Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Данила Костюк, Москва

Дебют скал Дигории

Прелюдия

Наша необъятная страна богата крупными скалолазными регионами – Крым, Гуамка, Лиетлахти, Воргол, крупным центром скалолазания за Уралом является регион Саян – Мраморка, Ергаки, на самом Урале – Чертово городище и ряд других скальных секторов. На фоне этого удивительно, что в горах Кавказа так и не сложилось полноценного посещаемого скального региона. С одной стороны, там есть все для этого необходимое: транспортная доступность, разнообразные скалы, аутентичная кухня, мягкий климат. С другой, стоит признать, что на большей части отсутствует инфраструктура, да и качество ее зачастую оставляет желать лучшего, особенно для искушенных “заграницами” туристов.

Все это применимо и к Северной Осетии, но этот регион может предложить путешественнику намного больше. Горные ущелья республики хорошо освоены, в них тесно переплелись между собой природная и социальная среда, сохранилось множество исторических и культурных памятников.

Авторы проекта создали команду энтузиастов из заядлых путешественников и скалолазов, и назвали ее Горно-туристической лабораторией (ГТЛ). Наша мечта амбициозна - открыть заново Кавказ для массового туризма.

Команда ГТЛ

Мы хотим представить вам прекрасный регион для туризма – Дигорское ущелье. Многие бывалые туристы и альпинисты знают о нем по нескольким, известным еще в советское время, альпбазам – Дзинага, Ростсельмаш, Комы-арт. Сейчас Дигорское ущелье наименее освоенное туристами ущелье в Северной Осетии и здесь можно по-настоящему почувствовать себя наедине с природой.

На подходе к леднику

Скалы

Мы, команда ГТЛ, хотим привлечь внимание скалолазного сообщества и всех любителей активного отдыха к скалам горной Дигории. Скалолазный сезон здесь открыт с февраля по ноябрь, скалы составлены известняком. На данный момент в развитии находятся два сектора: «Айгамуга» и «Пещера».

Сектор «Айгамуга» расположен в районе села Фаснал и имеет хорошую инфраструктуру: доступность от дороги и места проживания, легкие подход к верхним точкам страховки, рядом река с питьевой водой. Трассы сектора довольно короткие - до 14 метров, преимущественно простые, без нависаний. На данный момент для лазания здесь пригодны 6 трасс: четыре станции - для лазания с верхней страховкой и две трассы - для лазания с нижней страховкой. Есть большой потенциал для увеличения количества трасс - до 30+, наиболее сложные трассы планируются по нависающим над рекой валунам. Сектор идеально подходит для новичков и для акклиматизации в горах более уверенно лазающих скалолазов.

Сектор «Айгамуга»

Второй сектор «Пещера» имеет совсем иной характер. Он расположен в 40 минутах ходьбы от Ханаза, заброшенного на данный момент поселка над Задалеском. На него имеет смысл идти на весь день, благо есть что посмотреть вокруг. Подъезда на машине к самому сектору нет, добраться к нему можно по живописной тропе, ведущей к перевалу в Алагирское ущелье через Скалистый хребет. Центром скального сектора является пещера, в ней можно поставить палатки, развести огонь под каменными сводами. Ночевка в безоблачную погоду в пещере – отдельное удовольствие.

Проектный сектор «Бастион» - выход к перевалу в Алагир

Закат солнца над Кионским массивом из пещеры

Что касается скалолазания сектор представлен длинными трассами в 15+ метров, есть нависания, трещины. Подход к верхним страховочным станциям есть, но он довольно сложный, можно легко заплутать среди сосен, растущих на очень крутом склоне, нависающем над трассами, до самих станций придется дюльферить. Чтобы каждый раз такое не повторять, все трассы оборудуются анкерами для лазания с нижней страховкой. На данный момент пробурено 5 трасс для лазания с нижней страховкой, и 10 станций, что позволяет лазать порядка 15 трасс и их вариаций. С точки зрения скалолазания это наиболее интересный сектор и основное внимание нашей команды уделяется именно ему. Посмотрите сами.

Трасса «Позвоночник офисного человека» - первая пробитая трасса сектора

Интересная трасса по трещине

Apres-rocks

Скалолазание – безусловно, крайне увлекательное и здоровое времяпрепровождение. Однако, это отнюдь не единственное, ради чего стоит посетить Дигорию. Регион изобилует горными озерами, ледниками, живописными перевалами, разнотравными горными лугами, заброшенными городами времен средневековья. Все эти красоты можно увидеть собственными глазами в рамках треккинговых маршрутов. Маршруты могут быть разной сложности и продолжительности. Еже ли по каким-то причинам вы не желаете ходить пешком – не беда: к вашим услугам спокойные и надежные горские лошадки, способные доставить вас в самые дальние уголки Дигории.

Галиат – город заброшенных аланских замков.

Подход к Караугому заслуживает отдельного внимания

Устали после насыщенного и активного дня? В последнее время в ущелье стали появляться приличные турбазы. В наличии чистые кровати, полноценный санузел, кухня и прочие блага цивилизации, в некоторых даже встречается wi-fi.

Отдельное удовольствие – попариться в баньке, а после выпить чаю со свежими ароматными травами и душистым медом, собранным местными пасечниками. Проснувшись после здорового и глубокого горного сна, вы, вероятно, захотите позавтракать. Как насчет осетинских пирогов с мясом, сыром и травами, выпеченных прямо при вас из натуральных продуктов? Так же не помешает тарелка сытного свежего творога с кружкой парного молока. Вообще, гастрономическая составляющая – полноценный и обязательный пункт программы при посещении Осетии!

Особого упоминания заслуживает местное население. В подавляющем большинстве это добрейшие, гостеприимные и колоритные люди, всегда готовые за чашечкой или даже рюмочкой поведать вам о мифах и легендах Дигории, научить печь пироги и правильно крепить седло к лошади.

Местные жители воистину очень добрые и отзывчивые люди.

Пироги по приезду – почти привычка

Многолетним опытом проверено - Дигорское ущелье никого не оставляет равнодушным, сюда хочется возвращаться еще и еще, привозя с собой друзей, подруг и домашних животных. Если вы хотите отдохнуть и телом, и душой, прилетайте во Владикавказ и еще через пару часов вы окунетесь в совершенно иной мир, далекий от городской суеты и готовый раскрыть вам массу новых впечатлений.

Вдохновитель проекта на трассе Пустотел (6с)