошо просматривается путь на перевал.

Празднуем прошедший день рождения одной из участниц и в набежавшем тумане ложимся спать.

День 3. 14 июля Пер. Арючат

6:30

(3:35 ЧХВ)

7,4

8:35 ЧХВ

Начали движение вниз по левой стороне р. Марка. Река в долине сразу за озером спокойная, глубиной ориентировочно, по колено (не проверяли и близко не подходили). В некоторых картах можно увидеть тропу по правой стороне реки, однако, поднявшись на скалы в западной оконечности озера, признаков тропы замечено не было и приняли решение продолжать движение по левой стороне во избежание затрат времени на переход р. Марка вброд. Дно долины реки оказалось болотистым и по большей части непригодным для движения, так что пришлось идти по травяным и осыпным склонам долины. Сам по себе этот путь не сложен и может быть выбран группами, для которых траверсирование склонов и передвижение по некрупной сыпухе не представляет проблем. У нашей группы передвижение по этому склону отняло достаточно много времени и сил. Правый берег казался выше и суше, похоже, что переход реки вброд, при наличии на том берегу тропы, мог быть целесообразнее.

За 2,5 часа доходим до озера, обозначенного на карте в месте слияния р. Марка и ее главного притока N43°24'08,57" E41°33'01,65". Небольших озер оказалось несколько на северо-западе от главного притока - высокий сухой луг со множеством мест под палатки.

Продолжаем движение на юго-юго-запад в обход хребта. По правую руку глубокая долина главного притока р.Марка, на север далеко простирается долина р.Марка. Поднимаемся на вал морены и продолжаем движение. На морене и ниже есть места под палатки. С юга показывается ледник, стекающий с г. Большая Марка. Видно седловину перевала. Ищем место для переправы через стекающий с ледника главный приток р. Марка. Поток достаточно бурный, зажат в узкие берега, и мы заходим далеко на юг в поисках приемлемого пути. Находим таковой на галечно-песчаной отмели неподалеку от оконечности ледника. Река разливается на несколько широких и мелких рукавов. Перебираемся по камням на другой берег (N43°23'39,38" E41°32'19,00") и начинаем подъем на морену в северо-западном направлении. Перевал Арючат снизу не видно, но было видно ранее и общее направление понятно.

Останавливаться на ночевку еще рано, а впереди перевал и длинный переход после. Решаем отложить обед на неопределенное время и продолжать движение.

Перевал Арючат

Высота

3020 м (по классификатору)

Характер перевала

Седловина перевала скально-осыпная, достаточна крутая, представляет собой узкую скальную щель

Расположен

Расположен в северо-восточной ветви Тебердинского хребта, отходящей от в.Большая Марка (3758м).

Соединяет долины рек Марка (р.Аксаут) и Арючат (р.Аксаут). Соединяет левый приток р.Марка с верховьем д.р.Арючат.

N43°24'00,78" E41°32'00,30"

Снята записка

Сборная группа туристов (Воронеж, Москва, Ставрополь) из 7 человек под рук. Чеченика А.А. от 4 июля 2015г.

Необходимое снаряжение

Каски. Палки или ледоруб для опоры

Примечания

Подъем под перевал вначале по крупным и средним камням морены, затем травяной склон, где путь отмечен турами. Перевальный взлет представляет собой хорошо набитую, крутую песчаную тропу.

Седловина узкая. Снимаем записку, фотографируемся и начинаем спуск в западном направлении. Тропа на спуск сначала достаточно крутая, осыпь подвижна. Движение плотной группой и в касках. В случае неуверенности участников в своих силах рекомендуется использовать для повышения устойчивости треккинговые палки или ледорубы. Скоро тропа выполаживается и выходит на правый борт кармана морены. Спуск занял 40 минут. Затем тропа опускается на дно кармана морены. Здесь небольшой подтаявший снежник. Спугнули большую серую птицу с выводком птенцов. Завидев нас, семейство неожиданно ловко поднялось на моренный вал и скрылось за перегибом. Постепенно моренный вал переходит в покрытое травой ровное плато, слева и справа ограниченное ручьями.

В месте, где ручьи сливаются, образуя р. Джийган, клиновидная терраса оканчивается крутыми спусками.

Дальнейшее наше движение планируется вдоль правого по ходу движения ручья, спуститься к ручью необходимо не доходя до окончания террасы, пока ее стенки невысоки и пологи.

Время уже достаточно позднее, есть вода и красивое, ровное место под палатки. В дальнейшем же плоскость террасы обрывается и начинается спуск по лесу в долину р.Аксаут. Спуск обещает занять несколько часов, а мест для ночевки в лесу не предвидится. Несмотря на отставание от плана, принимаем решение ночевать здесь. Выбираем самое ровное и живописное место на левой по ходу движения стороне террасы, не доходя до ее конца, там, где и спуск за водой к левому притоку р. Джийган, и спуск к правому притоку для продолжения движения достаточно просты.

С северо-запада, с оконечности плато открывается отличный вид на долину р. Джийган. На юго-востоке виден пройденный путь с перевала. Место можно рекомендовать для ночевки группе любого размера, места для палаток достаточно. Единственный минус – много следов пребывания крупного рогатого скота. Координаты (примерные!) N43°25'00,89" E41°30'42,21".

День 4. 15 июля Дол р. Аксаут, Зеленая гостиница

6:00

(3:40 ЧХВ)

16,5

6:20 ЧХВ

Утром дождь, и мы вынуждены несколько отложить сборы и выход. Когда дождь ослабевает и превращается в изморось, принимаемся готовить завтрак. В 8:35 начинаем движение, спускаемся к правому ручью. Переходить его не следует. На склонах много коровьих троп. Замечаем пастушью хижину и движемся к ней. Обходим ее справа и на спуске в балку подсекаем тропу по левой ее стороне. Тропа приятная, хорошо набита, но после дождя по ней струится вода. Идем по левому склону балки, постепенно теряя высоту, и довольно скоро пересекаем р. Арючат по камням. Отличная тропа, главная проблема которой – сложность в поиске ее за хижиной пастухов, приводит к старой лесовозной дороге. На этой дороге несколько работяг на тракторе рубят лес. Продолжаем спуск к р. Аксаут. После того, как миновали хижину пастуха, и до р. Аксаут мест под палатки нет.

От слияния р. Джийган и Аксаут по хорошо накатанной грунтовой автодороге идем на юг в сторону погранзаставы. Погранзастава обитаема, пасутся кони, за открытым окошком развеваются шторы. Устроили привал прямо напротив окна и посудачив 15 минут о состоянии погранзастав мы так и не дождались, чтоб нами кто-то заинтересовался и вышел. Здесь и далее никого из пограничников мы не встретили. Как нам объяснили потом, мы попали на пересменок или что-то вроде того. Обычно пограничники бдительны и на месте. Следует отметить, что по беседам с встретившимися группами туристов, а также отдыхающих, стало известно о встречах с пограничниками как в формате заставы, так и своеобразных «засад» с остановкой группы и проверкой документов.

Через несколько метров после погранзаставы, перед зданием из красного кирпича от основной дороги отходит влево грунтовая автодорога. Сворачиваем на нее и начинаем подъем. Дорога вьется серпантином набирая высоту, по мосту пересекает реку Кти-Теберда. После моста начинаем считать витки серпантина т.к. после шестого витка на седьмом необходимо подсечь тропу, отходящую вправо. Если специально не искать, с дороги тропу практически невозможно заметить. Подъем по серпантину проходил под дождем, который весь день то прекращался, то начинался вновь. Смотреть на серую и мокрую природу не хотелось, и мы этот поворот пропустили. Еще 200 лишних метров продолжали движение. Пересчитав повороты и сверившись с GPS поняли ошибку и вернулись. На дороге у развилки обнаружили маленький турик. Начало тропы скрыто в густой растительности. Хорошим ориентиром может являться большое раскидистое дерево прямо у начала тропы, как-раз у которого и расположен тур.

Сама тропа траверсирует крутой травянистый склон, периодически перемежающийся невысоким березовым леском. Растительность по пояс, видно, что по тропе ходит не так много групп, но набита она хорошо. При выходе на тропу в поле зрения появились ледники, а когда мы вышли из зоны леса задул холодный ветер. В случае дождливой погоды склон становится достаточно скользким и неудобным для движения, рекомендуется подстраховка палками, или ледорубом.

После очередного перелеска тропа ушла влево и потерялась, но траверсируемый склон «лёг», слева начало открываться ущелье р. Джаловчат и дальнейшее направление движения было очевидно.

Открылся вид на г. Аксаут (Эрцахо) и ледники Хасаутский и Джаловчатский. У реки обнаружилось место под несколько палаток, крупные камни защищали стоянку от ветра со ст. пер. Алибек. Это место принято называть Зеленая гостиница. На протяжении пути от погранзаставы — это единственное место с горизонтальными площадками и водой. В этом месте встретили группу, совершающую поход 3 к.с., спустившуюся по леднику Джаловчатский и только что перешедших р. Джаловчат вброд. Сердечно побеседовав, желаем группе хорошей погоды: они пройдут по нашим следам в обратную сторону.

У групп может возникнуть соблазн подняться чуть выше обозначенных камней и встать лагерем сразу за ними, однако делать этого не стоит. Высокая трава и неровности почвы не располагают к хорошему сну.

День 5. 16 июля Зеленая гостиница, Пер. Алибек, а/л Алибек

9:40

нет

23:00

Зеленая гостиница – пер. Алибек

9:40-10:15
10:25-11:00
11:10-11:55
12:10-12:45 (озеро у снежника, место для ночевки)
13:00-13:25

(5:35 ЧХВ)

9,2

9:05 ЧХВ

Поднимаемся за час до солнца и сушим промокшие вчера вещи и ботинки. В 9:40 выходим. Идем живописной тропой по правому берегу р. Джаловчат. Сначала тропа идет по пологой долине реки. В какой-то момент путь преграждает осыпь. Проходим осыпь, забирая выше. Делать этого не следовало, тропа идет по низу. На осыпи это не очевидно, но позже, напрыгавшись по склону в поисках тропы, мы обнаруживаем ее внизу.

У слияния главных притоков р. Джаловчат, перед водопадом, тропа по каменистому склону начинает забирать вверх. Водопад весьма живописен, но после вчерашних «купаний» падающая вода ажиотажа не вызывает. После водопада тропа хорошо набита и сбиться невозможно. Серпантином набираем высоту. Тропа отличная. Набрав порядка 300 м. тропа выполаживается, приводит на каменистую терассу и теряется. Ориентируясь на редкие туры забираем вправо и подходим к ручью, на правом (ор.) берегу которого есть места под палатки. Ориентируясь по турам проходим дальше и встречаем небольшое озеро, окруженное осколками черной слоистой породы и снежниками. Здесь начинается перевальный взлет.

Перевал Алибек

Высота

3180 м (по классификатору)

Характер перевала

Запад - пологий снежник, средняя осыпь.
Восток - мелкая осыпь на скалах, тропа

Расположен

в Тебердинском хребте к северо-восточнее в.Сулахат (3409 м).
Соединяет долины рек Джаловчат (р.Аксаут) и Алибек

Запад –Восток

N43°19'31,20" E41°31'40,08"

Запад –Восток

Снята записка

Сборная группа туристов (Воронеж, Москва, Ставрополь) из 7 человек под рук. Чеченика А.А. от 7 июля2015г

Каски, ледоруб. При прохождении утром по жесткому снегу - кошки

Примечания

Черная порода образовывает небольшой вал, по его гребню идет тропа. Справа от вала располагается язык ледника, спускающегося с пер. Алибек. Тропа мягкая и достаточно приятная, однако когда ярко выраженный вал заканчивается, тропа теряется. Видно седловину перевала. Ледник начинается непосредственно от седла и стекает вниз до озера. С левого (ор.) борта кулуар ограничен скалами, с правого (ор.), где находимся мы, осыпь среднего размера.

Вал заканчивается, превращаясь в осыпной склон. Начинаем движение по осыпи, немного поднявшись забираем вправо и выходим над снежником. Осыпь здесь крупнее и очень подвижная из-за особенностей породы, неприятная. Траверсируем склон право с намерением завершить подъем по раскисшему снегу ледника. На снегу двигаться комфортно. Ступени рубим по очереди, давая возможность всем желающим попробовать себя в этом деле. Снег сильно раскис и передвижение по нему не представляет проблем. В это время дня одевать кошки нет необходимости. При попытке проходить этот участок рано утром кошки, вероятно, будут не лишними. Преодоление взлета заняло 1 час.

На перевал поднимаемся в 14:20. Устали, но открывающиеся виды вознаграждают сторицей. Снимаем записку. Открываем банку красной икры и уплетаем, разбавляя снегом.

Здесь есть мобильная связь. Впервые с начала маршрута. Жидкой воды нет, мест под палатки нет.

Проведя на перевале достаточно много времени, начинаем спуск. Первые несколько десятков метров тропа крутая и жесткая, идет вправо, траверсом вдоль скал постепенно крутизна теряется, и начинается «лифт» (мелкая подвижная сыпуха), иногда небольшие снежники. При наличии сноровки до пологого участка можно быстро съехать. Ниже находим тропу, идущую по левому берегу ручья. В долине протекает р. Алибек. Пересекаем ее и движемся по левому (ор.) берегу. Начало тропы маркировано турами. На спуске попадается много родников и мест под палатки. Тропа несколько раз разветвлялась, двигались ориентируясь по gps треку. Трек этого участка был подготовлен на основании данных с сайта gpsies.com по отмеченным там тропам. Приходим на заметную развилку – основная тропа продолжает спуск на юго-восток, вдоль реки Алибек, в сторону хижины Алибек и ледника Алибекский. Вторая тропа, выбранная нами, ответвляется влево на высоте 2337 м. и уходит из долины р. Алибек на восток, траверсируя левый борт ущелья и теряет высоту непосредственно над а/л Алибек. Тропа отмечена на многих картах, развилка не предвещает ничего плохого, и группа смело двинулась по ней.

Сначала выбранная тропа хорошо набита. Однообразно идет траверсом по травяным склонам. Живописный вид на г.Белалакая, широкую и бурную р.Алибек и крыши альплагеря, но высоко над ними.

Через 800 метров тропа начала теряться, разветвляться на мелкие тропки, сваливающие на юг, в сторону а/л, в долину р.Алибек. «Неладное» уже начало чувствоваться. Начинаем спуск по ответвлению, которое обозначено на GPS-треке. Спуск очень плохой, в попадающихся лесных участках тропа читается хорошо, но порой ее преграждают ветки деревьев. Ветки толстые, видно, что уже несколько лет тропу от наступающего леса не расчищали. На прогалинах тропа теряется в высокотравье и угадывается ногами (хотя ее и не видно) если строго следовать треку.

Спуск отнял много сил и времени, день казался слишком уж затянувшимся. Но, к счастью, склон был не бесконечный. Сбросив 300 метров по бурьяну и бурелому вышли к грунтовой автомобильной дороге и старым знакам, извещающим о входе в погранзону. Уже в темноте движемся по дороге налево, к давно манившим крышам а/л. Данный путь спуска мы не рекомендуем другим группам, однако, есть вероятность что мы свернули не на ту тропу к а/л Алибек. Наложив наш трек на карту видно, что выше есть более основательная тропа, которая долгое время идет около р. Алибечка, а мы шли по ее альтернативному варианту и начали спуск не доходя Алибечки.

Следует отметить, что до разветвления троп участниками была замечена малая группа (2-3 человека) с собакой, выполняющих прогулочный маршрут в сторону пер. Алибек по правому (ор) берегу р. Алибек, однако прямого контакта не произошло. Можно предположить, что данная группа двигалась со стороны лагеря Алибек по подготовленной тропе, которую предпочтительно выбирать для спуска в а/л.

Впечатление лагерь произвел неблагоприятное. Выше всего стоит несколько строений, видимо, гостевых коттеджей. Около них встретили несколько отдыхающих. Ниже – помещение кафе-бара, где у стойки околачивалась пара мужчин. Как выяснилось, это и есть кто-то из лагерного начальства. Их трезвость вызвала у нас вопросы, но в целом они были доброжелательны и ненавязчивы.

Нам показали, где лучше встать с палатками, где получше спуск к воде и обещали обеспечить душ. Постой на территории в палатке 150р. с человека на ночь, душ еще 150 с человека. Искать в ночи место для стоянки за территорией а/л уже не хотелось, и мы согласились на предлагаемые условия, хотя никаких плюсов, кроме душа и кафе, данное место не имеет. Группе было предложено место для ночевки под большим деревом, на которой имеются явные следы пребывания отдыхающих (костровище с заделом под шашлыки, немного мусора), однако место комфортное и оставляет приятное впечатление после горных ночевок.

День 6. 17 июля а/л Алибек, Домбай, устье р. Гедейж

10:10

(2:10 ЧХВ)

17,6

4:10 ЧХВ

Утром осмотрели территорию альплагеря. Есть несколько новых корпусов: пластиковые окна, внутри отделка вагонкой, современная мебель и оборудование. В этих корпусах душ.

Помимо них – развалины советских многоэтажек, старый бассейн, впрочем, наполненный водой и следы прочих попыток создать комфортную базу отдыха в горах.

Не торопимся, отдыхая после вчерашнего тяжелого дня. Довольно поздно собираемся и выходим. Движемся в сторону пос. Домбай по грунтовой автодороге, на которой встречаем инспектора заповедника на машине, он произвел проверку пропусков (у группы отсутствующих) и позвонил на КПП для выполнения группой оплаты за пребывание. Прибыв к КПП в процессе общения с инспекторами выясняется, что указом от мая 2015 года территория заповедника была значительно расширена, и что в этом году практически все ущелья категорически закрыты для посещения. Пройти можно только до Бадукских озер без ночевки или по Мухинскому ущелью.

В 2015 году прайс Тебердинского заповедника выглядел следующим образом:

• Ущелье Алибек (кладбище альпинистов до Турьего озера – 100 руб. с человека, автотранспорт 100руб за ед.
  • Ущелье Аманауз – 100 руб. с человека в летне-осенний период
  • Русская поляна – Чучхурский водопад – 100 руб. с человека, автотранспорт 100руб за ед. в летне-осенний период
  • Джамагатские нарзаны - 100 руб. с человека, автотранспорт 100руб за ед. в летне-осенний период
  • Перевал Мухинский – 100 рублей с человека
  • Водопад Шумка - 100 руб. с человека
  • КПП «Говачхир» - оз. Туманлыкель (автомобильный) - 100 руб. с человека в летне-осенний период
  • Бадукские озера - 300 руб. с человека в летне-осенний период
  • Ущелье Кызгыч. «Мертвое озеро – Казачий водопад» - 100 руб. с человека
  • По альпинистским маршрутам на ГКХ от массива Домбай-Ульген до пер. Алибек – 350 руб с 1 участника восхождения на каждом маршруте, за 1 сутки.

Также возможно прохождение ущелья к пер. Эпчик. С нашими планами это никак не стыковалось, надежды договориться о сохранении нитки не было (нам предложили дождаться понедельника и поговорить с директором заповедника о согласовании нашего дальнейшего маршрута). Ожидать понедельника и встречи, которая может закончиться плохо, мы не стали, такое промедление привело бы к срыву графика. Мы решили не озвучивать наш маршрут и, заплатив за прошлые ночевки на территории заповедника, продолжили движение в пос. Домбай.

По дороге посетили кладбище альпинистов и отдали дань смелости этих людей, познакомились с историей развития альпинизма в этих краях. В пос. Домбай забрали заброску из гостиницы Ростов, перепаковались, перекусили и пешком по асфальтовой автодороге продолжили движение в сторону пос. Теберда. Многие водители предлагали нас подвести, но полные туристического упорства мы всем решительно отказывали. До этого сотрудники заповедника предупредили, что территория заповедника начинается в 3 метрах от полотна дороги. Так что, если мы вздумаем устроить привал у дороги, у них будут все основания нас оштрафовать. Не сильно растягиваясь, движемся по дороге в режиме 45/10 и через 3 перехода достигаем р. Гедейж. Подъем по ущелью р. Гедейж планировался как «изюминка» маршрута. Малопосещаемое глухое ущелье, позволяющее подняться к красивейшей связке Верхних Муруджинских озер. Сложностью было отсутствие информации о наличии тропы. Поднявшись немного по ущелью, решили устроить привал: дальше не пошли. Быстрая разведка показала, что борта ущелья поднимались и мест под палатки дальше не видно.

Ребята отправились на поиски пути по правому (ор.) борту ущелья, а девушки занялись установкой лагеря. Разведгруппе были выданы карты, GPS, фонарики и телефоны. Установлен контрольный срок возвращения. Вернувшись, ребята сообщили, что выраженной тропы не нашли, путь вдоль реки упирается в крутой, не преодолимый без специального снаряжения скальник, а если подниматься вверх от нашей стоянки через 30 мин обнаруживается множество троп-исчезаек и небольших туриков. Туры и тропы размещаются хаотично и уходят в нескольких направлениях. Однако все они рано или поздно упираются в сильно разваленные скальные выходы. Лазание простое, страховка не требуется. Для неуверенных в себе участников можно повесить перила. Если преодолеть первый пояс скал картина остается прежней – теряющиеся тропы и видно следующие скальные выходы.

Взвесив неоднозначность дальнейшего пути, сопоставив его сложность со скоростью и подготовкой группы решено было отказаться от подъема по данному ущелью из-за того, что по нашим расчетам мы не успели бы за 1 день подняться над зоной леса к месту предполагаемой стоянки. Информации о наличии стоянок в зоне леса у нас не было, рельеф, который мы имели возможность наблюдать, не обнадеживал. Руководителем принято решение изменить нитку маршрута и попытаться подняться по ущелью р. Муруджу и, в зависимости от темпа, или посетить эти озера радиально, или сразу уйти на пер. Назалыкол.

Помня сегодняшнюю беседу с сотрудниками заповедника, положившую начало всем нашим несчастьям, мы решили костер не разводить, в сторону дороги от лагеря не отходить и лечь спать пораньше, по возможности до темноты. Из нашего лагеря полотно дороги не было видно, однако с наступлением темноты между деревьев стали видны отблески фар проезжающих по дороге машин. До наступления темноты закончили ужин и уже в сумерках начали собираться ко сну. Видимо наши фонари кто-то заметил, т.к. уже по темноте к нам пришли сотрудники заповедника и вызвали руководителя для объяснений. Беседа в а/м сотрудников заповедника закончилась составлением протокола об административном правонарушении на имя руководителя похода.

Сотрудники заповедника были против нахождения группы в дол р. Гедейж, р. Улу-Муружду, р.Назалыкол. В качестве альтернативы предлагали уйти в ущелье Даут (т.к. на пер Эпчик заканчивается их часть заповедника, однако начинается Даутский заказник, формально относящийся к той же администрации), а так же посетить Мухинское ущелье или без ночевки сходить на Бадукские озера.

Деваться было некуда договорились, что утром группа покидает ущелье Гедейж и переходит в ущелье Джамагат. Далее продолжает поход в ущелье Даут, переходя туда через пер. Эпчик (н/к). Дали добро на возможное возвращение в район Теберды через пер. Кышкаджер 1А для завершения маршрута.

Этот вариант был приемлемый по сложности, но по первым оценкам не совсем подходил нам по длительности: оценить длительность было достаточно сложно, т.к. руководитель не готовился к движению по ущелью Даут и информации о его проходимости не имел. Сотрудники заповедника охотно делились своими знаниями о разрешенных нам перевалах, но данные разных сотрудников заповедника о Даутском ущелье и пер. Кышкаджер сильно отличались и были от «Да там никто не ходит и все заросло низколесьем» до «да там тропа, я точно знаю». Информации о прохождении перевала Кышкаджер не было почти никакой.

На прощанье егеря обещали проверить утром наше наличие в условленном месте.

День 7. 18 июля устье р. Гедейж, пос. Теберда, ущелье Джамагат

9:20

14:30-15:00
(3:30 ЧХВ)

(4:55 ЧХВ)

Быстро собираемся и выходим. Не самая лучшая часть пути – опять идем вдоль автодороги. Местные жители снова предлагают подбросить: на последние 10 км все же соглашаемся и отправляем 3х желающих участников на машине до пос. Теберда. Остальные продолжают идти пешком, но темп значительно меняется: ускоряемся и перестаем делать привалы. За час доходим до Теберды. В Теберде непривычно жарко и сухо, балуем себя мороженным. Проходим через Теберду по правому берегу реки идем к ущелью Джамагат.

Место стоянки, указанное нам сотрудниками заповедника, находим без труда перед самым шлагбаумом КПП. Уже вторая половина дня: собираем дрова для костра и ставим лагерь. Единственный недостаток этого места – частые сильные ветра. В остальном можно порекомендовать эту поляну как ночевку для старта или финиша маршрута по ущелью Назалыкол или Эпчик. Поляна уютная, находится у самого входа в заповедник, легкодоступна для авто заброски/выброски, в этом месте разрешено разведение костров (поляна не относится к территории заповедника). Устраиваем полудневку. Егеря, как и обещали, навещают нас.

От доброжелательных местных жителей разузнаем подробности про интересующие нас перевалы и ущелья. Посещать Эпчик совсем не хочется – низкий неинтересный перевал, уходить в Даут тоже нет желания – мы определенно не успеем сделать там кольцо. Принимаем решение уходить в долину р. Назалыкол, по которой изначально предполагали спускаться, и проходить второе кольцо в укороченном виде и в обратном направлении.

День 8. 19 июля ущелье Джамагат, дол р. Назлыкол

6:10

(2:00 ЧХВ)

13,2

5:10 ЧХВ

Пока собирались по дороге мимо нас вверх по ущелью проехал УАЗ, очень похожий на УАЗ сотрудников заповедника. Осознавая цели их визита – убедиться, что мы не меняем своего решения посетить пер. Эпчик. Выходим по дороге вверх. После шлагбаума и кордона через некоторое время, не доходя до р. Назалыкол, с главной дороги есть ответвление направо, в ущелье Назалыкол. Дорога хорошая – немного запущенная автомобильная грунтовка, несколько раз на нашем пути перекрыта шлагбаумами. Через 5 переходов выходим к реке. После того, как мы свернули с основной дороги и до этого момента воды не было. Дорога упирается в реку в самом благоприятном для ее форсирования месте. На берегу реки есть возможность поставить палатки. Это первое пригодное для лагеря место, которое мы встречаем сегодня.

В начале дня максимальная глубина реки – чуть выше колена, течение умеренное. Первому организуем перила маятником, для остальной группы перила натягиваем. Опоры для крепления перил расположены достаточно далеко и неудобно. Используя рельеф как опору держим веревку руками. Опытная группа без проблем может перейти реку не используя перила.

Сразу за переправой в живописном лесочке организуем обед. Через 2 часа продолжаем движение уже по правому (ор.) берегу. Тропа хорошо заметна, двигаться можно достаточно быстро.

Из-за изменения предполагаемой нитки и явного ограничения на появление в долинах рек вблизи дорог мы решаем провести все оставшееся до конца маршрута время в верховьях. Выбор локальных препятствий у нас весьма ограничен, так что мы не торопимся.

Через 5 переходов принимаем решение организовывать лагерь. На опушке леса находим свежепримятую траву и костровище, здесь явно совсем недавно останавливалась группа. Очень вероятно, что предыдущей ночью. На месте стоянки оставлен мусор. Выражаем наше негодование и мусор забираем. Через 200 метров после чужой стоянки в безлесой низине у реки ставим свой лагерь. Хорошим ориентиром места ночевки группы является локальное скопление больших камней около реки сразу после выхода из зоны леса. Примерные координаты: N43°22'28,47" E41°48'06,97". Отсюда и до верховий ущелья так или иначе можно найти место для лагеря.

День 9. 20 июля Дол р. Назлыкол, цирк под пер. Назалыкол

7:10

13:25-14:15
14:30-14:50

3:55 ЧХВ

Самая холодная ночевка в походе. Вода в кружках замерзла. Солнце поздно поднимается над высокими бортами ущелья. Завтракаем, собираем лагерь, сжигаем мусор: свой и предшественников.

Продолжаем движение. Местами тропа проходит по заболоченным лугам, в дальнейшем теряется, заболоченные луга сменяются осыпными валами, но направление движения очевидно. На одном из привалов, остановившись на гребне моренного вала, замечаем на склоне в 150м от нас медвежонка. Довольно большого, наверное, полуторагодовалого. Медвежонок явно нами интересуется, но движется в противоположную нам сторону – вниз по дол. Назалыкол. Несколько встревоженные стараемся продолжать движение по возвышенностям, громко разговариваем. В верху ущелье поворачивает направо. Перевал Назалыкол не видно, но видно пер. Назлы-Рынжи, моренные валы и начало ущелья со скальными выходами, ведущего к перевалу Назалыкол. Поднимаемся по ущелью и, через 2 перехода достигаем цирка пер. Назалыкол, обнаруживаем места под палатки рядом с небольшими снежниками. Координаты N43°20'40,17" E41°48'22,93". Ручьи, упоминание о которых встречается в некоторых отчетах, пересохли, жидкой воды в близком доступе нет, и следующая встретится уже на спуске в дол р. Улу-Муруджу, или в нижней части ледника, перед подъемом к пер. Назлы-Рынжи (только днем, ночью замерзает).

Взвесив остающееся до конца похода время и сложные отношения с сотрудниками заповедника решаем отказаться от посещения Верхних Муруджинских озер, а вместо них сходить на снежно-ледовый пер Назлы-Рынжи 1Б. Данный перевал не представляет опасности, ледник пологий и открытый, в то же время - это хороший повод повторить знания про типы ледников, порядок движения по ним и меры безопасности. Плюс к тому, с ледника открывается хороший вид на Даутское ущелье и пик названный в честь нашего института – пик МИФИ.

Погода отличная, хороший вид с высоких ночевок. Устраиваем полудневку. На перевал решаем идти утром. Продукты, на всякий случай, на ночь положили в стороне от палаток. Позже егеря сказали, что медведей в заповеднике много. Случаи нападения на людей не зарегистрированы.

День 10. 21 июля Исток р. Назлыкол, пер Назлы-Рынжи 1А рад, пер Назлыкол 1А

11:55

14:35-15:25
(1:30 ЧХВ)

4:35 ЧХВ

Просыпаемся завтракаем и, не собирая лагеря, выходим радиально на пер Назлы-Рынжи. Одна участница решила отдохнуть и от посещения перевала отказалась.

Перевал Назлы-Рынжи

1А (радиально с западной стороны) 1Б – при сквозном прохождении

Высота

3389 м (по классификатору)

Характер перевала

С Запада склон перевала снежно-ледовый, на восток – крутой осыпной склон

Расположен

Соединяет р. Назлыкол - р. Рынджи (р. Даут)

Северо-Запад - Юго-Восток

N43°19'55,62" E41°50'08,16"

Запад (рад.)

Группы туристов г. Москва в кол. 4 человек под рук. Сафонова А.И. от 16.07.2015

Ледоруб, каски. При прохождении утром по жесткому снегу - кошки

Примечания

По крупным камням, держась правого борта цирка, спустились на ледник, и по льду начали движение в сторону перевала. Держались центра ледника, немного сместившись левее (ор.). Ледник пологий и открытый, трещины неглубокие и немногочисленные. Движемся с ледорубами, но без кошек и не связываясь. Через полтора часа подходим под перевальный взлет. Взлет - невысокий, но достаточно крутой снежник. Не опасный. Желающие забегают сами, остальные практикуются и рубят хорошие ступени.

Фотографируемся на южной седловине перевала, посещаем северную и на северной обнаруживаем тур и записку. Фотографируемся еще раз и бежим вниз. Снег к тому времени подкис, бежим по своим следам вниз наслаждаясь скоростью и хорошей погодой. Язык ледника питает многочисленные ручейки, пересыхающие ночью.

Уже в 12 вернулись в лагерь. Ранний обед, сборы, и в 13:45 выходим в сторону перевала Назалыкол.

Перевал Назалыкол

Высота

3241 м (по классификатору)

Травянисто-осыпной, седловина широкая

Расположен

Соединяет долины рек уллу-Муруджу и Назлыкол

Юго-Запад – Северо-Восток

N43°20'55,86" E41°48'01,74"

Записка не обнаружена

Специального снаряжения не требуется

Примечания

Движемся траверсом по левой (ор.) стороне ущелья без тропы. Вскоре в зоне видимости появляется перевал и ведущие к нему несколько троп. Выбираем наиболее удобную для подъема и, несколько растянувшись, поднимаемся. Каждый идет в своем темпе, иногда останавливаясь для ожидания отстающих. Перед самым выходом на перевал – снежник. Не крутой и порядком раскисший к этому времени. Легко поднимаемся кто с палками, кто с ледорубом.

Седловина перевала широкая и пологая. Есть расчищенные места под 3-4 палатки. При необходимости можно расчистить больше. Жидкой воды на перевале нет. Зеленые луга, небольшая терраса и, возможно, ручей виднеются на западе значительно ниже. Отдыхаем и едим шоколадки, которых у нас из-за сокращения маршрута в избытке. На перевале имеется два тура, однако контейнер (без записки) был обнаружен только в одном.

С перевала открывается грандиозный вид на ГКХ, где видны вершины от Домбай-Ульгена до Эрцога и бирюзовые Муруджинские озера. Решаем на луга не спускаться и ночевать здесь, боясь, что там вид будет не столь грандиозный. Расширяем места под палатки и ставим лагерь.

День 11. 22 июля Пер. Назлыкол, дол р. Улу-Муруджу, ур Джамагат

6:30

17:05-17:45
17:55-19:00
(4:35 ЧХВ)

Под конвоем группа передвигается в 1,5 раз быстрее и в 2 раза быстрее обедает, не теряя в качестве

УАЗ с протоколами – ур Джамагат

На машине

19:00-19:40

10,8

(7:10 ЧХВ)

Утром не торопились начинать спуск, насладились ясными видами и, пока гуляли и любовались, обнаружили захоронение ржавых консервных банок времен молодости наших родителей. Пристыдившись за старшее поколение, оставившее свой хлам на столь красивом перевале, решаем мусор собрать. Разделили труд: один банки подает, несколько человек плющит их камнями, другой пересчитывает и складывает в мусорные пакеты. Часть участников увлеклась сбором осколков стекла.

За пару часов набираем по 1-2 пакета плющенных банок на человека. В каждом пакете ровно по 40 банок + пара пакетов со стеклом. Несмотря на наши труды, видимая часть консервного могильника сократилась только на треть.

Навьючив мусор, начинаем неспешный спуск. Тропа с перевала хорошо набита, вначале склон средне-осыпной, далее травянистый, постепенно выполаживается, но кочковатый и сильно петляет. В середине спуска, чуть в стороне, видна терраса, возможно с водой и пригодная под палатки. Примерно здесь же склон разрезает балка, движемся по правой ее стороне. С середины спуска замечаем несколько оседланных лошадей, пасущихся у р. Улу-Муруджу чуть в стороне от упоминаемого во всех отчетах, и действительно весьма заметного, камня с надписью: «Не кантовать».

С середины пути тропа теряется, обходим скальные выходы, спускаемся в травяной кулуар, переходя узкий ручеек на правый ор. борт. В самом низу, на выполаживании справа появляется сосновый лес. Тропа теряется в высокой, выше пояса, траве. У р. Улу-Муруджу есть место под палатки. Возможно в этом месте есть мост через р.Улу-Муруджу (ежегодно его смывает, но егеря восстанавливают его для своих нужд).

Замеченные лошади оказываются служебным транспортом инспекторов заповедника, которые разместились в тени деревьев в ожидании нас. Два дня назад, 20 июля, инспектора проехали мимо нашей стоянки и заехали по ущелью Джамагат выше развилки на ущелье Назалыкол. Инспектора собирались проконтролировать, что мы действительно уйдем на пер. Эпчик (больше всего удивляет их настойчивость и упорство). Не встретив нас в ущелье в тот день (мы свернули на Назалыкол), инспектора поняли все однозначно и, прикинув наш темп и возможный маршрут, пришли через 2 дня встречать в ущелье Улу-Муружду. Место встречи выбрали хорошее – куда бы мы не пошли (на Голубое и Черное озеро, на Верхнее Муруджинское озеро или вниз по ущелью), мы все равно прошли бы через этот участок.

Под конвоем инспекторов спускаемся к автодороге между пос. Теберда и Домбай. Спуск по правому (ор.) берегу р. Улу-Муружду представляет собой хорошо набитую тропу. Сначала по лугам и выходам камней, затем уходит в зону леса. На тропе встречается хижина инспекторов и несколько раз – места под палатки.

На дороге помимо обогнавших нас верховых конвоиров нас ждут еще а/м заповедника и пара других инспекторов. Кажется, мы уже со всеми познакомились. Миролюбиво общаемся, перегружаем в их а/м пакеты с мусором (инспектора согласились увезти его) и пишем объяснительные записки. Инспектора в это время пишут протоколы об административном правонарушении. Договориться не удалось.

По результатам всех протоколов и объяснительных штрафы приходят 5 из 7 участникам похода. На одну девушку, по ее настойчивой просьбе, протокол писать не стали, еще одна девушка указала, что не ведала, что творила и это все коварный руководитель завел. Видимо, данная объяснительная администрации понравилась и квитанция на оплату штрафа ей не пришла.

После завершения всех формальностей на а/м одного из инспекторов отправляемся выбрасывать мусор и приезжаем к уже знакомому месту в ущелье Джамагат.

День 12. 23 июля –дол. Джамагат – пер Эпчик и озеро

9:00

(2:40 ЧХВ)

28,9 (17,6 рад)

8:40 ЧХВ

Взяв самые необходимые вещи пакуемся в 1 рюкзак и выходим к Нарзанным источникам. Сразу за нашей стоянкой начинается территория заповедника и стоит кордон. Вход на нарзанные источники стоит 150 рублей с человека. Смотрителя почти никогда нет и, если очень хочется купить билетик, надо поискать в стоящем рядом доме. Билетик купили и начали подъем по грунтовой автодороге по ущелью Джамагат. По пути встречается несколько ферм. Они не обитаемы, но ежедневно их посещают хозяева, доят скот, убираются и уезжают в поселок. Когда мы проходили мимо, хозяева были. Купили парного молока и договорились, что завтра утром нам завезут сыр. Дорога много раз пересекает реку Джамагат и выводит к Нарзанному источнику. Опознать место можно по наличию беседок и стендов с информацией на поляне. Летом там, как правило, есть люди и можно купить чай, сыр и хычины. К Нарзанам ведет заметная тропинка через мост. Сначала встречается круглая ниша в земле, в которой колышется явно богатая железом вода. Пить оттуда не стоит, в нише часто моют ноги и т.п., для питья чуть в стороне нарзанный ключ вытекает из трубы.

На поляне подъема есть еще туристы: группа энтомологов и пара солидного возраста из Новгорода. С новгородцами познакомились и часть пути к перевалу прошли в их приятной компании. Тропа в этом месте живописная, петляет вдоль реки Эпчик дважды ее пересекая. Реку необходимо бродить, но сложностей никаких нет: глубина по щиколотку или чуть выше. Выйдя из зоны леса, наши знакомые сказали, что для них хватит и повернули назад. Мы продолжили путь. После зоны леса дорога отходит от ручья, до перевала питьевая вода больше не встречается. Тропа теряет свою привлекательность: горы здесь не столь круты и высоки как в ущельях ближе к ГКХ, покрыты травой и сплошь испещрены тропами и следами выпасаемого скота.

Перевал Эпчик

н/к

Высота

2950 м (по классификатору)

Травятисто-осыпной

Расположен

Расположен в Даутском хребте и соединяет долины рек Учкулан на востоке и Даут на западе

N43°28'18,01" E41°53'49,47"

Запад (рад)

Снята записка

Группы туристов Республики Крым, Команда «Розенталь» в количестве 5 человек. Рук. Мельник. Прохождение 14.07.2015

Специального снаряжения не нужно

Примечания

Ориентируясь по карте теряем основную тропу и поднимаемся к перевалу. На пути заходим в кош, знакомимся с пастухами и обмениваемся гостинцами (N43°28'25,60" E41°52'41,14") Один из них сегодня отдыхает (пересменок) и вызывается проводить нас на перевал. Беседуем и по очереди катаемся на его коне. С перевала видно Эльбрус. Многие из группы впервые видят его белый купол.

Снимаем записку группы туристов Республики Крым, Команда «Розенталь» и принимаем решение разделиться: часть группы – 4 человека устала и возвращается по пути подъема в лагерь. 3 человека в сопровождении пастуха по пути домой хотят зайти на озеро Эпчик (N43°27'18,18" E41°52'59,50"). С перевала к озеру ведет тропа, практически без потери высоты траверсирующая склон влево по ходу движения. Маркировки турами нет, но склон простой и пройти можно практически в любом месте. В очередной раз удивляемся проходимости местных коней. Озеро достаточно красивое, пастух, провожая нас к нему, желал поразить, но все же, все ранее встреченные озера были красивее. Желающие купаются, и мы начинаем спуск. Тропа на спуск то появляется, то снова теряется, но видно кош, и мы держим путь к нему желая проводить нашего проводника. Далее спуск по пути подъема и уже подходя к лагерю мы догоняем ушедших напрямик ребят. В палатке ждал сюрприз: знакомые из Новгорода принесли для нас арбуз.

Этот день оставил приятные впечатления, все встречные сегодня были радушны и приветливы: на Нарзанных источниках нас научили готовить хычины, пастух рассказал много интересного про их жизнь, новые знакомые подарили арбуз, а вечером заехали с действительно дружеским визитом некоторые инспектора. Все это сгладило неприятные воспоминания о инспекторах, пропусках и штрафах.

В этом месте администрация заповедника разрешает разводить костры, чем мы и пользовались с удовольствием проводя вечера у огня.

День 13. 24 июля – пос. Теберда, день отдыха

7:30

9:30

16:00

Ущ. Джамагат – Пос Теберда

Пос Теберда – Ущ. Джамагат

7,2

14,5

День отдыха, горновосходительских планов нет, но решаем сходить в пос. Теберда, посетить администрацию заповедника, где вчера решался вопрос о присуждении нам штрафов, купить сувениры и искупаться в теплом озере Каракёль. По сложившейся традиции пошли пешком. Небольшую часть пути нас-таки подвезли на машине местные жители. Отказываться было неприлично. В заповеднике познакомились с зам. директором, обсудили правильный и рекомендованный или порядок планирования маршрута в Тебердинском заповеднике, но обнадеживающих новостей о наших протоколах не получили: скорее всего всем придут квитанции на оплату штрафов.

На Тебердинском рынке набор сувениров стандартный для данного района Кавказа. Из необычного нашли копченую колбасу из конины, прессованный чай для заваривания с молоком, маслом и солью, множество сортов сыра, который, по заверению местных жителей, можно без проблем довезти до Москвы, а там разделить на порционные куски и хранить в морозильной камере хоть до весны. Купив впечатляющее количество разнообразного сыра мы действительно без проблем довезли его до Москвы и уже пятый месяц по кусочку достаем его из морозилки.

Озеро Каракёль популярно среди местного населения. Берега немного замусорены и засижены. После чистейших горных озер купание в Каракеле многим не по вкусу. Отдыхаем и возвращаемся в лагерь. Поход закончен, на следующий день рано утром нас забирает и отвозит на ст. Невинномысская а/м Барса.

6. Список точек маршрута и GPS координаты

Координаты даны в системе «WGS 84».

Точка

Погранзастава

N43°22'12,70"

E41°28'37,56"

Ответвление с серпантина на тропу к зеленой гостинице

N43°21'07,32"

E41°29'12,29"

Ночевка Зеленая гостиница

N43°20'01,60"

E41°29'29,20"

Пер. Алибек

N43°19'31,20"

E41°31'40,08"

Ошибочный сход с тропы на а/л Алибек

N43°18'25,77"

Переправа через р. Назалыкол

N43°25'12,46"

E41°46'51,88"

Ночевка в дол. р. Назалыкол (примерно)

N43°22'28,47"

Пер. Назалыкол

N43°20'55,86"

E41°48'01,74"

Терраса к западу от пер. Назалыкол

N43°20'37,88"

E41°47'26,58"

Мост через р. Улу-Муруджу, камень «Не кантовать»