Автор: Артём doner, Москва

"Кавказский маршрут".
Зекарский перевал. Грузия

Про Зекарский перевал я узнал совершенно случайно. Затратив на преодоление 80-ти километрового маршрута почти 5 часов, мы получили визуальное удовольствие от видов вокруг, по сему, не могу не посвятить этому перевалу небольшой пост.

Итак, находясь по соседству с обсерваторией Абастумани, было принято решение, ехать в сторону Чёрного моря. Попросили OSM+ проложить маршрут, и он, недолго думая, выдал трек через Зекарский перевал. Яндекс карты надо заметить про этот перевал не знают. А вот OSM и Google уверенно рисуют 80-ти километровый маршрут по горным серпантинам.

На картинке ниже, зелёной стрелкой обозначен маршрут от Вардзии до Батуми, по которому передвигается большинство автолюбителей, которые хотят попасть на берег Чёрного моря. Маршрут через Зекарский перевал обозначен красной стрелкой. Начинается он в Абастумани, и тянется на север до Багдати, откуда до побережья остаётся ещё примерно 130 км на запад.

Начинается Зекарский перевал в зоне густого леса. По сути, это кусок заповедника Боржоми. Большая часть маршрута, летом, доступна почти для любого автомобиля с нормальным дорожным просветом. Сложности могут быть только во время дождей. Ну и надо отметить, что в зимнее время года перевал закрыт.

В какой-то момент лес заканчивается, и могучие деревья уступают место скальным массивам и альпийским лугам. Дорога устремляется вверх. На камешках вдоль дороги греются сотни ящерок, которые то и дело начинают разбегаться при приближении машины.

Набор высоты сопровождается большим количеством резких поворотов. Картинка со спутника яркое тому доказательство.

10 минут назад мы ехали по дорожки внизу.

А спустя несколько поворотов, та самая дорожка осталась на 50 метров ниже. Высота данного участка уже выше 2000 метров над уровнем море. Верстовой знак на Зекарском перевале тоже не случайность. Ещё в советское время тут планировали проложить полноценную дорогу, но позже процесс встал - дорога осталась в том виде в котором мы её видим.

Исходя из того, что за 5 часов движения по этому перевалу мы встретили всего 1 машину, можно уверенно говорить, что эта дорожка не очень популярна даже у местных, чего уж говорить про туристов. Скажу больше. Позже мы разговорились про этот перевал с парнем из Кутаиси, который сильно удивился, что мы приехали этой дорогой. Якобы перевал был давно заброшен, завален деревьями, и вообще "похоронен". Видимо, кто-то воскресил.

На протяжении всего перевала встречается несколько "деревень". Живут эти деревеньки только летом. Пастухи с семьями поднимаются сюда к апрелю, и до октября пасут тут скот.

Та же деревенька что на фотографии выше, но под другим ракурсом. Ещё говорят, что в хорошую погоду, когда нет дымки, на горизонте хорошо видны вершины Казбека и Эльбруса.

Классическая картина для грузинской дороги. "Хозяева жизни" перекрыли перевал.

Или так.

Побывать на высоте альпийских лугов, и не добыть молока высокогорных коров было-бы непростительно. Люди оказались настолько добрыми, что мгновенно сбегали, и принесли 1.5 литра свежевшего молочка, которое мы сразу и выпили. Позже нам сказали, что его надо было обязательно кипятить.

Вокруг вот такая красота.

Фрагмент местной жизни.

Было даже желание поставить тут лагерь, благо транспортное средство позволяет сделать это в любом месте. Но пообещал дочке добраться до моря сегодняшним днём. Точнее так - Я жрать не буду, я спать не буду, я ... не буду - но до моря мы приедем сегодня! Как тут слово для ребёнка не сдержать?

Поэтому движемся дальше, и ползём на пониженной передаче к облакам.

Чем выше, тем сногсшибательнее виды!

Высота 2255 (согласно OSM+). Для нас высшая точка перевала. Вот именно оно чувство свободы! Только мы, и больше никого на десятки километров.

Спрашивали тут как то про крышу - Не боязно ходить.? Нет, не боязно. Трое взрослых ходило, всё ок.

Ну и собственно после этой высоты начинается спуск вниз. Затяжной и очень красивый.

Где-то на этой высоте даже есть источник минеральной воды, но про это узнал уже дома.

На спуске довольно большой участок дороги тянется вдоль отвесных скал, с которых то и дело падают камушки. С одной стороны останавливаться под такими скалами для фотографии, наверное, глупо, но с другой стороны, это память и эмоции. И чем труднее дороги, и чем больше эмоций они нам дарят, тем они интереснее.

Врата в зону реликтового леса.

Высота чуть меньше 1500 метров над уровнем моря. Вокруг дремучий лес не реальной красоты.

Ветви ёлок будто окутаны в варежки.

С деревьев свисают какие-то "волосы", что придаёт лесу ещё больший антураж и сказочность.

Последние километры по перевалу.

И неожиданно для себя мы вкатываем на ЗАКРЫТУЮ территорию здравницы Sairme. Sairme, это минеральная вода, но менее разрекламированная, чем боржоми. На территории санатория горячие источники, ванны с минеральной водой, в общем - горный курорт. Курорт, куда со стороны Кутаиси можно попасть, только проехав за шлагбаум. А со стороны Абастумани можно приехать нашим маршрутом. Нам повезло случайно попасть на этот перевал. А дальше нас ждало 130 км. до Уреки. Обещание надо было сдержать...

Картинка Саирмэ из интернета. Там действительно так - очень КРАСИВО.