Автор: Евгений Субботский, Израиль

Непал. Перевал Торунг Ла и длиннющий спуск до Муктинатха

Ну вот и настал тот самый сложный день трека вокруг Аннапурны. Хотя и не совсем день - встали мы в пол четвёртого утра, выйти надо в четыре, чтоб успеть забраться на перевал до начала ветра (около 10:00 на таких высотах поднимается страшный ветер). Приготовивишись и позавтракав вышли в темноту и следуя огням фонарей впереди идущих стали набирать высоту. С 4925м до 5416м. ...

Шли очень медленно. Сложно дышать, мысли путаются... За ночь я полностью акклиматизировался и чувствовал себя хорошо. Но вот Марине нездоровилось. Кроме головной боли, она чем то отравилась и все симптомы наложились друг на друга. К тому же у неё замёрзла вода в трубочке гидро-пакета. Поэтому пила из моего, а это не очень удобно (выбирая гидропакет всегда следите, чтоб трубочка была окутана плотной тканью.) По пути был привал около маленькой хижины в которой можно было купить воды и шоколаду. По виду Марины местные, сидевшие там же, поняли, что есть шанс подзаработать и несколько раз предлагали услуги коней. После краткого совещания Марина героически отказалась и настояла, что будет идти пешком. Я сколько мог переложил к себе в рюкзак её вещи и мы двинули дальше. Делая десять шагов и 30 вдохов (не щитал) останавливались на передышку. После двух часов пути поднялось солнце. Я включил фотоаппарат:

И тут откуда-то снизу прибежала коровка. Телёнок. Ласковая. Погладилась, лизнула и мирно продолжила с нами в ногу, пощипывая какую-то горную растительность. Назвали её Диарейка )) :

Через пол часа такого самостоятельного, коровьего похода прискакал её хозяин и бросаясь камнями направил в нужную сторону:

Каждая гора, каждый холмик казались последними и мы поднимаясь на них ожидали увидеть флаги обозначающие сам перевал. Но не видели... Поднимались дальше и... То же.

Всему же есть конец, у любого подъёма должен быть свой перевал ). Поразила быстро выздоровевшая Марина.

Она кричала и смеялась от радости. Все симптомы недуга как рукой сняло. Само место обозначено насыпью со множеством молитвенных флажков и не особо интересно. Вся красотища вокруг. От туда открывался вид на гряду Аннапурна и Гангапурна:

Поднялись ещё 50 метров на близлежащий холмик и обнаружили рядом с ним озерцо:

Пока я фотографировал, Марина купила в домике-чайной стакан горячей воды (говорят, горячая вода благоприятно влияет на организм на таких высотах), этот стакан обошёлся ей в пять или шесть долларов. )) Делать нечего, они ведь тащили сюда балоны с газом (или дрова)...

Вид на сам перевал с соседнего холма:

Похлебав кипяточка и отдохнув мы начали спуск в сторону городка Муктинатх. Сразу хочу скзать, что люди в мире делятся на две категории: те, кто любят подниматься и те, кто любит спускаться. Так вот пройдя весь путь от перевала до Муктинатха вторая группа исчезает и перемётывается на сторону любителей "вверх". Это шести-семи километровая тропа постоянного спуска. Причём перепад высоты около 1700 метров (с 5416м. на 3760м.). Если у вас не болели колени, то здесь заболят. Если вы не стёрли себе ноги, то здесь начнёте чувствовать каждую клетку ваших стоп... )) Ладно, всё не так уж страшно. Но на самом деле это ооочень длинный, нудный и тяжёлый спуск. Помогали палки.

Везут стулья вверх к перевалу (зачем?!) :

По пути, благо, стоят пару домиков местных жителей, в которых они устроили ресторанчики для путников. У них отдыхали, с завораживающими пейзажами. Как научили в Израильской армии - снимать для отдыха ног ботинки при каждой же возможности:

Долго спускались. Долго... А потом вдруг увидели вот такую красочную гору:

А за ней Муктинатх (3760м.):

Очень спокойный и гостеприимный городок. Много гестхаусов, магазинчиков...

Комплекс храмов:

Мы заходили в каждый понравившийся гестхаус, смотрели, выбирали, торговались... Пока не услышали музыку доносившуюся из дверей очередного. Надпись гласила "Bob Marley guesthouse and bar". Музыка полностью соответствовала названию. Долго не думая сняли там отличную комнату. Вид из комнаты на главную улицу Муктинатха:

Искупавшись (там была общая душевая) мы спустились в бар:

Заказали поесть и чай. Принесли отдельное чайное меню. И мы не удивились увидев в ассортименте такой:

(Rasta Tea - чай из листьев конопли. Его и пили. Причём взяли с собой в комнату дополнительный чайник)

К порогам непальских домов часто прибиваются подковы - на счастье:

Вечером разузнали информацию о дальнейшем пути и поняв, что из Муктинатха и далее тропа идёт по дороге с джипами и автобусами, решили не дышать пылью и выхлопами, а как можно скорее добраться обратно до Покхары...