Горы мира > Кавказ > Безенги >

Авторы: Андрей и Лиза Кавеевы,СПб

Перевал Утюг, 3Б

Перевал Утюг (3Б) и все-все-все, (описание прохождения), или чем заняться в горах Безенги с детьми летом,
или
Описание прохождения перевалов Урал (2Б) и Утюг (3Б, рад.) в августе 2017 г.

Введение.

В этом году так сложилось, что после бесконечных нудных присоединений/отсоединений людей мы поехали в горы составом трое взрослых + трое детей (6, 6 и 12 лет). Район был выбран исходя из возможностей подобной группы. С одной стороны, хотелось куда-то подняться, с другой стороны - разместить детей и как-то с ними тоже погулять. В итоге выбрали АУСБ “Безенги” как место, в котором имеется посуточный детский (!) садик, и какая-то приличная инфраструктура. Подробную информацию по альплагерю можно найти на их страничке www.bezengi.ru. Все вопросы решаются удаленно по переписке.

Главная изюминка – удалось подняться на пер. Утюг (3Б), (насколько удалось обнаружить в интернетах, третьими среди горников после первопрохода Пименовыми в 2005 году и Моренко в 2014 году, и первыми радиально по определяющей стороне. Извиняйте, если кого забыли).

Трансфер.

Без проблем организуется силами а/л. Дорога занимает около 4-5 часов. В а/л ехали на Газели (как-никак 6 человек, плюс 4 рюкзака, плюс 8 больших сумок, поскольку много и взрослой снаряги, и детских вещей). Обратно (2 взрослых + 2 ребенка + опять куча вещей, поскольку часть компании выполнила желаемый план и уехала раньше) – на УАЗе с пересадкой на Приору в Нальчике.

Стоимость машины в одну сторону – 5800р. Либо на общем автобусе, если совпадает с кем-то по датам, тогда дешевле. Пропуск в погранзону делается заранее и ожидает готовый в а/л. Для проживающих в а/л пропуск в заповедник не нужен. Для не проживающих – не знаю.

Проживание.

Можно жить в маленьких 4-местных номерах, можно в более современных жилищах, стилизованных под сакли, можно в совсем крутых номерах в музее-гостинице, стилизованной под башню местной архитектуры. Наконец, можно поставить на поляне свои палатки. Что мы и сделали. Место достаточно продуваемое, нужны противоветровые оттяжки.

Плюсы проживания в палатках – дешевле, приватнее (если ставиться на краю поляны). Минусы – иногда шляются коровы и овцы. Шум горной реки (минус - для любящих тишину, плюс - для любящих шум горной реки, заглушающий звуки других групп). Отсутствие кровати для тех, кому она нужна. Один раз за месяц нашего пребывания включили дизель-генератор (домик рядом с основным корпусом). Находиться на территории а/л в это время было практически невозможно (хотя наши палатки стояли от него дальше остальных), мы на несколько часов сбежали есть малину, благо она в тот момент уже поспела.

Общие душевые (две), туалеты (три), умывальники, столовая (если кто-то хочет туда ходить, можно записаться и ходить). Вода питьевая из всех кранов, течет прямо с ледника по проведенной трубе. Магазин продуктовый с вполне вменяемым ассортиментом (практически все, что нужно для раскладки, кроме сублимированного мяса, дополнительно к этому - даже фрукты и арбузы). Можно заказать вареное замороженное мясо с собой на маршрут (тому, кто не взял сублимат). Хватает на пару дней(если погода не очень жаркая), потом начинает портиться. Кафе “Тёплый” угол (манты, шурпо, местное пиво и т.д.), где мы питались один раз в сутки (остальное докупали в магазине, а также привезли в качестве раскладки). И еще второе, маленькое кафе с осетинской едой. Сауна (качество не знаю, не пользовались, но топилась она регулярно). Возможность сдавать бельё в стирку. Сотовая связь, розетки для подзарядки телефонов прямо в кафе. Вещи и палатки мы, как и все, оставляли, в том числе на несколько дней. О случаях прямого воровства не слышали.

Пара магазинов с ассортиментом снаряжения (карабины, кошки, ледорубы, одежда). Пункт проката – могут за 100р наполнить пустые газовые баллоны (чем мы и воспользовались, изведя примерно 8 штук (резьбовой, 450г) за месяц). Что-либо еще взять в прокат проблематично, так как в сезон приоритетом пользуются приезжающие на смены, и после них мало что остаётся. Мы, например, хотели взять палатку 2-ку, и удлинённую веревку 60 м. Ни то, ни другое не дали.

Есть медпункт и небольшая аптека. Ценности (деньги, документы, ключи) можно бесплатно сдать в сейф. Есть камера хранения больших вещей при прокате, но мы не пользовались.

И главное – детский садик с доброй воспитательницей Ирой. Можно оставить ребенка на полдня, день или посуточно (стоимость 200, 400, 800 рублей). Садику отдельное спасибо, так как если бы не он, ни на один взрослый маршрут мы бы не вышли.

Контингент.

Состоит как из более/менее новичков, приезжающих на смены (большинство), так и из матёрых, опытных альпинистов (меньшинство). Небольшое количество людей с детьми. Довольно много народа, приезжающего просто погулять по тропинкам и “посмотреть на горы”. Преимущественно последняя категория, к сожалению, любит оставлять мусор, не особо чистоплотна в местах общего пользования и т.д. Тем не менее в целом за ними убирают, и следов их пребывания не много.

Также приезжали на учения военные, и тоже размещались в а/л.

Обеспечение выходов на маршруты.

Страховку на время выхода на маршрут можно оформить непосредственно у директора а/л Анаева Алия Хусеевича. Спасать будут в любом случае, но со страховкой потом будет проще. Есть собственный КСП во главе с Саратовым Юрием Сергеевичем. Невзирая на то, что приезжали вне смен, мы перед выходами регистрировались. На 3Б брали с собой рацию, бесплатно. Погода во время нашего пребывания была аномально жаркой по словам того же Юрия Сергеевича, что, впрочем, и без его слов ощущалось. Результат – повышенная камнеопасность маршрутов. Перед выходом на Утюг он нас открыто и добро предупредил: “убьёт!”.

Доступность маршрутов.

Можно дойти до Джанги-коша и ходить по району севернее. Непосредственно к Безенгийской стене нельзя даже приближаться (проходит граница с Грузией), как нам разъяснили пограничники, показав подробную карту с нанесенными разрешёнными (черным цветом) и запрещенными (красным цветом) маршрутами. Район ледника Кундюм-Мижирги полностью доступен.

Погранпост находится ниже альплагеря, на тропе на ледник Уллу-Чиран. Отмечают приход/уход. Обойти его, вероятно, можно по верхней тропе на Миссес-кош и далее на ледник, но непонятно зачем. Разрешения достаточно просто оформлять. Кроме того, пограничники периодически ходят по леднику от заставы до самой Безенгийской стены и тоже проверяют документы.

Несчастные случаи.

Их довольно много. Поскольку и народу тоже много. Незадолго до нашего приезда, по рассказам, кто-то, обманув пограничников, полез на Безенгийскую стену и сорвался. Результат – усиление погранконтроля. При нас был один н/с у военных с эвакуацией вертолётом, еще одно, по слухам, попадание камнем на п. Селлы (с трагическим исходом), еще одна эвакуация вертолётом девушки с двойным переломом ноги из Тёплого угла. Снятие с маршрута пожилой пары и тоже эвакуация вертолётом. Наконец двое-трое человек с травмами голеностопа замечены непосредственно в лагере. Это только то, что мы слышали/видели за месяц.

Что удалось сделать при таком раскладе и составе (график).

Исходя из имеющихся возможностей и ограничений, был реализован приведенный ниже план. Приводим целиком, возможно, он будет полезен таким же, как мы, планирующим вывезти в горы и себя, и детей, и что-то там при этом сходить.

Примечания:
1. Прохождение перевалов Урал и Утюг делали связкой-двойкой.
2. В Тёплый угол сходили с ребенком 12 лет и одним из детей 6 лет.
3. Все скалолазные мероприятия, кроме мультипитча, проводили совместно с детьми, давая им возможность как-то полазать (в пределе до 5с-6а).
4. Выход к Крумкольским ночёвкам делали с ребёнком 12 лет и ребёнком 6 лет.
5. Снятие заброски с лед. Сев. Уллуауз делали с ребёнком 12 лет.
6. Высоты указаны согласно картам и данным из интернета. Наш альтиметр показывал все высоты на 100-150 метров ниже. В частности, высота перевала Урал нами измерена как 3800, плеча перевала Утюг - 3900, собственно перевала Утюг – 4200.
7. На ключевых местах троп стоят стационарные указатели с указанием времени хождения до следующего пункта. Время указано весьма грамотно, с расчетом для человека с тяжелым рюкзаком и медленно идущего, а не для непонятно куда бегущего налегке “лося”, при этом совпадение реального и указанного времени у нас было с весьма хорошей точностью. В некоторых случаях указано время движения не только вверх, но и вниз, опять-таки достаточно точно, с учётом большей скорости на спуск, чем на подъём. Ниже полезная табличка, составленная как на основе указателей, так и личного опыта.

Соответственно, вниз существенно быстрее. Например, от Шлемов до а/л мы дошли всего за 1 час.

Теперь для взрослых.

Перевал Урал (2Б, 3906), описание прохождения.

Соединяет лед. Малый. Укю с лед. Сев. Уллуауз. Был выбран в качестве акклиматизационно-тренировочного перед последующим подъёмом на пер. Утюг.

Фото 001 – Взлет пер. Урал (2Б) со стороны ледника Малый Укю

От а/л Безенги до ночевок Тёплый угол примерно 4 часа ГХВ (30 мин+10мин) по тропе с указателями. Далее от ночёвок до перевального взлёта примерно 1 час по морене и моренному чехлу лед. Малый Укю. Перевальный взлёт (фото 001) – фирновый лавинный конус примерно 50 метров, затем примерно 350 метров ледового склона крутизной 40 – 45 градусов, и 50 метров фирнового склона в верхней части взлёта, крутизной 30-40 градусов. В 2017 году камнеопасными были как левая, так и правая стороны взлёта. Движение целесообразно по центральной части, которая, тем не менее в первой трети простреливается камнями с правого по ходу борта. Движение было начато в 4.30 утра. В 6-30 одели кошки и начали двигаться по перевальному взлету. В 10-30 были на седловине, до момента выхода солнца на правый по ходу борт. Тем не менее даже в этой ситуации с правого борта слетело 3-4 небольших камня.

После лавинного конуса первые 2х50 метров ледового склона - движение в связке через промежуточный бур. Разрывы в средней части взлёта обходятся справа по ходу и сразу же возвращаемся на центральную часть склона. Далее еще 3х50 метров перил по льду (страховка на бурах), затем 3х50 метров перил по льду с фирном (страховка на бурах и ледорубах).

Седловина – средних размеров мульда с местами под несколько палаток. Небольшое озерцо талой воды. Наш альтиметр показал 3800 метров. Сняли записку Провоторова М. В. и Аверкиева С. А. (клуб Планета, город неизвестен).

Фото 002 – начало спуска с пер. Урал в сторону лед. С. Уллуауз

Фото 003 – нижняя часть спуска с пер. Урал

Спуск (фото 002) – узкий осыпной кулуар с чрезвычайно подвижной осыпью. Протяженность около 200 метров. Далее переход через скально-осыпной гребешок под стену пика Архимед, и менее подвижная осыпь на полке (фото 003) протяженностью еще около 300 метров. Имеется два опасных участка над скальными сбросами (примерно по 50 метров протяженностью, первый - в верхней части кулуара, второй – в нижней части осыпи), целесообразна страховка веревкой как минимум на первом участке (фото 004).

Фото 004 – участок веревочной страховки на спуске с пер. Урал

В случае тяжелых рюкзаков возможно неконтролируемое скольжение в случае срыва в верхней части кулуара, поэтому страховка веревкой над сбросами обязательна. После прохождения верхней части кулуара более безопасно двигаться ближе к стене пика Архимед (однако, не исключено падение камней). Избегать глиссирования. Медленный спуск с тяжелыми рюкзаками занял 2 часа ГХВ. Фото 005 – вид спуска с пер. Урал полностью.

Фото 005 – вид спуска с пер. Урал полностью

Ближайшие выровненные площадки под палатки находятся на моренном гребне над крутой частью ледника С. Уллуауз (переход от верхней к нижней части ледника, фото 003 – примерно с места этих стоянок). Следующие стоянки – в паре сотен метро за углом – в сторону спуска. Их минус – дольше ходить за водой на ледник. Мы же, не зная о площадках, ночевали прямо на леднике. Там же на леднике оставили снаряжение для последующего подъёма на пер. Утюг.

Спуск в сторону стоянок Под шлемом – крупная морена. Ближайшая вода в ручье через 1 час спуска. Целесообразно как можно раньше перейти на правый по ходу склон и искать козьи тропы, а не прыгать по крупноблочной осыпи (невзирая на стоящие там старые турики). В этом случае спуск до мостика через речку внизу составит 2 часа ГХВ. Здесь можно поставить 1-2 палатки, до ночевок собственно под шлемом, с переходом речки по мостику, идти смысла нет, если группа небольшая, и планируется спуск в а/л.

Фото 006 – направление спуска к ночевкам Под шлемом

Не имея толкового описания спуска к стоянкам Под шлемом, делали разведку. Спуск непосредственно вдоль языка ледника с правой по ходу части приводит к скальным сбросам высотой до 50 м (возможен дюльфер, но не желателен). Спуск по левой по ходу стороне также возможен, но трудоемок – протяженная осыпь, выходы льда (ходя некоторые альпинисты там ходят). Правильный спуск идет по морене правее характерной вершины большой скалы (фото 006, 007) и затем по козьим тропам.

Фото 007 – начало спуска к ночевкам Под шлемом

Вывод: пер. Урал является логичным и удобным перевалом для акклиматизации и освежения технических навыков прохождения снежно-ледовых и скально-осыпных ЛП. Однако спусковой кулуар на лед. Сев. Уллуауз – весьма неприятный и небезопасный для группы с тяжёлыми рюкзаками. В жаркий сезон перевальный взлёт со стороны лед. Малый Укю становится камнеопасным, несмотря на то, что он выглядит достаточно широким и открытым.

Перевал Утюг (3Б, 4380), описание прохождения.

Соединяет лед. Сев. Уллуауз и лед. Кундюм-Мижирги. Был выбран как более техничная, редко посещаемая и ближе расположенная (с учетом веса рюкзаков и возможности заброски снаряжения) альтернатива Крумкольскому провалу в качестве категорированной 3Б как основной цели мероприятия.

Фото 008 – вид на подъём в цирк ледника С. Уллуауз с ночевок Под шлемом

От а/л Безенги до мостика через речку не доходя 5-10 минут до ночевок Под шлемом 2 часа ГХВ. Переходить мостик смысла нет, т.к. далее нужно подниматься по левому по ходу берегу речки, стекающей с лед. Сев. Уллуауз. Подъём в цирк ледника (фото 008) идет сначала по травянистому склону (есть козья тропа), затем по гребню старой морены, затем по левому по ходу склону (всё еще есть козья тропа, всего 1.5-2 часа ГХВ) и наконец последние 20-30 минут по крупной морене с выходом направо на площадки под палатки. После этого переваливаем через моренный гребень (в 200 метрах есть вторые площадки под 1-2 палатки) и спускаемся на ледник. По леднику 20 минут под начало подъёма на перевал.

Фото 009 – Пер. Утюг (3Б) со стороны ледника С. Уллуауз

Фото 010 - Вид на верхнюю часть фирнового конуса и ледовый склон выше

Путь подъёма (фото 009, 010, подробно описан также у Пименова для более снежного сезона) представляет собой фирновый лавинный конус примерно 150 метров 15-30 градусов (участок 0-1, движение пешком), ледовый склон до 40 градусов 50 метров (участок 1-2, в связке через промежуточный бур), затем кулуар протяженностью около 500 метров (участок 2-3), из которых 200 метров фирнового конуса до 40-45 градусов в верхней части (в связке, пешком, фото 011 – Пер. Утюг (3Б) из спускового кулуара пер. Урал).

Фото 011 Пер. Утюг (3Б) из спускового кулуара пер. Урал

Затем 6х50 метров перил по льду или неглубокому фирну 40-45 градусов (страховка преимущественно через буры, в паре мест хотелось иметь фирновый якорь вместо ледоруба).

Фото 012 – на участке 2-3.Вид на нижний скальный бастион в. Уллуауз

Фото 013 – в верхней части участка 2-3

На фото 012, 013 – характер подъёма на участке 2-3. Три ледовых разрыва шириной порядка 1-3 метра (проходятся по фирновым мостам либо перелезаются ведущим с ледовыми инструментами, раздельной транспортировки рюкзаков не требуется). Далее протяженная косая фирновая полка (участок 3-4) шириной метров 50-70, 15-30 градусов (фото 014, 015).

Фото 014 – вид на участок 3-4 из горловины кулуара 2-3

Фото 015 – вид на участок 3-6 с седловины пер. Урал

3-4 трещины проходятся по очевидным мостам или перешагиваются. Протяженность полки – 300-400 метров, движение в связке, одновременное. Далее переход через бергшрунд (примерно 2-3 метра, по мосту) и взлет (участок 4-5, фото 016), крутизна склона до 40 градусов, первые 20 - 30 метров фирн, последние 10 метров – лёд, вешаем 1 веревку перил. Оказываемся на промежуточной седловинке, на плече. Высота 4095. Здесь устраиваем ночёвку.

Фото 016 – вид на участок 4-5 с участка 3-4

Фото 017 – участок 5-6

Дальнейшее движение (участок 5-6, фото 017) – 50 метров ледового склона 15-30 градусов, затем 100 метров в связке через промежуточный бур (лёд 25-45 градусов) до скального пояса (несколько метров разрушенных скальных выходов, покрытых натечным льдом, фото 018 – вид на место ночёвки с верхней части участка 5-6, видна палатка).

Фото 018 – вид на место ночёвки с верхней части участка 5-6

Далее 4.5х50 метров перил по льду крутизной 50-60 градусов с выходом на фирново-ледовую полку шириной до 5 метров (участок 6-7). По правую руку – описанная у Пименовых мульдочка (фото 019), подъём из которой на перевальную седловину действительно требует 1.5-2 верёвки перил по ледово-фирновому склону крутизной до 55-60 градусов в верхней части. Однако в нашем случае целесообразнее было подняться по полке в обход мульды и выйти прямо на седловину. Протяженность подъема примерно 120 метров, 30-45 градусов ледово-фирнового склона, движение в связке через промежуточный бур. 3-4 хорошо читаемых разрыва, присыпаны фирном.

Фото 019 участок 6-7. Очевидный путь обхода мульды слева

Седловина – широкая, со скальным гребешком, есть место для нескольких палаток, озерцо талой воды. С перевала отличный вид на а/л (фото 020), Коштан-тау, Крумкольский провал (фото 021) и верхнюю часть 2-й ступени ледопада Кундюм – Мижирги, пер. Памяти (фото 022). В хорошую погоду виден Эльбрус (фото 023). Тур не обнаружили, только ржавую консервную банку из-под сайры, сложили свой на скалах у средней части мульды.

Фото 020 – вид на а/л с седловины перевала Утюг

Фото 021 – вид на Крумкольский провал и верхнюю часть 2-й ступени ледопада Кундюм – Мижирги с пер. Утюг. Виден след свежего ледового обвала на пути к жандарму Медведь

Фото 022 – вид на пер. Памяти с пер. Утюг

Фото 023 – вид на Эльбрус с пер. Утюг

Фото 024 - вид на ночёвки 3900 с седловины 4095

Простой спуск ногами на ночевки 3900 (фото 024 – вид на них с места нашей ночёвки) в наши планы не входил, т.к. дальнейший путь мог потребовать дополнительного времени (в садике ждали дети, прохождение неразведанных 2-й и 1-й ступеней ледопада Кундюм-Мижирги двойкой на спуск не планировалось, продукты не брались). Поэтому мы вернулись по пути подъёма сначала на седловинку на плече (где повторно заночевали), затем на следующий день - сначала спуск на лед. С. Уллуауз, затем в тот же день до а/л. Спуск до седловинки – 120 метров в связке в 3 такта, далее 4х50 метров веревки на буре-сбрасывателе, далее 50 метров спуска в связке попеременно, через скальный пояс и натечный лёд. Далее 100 метров в связке одновременно, через промежуточный бур, до палатки. На следующий день – 1 верёвка с седловинки через бергшрунд на фирновую полку (на буре-сбрасывателе), затем одновременное движение в связке по фирновой полке (300-400 метров, пройдено за 10-15 минут) до начала фирново-ледового кулуара. 5х50 метров веревок на буре-сбрасывателе, через разрывы (в паре мест крепление на ненадежных ледовых линзах в фирне, не забывать про жесткое закрепление нижнего конца спусковой веревки), 1х50 метров в связке попеременно через ажурный мост, далее по фирновому конусу одновременное движение в связке в три такта, далее 100 метров попеременно в связке по льду, и спуск ногами по нижнему фирновому конусу.

Примерно 3 часа отдыхали, обедали, затем по уже известному пути спуска вернулись в а/л примерно за 3-4 часа ГХВ.

По поводу безопасности перевала и тактики его прохождения. Помнили предупреждение, полученное в КСП, а также многое видели своими глазами. Как уже говорилось, лето в Безенгах (по крайней мере до середины августа) было аномально жарким. Безопасным временем прохождения камнеопасных участков мы сочли промежуток с 4 до 9 (в крайнем случае до 10) утра. Поэтому подъемы у нас были в 1.30 или 2.00 ночи, выходы на маршрут в 4.00 – 4.30 утра (начинало светать примерно в 5.00). Вся техническая работа в первый день (подъём на плечо) завершилась к 9.00. На второй день (радиальный выход на седловину и обратно) – к 9.30 утра. Третий день - к 8.30 утра. Во всех случаях работали, не преувеличивая, наперегонки с солнцем. Те фотографии, которые приведены в отчетах Пименова и Моренко, во многом не соответствуют сезону 2017 года:

Фото 025 – вид с участка 2-3 на нижний скальный бастион в. Уллуауз

1. Весь нижний скальный бастион вершины Уллуауз над кулуаром и косой полкой 3-4 являлся камнеопасным (фото 025). Бастион начинал освещаться солнцем после 10 утра, однако наибольшая камнеопасность была в вечернее время, под прямыми лучами. В день нашего подъема на полке лежали отдельные камни, в день спуска лежащих камней было уже существенно больше, появилось несколько желобов от крупных камнепадов и небольших ледовых обвалов с бастиона. Эти камнепады мы наблюдали с ночевки на плече.

Фото 026 – ночёвки на седловинке 4095

2. Ночёвки на плече (фото 026) также были опасными. Весь участок 5-6 был камнеопасным после 9.00, освещаясь прямыми лучами солнца. Сравните фото 017 с приведенными у Пименовых и у Моренко фотографиями (фото 027, 028).

Фото 027 – из отчета Пименовых, участок 5-6

Фото 028 – из отчета Моренко, участок 5-6

Камни падали как с пояса посередине участка, так и с верхних скальных выходов. Иногда по несколько десятков штук сразу. Если первые тормозились и не летели дальше начала участка 5-6, то вторые разгонялись и перелетали низ седловинки, падая либо в озерцо, либо улетая дальше вниз с характерным пропеллерным звуком. При попадании крупных камней в озерцо палатку забрызгивало. Мы поставили палатку выше нижней части седловинки, вырубив и выложив камнями площадочку на противоположной от участка 5-6 стороне (фото 29).

Фото 029 – установка палатки на седловине 4095

Не сказать, что и там было ощущение безопасности, так как побаивались камней со скальных выходов выше. Но оттуда камней, лежащих внизу, практически не было, расстояния для разгона тоже не было, характер скальных выходов несколько другой, да и у нас не было других вариантов. Был также сильный порывистый ветер, что обошлось в одну улетевшую пуховку. Вообще, эти ночёвки были психологически достаточно тяжёлыми.

3. В итоге спокойной технической работы на склоне, о которой всё время мечтаешь, и в этот раз не сложилось. Работать старались максимально быстро. Потом целый день сидели в палатке и жарились на солнце, т.к. палатка от солнца не спасала. Отбой был примерно в 18.30.

4. При наличии еще нескольких часов (которых у нас, увы, не было) можно с седловины сходить радиально по крайней мере на первую вершину Уллуауза, которая совсем рядом (путь - снежник плюс разрушенный гребень), и может быть и дальше, кусок маршрута Балдина к высшей точке Уллуауза (хотя мы не изучали описание жандармов и количество необходимой работы, возможно, понадобится день).

5. Крупные обвалы льда произошли за три дня в нижней части ледопада, в стороне от пути подъёма/спуска. Ледопад над верхней частью участка 3-4 – в данном сезоне заглаженный и спокойный.

6. Путь подъёма по правому ледовому склону, описанный Моренко, в настоящее время предельно камнеопасен (отмечено на фото 009) и не годится для подъёма. Имеет право на существование путь подъёма по ледовому ребру левее. Но как всегда с оговорками. Нижняя часть пути, в отличие от июля 2014 года, также чрезвычайно камнеопасна (отмечено на фото 009), поскольку всё растаяло. Если удастся проскочить эту часть ночью (либо проходить в другой, более снежный сезон), то дальнейшая техническая работа на ребре (на правой по ходу его части) может быть уже достаточно спокойной и интересной для любителей снежно-ледовых маршрутов, т.к. почти не грозит камнепадами с нижнего бастиона в. Уллуауз (хотя в случае мощного камнепада кое-что и туда долетает тоже). Возможные ледовые обвалы пойдут по краям ребра. Крутизна ребра – примерно 45-50 градусов (фото 030), возможно с отдельным участком примерно 60 градусов в верхней части. После прохождения ребра проходится широкое выполаживание (крутизной до 30-45 градусов), и поднимающиеся окажутся в верхней части участка 3-4. Есть незначительный риск получить камнем, прилетевшим с участка 5-6, если работать днём.

Фото 030 – альтернативный путь подъёма, в обход участков 0-4

7. Спуск на север по кулуарам непосредственно как с плеча, так и с самого перевала запрещен, т.к. камнепады там грандиозны, камни иногда текут рекой.

8. Со склонов, освещаемых солнцем вечером, камнепады продолжались и ночью. Так что выходить раньше 4 утра тоже особо не хотелось.

9. Перевал Укю Верхний(3А*, фото 031) несколько раз радовал грандиозными камнепадами. Не ходите перевал Укю Верхний (3А*)! Ну, разве что только ночью.

Фото 031 – пер. Укю Верхний

10. У нас была одна отсидка под перевалом из-за грозы с дождём накануне вечером. Мы считали, что раз дождь залил маршрут, то ночью прихватит морозец и камней полетит еще больше. Однако на следующий день мы разницы не заметили, как не заметили и морозца ночью. Потом сидели целый день в хорошую погоду, жарились на солнцепёке. Но нет худа без добра, лишний раз наблюдали за перевалом и копили силы. Несколько напрягало, что если не вернемся к сроку, то нас вроде как должны начать искать, а заявили мы всего 7 суток. Когда вечером этого дня прошла ещё одна гроза с дождём, существенно сильнее и позднее, а ночью еще прошел дождик, мы плюнули и пошли на перевал.

11. Подходы под перевал проходили относительно налегке, т.к. снаряжение под перевалом оставляли накануне, после спуска с пер. Урал. Спускались в а/л, опять-таки, оставив снаряжение на леднике и сходив за ним потом отдельной ходкой. Решили, что лучше лишний километр сброса/набора с более легким рюкзаком, чем без такового, но с рюкзаком перегруженным – здоровее будут колени. Вообще, считаем, что хождение в двойке (тем более в составе м+ж) гораздо более безопасно с предварительными забросками снаряжения там, где это возможно. К сожалению, при прохождении собственно пер. Урал вес рюкзаков был слишком велик для того, чтобы быть безопасным на подвижных осыпях или в случае технической работы ведущего на крутом или ажурном льду.

И для детей.

1. Можно сходить на Баран-кош и обратно за день, хотя это довольно уныло. Мы туда сводили даже одного ребёнка 6 лет. Если идти на Джанги-кош, уже желательно идти на 2-3 дня.

2. Можно сходить на Поповские ночёвки с ребенком почти любого возраста. Вопрос, сколько времени это займёт. Мы ходили туда с детьми 6 и 12 лет. Если очень аккуратно, то можно дойти и до Крумкольских ночёвок, обойдя часть моренной гряды под 1-й ступенью ледопада по леднику, а затем очень-очень аккуратно пройти в обход 1-й ступени (фото 032, 033, 034, взрослый человек проходит налегке от ночевок до верха 1-й ступени за 45 минут наверх, 30 минут вниз). Но это уже относительно опасно и требует большого внимания от взрослых, а также наличия у этих взрослых избыточного опыта уверенного хождения по снегу, льду и моренам, чтобы, помимо оценки пути, сосредоточить внимание в первую очередь на детях, а во вторую – на себе, любимом. Но допустимо, т.к. те ледовые трещины, в которые можно сорваться, всё-таки можно обойти с ребенком (при необходимости, держа его за руку) на расстоянии, и, пожалуй, нет мест, где приходится балансировать на грани потери равновесия. Наиболее нудно движение с детьми по моренам – достаточно безопасно, если обходить крупные камни, а не прыгать по ним, но очень медленно. Поэтому, лучше это минимизировать. Весь походик занял у нас три ненапряжных дня.

Фото 032 – с детьми обходим 1-ю ступень ледопада Кундюм-Мижирги

Фото 033 – 1-я ступень ледопада Кундюм-Мижирги

Фото 034 – разрывы 1-й ступени ледопада Кундюм-Мижирги. Обходятся по осыпи

3. Можно сходить на Миссес-кош, но тропа туда была заросшей и терялась, ходят туда редко.

4. Можно сходить в Тёплый угол, но это достаточно долго и уныло. Мы ходили туда с ребёнком 12 лет, и ребёнком 6 лет, чем изрядно удивили поднимающихся.

5. Можно сходить на 1-е или 2-е Футбольное поле. На 2-е сложнее, т.к. надо дойти до Поповских ночевок, затем перейти ледник (в месте перехода стоит указатель, фото 035).

Фото 035 – указатель в направлении ночёвок под п. Брно

6. Можно поучить детей скалолазанию, боулдерингу, и, при обоюдном желании, работе с верёвками.

7. Можно сводить детей на водопад выше а/л (40 минут ходу) или ниже а/л. В последнем можно искупаться (фото 036)

Фото 036 – водопад ниже а/л

8. Любителям прогулок по лесу можно сходить в окрестный лесок, растущий на склоне пика Брно. Некоторые туда ходят собирать грибы и лекарственные травы. Сами мы там не были, насколько там густой подлесок – не видели.

9. Совсем маленьких можно сводить по экологической тропе, начинающейся у нижнего моста. Протяженность - 1.5 км, сделана дорожка, поставлены постеры с описанием местной заповедной флоры и фауны (фото 037). Есть обзорная вышка, открывается вид на ледник Уллу-чиран. Чтобы пройти последние 300 метров тропы, внезапно нужен пропуск в погранзону.

Фото 037 – на экологической тропе

10. Животный мир – горные козлы в изобилии на всех верхних стоянках (аккуратно с водой из ручьев, лучше кипятить). Наглые. Но детям интересно. Видели ласку.

11. Ну, и прежде, чем куда-то тащить детей, взрослому неплохо сначала акклиматизироваться самому. Вообще, очень хорошо чувствуется разница между горным туризмом и альпинизмом. Привычки горника протестуют против регулярных километровых наборов и сбросов высот. Зато потом, понимая, что от них не отвертеться, начинаешь всеми возможными способами облегчать вес рюкзака, и относительно налегке бегаешь большие перепады вверх-вниз с хорошей акклиматизацией.

Выводы.

1. Кольцо пер. Утюг - пер. Крумкольский провал – пер. Селлы действительно выглядит весьма логично. При этом не надо проходить с грузом 1-ю и 2-ю ступень ледопада Кундюм-Мижирги. Можно еще включить пер. Урал. Можно относительно часто хоженый Крумкольский провал заменить на пер. Памяти. Ежели бы делать в этих краях горную 6-ку, то, например, такую как у Моренко. Если бы да кабы…

Прохождение пер. Утюг мы не связали в одно кольцо с пер. Урал по очевидной причине – внизу ждали дети, и на более протяженный срок, чем 6 дней, мы их оставлять не сочли правильным. Ну, а так, да, “3Б можно ходить и вдвоем” ((с)А. Джулий про Крумкольский провал, 2002), в том числе м+ж, никакого открытия Америки в этом нет, альпинисты, вот, в двойках непрерывно ходят.

2. Если вы имеете навыки скалолазания, то район а/л Безенги позволит провести несколько дней за этим увлекательным занятием. Имеется несколько десятков трасс от 5-к до 7-к, а также два скалолазных мультипитча, (“Запах ветра” (6b, 250 м, фото 038, 039, 040) и “Времена года” (6с, 150 м)).

Фото 038 – мультипитч “Запах ветра” (6b, 250 м).

Фото 039 – ключ маршрута – бастион с участком 6b в верхней части (внутренний угол по центру).

Фото 040 – вид на а/л с вершины бастиона

А также несколько несложных альпинистских мультипитчей. К сожалению, в КСП о скалолазных маршрутах почти нет информации (была только о мультипитчах), а гайды в магазине отсутствовали. Пришлось клянчить гайд у посторонних людей. Мультипитч (“Запах ветра”, 2 x н/к, 2 x 5c, 5 x 6a, 1 x 6b) в двойке мы прошли за 6.5 часов (чуть менее 4 часов на подъем и около 2.5 часов на спуск) в плохую погоду (спускались дюльфером, т.к. по слухам, спусковая тропа - плохая). На спуск нужна веревка 60 м, нам пришлось удлинять нашу 50-ку куском. Вообще, некоторые трассы длиннее, чем указаны в гайде (например, на Ракете есть трассы высотой 30 метров, против указанных 25), так что веревки 50 м может не хватить.

3. Если вы приехали в Безенги с детьми, то имеете возможность сделать с ними несколько прогулок или коротких пеших походов по тропам и ледникам. Однако всё зависит от возраста детей и их интереса к походной жизни. Длительное хождение по тропам, моренам и ледникам с ребёнком – занятие для сильных духом и в чём-то сложнее, чем взрослые горные маршруты. Честное слово (фото 041).

Фото 041 – Инга

4. То, что мы сами наблюдали, связанное с погодой. Надо учитывать переменчивость погоды в районе. А также общее ухудшение погоды во второй половине августа. В первую половину дня на небе может быть ни облачка, а после обеда облака садятся так, что а/л может быть полностью в тумане, с дождём или без. Однако при этом в горах эта облачность лежит ниже маршрутов, и если верховой облачности нет, то всё хорошо, можно любоваться красивым течением облаков под тобой. Грозы часты, но как правило кратковременны. Во второй половине августа похолодало, однажды в горах даже высыпал снег и сошли отдельные маленькие лавинки (на уровне около 3700-4000 м – снег, ниже - дождь). Вообще, нам показалось логичным первую половину дня проводить в а/л, собираться, а выходить после обеда, чтобы спокойно, с тяжелыми рюкзаками не по жаре (пусть даже в тумане) подходить на первые ночевки в зеленке к вечеру, а на следующий день уже набирать высоту, нежели в первый же день делать километровый набор высоты.

5. Мечты о красивых снежно-ледовых маршрутах высших категорий сложности постепенно тают, в силу т.н. глобального потепления. Читая отчеты прежних лет, поражаешься и завидуешь количеству имевшегося у людей льда и снега. Да, конечно, лавиноопасность выше, само собой, но непрерывно рисковать получить камнем по голове после 9.00 утра – это уж слишком. В целом радиальный подъем на пер. Утюг, вместе с ночевками, психологически был достаточно тяжелым.

Может быть, стоит ходить в июле?

5. А/л Безенги – достаточно удобное и комфортное место для приезда всей семьей, если есть желание (или необходимость) и самому сходить, и детей выгулять. Если что – в относительной досягаемости инфраструктура, медик, люди, вертолёт и т.д. Хотя количество маршрутов, доступное взрослому в такой ситуации, существенно ограничено, т.к. надолго оставлять детей психологически некомфортно. Мы оставляли детей максимум на 6 дней подряд, и это с учетом того, что ни разу не оставляли их ночевать в д/с, т.к. у нас в компании был один взрослый, который не ходил на маршруты, а хотя бы забирал детей по вечерам из д/с ночевать в родную палатку.