Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Автор: Валентина Кутовенко, Новосибирск

Воспоминания по альплагерю “Талгар”.
1974 год

Краткий дневник пребывания в альплагере Талгар
12 .06 – 1.07 1973 год

10 июня выехали мы с моей подругой Таней Титовой поездом из Новосибирска в Алма-Ату. Перед этим мы с Татьяной за день сделали то, что в другом случае делали бы месяц. Поезд проходил через г.Бердск, где я окончила школу и где жила моя семья. И они, конечно же, пришли к поезду с горячими пирожками и другой едой. До Алма-Аты доехали быстро и без проблем. От вокзала благополучно добрались на 4 троллейбусе до площади Абая, на котором стоит Дворец Ленина. Сразу за ним располагается городская база альплагеря Талгар. В ней мы поселившись в палатке, сделали себе страховку за 400 рублей. Страховым агентом был тот же, что и в прошлом году.

Альпкнижка 1973

Добрый, отзывчивый, возможно, его звали Кокосов Юрий Геннадиевич (это я проанализировала пришедшие после окончания смены ко мне письма от новых друзей, которым я высылала фотографии о нашем пребывании в лагере. Мы с подругой записались на 4 машину, которая отвозила прибывших новичков и бывалых альпинистов до селения Талгар. До отъезда было немного свободного времени и мы погуляли по этому красивому городу. Я поснимала немного фонтаны, дворец Ленина, памятник великому казахскому писателю Абаю. По сравнению с нашим Новосибирском, городом-трудягой, который в войну много чего сделал для Победы, Алма-Ата была уже в то время красавицей. С железнодорожного вокзала отправили домой телеграммы. Сейчас, через 44 года после описанных событий, я знаю, как волнуются родители за своих детей, отправляющихся неизвестно куда. В девять с лишним часов машины повезли нас в лагерь. Обычно довозили до пионерского лагеря, в этом году нас провезли немного дальше. Высадились и отправились пешком по ущелью Среднего Талгара. Подъем был долгий и нудный, сначала я шла в нормальном темпе, затем километрах в трех от лагеря начала сдавать – сказались пропуски тренировок. Наконец, пришли в лагерь. Нас накормили. После небольшого отдыха пошли получать амуницию и постель. Нас с Татьяной поселили с новичками Таней, Верой из Свердловска и Алей оттуда же. Потом подселили Олю Салифутдинову из Чимкента – тоже “значок”. На следующий день, т.е. 13.06 1973 года на стадионе сдавали нормативы, потом получали снаряжение. 14.06 нас осматривал доктор - симпатичный такой доктор оказался. Здоровье мое не подвело: пульс - 96, после 20 приседаний -132. Давление тоже нормальное. Нас разбили по отделениям, я попала в 1 отделение, Таня почему-то в другое. Командиром отделения у нас был назначен Репин Евгений Петрович. Командир отряда 2 этапа – Кельберг Анатолий Витальевич, прекрасный человек, альпинист, музыкант, -который запомнился мне еще с прошлого года. Спортивный, очень мужественный, прекрасно эрудированный, тонко понимающий юмор.

Дальше мои воспоминания прерываются, видимо настали для нас, салаг, трудовые будни.

В редкие минуты отдыха нам читал лекции Анатолий Витальевич Кельберг, темы были о развитии альпинизма в мире:
1) Морис Эрцог “ Восхождение на “Аннапурну”,(1950г.) с большим интересом смотрели фильмы в нашей столовой.
2) Страницы жизни Ландау. Аркадий Мигдал, участник лагеря Алибек.
3) Чокан Валиханов 140 лет (род.1835 г.).
4) Герман Буль.
А еще мне запомнились музыкальные вечера Анатолия Витальевича , которые иногда он нам устраивал в клубе. Не помню, было там пианино или рояль. Классическая музыка и красота гор - такой бальзам на душу!. Подробное описание личности великого музыканта, альпиниста можно прочесть в воспоминаниях о Талгаре С.Сущенко. Альплагерь “Талгар”.

Дальше идет подробное описание восхождений на вершину ТЭУ и вершину Каратас.

ТЭУ (3900 метров)

Восхождение на вершину ТЭУ с пер. ТЭУ - 2а категория сложности. Вершина ТЭУ находится в боковом отроге Заилийского Ала-Тау, в гребне, являющемся водораздельным между реками Левый и Средний Талгар. С бивуака у озера под языком ледника Северный ТЭУ в направлении перевала ТЭУ между вершинами Коп-Тау и ТЭУ ледник пологий и через 1,5 часа пути достигается подножье гребня. Подъем на перевал по осыпи, в верхней части снег или лед. Крутизна 30 - 35 градусов.

От подножья гребня до перевальной точки от 40 минут до 1 часа ходьбы. Высота – 3700 метров. С перевала до вершины идти по гребню с жандармами, которые обходятся справа по крутому склону и сильно разрушенным скалам. При обходе I жандарма страховка через скальный крюк. На II и III нужна попеременная страховка. Участок с жандармами занимает 2 – 2,5 часа. Дальнейший путь к вершине идет по гребню, где скалы перемежаются со снегом. Выход на вершину по крутому левому склону. В конце сезона нужна крюковая страховка (1 - 2 крюка). Иногда требуется рубка ступеней или применение кошек. Вершина снежная. Тур ниже на 2 -3 метра. Спуск по пути подъема.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСХОДИТЕЛЯМ:

1) Количество участников не более 30.
2) Исходный бивуак - около озера под языком ледника Северный ТЭУ.
3) Выход не позже 5 часов.
4) Спец. снаряжение на группу в 4 человека:
а) веревок основных - 2х30 метров,
б) крючьев скальных - 2 штуки,
в) крючьев ледовых - 2 штуки,
г) молотков - 2 штуки,
д) карабинов - 2 штуки.

Рис. Маршрута на ТЭУ

Вершина Каратас (4050 метров)

Восхождение с северо-восточного гребня 2б категории сложности.

Вершина Кара-Тас находится в боковом гребне Нового отрога хребта Заилийского Ала-Тау.

Этот гребень начинается вершиной Джамбула и идет в северо-восточном направлении.

С севера от вершины лежит ледник Южный ТЭУ, а с юга ветвь ледника Шокальского.

Маршрут начинается с морены ледника Южный ТЭУ. Держать направление и выходить на гребень на перемычку между II и III жандармами по широкому осыпному кулуару, или по выходам скал. Ориентиром может служить жандарм в виде пальца. Видно с ледника, он остается справа. На перемычке сложен I тур. От перемычки двигаться к Пальцу, который обходится справа. Четвертый жандарм обходится справа по заснеженным скалам, на длину 3х веревок. Скалы сильно разрушены, нужна попеременная страховка. Следующие жандармы: 5,6,7 обходятся справа, без выхода на перемычки с последующим выходом на гребень по внутреннему углу (страховка попеременная). Большой 8-й жандарм в виде бастиона обходится слева по скалам средней трудности. На гребне после 8-го жандарма сложен 2-й тур. Затем по гребню восточного плеча. Вначале скалы, потом небольшое снежное плато. Плато переходит в снежный гребень с рядом жандармов, которые обходятся. Здесь можно допустить одновременное движение. Гребень приводит к широкому скальному взлету высотой 70 – 80 метров. Подъем на взлет по осыпным кулуарам и скалам с выходом на боковой гребень и по нему на взлет. Страховка попеременная. По разрушенному гребню с последующим спуском вправо, выходить на снежно-ледовый склон. При этом организуются перила. Следующий 9-й жандарм обходится справа по границе скал и снежно-ледового склона на крюковой страховке (2 -3 штуки). Затем небольшой участок скальных плит средней трудности и спуск на перемычку перед предвершиной. Спуск удобнее произвести между двух огромных плит, привалившихся одна к другой и образовавших своеобразный шатер.

После шатра спуск на перемычку по скалам. Страховка попеременная. Предвершинная стена высотой 30 метров. Проходится в лоб по расщелине. Стенка почти отвесная, имеет надежные зацепки. Страховка через крючья (3 штуки). На вершинную башню выходить через снежно-ледовый карман, по неширокому скальному гребню, который справа обрывается разрушенными скалами, а слева – скальной стенкой. Необходима крюковая страховка (2 шт.).

Вершина – гряда разрушенных скал. Спуск по снежно-ледовому гребню, идущего к вершине Джамбул до жандарма на гребне, который обходится справа и далее по кулуару на ледник Южный ТЭУ, по которому завершается спуск к бивуаку. От бивуака на Зеленую Поляну маршрут занимает 10 -11 часов пути.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Количество участников не более 14 человек.
2. Исходный бивуак на морене ледника Южного ТЭУ.
Выход не позднее 5 часов (утра).
3. Снаряжение на 4 человек:
а) веревка основная - 2х30 метров,
б) крючья скальные - 10 штук,
в) молотков - 2 штуки,
г) карабинов- 8 штук.

Рис. Маршрута на Кара-Тас

P.S. Через почти 44 года выполняю обязательства по фотографиям перед всеми своими соратниками по лагерю Талгар.

• Талгар 1973. Фотоальбом
  • Вот неполный список моих друзей по лагерю Талгар ( 1972 – 1974 гг.)

Белоглазов Владимир (Фрунзе), Водолазская Л.М. (Павлодар), Гекова Л.И. (Магнитогорск), Гизатуллин Михаил (Алма-Ата), Глуздань А.М. (Свердловск), Зайцева Л.А. (Алма-Ата), Баженова Таня (Свердловская обл.), Зазянова(?) Таня (Свердловск), Избагамбетов Михаил Борисович, Ильющенко Любовь Петровна (Минск), Кокосов Юрий Геннадиевич (Алма-Ата), Колотий В.Иванович (Красноярск), Мамонов Сережа, Марфина Нина И. (Красноярск), Машукова Лидия (Красноярск), Непомнящая Галина А. (Красноярск), Поползина Зинаида, Порозов Валентин, Прокофьева Г.В. (Барнаул), Прибытков Ал. (Омск), Романов Лев (Ташкент),Рыженков (Челябинск) Савинова Таня (Павлодар), Сайфутдинова Ольга (Чимкент), Сайфутдинова Вера, Сапожников С.(Челябинск), Семенова Таня (Челябинск), Серов Александр, Солодарь Владимир (Пермь), Стрельников Владимир (Свердловск. пос. Заречный), Чучулина Люда (Омск), Шалина Г.Григ. (Тюмень), Швецов Евгений Петрович, Шульмина А.И. (Донецк), Шумаков Владимир, М. Галя (Свердловск), Борис, Володя, Кот , Славик (Красноярск), Таня (Свердловск) и многих других. (А было все это как- будто вчера!)

Кутовенко В.Д.
    23.01.2018 год

Талгар 1974. Фотоальбом

Алма-Ата. Городские фонтаны

Дом Ленина и памятник Абаю

Прямо за дворцом стояла городская база альплагеря Талгар. Сюда съезжались со всей нашей необъятной страны увлеченные горами молодые люди. На базе в Алма-Ате нас застраховывали от несчастных случаев в горах возможно, ФИО страховщика был Колосов Юрий Петрович.
    Отсюда мы ехали транспортом до поселка Талгар, а уж дальше под боевой выкладкой шли по ущелью Средний Талгар до альплагеря Талгар

Каток Медео

Наше отделение

Это я в альпинистской экипировке

А это Саша (фамилия за столько лет забылась), кажется, он из города Свердловск. Это он после окончания смены вместе с нашим инструктором Репиным подписали названия вершин на фотографиях, присланных мною

Зеленые ночевки

Первыми спозаранку вставали дежурные, они готовили нехитрую еду, чай, а некоторым инструкторам и кофе

А эту девушку из нашего отделения постигла беда – упавшим со скалы камнем она была ранена. По этому случаю были проведены спасработы, слава Богу все окончилось благополучно

На вершине!

Подготовка к посвящению новичков в альпинисты

Невольницы

Гульчия (Лева Романов из Ташкента)

Закладной камень лагеря с двумя колоколами, которые звонили к обеду и к другим событиям

Черный альпинист

Гульчия с сигаретой

Султаны (я в центре)

Эту фотографию альплагеря я скачала из интернета

Очередные отделения вернулись с восхождений

Скоро домой. База лагеря в Алма-Ате

Слева инструктор Свинтицкая Галина Константиновна

Так не хочется расставаться с новыми друзьями и лагерем