Автор: Мария Сафронова, г.Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу ( Северная Осетия) совершенной группой туристов в период с 16 июля по 02 августа 2016г.

Справочные сведения о походе.

Общие сведения:

Учреждение

секция спортивного туризма "Планета" ГБО- УДО ДТДиМ «Преображенский»

Округ

Восточный округ города Москвы

Район похода

Центральный Кавказ, Северная Осетия- Алания

Вид туризма

Горный

Категория сложности

Маршрут

Москва – Владикавказ – пос. Мизур – пер. Фуга 1А, 2190 – пер. Ветреный 1Б, 3500 – пер.Лья-Цми Южный 1А, 3158 – поселок Нар – Цейское ущелье – поселок Нижний Унал – пер. Архонский н/к, 2206 – пос. Джмара - пер. Камчатский 1Б, 3609 - пос. Даргавс - Владикавказ – Москва

Протяжённость

115 км

Продолжительность

11 ходовых дней + 2 дневки

Сроки похода

16 июля – 2 августа 2016 г.

Маршрутная книжка

177-04/3-226

Полнота прохождения маршрута:

маршрут был пройден не полностью, о чем было сообщено председателю МКК Панову А.И., в связи с тем, что на несовершеннолетних участников не были оформлены нотариально заверенные доверенности от родителей на нахождение в пограничной зоне, и пограничники не разрешили группе следовать по маршруту. Не был пройден участок с перевалами Куртатинский 1А и Дзамараш 1Б.

Состав группы:

медик

Федина Ирина Сергеевна

отв. за тех. описание

На фотографии слева на право: Сенягина Анастасия, Лизунов Александр, Сафронова Мария, Максимова Дария, Беленов Фрол, Семенов Михаил, Феклисова Анастасия, Перфилов Илья, Моисеев Максим, Федина Ирина, Епишенков Иван, Дудин Дмитрий

Определяющие препятствия маршрута:

20.07.

2016

Перевал

Перевал Ветреный вы- сота: 3500 м, характер: снежно-осыпной, ори- ентация склонов: С/Ю. Седловина: узкая скальная перемычка, тур на гребне восточнее самого низкого места.

Ведет из долины р. Байдон в долину р. Цмидон. Подъем со стороны р. Байдон по заснеженному леднику крутизной до 40 градусов в верхней части в кошках с самостраховкой альпенштоками. Спуск в сторону р. Цмидон по снежно-осыпному склону с участками снежников крутизной до 35 градусов в верхней части с само- страховкой альпенштоками.

29.07.

2016

Перевал

Перевал Камчатский высота: 3609 м, харак- тер скально-осыпной, ориентация склонов: З/В. Седловина: узкая скальная перемычка, тур на гребне севернее самого низкого места.

Ведет из долины р. Фарсильодон в долину р. Цатадон. Подъем со стороны р. Фарсильодон по кулуару по подвижной средней осыпи крутизной до 40 градусов в верхней части с самостраховкой альпенштоками. Спуск в сторону р. Цатадон по осыпному склону крутизной до 40 градусов в верхней части с самостраховкой альпенштоками.

Раздел выполнила: Феклисова Анастасия.

Организация похода.

Общая смысловая идея похода
В прошлом году наша группа ходила в поход по Приэльбрусью с подъемом на склоны Эль-бруса, а в этом году хотелось увидеть второй Кавказский пятитысячник – Казбек.
Обоснование тактического построения маршрута
При тактическом построении маршрута мы руководствовались принципом постепенного нарастания нагрузок и технической сложности. Поэтому наш маршрут начинался с прохождения перевала 1А к.с. В районе Казбека не много вариантов построения маршрута 2 к.с., так как гора находится на границе. Запланированный маршрут начинался от поселка Мизур, расположенного северо-западнее Казбека, и приводил к подножью Казбека через перевалы, находящиеся в боко-вых отрогах. Маршрут включал в себя интересные природные и исторические объекты, краси-вые живописные места.
Подготовка участников
Большинство участников нашей группы имели опыт пешеходных походов 2-3 к.с. в горной местности с прохождением перевалов 1А-1Б к.с. и высотный опыт 4200 м. В течение года прохо-дили тренировки по горной технике: отработка навыков самостраховки и страховки, движение по крутым травянистым, скальным и снежным склонам и др. Организация заброски
Заброска продуктов на маршрут была запланирована в середине маршрута в долину р. Фиа-гдон, по которой идет дорога, в пастуший кош. О заброске мы договорились сразу при заказе транспорта. Запасные и аварийные варианты
Было запланировано прохождение четырех перевалов 1Б к.с., в случае запасного варианта можно было отказаться от прохождения двух. Аварийный сход на первой части маршрута воз-можен по любой долине: на север по долине рек Аргодон, Байдон, на юг – Цмидон, Льядон, на второй части маршрута: на север по долинам рек Фиагдон, Мидагграбиндон, Цатадон. По доли-нам проходят дороги, по которым день пути до населенных пунктов.
Заявленная и реально пройденная нитки маршрута:

Даты

Участок маршрута

Мизур – долина р. Аргодон

пер. Фуга 1А, 2191 - долина р.

Байдон

5 ч 30мин

+ 1580,

-880

тропа, моренные валы, снежн. склон, осыпн. склон, снежники, осыпь

пер. Лья-Цми Южный 1А, 3158 – долина р. Льядон – пос. Нар

4ч 15мин

+ 540,

-1440

тропа, тр. склон, тро- па, гр. дорога

пос. Нар – пос. Бурон – а/л Цей – водопад Гакон- Ахсирдзан

+8810

-6820

Причины изменения графика маршрута

В последнее время наш клуб каждый год совершал походы по Кавказу, мы всегда оформляли пропуска в пограничную зону, и всегда у нас проверяли пропуск и паспорта, а в этом году с нас затребовали нотариально заверенные доверенности от родителей на несовершеннолетних участников на нахождение в пограничной зоне. Доверенности не были оформлены. В долине р. Льядон нас остановили пограничники и не разрешили группе следовать дальше по маршруту. На карте показали границы пограничной зоны и отправили в селение Нар на базу МЧС. Дальнейший маршрут был построен исходя из возможности нахождения в районе.

ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК

Раздел выполнил: Семенов Михаил.

Техническое описание маршрута.

18.07.2016

1день похода

мост через р. Ардон – долина р. Архондон

Поездом № 034 в 9.57 прибыли во Владикавказ. На заранее заказанном микроавтобусе доехали до моста через р. Ардон ниже поселка Мизур. С дороги открывается вид на гору Казбек. По пути заехали в контору заповедника, которая находится в г. Алагир по адресу: ул. Ч. Басиевой дом 1 для получения пропуска в заповедник. Выгрузились около моста через р. Ардон. Перешли по мосту на правый берег р. Ардон. По грунтовой дороге начали подъем вверх по долине р. Архондон в юго- восточном направлении. Ф-1. Дорога поднимается серпантином, поворачивает на юг и идет траверсом по травянистому склону высоко над водой. Шли 3 перехода по 40 мин. Дошли до развилки дорог: левая - начала спускаться к реке, правая - пошла вверх на запад. А мы по тропке продолжили движение в южном направлении до левого притока р. Арходон. Ф-2. Прошли еще вверх вдоль ручья до травянистых площадок, где встали на ночевку. Вода из ручья, готовим на газу.S – 5 км t – 2 ч 50 мин h: + 450

19.07.2016

2ходовой день

перевал Фуга 1А, 2191 – долина р. Байдон

С места ночевки вышли в 8.10. Пошли в северном направлении траверсом травянистого склона, что бы выйти на дорогу. В 8.40 вышли на дорогу и после 10 мин привала пошли вверх по дороге. Через 2 перехода по 40 мин дорога вошла в лес. В 11.30 поднялись на хребет. Ф-3. По хребту прошли в северном направлении по травянистому склону по тропкам, траверсируя вершину 2212.2 с восточной стороны до перевала. Ф-4. Перевал Фуга 1А, 2191 м, травянистый находится в хребте севернее вершины Верхний Бад, соединяет долины рек Архондон и Байдон. Спуск в долину р. Байдон (Ф-5) по травянистому склону с самостраховкой альпенштоками в западном направлении до моста через реку занял 50 мин. Вышли на дорогу, переправились по мосту через р. Байдон и встали на обед. Долина р. Байдон узкая, залесенная. В 15.30 пошли вверх по дороге в южном направлении. С дороги открывается вид на перевал Фуга Ф-6. Дорога идет через смешанный лес по левому берегу реки. Шли 3 перехода по 45 мин. Перешли по камням несколько левых притоков. Дорога перешла в тропу. Продолжили движение по тропе в южном направлении. В 18.00 встали на ночевку на поляне на берегу реки. Вода из реки, готовим на газу.

S – 10 км t – 5 ч 10 мин h: + 800, -800, +520

20.07.2016

3ходовой день

перевал Ветреный 1Б, 3500 – р. Цмидон

С места ночевки вышли в 8.00. Тропа идет в южном направлении левым бортом долины по травянистым террасам, отходя от реки Ф-7. В 8.20 подошли к левому притоку р. Цадуати. Поток достаточно мощный. Решили натянуть переправу. Нашли подходящее место для переправы первого. Первый перешел со страховкой двумя веревками: основной перпендикулярно течению, вспомогательной – ниже по течению. Перила закрепили за деревца. Переправа заняла 1 час. Ф-8. В 9.30 продолжили движение по тропе, которая периодически теряется в траве. В 11.00 начали подниматься по моренным валам в цирк перевала Ветреный. В 11.50 вышли на заснеженный ледник, с которого открывается вид на перевал Ветреный. Ф-9. После перекуса на моренной гряде продолжили подъем Ф-10. Подъем на перевал по снежному склону крутизной до 40 градусов. Снег не глубокий и не жесткий, ступени формируются хорошо, но все равно решили надеть кошки, на случай если характер склона изменится. Поднимались в лоб с самостраховкой альпенштоками. Ф-11. На перевал поднялись в 12.20. Перевал Ветреный 1Б, 3500 м, снежно-осыпной, узкая скальная перемычка - находиться в Теплинском массиве между пиком Корона и пиком Инесс, соединяет долины рек Байдон и Цмидон. Ф-12. Перевал оправдал свое название – сильный со-западный ветер и моросящий дождь, начавшиеся в начале подъема на перевальный взлет, сменились на порывистый ветер и сильный дождь со снегом. Задерживаться на перевале не стали. Спуск с перевала (Ф-13) по снежно-осыпному склону крутизной до 35 градусов в верхней части, ниже по снежникам до морен занял 1час 10 мин. Ф-14. Спускались с самостраховкой альпенштоками двумя плотными группами: первая – ушла налево за скальное ребро, вторая - спускалась вертикально вниз. Соединились на снежнике на пологой части. Дальнейший спуск по осыпным, ниже по травянистым склонам без троп вдоль реки по левому берегу в юго-западном направлении Ф-15. На ночевку встали на травянистых площадках на правом берегу левого притока р. Цмидон. Вода из реки, готовим на газу.

S – 6 км t – 5 ч 30 мин h: + 1580, -880

21.07.2016

Дневка.

Воспользовавшись хорошей утренней погодой сфотографировали вид на перевалы Лья-Цми Северный и Лья-Цми Южный (Ф-16) из долины р. Цмидон.

22.07.2016

4ходовой день

перевал Лья-Цми Южный 1А, 3158 – р. Льядон

С места ночевки вышли в 8.30. Поднимались вдоль ручья по травянистому склону крутизной 20-25 градусов в восточном направлении. Через 45-ти минутный переход перешли по камням ручей и после 20-ти минутного привала продолжили подъем по травянистым террасам правого берега ручья под перевальный взлет Ф-17

Подъем на сам перевал по заснеженной осыпи крутизной до 30 градусов с самостраховкой альпенштоками. В 10.45 поднялись на перевал Ф-18. Перевал ЛьяЦми Южный 1А, 3158 м, находиться в Теплинском массиве в южном отроге пика Инесс соединяет долины рек Цмидон и Льядон. Спуск с перевала сначала по осыпному, затем по травянистому склону до долины реки Льядон в юго-восточном направлении занял 50 мин. Ф-19. У реки остановились на привал. Здесь к нам подошли пограничники, которые досконально проверили документы: паспорта, пропуск в погранзону и затребовали нотариально заверенные доверенности от родителей на несовершеннолетних участников. Доверенностей у нас не было и нас отправили вниз по долине в селение Нар. Долина р. Льядон безлесая, узкая. Шли вдоль реки по левому берегу в юго-западном направлении. Ниже впадения правого притока р. Табаугон - голубая табличка, запрещающая нахождение в погранзоне, за табличкой деревянный мостик, от которого ниже по долине идет грунтовая дорога в западном направлении. Ф-20. В долине несколько населенных пунктов, состоящих из 2-3 домов. Ф-21. До селения Нар дошли за 2 перехода. На ночевку встали на территории базы МЧС. База находится на слиянии р. Закка и р. Льядон на правом берегу и состоит из жилого дома, гаража и хоз. блока. В с. Нар нет магазинов, но у дороги над селением имеется кафе, в котором очень вкусные хычины (лепешки с разной начинкой).

S – 14 км t – 4 ч 15 мин h: + 540, -1440

23.07.2016

5ходовой день

с. Нар - альплагерь Цей – водопад Гакон-Ахсирдзан

Переговоры с пограничников о прохождении маршрута без доверенностей не увенчалась успехом и по совету дежурных спасателей было решено отправиться в альплагерь Цей. Добирались автостопом. Альп. лагерь находится на берегу р. Сказдон, у подножья горы Монах. Администрация расположена в 3-х этажном здании, там же столовая, библиотека, магазинчик. Ф-22. Палатки поставили на территории альплагеря. Сходили на тренировку на скальную лабораторию Ф-23, прогулялись на водопад Гакон-Ахсирдзан Ф-24 и в святилище Реком. Вечером сходили в баню. Вода в водопроводе, готовили на горелках.

S – 4 км t – 1 ч 10 мин h: -160, +360

24.07.2016

6 ходовой день

Цейский ледник радиально

Вышли в 9.00 по тропе вдоль р. Сказдон, идущей в северном направлении спустились к дороге около моста через р. Цеядон. По дороге пошли вверх по долине р. Цеядон в западном направлении. Прошли мимо базы МЧС, в которой никого не оказалось. Дошли до поста заповедника, через который нас пропустили без поборов, так как у нас был оформлен пропуск. От поста дальше идет набитая промаркированная тропа. По тропе за 2 часа дошли до начала ледника Ф-25. По левобережной морене поднялись на ледник. Ледник в нижней части пологий, местами зачехленный. За 1 переход дошли под ледопад (Ф-26), на котором устроили ледовые занятия. Для тренировки с ледника спустились по языку, навесив перила Ф-27. В 16.00 вернулись в альплагерь и успели покататься на кресельном подъемнике (Ф- 28), с которого открывается вид на ледник Сказка.

S – 8 км t – 2 ч 40 мин h: - 160,+820

25.07.2016

7ходовой день

аьплагерь Цей - поселок Нижний Унал - перевал Архонский

На рейсовом автобусе отправлением в 8.30 от гостиницы «Сказка», находящейся по дороге ниже альп лагеря Цей, доехали до поселка Нижний Унал. Стоимость проезда 92 руб с человека. Прошли через поселок в юго-восточном направлении по грунтовой дороге. Не доходя до поселка Верхний Унал, развилка дорог: правая продолжает идти в юго-восточном направлении, а левая поворачивает на мост через р. Уналдон. Пошли по левой. Дорога серпантином поднимается левом склоном долины р. Уналдон Ф-29. С дороги открывается вид на долины р. Ардон и р. Унал Ф-30. До перевала Архонский шли 6,5 перехода по 45 мин. Перевал Архонский н/к, 2206,4 м, травянистый соединяет долины рек Ардон и Фиагдон. На перевале познакомились с местным жителем Лазаровым, который предложил нам встать на ночевку под навесом у своего строящегося дома рядом с фамильной башней Ф-31. Мы с благодарностью воспользовались его предложением, так как шел проливной дождь, да и мест для ночевки подходящих не было. За 40 мин спустились к башне. Встали на ночевку под навесом. Вода из водопровода, готовка на горелках.

S – 20 км t – 5 ч 40 мин h: + 1280, -440

26.07.2016 - 8ходовой день

поселок Лац – поселок Джимара - долина р. Мидарграбиндон

С места ночевки вышли в 9.00. За 45 мин по грунтовой дороге, идущей серпантином (Ф-32), спустились в долину р. Фиагдон. Прошли через селение Харисд- жин Ф-33. Перешли по мосту на правый берег р. Фиагдон и после 15-ти мин привала пошли в восточном направлении по дороге, идущей левым берегом реки. За 50 мин дошли до селения Хидикус. В селении находится Аланский Успенский мужской монастырь Ф-34. Еще через 20 мин подошли к поселку Лац Ф-35. От поселка уходит дорога в направлении юго-восток вверх по долине правого притока по левому берегу. Пошли по ней. Через 3 км дорога привела к кошу. От коша перешли по бревнышкам на правый берег и по тропе пошли вверх на восток по травянистому склону на хребет, разделяющий р. Фиагдон и р.Мидаграбиндон Ф-36. Через 1,5 перехода вышли на дорогу, ведущую из Верхнего Фиагдона в Джимару. За 30 мин спустились в поселок Джимара. Прошли через поселок в восточном направлении и вышли на дорогу, идущую по долине р. Мидарграбиндон в юго-юго-западном направлении. Дошли до моста, по которому перешли на левый берег р. Мидаргра- биндон и пошли вверх по долине по грунтовой дороге по левому берегу. Шли 50 мин. На ночевку встали на впадении ручья Скарон на травянистых площадках. С места ночевки открывается вид на Мидарграбинские водопады Ф-37. Вода из ручья, готовим на газе.

S – 22 км t – 6 ч 30 мин h: -480, +700, -280

27.07.2016 - 9ходовой день

долина р. Мидарграбиндон - р. Фарсильодон - ледник Арцы

С места ночевки вышли в 8.00 и пошли дальше вверх по дороге в северо- северо-западном направлении. Через 30 мин движения – развилка дорог. Повернули налево. Дорога сделала два серпантина и закончилась. Пытались найти дорогу или хотя бы тропу, но тщетно. Пошли вверх вдоль р. Фарсильодон по левому берегу по осыпному склону. Крутизна подъема увеличилась до 45 градусов Ф-38. Пошел дождь и резко ухудшилась видимость. Пробуем идти по GRS, но путь, указанный прибором, руководителю кажется не безопасным. Спускаемся на более пологую часть и ждем видимость. В какой-то момент ненадолго приоткрывается завеса, определяемся куда и как идти, и нас снова накрывает туман. По осыпному склону крутизной 35-40 градусов поднимаемся в висячую долину ледника Арцы Ф-39. На ночевку встали на правобережной морене на почти ровных площадках. За водой надо спускаться метров 100.

S – 6 км t – 5 ч 30 мин h: + 1120

28.07.2016 - дневка

Вынужденная дневка. Дождь со снегом. Полное отсутствие видимости. Вечером на некоторое время развиднелось, успели увидеть путь на перевал Камчатский.

29.07.2016 - 10ходовой день

перевал Камчатский 1Б, 3609 – долина р. Цатадон

С места ночевки вышли в 7.00. По склону крутизной до 30 градусов, сложенному подвижной средней осыпью (Ф-40) за 50 мин поднялись под перевальный взлет перевала Камчатский. Дальнейший подъем по покрытому снегом осыпному склону, крутизной до 40 градусов Ф-41. Поднимались, придерживаясь скал правого борта, так как осыпь очень подвижна 42. На перевал поднялись в 12.30. Перевал Камчатский 1Б, 3609 скально-осыпной находится севернее г. Шаухох, соединяет долины рек Мидарграбидон и Цатадон. Ф-43. Спуск с перевала (Ф-44) в верхней части по средне осыпному склону крутизной до 40 градусов с самостраховкой альпенштоками, ниже по снежникам и осыпям Ф-45, 46. Спуск в долину р. Цатадон занял 1 час. Перешли на правый берег р. Цатадон по камням, вышли на тропу, идущую правым берегом по травянистым террасам. Тропа перешла в грунтовую дорогу. По дороге шли 40 мин. На ночевку встали на травянистых площадках. Вода из ручья, готовим на газу. К вечеру ненадолго прояснилось, и открылся вид на ледник Цата Ф-47.

S – 7 км t – 5 ч 10 мин h: + 640, -1280

30.07.2016

11ходовой день

долина р. Цатадон - поселок Джимар – долина р. Гизельдон – поселок Даргвас – город Мертвых

С места ночевки вышли в 8.30 Ф-48. Вышли на грунтовую дорогу и продолжили спуск вниз по долине в северо-западном направлении по левому берегу р. Цатадон. Выше слияния р. Цатадон и р. Мидарграбидон перешли по мостику на правый берег р. Цатадон и сделали 10-ти минутный привал. Дорога перешла вброд. В 9.30 продолжили движение по грунтовой дороге, идущей правым берегом р. Гизельдон в восточном направлении Ф-49. В 10.20 вышли на грейдерную дорогу, ведущую в селение Даргвас. В поселке работает магазин. У продавца узнали расписание автобусов во Владикавказ. За 30 мин дошли до города Мертвых Ф-50. На ночевку встали ниже города Мертвых на песчаном правом берегу р. Гизельдон.

S – 13 км t – 3 ч 50 мин h: -900

31.07.2016

поселок Даргвас – Владикавказ

С места ночевки вышли в 8.30. Дошли до поселка Даргвас. В 9.30 сели в рейсовый автобус, следующий во Владикавказ.

Раздел выполнила: Федина Ирина.

Ф-1. Долина р. Архондон.

Ф-2. Подъем на перевал Фуга.

Ф-3. Перевал Фуга 1А, 2191м. из долины р. Архондон.

Ф-4. На хребте перевала Фуга 1А, 2191м.

Ф-5. Спуск с перевала Фуга.

Ф-6. Перевал Фуга из долины р. Байдон.

Ф-7. Долина р. Байдон.

Ф-8. Переправа через р. Цадуати.

Ф-9. Перевал Ветреный из долины р. Байдон.

Ф-10. Подъем под перевальный взлет.

Ф-11. Подъем на перевал Ветреный.

Ф-12. На перевале Ветреный 1Б, 3500м.

Ф-13. Спуск с перевала Ветреный.

Ф-14. Перевал Ветреный из долины р. Цмидон.

Ф-15. Спуск по долине р. Цмидон.

Ф-16. Перевалы Лья-Цми Северный (1) и Лья-Цми Юж- ный (2) из долины р. Цмидон.

Ф-17. Подъем на перевал Лья-Цми Южный.

Ф-18. На перевале Лья-Цми Южный 1А, 3158 м.

Ф-19. Спуск по долине р. Льядон.

Ф-20. Долина р. Льядон.

Ф-21. Селения долины р. Льядон.

Ф-22. Альплагерь Цей

Ф-23. Скальная лаборатория

Ф-24. Водопад Гакон-Ахсирдзан.

Ф-25. Цейский ледник.

Ф-26. Ледопад на Цейском леднике.

Ф-27. Спуск по языку Цейского ледника.

Ф-28. Вид с подъемника на ледник Сказка.

Ф-29. Подъем на перевал Архонский.

Ф-30. Вид на долины р. Ардон и р. Унал с подъема на перевал Архонский.

Ф-31. Ночевка у фамильной башни.

Ф-32. Дорога с перевала Архонский в долину р. Фиагдон.

Ф-33. Селение Харисджин.

Ф-34. Аланский Успенский мужской монастырь в селении Хидикус.

Ф-35. Поселок Лац.

Ф-36. Хребет, разделяющий р. Фиагдон и р.Мидаграбиндон.

Ф-37. Долина р. Мидаграбиндон.

Ф-38. Подъем вдоль р. Фарсильодон.

Ф-39. Подъем в висячую долину ледника Арцы.

Ф-40. Подъем под перевальный взлет перевала Камчатскийс ледника Арцы.

Ф-41, 42. Подъем на перевал Камчатский.

Ф-43. На перевале Камчатский 1Б, 3600м.

Ф-44. Спуск с перевала Камчатский.

Ф-45, 46. Спуск с перевала Камчатский.

Ф-47. Верховье долины р. Цатадон.

Ф-48. Долина р. Цатадон.

Ф-49. Долина р. Гизельдон.

Ф-50. Город Мертвых.

Раздел выполнил: Дудин Дмитрий.

Маршрутная карта

скачать карту маршрута1

скачать карту маршрута

Таблица нестандартных условных обозначений, использованных группой при внесении изменений в карты Таблица поправок, внесенных в маршрутную карту при ее корректировке

№ объекта

Башня Лазаровых

26.07.16

Мужской монастырь

Раздел выполнил: Моисеев Максим.

Сведения о материально-техническом оснащениигруппы

Список специального снаряжения группы Рекомендации по подбору и использованию снаряжения
  • Брали 3 четырехместные палатки фирмы «Red Fox», в которых сначала ставиться тамбур, затем подвешивается палатка. Удобно не только при постановке при дожде, но и для защиты людей и снаряжения от ветра и осадков в случае временного пережидания непогоды.
  • Для приготовления пищи использовали винтовые горелки «Covea» и «Jet Boil» объемом 3 литра. Ветрозащитный экран для горелок изготавливали из алюминиевой фольги.
  • В качестве запасной обуви большинство членов нашей группы взяли с собой спортивные сандалии. Они быстро высыхают, плотно и комфортно сидят на ноге и к тому же немного весят.
  • Поскольку на Кавказе часто бывают дожди, почти у всех были легкие мембранные куртки.
  • Для самостраховки использовали треккинговые палки, который в сдвоенном состоянии превращались в альпенштоки. Рекомендуем подбирать надежные палки, которые не сломаются и не сложатся в самый неподходящий момент.
Рекомендации по питанию
  • Средний вес суточного рациона составлял 650 грамм на человека. Планировалось 2-х разовое горячее питание, перекус и карманное питание. Днем: горячий чай или витаминный напиток – по ситуации. В целях уменьшения веса продуктов мы полностью отказались от консервов: вместо тушенки взяли сублимированное мясо, рыбные консервы заменили на сушеную рыбу, сгущенку на сухое молоко.
  • Газ брали из расчета 50 г/чел в день. В целях уменьшения расхода газа использовались хлопья, не требующие варки, картофельное пюре, вермишель быстрого приготовления.
  • Для облегчения веса рюкзака была организована заброска продуктов и газа на 6 суток. Изначально были взяты продукты на 7 суток и НЗ.
Расчет веса рюкзаков и меры по его снижению

Вес рюкзака

4,2

18,5

17,5

Меры по снижению веса рюкзаков

• 1. Организация заброски.
  • 2. Использование сублимированных продуктов.
  • 3. Грамотный подбор группового и личного снаряжения.

Раздел выполнил: Лизунов Александр.

Выводы и рекомендации

Запланированный маршрут был пройден не полностью в связи с тем, что на несовершеннолетних участников не были оформлены нотариально заверенные доверенности от родителей на нахождение в пограничной зоне, и пограничники не разрешили группе следовать по маршруту. Были пройдены перевалы Фуга 1А, Ветреный 1Б, Лья-Цми Южный1А, в долине р. Льядон пограничники отправили группу вниз по долине в селение Нар. Не был пройден участок с перевалами Куртатинский 1А и Дзамараш 1Б. Дальнейший маршрут был построен исходя из возможности нахождения в районе, поэтому мы посетили Цейское ущелье, через не категорийный Ар- хонский перевал вернулись на нитку маршрута и был пройден перевал Камчатский 1Б. Количе- ство и категория пройденных перевалов позволят оценить поход как - 2 к.с. В ситуации, в которую попала группа, принятое решение было тактически верным.

Поставленная цель, в принципе, была достигнута – группа побывала в новом районе, увидела гору Казбек, прошла маршрут, включающий два перевала 1Б категории сложности.

Большое воспитательное значение для воспитания морально-волевых качеств имел тот факт, что практически каждый день были дожди, даже в Дарвагской долине, в которой выпадает минимум осадков, у нас шел проливной дождь. Проверкой физических качеств - стал переход от селения Верхний Унал в селение Джимара. Два перевала 1Б, определяющих категорию похода: Ветреный снежно-осыпной и Камчатский скально-осыпной, были пройдены в плохих погодных условиях, но техническая и тактическая подготовка участников позволила без проблем пройти перевалы.

В целом поход имел большое познавательное значение, мы познакомились с историей, религией, традициями Осетии-Алании. Посетили культовые и исторические места, своими глазами увидели древние и современные архитектурные сооружения. На маршруте группа выполняла краеведческое задание, для выполнения которого участникам пришлось поработать в INTERNET в поисках материалов, а потом сопоставить информацию полученную из интернета с тем, что узнали от местных жителей и увидели сами.

Рекомендуем походы по Северной Осетии-Алании – прост подъезд в любой населенный пункт, доброжелательное население, стабильное политическое состояние в республике, а главное уникальность природы. Советуем проложить свои маршруты рядом со следующими интересными объектами: святилище Реком (Цейское ущелье), каменная крепость (селение Дзивгис в Кур- татинском ущелье), Город Мертвых (Дарвагская долина), горячие источники «Кармадон» (Ге- налдонское ущелье).

Для успешного прохождения похода в районе необходимо оформить погранпропуск, пропуск в Северо-Осетинский заповедник, зарегистрироваться в МЧС (см. в разделе 2)

При разработке маршрута рекомендуем заявлять перевалы, требующие для их преодоления применять разную тактику и технику, это дает участникам больший технический опыт. При планирования графика маршрута советуем закладывать дни на непогоду.

Список использованной литературы, отчетов, интернет-ресурсов.

С.В. Пономарев, Б.В. Беднов "Тепли, Джимарай, Казбек"М., "Физкультура и спорт",1985.

Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных переваловвысокогорья.

1. ://tlib.ru/ - библиотека отчетов МГТЦК.
  2. .tourism.ru – библиотека отчетов по туризму.

Отчет о горном походе 3 к.с. по С. Осетии 2012 г. рук. А.Борисов http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6147

Отчет о горном походе 3к.с. по С. Осетии 2007 г. рук. Е. Жигулевцева http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3228

Отчет о походе 3 к.с. по С. Осетии 2011 г. под рук. М.Голубев

1. ://gingertea.ru/north-ossetia-hiking-june-3/

Раздел выполнил: Епишенков Иван.