Люди и горы > Денис Урубко >

Автор: Денис Урубко, Польша

Техника Мангусты

После полутора тысяч километров из Воргола команда оказалась на юге Краснодарского края. Точней - в Псебае. Еще точней - в Андрюках, части Псебая. Здесь уже несколько лет в "ЭЦ Горы для всех" обосновались Сергей с Марией. Благодаря их гостеприимству удалось провести интересную зиму с молодежью. И вот предстояло лето.

Маршруты были знакомы, так что в несколько дней успели двойками пролезть линии по Шаханам. Вера с Александром освоились на Первой вершине, Владимир с Назаром "оседлали" Третью.

Второй Шахан мы решили не беспокоить по причине закрытой территории узла связи. Объектов для деятельности хватало и без средних стенок. К тому же, впереди маячила Ахмет-Кая.

Есть такая русская народная присказка... о выборе пути. "Направо пойдешь - коня потеряешь". Так вот и мы едва не потеряли "коня" - машина треснула, крякнула, и ездила криво с шумом. Так что мы привлекали внимание населения Псебая и Анрдюков, гоняя по магазинам и металлобазам. Шагая наперевес с кусками арматуры (я тащил в рюкзаке кувалду) мы слышали рассуждения женщин на лавочках: "альпинисты, Шаханы, лазать приехали".

Да, лазить на Шаханах мы навострились. Альпинистским методом - трэдом, без очистки. Однако, в плане "набудущее" забили по краю стены несколько анкеров. Завесившись, ребята почистили кое-какие линии. Так что мы умудрились позаниматься и скалолазанием. В будущем, если найдется время и Перфоратор, можно будет пробить трассы для лазания с нижней страховкой по шлямбурам.

- У каждого мужчины должен быть перфоратор, - рассуждал Вовка Рязанцев вечером за кружкой чая. - Свой! А не соседский.
- Дрелью по этим известнякам не обойдемся ли? - мой скепсис был вызван желанием сэкономить. - Мягкая порода.
- А если когда-нибудь в гранитный район отправимся?! - был категоричен Владимир. - Нееет! Только Перфоратор! Это брутально.

На следующий день мы покатили в край уже освоенных линий. Когда-то на Ахмет-Кае проводился чемпионат России. На многих линиях были забиты болты для станций... Некоторые места посложней имели болты и промежуточными точками страховки.

Машина хрипела, стонала, но колеса крутила. И довезла до колючей проволоки в верховьях долины Большая Лаба. По буеракам и грязной дороге мы промотали положенный десяток километров и оказались под заветной стеной.
- Полезем рядом, - решил я. - Чтоб было безопасней.

Знакомым маршрутом "Чесночок" френды ложились красиво и прочно. Так что я даже промахнулся в итоге, и забрал гораздо левей. Выход на "крышу" мы с Сашей Назиным делали уже через нависание. Вот где пригодилась вся предсезонная скальная подготовка в стиле Мангусты.

После нависающего куска в пару метров, где я подтянулся на трех френдах, удалось плюнуть на благоразумие. Со словами "держите меня семеро" я сделал несколько перехватов по нависанию. И ввалился в спасительную нишу.

Однако дальше начиналась вертикальная стенка с щипками, на которой следовало деликатно уйти правей. А где взять зацеп для этой деликатности?! - ругнулся я, и слез обратно в нишу. Для левой руки чего-то не хватало. Может мозгов?

Однако (это пресловутое "однако"!) с Юга наваливалась плохая погода. Если в сухом состоянии стена была трудной, но лазучей, то под дождем мне останется лишь плакать в унисон с природой. Надо было вспоминать, как работает по линии Мария Карделл - именно ее технике скалолазания мне удалось подражать последние полгода.

Каждый раз этот позитив помогал "вытащить" семерочные трассы.
- Учиться лазить по скалам надо у женщин! - говорил один мой знакомый тренер по скалолазанию. - Сил у них меньше. Зато пластики и ума... поболее, чем у некоторых знакомых прапорщиков.
Да, плохо быть прапорщиком, пусть и бывшим. Надо как-то уже выходить из привычного образа.

Стиснув зубы, я решился подтянуть левое колено под локоть. Дальше заставил себя придержаться в откидку одним пальцем на безумной мелочи... Пошел накат правой стопой... и! Вах! Я деликатно выпрямился уже в уверенной позиции. Мелькнула мысль: "Черт побери! Тебе сорок четыре года! А ты по-прежнему играешься с огнём".

Несколько следующих шагов по вертикали уже лезлись спокойно. Выдохнул, "включил" транс, и поплыл. Прицелившись в следующую точку через пяток метров, куда предстояло застраховаться. А дальше была трава и деревья по верху Ахмет-Каи.

Владимир с Верой, наоборот, ушли правей на линию "Мурзик". Для начала сезона этого было больше, чем достаточно. Главная задача на техническую часть - почувствовать глубину под трэдом. Дмитрий Осипов с Назаром Исмаиловым до вечера оттачивали технику скалолазания по стенкам Шахана.
- Опять! - в шесть утра взвился из спального мешка Александр. - Новый день, надо бежать, лезть и все такое.

Для начала всех докатил на автовокзал. Перекрестился, что машина не развалилась. Оказался в Лабинске у автослесарей. За эннную сумму транспорт перестал хрипеть и подвывать... А в темноте Дима и я оказались в Терсколе в кругу друзей, кто собирается акклиматизироваться на склоне Эльбруса. Прогноз погоды хороший, машина припаркована у отеля "Теберда Чегет", ребята уже где-то выше Азау. И значит - догонять!