Автор: Юрий Тильман, ТК «Вестра»

Отчет о пешем походе 2 к.с. по Республике Крым в апреле-мае 2016 года

Справочные сведения о походе

1. Проводящая организация

• Московский клуб туристов «Вестра»
  • Адрес: Москва, Студеный проезд, дом 7
  • Сайт: http://westra.ru/

2. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность маршрута и перепады высот

Продолжительность

172,0

8 дней

30.04-07.05 2016 г.

3. Подробная заявленная нитка маршрута (высоты даны по Закалдаеву Н.В.)

с. Зеленое - с. Синапное - пос. Научный - р. Альма выше вдхр. - пер. Барсучий (975, н/к) - пещ. Мраморная - верш. Эклизи-Бурун (1527,н/к) - пер. Ангарский (752, н/к) - укр. Фуна - пер. Демерджи (1200, 1А) - верш. Демерджи Южная (1240) - вдп.Джурла - вдп.Джур-Джур - кард. Грушевый - пер. Большие ворота (1010,н/к) - ур. Кок-Асан - каньон Кок-Асан (р.Кучук-Карасу) - хр.Каракол - пер. Ак-Мантар (565,н/к) - пер. Ворон (640,н/к) - пер. Маски (625, н/к) - пер. Улан (740, 1А) - пер. Ай-Серез Восточный (720, н/к) - г. Судак

4. Подробная пройденная нитка маршрута*

с. Зеленое - с. Синапное - пос. Научный - р. Альма выше вдхр. - пер. Барсучий (970, н/к) - верш. Эклизи-Бурун (1533, н/к) - пер. Ангарский (756, н/к) - пер. Димерджи (1200, 1А) - верш. Димерджи Южная (1233) - вдп.Джурла - вдп.Джур-Джур - кард. Грушевый - пер. Большие ворота (1000,н/к) - ур. Кок-Асан - каньон Кок-Асан (р.Кучук-Карасу) - хр.Каракол - пер. Ак-Мантар (565,н/к) - пер. Ворон (640,н/к) - пер. Маски (625, н/к) - пер. Улан (740, 1А) - пер. Ай-Серез Восточный (720, н/к) - г. Судак

* - здесь и далее высота объектов над уровнем моря и перепады высот на участках маршрута приводятся согласно показаниям GPS треккера, который мы носили с собой.

5. Определяющие препятствия маршрута

Название и категория трудности препятствия

Кол-во
прот-ть преп-ий

Баллы

Примечания

Протяженные препятствия

Легкопроходимый лес (н/к)

100 км

Итого баллов за ПП в зачет/факт

20/20

Локальные препятствия

Переправа через реку
(брод, н/к)

2 шт

р.Окурка (фото 1-4) – ширина потока 7-8 метров, скорость течения низкая, глубина около 0,5 м

р.Альма (фото 2-9) – ширина потока 6-7 метров, скорость течения низкая, глубина около 0,5 м

Перевал

2 шт

пер.Демерджи (1200, 1А) – Подъем с Запада: маркированная тропа, склон травянисто-осыпной, крутизна до 25°-30° градусов, короткие участки скал и мелкой и средней осыпи, перепад высот от подножья массива до перевала Н=560 м. Спуск на Восток: тропа, крутизна склона не более 15°.

пер.Большие ворота (1000, н/к) – Подъем с Юга: На перевальном взлете грунтовая дорога покрыта мелкой осыпью. Высота взлета 250 м, крутизна склона до 20°

Вершина (н/к)

1 шт

верш.Эклизи Бурун (1533, н/к) - тропа, травянисто-осыпной склон, крутизна 15°-25°. Подъем по северному склону Н=300 м траверс в восточном направлении L=3км (тропа) спуск по южному склону H=250 м

Каньон (н/к)

3,5 км

Кок-Асан (р. Кучук-Карасу) – длина пути вдоль прижимов, водопадов и т.п. – около 2 км

Итого баллов за ЛП в зачет/факт

15/15

Географический показатель района (Г)

Коэффициент автономности (А)

6. Состав группы

Характеристика района похода

1. Общая смысловая идея похода

Поход проводился в рамках подготовки к походу 3ГУ, который должен состояться в июле 2016 года. Основная идея – пройти красивый, технически не сложный маршрут средней продолжительности и интенсивности, чтобы оценить физические и психологические особенности участников, проверить снаряжение и раскладку. Кроме того, целью похода стояла отработка взаимодействия внутри группы на уровне решения бытовых задач – организация бивака, оптимальное распределение нагрузки и выбор темпа движения.

2. Варианты подъезда и отъезда

Группа добиралась из двух разных точек: часть ехала из Севастополя на такси, часть на такси из Судака. Добраться до точки старта (село Зеленое) можно на рейсовых автобусах из Симферополя (3 раза в день с центрального автовокзала), и из Севастополя (2 раза в день с автовокзала). В обоих случаях конечная станция рейсовых автобусов – село Счастливое.

3. Порядок посещения

Большая часть маршрута проходит в заповедной зоне, что осложняет утилизацию мусора и разведение костров для приготовления пищи, и просушки вещей, поэтому рекомендуем группам брать с собой газовую горелку. Маршрут проходит по территории нескольких охотничьих угодий (возможны встречи с егерями, которые спросят про выпуск на маршрут). Входы в Долину привидений и на водопад Джур-джур являются особыми охраняемыми зонами, вход платный. В первом случае – 80 рублей с человека, во втором 100 за всех кроме одного человека в группе – счастливчик идет как экскурсовод, дань с него не собирают.

График движения

День пути

Участок маршрута

Способ передвижения

Заезд в с.Зеленое

Такси

с.Зеленое – с.Синапное – с.Верхоречье – пос.Научный – т/с «Научный»

21,5

7:35

т/с «Научный» – долина р.Альма – ист. Бузинов Фонтан

22,5

7:39

Пешком

ист. Бузинов Фонтан – Альминское лесничество – окрестности пер. Барсучий (970, н/к)

19,0

3:51

Пешком

пер. Барсучий (970, н/к) – плато Чатыр-Даг – верш.Эклизи-Бурун (1533, н/к) – пер.Ангарский (756, н/к) - т/с «Поляна Ман»

19,5

6:46

Пешком

т/с «Поляна Ман» -пер. Демерджи (1200, 1А) – верш.Демерджи Южная (1233) – вдп. Джурла -ист. Кечканын-Голю

16,9

6:57

Пешком

ист. Кечканын-Голю - вдп. Джур-Джур – кард. Грушевый - пер. Большие ворота (1000, н/к) – окрестности пер. Большие ворота (1000, н/к)

6:28

Пешком

Пер. Малые ворота– пер. Каллистон - пер. Алакат-Богаз – пер. Кок-Асан-Богаз – Каньон Кок-Асан – окрестности с. Поворотное

8:02

Пешком

окрестности с. Поворотное – хребет Каракол - т/с «Ворон» - пер. Ворон – пер. Маски – пер. Ай-Серез Восточный – г. Биюк-Оба – Судак

28,8

9:39

Техническое описание прохождения маршрута

0 день

Заезд в с.Зеленое

29.04.2016

ясно

Часть группы прибвает из Севастополя на такси, часть приезжает на такси из Судака с пересадкой в Симферополе. Ориентировочная стоимость проезда на 9-ти местной машине от Севастополя до с.Зеленое и от Симферополя до с.Зеленое – 1500-1700 руб. Рекомендуем группам забрасываться более организованно.

В начале мая в Крыму солнце восходит примерно в 5:30 и садится в 19:50-20:00 (время совпадает с Московским)

В село Зеленое мы прибваем уже в темноте (около 20:30). Поэтому из соображений безопасности проходим около 200 метров от деревни по нитке маршрута в сторону озера на северо-восток. Там поднимаемся по склону на высоту около 15 метров от дороги, где находим площадку под палатки и встаем лагерем.

1 день

с. Зеленое - с.Синапное – с. Верхоречье – пос. Научный – т/б «Приют Научный»

30.04.2016

21,5

7:35

Подъем назначаем на 7:00. До 8 утра распределяем снаряжение, проверяем и сверяем время на навигаторах и фотоаппаратах. Стартуем в 8:31. Первые 2,5 километра двигаемся по грунтовой дороге на северо-восток, затем покидаем ее и начинаем двигаться по азимуту через несколько контрольных точек в сторону села Синапное (фото 1-1). Чистое ходовое время от с. Зеленое до с. Синапное составило 3 часа 59 минут. После схода с дороги в лесную зону первые 5,5 километров двигаемся по достаточно густому лесу – расстояние между деревьями в среднем 2 метра, много поваленных деревьев, кусты шиповника. Пересекаем множество оврагов (фото 1-2), глубиной до 3 метров с полусухими ручьями и крутизной склонов до 35°. Через 2,5 часа выходим на грунтовую дорогу (фото 1-3), идущую вдоль ручья и выходящую к р.Окурке, которая пересыхает в летнее время. В месте где р.Окурка пересекает дорогу приходится переходить ее (реку) в брод (фото 1-4). После брода грунтовая дорога практически сразу выводит нас на асфальтовую дорогу. Эта дорога ведет Север-северо-запад к селу Синапное. Пройдя 1 км по асфальту, в 13:10 мы прибываем в с.Синапное и располагаемся на обед на окраине.

В 14:15 группа выдвигается в сторону с.Верхоречье, до которого по асфальтовой дороге 4 километра (фото 1-5).

Погода солнечная, не жарко, 17°-20°С. По асфальтовой дороге выходим к мосту через р. Марта. Сразу за мостом в с.Верхоречье сворачиваем с асфальта направо, на грунтовую дорогу, обходим жилой блок и выходим на узкую тропу, которая поднимается в сторону пос. Научный (фото 1-6). Движемся все время по тропе (фото 1-7), возле ЛЭПа, примерно в 5 километрах пути от с. Верхоречье, тропа переходит в грунтовую дорогу. В 17:28 по этой дороге выходим к обсерватории пос. Научный (фото 1-8). Пройдя по территории обсерватории, вновь выходим на тропу (фото 1-9), а затем на грунтовую дорогу, которая приводит нас на окраину пос. Научный. Пройдя по окраине небольшого поселка, мы выходим к небольшому озерцу, возле которого теоретически можно расположиться на ночлег. Это т/с «Научный» Однако вода в озерце мутная, населенная неизвестными видами живых существ и не пригодна для питья. Поэтому мы решаем пройти дальше по грунтовке еще около 20 минут до поляны, обозначенной на карте как т/б «Приют Научный».

Т/б «Приют Научный» находится прямо возле грунтовой дороги. Она представляет собой большую поляну, на видном месте стоит мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны, при входе с дороги на поляну располагается лужа-болотце, населенная большим количеством лягушек-болтушек, которые всю ночь громко квакают и мешают сосредоточиться на снах (фото 1-10). Вода в этой луже-болотце непригодна для питья и приготовления пищи, если не использовать фильтры и специальные препараты для очистки воды (в воде много взвеси и разнообразных небольших живых организмов). Фильтров мы с собой не взяли. В 50 метрах впереди на грунтовой дороге стоит старый указатель с надписью «Колодец». Однако и в этом колодце вода не пригодна для питья. Ставим лагерь и отправляем часть группы в восточную оконечность пос. Научный за питьевой водой к местным жителям. Водой к счастью с нами поделились, однако водопроводная вода пос. Научный мутная и требует кипячения. Поставили лагерь в 18:20, отбой в 21:00.

Старт (окр. С. Зеленое)

N44 36.040

E34 00.945

Лагерь 1 т/б «Приют Научный»

N44 43.623

E34 01.875

2 день

т/с «Научный» – долина р.Альма – ист. Бузинов Фонтан

1.05.2016

22,5

7:39

Выходим в 8:30, бодро идем по грунтовой дороге (фото 2-1). В 10:45, пройдя по грунтовке 8 км, поднимаемся на хребет Азапсын-Сырт, здесь открывается прекрасный вид на обсерваторию пос. Научный (фото 2-2).

По плану далее мы должны спускаться с хребта в долину р. Альма. Возле грубо сколоченного креста (на карте обозначенного как треангуляционный знак), означающего высшую точку хребта, мы начинаем искать поворот на нашу тропу, которая согласно карте, должна начаться в этой высшей точке хребта и по балке Бжава аккуратно вывести нас в долину р. Альма. И в 11:00 мы ее находим (фото 2-3). Заброшенная и заросшая эта тропа быстро превращается из тропы в просто лес (фото 2-4 и 2-5). В 12:15, продравшись через лес благодаря благословенным приборам GPS (коих в группе ко всеобщему удивлению насчиталось 3 шт), выходим к реке Курюч-Су, которая имеет привычку пересыхать в летнее время. Здесь делаем небольшую передышку, пополняем запасы воды и пугаемся клеща, который очень резво бежит по ноге одного из участников.

Однако русло реки уходит на север, а нам необходимо двигаться на восток в сторону р. Альма. После краткой передышки стартуем в 12:35, поднимаемся по одному из притоков р.Курюч-Су - ручью, который бежит по дну оврага. Овраг этот – далеко не самый приятный овраг горного Крыма. Нельзя сказать, что он представляет технически-сложное препятствие, скорее он является просто крайне неприятным. Его склоны покрыты мелкой, но чрезвычайно подвижной осыпью, а их крутизна доходит до 25°-30°. К счастью, эти склоны не очень высоки (фото 2-6). Пройдя 250-300 м траверсом, в 13:00 мы выбкорабкиваемся из уже успевшего надоесть нам оврага, находим тропу и продолжаем движение. В 13:45 выходим на живописную открытую площадку. Это окрестности вершины Харт-Бахчан-Тебесы. Впервые в нашем походе нам открывается прекрасный широкий вид на Крымские зеленые холмы до самого горизонта. После половины дня блужданий по тесным лесам и оврагам мы не в силах сдержать наши восторженные чувства: устраиваем внеплановый привал и радостно бежим фотографироваться (фото 2-7). Отсюда продолжаем путь по тропе к р.Альма (фото 2-8).

В 14:20 подходим к одному из притоков реки Альма и распологаемся на обед. В 15:45 выдвигаемся на восток северо-восток в сторону запланированной ночевки. Идем по широкой тропе по долине р. Альма. В 16:04 преодолеваем р. Альма в брод в месте, где она пересекает грунтовую дорогу (фото 2-9), и затем продолжаем движение по грунтовке через лес. В 16:40 мы подходим к месту предполагаемой второй ночевки, т/с «Оленья» (хорошие площадки под палатки, вода в р.Альма достаточно чистая). Но до темноты у нас еще много времени, поэтому мы принимаем решение двигаться дальше по маршруту до ист. Бузинов фонтан. Поднимаемся из долины р. Альма по балке Кизил-Яр. Идем по грунтовой дороге с незначительными наборами и сбросами высоты. В 18:37 выходим к источнику Бузинов фонтан, где и встаем на ночевку. В Крыму фонтаном называют любой источник чистой питьевой воды. Источник Бузинов Фотан представляет собой колодец с чистой водой накрытый железной крышкой, которая защищает его от опадающей листвы и другого мусора. Он располагается ниже грунтовой дороги во влажном овраге возле небольшого озера. Спуск к нему (довольно широкую тропу) можно найти сразу за развалинами небольшого строения непонятного назначения (фото 2-10).

Лагерь 2 у ист.Бузинов фонтан

N44 46.675

E34 11.723

3 день

Ист. Бузинов Фонтан – Альминское лесничество – окрестности

пер. Барсучий (970, н/к)

2.05.2016

19,0

3:51

Перед выходом с места ночевки набираем воды про запас, так как появились сомнения в том, что на запланированном участке пути у нас будет возможность найти источники воды (к такому выводу мы приходим, изучая карту родников). Снимаем лагерь и в 9:30 выходим на грунтовую дорогу (фото 3-1). Пройдя несколько километров по дороге решаем внести небольшие коррективы в запланированный маршрут - зайти в деревню Мраморное, чтобы пополнить запасы чая (завхоз забыл умножить норму чая на количество человек в группе. В связи с этим наши запасы быстро истощались), а далее пройти до перевала Барсучий (970, н/к) и встать на ночевку где-то в районе этого перевала.

Ранее ночевка планировалась на т/с возле пещеры Мраморная. Однако ребята из группы Ромы Андриянова, которые прошли здесь неделей раньше сообщили, что возле пещ.Мраморная нельзя встать с палаткой, а необходимо снять домик, кроме того там очень много отдыхающих, которые несомненно могут бы подорвать боевой дух любого туриста, который накануне немного вымотался.

Так мы шагаем через лес по грунтовой дороге до 12:00. В 12:00 мы выходим в с.Мраморное и около часа тратим на поиски магазина и чая в нем. Магазин в селе практически пустой – завоз товара, раз в 2 недели, надеяться на покупку свежих продуктов в деревне не стоит.

Из села к Альминскому лесничеству, а затем к пер.Барсучий (970, н/к) и пещ. Мраморная ведет асфальтовая дорога.

Из села мы выходим в 13:15. Асфальтовая дорога делает небольшую петлю, и кроме того мы не хотим идти по асфальту, поэтому решаем срезать часть асфальтовой дороги через лес. Выйдя из села, поднимаемся на хребет по крутому, до 25° травяному склону (фото 3-2). Набираем по такому склону 100 м по вертикали, затем сбрасываем 15 м, собирая колючки с кустов, и в 14:00 выходим на ту же асфальтовую дорогу, которая ведет к перевалу Барсучий (дорога проходит через перевал). По ней мы и движемся далее. В 14:27 подходим ко входу в Альминское лесничество (фото 3-3 и 3-4). Немного отдохнув, продолжаем движение по той же дороге. За час проходим 1,8 км и набираем 250 метров по вертикали. В 15:30 подходим к перевалу Барсучий. При подходе к перевалу на нас набрасывается сильный боковой северо-восточный ветер, который несется из степной части Крыма на плато Чатыр-Даг. Ветер дует уверенно и не утихает. Принимая во внимания погодные условия, а так же то, что некоторые участники немного перетрудились накануне, решаем встать на ночевку под перевалом. Не доходя до каких-то 100-150 метров до перевала, сворачиваем с дороги вправо на тропу, которая спускается метров на 7 в небольшую рощу с небольшой площадкой возле источника воды (фото 3-5). Площадка имеет небольшой наклон. Более менее комфортно здесь умещаются 2 палатки, есть кострище. Родник здесь – это небольшая струйка воды, стекающая по капле по скале. Скорее всего, в летнее время здесь вообще не бывает воды. Деревья защищают нас от сильного ветра.

Лагерь 3 под пер. Барсучий

N44 46.832

E34 16.093

4 день

Пер. Барсучий (970, н/к) – плато Чатыр-Даг – в.Эклизи-Бурун (1533, н/к) – пер. ангарский (756, н/к) – т/с «Поляна Ман»

3.05.2016

Ясно,
сильный порывистый ветер

19,5

6:46

Выходим в 9:00. В 9:05 вся группа уже на перевале Барсучий (970, н/к) (фото 4-1). Здесь нас встречает сильный порывистый северо-восточный ветер, который так и не утих со вчерашнего дня. Прямо с перевала Барсучий уходим направо: с асфальта на грунтовую дорогу, которая ведет на плато Чатыр-Даг. Еще 1 час 30 минут идем по открытому ровному плато (фото 4-2). В 10:40 проходим по лесу у подножья верхнего плато Чатыр-Даг. Здесь начинается активный подъем на верхнее плато массива (фото 4-3 сделано в обратную сторону – это вид с подъема на пер. Барсучий и нижнее плато). В 12:05 выходим на одну из вершин массива Чатыр-даг – на вершину Эклизи-Бурун (1533, н/к) (фото 4-4). Перепад высот от пер.Барсучий до вершины составляет 550 м. А от подножья верхнего плато до вершины – 300 м. Подъем на вершину (от подножья верхнего плато) – тропа травянисто-осыпной склон с переменной крутизны от 10 до 25°.

Погода – переменная облачность, сильный ветер. При приближении к вершине ветер становится все сильнее, вокруг нас есть небольшие участки осыпи. На всякий случай мы одеваем каски.

Утром мы думали, что в такую погоду на Чатыр-Даге будет безлюдно. Однако, как мы увивляемся, когда на вершине мы встречаем несколько туристско-пешеходных групп, отряд студентов-будущих-полиционеров и целую толпу велосипедистов с велосипедами наперевес, это, не говоря о нескольких обычных отдыхающих, которые по всей видимости пришли сюда из Алушты. Однако этому явлению нашлось весьма простое объяснение. Оказывается, что весь массив Чатыр-Даг является естественным препятствием для ветров, которые приходят из степной части Крыма. В то время, как с севера, на нижнем плато ветер такой, что порой сбивает с ног, со стороны моря – штиль. Группы, которые поднимались на Эклизи-Бурун (1533, н/к) с Ангарского перевала (756, н/к), встречались с этим ветром только на подходе к вершине, а внизу они и не подозревали, что наверху такая погода.

Сделав на вершине несколько фотографий, в 12:25 начинаем спуск в сторону Ангарского перевала (фото 4-5 и 4-6). Спуск проходит по каменистой тропе. Склон травянисто-осыпной, крутизной до 20°. В 13:50, сбросив 400 м по вертикали, спускаемся до лесной зоны на юго-восточной стороне массива Чатыр-Даг (фото 4-7). Еще 40 минут идем по лесу, по чудесной набитой и промаркированной тропе. В 14:30 останавливаемся на обед на Буковой поляне недалеко от ист.Алекси-Гольне. С обеда выходим в 15:40 идем по широкой очень хоженой тропе. В 16:15 спускаемся на Ангарский перевал (756, н/к).

Через Ангарский перевал проходит широкая четырехполосная автомобильная дорога, соединяющая Симферополь и Южный берег Крыма. Через этот перевал проложен самый протяженный горный трамвайный маршрут, поэтому на перевале, на обочине дороги установлен памятник трамваю.

Переходим автомобильную дорогу по пешеходному переходу, минуты 3 идем на юг от остановки вдоль автодороги, вдоль подпорной стены в поисках удобного входа-влаза в лес. Найдя нечто подходящее, влезаем в придорожные кусты и, найдя тропу, начинаем подниматься в северо-восточном направлении (фото 4-8). Тропа ведет нас к т/с «Поляна Ман» по лесу. От Ангарского перевала до места ночевки мы проходим 3,5 км, плавно набираем 150 м и затем сбрасываем 40 м. В 18:10 встаем на ночевку в лесу недалеко от т/с «Поляна Ман» (фото 4-9). На турстоянке много народа, а нам хочется обособиться своим маленьким коллективчиком.

пер. Барсучий (970, н/к)

N44 46.836

E34 16.130

верш. Эклизи-Бурун (1533, н/к)

N44 44.245

E34 17.264

Буковая поляна

N44 44.598

E34 19.729

пер. Ангарский (756, н/к)

N44 45.438

E34 20.627

Лагерь 4 близ т/с «Поляна Ман»

N44 46.247

E34 22.512

5 день

т/с «Поляна Ман» - пер. Демерджи (1200, 1А) – верш. Демерджи Южная (1233) – вдп. Джурла – ист. Кечканын-Голю

4.05.2016

Туман, кратковременные дожди,
видимость от 50 до 300 м

16,9

6:57

Выходим в 10:20, в это время нас накрывает плотным густым туманом - облаками (видимость 50-150 метров). Начинается мелкий дождь. Идем по маркированной тропе, которая ведет нас через лес на юг юго-восток к Долине приведений (фото 5-1). За один переход добегаем до начала тропы в Долину приведений. Начало тропы отмечено небольшой резной аркой и беседкой, в которой сидит дяденька, собирающий деньги за вход на тропу. Беседку с дяденькой можно легко обойти через кусты.

В 11:30 Мы устраиваемся на привал за кустами, недалеко от входа. После недолгой дискуссии решаем быть честными и оплатить вход на тропу, надеясь, что тем самым поддержим моральный дух егерей, а также внесем посильный вклад в работы по содержанию тропы в порядке и чистоте. Оплачиваем вход в долину (с нас берут по 80 руб. с человека), фотографируемся у памятника природы «Ореха Юрия Никулина» (фото 5-2), расположенного недалеко от входа на тропу и в 11:45 начинаем подниматься к перевалу Демереджи (1200, 1А).

Подъем на перевал Демерджи (1200,1А) не представляет технической сложности. Маркированная тропа, склон травянисто-осыпной, крутизна слона до 25°-30° градусов (фото 5-3 и 5-4). На тропе встречаются небольшие скальные выходы, мелкие и средние осыпи, которые легко преодолеваются на своих двоих или с треккинговыми палочками. Через два перехода от «Ореха», в 14:00 выходим на перевал Демерджи (1200,1А) (фото 5-5). Перепад высот от начала тропы до перевала 560 м. После короткого отдыха выходим на грунтовую дорогу и идем по ней в северном направлении до вершины Демерджи Южная (1233). В 14:15 мы на вершине (фото 5-6). Вершина практически никак не обозначена. Она представляет собой зеленый холм, окруженный маленькими сосновыми рощицами. Здесь грунтовая дорога расходится в два направления: одна уводит на север она ведет к верш. Демерджи Северная, другая ведет восточнее на спуск к вдп. Джурла. Мы поворачиваем на восток (фото 5-7). Идем в основном по грунтовой дороге, местами срезая ее по тропам. Местность хорошо просматривается. В 15:07 подходим к вдп.Джурла (фото 5-8). Устраиваемся здесь на обед на небольшой поляне рядом с водопадом. Возле водопада множество туристских групп, есть оборудованные стоянки (скамейки, столы, кострища), множество мест под палатки.

За обедом обсуждаем дальнейшие планы. Плановое расстояние на сегодняшний день уже пройдено. Но мы решаем пройти еще немного: у всех есть на это силы. Кроме того, коротать время до вечера, сидя в мокром и холодном облаке никому не хочется. Выходим в 16:25 по той же тропе в сторону вдп.Джур-Джур. Тропа очень живописна. Здесь погода решает нас немного побаловать: облака рассеиваются ненадолго. В это время (в 16:50) мы подходим к великолепной смотровой точке – г. Шан-Кая (фото 5-9). Немного отдыхаем, наслаждаясь прекрасным видом. Через некоторое время кто-то наверху «выключает красоту»: облака снова набегают, закрывая прекрасный вид, и нам приходится двигаться дальше. После «красоты», совершаем еще два перехода по тропе через лес. В 18:30, в 3,5 км от вдп.Джурла встаем на бивак в лесу у источника Кечканын-Голю. Пожалуй, это самая приятная стоянка за весь наш поход. Чистый родник, два кострища, места под 3-5 палаток (фото 5-10). Никого, кроме нас.

Пер. Демерджи (1200, 1А)

Лагерь 5 у ист.Кечканын-Голю

N44 56.827

E34 43.928

6 день

ист. Кечканын-Голю - вдп. Джур-Джур – кард. Грушевый - пер.Большие ворота (1000, н/к) – окрестности пер. Большие ворота (1000, н/к)

5.05.2016

ясно,
переменная облачность

6:28

Стартуем в 8:45. Движемся по лесной тропе к водопаду Джур-Джур. Добегаем до водопада за один переход. Этот водопад действительно впечатляющий. Он один из немногих водопадов Крыма, которые не пересыхают и в летнее время. В 9:15 делаем привал у водопада (фото 6-1) Вход на водопад платный - 100 р с человека, руководитель проходит без оплаты. В 9:37 продолжаем наш путь. Лес, маркированная тропа (фото 6-2). Тропа ведет к кардону Грушевый и т/с Ай-Алексий. Проходим почти 2 перехода и в 11:10 встречаем группу туристов из нашего клуба под руководством Алексея Никонорова. Встречи мы ждали. Ребята проходят маршрут, сходный с нашим по нитке. Но только старт у них в г. Судак, а финиш по плану в Бахчисарайском районе. Проще говоря, мы все время шли друг другу на встречу и вот встретились (фото 6-3). Немного отдохнув, продолжаем наш путь. В 11:35 выходим на т/с Ай-Алеский. От вдп.Джур-Джур пройдено 3 км и набрано 400 м по вертикали. Т/с Ай-Алексий это открытая ровная поляна для большого числа палаток. Прямо на поляне находится источник чистой воды.

От т/с Ай-Алексий уходит несколько троп в разных направлениях. Одна из них ведет наверх, на г. Кара-Тау и плато Караби (Караби-яйла) – самое большое плато Крыма. С г. Кара-Тау открывается необыкновенный красивый вид на плато. Но у нас нет возможности и уже, пожалуй, нет сильного желания сходить туда даже радиально: мы немного подустали и по плану мы должны пройти по другой тропе, которая проходит у подножья плато с южной стороны и выводит к перевалу Большие ворота (1000, н/к)

Идем 7 км через лес то по тропам, то по грунтовой дороге. Держимся сначала восточного, а затем северо-восточного направления, то немного набираем, то сбрасываем высоту. В 16:20 по грунтовой дороге огибаем склоны г. Лапата-Хая и нам открывается вид на перевал Большие Ворота (1000, н/к) (фото 6-4). Двигаемся дальше. На перевальном взлете грунтовая дорога покрыта мелкой осыпью. Высота взлета 250 м, крутизна склона до 20° (фото 6-5). В 17:25 группа на перевале (фото 6-6). Далее спускаемся с перевала, проходим по тропе в северо-восточном направлении 300-400 метров в лесную зону, сбрасываем на 43 м по вертикали. В 17:45 ставим лагерь. Площадки под палатки расположены вдоль тропы, есть несколько кострищ. Останавливаемся у одного кострища. Рядом с нами расположились еще 3 или 4 группы. До родника можно дойти, если пройти вниз по тропе еще 250-300 метров. Родничок маленький, течет по капле. Воду приходится набирать довольно долго.

Когда темнеет, слышим громкое тявканье лисы в лесу выше по склону, и на всякий случай прячем продукты поглубже в палатки.

вдп. Джур-Джур

N44 48.311

E34 27.606

ист. Ай-Алексий

N44 49.711

E34 29.253

пер. Большие Ворота (1000, н/к)

N44 51.262

E34 36.184

Лагерь 6 под пер.Большие ворота

N44 51.387

E34 36.482

7 день

окрестности пер. Большие ворота (1000, н/к) - пер. Малые ворота (820, н/к) – пер. Каллистон - пер. Алакат-Богаз – пер. Кок-Асан-Богаз – Каньон Кок-Асан (р. Кучук-Карасу) – окрестности с.Поворотное

6.05.2016

облачно, дождь

8:02

Со стоянки выходим в 8:10. Переменная облачность. За 7 минут проходим 0,5 км и сбрасываем 165 м. Оказываемся в низине – на дне оврага Тырхалу-Дере, в роще. Здесь развилка: отсюда вниз уходит малозаметная тропа, которая вдоль реки Танасу должна выводить к с.Красноселовке, другая, более уверенная тропа ведет на перевал Малые Ворота (820, н/к). Движемся к перевалу и довольно быстро за 12 минут набираем 30 м по вертикали и оказываемся на седловине пер. Малые ворота (фото 7-1). Ветрено. С Юго-востока от плато Караби к перевалу подходит широкая тропа. В западной части седловины, за деревьями находим тропу. Продолжаем путь по этой тропе: почти без потери или набора высоты траверсируем г. Хриколь по западному склону (фото 7-2) и в 9:35 выходим на седловину пер. Каллистон (815, н/к) (фото 7-3). Затем обходим траверсом по западному склону следующую возвышенность хребта - г. Шуври-Кая. Идем по тропе, склон горы покрыт лесом. В 9:57 выходим на седловину пер. Алакат-Богаз (878, н/к). Далее по той же тропе траверс г. Хургуч по западному склону, на развилке уходим по тропе, ведущей в северном направлении к т/с Нижний Кок-Асан.

Через два перехода, пойдя лесной тропе 3 км и сбросив 400 м по вертикали, в 11:56 выходим к т/с Нижний Кок-Асан (фото 7-4). Далее переходим асфальтовую дорогу и идем в восточном направлении лесом через урочище Кок-Асан. Вначале некоторое время движемся через лес напролом (без тропы), постепенно спускаясь к реке Кок-Асан-Узень, лес легкопроходимый. Затем по камням переходим неширокую лесную р. Кок-Асан-Узень на орогр. правый берег, подрезаем тропу и движемся по ней вверх вдоль русла реки. Начинается дождик. Не очень сильный, но ужасно долгий и мокрый (!) дождь не прекращается до 16:00. Надо сказать, что у этого дождя было, пожалуй, одно достоинство: он мотивировал нас на интенсивную ходьбу без привалов и без обеда. Так с 12:00 до 16:00 (до с.Поворотное) мы шли, не делая остановок.

В 12:20 еще раз переходим реку Кок-Асан-Узень по камням, оказываемся на ее орогр. левом берегу уходим от реки и еще 40 минут идем лесом по тропе. В 13:00 выходим к т/с Верхний Кок-Асан. От т/с Нижний Кок-Асан до т/с Верхний Кок-Асан пройдено 2 км, набор высоты составляет 180 м.

От т/с Верхний Кок-Асан поворачиваем на тропу, ведущую на север северо-восток и через 0,5 км в 13:20 входим в каньон Кок-Асан (каньон реки Кучук-Карасу)

Длина пути по лесу и каньону от т/с Верхний Кок-Асан до с. Поворотное – 4 км. По лесу идем по тропе, первые 1,5 км по каньону проходятся так же по тропе, легко. В каньоне тропа постоянно виляет с берега на берег. Река Кучур-Карасу в основном мелкая (до щиколотки) и ее легко можно перейти по камням, даже не замочив ноги. При продвижении вниз по течению появляется все больше так называемых ванн – углублений, в которых вода скапливается, как в маленьких прудиках. Такие ванны приходится обходить. Кроме того, каньон постепенно сужается. Примерно за 2 км до с. Поворотное появляются скальные выходы, прижимы и водопады. Особо стоит отметить участки тропы возле вдп. Каскадный, вдп Любви и вдп. Ущельный. Эти участки показаны на фото 7-5. Фото 7-5 является коллажем из фотографий, найденных в интернете. На протяжении всего пути по каньону шел дождь, фотоаппараты пришлось спрятать, поэтому наших личных снимков этих участков нет. Однако нам кажется необходимым показать в отчете эти участки и указать на них пути обхода. Все водопады на фото 7-5 сняты снизу. Нам же необходимо было преодолевать их сверху.

Итак, по пути от т/с Верхний Кок-Асан до с.Поворотное первым нам встречается вдп. Каскадный. Водопад лучше всего обходить справа по ходу движения (орогр.правый берег реки Кучук-Карасу). Обход становится несколько неприятным в дождливую погоду: мокрые камни в каньоне становятся скользкими. Следующий серьезный прижим встречается возле вдп.Любви. Водопад обходится слева по ходу движения (орогр. левый берег). Необходимо перелезть большой валун и дальше спуститься на 2 метра вниз по скале как по ступенькам. Под водопадом находится довольно большая и глубокая ванна. С серого валуна можно спрыгнуть в нее, не нанеся ущерба здоровью (синяя стрелка на фото 7-5). Главное прыгать в ванну, стремясь упасть поближе к водопаду – там самое глубокое место. В начале мая купаться довольно холодно. Но ценными сведениями о том, как нужно купаться в этом месте, с нами не преминула поделиться участница, которая побывала в этом каньоне в летнее время. Никто из группы не захотел купаться в этом водопаде в такую погоду. Однако участница, обладающая ценными сведениями о купании, благополучно утопила в водопаде свою треккинговую палку, пытаясь перебросить ее вниз через ванну, чтобы она (палка) не мешала пролезть по мокрым камням. Палка так и не всплыла. Вероятно, водопад прибил ее ко дну. Может быть, эта палка фирмы Black Diamond до сих пор покоится на дне ванны молодости под водопадом Любви. УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ туристов, которые соберутся занырнуть в ванну под водопадом Любви, перед нырянием ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ ДНО. Так же будем рады получить сведения о судьбе этой палочки. Нашедший может оставить палочку себе, но нам просто очень интересно, как она там.

Третий серьезный прижим встречается возле вдп. Ущельный. Водопад обходится по скалам слева по ходу движения (по орогр.левому берегу). Вдоль прижима натянут старый металлический трос. Вдоль пути спуска по скале стоят деревянные перила (фото 7-6)

В 16:00 выходим в с.Поворотное. Дождик прекращается. У нас остается ощущение, что мы не прошли, а пронырнули каньон Кок-Асан. В с.Поворотном магазина нет, людей тоже немного. Зато хрюшек и поросят хоть отбавляй. Бегают целыми стадами сами по себе. Правда, от незнакомых людей с рюкзаками стараются держаться подальше. Видно, были прецеденты…

После короткого отдыха выходим из села по дороге на восток. И, отойдя 500м, в 16:20 встаем на бивак рядом с пожарным водоемом (фото 7-7). Поле возле водоема все в кочках. Самые ровные места – на полузаросшей грунтовой дороге возле водоема. Воду набираем в небольшом роднике неподалеку. Качество воды удовлетворительное (мутная, но без живности). Переменная облачность, до темноты пытаемся просушить вещи.

пер. Малые Ворота

т/с Верхний Кок-Асан

N44 54.433

E34 41.453

Каньон Кок-Асан (р. Кучук-Карасу)

N44 54.825

E34 41.818

Выход из каньона в с. Поворотное

N44 56.726

E34 42.879

Лагерь 7 у Пожарного водоема

N44 56.890

E34 43.933

8 день

окрестности с. Поворотное – хребет Каракол - т/с «Ворон» - пер. Ворон – пер. Маски – пер. Ай-Серез Восточный – г. Биюк-Оба – г. Судак

7.05.2016

Облачно,
дождь, после 14:00 проясняется

28,8

9:39

Выход в 7:20. Двигаемся на восток по грунтовой дороге через лес. В 7:48 подходим к ручью, который пересекает дорогу. Вода на склоне выше дороги чистая и прозрачная. Набираем воду про запас. Далее двигаемся так же по лесу, по грунтовке. Лесная тропа траверсирует северный склон г. Бурма (фото 8-1). По этой тропе в 9:18, набрав 270 м по вертикали от места ночевки, мы поднимаемся на хребет Каракол и оказываемся на развилке: тропа по хребту идет с севера на юг (лес). Мы поворачиваем на юг и движемся в этом направлении 1,7 км. В 10:18, набрав 180 м по вертикали, вновь поворачиваем на тропу, ведущую на восток и тем самым начинаем спуск с хребта в сторону северных склонов г. Айваз-Кая, минуя ее вершину. Двигаемся по тропе через лес. В 11:18 выходим на открытую площадку - это т/с «Ворон». Здесь отдыхаем. В это время вновь начинается дождь. Утром, выходя из лагеря, мы предполагали возможность в этот день пройти маршрут до конца, но очень сильно в этом сомневались. Надоедливый долгий и мокрый дождь развеял наши сомнения. Нам снова, как и накануне, не хочется останавливаться на привалы, и даже на обед. Благо, что через лес мы идем по уверенной тропе и нам не надо продираться через подлесок.

Так мы бодро двигаемся на восток по этой тропе, которая проходит через лесную зону и траверсирует местные вершины и перевалы (т.е мы почти не теряем и не набираем высоту). В 11:52 мы проходим через вершину г.Комо-Фырхра (652), в 12:08 – через седловину пер. Ак-Мантар (563). В 12:17, пройдя по южному склону г. Кисломно, почти не теряя и не набирая высоту выходим на пер. Ворон (571). В 12:50, пройдя по северному склону г. Халасыс-Оба, выходим на пер.Маски (620). Далее тропа ведет нас вдоль северного склона г. Улан-Кая через пер. Улан (703), юго-западные склоны хребта Хамбал и пер.Ай-Серез Восточный (709) к горе Биюк-Оба.

В 14:00 дождь, к нашему облегчению, приостанавливается, немного проясняется.

В 14:25 мы выходим на вершину г. Биюк-Оба (727) (фото 8-2). Вершина горы не покрыта лесом, и нам открывается великолепный вид на море, город Судак, мыс Меганом и гору Сокол (фото 8-3). С вершины видим хорошую ровную дорогу в балке р.Фундуклы, западнее г. Шахара. Немного отдыхаем, любуясь видом. От места ночевки возле села Поворотное до вершины г. Биюк-Оба мы прошли 19,7 км.

Вопреки информации на нашей карте мы не находим какую бы то ни было тропу, которая по идее должна начинаться на вершине и спускаться по южному склону горы Биюк-Кая в балку р. Фундуклы. Поэтому мы просто начинаем спуск в южном направлении по травянисто-осыпному склону, стараясь обходить крутые участки (фото 8-4). Крутизна склона на спуске до 20°-25°. За 20 минут спускаемся на 180 м и подходим к зоне леса. Продолжаем спуск по лесу (молодая поросль, расстояние между деревьями 1-1,5 м, множество веток, кусты (фото 8-5)). Ориентироваться здесь не так просто, как на открытом склоне. Здесь нам главное не забирать слишком влево (на восток), т.к. есть вероятность спуститься в овраг Буюк-Демерджи, состояние тропы в котором нам не известно.

Через 15 минут (в 15:10), сбросив 77 метров, неожиданно выходим на давно заброшенную и сильно заросшую дорогу. Но двигаться по ней все же проще, чем без нее. Судя по всему, дорога ведет в нужном нам направлении. Продолжаем движение по ней еще 32 минуты. За это время проходим 1,3 км и сбрасываем 163 м. В 15:42 выходим на широкую и уверенную грунтовую дорогу, которую мы видели с вершины г. Биюк-Оба.

Ясно. Никакого намека на дождь. Судя по всему, все облака и дожди благополучно остались за тем массивом, с которого мы только что спустились. Эту нашу догадку позже в Судаке подтвердили ребята из нашего клуба, которые все время были на скальных сборах возле моря. Они сообщили нам, что за прошедшую неделю у них не пролилось ни дождинки и небо было всегда ясное. Это при том, что вторая половина нашего маршрута проложена параллельно береговой линии и всего в 10-11 км от нее. Такие вот интересные особенности погоды в Крыму.

Оставшиеся до финиша 7 км по горизонтали и 210 м вниз по вертикали мы пробегаем по уверенной грунтовой дороге за 2 часа. В 17:42 мы финишируем (фото 8-7). Поход окончен.

***

Мы выходим к асфальтовой дороге в 2,5 километрах от автостанции г.Судак. Ловим проезжающий мимо рейсовый автобус Феодосия-Судак и за 10 рублей благополучно доезжаем на нем до автостанции г.Судак. От автостанции можно добраться в любую точку Судака, а также почти в любую точку Крыма.

т/с «Ворон»

Финиш (окр. г.Харт-Кая)

N44 52.685

E34 56.513

Наиболее интересные природные объекты на маршруте

1. Чатыр-Даг

Горный массив (яйла), расположенный в южной части Крымского полуострова, в 10 км от моря, пятый по высоте в Крыму, принадлежит к Главной гряде Крымских гор. Ранее не был так отдален от основной гряды, выделился в результате эрозии от Бабугана реками Улу-Узень и Альма, от Демерджи и Долгоруковской яйлы рекойАнгара. Состоит из нижнего и верхнего плато (яйлы). На верхнем плато расположены две вершины: восточная - Ангар-Бурун (1453 м) и западная - Эклизи-Бурун (1527 м). Длина плоскогорья с севера на юг -10 километров, ширина с запада на восток - около 4 километров.

Массив представляет собой классический карстовый район: имеется более 200 пещер, шахт, полостей. Занимает первое место среди других яйл по плотности расположения карстовых воронок, которых здесь более 1 000.

Как верхнее, так и нижнее плато Чатыр-Дага являются популярными туристическими объектами благодаря довольно легкой достижимости с Ангарского перевала. Нижнее плато изобилует пещерами, из которых оборудованы и являются популярными экскурсионными объектами следующие: Мраморная, Эмине-Баир-Хосар и Эмине-Баир-Коба. Кроме того, на нижнем плато располагаются известные «дикие» пещеры Суук-Коба и Бин-Баш-Коба.

На нижнем плато Чатыр-Дага расположены две турбазы: первая — у Мраморной пещеры, а вторая — бывшая воинская часть, ныне носит неофициальное название «Точка» (фирма «Оникс-тур») в северо-восточной части.

2. Водопад Джурла

Водопад на реке Сотера в Крымских горах. Водопад представляет собой серию невысоких каскадов. Находится на юго-востоке горного массива Демерджи, недалеко от водопада Джур-Джур на высоте 820 метров над уровнем моря. Река ниже по течению называется Сотера, еще ниже — Алака.

3. Водопад Джур-Джур

Самый полноводный водопад Крыма, расположен на территории Алуштинского региона в окрестностях села Генеральского, в ущелье Хапхал, образовавшемся в результате действия вод рекиВосточный Улу-Узень на высоте 468 м над уровнем моря. Река Улу-Узень спускается со стометровой высоты по трехкаскадному порогу. С известнякового уступа, высота которого 15 метров, широким пятиметровым потоком вода обрушивается в глубокий котлован и бурно стремится вниз по руслу реки. Джур-Джур — самый мощный водопад в Крыму: его средний многолетний расход воды составляет 270 литров в секунду. Он не иссякает даже в самое сухое время года.

4. Демерджи

Горный массив в Алуштинском регионе Крыма. Название «Демирджи» (крымско-тат. demirci) в переводе с крымско-татарского означает «кузнец». В Средние века греки называли гору Фуна — «дымящаяся». Это название осталось за крепостью у подножия горы.

В отличие от других крымских яйл, Демерджи состоит не только из известняка, а имеет многочисленные вкрапления гальки и валунов твердых пород, схваченные известняковым «цементом». Вода просачивается с поверхности вглубь породы, реагирует с углекислым газом, который содержится в почве, и приобретает свойства слабой кислоты, которая разъедает породу. Под влиянием такой воды и выветривания известняк разрушается, оставляя «скульптуры» из самых твердых пород. Это «пальцы» — колонны, «грибы» — колонны с «крышками» и многое другое. Самая большая из них пятиметровой ширины и высотой почти 25 метров. Наиболее известное место их скопления — «Долина привидений». Когда по Демерджи ползут облака, время от времени взору открываются загадочные силуэты, которые через мгновения исчезают.

Демерджи-яйла принадлежит к Главной гряде Крымских гор. Расположена южнее Долгоруковской яйлы (она же Субаткан-яйла), недалеко от города Алушта. У подножия горы расположено село Лучистое, ранее также называвшееся Демирджи и переименованное в 1945 году после депортации крымских татар. Вершины — Северная Демерджи (1356 м) и Южная Демерджи (1239 м). На склонах Южной Демерджи располагаются причудливые нагромождения из выходов горных пород — «Долина привидений».

Материал из Википедии

5. Каньон Кок-Асан (каньон р.Кучук-Карасу)

Каньон расположен в Белогорском районе Крыма. Туристическая тропа в каньон начинается из с.Поворотное. Каньон известен своими красивыми Черемисовскими водопадами.

Черемисовские водопады - это серия водопадов, расположенных в ущелье Кок-Асан Белогорского района Республики Крым. Водопады образованы небольшой горной речкой Кучук-Карасу. Как большинство горных рек Крыма, она пересыхает летом, но обильные осадки могут ее быстро наполнить и превратить в бурный поток. Особо запоминающимися являются водопады Каскадный, Любви и Ущельный (см. фото 5-7 данного отчета).

Материал из Википедии

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Все участники состоявшегося похода остались весьма довольны произошедшим. Крым – это очень подходящее и невероятно приятное место для проведения коротких походов или сборов, направленных на подготовку группы к более серьезным и продолжительным походам, запланированным на летнее время. Пеший поход дает возможность отточить взаимодействие, оценить физическую форму участников, лишний раз проверить и подогнать личное и бивачное снаряжение.

Для групп, готовящихся к прохождению горных походов с протяженными участками скал, помимо прочего этот район так же дает возможность включать элементы работы группы на скальном рельефе со специальным снаряжением.

1. Итоги и выводы:

Маршрут пройден успешно и завершен на день раньше. Группа хорошо взаимодействует, конфликтных ситуаций не возникает, каждый знает свою роль и обязанности в группе. Психологическая совместимость участников хорошая. Физическая форма участников удовлетворительная.