Автор: Кирилл Спирин, СПб

Западный Кавказ, июль 2016 - часть 1

Готовиться к этому походу мы начали еще в феврале (2016). Запланировали "двойку" (поход 2 категории сложности), но я допускал, что, возможно, придется провести и "единичку", если в группе окажется слишком много людей совсем без опыта. По итогам, мы прошли "двойку", как изначально и планировалось. Заявлялись от Петроградского клуба туристов (с этим клубом я хожу в спортивные походы на протяжении последних 12 лет), там же была набрана и основная часть участников. Поначалу нас было немного, но к лету группа увеличилась до 9 человек. Несмотря на мой весенний отъезд в Непал, потренироваться получилось достаточно плотно: успели поработать и на льду, и на скале, вот только со снегом в этом году почти не сложилось.

Зимой в Монрепо (фото Стаса из архивов группы):

В сестрорецком парке Дубки по весне посетители могли наблюдать нетипичных белок (мобилофото):

Всего провели до похода около 10 тренировок, а часть ребят помимо этого занимались в школе Петроградского Клуба Туристов (ПКТ) и посещали тренировочные выезды Школы. Так что, в целом, технически подготовились неплохо, хотя можно бы и лучше. По крайней мере, вспоминая себя перед своей первой "двойкой", я ознакомился тогда с гораздо меньшим арсеналом технических навыков, не говоря уже про уверенное обладание ими.

Прежде чем приступить непосредственно к описанию, выложу в студию портреты участников.

Аня:

Мастер горлового пения, кашененавистница, агент тайного ордена любителей чечевицы, и вообще ниндзя на все руки

Саша:

Главный пчеловод, на завтрак предпочитает ципрофлоксацин, не нашел точек соприкосновения с терскольским шашлыком

Ира:

Хранитель тайны настоящих хычинов, тонкий ценитель сала, лауреат конкурсов на лучший сухарь и на самый красивый рюкзак

Стас:

Последователь Че Гевары, чемпион по прыжкам в глубину, мастер зарубания на фирновых склонах, главный поставщик мороженого

Наташа:

Лазутчик из турклубов "Вестра" и "Перово", путем тайных ухищрений проникший в нашу мирную группу. Москвичка, "но тоже хорошая". Обладатель золотой статуэтки "Неутомимая пчела"

Сергей:

Просто - огненный человек. С огнем он на ты, практически Данко. Лучшей подушкой считает булыжник, лучшим зажимом - тиблок. В пищу употребляет все, кроме овощей и фруктов. В походе пострадал от томатной пасты

Женя:

Хранитель красных трусов, вышивает узоры на штанах не хуже Кота Матроскина. По ночам нюхает спирт, в свободное от походов время занимается моржеванием и продажей одноразовых градусников. Единственная слабость - орлы

Лиза:

Человек с индивидуальным пропуском в погранзону. В Управлении ФСБ по Карачаево-Черкесской республике состояла на особом контроле. Популярностью пользовалась не только у пограничников, но и у горностаев. На память о Кавказе увезла блокнот с рисунками и помидоры

Ну и, напоследок, Верховный жрец секты ярилопоклонников (фото Лизы):

Всеяден во всех смыслах, ничего святого

Если вас не напугала эта компания, то можно читать дальше.

Последние пара недель перед походом прошли в горячем обсуждении раскладки (походного меню) и в упаковке продуктов. Но вот, наконец, все устаканилось. И мы поехали на Кавказ :) Мы с Наташей вдвоем как буржуины летели самолетом, остальные добирались поездом. Воссоединение группы произошло в Минеральных Водах. Никто не потерялся по дороге, и ничто не потерялось, хотя сам я чудом успел на рейс в Питере и едва не опоздал на стыковочный рейс в Москве. В Минводах порадовали цены на такси: от аэропорта до гостиницы - 102 рубля.

Загрузились с рюкзаками в газель, и водитель по имени Хасан помчал нас по дороге на Учкулан, к турбазе "Глобус". По дороге закинулись хычинами и айраном (правда, хычины, по словам Иры, были "не те", и с тех пор пленительный образ "тех" хычинов волнует мое воображение, ибо на протяжении всего похода ни одни хычины не смогли сравниться с "теми", единственными, заставившими однажды Иру пережить неизгладимые гастрономические ощущения). Стас во время остановки подкупил "чегеваровские" очки и ремень.

Доехали достаточно быстро, разделили заброски, Хасан повез оставшуюся часть продуктов в Узункол, а мы навьючились рюкзаками и двинулись в путь. Около часа прошли без дождя, но потом полилось, и уже с первого дня желтый тент стал, можно сказать, нашим походным флагом. Под тентом коротали время, пережидая особо сильные "приступы" дождя и слушая увлекательные рассказы Саши "из жизни пчел" про медосбор, кормление, размножение, энергосбережение, роение. Пчелиное жизнеустройство с Сашиных слов представлялось таким разумным и логичным, что возникало вполне естественное желание перенять отдельные модели пчелиного поведения, и вот мы прижимались друг к другу под тентом все ближе и теснее, кучковались, перемещались, и роились, роились, роились.

Долина Кичкинекола Уллукельского, по которой мы поднимались в первый день:

Серега со Стасом не взяли штормовые штаны и в первый же день промокли почти до пояса, пробираясь по высокой траве. Вода в ботинках хлюпала почти у всех, кроме разве что Наташи, купившей перед походом какие-то новые чудо-ботинки.

Утро второго дня Аня встретила песней "Утро туманное, утро седое". У меня же в голове вертелись Непал, Леша Ковалев и Кукин с его "А в тайге по утрам туман". По палаткам барабанил дождь, но после завтрака временно прекратился. Начиная со второго походного дня я перешел на кроксы, и некоторые последовали моему примеру, благо что лето на Западном Кавказе всегда достаточно теплое.

Женя с Аней предпринимали попытки колдовать на красных трусах, но это как-то не сильно помогало, ибо в первые дни дождь если и оставлял нас, то ненадолго.

В минуты затишья:

Фотография ниже задумывалась как "радостный прыжок на фоне открывшегося кусочка голубого неба". Попробуйте разглядеть голубое небо, и я порадуюсь, если вам это удастся:

На воторой день пути мы поднялись в так называемый Уллукельский цирк, где находится верхнее озеро Уллукель:

Панорама с охватом пошире:

Берега цветут:

Лед на поверхности озера еще не до конца растаял, но в открывшейся глади уже отражаются склоны окрестных гор, снежно-полосатые, как шкура дикого зверя:

За послеобеденными посиделками неожиданно замечаем большую группу, поднимающуюся на перевал Уллукель Восточный (нам туда предстоит подниматься послезавтра). Издалека не сразу удается распознать темные фигурки людей на снежном склоне. Время уже около 15 часов, что-то они припозднились с подъемом. Гадаем, в чем причина столь позднего выхода (вроде бы, с утра была нормальная погода). Группа заметно растянулась, часть народа уже достигла верхней части склона, часть находится еще в нижней. Тут одна из верхних фигурок начинает медленно сползать вниз. Очевидно, что кто-то срывается. Через какое-то время - еще один срыв. Потом еще и еще, и далее картина повторяется раз семь или восемь: народ подходит к верхнему наиболее крутому участку, и кто-нибудь обязательно срывается, а иногда и сразу по 2-3 человека, причем "самозадержаться" сразу мало у кого получается и большая часть сорвавшихся плавно сползает вниз до середины склона, а потом монотонно начинает карабкаться снова вверх. Снова гадаем, в чем причина: то ли у них нет кошек и веревки для организации перил, то ли они просто так развлекаются. Забегая вперед, отмечу, что нам потом тоже поневоле пришлось поупражняться в самозадержании на этом самом месте и осознать, насколько непросто это сделать в реальных "боевых" условиях. Между тем, за "развлечениями" погода стала заметно портиться: ползущих на перевал накрыло сначала облаками, а потом и грозой. Через 2 дня мы сняли с перевала их записку, а потом через неделю повстречались и с самой группой. Оказалось, что это преимущественно школьники возраста примерно 12-14 лет, а на перевале у них была "снежная тренировка". На другую сторону они спустились благополучно, хотя изрядно промокли и замерзли.

Добралась гроза и до нас. Во время дождя народ разлагался по палаткам. В нашей палатке девчонки умудрялись заниматься йогой. Фоток не привожу по причине их глубоко интимного характера (повышенная эротичность поз и лиц).

Утро третьего дня порадовало нас солнцем. То ли красные трусы помогли, то ли заклинания верховного жреца секты ярилопоклонников.

Как бы то ни было, солнце в этот день явилось нам очень кстати.

Ведь по плану у нас значились первый перевал (Дырявый, 1А, 3260 м) и первая вершина (Уллукель-Баши Главная, 1А, 3350 м). Парни уже готовы к восхождению:

Наташа смотрит на предстоящую вершину:

Дежурные готовят завтрак поплотнее, Стас пребывает в безнадежных мечтах об овсянке:

Как-то до этого мы во всех походах готовили по утрам молочные каши. А тут первый раз довелось поучаствовать в эксперименте с сильным отклонением от этой устоявшейся традиции. Молочные каши на завтрак за все время были от силы раз пять, а в остальные дни завтраки были преимущественно мясные, разбавленные пару раз сублимированным творогом. Не могу сказать, что мне не понравились. Но поборники каш, конечно, тихо поскуливали.

На первый перевал мы идем налегке, поскольку радиально (с возвращением в лагерь в этот же день по пути подъема):

После обильных дождей снег плотно спрессовался и почти не проваливается, идется легко.

Фотографируемся на фоне вершины и перевала:

Слева по ходу от нас остаются еще два красивых замерзших озера, только начинающих оттаивать:

Перед перевальным взлетом начинаем вспоминать, как правильно надеваются кошки :) Заодно решили вспомнить, как надеваются обвязки :) Тренировать память мы продолжали потом на протяжении всего похода, под конец отточив навыки почти до совершенства.

На перевал поднялись достаточно быстро по простому снежному склону, парни по очереди тропили ступени. В пути нас сопровождали бабочки :)

Группа на перевальной седловине с видом в долину реки Трехозерная. Внизу виднеется озеро, у которого нам предстоит ночевать на следующий день:

Это же озеро покрупнее:

На перевале был съеден первый перевальный шоколад и отремонтированы Женины гамаши, после чего мы совсем уже налегке отправились на вершину по скально-осыпному гребню:

Путь с перевала до вершины совсем не сложен и занимает около 20 минут. И вот мы наверху, с видом на озеро Уллукель, на берегу которого остался наш лагерь:

По долине внизу гуляют тени от наползающих облаков, и озеро в эту минуту кажется мне самым красивым из виденных мной на Кавказе :)

С вершины видны также перевалы Уллукель Восточный и Длинная Осыпь, пройти которые нам предстоит завтра:

А это в противоположную сторону:

Поскольку бумагу взять с собой на вершину забыли, то перевальную записку пришлось писать на упаковке от нурофена.

На обратном пути провели снежную тренировку. Выяснилось, что малоснежные питерские зимы приводят к тому, что на тренировках в ПКТ людей учат при закреплении снежных перил засыпать ледоруб снегом с помощью лопаты :) Но у нас, слава Богу, снега хватало, и мы научились закреплять перила без лопаты :)

Заодно опробовали сдергивание веревки с помощью ледорубного креста (катапульты).

Спустившись с перевала, пообедали у верхних озер. Возвращались немного по другому пути для разнообразия. Я всегда замечал, что девушки не любят "сыпуху" (каменные осыпи). В этот день я убедился, что наши девушки не являются исключением :)

"Домашнее" озеро внизу встречает нас всеми оттенками синего. Приглядевшись, можно разглядеть наши палатки слева на фото:

А я мысленно представляю, как красиво бы смотрелось, если переправиться через озеро на льдине. Но подбрасывать эту идею в массы не решился :)

Придя в лагерь, готовим ужин, устраиваем постирушки, пьем чай с тут же сорванным чабрецом. Вечером снова заряжает дождь, но мы-то верим, что завтра будет солнце.

И оно к нам действительно приходит на следующий день:

Обходим озеро слева по ходу, перед перевальным взлетом надеваем "сбрую", а снегоненавистники надевают также пакеты:

"Я подарю тебе этот прекрасный мир, дорогая":

Перед штурмом команда выходит на построение, сверяем направление:

При подъеме стараемся держаться подальше от нависающего снежного карниза и в то же время не приближаться слишком близко к скалам, откуда возможно падение камней.

На заключительном участке снег становится заметно круче и при этом жестче, пробивать глубокие ступени не получается. В какой-то миг Стас, идущий первым, срывается и катится вниз. Сразу зарубиться у него не получается (термин "зарубиться" в данном случае означает: остановить скольжение, врубая ледоруб в снежный склон), поэтому катится он далеко, практически до середины снежного склона, совсем как наши предшественники два дня назад. После этого мы принимаем решение провесить перильную веревку, чтобы основная группа могла уже уверенно подниматься по перилам. Серега отправляется вверх провешивать перила, я его страхую через ледоруб. Уже почти пройдя наиболее крутой участок, Серега также срывается, но ему удается сразу зарубиться, и проезжает он совсем немного, мне даже не пришлось его удерживать на страховке. Со второй попытки он благополучно поднимается на перевал и закрепляет там веревку. Стас тем временем уже поднялся к нам, при падении он разодрал все штаны о жесткий снег, но руки-ноги целы. По веревке мы все по очереди поднимаемся наверх.

Выходим на перевал по выполаживанию:

На перевале, с видом в долину Нахар:

А это вид в обратную сторону, откуда мы пришли:

Тени от наползающих туч крадутся по земле хищными пятнами.

Отдохнув и сняв обвязки с кошками, мы отправляемся к нашему следующему перевалу (Длинная Осыпь, 1А) - с тем, чтобы потом спуститься через него в долину реки Трехозерная к интересующим нас озерам. Путь до перевала Длинная Осыпь занимает около 40 минут. Седловина не явно выражена, да и вообще, похоже, этот перевал ходят не часто: описаний в интернете удалось найти всего два, и записка в туре была двухгодичной давности.

Спуск с перевала Длинная Осыпь на другую сторону вполне оправдывает свое название :)

Спускались медленно и нудно, но в конце концов спустились и вышли к озеру, увидев которое, я подумал, что это самое красивое озеро из виденных мной на Кавказе :)

Лагерь разбили почти у самого берега, на границе снеговой линии.

Спустились как раз к обеденному времени :)

Послеобеденный (он же "послеперевальный") сон:

Пока еще не пошел дождь, разбрелись погулять по окрестностям, кто куда.

Меня все притягивает наше озеро, пытаюсь снять его с разных ракурсов, но так и ухожу неудовлетворенным.

Кавказские рододендроны:

Еще одна панорама.

А это еще одно озеро, расположенное к северу от нашего:

Начавшийся дождь загоняет всех обратно в лагерь.

Снова кучкуемся и снова "роимся". Один лишь Саша продолжает стоять и мокнуть под дождем, как несокрушимый страж, созерцая горные дали и уверяя нас, что ему хорошо, сухо и комфортно. Наверно, так оно и было.

Мужская палатка поставлена живописно:

Утром почти все просыпаются с рассветом.

На смену нежно-розовым краскам приходит золотистый свет:

Соседское озеро:

Постепенно солнце добирается и до нас. Женя достает сюрприз от Сергея Шмелева:

Попытки позапускать змея оказались не слишком удачными, ветра не было. Зато детской радости было хоть отбавляй.

Потом после завтрака был долгий спуск - по траве, по бараньим лбам, заливным лугам и разливам ручьев. Наконец, мы вышли на хорошую тропу в хвойном лесу, которая вкоре привела нас к пастушьему кошу. Навстречу вышел пастух, совершенно умильно обращавшийся со своей собакой. У него мы уточнили направление тропы и двинулись дальше, на одном из привалов наткнувшись на грибную поляну.

Сразу не проверили, но вечером выяснилось, что большинство грибов оказались червивыми, хоть и выглядели крепкими и чистыми. Тем не менее, пожарить картошку с грибами удалось, спасибо Жене.

На подходе к турбазе Глобус нас остановили пограничники для проверки документов. Увидев Серегину прописку, старший сразу проникся к нам доверием: он тоже оказался родом из Костромы. Серега, кстати, в этот день выглядел неважно, было похоже на отравление, только не понятно, чем именно. Даже нарзанные источники на берегу Нахара не смогли его оживить, отошел он лишь к вечеру.

На турбазу Глобус мы пришли к обеду, как и рассчитывали. На эту турбазу мы возлагали большие надежды в плане душа и столовки, но были слегка разочарованы: столовой там вообще не оказалось, домики для проживания выглядели крайне уныло (большинство из нас предпочли спать на улице в палатках), слово "туалет" вызывало у девочек судороги, да и мальчики старались обходить его стороной, душ был один на всех и холодный, баня тоже никакая, но мы все-таки нагрели себе воды и помылись при помощи тазика и ковшика. Однако, в целом, от турбазы остались теплые впечатления, во многом благодаря радушию и гостепреимству хозяйки, Захары, премилой женщины. Из кулинарных воспоминаний самые яркие - приготовленные Захарой хычины (с картошкой и сыром), для транспортировки которых Ане пришлось задействовать тазик:

Вечером были костер, чай, картошка с грибами.

Так закончилось наше первое акклиматизационно-разминочное кольцо, которое лично мне показалось очень красивым. Оставалось пройти еще 4 перевала, но об этом я расскажу в продолжении.