Полезное > Снаряжение >

Автор: Сергей Веденин, Москва

Силы и нагрузки. Часть 4. Специальные узлы

В предыдущей части мы обсудили, что страховочная система для работы с тяжелым грузом (спасатели + пострадавший) должна удовлетворять следующим критериям:

• Нагрузка на спасателя и пострадавшего и станцию не должна быть более 12 кН
  • После срыва спасатель с пострадавшим не должны пролететь более 1 метра
  • Система должны сохранить не менее 80 процентов исходной прочности после отказа грузовой веревки
  • Система должна сохранить работоспособность после отказа грузовой веревки
  • Сегодня обсудим некоторые специальные технические приемы, узлы, которые пригодятся для решения этой задачи, а в следующем материале посмотрим, как выглядит целиком страховочная система с использованием этих узлов.

Для снижения нагрузки на спасателя при спуске или страховке тяжёлого груза рекомендовано применение узла двойной UIAA.
    Этот узел позволяет в десятки раз снизить нагрузку на спасателя и дает возможность удержать тяжелый груз вне зависимости от физических кондиций страхующего, погодных условий и т.д. Также узел двойной UIAA практически не крутит веревку и позволяет очень быстро и надежно регулировать усилие торможения. Это достигается изменением угла охвата карабина веревкой или переходом от узла двойной UIAA к узлу UIAA.

В полиспастных системах, при организации переправ и для привязывания страховочно веревки к станции широкое распространение получила система Тандем прусик.

Тандем пруссик состоит из двух схватывающих узлов, завязанных на расстоянии 10-12 сантиметров друг от друга. Эта система не только отличается высокой прочностью и надежностью, но и позволяет автоматически ограничивать максимальное усилие в страховочной цепи. Как только нагрузка превышает 7,5-9,5 кн ( в зависимости от толщины и состояния веревок) система Тандем прусик начинает протравливать веревку и ограничивает нагрузки в страховочной цепи. При этом расстояния между пруссиками подобрано так, что длина протравливания при рывке в 12 кН будет около 1 метра.

Несмотря на кажущуюся простоту, в использовании системы тандем пруссик есть важные нюансы:

• Петли для схватывающих узлов завязаны узлом грейпвайн
  • свободные концы длинной равной не менее 6 диаметрам используемого репшнура (~50 мм)
  • Схватывающие узлы – прусик в три оборота.
  • Расстояние между схватывающими узлами 10-12 см (ширина ладони).
  • правильное положение рук страхующего
  • При использовании Тандем прусика для страховки спасатель должен держать оба схватывающих узла в руке ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО направлению рывка, при этом в момент рывка узлы вырвет из руки спасателя, и они правильно сработают. Важно, чтобы большой палец руки, контролирующей схватывающие узлы, не обхватывал их полностью. Если удерживать узлы в иной позиции, то возможно возникновение «панического эффекта» - спасатель зажмет узлы в руке, что не даст им сработать, и может привести к их оплавлению и разрушению системы.

Для организации плавающей точки при работе с тяжелым грузом используется узел Радиум (Radium Release Hitch).

Плавающая точка - организуется в ситуации, когда может возникнуть необходимость «выдать» нагруженную веревку, ослабить «зажатый» схватывающий узел и т. д.

По функциональности узел Радиум аналогичен узлу Мунтера-мула, но рассчитанный на работу с гораздо большим грузом. Узел Радиум позволяет получить разницу в усилиях от 30 до 45 раз, что позволяет безопасно управлять грузом до 1000 кг и узел остается работоспособным при любых возможных нагрузках.

Узел состоит из мини полиспаста с теоретическим выигрышем 1:3 и узла UIAA, система заблокирована узлом мула, на свободном конце завязан узел восьмерка, который пристрахован к станции. Стартовый узел мини полиспаста крепится к нижнему карабину. Расстояние между карабинами после завязывания узла должно быть около 10 см.

При длине репшнура 10 метров с помощью узла Радиум можно опустить груз на глубину до 3-х метров – это бывает необходимо при работе со спасательным грузом, т.к. веревки под большой нагрузкой сильно растягиваются, и для того, чтобы снять нагрузку может быть необходимо выдать несколько метров репшнура.

Еще одним эффективным для ограничения нагрузок техническим приемом является применение самостраховки завязанной спасателем с помощью Парсел прусика.

Самостраховка Парсел прусик показала при испытаниях лучшие характеристики по надежности и нагрузке на сорвавшегося. Длина такой самостраховки может регулироваться в очень широких пределах.

В следующей части мы поговорим о тактике организации спасательных работ и рассмотрим целиком страховочную систему для ряда сценариев.

Спасательные работы в группе. Силы и нагрузки