Автор: Павел Семенюк, г.Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Тянь-Шаню Заилийский Алатау) пройденный в период с 06 – 20 августа 2016.

Общая характеристика похода

Справочные сведения

Вид туризма: горный. Категория сложности: вторая.

Район: Северный Тянь-Шань, Заилийский Алатау. Количество участников: 11.

Сроки проведения: 06 – 20 августа 2016. Количество ходовых дней: 15.

Протяженность: 102.5 км, с учетом горного коэффициента 123 км.

Пройдено локальных препятствий: 10, из них 5 перевалов 1Б, 1 траверс вершины 1Б, 2 перевал 1А и 2 перевала н/к.

Максимальная высота: 4317 м (пик Советов). Максимальная высота ночевки: 4000 м.

Пройденный маршрут

Медео – пер. Бутаковский (н/к, 2880м) – пер. М. Талгарский (н/к, 2720) – пер. Пионер (1Б, 3860м) – пер. Маншук Маметовой (1Б, 4060м) – д.р. Лев. Талгар – пер. Орлиное Гнездо (1А, 3420м)

– пер. МЮД (1Б, 4280м) – ледн. Богатырь – д.р. Жангырык – пер. Попова (1Б, 4250м) – пер. Туристов (1А, 3970м) – пер. Памяти друзей (1Б, 3920м) – пик Советов (1Б, 4317м, траверс) – Большое Алматинское озеро.

Высотный график

подъем под пер. Бутаковский от ст. Медео

5.0

2:57

пер. Бутаковский (н/к), спуск до ур. Солнечная поляна, подъем на пер. М.Талгарский (н/к)

9.0

6:58

подъем мимо канатки и пер. Б.Талгарский до ледника

4.5

пер. М.Маметовой (1Б), спуск на моренные валы

3.5

6:53

спуск до д.р. Лев.Талгар, брод и относ заброски

4.5

спуск до плотины под Большим Алматинским озером, дорога домой

3.5

0:58

Итого пройдено 102.5 км (с учетом горного коэффициента – 123 км), суммарный набор высоты 8 450 м, сброс 8 050 м.

1 Высоты перевалов приведены согласно данным GPS и округлены с точностью 10 м, остальные высоты – с точностью 50 м.

Схема маршрута

Прудкогляд Валерий

отв. за GPS 1985 г.р., 4ГУ, 3ЛУ

Основная часть

День 1. Медео – подъем под пер. Бутаковский

От основной дороги чуть ниже стадиона Медео отходит асфальтовая дорога с указателем

«тропа здоровья» (чуть левее забора), через пару километров асфальт кончается, дорожка пару раз пересекает реку и начинается подъем по правому2 берегу р. Комиссаровка. Обедаем, где дорожка широкая и можно спуститься к реке, и перепаковываем рюкзаки – распределяем снаряжение и еду. Через 1ч 45мин3 ходьбы тропа сужается и подходит к берегу, затем переходит на другой берег перед прижимом и порогами и вскоре возвращается. Вскоре начинается крутой подъем, тропа отходит от реки и затем возвращается к реке. Где-то по пути отходила второстепенная тропа на правый гребень – на перевал дальше можно идти по нему, но воды там, вероятно, нет. Мы идем по основной и встаем на ночевку на хорошей поляне на высоте 2600 м, есть спуск к реке. Отдыхаем после ночи в самолете.

Фото 1. Тропа вдоль р. Комиссаровка. Водопад (слева) и вид назад (справа).

День 2. пер. Бутаковский (н/к), ур. Солнечная поляна, пер. М.Талгарский (н/к)

Тропа поднимается выше прижима, вскоре резко идет вверх на гребень (Фото 2 слева, с мини-плато открывается красивый вид) и выходит в д.р. Бутаковка. Цирк долины тропа обходит траверсом практически без потери высоты (Фото 2 справа) и выходит на пер. Бутаковский (н/к, 2880 м). Шли в облаке. До перевала шли от места ночевки 1ч 40мин, от стадиона Медео 4ч 30мин.

Тропа на спуск идет по правому борту, проходит родник (мест для палаток нет), теряется, но через 15 минут от перевала превращается в хорошую тропу. К р. Лев. Талгар тропа спускается не сразу, идет по левому (правый по ходу движения) склону. Через 2ч чистого ходового времени от перевала дошли до поляны КазПИ и домика гидролога (угостил нас чаем), еще через 5-10 минут – до места стоянок перед ручьем с костровищем. Обедаем.

2 Здесь и далее понятия правый и левый указаны орографически, если не оговорено иное

3 Здесь и далее указано чистое ходовое время в формате Х часов и ХХ минут (Хч ХХмин)

Фото 2. Выход на плато на гребне и траверс вокруг д.р. Бутаковка.

Дальше пересекаем ручей, впадающий в р. Лев. Талгар, и идем по тропе, проходим селевой вынос (после него тропа в лес уходит чуть выше, есть турик) и небольшую речку (кто-то по камням, кто-то вброд). После нее тропа идет выше и, вероятно, начинается еще одна плохенькая тропа наверх – прямо в сторону пер. Б. Талгарский по узкой долине речки. Мы ее проигнорировали и пошли по основной тропе дальше вверх вдоль левого берега р. Лев. Талгар, но на следующий день, идя от пер. М. Талгарский к пер. Б. Талгарский, видели сверху, как в долину по тропке спускаются туристы (выше зоны леса, что из себя представляет тропа в лесу, неизвестно). Через 50 минут от обеда дошли до развилки – прямо вскоре будет пост КЧС (местный аналог МЧС), направо – резкий подъем на пер. М. Талгарский, сине-белая разметка. Нам направо. Начинается дождь, затем еще и ветер. Через 2ч 20мин от поворота доходим до пер. М. Талгарский (н/к, 2720 м) и встаем на ночлег в небольшой рощице на гребне (чуть ниже перевала с «дальней» стороны, справа по ходу движения). Весь путь от обеда на поляне КазПИ до перевала занял 3ч 10мин. На участке от поворота от р. Лев. Талгар до пер. М. Талгарский мест для палаток нет (достаточно крутой склон), на самом перевале нет воды, надо спускаться до реки с ледн. Богдановича (мы так и сделали, поначалу пройдя немного дальше по тропе).

Фото 3. Спуск с пер. Бутаковский в облаках.

На пер. Бутаковский мы встретили группу туристов (шли навстречу, ушли на г. Кутырбулак) и пару казахов, совершающих двухдневный трекинг. С последними мы несколько раз пересекались на спуске и вместе обедали, после чего они решили идти с нами. Парень почти везде нес и свой рюкзак, и рюкзак невесты, а через брод перенес и ее саму. Но о незапланированном удлинении путешествия они не пожалели, а наутро уехали в Чимбулак на канатной дороге.

День 3. подъем до ледн. Богдановича

С утра солнце, успеваем выспаться и просушить вещи. Идем дальше по тропе (правый борт долины), вскоре проходим камни, под которыми слышно журчание (но вода глубоко), и через 50 минут переходим речку. Дальше тропа ведет наверх в сторону канатной дороги, дальнейший подъем идет под канаткой. Идем в тумане. За 1ч 45мин от места ночлега (пер. М. Талгарский) дошли до капитальных строений на пер. Б. Талгарский, от домиков ведет хорошая тропа (сначала вообще дорога) в сторону морен ледн. Богдановича, ходит множество народу. Тропа ведет правее (по левому борту долины) и обходит справа по ходу движения высокий моренный вал (25 минут пути от домиков). На симпатичной поляне перед следующим валом и скалой-останцем обедаем, рядом ручеек и недалеко от тропы труба от родника. Дальше обходим справа (по ходу движения) останец, поднимаемся на моренный вал (сбоку, дойдя почти до скальных прижимов), тропинка по морене размечена туриками и иногда флажками – здесь проходят забеги на одну из соседних вершин. Тропа идет по левому борту долины, недалеко от скал (Фото 6). Перед остроконечной скалой- останцем (второй по пути, за ним ледник) встаем на ночлег на уже готовых местах под палатки (3400 м). Распогодилось, закат прекрасен. Путь от домиков на пер. Б. Талгарский до ночевок занял 2 часа чистого ходового времени.

Фото 4. Пер. М. Талгарский. В рощице за перевалом – место ночлега.

Фото 5. Подъем под канаткой к пер. Б. Талгарский и тропа на моренные валы ледн. Богдановича.

Фото 6. Путь по моренам ледн. Богдановича. Обход первого (вверху) и второго (внизу) останца с выходом на ледник. Отмечено место ночевки.

День 4. пер. Пионер (1Б), полудневка

Обходим останец справа по ходу движения (см. Фото 6), поднимаемся по чьим-то следам по снежнику и выходим на моренный вал за останцем. Дальше пологий подъем по морене, дойдя до его конца, надеваем кошки, связываемся и выходим на ледник (закрытый). Через 20 минут подходим под перевальный взлет (1ч 5мин от места ночевки). Поднимаемся по середине склона – справа по ходу движения на краю ледника активно сыпятся камни с пика Амангельды, слева также пролетела пара камней. Затем уходим левее между бергшрундами и дальше прямо на перевал (Фото 8). Снега много, кошки держат хорошо, обходим участок, где лед почти голый и доходим до осыпи. По осыпи идем также в кошках (перед перевалом еще есть участок снега). С ближайшего останца-«пальца» на снег начинают сыпаться камни, мы идем левее по осыпи и вылезаем на перевал через крутой метровый снежник. Тур найти не удалось, сложили новый. Подъем на перевал от начала перевального взлета занял 1ч 45мин, весь путь от пер. Б. Талгарский – 4ч 50мин. Зашли на пер. Пионер (1Б, 3860 м) в 11:55, погода хорошая, но солнце уже довольно давно освещает перевал, что требует внимательности из-за потенциального падения камней. При нас пара камней упала с «пальца», а прошедшая после нас перевал вечером группа красноярцев особой камнеопасности не отметила.

Спускаемся практически с середины седловины между самым большим «пальцем» и восточными скалами, уходя чуть правее, по мелкой осыпи, местами даже есть тропа от предыдущих горовосходителей. Внизу небольшой участок проходим по крупной осыпи (по ней ехать уже затруднительно), затем выходим на моренный вал около озера №6 и встаем на готовых площадках. Спуск с перевала занял 45 минут.

Полудневка. С места стоянки виден наш следующий перевал (пер. М. Маметовой) и трактор, который, сваливает камни с морены под озером в воду. Погода снова прекрасная, как и последующие несколько дней. К вечеру на стоянки рядом приходит уже упомянутая группа туристов из Красноярска.

пер. Пионер (1Б, 3860 м)

С. сторона снежно-ледовая, склон до 30°, на подходе закрытый ледник Ю. сторона осыпная. Седловина широкая, можно поставить палатки. В малоснежный год могут потребоваться перила на подъем в районе бергшрундов. Проходить желательно утром, пока солнце не прогрело седловину и меньше вероятность камнепадов. Сыпать может со склонов п. Пионер, п. Амангельды (далеко от пути подъема) и с «пальца» на седловине. Последний участок проходится быстро, а осыпь под седловиной надо проходить аккуратно плотной группой, чтобы не сыпать камни друг на друга. Спуск по Ю. склону – приятная мелкая осыпь.

Фото 7. Цирк пер. Пионер и пер. Учитель.

Фото 8. Путь подъема на пер. Пионер. Общий вид (слева) и выход на седловину (справ).

Фото 9. Группа на пер. Пионер.

Фото 10. Путь спуска с пер. Пионер и закат на озере №6.

День 5. пер. М. Маметовой (1Б)

Не теряя высоту, доходим по морене до ледника и дальше поднимаемся вдоль края ледника. Когда ледник выполаживается, переходим на лед, дальше ледник закрывается, и мы возвращаемся на морену (Фото 11). В принципе, можно идти и дальше по леднику, но тогда придется связаться, а в начале перевального взлета склон крутой и может понадобится страховка. Кроме того, со склонов цирка под пиком М. Маметовой иногда падают камни. Поэтому мы продолжаем путь по морене и начинаем подъем немного траверсом, не доходя до самого крутого участка. Часть дальнейшего пути срезаем по снежникам (в кошках), поскольку осыпь крутая и подвижная и постоянно уезжает из-под ног, делая подъем физически тяжелым. Идем по левому (орографически) борту взлета, поглядывая на скалы правее нас в поисках падающих камней – но там нет даже следов от прошлых падений. В конце концов упираемся скалы и, чтобы безопасно перейти на осыпь и выйти на седловину, вешаем страховочную веревку, поскольку слой снега около камней тонкий, а под ним лед. Правильнее было бы сойти со снега раньше и пройти остаток пути по осыпи – это немного быстрее, хотя и тяжелее физически. Путь от места ночевки до перевала занял 4ч 10мин, из них примерно полтора часа – до перевального взлета.

На седловине снежник с В. стороны, но карниза нет и спуск по нему в кошках не представляет сложности. Ниже неприятная крутая осыпь – ехать по ней можно далеко не везде, много крупных камней, которые быстро разгоняются и летят далеко вниз – спускаться надо очень плотной группой. Чуть ниже местами все, что могло уехать, уже уехало вниз, и оголились крутые плиты. Идем зигзагами, иногда делимся на две подгруппы, чтобы не сбрасывать камни друг на друга. Дойдя за 1ч 20мин до ледника, обедаем на нем, связываемся и спускаемся дальше по леднику, держась его левой части (Фото 15, Фото 16). После изгиба проходим между срединным валом-останцем и правым бортом, над разливом желтой речки, и доходим до морены (30мин от обеда под перевальным взлетом). Дальше начинается унылый поиск пути среди моренных валов. Держимся правой стороны, поскольку в имеющемся у нас описании упоминалась тропа по правомуборту. Однако тропу найти не удалось, и, пройдя несколько валов, встали на ночлег на готовых местах под палатки (1ч 20мин от обеда). За водой ходили до речки под скалы справа.

Фото 11. Путь подъема на пер. М. Маметовой. Пунктиром показан путь, заслоненный мореной.

Фото 12. Выход на седловину пер. М. Маметовой (слева) и фото на перевале (справа). Красным показан наш путь (фиолетовым – путь со страховочной веревкой), зеленым – оптимальный путь.

Фото 13. Вид с пер. М. Маметовой на Ю.З., виден пик Советов.

Фото 14. Вид с пер. М. Маметовой на В. Виден дальнейший путь на пер. Орлиное гнездо и пик Талгар.

пер. Маншук Маметовой (1Б, 4060 м) Скально-осыпной, в наш снежный год на седловине снежник. На подъем крутая подвижная осыпь, часть пути можно пройти по снежникам. Спуск по В. стороне – крутая осыпь мелкого и среднего размера, местами оголились скалы. Идти плотной группой, на снежниках могут понадобиться кошки. Под перевалом с В. стороны закрытый ледник, ниже многочисленные моренные валы с крутыми сбросами.

Фото 15. Путь спуска с пер. М. Маметовой.

Фото 16. Перевальный взлет с В. стороны (слева) и обход одного из валов в нижней части ледника (справа).

День 6. брод р. Лев.Талгар, относ заброски

Утром продолжили путь по моренным валам (Фото 17). Идем правее, выходим на траву и немного проходим по ней, но дальше снова камни. Доходим до крутого сброса и проходим его, спускаясь траверсом слева направо, и сходим, наконец, с морены. Спускаемся по травяному склону к ручью и пересекаем огромный заросший моренный вынос. Спуск с него – мелкая осыпь, перемежающаяся зарослями можжевельника. Альтернативный вариант преодоления выноса – спускаться дальше между ним и моренами ледн. М. Маметовой (левее по ходу движения) и подниматься по д.р. Лев. Талгар по тропе. После спуска – ровная долина, выходим на тропу вдоль р. Лев. Талгар и поднимаемся по ней до разливов реки. Спуск занял 3ч 10мин от места ночевки и 5ч 50мин от седловины перевала, еще 5 минут шли по тропе до разливов. Перевал не понравился – не слишком интересный, но физически тяжелый и неприятный, камнеопасный для большой группы. Идти его в обратную сторону (с востока на запад) не рекомендуем вообще никому.

Фото 17. Моренные валы, травяной склон перед выходом в д.р. Лев. Талгар и спуск с последнего моренного выноса. Везде вид назад.

В самом широком месте переходим реку (Фото 19). Собираются тучи, и мы решаем бродить до обеда. Техлидер (руководитель) переходит со страховкой двумя веревками со стартового берега, остальные – с использованием перил. Пока группа готовит обед, 4 человека возвращаются на исходный берег (не снимая перил) и относят заброску выше по течению Лев. Талгара, пряча ее в камнях выше тропы.

Стоит отметить, что в дождливый сезон брод может стать серьезным препятствием. Левый и правый рукава неглубокие (ниже колен), но достаточно быстрые и бурные. Основная протока достаточно глубокая (для высокого человека – чуть выше колен) и весьма быстрая, пройти ее в одиночку по силам не любому туристу (по крайней мере, в походах 1-3 к.с.). Так, мы встретили группу, которая не смогла перейти реку чуть ниже по течению за несколько дней до нас, когда дождей было больше – техлидера смыло течением (все закончилось благополучно). Тем не менее, при наличии перил брод не представляет проблем. На берегу много камней, на которых можно закрепить веревку.

После позднего обеда идем по правому берегу Лев. Талгара до верхней части разлива, затем начинаем подниматься по травяному склону. На одной из пологих полянок встаем на ночлег. Но воды здесь нет – русло когда-то стекавшего со склона пер. Орлиное гнездо ручья пересохло (хотя с другой стороны долины было видно, что он впадает в Лев. Талгар), за водой надо спускаться практически до реки. За упорное преодоление препятствий мы были вознаграждены фантастически прекрасным видом долины в лучах заходящего солнца.

Фото 18. Д.р. Лев. Талгар ниже (слева) и выше (справа) впадения р. Улкен-Мынжылкы и реки с ледн. Орджоникижзе.

Фото 19. Место брода р. Лев. Талгар. В месте пересечения основной протоки видна отмель, проходили прямо под ней. Снежная вершина слева – п. Конституции.

Фото 20. Брод р. Лев. Талгар. Начало брода основной протоки перед входом в самую глубокую часть (слева) и ее прохождение с перильной веревкой (в центре) брод последнего неглубокого рукава (справа).

Фото 21. Долина р. Лев. Талгар выше места брода (снежная вершина справа – п. СГУ). Вид с места ночевки.

День 7. пер. Орлиное гнездо (1А), подъем под пер. МЮД

Продолжаем подъем по травяному склону (местами в районе 30°). Быстро выходим на поросшую травой осыпь и поднимаемся по ней. После последней ступени снова переходим на травяной склон и поднимаемся по диагонали, поскольку идти так проще, чем по осыпи. Ближе к седловине травы уже практически нет, поднимаемся прямо на перевал Орлиное гнездо (1А, 3420 м) в 10:20. Подъем от разлива р. Лев. Талгар. занял 2ч 20мин чистого ходового времени. На перевале нашли тур с запиской – хотя перед походом из описаний удалось найти только панорамное фото, перевал, очевидно, проходился неоднократно.

С перевала ушли траверсом осыпного склона направо с целью минимизировать сброс высоты. Немного спуститься все же пришлось, так как склон отрога пика Печати вскоре становится слишком крутым. По моренным валам проходим долину (Фото 24), держась правее и дойдя практически до языка ледн. Калесника (1ч 40мин от седловины перевала). Идти тяжело, средние и крупные камни, местами выступают крутые склоны ледника, приходится искать удобный путь. Обедаем на высоте 3400 м у стекающей с ледника реки – один из сливающихся ручьев явно прозрачнее ближайших рек.

Фото 22. Путь на пер. Орлиное Гнездо. Отмечено место ночевки. Вид с морены ниже пер. М. Маметовой накануне.

Фото 23. Седловина пер. Орлиное гнездо (слева) и В. сторона (справа, вид со склона п. Печати).

После обеда доходим по моренным валам до устья долины ледн. Северцова (Фото 24 справа, 2ч 20мин от седловины пер. Орлиное гнездо) и начинаем подъем по старому сухому руслу, затем поднимаемся левее (по ходу движения) на гребень на левом берегу реки. Идем по мелкой

рыжей морене, местами с травой. На одной из ступеней есть место для палаток, вода в реке рядом. За 1ч 15мин дошли до ледника и вышли на него, идем вдоль продольных мореных полос. Склон некрутой, на леднике много камней, можно идти без кошек. Под ледником озеро, сдерживаемое валом, по которому мы прошли – потенциальный сель. Рядом есть место для палаток. Вскоре после выполаживания ледник закрывается, мы обвязываемся, проходим разливы ручейков под тонким слоем снега и поднимаемся дальше, держась правой части ледника (т.е. левой по ходу движения, ближе к подъему в цирк пер. Северцова), так как прямо – крупный провал и трещины. Перепрыгиваем крупную тихую речку (Фото 25 слева), переходим ближе к середине ледника и вскоре выходим на небольшой бугорок недалеко от перевального взлета пер. МЮД. Снег раскис, местами проваливаемся почти по колено, но практически везде снег можно обойти по практически открытому леднику, а на бугре непосредственно в цирке снег плотнее. Ночевка на высоте 4000м. Подъем занял 1ч 10мин от выхода на ледник и 2ч 25мин от начала подъема по долине.

пер. Орлиное Гнездо (1А, 3420 м)

Травянисто-осыпной, седловина широкая, можно поставить палатки. Тур на середине седловины. Подъем с З. стороны траверсом травянистого склона с выходом на осыпь. На В. стороне речка и недалеко озерцо.

Фото 24. Путь через долину р. Улкен-Мынжылкы и ее притоков (морены ледн. Северцова, Пионер и Калесника). Слева

– общий вид со склона пер. Орлиное гнездо, справа – начало подъема по д.ледн. Северцова.

Фото 25. Цирк пер. МЮД и пер. Ветров (2А) (слева) и путь подъема на пер. МЮД.

Фото 26.Пик СГУ (левее) и пик Советских Альпинистов (второй слева) в лучах закатного солнца. Вид с ледн. Северцова. Виден также пик Советов (справа).

День 8. пер. МЮД (1Б), спуск по ледн. Богатырь и р. Ю.В. Талгар

Выходим в 8, сразу связываемся, проходим небольшие трещины, быстро подходим под перевальный взлет правее по ходу движения и затем траверсом начинаем подниматься, выходя на середину взлета (Фото 25 справа). Развязываемся и, не снимая кошки, проходим осыпь (камни средние, не сыпятся) и выходим на плотный снег. Подъем до перевала зигзагами по середине снежника, вероятность падения камней с соседних осыпных склонов и скал лишь теоретическая. Путь от места ночевки до перевала занял 1ч 20мин, из них примерно 15 минут – подход под перевальный взлет.

Фотографируемся, дышим высотным воздухом и спускаемся прямо с середины перевала в связках. Сначала идем по середине ледника, затем берем немного правее, но стараемся не приближаться к правому борту (последний отрог пика Богатырь), опасаясь трещин спускающегося с него ледника (Фото 31). Снега много, и крупные трещины видны только вдалеке со стороны вер. 3994 м. На нашем пути угадываются только небольшие трещины, обойти их не составляет труда. Тем не менее, в малоснежный год опасных трещин может быть больше. Здесь есть следы предыдущих групп, ведущие с пер. Северцова в сторону пер. ОПТЭ и пер. ОПТЭ В., а также вниз по ледн. Богатырь.

После поворота держимся левой стороны ледника. Через 1ч 30мин мути от перевала ледник открывается и появляются ручьи, мы развязываемся и продолжаем спускаться по левому краю ледника, вскоре снимаем и кошки. Через час обедаем у моренного вала с левой стороны, уже видны разливы стекающей с ледника реки. Дальнейший путь не очевиден – слева между мореной и ледником река в ледовом каньоне, упирающаяся в каверну, справа неприятный моренный вал с крупными камнями. Между ними ледовый сброс. Находим место, где он невысокий, сбрасываем вниз несколько булыжников в качестве «ступеньки» и спускаемся сами. Чуть ниже сходим с ледника на конгломерат с левой стороны. Затем легко спускаемся до реки Ю.В. Талгар, обходя язык, из-под которого вытекает мутная река. Дальнейший спуск по левому берегу реки легок и приятен – местами конгломерат, местами песок, множество шикарных мест для ночевки и пляжей. Поперечный моренный вал обходим слева вплотную к горе. После плато с разливами реки – еще одна морена, идти по ней уже тяжелее – средние и местами крупные камни. Проходим по верху вала и прижимаемся к скалам. Правее крутой осыпной сброс (почти каньон) и бурный поток. Местами есть турики, начинает проглядываться тропа. На небольшой ступени около огромного камня – полянка, встаем на ночлег. За водой спускались к реке. Путь от языка ледника занял 1ч 20мин, всего от перевала 4ч 15мин чистого ходового времени и карабканья по ледниковому сбросу. Прямо по ходу движения уже видны отроги Кунгей Алатау на правом берегу р. Жангырык (Фото 35 справа). Начинается дождь, и горы покрываются снегом. Вид потрясающий.

Фото 27. Путь через ледн. Северцова. Вид назад с пер. МЮД.

Фото 28. Подъем на пер. МЮД и седловина перевала.

Фото 29. Группа на пер. МЮД на фоне п. СГУ, п. Советских Альпинистов и пер. Туристов. Тур за спинами горовосходителей.

Фото 30. На фоне пика МЮД.

Фото 31. Спуск с пер. МЮД и путь в д.р. Ю.В. Талгар.

Фото 32. На ледн. Богатырь. Вид на С.В. Наш путь направо.

Фото 33. На ледн. Богатырь.

пер. МЮД (1Б, 4280 м) Снежно-ледовый. З. сторона – широкий снежный кулуар, в теории возможно падение камней по краям снега. Седловина снежная, очень широкая. Тур сразу под северными скалами (пик МЮД) на уровне перевала с З. стороны. С перевала открывается вид на пик Талгар и массив п. Советских Альпинистов, п. Орджоникидзе и п. Советов. На подходе к З. стороне перевала закрытый ледник с трещинами. В. сторона – пологий закрытый ледник, перевальный взлет отсутствует. Ледник подвижный, в малоснежный год могут обнажаться крупные трещины, хотя мы ничего подобного не видели и прошли, как по равнине.

Фото 34. Река Ю.В. Талгар ниже языка ледн. Богатырь.

Фото 35. Спуск по левому берегу р. Ю.В. Талгар. Разливы выше (слева) и ниже (справа) осыпного прижима (место ночевки). На фото справа виден Кунгей Алатау.

День 9. спуск вдоль р. Ю.В. Талгар, полудневка

Быстро спускаемся по конгломерату до уровня реки к широкому руслу, проходим остатки морены между крупными камнями и выходим на идеально ровное мини-плато (25 минут от места ночевки). Вскоре начинается трава, прямо перед ней родник с чистой водой. Перед нижней частью мини-плато есть разлив – возможное место переправы, дальше река уходит в каньон с прижимами. Правый берег крутой, местами с крутыми сбросами и оползнями (Фото 36). Дальнейший спуск по левому берегу реки проходит по покрытым травой холмам. Тропы нет, хотя местами угадываются какие-то ее фрагменты. Не доходя 400-500 метров до слияния с р. Ю. Иссык спускаемся к руслу и пробуем перейти. Поток бурный, воды уже много, спускаемся еще чуть ниже и пробуем опять, в итоге понимаем, что перейти реально, но безопаснее сделать это с утра. Полудневка. Путь от спуска с морены занял 1ч 40мин.

Фото 36. Спуск по левому берегу р. Ю.В. Талгар.

Фото 37. Д.р. Ю.В. Талгар (слева, вид назад) и место утреннего брода (справа, виден последний рукав).

Фото 38. Слева – слияние р. Ю. Иссык (внизу кадра) и р. Ю.В. Талгар (справа), вдали видна р. Жангырык. Справа – д.р. Жангырык в месте впадения в р. Шилик (бурое русло слева, вид со стрелки).

День 10. брод, подъем по д.р. Жангырык

Подъем в 4:00, собираемся и начинаем брод в начинающихся сумерках. Место брода – чуть выше, чем накануне. Воды очевидно меньше, чем накануне, но брод все равно непрост – поток сильно бурлит, глубоко (невысокому человеку по пояс). Техлидер (руководитель) переходит с командной страховкой, закрепляет на камнях перила. Остальные идут в обвязках, пристегнувшись к перилам, парами, чтобы иметь возможность помочь друг другу. В конце веревки сдергиваем. Брод заканчивается уже засветло, греемся и завтракаем.

Через 200 м ниже по течению вылезаем из русла на травяную террасу и, стараясь не спускаться к слиянию р. Шилик и р. Жангырык, траверсом огибаем стрелку и начинаем пологий подъем вдоль левого берега р. Жангырык. Здесь есть тропа – сначала мелкие тропки траверсом склона чуть выше основной травяной террасы (русло реки в широком каменно-конгломератном каньоне), затем хорошая тропа на террасе (местами пропадает). Весь день поднимаемся по красивой долине – до обеда по тропе, затем тропа портится. Через 1ч 15мин поравнялись с загоном для скота на правом берегу. Еще через 2ч – 2ч 15мин проходим несколько ручьев и водопад (со скал справа по ходу движения, до реки вода не доходит), еще через 10мин – еще ручей, на котором и обедаем. Собираются традиционные для этой долины тучи.

Вскоре долина сужается, тропа уходит выше – между скалами/осыпями и холмами в середине долины. Начинается дождь. Через 1ч 15мин (от обеда) доходим до оврага с крутыми склонами (местами оползни), тропа спускается вниз до русла р. Жангырык и теряется. Здесь, видимо, можно идти дальше прямо по широкому руслу вдоль реки, но удобство такого пути и наличие прижимов нам неизвестно – не видно за поворотом. Борта русла здесь высокие и очень крутые (Фото 40). Мы же переходим ручей и поднимаемся по оврагу, там склон ниже и можно вылезти наверх. Есть турики, дальше среди травянистых холмов опять тропа. Но вскоре травянистая

«полка» заканчивается, приходится лавировать по осыпям с соседних отрогов. Через 1ч 5мин переходим речку (левый приток), двигаемся траверсом по травянисто-осыпному склону по тропкам (видимо, звериным) и еще через 35 минут доходим до последней травяной площадки перед моренами ледн. Жангырык, прямо под будущим подъемом на ледн. Джусанды-Кунгей к пер. Попова (направо по ходу движения). Здесь широкое слияние рек с трех ледников (Фото 41).

Фото 39. Вид на д.р. Жангырык вверх (слева) и вниз с места обеда (справа). Снежный пик слева – п. КазГУ (4386 м), наш поворот перед ним.

Фото 40. Каньон на р. Жангырык в месте впадения оврага.

брод р. Ю.В. Талгар

Оптимальный путь в районе рек Ю.В. Талгар и Жангырык неочевиден. Спуск по левому берегу р. Ю.В. Талгар удобен, идется быстро, есть места для отдыха и ночевок. Единственным минусом является очень трудный брод, который для многих туристов может быть непосильным без перильной веревки. Река становится спокойнее ниже, в месте слияния в широкую долину р. Жангырык, но, чтобы туда попасть, надо перейти сначала р. Ю. Иссык, брод которой визуально даже сложнее, чем Ю.В. Талгара (Фото 38).

Альтернативный вариант пути – по правому берегу р. Ю.В. Талгар – намного более медленный и тяжелый, да и полностью безопасным его считать нельзя. Река преимущественно прижимается к правому берегу, склон крутой, много прижимов. В частности, ниже последнего мини-плато начинаются крутые конгломератные сбросы (Фото 36), идти по которым у кромки воды иногда затруднительно и опасно – пока мы шли, видели регулярные камнепады – а путь по крутой траве чреват постоянным набором и сбросом высоты и продиранием через кустарник. Вероятно, есть тропа, о ее качестве нам ничего не известно.

Таким образом, в дождливую погоду или при отсутствии в группе сильных бродников рекомендуется максимально долго держаться на левом берегу, но на одном из разливов (оптимально – Фото 35 справа) перейти на правый берег, заложив на дальнейший путь временной запас.

День 11. пер. Попова (1Б), спуск до р. Лев.Талгар

Погода хорошая. Поднимаемся от места ночевки, по крутому сначала травянистому, затем моренному склону. За две ходки (1ч 10мин) набираем 350 м и выходим на плато перед ледником к озеру (Фото 43). Хорошо виден ледник и перевал. Обходим озеро справа по ходу движения,

переходим реку и выходим на ледник. Держимся ближе к правому краю, проходим продольную морену и надеваем кошки и связываемся, т.к. вскоре ледник закрывается (1 час от выхода к озеру). На середине ледника видны мульды и трещины, на нашем пути лишь пара узких трещин. Еще через 1ч 10мин подходим к перевальному взлету, держась правой стороны ледника (левой по ходу движения), и траверсом поднимаемся до конца снега (Фото 44). Дальше мелкая осыпь – развязываемся, но кошки не снимаем. Наверху карнизы, поднимаемся зигзагом плотной группой между вероятными путями схода снега. В месте выхода на перевал круто и снега для ступеней недостаточно, под ним обледенелые камни, поэтому выходим левее на камни (Фото 45) и для удобства вешаем перила. Скалы хрупкие и легко осыпаются, надо быть внимательными. Весь путь от места ночевки до перевала занял 4ч 30мин чистого ходового времени. На перевале сильный ветер, собираем веревку, делаем селфи и спускаемся, не снимая кошки.

Фото 41. Слияние рек в верховье д.р. Жангырык с подъема на ледн. Джусанды-Кунгей.

Фото 42. Вид на верховья д.р. Жангырык с подъема на ледн. Джусанды-Кунгей. Ледн. Жангырык справа.

Фото 43. Путь в цирк пер. Попова через ледн. Джусанды-Кунгей. Вид от озера на плато.

Фото 44. Путь подъема на пер. Попова.

Фото 45. Обход карниза и перевальное селфи.

Спуск с перевала представляет собой широкий (а в самом верху узкий) кулуар. Первую часть пути быстро проходим по снежнику, затем мелкая/средняя осыпь и крутая ступень, которую обходим слева и выходим на закрытый ледник (45мин от перевала). Спускались двумя плотными группами, по очереди наблюдая за возможными камнепадами. За время спуска пролетело 2-3 камня, которые, несмотря на рыхлость осыпи, разгонялись до огромной скорости. За исключением упомянутой ступени, склон достаточно хорошо просматривается и в случае чего можно успеть отбежать. Однако подъем с этой стороны представляется весьма неприятным и камнеопасным.

По леднику спускаемся в связках сначала по середине, затем правее (Фото 46). Проходим неширокие трещины. Ледниковое озеро обходим справа и обедаем на правом краю ледника у морены, на крупных камнях (Фото 47). Ледник здесь открывается, дальше идем без связок и кошек. Держимся правой стороны, затем выходим ближе к середине, обходя трещины (местами достаточно большие). После спуска с ледника (через 1 час от спуска с перевального взлета) идем правее по морене с травянистыми площадками и ручьем, доходим до крупной реки с правой части ледн. Тогузак Прав. (с цирка пер. Тогузак 2А) и идем вдоль нее. Проходим прижим по левому берегу и вскоре выходим к мини-плато с красивым озером – отличное место для стоянки (45 минут от языка ледника, Фото 48). Но мы переходим реку перед впадением в озеро и идем дальше, правее ложбинка и тропа с туриками, но вскоре она теряется среди моренных валов. Спускаемся прямо вниз к р. Лев. Талгар и уже в глубоких сумерках встаем на ночевку на идеально ровной площадке у реки среди песка и гальки. Весь путь от перевала занял 3ч 15мин.

Прекрасен вечер на пляже под шум горной реки после хорошего дня…

Фото 46. Спуск с пер. Попова (слева, вид назад) и путь через ледн. Тогузак (справа, вид с перевала).

Фото 47. Мульда на ледн. Тогузак и привал возле нее.

пер. Попова (1Б, 4250 м) Скально-осыпной. На В. стороне карнизы, обойти карниз можно по скалам (может понадобиться страховочная веревка). На З. стороне широкий потенциально камнеопасный кулуар, частично покрытый снегом. Осыпь мелкая, местами средняя. Седловина узкая, тур ближе к С. стороне (п. Тогузак). С обеих сторон на подходе закрытый ледник. Ввиду камнеопасности З. склона оптимально идти в направлении В-З.

Фото 48. Озеро под ледн. Тогузак. Вдалеке виден пер. Попова.

День 12. забор заброски, подъем до ледн. Туристов

С утра мелкие рукава реки полностью замерзли. Выходим по правому берегу р. Лев. Талгар, проходим пару ступеней и перед последним перед разливами изгибом переходим реку. Турики на левой стороне были и раньше, но по правой идти проще. Проходим ровную площадку с разливами (40 минут от места ночевки, Фото 49 слева) и продолжаем спускаться по левому берегу. В районе выхода долины ледн. Дмитриева и п. 3862 (отрог п. СГУ) спускаемся с моренного вала левее по турикам, вскоре появляется тропа. Затем тропа поднимается левее, переходим по очереди два рукава руч. Туристов (2ч 10мин от места ночевки) и встаем на привал и обед. Часть группы забирает заброску.

После обеда поднимаемся немного вверх по склону до хорошей тропы (она идет чуть выше

«лесенки» для определения высоты снежного покрова) и идем по ней вдоль левого берега руч. Туристов. Тропа резко набирает высоту и немного отходит от ручья (Фото 50). Через 25 минут проходим хорошее место для стоянки. Тропа обходит морену по травяному склону, в какой-то момент подходя вплотную к ручью, здесь встречаем спускающуюся группу. Вскоре тропа выходит на широкую поляну перед большой мореной, поднимаемся по покрытым травой холмам. Тропа постепенно теряется. На одном из последних встаем на ночевку. За 1ч 30мин набрали 540 м от места обеда.

Фото 49. Разливы в районе слияния морен ледн. Конституции и ледн. Дмитриева и вид на д.р. Лев. Талгар.

Фото 50. Переход руч. Туристов и начало подъема по тропе вдоль его левого берега.

День 13. пер. Туристов (1А), подъем под пер. Памяти друзей

Продолжаем подниматься, выходим на морены на левом краю долины, путь размечен туриками (Фото 51). Местами крупные камни, местами путь теряется. Сильно подниматься здесь не стоит, иначе придется обходить лишний моренный вал. Проходим несколько мест для палаток. Через 1ч 50мин доходим до перевального взлета – остатки тонкого ледника, прикрытого снегом, и озеро в снегу ниже льда. Идти можно без кошек, видны следы предыдущих групп – это популярный маршрут от БАО в дол. Р. Лев. Талгар. Подъем до перевала занял еще 20 минут (3ч 40мин от места перехода руч. Туристов). С перевала открывается вид на пик Советов. В перевальной записке оставили задачу для следующих групп.

На спуск есть тропа, которая по осыпному склону обходит ледник справа траверсом (Фото 54). Быстро спускаемся и обедаем на озерце на одном из моренных валов (25 минут от перевала). Погода традиционно портится, вскоре после обеда начинается дождь. По тропе спускаемся дальше, обходим Ю. отрог п. Локомотив (35 минут от обеда) и начинаем подниматься (тропы уже нет). Идем по левой стороне долины, не спускаясь к р. Кызылсай (прав. приток р. Озерная), затем переходим ее левый приток, перемещаемся на правую сторону долины и поднимаемся траверсом практически по склону п. Советов. (Фото 55) Камни вперемежку с глиной здесь не съезжают, идется легко, есть места для стоянки. Немного не доходя до мини-плато и озера под седловиной пер. Памяти Друзей, встаем на ночевку на высоте 3850 м (45 минут от начала подъема) – дальше начинается снежник. Выравниваем места под палатки, воду берем в вытекающем из озера ручье. Отсюда уже виден перевал. Проясняется, отдыхаем перед восхождением.

Фото 51. Путь в обход ледн. Туристов.

Фото 52. Вид на долину лед. ледн. Туристов со склона перевального взлета.

Фото 53. Язык ледн. Туристов и озеро под ним (слева) и путь подъема на пер. Туристов (справа).

Фото 54. Путь спуска с пер. Туристов.

пер. Туристов (1А, 3970 м) Снежно-осыпной. В. сторона – пологий снег и обледенение, З. сторона – осыпной склон с тропой по правому краю морены в обход ледника. Седловина широкая, можно поставить палатки. На протяжении практически всего пути с В. стороны есть места для палаток с водой или снегом, на З. стороне чуть хуже с водой, но по хорошей тропе можно быстро дойти до пригодных для ночевки мест.

Фото 55. Подъем на пер. Памяти Друзей. Видны ручьи и горизонтальные площадки. Слева – п. Советов.

День 14. пер. Памяти Друзей (1Б), траверс пика Советов

Выходим в 5:50, погода отличная. Идем по камням, местами прикрытым снегом. Проходим плато с озером (Фото 56), которое остается справа по ходу движения, и по пологому склону выходим на пер. Памяти Друзей (1Б, 3920 м). Путь на перевал от начала подъема занял 1ч 5 мин чистого ходового времени (15 минут от места ночевки). Фотографируемся, оставляем сюрприз для последующих горовосходителей и начинаем восхождение на п. Советов (1Б, 4317 м).

Фото 56. Озеро под седловиной и группа на пер. Памяти Друзей.

Фото 57. Вид с пер. Памяти Друзей на север на ледн. Советов.

Идем сначала по гребню по камням и снегу. Перед началом крутого подъема (20 минут от перевала) надеваем кошки и продолжаем путь в связках чуть правее по ходу движения, недалеко от каменистого гребня. Еще через 25 минут доходим до самого крутого участка (место подхода Ю.В. гребня), обходим его справа между достаточно крутым льдом, покрытым тонким снегом, и трещинами на С.В. склоне (Фото 59). Вероятно, при меньшем количестве снега может потребоваться дополнительная страховка. Дальнейший подъем менее крут и не представляет технической трудности. Идем по хорошему снегу рядом с гребнем, карниз над Ю. склоном обходим справа и выходим на широкую снежную вершину. Весь подъем от пер. Памяти Друзей занял 1ч 45мин чистого ходового времени (от начала подъема с тропы – 2ч 50мин и 650 м набора высоты).

Фото 58. Путь подъема на п. Советов с пер. Памяти Друзей. Пунктиром показан путь по камням за снежным валом.

Фото 59. Проход между трещинами (справа) и крутым льдом под тонким снегом (левее).

Фото 60. Вид назад с подъема на пик Советов. Видны пер. Памяти Друзей, пер. Туристов и соседние вершины.

Спускаемся в связках и кошках по С. гребню, не подходя вплотную к краю. Перед началом жандармов выше разветвления гребней берем левее и спускаемся по фирну, немного траверсируя склон (Фото 61). Кошки отлично держат, но чуть ниже видны следы камней, надо быть внимательными. Спускаемся до площадки в начале С.З. гребня и обедаем (35 минут от вершины). Лед здесь кончается, есть вода и можно даже встать на ночевку. Затем переходим небольшой моренный вал и спускаемся по кулуару с Ю. стороны С.З. гребня (т.е. западный склон пика). Начало спуска размечено туриками. После основного сброса по мелкой осыпи сначала идем по руслу, затем переходим на левый борт и спускаемся по заросшему травой склону между двумя руслами- оврагами. Склон достаточно крутой. Осыпную ступень проходим плотной группой. Вскоре

начинается тропа, по которой выходим на дорогу и, держась немного левее, доходим до еловой рощи у р. Озерная. Весь спуск занял 2ч 35мин.

Фото 61. Путь спуска с п. Советов по С. гребню (слева) и спуск по леднику в З. кулуар (справа).

пер. Памяти Друзей (1Б, 3920 м, пер. Советских Строителей), пройден рад. с Ю. стороны

Снежно-осыпной, С. сторона снежно-ледовая. На Ю. стороне небольшой подъем от мини-плато с озером по осыпи среднего размера. С. сторона явно круче, понадобятся веревки, на подходе ледник. Назван в честь погибшей здесь в 1986 г. группы туристов из Новосибирска.

пик Советов (1Б, 4317 м)

Подъем по В. гребню с пер. Памяти Друзей в связках по хорошему снегу. На С.В. склоне большие трещины, обходить с Ю. вдоль гребня. Предвершинный взлет в месте слияния В. и Ю.В. гребней достаточно крутой, в малоснежный год здесь может понадобиться страховочная веревка, мы же прошли пешком между льдом и трещинами. На спуск по С. гребню сложное место – небольшие жандармы выше слияния С. и С.З. гребней. Нам удалось обойти их по З. склону, но в бесснежный год там крутой лед и придется вешать несколько веревок, лучше в этом случае идти по гребню чуть правее. Спускаться можно как по классическому маршруту через С. и С.З. гребень, так и по кулуару между З. и С.З. гребнями.

День 15. спуск до плотины под Большим Алматинским озером

Высыпаемся, отдыхаем и в десятом часу выходим. Идем по тропе вдоль р. Озерная, за 25 минут доходим до дороги, перешагнув несколько ручьев, и вскоре выходим на основную дорогу, которая шла выше на склоне. Дальше идем вдоль озера, любуясь солнечным пейзажем. Вскоре минуем небольшой подъем и выходим к плотине. Там нас встречает пара погранцов с автоматом и собакой. Показываем им документы и доходим до асфальтовой дороги, идущей наверх в сторону Космостанции. Путь от места ночевки занял 1ч, включая фото на фоне озера и общение с пограничниками. Маршрут закончен.

Фото 62. Группа на фоне Большого Алматинского озера.

Снаряжение

Стартовый вес рюкзака составил 30-32 кг у парней и 24-25 кг у девушек, после оставления заброски рюкзаки стали значительно легче. Список общественного и личного специального снаряжения приведен ниже. Для приготовления пищи использовали горелки, газ был закуплен в Алма-Ате.

Список специального снаряжения:

Кошки

Ледоруб

Логистика и финансы

Регион отличается высокой транспортной доступностью. Доехать из Алматы в горы можно рейсовым автобусом (до Медео). Основные точки входа – Большое Алматинское озеро (дорога до плотины, автобус до Кокшокы) и стадион Медео и Чимбулак. Для заброски в другие долины, скорее всего, потребуется частный транспорт. Мы заказали минивэн у частника по рекомендации знакомых, заброска 11 человек в Mercedes Sprinter по маршруту Аэропорт – Медео с заездом в город обошлась в 20 тыс. тенге (чуть меньше 4 тыс. руб.), столько же стоила выброска БАО – Алматы, причем ехали в дальний конец города. Цены для местных еще ниже.

В Алматы нам потребовалось докупить некоторое снаряжение, что мы сделали в магазине Лимпопо (пр. Сейфуллина 534 и ул. Фурманова 248). Качественное брендовое снаряжение (в основном импортное), цены практически московские. Там же купили газ в маленьких баллонах – большие стоят значительно дороже.

Для прохода на территорию заповедника (это весь район пика Талгар, восточнее р. Лев. Талгар и севернее р. Жангырык и р. Чилик) нужен пропуск, хотя лесников ни мы, ни кто-либо до нас в районе р. Лев. Талгар или р. Жангырык не встречали. При заезде в горы в сторону БАО потребуется также уплатить экологический сбор на посту на шоссе. Кроме того, для прохода в 5-километровую пограничную зону (а, вероятно, и в 25-километровую) надо также получать пропуск (делают ориентировочно месяц, через интернет не делают), но пограничники на маршруте нам также не встречались. Район пика Советов и пер. Туристов – исключение, с 2015 года пропуска туда не нужны. Единственный пограничный пост встретили на плотине под БАО, там мы спокойно прошли, сказав, что спустились с пика Советов.

Для экстренной связи и отправки контрольных сообщений использовали спутниковый телефон системы Thuraya.

Поход обошелся примерно в 10 тыс. руб. на человека без учета билетов на самолет, кафе после похода и закупки снаряжения, из них примерно 5 тыс. руб. – на еду, 700 руб. – на транспорт и 800 руб. – газ.

Снятые записки

Пер. Памяти Друзей (1Б).

Пер. М. Маметовой (1Б) и пер. Попова (1Б).

Пер. МЮД (1Б).

Пер. Туристов (1А).

Пер. Орлиное гнездо (1А), пер. Бутаковский (н/к) и пик Советов (1Б).

Заключение

Успешно пройден поход второй категории сложности. Посещенный район понравился и отлично подходит для походов 2-3 к.с. в силу обилия препятствий соответствующей трудности. Возможны и походы 1 к.с., хотя выбор маршрутов в этом случае немного ограничен, а также, наоборот, более сложные походы. Привлекает высокая транспортная доступность района, позволяющая добраться до гор за пару часов. «Компактность» района приводит к быстрому набору и сбросу высоты при небольшом «горизонтальном» километраже.

В рамках похода удалось пройти большое количество технических препятствий, изучить разные формы рельефа и приобрести приличный высотный опыт для будущих путешествий. Было и большое количество осыпей разного калибра, и ледники – как закрытые, так и открытые – и снежники. Характерной особенностью района является большое количество моренных валов, поиск удобного пути по которым может сильно замедлить путь. Помимо классических для горных походов препятствий, пройдены сложные броды.

В общем, поход удался на славу как со спортивной точки зрения, так и с точки зрения отдыха и красоты пейзажей. Удалось как пообщаться с другими группами, так и посетить места, где компанию нам составляли лишь сурки да орлы. А после похода – восстановить силы особенно вкусной местной кухней.