Автор: Филипп Соколовский, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Алтаю (Катуньские белки) в июле-августе 2011г.

Сроки проведения:

с 30 июля по 16 августа 2011 г.

Маршрутная книжка:

№.1/3-405 МКК ФСТ-ОТМ г.Москвы

Запланированный маршрут:

пос.Тюнгур - р.Кучерла - оз.Дорошкёль - пер.Мрия(2А,3000)- пер.Кони-Айры(2А,3125) - пер. Герда(2Б,3500)- лед.Черный - пер. Мюшту-Айры(2Б,4200) - З.Плато - пер.Любимых жен (2А,4370) - в.Белуха З. (2Б, 4400,рад.) - Ц.Плато - пер.Белухинский(2Б,4400) - в.Белуха В. (2Б, 4506, рад.)- лед.Менсу - пер.Делоне(2А, 3800) - р.Аккем - пос.Тюнгур
Запасной вариант: р.Катунь - пер.В. Капчальский (1Б, 3210) - пос.Тюнгур.

Пройденный маршрут:

пос.Тюнгур - р.Кучерла - оз.Дорошкёль – пер. Сайлянкина грива(1А,2760) - пер.Мрия(2А,3000) - пер.Кони-Айры(2А,3125) - пер. Герда (Молодых специалистов) (2Б,3500) – пер.Удобный (1Б, 3000) - лед.Черный - пер. Мюшту-Айры(Кулуар)(2Б,4200) - З.Плато – р.Катунь – р.Капчал – пер.В. Капчальский (1Б, 3210) – р.Кони-Айры – р.Кучерла - пос.Тюнгур

Справочные сведения о группе и маршруте

Состав группы

1. Соколовский Филипп Германович, 1968 Москва руководитель
  2. Глазов Александр, 1979 Щелково фотограф, хронометрист
  3. Грушина Александра, Москва, финансист
  4. Кузнецова Ирина, Москва, медик
  5. Хохлов Юрий, Москва, завхоз
  6. Шухнин Всеволод, снаряженец

График движения

Все "лево" и "право" указаны орографически километраж без учета районного коэффициента

дата

Конская тропа

р.Кучерла –оз.Кучерлинское - р.Кони-Айры

8ч.

Конская тропа, слабая тропа по берегу озера,

Солнечно, в конце дня дождь.

р.Кони-Айры –р.Йолдо-Айры- оз.Дорошкёль – руч. Немыцкого

9ч.

Слабая тропа по крупному береговому курумнику, лесу, местами до 70°.

Солнцечно, в обед сильная гроза

Пер.Мрия (2А,3000) – р.Верхний Кураган(пр.исток)

Травянистые луга, открытый ледник, сн. склон 30°, осыпь

Утром солнечно, днем дождь, вечером пасмурно.

р Верхний Кураган (пр.исток) пер.Кони-Айры(2А,3125) –р.Мюшту-Айры

10ч.

Осыпь, сн склон до 40°, откр.ледник, курумник, переправа, тропа.

Р.Мюшту-Айры – лед.Герда

7ч.

Слабая тропа, горелый лес, морена, тропа по гребню морены, откр. ледник, в верхней части трещины

пер. Герда(2Б,3500)

14ч.

Осыпь, скалы

Пасмурно

пер.Удобный (1Б, 3000) - Лед.Черный(верх.цирк)

7ч.

пурга

З.Плато – руч.Черный

9ч.

сн. склон 35°, закр.ледник, трещины, ледопад, откр.ледник, морена.

руч.Черный – р.Катунь – р.Капчал

9ч.

Крутой травянистый склон, заросший берег реки, тропа

пер.В. Капчальский (1Б, 3210) – р.Кони-Айры

9ч.

Луга, морена, пологий ледник, осыпь, закр.ледник, откр.ледник,тропа

р.Кони-Айры – p.Кучерла

10ч.

Тропа: от буреломной до лошадиной

p.Кучерла – ур.Елань

Итого с коэф 1,2: 168 км

Дневник похода

30.07 – день 0

Вылетели Аэрофлотом вечером 29го в Барнаул из Шереметьево. Прилетели утром. в аэропорту нас уже встречал водитель с газелью. Забрав на вокзале Ирочку, отправились в Бийск, где немного перекусили. Далее была долгая дорога до Тюнгура (всего от Барнаула 12-13часов).

Прибыли в Тюнгур и завалились в «Зеленый дом» спать.

31.07 – день 1

С утра на двух такси доехали до урочища Елань (это примерно 8км вверх по Кучерле). Дальше только пешком.

Тропа идет по правому берегу Кучерлы, сразу от Елани забирая вверх. Жарко. За 45 минут (1 переход) подходим к Черной речке (фото справа). Далее тропа проходит луговину и входит в лес полого поднимаясь вверх. Обойдя прижим тропа резко спускается к реке и идет далее по лесу. Тропа широкая, разбитая по ней регулярно ходят караваны лошадей через полтора перехода, не доходя до впадения р.Б.Калагаш, возле потрепанного железного щита нацпарка, развилка троп. Верхняя начинает набирать высоту в долину Куйлю. Идти надо по нижней (горизонтальной) тропе. Через 1км после развилки пересекаем реку Куйлю и вскоре подходим к скале с древними петроглифами (2 перехода от Черной речки). Здесь есть живописный дырявый навес со столиком, ручей и наскальные рисунки. Обедаем через переход на берегу Кучерлы под небольшим дождем. Купаемся.

Через полтора перехода после обеда подходим к большой избе с баней – место привала коммерческих групп. Основная тропа здесь уходит влево под прямым углом от реки. Мы же решили пойти вдоль берега по слабым тропкам. Посмотрели лесные красоты, но темп движения существенно упал. Через полтора перехода вышли обратно на основную тропу, по которой еще через переход достигли хорошего, оборудованного места ночлега. Всего прошли за день 15 км.

01.08 – день 2

Тропа идет берегом реки, то поднимаясь, то опускаясь. Иногда попадаются мостки. Через два перехода проходим р.Текелюшку, за ней тропа взбирается круто вверх, срезая угол, а после снова спускается к Кучерле. Еще через переход – проходим водопад на Тегееке. И далее полтора перехода до Кучерлинского озера. Тропа к озеру ведет через древний мореный вал (небольшой перевал), срезая угол. Несмотря на то, что тропа по-прежнему конная, и развилка троп промаркирована синими пакетами часть группы проскочила развилку и пошла вдоль реки по исчезающей тропе (+1ч). На озере обедаем- впереди темные тучи. В начале озера есть места под палатки.

После обеда за 2 перехода приходим к ручью Зеленому (Буревестник). Первое название – по имени озера Зеленое, из которого он вытекает, второе по названию перевала Буревестник. Тропа вдоль озера непроста. Рядом с ручьем до и после есть места для лагеря. Еще через переход проходим конец озера и под дождем становимся на ночевку на следующем разливе под старым моренным валом. Выше озера основная река называется Кони-Айры. Мест под палатки на этом переходе нет. Всего прошли за день 15 км.

02.08 – день 3

С утра продолжаем движение по крупному курумнику правого берега. Проходим «зеленый остров», после осыпи тропа ныряет в лес и идет по берегу до «Кедровых стоянок» все стоянки заняты. После «Кедровых» тропа выходит на разлив реки, где в перелесках можно поставить лагерь. Пройдя луговину выходим опять на берег Кони-Айры, где напротив водопада Йолдо-Айры отмаркировано место переправы (два перехода от места ночевки). Через первую протоку лежит бревно. Сушимся на галечной поляне. Остальные протоки переходим вброд. Тропа к озеру Дорашкёль начинается идет по правому берегу Йолдо-Айры вдоль водопада по полочкам. Подъем начинается прямо у воды, отходить в сторону от берега не следует. Подъем на устевую ступень крутой, местами до 70°.

Выше устьевой ступени тропа идет по очень крупному курумнику и через три перехода от начала подъема приводит к хорошей стоянке на лесистом гребне. Отсюда еще два перехода до озера Дорашкёль по хорошей тропе мимо красивых водопадов (впрочем, иногда тропа теряется в подлеске). Прямо перед озером надо перейти бурный ручей(Немыцкого), что сделать не так просто, как кажется по фото. На озере обедаем, купаемся. мимо проносится сильная гроза с мощным, но коротким ливнем.

После обеда по слабой тропе от Ю-В угла озера за переход поднимаемся на устьевую ступень ручья Немыцкого и далее, пройдя болото, на удобном месте под скалой обнаруживаем дрова и становимся на ночевку.

03.08 – день 4

За 2 перехода от места ночевки сначала по лугам, затем по моренам практически растаявшего ледника выходим на седловину отделяющую долину ручья Немыцкого от одноименного ледника. Некоторые люди называют эту седловину перевалом Сайлянкина грива(1А,2760), она так же присутствует в классификаторе. Подъем пологий, тура не заметили. Спуск на ледник чуть покруче, но тоже не сложен. Ледник открытый, есть несколько глубоких русел ледниковых ручьев. Начался затяжной дождь. За 30мин подходим к бергшрунду под пер.Мрия. Откуда начинаем вешать веревки: первые две по 30° снежному склону, третья в верхней части выходит на 35° лед. Четвертая – по льду и скально-осыпному кулуару - 35°. Всего повесили 180м перил. Подъем от бергшрунда занял 4 часа. Спуск – крутая 30°, 200м осыпь, выводящая на открытый ледник. Ледник пересекаем к правому краю и спускаемся далее по карману ледника ко второму (относительно крупному) озеру. Спуск занял 1,5 часа. Встаем на готовых площадках ниже озера под дождем.

пер.Сайлянкина грива 1А, 2760м. Спуск на лед. Немыцкого.

пер.Сайлянкина грива 1А,2760м. Вид с Севера.

пер. Мрия - южная сторона

Бергшрунд под пер.Мрия

Кулуар пер.Мрия

Седловина пер. Мрия

04.08 – день 5

От ночевки на озере за 1 переход поднимаемся по морене и снежнику к перевальному взлету перевала Кони-Айры. Взлет – крутая осыпь до 35°, 100м. проходим за 30мин. Седловина узкая из разрушенных скал. Начинаем спуск по крутому 40° снежнику. Пройдя 40м видим, что склон крутоват и ниже имеются выходы льда. Вешаем одну веревку для выхода «по-спортивному» на осыпь слева по ходу. Долее спускаемся по осыпи 30° до ледника, по которому по левому краю, обходя небольшие трещины спускаемся к нунотаку, разделяющему конечные сбросы ледника (Два часа от седловины). Слева спуска нет. Проверяли! Следует идти справа от нунотака вначале вдоль него и слева от ручья. Спуск местами крутоват, но вполне проходим. Обедаем. Затем перейдя на правый берег ручья спускаемся вдоль него, обходя бараньи лбы, по крутым травянистым склонам. Перед рекой Кони-Айры ступень древнего моренного вала – спускаемся по крутой до 30° осыпи. Далее вдоль этого осыпного склона выходим к месту где река Кони-Айры прорезает мореный вал. Здесь переправляемся через Кони-Айры. Спуск с перевала до реки Кони Айры занял 6 часов с учетом обеда и разведок (ЧХВ – 4 часа). Тропа вдоль Кони Айры находится в 100 метрах выше по склону (она спускается в зарослях карликовой березы со лбов правого берега к лесному острову -самый верхний участок вдоль реки). Ниже границы леса тропа скачет по скальным ступенькам, продирается через карликовую березу, петляет по лесу. Через час проходим водопад Кони-Айры (на тропе висит веревка), еще час до хорошей лесной стоянки с вырезанными духами и наконец (еще 30мин скачков по бурелому) приходим к стрелке Кони – Айры и Мюшту-Айры. Но день на это не закончился, надо принести заброску. Оказалось, что у Севы и Юры остались еще силы и заброска была принесена (Правда по дороге ее чуть было не утопили, но это уже другая история).

05.08 – день 6

Утром переходим по мокрым бревнам Мюшту-Айры и по заросшей лесной тропе через горелый лес поднимаемся к правой морене ледника. (2,5 часа).По дороге мемориальные таблички напоминают о бренности и скоротечности нашег бытия. Выйдя из леса на морену движемся по её гребню. Через два часа подходим к водопаду, где обедаем (а некоторые и купаются).

Далее продолжаем движение по гребню морены и через 1,5 часа переходим на ледник напротив цирка пер.Герда. Еще за 1,5 часа, после пересечения ледника, поднимаемся в цирк перевала по поверхностной морене правого края, затем по правому краю по границе снега. Выход в цирк разорван трещинами, между которыми приходится попетлять и полазать. Становимся на ночевку в цирке, среди трещин, достаточно далеко от склонов. Наблюдаем за перевалом, но особой камнеопасности не заметно.

06.08 – день 7

День выдался долгим. С рассветом выдвигаемся к началу подъема на перевал – третий снежник, считая от сквозного кулуара «Герда». Быстро поднимаемся к бергшрунду, далее проходим две веревки с попеременной страховкой по жесткому крутому, до 35° фирну, на середине второй веревки фирн переходит в лед и далее в конгломерат. с выходами скал. Закрепить вторую веревку особо негде. Поднимаемся аккуратно в кошках. Выше второй веревки начинается средняя осыпь 30° по которой еще 50м до осыпного гребня, на котором можно отдохнуть и снять кошки. По гребню движемся одновременно - 50м до заглаженного скального лба (40°). Здесь висит старая петля, отмечая начало скальной части. Вешаем 1 веревку(50м) через лоб до большой наклонной осыпной площадки. Затем 1 веревку по осыпной полке, уходящей влево-вверх с наклоном 25°. Где-то надо уходить вверх (например, от маленького снежника), но лидирующая Саша не решается это делать. Веревка заканчивается под нависающим куском скалы, перестежка неудобна. Наращиваем 15м до удобного камня. Место кажется перспективным для выхода наверх. Полчаса проводим здесь, пытаясь выявить в группе человека со способностями скалолаза и выясняя некоторые аспекты применения закладок. Наконец Сева пролезает внешний угол (60°,30м), остальные тяжело вылезают за ним. Слева уходим в хороший безопасный камин. На следящую веревку выходит Юра. Бодро и смело лезет он в следующий камин под нависающие скалы. Но пройдя 30 метров о чем-то задумывается. Подошедший снизу руководитель ломает линию движения спускаясь вправо вниз и выбирает кулуар попроще. Две веревки по кулуару приводят к вертикальным скалам справа, вдоль которых надо преодолеть небольшой внутренний угол. При прохождении этого угла из-под ног Севы уходит вниз большой каменный блок, направляясь прямиком на Иру и Саню, находящихся в кулуаре у промежуточной точки. Маневр уклонения от свободно падающего осколочного снаряда отрабатывается успешно – всего лишь не очень сильный ушиб плеча у Иры и порванная штормовка у Сани. После внутреннего угла почти горизонтальный траверс влево ближе к локальному гребню (1 веревка от верт. скал), к очередному гладкому лбу (60°, 15м). Выше этого пояса путь становится положе -30° ,35м), потом еще веревка чуть влево, через небольшой скальный выступ (35°) и осыпь. Далее траверс вправо слегка вверх до кулуара, где видны две висящие петли и вверх по ск. осыпн. Кулуару (35°, 30м) затем по осыпи и скалам в обход вернего снежника(50м), и вот он верхний «некрутой» участок - крупные камни (35°,20м)

Седловина – узкий гребень из разрушенных скал со скальным «пальцем» посередине. Сняли записку Субхаигулова Азата (Урал) горная 4 к.с от 07.08.2009г. Спуск – 20м до 40° разрушенные скалы. Далее 200м средняя осыпь 30°, затем фирновый склон 200м 30° со льдом у осыпи, подрезанный бергшрундом. Спустились за 1,5 часа. Встали на ровной части зафирнованного ледника. Поверхность ледника похожа на стиральную доску. Площадки приходиться буквально вырубать в фирне.

07.08 – день 8

За 20 минут по зафирнованному леднику, практически без набора высоты, выходим на седловину, разделяющую верхнюю и основную(нижнюю) ветвь ледника Черный. Перед перевалом есть небольшой бергшрунд, который проходится по надежному мосту. Перевал отсутствует в классификаторе, но периодически проходится различными группами. На перевале обнаружен тур с запиской от 27.07.1983г. Кузнецова Н.(Днепропетровск) – перевал Удобный (1Б, 3000м). Седловина широкая, осыпная, есть места под палатки. Спуск 300м средняя осыпь 30°, местами до 35°.Спуск занял 2 часа., еще за 30мин подходим к ледопаду на основной ветви. Обедаем. После обеда проходим ледопад– 2 часа. Ледопад открытый, лучше идти сначала по центру, затем у правого края. В сераках правого края приходится вешать веревку. Далее еще за 1 час поднимаемся в верхний цирк сначала по центру ледника, затем у левого борта. Крутизна 10-15°, много закрытых трещин. Встаем на ночевку на снегу в нижней части верхнего цирка.

08.08 – день 9

С утра дождь, выходим в 11. Поднимаемся по закрытому леднику 10-20° мимо ледового склона перевала «Вектор» к следующему кулуару. У бергшрунда крутизна увеличивается до 35°. Бергшрунд большой, но достаточно засыпан, от него вешаем перила по 30° снежному кулуару. 7 веревок по 50м приводят к горловине кулуара, где крутизна увеличивается до 35° и замечен лед. После горловины кулуар расширяется в большую воронку. При подготовке маршрута предполагалось что дальнейший путь от горловины кулуара пройдет вправо по ходу по границе воронки и скального гребня, или по самому скальному гребню, но оказывается что существенного уменьшения крутизны на этом пути не заметно и на месте принимаем решение двигаться вверх. До выхода из воронки вешаем еще 120м перил (2веревки с хвостиком, есть трещины.). После выхода из воронки оказываемся на нешироком снежном гребне, разделяющем ледники Черный и Мюшту Айры. Вид отличный, далеко внизу разломы начинающегося ледопада Мюшту Айры. Здесь обедаем. После обеда поднимаемся в связках по снежному склону 15-20° (две ступеньки по 50м), и далее по горизонтальному острому снежному гребню к небольшой 30х20м горизонтальной снежной площадке, с которой можно полого(50м, 20°) спустится на З.Плато. Погода испортилась, ставим лагерь. Тура не нашли, складываем свой на выходе скал в сторону лед.Черный, ниже перевальной площадки.

09.08 – день 10

Пурга. Сидим без движения, оцениваем характеристики наших палаток.

10.08 – день 11

С утра погода наладилась, но в связи с отставанием от графика мы приняли решение перейти на запасной вариант. Спускаемся на ледник Черный по пути подъема – сначала в связках чуть ниже начала воронки перевала Мюшту (20мин). Далее перила (сн-лд.450м 35-30°) (внизу преодолеваем 2м стенку бергшрунда) (4часа). Далее спускаемся в связках проходя бергшрунд по мостам, затем по пологому закрытому леднику, затем через зону трещин к ледопаду (1,5 часа). Ледопад закрыт свежим снегом, идем по пути подъема (1 веревка) (1 час). Ниже ледопада еще переход (30мин) по открытому леднику – обед. После обеда продолжаем движение через язык ледника, по свежим моренам и по старым моренам спускаемся к травянистой площадке у начала ручья Рассыпчатый.

11.08 – день 12

Движемся по травянистым террасам и старым моренам вдоль ручья Рассыпчатый, затем отходим от него вправо и преодолеваем устьевую ступень по крутому травянистому склону (300м, 35°).(2 часа от м.н.). Далее движемся по берегу Катуни. Слабая тропа идет прямо у границы склона, продираясь через заросли карликовых деревьев и гигантского кустарника. Временами лучше идти вдоль реки. Через 2 часа пути начинается нормальная тропа по правому берегу. Еще через час срезаем угол между реками Катунь и Капчал по свежему следу туристов, проложенному в густой траве (в лесу и на камнях след теряется.), и выходим на хорошую тропу левого берега реки Капчал. Еще 1 переход по тропе (40 мин) и становимся на обед у реки. Через 5 мин после обеда пересекаем левый приток Капчала, переходя вброд несколько русел (надо было, конечно, обедать после притока). Часть группы не желая мочить ноги предприняла разведку притока (в течении 40мин), но без видимого результата. Наконец собираемся все вместе у отдельно стоящего дерева и продолжаем движение по тропе. Через два с половиной часа пройдя обход водопада по крутому травянистому склону (тропа закончилась ниже водопада) становимся на ночевку в конце большой травянистой террасы за водопадом.

12.08 – день 13

За 2 часа по моренам и травянистым лугам подходим к леднику под пер.В.Капчальский, ледник открытый, пологий, трещин мало. По леднику 40мин до перевального взлета. Взлет осыпной (100м 30-35°). Внизу маленький, открытый бергшрунд. Взлет проходим за 30 мин. Седловина узкая, спуск на лед.Кони-Айры сложностей не представляет(10м, 35 -40°). На седловине час ждем Ирочку, которой не просто дается путь по леднику. Ледник Кони-Айры некрутой, до 20°, в верхней части закрытый, есть трещины. За два часа спускаемся с ледника через язык, пересекая в нижней части бурный ручей, стекающий вдоль правого борта ледника по бараньим лбам. Обедаем на песчаных площадках на правом берегу ниже ледника. Отсюда начинается тропа по правому берегу р.Кони-Айры, сначала по старым моренам, затем через заросли карликовой березы. На границе леса выходим на уже пройденный нами участок. Встаем на ночевку на лесной стоянке «у духов леса» в 20минутах от стрелки рек Кони-Айры и Мюшту-Айры (3,5 часа от обеда).

13.08 – день 14

Переправляемся через Мюшту-Айры (по бревнам) и по заваленной буреломом тропе спускаемся к месту переправы у реки Иолдо-Айры, проходим Кедровые стоянки, Зеленый остров, разлив и выходим к Кучерлинскому озеру. Купаемся на ручье Буревестник (речка Зеленая). (5,5 часов от ночевки). Еще 2 часа по берегу озера до истока реки Кучерла. Обед. От озера по конской тропе, переваливая через старый моренный вал 3 часа до места нашей первой ночевки (1час ниже Текелюшки)

14.08 – день 15

От места ночевки по конской тропе за 1,5 часа доходим до большой избы, еще за 2 до петроглифов у ручья Куйлю, и еще за 1,5 часа до Елани. В Елани обнаруживаем пустую машину, которая отвозит нас в Тюнгур. Маршрут закончен.

Техническое описание

Перевал Сайлянкина грива (1А,2760)

• Характер: осыпной
  • Высота: 2760
  • Ориентация: С-Ю
  • Расположение: Сайлянкина грива (водораздел рек Кони-Айры и Йолдо-Айры).
  • Координаты:
  • Прохождение: 03 августа 2011г. со стороны руч.Немыцкого(р.Йолдо-Айры,оз. Дорашкёль) группой Турклуба МГУ (Москва) в составе 6 человек в походе 4 к.с.
    Руководитель группы — Соколовский Ф. Г.
  • С перевала снята записка: тур не найден (и не искался)
  • Описание дается руч.Немыцкого до лед.Немыцкого.
  • Необходимое снаряжение: нет

(Направление прохождения — с севера на юг)

Со стороны руч.Немыцкого подъем на перевал проходит по травянистым склонам до 15°, в верхней части по осыпям и моренным отложениям стаявшего ледника той же крутизны. Седловина достаточно широкая осыпная. Спуск на лед.Немыцкого – осыпь 30°, 50м. Удобно выходить на ледник пологим траверсом осыпи вправо. Ледник Немыцкого пологий, открытый. Есть несколько глубоких русел ручьев.

Перевал используется в основном в связке с перевалами цирка ледника Немыцкого, как удобный путь от озера Дорашкёль. Самостоятельного значения не имеет. Спуск с ледника Немыцкого в долину Кони-Айры к водопаду возможен, но характер спуска достоверно не известен.

Перевал Мрия (2А,3000)

• Высота: 3000
  • Ориентация: С-Ю
  • Расположение: Водораздел лед. Немыцкого(дол.реки Кони-Айры) и правого истока реки Верхний Кураган.
  • Координаты:
  • Прохождение: 03 августа 2011г. со стороны лед.Немыцкого(р.Кони-Айры) группой Турклуба МГУ (Москва) в составе 6 человек в походе 4 к.с.
    Руководитель группы — Соколовский Ф. Г.
  • С перевала снята записка: ТК «Гадкий утенок» г.Москва, Ермилов А.М. от 15.08.2010г
  • Описание дается лед.Немыцкого до пр.истока р. Верхний Кураган.
  • Необходимое снаряжение: кошки, каски, ледорубы, ледобуры, веревки, жумары, ледобуры.

(Направление прохождения — с севера на юг)

Ледник Немыцкого пологий, открытый. Есть несколько глубоких русел ручьев, пересекать которые поперек необходимо в кошках. При подъеме к бергшрунду (15-20°) появляется снег. На перевал ведут два кулуара, левый по ходу в середине имеет скальную пробку(видна висящая там веревка). Мы выбираем правый по ходу широкий снежный кулуар. Oт бергшрунда 120м вправо вверх под скалами по снежному склону 30°, далее ледовый участок 35° , 30м, до сужения кулуара. В верхней части кулуар скально-осыпной 35°, 30м. Неизбежно падение камней от верхних участников. Перед прохождением последнего участка необходимо собраться в верхней части кулуара под скалами справа. Выходим на гребень правее тура. До тура 20 м по разрушенным скалам гребня(страховка не требуется). Всего повешено 180м перил. Подъем от бергшрунда занял 4 часа.

Седловина узкая. Спуск от тура – крутая 30° осыпь, выводящая на открытый ледник. Ледник пересекаем к правому краю и спускаемся далее по карману ледника ко второму (относительно крупному) озеру. Спуск занял 1,5 часа.

Перевал Кони-Айры (2А,3125)

• Высота: 3125
  • Ориентация: С-Ю
  • Расположение: Водораздел правого истока реки Верхний Кураган и долины реки Кони-Айры
  • Координаты:
  • Прохождение: 04 августа 2011г. со стороны реки Верхний Кураган группой Турклуба МГУ (Москва) в составе 6 человек в походе 4 к.с.
    Руководитель группы — Соколовский Ф. Г.
  • С перевала снята записка: ТК «Гадкий утенок» г.Москва, Ермилов А.М. от 16.08.2010г
  • Описание дается от пр.истока р. Верхний Кураган до р.Кони Айры.
  • Необходимое снаряжение:каски, ледорубы,веревка

Взлет перевала со стороны р. Верхний Кураган – крутая осыпь до 35°, 100м. проходим за 30мин. Седловина узкая из разрушенных скал. Спуск -крутой до 40° снежник с выходами льда. Пройдя 40м вешаем одну веревку для выхода «по-спортивному» на осыпь слева по ходу. (1 час от седловины). Далее спускаемся по осыпи 30° до ледника. Ледник пологий, с небольшими трещинами, проходиться по левому краю. Спустившись до уровня нунотака (2часа от седловины) следует обойти его сверху, перейдя на правую ветвь ледника и спустится ниже сброса-ледопада правой ветви по скальным полочкам и осыпи между нунотаком и ручьем. Слева от нунотака спуска нет! Далее перейдя на правый берег ручья (2,5 часа от седловины) спускаемся еще 30 мин по крутым травянистым склонам вдоль ручья. Перед рекой Кони-Айры ступень древнего моренного вала – спускаемся по крутой до 30° осыпи. Далее вдоль этого осыпного склона выходим к месту где река Кони-Айры прорезает мореный вал (еще 30мин). Здесь переправляемся через Кони-Айрыю Тропа вдоль Кони Айры находится в 100 метрах выше по склону (она спускается в зарослях карликовой березы со лбов правого берега к лесному острову -самый верний участок вдоль реки). Спуск с перевала до реки Кони Айры занял 6 часов (с учетом обеда и разведок)

Перевал Герда (Молодых специалистов)(2Б,3500)

• Характер: скальный, умеренно камнеопасен
  • Высота: 3500
  • Ориентация: СЗ-ЮВ
  • Расположение: Главный Катуньский хребет, соединяет левый приток ледника Мюшту-Айры и верхнюю ветвь ледника Черный. Определяющая сторона северная-западная
  • Координаты:
  • Прохождение: 06 августа 2011г. со стороны реки Верхний Кураган группой Турклуба МГУ (Москва) в составе 6 человек в походе 4 к.с.
    Руководитель группы — Соколовский Ф. Г.
  • С перевала снята записка: Субхаигулова Азата(Урал) горная 4к.с. от 07.08.2009г.
  • Описание дается от лед.Мюшту-Айры до лед. Черный (верхняя ветвь)
  • Необходимое снаряжение: кошки, каски, ледорубы, ледобуры, веревки, жумары, расходные петли, закладки и/или ск.крючья
  • Частота прохождения перевала 1 раз в 1-2 года.

Историческая справка:

Перевал Герда одно время пользовался достаточно большой популярностью.Упоминания о нем в Библиотеке МГЦТК следующие:

• №4190, 5к.с,1981г.Батенев В() (На подъем, 550м перил, сильно правее седловины Молодых специалистов )
  • №4614, 5к.с, 1985г., Говор Е, Новосибирск,( на подъем по скалам правее кулуара «Герда» , 9 веревок(340м перил), 31 крюк)
  • №4756, 5к.с, 1986г.,Комаров М.( на спуск 13 веревок из них по скалам 9)
  • в интернете отчет 5к.с 1995г Бутырин А. , к сожалению без фотографий (на подъем).
  • в интернете отчет 5к.с 2007г. Вострикова С. Челябинск (на спуск через седловину Молодых специалистов, но с правильным путем движения и всего 6 веревок по 50м (330м перил)). Перевал назван –перевал Герда.

Еще в отчете №4614 отмечено что по сути дела надо оставить одно название для этого перевала. И отмечено что название Молодых специалистов применялось раньше. В то же отчет №4190 проливает свет на эту путаницу с названиями: Батенев упоминает о первопрохождении им же пер.Герда в 1974г., в тот год кулуар «Герда» был чисто снежно-ледовым, что и привлекло его своей простотой. В 1981 году кулуар стал скальным, и камнеопасным –(как и в наше время), кроме того там второй день спускалась группа из Горького(рук.Ганин). Поэтому Батенев пошел правее, судя по его схеме даже правее чем мы, и вышел в итоге на седловину Молодых специалистов где и обнаружил соответствующую записку.

В настоящее время в классификаторе перевалов присутствует оба названия как два разных перевала. В то же время по сути перевал здесь один. Седловины «Герда» и «Молодых специалистов» расположены в 100 друг от друга («Герда» выше) и различаются вариантами прохождения определяющей стороны.

По результатам нашего прохождения и отчета Вострикова самый простой путь через этот гребень, разделяющий левый приток ледника Мюшту-Айры и верхнюю ветвь ледника Черный, проходит через седловину Молодых специалистов Перевал соответствует 2Б к.с., но в то же время следует рассчитывать свои силы и не забывать о «живых» камнях. Как написал один неизвестный руководитель в 1993г.- "Я готов плюнуть в морду тому, кто назвал этот перевал 2Б." – заявление несколько эмоциональное, но вполне отражающее эмоции неподготовленной группы.

Предлагается оставить один перевал и оставить название Герда, как более благозвучное.

Описание участков

Подъем в цирк верхнего притока ледника Мюшту Айры по поверхностной морене трудностей не представляет.Нижняя часть цирка разорвана трещинами-приходиться делать большие обходы.

Перевальный взлет до 500м разрушенных простых скал. Подъем на перевал начинается по третьему снежнику, считая от сквозного кулуара «Герда» и состоит из следующих участков (где не указан способ страховки предполагается перильная страховка):

1. Подъем до бергшрунда по снежному склону 20-30°, (движемся одновременно)
  2. Бергшрунд проходится по мосту. От бергшрунда три веревки (150м,35°) с попеременной страховкой: сначала по жесткому (с утра) крутому фирну(70м),далее обнажается лед и следует небольшой участок конгломерата с выходами скал(40м) и средняя осыпь (40м) до осыпного гребня слева по ходу, на котором есть пологая площадка.
  3. По гребню (50м,10°) вверх (движемся одновременно)
  4. Заглаженный скальный лоб (30м,40°). Выше наклонная осыпная площадка(20м,20°).
  5. Осыпная полка, влево-вверх (60м,25°).
  6. Первый ключевой участок - внешний угол(60°,30м), переходящий слева по ходу через участок скал (40°,10м) в безопасный камин(60°,30м).
  7. Спуск вправо-вниз по ходу (40°,20м) до осыпной наклонной площадки(20°)
  8. Скальный кулуар (до 45°,80м) вверх, до вертикальных скал справа
  9. Внутренний угол из разрушенных скал (50°,10м) вверх.
  10. Горизонтальный траверс влево по ходу по скальной полке - 40м
  11. Второй ключевой участок -внешний угол, переходящий в гладкий лоб (до60°,15м) вверх.
  12. Осыпная полка (30°,35м) вверх-чуть вправо по ходу
  13. Разрушенные скалы(35°,20м) вверх
  14. Осыпная полка (30°,30м) влево-вверх по ходу
  15. Траверс вправо- слегка вверх по скальной полке(20м) до скального кулуара (ориентир- две висящиев кулуаре петли)
  16. Вверх по скальному кулуару (40°, 30м)
  17. Вверх по средней осыпи в кулуаре и разрушенным скалам в обход верхнего снежника слева по ходу(50м)
  18. Крупные камни (разрушенные скалы) (35°,20м) вправо-вверх по ходу.

Седловина – узкий гребень из разрушенных скал со скальным «пальцем» посередине. Мест для ночевки нет, снега нет.

Ночевка возможна на ровной части зафирнованного ледника (верхняя ветвь лед.Черный).

Более удобная ночевка находится на осыпной площадке перевала Удобный»

Подъем на перевал от верхнего цирка притока лед.Мюшту-Айры занял 12 часов,

Спуск с перевала до ледника Черный (верхняя ветвь) занял1,5 часа.

Перевал Удобный (1Б,3000)

• Высота: 3000
  • Ориентация: З-В
  • Расположение: Гребень разделяющий верхнюю (центральную) и основную ветвь ледника Черный.
  • Координаты:
  • Прохождение: 07 августа 2011г. со стороны верхней ветви ледника Черный группой Турклуба МГУ (Москва) в составе 6 человек в походе 4 к.с.
    Руководитель группы — Соколовский Ф. Г.
  • С перевала снята записка: Кузнецовой Н (Днепропетровск). 27.07.1983г.
  • Описание дается от верхней до основной ветви лед. Черный
  • Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, веревка
  • В классификаторе отсутствует

Выход на седловину перевала Удобный с верхней ветви лед. Черный осуществляется без набора высоты. Под перевалом большая трещина(бергшрунд) перекрытая надежным мостом.

Седловина широкая, осыпная, есть места под палатки.

Спуск 300м средняя осыпь 30°, местами до 35°. Долее по снежнику до 20°500м и поверхностной морене ледника 100м, 10° выходим на основную ветвь.

Спуск занял 2 часа

Перевал Мюшту-Айры (Кулуар) (2Б,4200)

• Характер: снежно-ледовый
  • Высота: 4200
  • Ориентация: Ю-С
  • Расположение: Главный Катуньский хребет. Соединяет лед.Черный и Западное плато Белухи
  • Координаты:
  • Прохождение: 08 августа 2011г. со стороны верхней ветви ледника Черный группой Турклуба МГУ (Москва) в составе 6 человек в походе 4 к.с.
    Руководитель группы — Соколовский Ф. Г.
  • С перевала снята записка: тур не найден
  • Описание дается от лед. Черный до Западного плато
  • Необходимое снаряжение:каски, ледорубы,веревка ,ледобуры

Путь на основную ветвь ледника Черный от ручья Рассыпчатый трудностей не предоставляет. (В отличии от путей на верхнюю (центральную ветвь), где требуется проходить бараньи лбы под камнеопасным склоном, и на отделившуюся западную ветвь) Подъем в верхний цирк основной ветви ледника Черный закрыт несложным ледопадом. Подниматься лучше вначале по центру, а в середине ледопада уйти на правый орогр. край. По пути встречаются крутые участки, протяженностью до 15 м, острые ледовые гребни, требующие попеременной или перильной страховки. Общее количество сложных участков и порядка 5, но может варьироваться в зависимости от пути и состояния ледопада. Выше ледопада закрытый ледник (10-20°,1000м) с трещинами(связки!). Верхний цирк без трещин.

Перевальный взлет – снежный кулуар, открывающийся с середины верхнего цирка. Высота кулуара ~400м. Путь лежит через большой засыпанный бергшрунд. У бергшрунда крутизна склона увеличивается до 45°.Выход из бергшрунда по снежным стенкам до 2м.

Oт бергшрунда 9 веревок по 50м(30-35°) (вверх-вправо по ходу, вдоль скал), в основном снег. В горловине кулуара, где крутизна увеличивается до 35° лед на скалах. После горловины кулуар расширяется в большую воронку, выводящую на снежный гребень. Воронку проходим прямо вверх. Воронка представляет собой хороший лавинный накопитель и при соответствующих условиях здесь можно сорвать лавину. Альтернативный путь лежит по скальному гребню вправо по ходу, после горловины кулуара.

При выходе из воронки есть трещины. После выхода из воронки оказываемся на нешироком снежном гребне, разделяющем ледники Черный и Мюшту Айры. Вид отличный, далеко внизу разломы начинающегося ледопада Мюшту Айры. Далее следует подниматься в связках по снежному склону 15-20° (две ступеньки по 50м) (есть трещины), и далее по горизонтальному острому снежному гребню к небольшой 30х20м горизонтальной снежной площадке которая и есть перевал Мюшту-Айры.

На седловине возможна ночевка. Тур не нашли, сложили свой на выходе скал в сторону лед. Черный, ниже перевальной площадки.

Спуск на З.Плато пологий (50м, 20°) снежный склон с трещинами.

Перевал Капчальский Восточный (1Б,3210)

• Высота: 3210
  • Ориентация: Ю-С
  • Расположение: Гребень Главный Катуньский хребет.
  • Координаты:
  • Прохождение: 12 августа 2011г. со стороны р Капчал группой Турклуба МГУ (Москва) в составе 6 человек в походе 4 к.с.
  • С перевала снята записка: турфирма «Белуха» г.Бийск, Жданов Ю.Б от 07.08.2011
  • Описание дается р Капчал до р.Кони-Айры
  • Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, веревка

Верховья реки Капчал(восточный исток) пологие, травянистые Выход на ледник пологий, до 20°.Ледник открытый, пологий до 10°

Перевальный взлет - осыпной (100м 30-35°). Внизу маленький, открытый бергшрунд.

Ледник Кони-Айры некрутой, до 20°, в верхней части закрытый, есть трещины. Спуск с ледника через язык в правой части, В нижней части надо пересечь бурный ручей, стекающий вдоль правого борта ледника по бараньим лбам. У языка ледника на правом берегу Кони-Айры хорошие песчаные площадки.Вниз начинается тропа по правому берегу р.Кони-Айры,

Примечания:

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Наиболее опасным участком маршрута является скальный склон перевала Герда. Опасность состоит в повышенной камнеопасности перевала, а также в протяженности определяющего участка и отсутствии мест для ночевки на склонах и седловине перевала.

Также потенциально лавиноопасен склон перевала Мюшты-Айры. К участкам повышенной опасности может быть отнесен весь участок от западного плато до ледника Менсу из-за достаточно большой высоты, неустойчивой погоды, плотного набора локальных препятствий и лавинной опасности.

К местам умеренно опасным участкам можно отнести закрытые ледники, ледопады, переправы через реки.

Общественное снаряжение

Специальное

шт.

Веревки основные, 50м

Стропа расходная 6мм, 20м

Кольцевые стропы на станции

Карабины (не считая 5 личных на каждого)

Ледобуры

Лавинный лист

Комплект закладок

Скальные крючья (не использовались)

1 комплект

Молоток (не использовался)

Бивуачное и прочее

Палатки (2 и 4х-местные полусферы)

Горелки (обычные и реактор)

Стеклоткань

Рем набор

Аптечка групповая

Перечень отрицательных моментов

Местные жители активно гоняют лошадей с рюкзаками и «туристами». Лошадь конечно экологически чистое животное, но тропу разбивает в хлам, да и засоряет «экологически чистыми отходами».