Автор: Павел Семенюк, Турклуб МГУ

Отчет о горном походе 1 к.с. по Алтаю (Катунский хребет) в июне-июле 2015 г.

1. Общая характеристика похода

Справочные сведения

Вид туризма: горный.
Категория сложности: первая.
Район: Алтай, Катунский хребет.
Количество участников: 12.
Сроки проведения: 29 июня – 10 июля 2015.
Количество ходовых дней: 12.
Протяженность: 102.6 км, с учетом горного коэффициента 123.1 км.
Пройдено перевалов: 4, из них 2 категории 1А.
Максимальная высота: 2840 м (пер. Абитуриентов)
Максимальная высота ночевки: 2400 м.

Запланированный маршрут: пос. Мульта – Мультинские озера – пер. Абитуриентов (1А, 2840м) – р. Тихая – пер. (н/к, 2050м) – оз. Тальмень – д.р. Громотушка – пер. (н/к, 2200м) – руч. Обходной – пер. Хазинихинский (1А, 2500м) – д.р. Хазиниха – пер. Орион (1А, 2500м) рад. – пер. Неудачников (1А, 2610м) – р. Иолдо – р. С. Иолдо – пер. Ц. Джалама (1А, 2900м) – р. Иолдо-Айры – оз. Кучерлинское – р. Текелюшка – пер. Каратюрек (1А, 3100м) – р. Аккем – кафе у Трех берез.

Пройденный маршрут: пос. Мульта – Мультинские озера – пер. Абитуриентов (1А, 2840м) – р. Тихая –оз. Тальмень – д.р. Громотушка – пер. (н/к, 2200м) – руч. Обходной – пер. Хазинихинский (1А, 2500м) – д.р. Лев. Хазиниха – д.р. Прав. Хазиниха рад. – д.р. Хазиниха – р. Кураган – р. Катунь – пос. Тунгур.

Высотный график

Итого 102.6 км (с учетом горного коэффициента 123.1 км), 4070 м набора высоты и 4800 м сброса за неполные 12 дней.

План-график движения

тропа, брод озера

4:34

9.3

подъем до цирка пер. Абитуриентов (1А)

тропа до озера, подъем по крутым камням, дальше камни/трава

6:48

5.1

пер. Абитуриентов, спуск до р. Тихая

крутая осыпь, до озера крупные камни

9:09

4.6

спуск по р. Тихая, перевал н/к, спуск до озера, брод р. Озерная

болото, дальше тропа

6:24

12.6

2050

перевал н/к, спуск до руч. Обходной

тропа, спуск по траве

6:31

11.5

пер. Хазинихинский (1А), спуск до оз. Изумрудное

подъем по траве, спуск - осыпь/снег и тропа

4:40

4.0

2060

подъем по р. Прав. Хазиниха

камни чередуются с травой/кустарником, местами лес

3:34

3.3

2050

подъем до цирка пер. Неудачников С. (1А), спуск ниже ступени

трава/кустарник, выше трава, ступень - камни

6:27

2.8

спуск по р. Прав. Хазиниха и р. Хазиниха, брод р. Лев. Хазиниха

после брода тропа, ниже пропадает

7:45

6.3

спуск до р. Кураган и вдоль реки

спуск по лесу в обход каменных сбросов, вдоль р. Кураган конная тропа

7:40

Тоньшева Анастасия

массажист

2. Подробный график движения

День 0.

Выехали в 5:35, целый день ехали на газели до Мульты с несколькими остановками. Дорога хорошая, хотя после съезда с Чуйского тракта асфальт есть не везде. В Усть-Коксе сделали пропуск в заповедник. Ночевали в палатках на турбазе в Замульте.

Фото 1. На пути в Мульту

День 1.

Перепаковали еду, сделали стартовое фото и поехали на грузовике до Нижне-Мультинского озера. Дорога заняла почти три с половиной часа. Оттуда активно водят и катают матрасных туристов. Нас сразу встречает егерь, желающий объяснить, где надо ходить в заповеднике и как следует ходить в горы. Тем не менее, мы взвешиваемся и выходим на маршрут. Тропа идет по левому (орографически) берегу озера, затем переходит на правый берег Средне-Мультинского озера. Брод порогов между озерами (местная достопримечательность!) занял много времени, поскольку это был первый брод группы. Перешли по границе второго озера и порогов, где вода еще не бурлит. По пути вдоль второго озера нас застал дождь, переждали его, обедая на веранде оборудованной стоянки. После обеда быстро дошли до кордона, убив там еще немного времени на общение, и затем до границы заповедника (впадение р. Поперечная), где и заночевали.

Дорога до кордона заняла 1:07 без учета брода, от кордона до ночевки – 1:35.

*Здесь и далее все ориентиры «право» и «лево» указаны орографически, если это не оговорено отдельно.

Фото 2. Транспорт до озер

День 2.

Ночью был сильный дождь с грозой. Утром погода хорошая.

Вдоль правого берега р. Мульта идет тропинка, через 1:15 дошли до нижней части Верхне-Мультинского озера и перебродили его выше начала бурного потока. Место живописное, вокруг цветы. Дальше небольшой участок леса, за ним начинается резкий подъем в цирк перевала Абитуриентов. Идем немного траверсом. Участки крупной осыпи сменяются травянистыми склонами. Скорость передвижения невысокая – первый серьезный подъем, да и рельеф достаточно сложный. Поднялись на первую ступень за 4:25, после обеда – еще чуть больше часа по пологому подъему под перевал. На последнем травянистом склоне (правее по ходу движения) можно найти места под небольшие палатки.

Фото 3. Верхне-Мультинское озеро и брод через него у истока реки.

День 3.

С утра облака, но к выходу распогодилось. За одну ходку через снежники и черную осыпь дошли до перевального взлета, дальше – крутой подъем по каменной осыпи. Идем плотной группой, склон становится круче. В конце пути небольшой кулуар под скальным выступом. На перевале небольшой снежник (подъем ~10м), но сама седловина и спуск – камни. Весь путь от места ночевки до перевала занял 3:18. Нашли тур, сфотографировались и поспешили вниз – с юга идут темные тучи.

Фото 4. Группа на последнем снежнике и на пер. Абитуриентов.

После спуска с перевала по крупной осыпи и небольшим снежникам вышли на травянистую полочку. Спуск с нее – крутой осыпной склон, где все едет и падает. Дальше по пологому каменному полю спускаемся до озера, на котором купаемся и обедаем. С перевала до нижнего края озера – чуть больше 3.5 часов.

Фото 5. Озеро под перевалом с разных ракурсов.

Дальнейший путь – правее вытекающей из озера реки и водопада, пара каменных выходов и густая трава. К озеру на р. Тихая не спускаемся, идем левее немного траверсом. Переходим небольшой левый приток и выходим в широкую пойму. Чуть ниже появляются заросли кустарника, надо переходить рукава разливающейся реки и притоки. На броде одного из них нас застал ливень с грозой. Хотя в процессе брода река стала заметно глубже, мы благополучно перешли и встали на ночевку.

Фото 6. Озеро и выход в цирк перевалов Крепкий (1А) и Гляциологов (1Б) (слева) долина р. Тихая (справа).

День 4.

С утра солнце, удалось высушиться после вчерашнего дождя. Перешли на правый берег р. Тихая до впадения притоков, вскоре начинается тропа через заболоченную пойму, по которой мы дошли до слияния со скотопрогонной дорогой и брода (2 часа от места ночевки). Брод глубокий (некоторым – по пояс) и широкий, но река, как следует из названия, медленная. По тропе быстро поднялись на перевал н/к и спустились в каньон. После впадения левого притока каньон сужается, а тропа поднимается вверх (сначала даже вдоль притока) и переваливает гребень.

Фото 7. Долина реки Тихая.

По тропе спустились к Тайменному озеру (3 часа от брода р. Тихая) до кордона и турбазы. Недалеко мостик через реку, вдоль которой мы спускались с перевала, затем путь преграждает р. Озерная. Место брода – прямо рядом с забором на открытом пространстве (на целевом берегу тоже отчетливо видна поляна), ниже изгиба реки начинаются пороги. Брод глубокий (по пояс и выше) и широкий, течение умеренное (по меркам горных рек). Перешли тремя группами по 4 человека в стенке. В одиночку брод по силам не любому туристу. На поляне у берега встали на ночлег.

Фото 8. Тайменное озеро.

День 5.

Сразу за бродом от поляны начинается тропа через лес наверх. С тропы на полянах открывается прекрасный вид на Тайменное озеро – крупнейшее озеро района. Довольно быстро поднимаемся выше границы леса, дальше подъем уже достаточно пологий.

Фото 9. На тропе вдоль р. Громотушка.

В какой-то момент решили срезать и сошли с тропы правее, что было, несомненно, ошибкой. Тропа отходит от склона, а нам пришлось траверсировать травянистый склон. Воды наверху нет, на обед спускались к небольшому ручейку ниже по склону. В обед – снова дождь. За упрямое продвижение вперед мы были вознаграждены цветущим мини-перевалом на границе леса (Фото 10).

Фото 10. Живописный ложный перевал.

На основном склоне есть заросшие тропы, но на основную удалось выйти лишь решительным броском вверх сквозь траву. При выходе на седловину (тропа идет по склону выше нее и затем спускается) нас снова застал ливень. Переждав первую волну, спускаемся левее по ходу, по курсу на первый снежный мост. Спуск – по высокой густой траве, под ней попадаются камни часть пути прошли по каменной осыпи. Найти ночевку у реки (ручей Обходной) сложно, т.к. на горизонтальных участках – большие камни и заросли крупного кустарника.

Фото 11. Вид на д. руч. Обходной и пер. Хазинихинский.

День 6.

Переходим на левый берег реки по снежному мосту. Дальше участки средних/крупных камней, иногда трава и кустарник, чуть выше – невысокая трава. Погода вскоре портится, моросит дождь и дует ветер. Видимость ограничена, но куда идти, понятно. Ближе к перевалу есть много хороших мест для палаток. За 2:40 дошли до перевала Хазинихинский (1А), заменили записку в туре и сфотографировались.

Фото 12. Группа на пер. Хазинихинский (тур в 100 метрах на травянистой седловине).

Ветер кончился. Спускаемся по средней осыпи, пересекая снежники. Проглядывается тропа, но частично она закрыта снегом. Дальнейший спуск после выхода на травянистую полку проходит левее реки между скальными сбросами, там начинается хорошая тропа. А вот на плато ниже тропа теряется в кустарнике – видимо, сюда редко ходят, и тропа зарастает. Левые притоки перешли выше слияния, последний – достаточно сложный брод. После обильных дождей ручьи вышли из берегов, местами идем по широким разливам вокруг полностью заполненных водой узких канав-русел. На левом берегу озера Изумрудное снова появляется тропа, но в кустарнике она пропадает. Сколько-нибудь длинного продолжения тропы по левому берегу найти не удалось, встали на полудневку на озере. Путь от перевала до озера занял почти 2 часа. Вечером – снова дождь.

Фото 13. Спуск с пер. Хазинихинский. Вверху: слева – вид на перевал (осыпь не видна), справа – правый борт долины. Внизу: Изумрудное озеро.

День 7.

С утра перебродили реку в нижней части озера, где еще очень широко (не меньше 100м) и слабое течение. Брод неглубокий (немногим выше колен), но вода не прогрелась – пасмурно. На правом берегу от тропы тоже остались лишь фрагменты. Спускаемся по зарослям кустарника, травы и каменным выносам под постоянным дождем и сильным ветром. Брод правого притока стал неожиданно трудным препятствием, шли в ботинках (они к тому моменту промокли уже у всей группы) и с опорой на натянутую веревку.

Фото 14. Брод и купальные процедуры в Изумрудном озере.

Обедали в небольшом лесном массиве между двумя языками осыпи. Во время обеда с горы, под которой мы остановились, сошел большой камнепад, прошел мимо лесочка. Из-за того, что шли по мокрым камням плохо, и возможной опасности, было решено не подниматься по р. Правая Хазиниха и остановиться чуть ниже в лесу в районе слияния Левой и Правой Хазиних. Весь путь от брода занял чуть больше 5 часов. Дождь не прекращался, но иногда сменялся градом.

День 8.

Погода немного лучше, но вскоре снова начинает моросить дождь, а чуть выше – снег. Соседние горы за полтора дня покрылись снегом.

В лесу идет тропинка, но к началу подъема вдоль Правой Хазинихи она портится и скоро теряется. Идем медленно, продираясь через карликовые березки и рододендрон. По участкам осыпи идем аккуратно, стараясь обходить их по траве. Через 40 мин проходим большой бурлящий водопад, еще почти через 3 часа, перейдя несколько левых притоков, встаем на ночлег пережидать погоду – это последний лесной массив, дальше надо идти по скользким мокрым камням.

Фото 15. Водопад на р. Прав. Хазиниха.

День 9.

К утру подморозило. Тем не менее, постепенно распогодилось, и мы отправились штурмовать перевал. Продолжаем подъем через кустарник и крупную каменную осыпь. После выхода на пологое плато перешли на правый берег (выше слияния ручьев, оз. Н.Хазинихинское остается справа). Оттуда видны скалы под оз. В.Хазинихинское. Пройти левее по краю через крупную осыпь не удалось. Оптимально идти еще левее по правому берегу ручья (крутой травяной склон), а затем повернуть направо и через осыпной гребень выйти в цирк перевалов Неудачников, Орион и пр.

Фото 16. Вид на заснеженные вершины и долину р. Прав. Хазиниха.

Однако в нашем случае гребень представлял собой достаточно большой снежный вал, и ввиду позднего часа и отсутствия дней запаса было решено повернуть назад. Спустились обратно на плато и заночевали.

Фото 17. Оптимальный путь к пер. Неудачников (вверху) и его верхняя часть (второй ряд, слева). Второй ряд, справа – непреодолимые бараньи лбы вокруг р. Прав. Хазиниха. Внизу – вид на цирк пер. Орион и Орион Средн. пер. Неудачников и пер. Калинина находятся левее.

День 10.

Спускаемся по пути подъема, путь до слияния Левой и Правой Хазиних занял 3 часа. Немного выше стрелки есть брод и тропа на правый берег Правой Хазинихи, мы же легко пересекли Левую Хазиниху по диагонали чуть выше слияния и шли еще 200 м вдоль берега по руслу. Место выхода к реке скрыто в зарослях больших кустов. На левом берегу сразу натыкаемся на тропу, но она ведет к броду через р. Хазиниха (возможно, сюда ведет тропа с брода Правой Хазинихи). Правильная тропа начинается за болотцем в лесочке. Через ходку тропа раздваивается, часть уходит на другой берег. Еще через ходку начинаются камни, и тропа теряется. Скорость движения резко снижается – надо карабкаться по замшелым камням и продираться через кустарник. Не доходя до слияния Хазинихи с р. Иолдо обнаруживаем тропу вверх на гребень, по ней резко набираем высоту. Спуститься не успеваем, ночуем на ровной поляне на перегибе. Воды здесь нет.

Фото 18. В долине р. Прав. Хазиниха.

День 11.

С утра солнце, встаем и без завтрака двигаемся по тропе траверсом, постепенно спускаясь. Завтракаем на р. Бочаниха (левый приток Курагана). Дальнейшее тропой назвать сложно – она то пропадает, то появляется снова, местами и вовсе превращается в след от одного-двух животных. Тем не менее, мы уверенно спускаемся вниз, обходя каменные сбросы и крутые участки (как раз около них тропа пропадает). В нижней части склона с тропой совсем туго – ее попросту нет, идем по лесу с завалами. Где нет завалов – уже поднадоевшая высокая трава. В конце вышли к берегу Курагана на хорошую конную тропу от кордона и быстро пошли по ней. Спуск через лес занял чуть менее 3 часов. Путь по тропе явно быстрее, однако возможность пройти вдоль берега р. Хазиниха до слияния с р. Иолдо сомнительна. Тропы ниже по склону мы не видели, а долина чуть дальше начала нашего подъема сужается, превращаясь, судя по единственному доступному фото в Google Panoramio, в настоящий каньон с водопадами.

Фото 19. Р. Кураган.

Дальнейший спуск не представляет трудности, хотя тропа раскисшая. Встретили начинающую поход группу новосибирских туристов. Тропа местами отходит от берега, местами поднимается. Левые притоки проходятся по мостам, разлив р. Ешту перешли прямо у берега Курагана. После впадения р. Кыргыз Кураган ветвится, идти лучше не по основной тропе (через остров, 2 брода), а вокруг через болотце (там тоже есть тропинка). Вскоре тропа поднимается вверх на следы большого селя. Ночуем на идеально ровной живописной поляне. Первый день без дождя!

Фото 20. Дорога в нижней части долины р. Кураган.

День 12.

Вышли пораньше и бодро спустились до реки. Тропа сначала петляет, то поднимаясь, то спускаясь, но вскоре становится совсем горизонтальной и через 3 с небольшим часа пути переходит в полевую дорогу (Фото 20). Идти легко, делаем ходки по 50 – 60 минут. Через р. Громатуха построен солидный мост, речки ниже можно перейти по камням. На последней речке (в паре километров от цели) отдохнули, попили чай и перекусили. Вышли к р. Катунь в район старой паромной переправы (не работает после наводнения) напротив поселка Катанда. Весь путь занял меньше 6 часов (от вчерашнего выхода на конную тропу 10 с половиной часов). Поход завершен, ждем переправщиков. Впереди ужин и долгая дорога домой.

Фото 21. Переправа через р. Катунь в районе Катанды.

Фото 22. По дороге в Новосибирск. Снова дожди.

3. Техническое описание

пер. Абитуриентов (1А, 2850м)

Фото 23. Группа на подъеме в цирк пер. Абитуриентов.

Соединяет д.р. Мульта и д.р. Тихая.
Ориентация ЮЗ. – СВ.
Характер склонов осыпной, СВ. – скально-осыпной.
Пройден 01.07.2015 группой туристов Горного ТК МГУ (рук. П.И. Семенюк), снята записка группы «Дети дяди Петя» (Барнаул).
Описание дается в направлении СВ. – ЮЗ.
Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки.

Путь под перевальный взлет идет по осыпной гряде между двумя снежно-ледовыми озерами. Крутизна склона постепенно увеличивается, местами доходит до 30°. Осыпь средняя, живая, шли плотной группой. Выход на перевал левее скального гребешка (Фото 24). Последний участок прошли по косому кулуару в обход гребешка. На верхушке с СВ. стороны снег (~10м, 30–35°) и немного скал со льдом. Седловина маленькая, но встать можно тур на С. стороне, под гребешком. Спуск плотной группой зигзагом по склону (20–25°) вниз, затем правее на травянистую террасу, с нее по осыпи в основную долину до озера. Подъем от начала перевального взлета чуть меньше 2.5 часов спуск – почти 2 часа до террасы и еще 40–50 минут до пологого каменного поля.

Фото 24. Подъем на пер. Абитуриентов.

Фото 25. Спуск с пер. Абитуриентов.

пер. Хазинихинский (1А, 2500м)

Соединяет: д.руч. Обходной и д.р. Лев. Хазиниха.
Ориентация: З. – В.
Характер склонов: З. – травянистый, В. – осыпной.
Пройден 01.07.2015 группой туристов Горного ТК МГУ (рук. П.И. Семенюк), снята записка команды «IRun» (Санкт-Петербург).
Описание дается в направлении: З. – В.
Необходимое снаряжение: нет.

Пологий подъем по левому берегу реки (чуть поодаль от него), перевал однозначно определяется как самое низкое место между двумя башнями. Ближе к верху сильно вправо идти не надо, там несколько локальных холмов-гребней. Основная часть цирка (вблизи реки) слегка заболочена. Тур собран посередине на травянистой части и виден издалека, рядом следы тропы. Седловина напоминает небольшое плато. Спуск по средней осыпи с многочисленными снежниками, местами проглядывает тропинка. На спуске с террасы появляется нормальная тропа, найти ее нетрудно – это наиболее логичное место спуска. Подъем занял 2:10 от снежного моста (см. выше), спуск чуть больше часа до террасы.

Фото 26. Подъем на пер. Хазинихинский. См. также Фото 11.

4. Снаряжение

Стартовый вес рюкзака составил 23.5 кг у девочек и 27 – 30 кг у мальчиков, в зависимости от коэффициента. Список общественного и личного специального снаряжения приведен ниже. Для приготовления пищи использовали горелки, газ был закуплен в Новосибирске.
Отдельно хочется отметить, что в походах по Алтаю не стоит экономить на непромокаемой одежде. Очень желательно также наличие средств от комаров и мошек.

Список снаряжения:

Пруссик

Жумары

Палки треккинговые

Ледовое снаряжение бралось в расчете на пер. Ц. Джалама, но не пригодилось.

5. Логистика и финансы

Летели до Новосибирска ночным рейсом Уральских авиалиний. От аэропорта до Мульты ехали на газели с прицепом, дорога заняла целый день (больше 16 часов). Транспорт заказывали заранее через фирму БиАлТур Ивана Замчалова, обошелся в 27 000 руб. Машину для заброски в горы можно найти по приезду в одном из поселков (Мульта, Замульта, Маральник), мы воспользовались услугами турбазы в Замульте (ночевка – 150 руб. с человека, трансфер – 1 000 руб. с человека). Доехать по дороге можно до Нижне-Мультинского озера на буханке (УАЗ-452) в хорошую погоду или ГАЗ-66 в плохую. Ехали 3.5 ч на последнем.

Для выброски потребовалась переправа через р. Катунь в районе пос. Катанда на двух надувных лодках (3 000 руб. за группу, заказывали по телефону накануне через Татьяну Замчалову), затем на грузовичке до турбазы в Тунгуре (3 600 руб.) и на уже знакомой нам газели до Новосибирска (27 500 руб.). Ночевка на территории турбазы в палатке обошлась в 120 руб. с человека. На базе есть домики и прочие удобства.

Для экстренной связи и отправки контрольных сообщений использовали спутниковый телефон системы Thuraya.

В результате весь поход обошелся примерно в 11 500 руб. с человека без учета билетов на самолет.

6. Пропуска

Для прохода на территорию Катунского биосферного заповедника требуется пропуск, получить его можно в Усть-Коксе или на кордоне (в нашем случае – на оз. Средне-Мультинском), цена 150 руб. на человека в день. Мы выбрали первый вариант, заехав вечером на дом бухгалтеру. Надо учитывать, что по территории заповедника передвигаться можно только по определенным маршрутам, по некоторым из них – только в сопровождении госинспектора (в рамках экскурсии). На оборудованных стоянках разрешено разведение костров. Мы контактировали с госинспекторами на Мультинском кордоне и около Тайменного озера. В первом случае нам всячески предлагали платные услуги и отказались пропускать по маршруту, во втором никаких накладок не было. На участке пер. Хазинихинский – р. Кураган инспекторов не видели, кордон обошли.

Фото 27. Границы Катунского заповедника

7. Полезные контакты

• БиАлТур: Замчалов Иван Юрьевич, ivan@mail.biysk.ru. +7(960)939-1155, +7(3854)31-11-10 www.bialtur.biysk.ru.
  • Пропуска: пос. Усть-Кокса, Блочная 32 – Галина Сергеевна.
  • МЧС: Оперативный дежурный ПСО – +7(38822)2-29-14, в том числе регистрация групп. Желательно регистрироваться заранее по почте, форма есть на сайте, мы обошлись звонком. Горно-Алтайск, Алтайская 26/1 www.04.mchs.gov.ru.

8. Снятые записки

Фото 28. Записка группы «Дети Дяди Пети» (г. Барнаул), рук. Эман П.И., от 7 августа 2014. Снята с пер. Абитуриентов (1А, 2840).

Фото 29. Записка группы IRun (Санкт-Петербург) от 5 августа 2014. Снята с пер. Хазинихинский (1А, 2500).

Заключение

Хотя из-за вынужденного укорачивания маршрута не удалось пройти ряд интересных перевалов, походом мы остались довольны. Попробовали силы в горах, научились ходить по разным видам рельефа (соответствующим категории сложности), посетили красивый район, сочетающий в себе и лес, и горы. По пути встречалось множество живописных озер и водопадов, что позволяет рекомендовать этот район для купальных путешествий. Тем не менее, поход получился достаточно напряженным. Практически каждый день шел дождь, в результате чего многие броды значительно усложнились. В отсутствие троп серьезным испытанием стало также прохождение зарослей высокой травы и кустарника, которые имеются в каждой долине. Другими словами, в рамках похода удалось как утолить жажду приключений и спорта, так и насытиться прекрасными видами дикой природы.