Горы мира > Камчатка >

Автор: Алексей Серов, Королёв

На Вилючинский вулкан через водопад

16-17 августа 2014

Из городка Елизово на Камчатке открывается замечательный вид на цепь “домашних” вулканов - Корякский, Авачинский, Ааг и Арик. Тем летом 2014 мы жили в квартире на улице Рябикова на окраине Елизово и я искал возможность сходить с кем-нибудь на Корякский вулкан или любой другой интересный альпинистский маршрут поблизости от “Города”. Белые конусы вулканов стояли прямо за окном и ежедневно - стояла хорошая ясная погода - настойчиво напоминали о себе, этому притяжению было крайне сложно противостоять.

Очень часто, если чего-то настойчиво и четко хочешь, события начинают складываться волшебным образом в твою пользу, и вскоре тебя подхватывает мощный поток как бы случайных событий, многие из которых ведут к цели. В тот раз это правило снова сработало, через неделю через нацпарк “Вулканы Камчатки” я нашел гида и группу, которые дали добро присоединиться к 10-дневному треку в Налычево. Всегда буду благодарен гиду Виктору за эту возможность и дни, проведенные вместе. Во время трека на Таловских источниках познакомился с девушкой Натальей из соседней группы, и с двух слов понял, что слова “альпинизм” и “вулканы” производят на неё то же магическое воздействие, что и на меня.

Через неделю после возвращения из Налычево мы обсудили пару вариантов, которые были нам по силам и остановились на Вилючинском вулкане - его красивый остроконечный конус возвышается на другой стороне Авачинского залива и на него есть два-три несложных маршрута.  Красивый и несложный - это именно то что было нужно! Компанию нам составил Александр, знакомый Наташи. Присоединились мы к нему, или он к нам, сложно сказать, но, главное, что у Александра была замечательная машина Ниссан, которая сделала наше попадание под начало маршрута быстрым и приятным.

Итак, идем Вилючинский вулкан через водопад! Это альпинистский маршрут по северо-западному склону (2А, Панченко, 1970), высота вулкана 2173 м.

По прямой от города до Вилючинского вулкана 50 километров и на этом расстоянии он кажется небольшим, по сравнению с возвышающимися совсем рядом с Петропавловском и Елизово «Домашними вулканами» - Корякским, Авачинским, Аагом, Козельским. Один из лучших видов на Вилючинский вулкан – с Никольской сопки в центре города, от батареи старых орудий, установленных в память о Крымской войне 1854 года, которая коснулась и этой далекой окраины Российской империи.

Если своей машины нет, добраться до начала маршрута на Вилючинский вулкан можно на автобусе и стопом. Нужно сесть в рейсовый автобус из Петропавловска или Елизово на поселок Термальный, выйти на развилке «Дорога на Мутновку», немного не доезжая до Термального. Здесь асфальт заканчивается и начинается грунтовая дорога, летом довольно пыльная. Ходить по этой дороге пешком не очень весело, так что от поворота логичнее всего попробовать застопить машину, которая подвезёт вас до начала тропы на Вилючинский водопад. Это порядка 28 километров по этой грунтовой трассе.

В точке начала тропы на водопад слева от дороги имеется большой «карман», здесь можно припарковать машину, если вы приехали своим ходом. Далее тропа уходить в густые заросли ольхового стланика, полотно тропы нахожено очень хорошо и здесь вряд ли возникнут проблемы с ориентирование, всё достаточно однозначно.

По этой тропе-хайвею нужно идти через стланиковый лес порядка получаса. Затем заросли заканчиваются и тропа может затеряется, но впереди уже будет виден большой снежник, ведущий к Вилючинскому водопаду, стланника больше не будет. Снежник летом, как правило, очень плотный и идти по нему не сложно, с небольшим набором приближаемся к водопаду. Воды в водопаде может быть мало, тогда сверху будет падать тонкая струйка и распылятся в падении, а может быть много, если стоит жаркая погода и снежники на склонах Вилючи активно тают. В любом случае при хорошей погоде Вилючинский водопад – очень красивое место, его стоит посетить. В хороший теплый день летом здесь могут быть и другие посетители кроме вас.

Раньше никто из нас на вулкан не ходил, Андрей катался в этих местах зимой, но то зимой, когда здесь лежат трехметровые снега, а летом картина немного другая. В общем тропу под начало маршрута мы не знали, но все необходимые консультации были сделаны и при хорошей погоде мы были уверены, что найдем оптимальный путь.

На снежнике мы подошли к продолжению тропы, выходящей на левый склон и, оставив здесь рюкзаки,  налегке пошли смотреть водопад. Под стеной водопад пробил себе большую пещеру, уходящую под снежник, на краю стоять немного стрёмно… Но зрелище красивое и величественное, чувствуется мощь и размах местной камчатской природы!

Склон слева от ущелья с водопадом весьма крут и сыпуч, эта мелкая сыпуха из вулканического песка постоянно ползет вниз и скрывает следы поднимающихся, поэтому здесь на склоне тропы может быть не видно. Однако лезть нужно именно вверх и немного вправо, вскоре должны появится следы тропы, которая выведет к обнажению лавового потока. Идти нужно вправо под лавовым потоком, а затем траверсируя склон с сыпухой.

Вскоре выйдете на снежник, который питает Вилючинский водопад. Затем подниматься по этому длинному снежнику, в верхней части забирая влево к зеленому острову. Здесь находятся площадки, на которых удобно поставить палатку и заночевать. Дров нет, так что готовить исключительно на своем топливе. Встать можно немного выше, у большого камня, но там может быть ветрено. Воду здесь на площадках можно взять из тающего снежника (на утро набирайте заранее с вечера, т.к. утром снежник подмёрзнет и временно перестанет давать воду).

Днем, когда мы поднимались на ночевки, конус вулкана был скрыт облаками, под вечер установилась тихая ясная погода, вулкан освободился от облаков, видимость во всех направлениях отличная. Это давало хорошую надежду на восхождение завтра. Поужинав в палатке, мы легли спать.

Рано утром погода ясная, тепло, нужно идти и не медлить. Собираемся и выходим, палатку оставляем на ночевках. Двигаемся вверх по огромному снежнику, который покрывает весь склон . Первые минут 30 идем без кошек, снег плотный и слежавшийся.

Когда без кошек становится неудобно подниматься, выходим со снежника на каменистый склон и надеваем кошки. Далее уже в кошках, прижимаясь к левому краю снежника, в кошках и с ледорубами. Передние зубья хорошо цепляют фирн, не страшно. В какой-то момент, уже в верхней части снежника, мимо начинают проноситься жужжащие мелки камешки. Если такой попадет в лицо, например, будет мало приятного. Солнце начало нагревать скалы в верхней части конуса и вытаивать мелкие камушки. На наше счастье ничего более крупного чем камни размером с яблоко не летело.

Отличное качество фирна позволило дойти не связываясь до скал в верхней части склона. Здесь метров 5 нужно пролезть по несложным скалам, висит веревка. Сейчас скалы сухие и лезть не сложно, однако если бы здесь была натёчная корка из льда или какие-нибудь подобные сюрпризы, было бы веселее. Пожалуй, это единственное место где можно вылезти наверх с этой стороны, справа и слева скалы намного выше и стремнее. Хотя я могу и ошибаться, цирк большой и возможно есть еще какие-то варианты прохода.

После «ключа» и веревки прямо вверх уходит довольно неприятная наклонная сыпуха, в верхней части особенно сильно уезжающая из под ног. Какая то земля, перемешанная с камнями разной величины. Выползаем по сыпухе на гребень, здесь уже можно расположиться как следует. Вершина вулкана совсем близко, она остроконечная, гребни расходятся в разные стороны, кратера как такового нет.

Огромным везением была совершенно ясная и безветренная погода в этот день, во все стороны видно было фантастически сложную складчатость хребтов, гор и вулканов Южной Камчатки, огромный Авачинский залив казался отсюда совсем небольшим. Около часа проводим на вершине, фотографируя и осматриваясь. Связь с вершины отличная, можно сделать любимому человеку звонок счастья!

У меня был с собой картонный фальшфейер, в пригодности которого я не был уверен. Решил не испытывать судьбу и попробовать запалить его здесь на вершине, чем рассчитывать на него при встрече с медведем. Залез на самый верхний камень вершины и сдёрнул чеку, фальшфейер сработал, загорелся ярко розовым огнем, правда горел не долго. Наташа успела сделать фото в этот момент.

Отметившись на вершине стали спускаться, это было намного проще, чем путь наверх. По сыпухе ноги ехали сами, скальная стенка показалась не такой уж вертикальной, по снежнику в верхней части шли аккуратно зигзагами, камни днем уже сыпались. В конце крутой части снежника Саша зацепился кошкой о штанину и упал, начал скользить вниз по снегу, но метров через 5 смог задержаться с помощью треккинговых палок. Разогнаться на склоне не успел, и сердце у меня екнуло лишь на короткую секунду. Как раз собирался фотографировать его и держал камеру в руках, так что невольно заснял момент падения. Молодец, что сумел задержаться самостоятельно, так как вообще на таких склонах скользить не рекомендуется, если набрать скорость то можно вылететь внизу на камни.

Дальше спуск прошел без приключений, солнце согрело склон и мы не торопясь спустились к палатке. В целом спуск занял порядка полутора часов, по снежнику вниз двигаешься быстро, а снежник составляет примерно &8536 всего маршрута. В лагере немного перекусили, посидели и двинули вниз по пути подъема. Виды при спуске так же хороши, как и при подъеме. Внизу после водопада при выходе со снежника в кусты стланника нужно найти начало протоптанной тропы, которая выводит к трассе и стоянке авто.

На обратном пути в город было великое искушение заехать искупаться на горячие источники на Паратунке, но нужно было сдавать арендованное снаряжение, поэтому пришлось этот пункт вычеркнуть из программы. Впрочем, эти два дня и так получились насыщенные, погода подарила замечательные дни и пустила нас на гору.

Хорошее описание этого маршрута с фото есть также здесь