Автор: Дмитрий Шкитов г.Томск

Отчет о прохождении горного маршрута 3 к.с. по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет), совершенном в период с 3 по 13 августа 2015 года

Справочные сведения

Проводящая организация

Наименование – туристско-спортивный клуб «Амазонки» ТПУ

Адрес – 634034, г. Томск, ул. Вершинина, д. 46, общежитие ХТФ ТПУ

Сайт http://amazonki.tpu.ru/

Место проведения

Страна – Россия, Республика Алтай, Кош-Агачский район, Район – Горный Алтай, Хребет – Южно-Чуйский

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина

маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность, дней

03.08 – 13.08.2015

Подробная нитка маршрута

План маршрута, согласованный с МКК (высоты по перечню):

Бельтир – р. Талдура – р. Джело – пер. Эренбурга (1А, 3100) – прав. прит. р. Йолдоайры – р. Йолдоайры – р. Карагелу-Арык – лед. Карагелу – пер. Восход (2А, 3240) – р. Талдура – заброска

– лев. прит. р. Талдура – лед. Бол. Талдуринский – траверс (2А) = Ольга Зап. (3720) + Ольга Вост. (3740) – лед. Бол. Талдуринский – пер. Некрасова (1Б, 3180) – лед. Некрасова – заброска – р. Талдура – пер. Ленинградский (1Б, 3000) – оз. Верх. Тура-Оюк – р. Тура-Оюк – р. Аккол – оз. Каракуль – р. Аккол – р. Талдура – Бельтир

Пройденный маршрут (высоты по GPS):

Бельтир – р. Талдура – р. Джело – пер. Эренбурга (1А, 3097) – прав. прит. р. Йолдоайры – р. Йолдоайры – р. Карагелу-Арык – лед. Карагелу – пер. Восход (2А, 3558) – р. Талдура – заброска

– лев. прит. р. Талдура – лед. Бол. Талдуринский – траверс (2А) = Ольга Зап. (3743) + Ольга Вост. (3733) – лед. Бол. Талдуринский – пер. Некрасова (1Б, 3215) – лед. Некрасова – заброска – р. Талдура – Бельтир

Обзорная карта региона

Некрасова

1Б, 3215 м

осыпь, снег

* категории трудности перевалов приведены согласно «Перечню высокогорных перевалов»

Состав группы

Поспелов Иван Александрович

1989

1гу, 3альп., в. Эльбрус

Медик, хронометрист, отв. за транспорт

Евдокимов Александр Андреевич

1988

1, 2гу

Участник

Адрес хранения отчета:

634028, г. Томск, пр. Ленина, д. 8, библиотека МКК ТФСТ, а также в электронном виде на сайте: http://amazonki.tpu.ru/, в разделе «Походы», год «2015».

Поход рассмотрен:

МКК Томской федерации спортивного туризма (ТФСТ) Шифр полномочий МКК 170-00- 55553050 Маршрутная книжка № 0-74-15.

Содержание похода

Общая идея похода

Основной идеей данного похода было повышение спортивного и туристского опыта участников, которые впервые участвовали в горном походе 3 категории сложности. Другой составляющей идеей было посещение и знакомство с новым для участников, в том числе и для руководителя, горным районом – Южно-Чуйским хребтом. Ключевым препятствием на маршруте был избран интересный траверс двух вершин: Ольга Зап. и Ольга Вост. В рамках подготовки к маршруту частью группы весной были проведены ледовая и снежная тренировки, также до похода участники принимали участие в соревнованиях по технике горного туризма. Физические тренировки проводились участниками самостоятельно.

Варианты подъезда и отъезда, порядок оформления регистрации, ПСС

Подъезд: Из Томска до Барнаула можно доехать на рейсовом автобусе и на поезде. Мы выбрали автобус т.к. он оказался дешевле и прибывал на 5 часов раньше, что было удобнее для нас. Автобус ходит 2 раза в день: утром и вечером. Расписание автобусов: http://avtovokzal.tomsk.ru/. В Барнауле (https://2gis.ru/barnaul) на площади рядом с автовокзалом нас ждала Газель, которую мы предварительно заказали: транспортная компания «Алтай Транспорт», altaitransport@mail.ru, +7-913-245-1333 (МТС) Дмитрий. У них лучше всего заказывать не позже, чем за месяц до выезда, компания очень популярная, т.к. цены достаточно низкие. Подобрав в Бийске (https://2gis.ru/biysk) двоих участников, мы к вечеру доехали до (старого) Бельтира – место нашего старта.

ПСС: Перед выездом мы отправили заявку в электронном виде для регистрации группы по адресу: mchs_ra@mail.ru. Необходимую информацию и заявку можно найти по адресу ГУ МЧС России по Республике Алтай: http://04.mchs.gov.ru/ в разделе «Полезная информация». По пути от Барнаула до Бельтира мы заехали в Горно-Алтайский ПСО (заняло около 1,5 часов), чтобы проставить печать в маршрутную книжку. Если же времени нет, то достаточно позвонить по номеру +7(38822)22914 и сообщить о выходе на маршрут. В Томске у нас был координатор, который имел всю информацию по походу (маршрут, график, контакты водителей транспорта, данные о страховке и ПСО и т.д.).

Страховка: Мы страховались в компании СОГАЗ на 11 дней похода с учётом запасных со страховой суммой 15000$ по программе страхования “B”, включающей в себя расходы на организацию и оказание услуг по поиску и спасению застрахованного лица в случае попадания его в экстремальную ситуацию. Адрес в Томске: ул. Загорная, д. 4. Оформление достаточно долгое, поэтому можно им позвонить, и предварительно выслав необходимые данные по электронной почте, назначить время встречи. Копия полиса в приложении Д.

Заброска: В Бельтире по поводу заброски или выброски по р. Талдура и Аккол можно договориться с Робертом, +7-913-692-5603. Нас он забрасывал от Бельтира вверх по р. Талдура на 10 км (до моста) и после завершения маршрута от Бельтира до Чуйского тракта.

Отъезд: Так как нас было 5 человек, то обратно мы выезжали на рейсовом транспорте

«Кош-Агач – Горно-Алтайск». Заранее о местах в Газели можно договориться по тел. +7-913-697- 4540, Роман. Время в пути примерно с 8:00 до 15:00, каждый день. За багаж плата отдельно. Из Горно-Алтайска мы уезжали (трое) до Томска на рейсовом автобусе (ходит раз в день), места на который мы заранее забронировали. Для этого за 10 дней до отправления нужно позвонить на вокзал по тел. +7(38822)22457 и сообщить фамилии (просили это сделать родственников из Бийска одного из участников). Двое участников уезжали в Бийск (ходит достаточно часто).

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы с маршрута:

1. Выход по р. Йолдоайры, р. Джело и р. Талдура до пос. Бельтир
  2. Выход по р. Талдура до чабанов или до пос. Бельтир
  3. Выход по р. Аккол до пос. Бельтир.

Запасные варианты маршрута:

1. Отказ от траверса (2А) в. Ольга Зап. и Ольга Вост. или замена его на радиальное восхождение в зависимости от погодных условий
  2. Замена траверса на радиальное восхождение на пер. Тронова(2А)
  3. Отказ от прохождения пер. Некрасова (1Б) в зависимости от оставшегося времени
  4. Отказ от прохождения пер. Ленинградский (1Б) в зависимости от оставшегося времени
  5. Прохождение пер. Солнечный (2А) в случае отказа от траверса

Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден с незначительными изменениями полностью всей группой по 4-му запасному варианту (см. раздел 4.3). Отказ от прохождения пер. Ленинградский (1Б) совершён в связи с отставанием от графика движения, вследствие увеличения времени прохождения траверса вершин Ольга Зап. и Вост. на сутки из-за неблагоприятных погодных условий (туман, снег, ветер).

График движения

Километраж измерен с помощью сервиса Google Earth (с учетом горного коэффициента: 1,2). Высоты измерены по GPS. Стороны указаны орографически, если не указано обратное.

День пути, дата

Участок пути

Протя жённо сть, км

Чистое ходовое время, час., мин.

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

1день

3августа

Бельтир – р. Талдура – р.Джело

20,5

4ч33мин

Начало движения от пос. Бельтир от моста через р.Аккол по горной автомобильной дороге по правому берегу р. Талдура. Затем пере ход на левый берег через мост выше впадения р. Кускунур в р. Талдура. Чуть дальше места впадения ручья Шалтра в р. Талдура начинается постепенный подъём от р. Талдура по верхней дороге (про хо дит через зимник). После зимника дорога про ходит над каньоном р. Джело и выводит к мосту немного ниже впадения справа р. Аштусу в р. Джело.

Сильный ветер, солнечно, ясно

2день

4августа

р. Джело – пер. Эренбурга (1А, 3097)

4ч57мин

Далее дорога идёт по правому берегу р. Джело и заканчивается рядом с зимником. Далее путь продолжается по тропе, которая местами исчезает, выше реки и затем вы хо дит на галечник. Далее река вхо дит в каньон, и путь идёт в обхо д по правому берегу по травянистому склону по направлению к озеру под цирком пер. Эренбурга (1А, 3097). Подъём под перевал идёт вдоль правого ручья – притока озера, в конце ручья забирая вправо по хо ду. Подъём на седловину про ходит по средней не крутой осыпи до 15-20° местами до 30°. Перед вы ходом на седловину лежит снежник, подъём справа по хо ду (до 35°). Седловина представляет собой широкое почти плоское каменистое плато. Тур на ходится посередине. Спуск более прост не по ручью прямо с седловины, а через озеро, которое на хо дится дальше по хо ду за небольшим хреб том. Спуск к озеру по мелкой осыпи, местами средней, а также по снежнику, крутизна до 30°.

Солнечно, тепло, ясно

3день

5августа

прав. прит. р. Йолдоайры – р. Йолдоайры – р. Карагелу-Арык

10,8

3ч38мин

Обход озера справа по берегу. Далее движемся по правому травянистому местами довольно крутому склону вдоль левого притока р. Паспалагичиоюк. Перейдя короткий правый приток, продолжаем путь по левому берегу по небольшому каньону. Далее каньон становится более крутым, и мы вы ходим выше него на травянистый склон и движемся к травянистому гребню. На нём тропа, по которой мы и продолжаем движение. По ней вы ходим на переправу горной дороги с правого на левый берег р. Йолдоайры. После переправы вброд идём вдоль р. Йолдоайры по левому берегу, не до ходя до переправы через р. Карагелу-Арык начинаем подъём наверх по правому берегу р. Карагелу-Арык. Подъём по тропе среди карликовой берёзы, сначала крутой, затем выполаживается и вы ходит ближе к реке. Остановились на ночёвку, пройдя три ручья, впадающих в реку.

Тепло, солнечно, ясно

4день

6августа

р. Карагелу-Арык

– лед. Карагелу

4,8

2ч25мин

Перешли по утру вброд реку немного выше впадения левого притока. Затем мы продолжили движение вдоль левого притока по правому берегу. Дойдя до верховья, перешли моренный вал слева по ходу и продолжили путь по гребням моренных валов, по направлению к леднику. Выйдя на ледник с крутизной до 15-20°, нужды не т, но мы одеваем кошки, чтобы проверить их. Движемся по открытому леднику, обхо дя немногочисленные трещины. Встали на ночёвку на леднике (по высоте выше пер. 60 лет ВЛ КСМ (1Б)).

Облачно, мелкий дождь, снег

5 день

7 августа

лед. Карагелу – пер. Вос хо д (2А, 3558)–р. Талдура– заброска

9,6

4ч02мин

Далее продолжаем движение по лед. Карагелу в сторону пер. Вос хо д (2А, 3558). Дойдя до закрытого ледника, встали в с вязку и продолжили движение (наст). Подъём на перевал представляет собой снежно-ледовый склон пересечённый бергшрундами. На седловину поднялись в связке, проходя бергшрунды по мостам и узким местам. Поднимались примерно по центру склона. Тур на ходится посередине седловины. Спуск с перевала представляет собой скально-осыпной склон. С седловины мы провесили полверёвки (около 20 м) на расходной верёвке, крутизна до 45°. Затем снова провесили полверёвки на спуск. Затем начинается длинный спуск по средней и мелкой осыпи, идём плотной группой. Далее вы ходим на ледник, и движемся по левой стороне. Выйдя на моренные валы, движемся по направлению к левому притоку реки, местами видны следы. Спуск по левому берегу по крутому травянистому склону к р.Талдура напротив зимника на другом берегу.

Сильный ветер, ясно, прохладно

6 день

8 августа

р. Талдура – лев. прит. р. Талдура

9,6

2ч52мин

Вы ходим вверх по р. Талдура по левому берегу, местами есть туры. Дойдя до ледника, продолжаем движение по правой стороне по ходу ледника по линии «ледник – склон». Далее вышли на морены и шли по направлению на пер. Турист (2Б). Встали на ночёвку, не дойдя до ледника на песчаных берега х.

Облачно, дождливо, редкий туман, дождь

7 день

9 августа

лед. Бол.

Талдуринский – траверс (2А) = Ольга Зап. (3743)

3,2

8ч47мин

Далее движемся по направлению к траверсу. Пройдя немного по лед. Талдуринский (левая ветвь), одеваем кошки, и, обходя трещины, продолжаем путь. Дойдя до закрытой части ледника, встаём в связку. В связке же поднимаемся на пер. Турист (2Б, 3425). С северной стороны перевал 2А к.т. и представляет собой снежный склон крутизной местами до 45° и одним не широким бергшрундом. Тур находится на скалах. Далее продолжаем движение по гребню на запад в сторону в. Ольга Зап. Поднимаемся справа по ходу среди крупных камней и вы ходим на левую (южную) сторону на ледник. Встаём в связку и с одновременной страховкой ледобурами про ходим крутой участок. Временами пережидая непогоду, до ходим до в. Ольга Зап., в связке по снежно- ледовому склону. Тур на скалах на вершине. Далее спуск по ледовому склону на седловину между вершинами. На спуск затрачено 3,5 верёвки по 50 м, базы были на бура х, крутизна до 45°. Скальные выходы обходили справа похо ду

Облачно, густой туман, сильный снег

8 день

10августа

траверс (2А) + Ольга Вост. (3733) – лед. Бол.

Талдуринский

4ч57мин

Продолжаем траверс и движемся на в. Ольга Вост. Подъём в связке по ледовому склону крутизной до 45-50°, где необходимо использовали ледобуры и шли с одновременной страховке . Перед вершиной обход скального жандарма справа по ходу. Тур на камнях на вершине. С вершины спуск по снегу и ледовому склону. Обход скального гребня справа по ходу по крупной и средней осыпи. Далее снова спуск по ледовому склону в связках с одновременной страхо вкой. После вы хо да к озеру перед пер. Сибстрин (2А), поворачиваем налево по ходу и движемся в связке по ледниковому плато лед. Талдуринский в сторону следующего перевала. Ночёвка на леднике.

Густой туман, ветер порывами, ясно, тепло

9день

11августа

лед. Бол.

Талдуринский –пер. Некрасова (1Б, 3215) – лед.

Некрасова – р. Талдура – заброска

Продолжаем путь в сторону пер. Некрасова (1Б, 3215) по лед. Талдуринский, местами крутизна ледника 15°. Подъём на перевал представляет собой каменистый склон из крупной и средней осыпи. Седловина узкая, тур посередине. Далее спуск по короткой осыпи, и мы вы ходим на лед. Некрасова. По леднику движение по центру. Далее движемся моренным валам, забирая в походу, и вы ходим на травянистые склоны. Спустившись по тропе, которая пропадает местами, вы ходим к зимникам около р.Талдуры. Склон травянистый довольно крутой, внизу начинается лес. В этом месте реки пере ходим её вброд.

Лёгкая облачност ь, солнечно, прохладно

10день

12августа

5ч28мин

Далее продолжаем спуск по левому берегу реки сначала по тропе, в одном месте обходя прижим вдоль скал, а затем вы ходим на горную дорогу. По пути далее по мосту переходим на правый берег р. Талдура. Далее снова пере ходим на левый берег в месте автомобильного брода, пере ходим вброд. Дойдя до р. Джело, переходим её по наведённому мосту из брёвен, и по дороге вы хо дим к р. Талдура.

Ясно, прохладно, ветрено

11день

13августа

р. Талдура – Бельтир

2ч50мин

Снова идём по горной дороге на левом берегу р. Талдура. Далее перейдя через мост выходим через примерно 10 км к пос. Бельтир.

Облачно, ветрено

Высотный график

Расстояние: 122 км без учёта коэффициента, 146,5 км с учётом коэффициента

Пройдено перевалов: 3 – 1А, 2А, 1Б, траверс: 1 – 2А

Ходовых дней 11.

Техническое описание прохождения группой маршрута

Высоты приведены по данным GPS. Стороны указаны орографически, если не указано обратное. Время местное. Описание дано по записям хронометриста и по воспоминаниям и уточнениям руководителя. ФП – фото на перевалах (в приложении А). Рисунки нашего хронометриста Вани.

1августа, суббота Томск – Барнаул

Точкой сбора объявлен Бийск. Организаторы (ТСК «Амазонки» ТПУ) в лице Димы, Сергея и Ромы с общественным снаряжением и продуктами выехали из Томска в 20:10 на рейсовом автобусе.

2августа, воскресенье Барнаул – Бийск – Бельтир

В 5:00 ребята были в Барнауле. В 6:55 они пересели на заказной транспорт (Газель) и в 9:15 доехали до Бийска. Саша (4 участник) прибыл в Бийск 2 августа из г. Курган на поезде. Иван (5 участник) уже был в Бийске у родителей, так что ему ехать никуда не надо было. В 9:50 вся команда на все том же заказном транспорте (Газели) выехала в сторону начальной точки маршрута – села Старый Бельтир. Во время поездки ничего особенного не происходило, менялся только вид за окном, да темы для разговора. В 11:30 заехали в МЧС Горно-Алтайска для регистрации маршрута. В 19:53 выгрузились в Бельтире. В 20:10 поставили бивуак и готовим ужин. Мы не доехали до границы с Монголией 50-60 км. Природа здесь какая-то непривычная: здесь очень ветрено, земля песчаная со скудной пожелтевшей травой и редкими кустарниками, горы красно-бурого цвета с виднеющимися вдалеке снежниками и с деревьями (в основном лиственницы) с северной стороны склона. Ужин готов в 21:00. В 21:40 отбой. Ночь со 2 по 3 августа выдалась «веселой». Дул сильный ветер, под напором которого дуги палатки выгибались в обратную сторону, трава и ремешки палатки, болтаясь от ветра, создавали эффект

«присутствия дождя». Казалось, что вокруг палатки все время кто-то ходит и методично волочит наши рюкзаки из-под полиэтилена в неизвестном направлении.

3августа, понедельник, 1 день Бельтир – р. Талдура – р. Джело

К 7:00, когда нужно было вставать дежурным, уже ни кто не спал. Позавтракав, распределив продукты и общественное снаряжение, мы вышли в 9:20. Через 20 метров пути встретили местного на машине, который за символическую плату довез нас до моста (около 12 км). На всякий случай взяли его номер телефона.

Ф1. Дорога вдоль левого берега р. Талдура

Ф2. Дорога вдоль левого берега р. Джело

В 10:05 от моста идём пешком по дороге. От 10:45 до 10:55 привал. Заклеиваем на ногах лейкопластырем места возможных или начинающихся мозолей. Как оказалось, ЮЧХ очень популярное место для автотуристов, группы которых мы встречали на своем пути /Ф1/. Каждая машина предлагала помощь в виде заброски нас, ну или хотя бы наших рюкзаков. Мы героически отказываемся. От 11:40 до 11:51 привал. Увидели пасущихся верблюдов, их здесь держат как домашних животных наряду с лошадьми и коровами. От 12:27 до 12:40 ещё один привал. В 12:50, чтобы не «пролететь» с водой, встаем на обед. Вышли в 15:15. От 15:55 до 16:13 привал. От 16:40 до 16:52 снова привал. Потихонечку заходим в горы – дорога то набирает высоту, то падает вниз, река Джело шумит где-то на дне глубокого каньона /Ф2/. Привал от 17:20 до 17:33, ходки стали поменьше, а привалы подольше и с разговорами о политике и экономике. От 17:56 до 18:11 привал. В 18:35, уставшие и обгоревшие, мы встаем на ночевку недалеко от моста /Ф3/. Сегодня мы прошли 20,5 км (плюс заброска на машине) и дошли до высоты 2271 м.
В 19:50 ужин готов. И почти доев «бесконечные» печенки под чай из местных трав, сделали отбой в 21:00. Не успели уснуть как в 21:02 к нашей палатке подъехали 2 уазика с подвыпившими местными «парламентерами» (с одним из них мы разговаривали до обеда по дороге, он мимо проезжал на велосипеде) выступили Саша и Рома. Местные требовали с палатки 300 р., так как мы находимся в якобы заповеднике, но никаких

документов они не предоставили. Платить мы вежливо отказались. Местные огорчились, но уехали. В 21:20 затащив рюкзаки в тамбур, все легли спать. Больше мы этих местных не видели.

4августа, вторник, 2 день р. Джело – пер. Эренбурга (1А, 3097)

В 6:00 встали дежурные, остальных разбудили уже к готовому завтраку в 6:55. Вышли в 8:30. Идем вдоль реки Джело по дороге. От 9:02 до 9:12 первый привал. С утра со свежими силами идем хорошо, за первую ходку прошли 2,5 км /Ф4/.

Ф3. Мост через р. Джело

Ф4. Дорога по правому берегу р. Джело

От 9:40 до 9:53 привал. Дорога сменилась тропой и пошла вверх. В 10:15 до 10:24 сверяем карту и GPS, отдыхаем. С 10:39 до 10:42 привал – идти в горку тяжко. Тропа исчезла, вовсе идем через кусты. С 10:57 до 11:05 привал /Ф5/. Далее маршрут пошел резко вверх по кустам и

камням. От 11:29 до 11:32 привал, стало намного положе. Вдалеке видно озеро, идем к нему по чавкающему болоту. Дойдя до озера, в 11:44 встаем на обед. Высота 2650 м.

Ф5. Галечник на берегу через р. Джело

Ф6. Путь к пер. Эренбурга (1 А, 3097)

Вышли в 14:12. Идем вверх по приятной средней осыпи. От 14:32 до 14:43 привал. От 15:04 до 15:10 снова привал. Набрали высоту до 2800 м до перевала еще 800 м по GPS /Ф6/. От 15:30 до 15:40 привал, следующий от 16:01 до 16:07 привал. «Сыпуха» мельчает, идется тяжелее, и медленнее /Ф7/. Подошли под перевал. От 16:24 до 16:31 привал. Идем непосредственно по взлету перевала, осыпь совсем измельчала – быстро идти не получается. Идем плотной группой, чтобы не сыпать друг на друга. В 16:43 на перевале Эренбурга (1А) высотой 3097 м

/ФП1/. Сняли записку в туре, к которой прилагался изюм (спасибо предыдущим туристам), съели его вместе с перевальной шоколадкой. Пишем свою записку, фотографируемся и отдыхаем. В 17:04 пошли вниз. От 17:21 до 17:33 привал. В 18:04 встаем на ночь у большого красивого озера /Ф8/. В 18:58 ужин готов. Обсуждаем сегодняшний день, за который прошли 13 км. Сейчас мы находимся на высоте 2846 м. В 20:00 отбой.

Ф7. Подъём на пер. Эренбурга (1А, 3097)

Ф8. Спуск к озеру

5августа, среда,

3 день прав. прит. р. Йолдоайры – р. Йолдоайры – р. Карагелу-Арык

Сегодня день рождения у Ивана, поэтому весь день прошел с приставкой "праздничный". Дежурные в 7:00 встали готовить праздничный завтрак, а остальные, празднично похлопывая по плечу виновника торжества, вылезли из палатки в 7:52. Вышли в 9:20. Обошли озеро по правому берегу, и стали методично скидывать высоту по травянистому склону. От 9:55 до 10:10 привал возле большой «лужи», ну, или маленького озера. От 10:36 до 10:46 привал. Далее спускались /Ф9/ вдоль реки с перекатами и мини-водопадами. От 11:18 до 11:25 привал. Река ушла во что-то типа каньона, прямо по берегу дальше спускаться было не возможно, вылезли на склон /Ф10/. Спустились до дороги, и там где дорога упирается в реку в 12:00 встали на обед

(около автомобильного брода). Обед был поистине праздничным: уха из сайры и кисель (приготовили хорошо)! Высота 2398 м.

Ф9. Спуск вдоль притока р. Паспалагичиоюк

Ф10. Наш путь вниз и затем вверх по ущелью р. Карагелу-Арык

Послеобеденная ходка началась со штурма реки вброд с 14:10 до 14:24. Идем по дороге вниз. Спустились приблизительно до реки из ущелья р Карагелу-Арык, в которое нам нужно, нашли тропинку, и пошли через кусты карликовой березы вдоль реки вверх. От 14:44 до 14:57 привал в теньке дерева, от 15:21 до 15:32 снова привал. Идем по кустам, мечтаем о мачете и бензокосилке. От 15:47 до 15:53 привал у ручья. В 16:14 встаем на ночь. Где-то в 17:25 на фоне

безоблачного неба, из-за гор ровно на нас вылезла узкая и длинная туча. И ровно над нами выдавала дождь с мелким градом в течении минут 20, потом скрылась в неизвестном направлении. В 19:30 праздничный ужин из «толченки» с мясом и чаем с горными травами, в завершении которого импровизированный торт из толченого печенья со сгущенкой, посыпанный M&M's Сегодня мы прошли 9 км. Скинули 400 м и набрали 200 м высоты. Сейчас мы на высоте 2510м. В 21:00празднично засыпаем.

6августа, четверг, 4 день р. Карагелу-Арык – лед. Карагелу

В 7:00 встают дежурные, чтобы разбудить всех к готовому завтраку в 7:50. Выходим в 9:20, поднимаемся вдоль реки. От 9:40 до 9:45, помогая друг другу, перепрыгиваем по камням реку. Идем дальше по бывшему руслу реки. От 10:05 до 10:15 привал. Далее лезем на морену и идем по ней. От 10:35 до 10:48 привал. Спускаемся к реке в 11:01 снова перепрыгиваем реку по камням. От 11:10 до 11:25 привал /Ф11/. В 11:40 подошли под ледник и встали на обед. Готовим и попутно проверяем надежность кошек. Идет мелкий дождь и гремит гром. В 13:30 с горем пополам обед готов. Погода в горах меняется очень часто, кушаем уже при солнце. В 14:28 выход, идем в кошках вверх по пологому леднику /Ф12/. От 15:05 до 15:14 привал.

Ф11. Подъём по моренам к лед. Карагелу

Ф12. Наш путь по лед. р. Карагелу

Снова набежали тучи, где-то гремит гром, прохладно. В 15:20 встаем на ночь. В 15:35, когда

мы уже почти поставили палатку, налетел ураганный ветер с дождем и градом, хорошо, что успели закрепить палатку на буры, иначе бы улетела! В 17:50 ветер стих и вышло солнце, как ни в чем не бывало. В 17:20 готовим ужин в тамбуре палатки – снова идет дождь и дует ветер. В 18:30 ужин готов. Сегодня мы поднялись на высоту 3177 м, прошли за все время от старта 44,24 км. В 19:30 отбой. Пытаемся уснуть под вой ветра, шум камнепада и треск ледника.

7августа, пятница, 5 день лед. Карагелу – пер. Восход (2А, 3558) – р. Талдура – заброска

Встаем пораньше, дежурные в 4:00, остальные в 4:50. Кушаем, собираем бивуак, одеваем снарягу. Выходим в 6:40. Встаем в связку. Погода ясная, но ветреная.

Ф13. Подход под пер. Восход (2А, 3558)

Ф14. Спуск с пер. Восход (2А, 3558)

От 7:10 до 7:18 привал /Ф13/. Долго отдыхать не позволяет холодный ветер. В 8:14 вышли на перевал Восход (2А) высотой 3558 м /ФП2/. Меняем записку, кушаем шоколад, фотографируемся, мерзнем. В 8:41 на перевал забрались двое новосибирцев (у них неофициальная «трой ка»). Немного пообщавшись в 8:50 выходим дальше. Спускаться придется по крутому осыпному склону. В связи с ветром для подстраховки вешаем перила, и договариваемся с новосибирцами, чтобы они их нам потом отвязали. В 9:01 перила свободны, машем на прощание ледорубами новосибирцам и спускаемся дружной колонной вниз по

«сыпухе». В 9:20 дошли до участка, где без перил не обойтись, нашли местную веревочную базу, убедились в её надежности и спустились по сдвоенной веревке по своим перилам. С 10:05 до 10:25 дошли до конца осыпи /Ф15/, и сделали привал. Далее движемся по леднику. От 10:52 до 10:59 привал.

Ф15. Спуск с пер. Восход (2А, 3558)

Ф16. Спуск к р. Талдура

Долго идем по леднику, в конце ледника перед мореной с 11:14 до 12:10 устраиваем перекус. Долго идем по моренам, с 12:42 до 12:53 привал. Затем долго идем по травянистому склону /Ф16/, с 13:20 до 13:25 привал. С 13:46 до 13:56 снова привал. В 14:15 наконец-то спустились вниз и встали на ночь. Ставим палатку, кушать пока не хочется. Начался дождь, пока его пережидали в палатке – уснули (ранний подъем и нудный длительный спуск вымотал всех напрочь). В 17:41 собираем в кучу продукты на заброску. В 18:20 Саша, Рома и Дима уходят прятать заброску, Сергей и Ваня готовят ужин. В 19:02 ребята вернулись с заброски. В 19:20 ужин готов. В 20:30 отбой. Высота 2364 м.

8августа, суббота, 6 день лев. прит. р. Талдура – лед. Бол. Талдуринский

В 6:00 встали дежурные, в 6:45 проснулись остальные, завтракаем. Светит солнце, но со стороны Ольг идут тучи. Пока собираемся, заморосил дождь. В 8:25 к нам подошла группа московских туристов в количестве 10 человек. Они идут на пер. Восход (2А). Желаем друг другу удачи и в 8:33 расходимся в разные стороны. Идем под мелким дождем по конским тропам. Иногда перепрыгиваем ручьи и речушки по камням. В 8:45 подошли к речушке, которую с первого раза перепрыгнуть не получается.

Снимаем рюкзаки, перекидываем их с подстраховкой на другой берег, и перепрыгиваем сами. С

9:20 до 9:30 привал. С 10:00 до 10:16 снова привал.

Ф17. Путь вверх по р. Талдура, вид на траверсдвух Ольг

Ф18. Вид на лед. Талдуринский и подход кпер. Турист (2Б)

«Зеленка» /Ф17/ кончилась, пошли камни (на карте здесь уже начинается ледник). В 10:33 встали на обед у начала ледника. Дождя вроде нет. Из-под ледника в стороне от нас из большой ледовой арки вытекает река. В 12:00 перед выходом идем до арки фотографироваться. 12:10 идем вверх по леднику, снова идет дождь. В 12:47 подошли к еще одной ледовой арке, большей по размеру чем первая. Рядом с ней огромный водопад, зрелище захватывающее и красивое. В 12:57 идем дальше по морене. Дождь идет с переменным «эффектом». Местные такую погоду называют «х*ртотам», вроде дождь кончился, и распогодилось, ан нет – «х*ртотам»! В 13:38 находим ровное место для палатки рядом с водой, встаем на ночь /Ф18/. Ставим палатку, кипятим чай. Дождь разошелся не на шутку, сидим в палатке пьем чай и играем в контакт. В 17:45 ужинаем, дождь не прекращался. В 19:00 официальный отбой. Дождь шел где-то до 20:00 или 21:00 часов.

9августа, воскресенье,

7 день лед. Бол. Талдуринский – траверс (2А) = Ольга Зап. (3743)

Дежурные встают в 3:30, остальные в 4:30. Завтракаем и собираемся. Погода пасмурная, но перевал и вершины Ольг просматриваются, хорошо, что есть ветер слабый. В 5:50 выход. Идем по леднику. В 6:10 обуваем кошки. С 6:40 до 6:48 привал. С 7:21 до 7:27 снова привал. В 7:42 выходим на закрытый ледник, встаем в связку /Ф19/. В 8:58 вышли на перевал Турист (2Б, 3425 по GPS) /ФП3/. С севера его категория 2А. Делаем перекус и в 9:23 идем дальше на траверс.

Лезем в связке вверх по обледенелым скалам в кошках.
Опустился туман. Местами по дороге встречаются крутые склоны– крутим ледобуры. В 10:37 вышли на хребте на небольшое озеро (высота 3545 м) возле него сделали привал. Пошел снег. В 10:42 идем дальше. Снег и ветер усилился, видимость резко снизилась. В 10:50 решаем переждать непогоду. В 11:20 погода стабилизируется–идем дальше.

Ф19. Путь на пер. Турист (2Б)

Ф20. Спуск на восток с в. Ольга Зап.

В 13:40 снова разыгралась непогода, ветер стал порывистым, много снега. Находим между скал безветренный участок, укутываемся полиэтиленом, ждем. В 14:21 погода немного успокоилась– можно идти. В 14:50 вышли на вершину Ольга Западная (3743) /ФП4/. На самой вершине ветра и снега нет, и иногда проглядывает солнце. Снимаем записку, пишем и оставляем свою, фотографируемся и перекусываем, около 15:15 начинаем спуск /Ф20/. Крутим буры и вешаем перила по ледовому склону. Чем ниже спускаемся, тем хуже погода: вновь появляется ветер, снег и туман. Через 4 веревки в 17:00 спустились на Межольгинский перевал. Ставим палатку, кушаем и ложимся спать. Снег, видимо, шел всю ночь.

10августа, понедельник, 8 день Ольга Вост. (3733) – лед. Бол. Талдуринский

В 6:00 время подъема – откладывается из-за непогоды. Встаем в 9:20, перекусываем и быстренько собираемся. За ночь выпал добротный слой снега. Погода не надежная (небольшой туман), но идти можно /Ф21/. Выходим в 10:40, идем спеша. От 11:20 до 11:25 привал. В 11:40 мы на вершине Ольга Восточная (3733) /ФП5/. Пишем и меняем записку, фотографируемся, кушаем перекус. Погода на вершине «разоблачилась», тумана нет, слабый ветер, светит солнце. В 12:15 начинаем спуск.

Ф21. Подъём на в. Ольга Вост. с запада

Ф22. Спуск на восток с в. Ольга Вост.

Ф23. Спуск с в. Ольга Вост. на восток

Ф24. Вид на траверс двух Ольг с востока

Вначале спускаемся по скалам и камням, потом вышли на ледник /Ф22/. В 12:45 встали в связку. Крутим ледобуры. С 13:23 до 13:30 привал. Погода радует! Слабый ветер и солнце! От 13:53 до 14:03 привал. Идем в связке по леднику с одновременной страховкой /Ф23/. В 14:30 крутой склон – вешаем перила: 2 веревки. В 15:10 конец траверса у озера на перевале Сибстрин (2А) /Ф24/. К туру не стали подходить. Отдыхаем и рассматриваем наш следующий перевал Некрасова (1Б). В 15:20 выходим, идем по закрытому (частично открытому) леднику в связках /Ф25/. В 16:10 до 16:20 привал. В 16:50 выбрали место для ночевки и встали. В 19:00 ужин и в 20:00 отбой. Ночь была спокойная, без ветра, снега и дождя. Но всем показалось, что было холоднее, чем обычно было до этого.

Ф25. Путь к пер. Некрасова (1Б, 3215)

Ф26. Подъём на пер. Некрасова (1Б, 3215)

11августа, вторник, 9 день лед. Бол. Талдуринский – пер. Некрасова (1Б, 3215) – лед. Некрасова – заброска

Дежурные проснулись в 6:00, остальные в 6:50. Завтрак был подан в "постель" – многие вылезли из спальников только наполовину. Позавтракав собираемся. В 8:30 выход, идем по леднику. Погода хорошая, светит солнце, все в очках и вмазались кремом. Ледник спокойный, идется хорошо, даже без кошек /Ф26/. С 8:50 до 8:55 отдыхаем под перевалом. Выбрали правую по ходу седловину перевала для подъёма. Лезем осторожно по большим живым камням. В 9:25 перевал Некрасова (1Б, 3217) взят! Фото /ФП6/, записка, отдых, шоколадка. В 9:45 выходим дальше. Спускаемся на пологий ледник /Ф27/, топая ногами, мечтаем о ледянках и лыжах. В 10:10 вышли на морену. С 10:25 до 10:35 привал. Снимаем теплые вещи – погода прекрасна! В 10:50 встаем у озера на обед. (Да, там так много озер). В 11:35 обедаем.

Ф27. Спуск с пер. Некрасова (1Б, 3215)

Ф28. Путь с пер. Некрасова (1Б, 3215)

В 12:40 выходим, идем вдоль озера справа по морене /Ф28/, потом просто по морене. В 13:30 сошли с морены на травянистый склон и устроили отдых. Пока отдыхаем, рассказываем туристские истории и фотографируем алтайских пищух. В 13:51 идем дальше /Ф29/. В 14:21 спустились вниз, отдыхаем до 14:35. Держим путь на домики. По пути наткнулись на кусты жимолости, кушаем и собираем впрок. В 14:45 дошли до домиков, берем у местных соль и покупаем хлеб. С 15:00 до 15:20 штурмуем р. Талдура вброд. В 15:45 встаем на ночь рядом с местом заброски. Достаем из заброски сало и кушаем со свежим хлебом – шикарно!! От нечего делать начинаем готовить ужин в 17:10. В 18:00 кушаем рожки с компотом из собранной жимолости. Разговариваем разговоры, гадаем загадки. В 20:00 уже спим.

12августа, среда, 10 день р. Талдура

Дежурные встали в 7:00. Остальные вылезли из раскаленной на солнце палатки в 7:50. Неспешно завтракаем и так же неспешно собираемся. В 9:20 выходим. Ярко светит солнце, рядом течет река с кристально чистой водой, дует прохладный ветер, над Ольгами висит хроническая туча. В 9:55 тропа и река подошли к скале–прыгаем по узкой полоске камней вдоль скалы. В 10:05 идем дальше. Вышли на дорогу. Вдалеке увидели пару палаток, подойдя ближе, увидели по пороги в колее застрявший «уазик» /Ф30/. И уже подойдя совсем близко в 10:30 увидели людей, это оказались Воронежцы, очень веселые и гостеприимные ребята. Поболтав о суровой туристской жизни за чашкой чая из местных трав с конфетами, пожелав друг другу удачи в 10:40 идем дальше. Небо заволокло облаками, идем по дороге, спускаясь все ниже и ниже. От 10:52 до 11:06 привал, от 11:55 до 12:05 снова привал. Снежников почти не видно, горы впереди все положе и положе.

Ф29. Спуск на р. Талдура (Кызыл-маны)

Ф30. Путь вниз вдоль р. Талдура (левый берег)

В 12:40 обед у ручья. Мы уже прошли около 10 км за сегодня. В 14:30 снова в путь. В 14:50 дорога уперлась в реку (до этого мы перешли её по мосту на правую сторону). В 15:10 обуваемся на другой – на левой стороне. От 15:30 до 15:35 снова разуваемся для штурма реки (левого притока р. Талдура). От 16:10 до 16:23 привал. Идти по дороге тоже сложная задача, сначала радуешься ровной поверхности под ногами, идешь себе, засматриваясь на пейзажи. Но потом ноги тяжелеют от монотонной работы, пейзажи меняются все реже и реже, и ты как робот топаешь и топаешь, уставившись в одну точку думая, и передумывая какую-то особо прилипчивую мысль. В 16:45 в наш скучный переход добавилось немного «экшена» в виде хрупкого мостика из 3-х бревнышек через бурную реку (р. Джело). Переправляться было страшновато, но зато зарядило энергией. От 17:05 до 17:22 привал, от 18:08 до 18:15 привал рядом с пасущимися верблюдами, фотографируем их. В 18:24 дошли до места обеда 1-го дня, тут и ночуем. Итого мы сегодня прошли 23 км. В 19:30 ужин, 20:15 отбой.

13августа, четверг, 11 день р. Талдура – Бельтир – Ортолык

В 7:00 встают дежурные, в 7:45 все. Погода летняя, но с ограничениями – в любой момент может пойти дождь. В 9:00 выходим. Над горами позади нас висят тучи, впереди нас облака на голубом небе, над нами – полутучи полуоблака, выдающие 2-3 капли дождя в минуту, дует ветер. От 9:45 до 9:55 привал. В 10:30 нас догнал «УАЗ» с Воронежцами, они соглашаются довезти наши рюкзаки до Бельтира к мосту через р. Аккол вместе с Иваном. В 10:50 Иван и рюкзаки выгрузился у моста возле Бельтира. В 12:20 подошла вся остальная группа. В 13:00 обедаем. Подъезжают местные, предлагают услуги транспорта, хорошо поторговавшись можно договориться на приемлемую цену. Договорились с местным на 15:00. В 15:00 местный за нами так и не приехал, видимо «приемлемая» цена его не устроила. Сидим, ждем, торопиться нам некуда. Погода портится, капает редкий дождь, видимо догнала утренняя полутуча. В 16:00 звоним тому, кто забрасывал нас до моста в первый день, обговорив цену, он соглашается приехать. В 16:20, когда мы уже погрузили рюкзаки в кузов машины, наш извозчик сообщает, что не повезет нас по заранее оговоренной цене. От безысходности накидываем 20, он с удовольствием соглашается. Едем. В 17:10 выгружаемся у моста через р. Чуя в селе Ортолык. Завтра нас отсюда заберет рейсовая «газелька». Часть группы ставит палатку, часть отправляется в магазин за продуктами.

14августа, пятница Ортолык – Горно-Алтайск

В 5:30 встают дежурные, в 6:10 встают все. На улице мелкий дождь, в горах видно много выпавшего снега – вовремя мы спустились. В 7:30 лагерь и участники собраны, ждем газель. В 7:38 за нами приехали. В 7:45 утрамбовав рюкзаки в «газельку» ногой, едем. Пока едем, идет дождь, иногда срываясь на ливень. В 11:00 останавливаемся в кафе покушать, в 11:45 сытые и довольные едем дальше. Погода восстановилась, надеемся, что такую погоду привезем домой. Водитель просит рассчитаться за проезд и требует большую суммы, чем было оговорено ранее по телефону, типа рюкзаки большие – цена за багаж выше. Объясняем, что менять цену на полпути нехорошо и платим оговоренную цену, водитель нехотя соглашается. В 14:20 мы приехали в Горно-Алтайск на автовокзал. Горный поход официально закончен. В 15:30 Иван и Саша уезжают в Бийск (прибывают в 16:00). В 17:20 Рома, Дима и Сергей уезжают в Томск.

15августа, суббота Томск

Утром рано приезжаем в Томск, и, договорившись занести обратно в клуб общее снаряжение, распрощались до скорой встречи, и поехали по домам.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

• Переправа в верховьях реки Карагелу-Арык (левый приток р. Йолдоайры) в районе нижних моренных валов должна осуществляться в утренние часы при низком уровне воды (иначе достаточно сложно найти место для переправы вброд)
  • Потенциально камнепадоопасный крутой скально-осыпной южный склон пер. Восход (2А) – выставление наблюдателя, использование касок обязательно, выбор закрытых и защищённых мест для станций
  • Протяжённый (с большим перепадом высот) крутой травянистый восточный склон при спуске с пер. Восход (2А) в долину р. Талдура – в мокрую погоду очень сколько
  • Пик Иикту – высшая точка ЮЧХ
  • Траверс двух вершин Ольга Зап. и Ольга Вост.
  • Долина реки Талдура в низовьях, с пасущимися верблюдами, и в верховьях
  • Узкое скальное ущелье р. Джело, недалеко от впадения в р. Талдура

Перечень наиболее интересных объектов на маршруте

Состав аптечки

Аптечку составлял участник с медицинским образованием (студент 5 курса СибГМУ). Аптечка была разделена на 2 части: основная и аварийная. В столбце «Примечание» приведена информация об израсходованных препаратах.

Наименование

1 туба

Сульфацил Na

1 тюбик

Тюбик Сульфацила Na (протек)

Ацикловир

1 шт

Скальпель

Меню

Меню составлялось на 5 человек на 11 (+ 1 запасной) дней. Здесь приводится кратко. Мясо и овощи мы сушили самостоятельно. Вес продуктов на одного человека в день составил около 550 г. Вес продуктов на запасной день облегчался. Соль, специи и приправы, а также топлёное масло носились и учитывались отдельно от остальных продуктов. В дни прохождения перевалов (кроме пер. 1А) и восхождения на обед были перекусы с чаем. На первые 2 дня хлеб брали свежий, на остальные дни сухари. Если не указано иное, то в этот день чай. Общий вес продуктов составил примерно 35 кг. Меню планируемое – в походе оно немного изменилось.

Карты и перечни перевалов:

Таблица высот (Garmin MAP 62s )