Горы мира > Африка >

Восхождение на Килиманджаро
Часть 2

• Часть 1
  • День 6. Восхождение на вершину

Итак, мы подошли к тому самому дню, ради которого всё и затевалось. Пять суток мы медленно шли в гору, акклиматизировались на высоте и ночевали на склонах, чтобы сегодня одним махом одолеть 1200 метров и встретить рассвет на вершине Килиманджаро.

Многие спрашивали, почему выход был запланирован на 12 часов ночи, а не позже? Дело в том, что, практически, каждый день к обеду вершину Килиманджаро затягивает облаками. И поскольку само восхождение занимает 7-8 часов, полночь - самое оптимальное время для старта, чтобы прийти на рассвете, когда с вершины открывается грандиозный вид.

Мы вышли по графику, и в шесть утра были на Стелла пойнт - точке, где сходятся все семь маршрутов восхождения. От неё идет прямая, спокойная и ровная дорожка по краю кратера на 150 метров вверх. Другими словами, если ты дошел до Стелла пойнт, ты, считай, дошел до вершины.

Но обо всем по порядку...

В ночь из штурмового лагеря одновременно вышло около 30 групп. Все шли в темноте с фонариками, еле волоча ноги - даже с любимой девушкой по набережной гуляют куда быстрее. Со стороны это было похоже на съемку светящихся гусениц в слоумо. Или на группу зомби. Особенно забавно выглядели обгоны: одна компания останавливается и медленно-медленно делает шаг в сторону. Другая группа минут пять проходит мимо них.

Портеров почти не было, шли одни туристы. Правда, с некоторыми помощниками можно было договориться в частном порядке и по особому прайсу. Так, вместе со мной шел парень, помогавший нести рюкзак за $20. Но не потому что мне было как-то очень тяжело, я просто решил подстраховаться. Все-таки это мое первое восхождение и совершенно неизвестно, что ждёт наверху.

Я себя чувствовал хорошо. Всю дорогу. Никаких признаков горной болезни не ощущал. Несколько раз мне хотелось легонько треснуть гиду палкой по попе для того, чтобы придать ему ускорение. Казалось, ну уж чуть-чуть можно и прибавить ходу. Впрочем, скоро эти идеи покинули мою голову, когда я увидел туристов из соседних групп, которым становилось плохо на ровном месте и их начинало рвать. Что интересно, все они были молодыми и спортивными людьми, которые просто переоценили свои силы.

За время этого подъема дюжину человек унесли вниз на носилках:

Восхождение было сложным первые полчаса, потом был затяжной подъем с зигзагообразной тропинкой.

Когда до вершины остались последние 300 метров я, признаюсь, не выдержал. Я сказал гиду, что пойду вперед один, чтобы успеть на вершину в момент восхода. Я "газанул" и обогнал, наверно, групп 10. Люди в них шли на последних силах и смотрели на меня как на умалишенного. На Стеллу пойнт я пришел самый первый из наших:

Светает, а люди ещё идут внизу:

Наконец, показалось солнце. Утренние лучи осветили ледник:

Красота!

Подъем к вершине Ухуру по кромке кратера:

Обратите внимание, как тащат женщину в красном. Многие реально сдавали на последних метрах:

Потом эта женщина остановилась. Её жутко рвало, и вся группа терпеливо дожидалась рядом:

Рассвет:

Гора Меру:

И вот торжественный момент - я на вершине Килиманджаро! Ура!

Фото 360. Кликните и погрутите:

Впрочем, на этом мой путь не закончился: я заметил, как с другой стороны падает тень Килиманджаро и пошёл дальше, чтобы сделать кадр:

Кратер. Внутренняя часть его вся в снегу:

Удивительные виды:

С восходом солнца облака начали сгущаться и скрыли под собой землю. Торчали только вершины других гор:

На пути обратно сфотографировались у Стелла-Поинт. К этому времени уже окончательно рассвело:

Спускались вниз другим марщрутом. Здесь было очень много сыпухи и пыли. Ноги проваливались в нее сантиметров на 10. Зато спускались быстро:

Многие тратили все силы на подъеме и вниз их вели уже под руки:

К лагерю спустились меньше чем за час. Пару часов поспали, пообедали и начали спускаться дальше. Был выбор: либо дойти до лагеря Миллениум на высоте 3700, либо до Мвеко на высоте 3100. Мы выбрали второй вариант и шли на два часа дольше. Об этом подробнее расскажу в следующем посте.

Хочется сказать пару слов напоследок.

На вершине я четко понял, что мое успешное восхождение - это следствие той физической формы, которую я достиг за последний год. Да, правильная акклиматизация и таблетки от горняшки сделали свое дело, но во вторую очередь.

Разумеется, я занялся собой не ради Килиманджаро. Но восхождение и мысли о нём давали мне ещё один стимул. Например, я начал много плавать - это помогало развивать выносливость в условиях недостатка кислорода. В моем доме 30 этажей: я часто бегал по пожарной лестнице. Начинал с того, что один раз поднимался до 21 этажа, а дошёл до того, что за час шесть раз поднимался от первого до 30 этажа. Много ходил в зале на дорожке под наклоном.

И сейчас, оглядываясь назад, я очень рад. Цель, которую я себе поставил, достигнута. Искренне желаю каждому пережить это чувство удовлетворения и гордости за себя!

P.S. Огромное спасибо компании Альтеза за подготовку этого приключения. Всё было на высшем уровне, и я настоятельно рекомендую воспользоваться их услугами, если решите покорять Килиманджаро.

Stay Tuned!

День 4. Крутой подъем

Вечером третьего дня шёл дождь, затем резко ударили ночные заморозки. Утром все повылазили из палаток замерзшими, а я, напротив, прекрасно выспался в тепле. Перед восхождением предусмотрительно разжился отличным спальником, способным выдерживать морозы до -19 градусов. Кроме того, мой организм привык к таблеткам от горняшки и я просыпался всего один раз за ночь.

Впереди нас ждал сложный день: предстояло забраться на крутую стену Барранко, которая снизу казалась едва ли не отвесной. Гиды уверяли что на деле это не так страшно, как на первый взгляд, но верилось им с трудом...

Утро встретило лагерь прекрасной погодой и намерзшим на стенки палаток льдом. На переднем плане стоит моя палатка, а далеко за ней та самая стена Барранко:

То что кажется каплями, на самом деле чистые и прозрачные, как хрусталь, льдинки:

Официальный подъем для туристов в семь утра, хотя портеры просыпались на час раньше. Я обычно поднимался где-то между теми и другими.

По плану портеры должны были приносить каждому таз с горячей водой к палатке, но мы отказались от этого сервиса и ходили умываться к общему бочонку:

По расписанию выход был запланирован на 8 утра, но выдержать этот режим нам не удавалось ни разу. Одни просыпали, другие опаздывали к завтраку, третьи тянули на медосмотре. В итоге мы выходили обычно окло 9 утра.

По результатам обследования уровень кислорода в крови сохранился на 86 процентах, пульс 66 ударов в минуту. Пока портеры собирали лагерь и проходили очередную проверку на грузы, мы отправились покорять Барранко:

У подножия стены густая по местным меркам растительность:

Её все фотографируют, так как выглядит она очень необычно:

Началось восхождение. Фото 360, кликните и покрутите:

Высота стены 310 метров. На вершину ведёт одна-единственная тропа, и из-за обильного потока взбирающихся на ней часто возникают пробки:

Портеры постоянно "подрезали" туристов, но мы не возражали. В некоторых местах невозможно идти толпой, например, вот тут. Надо протискиваться между камнями:

Наш помощник тащит яйца к завтраку:

Ещё пара фотографий тропинки:

Вид на предыдущий лагерь с горы:

Наконец, благополучно забрались на стену Баранко:

Ура!

Далее предстояло пройти несколько изнурительных подъемов и спусков (по 100-150 метров) и это оказалось даже сложнее, чем карабкаться на стену:

На этой высоте уже почти ничего не растет, кроме ха на камнях:

Тут когда-то был короткий путь, однако сейчас из-за угрозы камнепадов его закрыли:

Мы уже давно идем выше уровня облаков:

Наконец, показался лагерь. Все выдохнули и расслабились: казалось, ещё минут 10 и можно будет спокойно растянуться в палатках:

Но пройдя минут пять мы увидели глубокий овраг. Спуск и подъем по нему занял больше часа:

В лагерь Каранго пришли к двум часам дня. Гора иногда проступала через облака:

Ужинали куриным супом, картофельным пюре с курицей и жареными бананами в панировке. Медосмотр показал кислород 87, пульс 73.

Фото 360, кликните и покрутите:

В этом лагере нас ожидало три приятных сюрприза.

Во-первых, тут уверенно ловил 3G Airtel, причем сидеть в интернете можно было прямо в палатке. Я, наконец-таки, получил всю почту и повесил несколько картинок в Инстаграм:

Во-вторых, впервые за четыре дня удалось помыть голову. Это невообразимый кайф помыть голову на высоте 4 километра после 4 дней пути:

В-третьих, вечером Килиманджаро порадовал красивым закатом:

Это гора Меру, пятая по высоте по всей Африке:

Когда стемнело, разошлись облака и под нами загорелись огни города Моши. Завораживающее зрелище!

Следующий день был последним перед главным штурмом вершины. В нём были свои сложности, но об этом расскажу завтра.
    Stay Tuned!

День 5. Потеря бойца

На пятый день восхождения мы встали ни свет, ни заря, чтобы прийти пораньше к штурмовому лагерю. Такая спешка объяснялась тем, что запланированное восхождение на вершину Килиманджаро должно было начаться в 12 часов ночи этого же дня.

В группе "Семи Вершин" был участник Саша. Спортсмен, марафонец, парень превосходной физической формы. Несмотря на это, со второго лагеря ему стало тяжеловато идти. Его состояние с каждым днем ухудшалось, кислород в крови падал ниже 70 процентов, что очень низко. Несмотря на всё это он отказывался от таблеток и преодолевал все тяготы.

С третьего лагеря мы начали аккуратно предлагать Саше остановиться, но он, будучи спортсменом и бойцом по духу был непреклонен. В какой-то момент даже гиды Альтеззы стали настойчиво рекомендовать остановить восхождение, но Саша дошёл до штурмового лагеря в полуобморочном состоянии. Там уже даже ему стало очевидно, что нужно спускаться, правда идти сам он уже не мог. На носилках его отнесли в город и уже внизу, после осмотра врачей выяснилось, что у Саши начался отёк мозга.

Поэтому я ещё раз хочу повторить: тот факт, что мы медленно поднимаемся и тратим долгое время на акклиматизацию, совершенно не значит, что подъем на Килиманджаро - увеселительная прогулка. Неудача может ожидать даже самый сильных и стойких...

Ночь прошла хорошо. В спальнике было тепло и уютно, единственное неудобство - палатка стояла под наклоном и я постоянно съезжал в ноги:

Фото 360. Кликните и покрутите:

По лагерю все обычно бродили довольно энергично. Но утром, когда группы шли уже на восхождение, колонна начинала напоминать уставшую гусеницу, которая волочется еле-еле. Вернее "pole-pole":

Чтобы понять как и с какой скоростью мы поднимались, можно посмотреть любой эпизод из сериала "Ходячие мертвецы". В целом очень похоже:

Правда, мы выглядели посвежей и поживей:

Портеры продолжали демонстрировать исключительные качества кровообращения в конечностях, часами шагая с поднятыми руками:

На этой высоте уже нет никакой растительности. Лишь временами появляется мох:

Кто-то не поленился и выложил камнями слово "Литва":

Переходим долину на уровне облаков. Высота 4 500 метров:

Ещё портеры любят носить вещи на голове - начиная от сумок и заканчивая палатками. У европейцев, конечно, эта часть тела недооценена с точки зрения переноски грузов:

До штурмового лагеря Барафу дошли за три с половиной часа. Высота 4 650 метров. По условиям пребывания тут нельзя находиться больше суток. То есть если ты пришел вечером, ты должен подняться за ночь и следующий день, и покинуть лагерь до наступления темноты. Если вдруг непогода, ветер или какие-то проблемы - то извините, не в этот раз:

Сам лагерь очень большой, на нем сходятся пять маршрутов из семи, которые ведут на вершину:

Домик рейнджеров. Он стоял метров на 30 выше основной площадки и я хочу сказать, даже такой короткий подъем уже всерьез ощущается на этой высоте:

Кто-то сушит белье:

Я уже рассказывал про черных воронов, которые живут в лагерях, но кроме них в лагерях ещё обитают бурундуки. Они бегают под ногами и не боятся туристов:

Мы нашли маленького детеныша. Пока игрались в палатку прибежала мамаша:

Она начала громко пищать, и когда мы опустили зверька на землю - тут же подбежала, схватила за шиворот и унеслась прочь:

Едва мы разложились, как рейнджеры приняли решение спускать Сашу с горы:

После недолгой передышки нас пригласили на акклиматизационную прогулку. Все забили и продолжили отдых, но я решил пойти. Мы поднялись на 300 метров выше до лагеря под названием Косово:

Тут нет ни туалетов, ни рейнджеров, зато есть абсолютно ровная площадка. Здесь останавливаюстся те группы, которым не хватило места в оснвоном лагере :

Кто-то сложил турик из камней:

Вид на наш лагерь через арку:

Обратите внимание как низко под нами облака:

В полшестого мы поужинали (борщ, рис с мясом и арбуз) и в шесть легли спать. Перед сном я проверил кислород и пульс (93 и 55). В 11 вечера проснулись от сильнейшего ветра - несколько палаток даже сдуло. Я начал переживать, что восхождение под угрозой - если такой сильный ветер в лагере, неизвестно что нас ждет на вершине...

В следующем посте читайте подробный рассказ о ночном восхождении на Крышу Африки.