Автор: Евгений Кулагин, г. Кострома

Отчет о горном походе 5 к.с.проведенном в районе Тянь-Шаня (Киргизский хребет)с 16.07.2018 г. по 06.08.2018 г.

Справочные сведения

Проводящая организация: Костромская Областная Федерация Туризма

Место проведения: Кыргызстан, (район – Тянь-Шань, подрайон – Киргизский хребет)

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Пятая

16.07-06.08

Подробная нитка маршрута:

Заявленная: Т/б «Иссык-Ата» – пер. Первомайский (1Б) – пер. Правды. (2Б) – лед. Проценко Ю. – пер. Аламединские Зубья (3А) – лед. Пастухова – долина р. Аламедин – лед. Аламедин Л. – пер. Туюк-Тор З. (1Б) – пер. Ветеранов Туризма (3А*) – долина р. Алтынтор – лед.Кара-тоо (Маяковского) – пер. Корона Юж. (3А) – в. Корона траверс 2-ой, 3-й башен (3А, альп.) – а/л «Ала-Арча» – пер. ХХХ лет ВЛКСМ (2А) – пер. Ледовый (3А) – пер. Дмитровский (1Б) – а/л «Ала-Арча».

Пройденная: Т/б «Иссык-Ата» – пер. Первомайский (1Б) – пер. Кострома (1Б, первопрохождение) – пер. Правды. (2Б, радиально) – долина р. Аламедин – лед. Аламедин Л. – пер. Туюк-Тор З. (1Б, радиально) – лед. Аламедин Л. – долина р. Аламедин – сан. «Теплый Ключ» – а/л «Ала-Арча» – долина р. Аксай – в. Корона траверс 2-ой, 3-й башен (3А, альп.) – а/л «Ала-Арча» – пер. ХХХ лет ВЛКСМ (2А) – пер. Ледовый (3А) – пер. 100-летия г. Фрунзе (1Б) – а/л «Ала-Арча».

Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Категория трудности

Высота, м

Характеристика препятствия

Перевал Первомайский

Подъем: открытый, закрытый ледник, снежный и осыпной взлет до 40°. Пешком.

Спуск: осыпной склон 30-35°. Пешком, плотной группой.

Пер. Кострома (первопрохождение)

Подъем: простые разрушенные скалы, осыпной склон 30-35°. Пешком.

Спуск: крутые разрушенные скалы до 70°, перила, осыпной склон до 30°. Пешком.

Пер. Правды

Подъем: снежно-осыпной склон до 40°, разрушенные скалы, снежно-ледовый кулуар. Связки, перила.

Спуск: радиально, по пути подъема.

Пер. Туюк-Тор З. (Юрмала)

Подъем: закрытый ледник, Связки.

Спуск: радиально, по пути подъема. Эвакуация заболевшего.

В. Корона (траверс 2-ой и 3-ей башни)

3А (альп.)

Снежно-ледовый склон до 40°. Скалы простые и средней сложности. Связки, перила.

Пер. ХХХ лет ВЛКСМ

Подъем: осыпной склон до 35°. Пешком.

Спуск: заснеженные разрушенные скалы до 60°, осыпной склон. Перила.

Пер. Ледовый

Подъем: ледник, бергшрунд, снежно-ледовый склон до 60°. Связки, перила.

Спуск: осыпной склон до 35°. Пешком.

Пер. 100-летия г. Фрунзе

Подъем: закрытый ледник. Связки, пешком.

Спуск: осыпной кулуар 35°, снежники, открытый ледник. Пешком.

Общая идея похода.

Изначально планировалось пройти сильный технически насыщенный маршрут пятой категории сложности в новом для большинства участников горном районе. Поход планировался таким образом, чтобы посмотреть как можно больше долин, перевалов и вершин, спланировать еще один поход в этом регионе.

Параллельно с нашей группой должна была идти группа новичков. Планировалось совместное прохождение отдельных участков маршрута, проведение технических занятий на естественном рельефе.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута возможны по долинам рек Иссык-Ата, Аламедин, Адыгене. Выход по хорошим тропам, не более двух ходовых дней.

В качестве запасного вариантов рассматривался пер. Литва (2Б) вместо пер. Ветеранов Туризма (3А*). Также в качестве дополнительного препятствия был заявлен траверс 2-ой и 3-ей башен в. Корона (3А, альп.). Восхождение планировалось в случае соблюдения графика похода и хороших метеоусловий.

Изменения маршрута и их причины.

Поход не задался практически с самого начала. Недостаточная физическая подготовка младшей группы вылилась в рваный темп, бег за чужими рюкзаками и т.п. В результате у руководителя после подхода под пер. Правды развилась горная болезнь и потребовался спуск вниз. После чего было принято решение оставшейся частью группы сходить пер. Правды радиально и полностью отказаться от прохождения пер. Аламединские зубья.

В дальнейшем во время ночевки на пер. Юрмала у одного из участников резко обострилось респираторное заболевание, человек стал задыхаться в лежачем положении. Другого выхода, как срочная эвакуация вниз и последующая консультация с врачом у нас не было.

После схода с маршрута было принято решение из а/л «Ала-Арча» совершить заявленное восхождение на в. Корона и пройти оставшуюся заявленную часть маршрута.

Заключительный пер. 100-летия г. Фрунзе (1Б) был пройден вместо заявленного пер. Димитровский (1Б), поскольку спуск с заявленного перевала показался достаточно камнеопасным, а эти перевалы соседние седловины по горизонтали между ними метров 200, высота одинаковая, и на подъем с одного и того же ледника пешком заходится.

Сведения об участниках.

2 разряд по альпинизму

завхоз

Организация похода.

От Москвы до Бишкека и обратно летели самолетом. Трансфер от аэропорта «Манас» до а/л «Ала-Арча» (заброска) и т/б «Исык-Ата» (место старта), газовые баллоны заказывали заранее через турфирму «Аксай Трэвел». Это обошлось нам где-то в 55$ с человека. Продукты мы в этом году везли с собой, на месте ничего не закупали. Самостоятельная организация обойдется дешевле, множество возможностей добраться до гор на общественном транспорте или такси, а также можно свободно купить газ в Бишкеке. Но такие услуги позволяют сэкономить большое количество времени.

Хранение заброски в а/л «Ала-Арча» платное – стандартная расценка 200 сом/сутки за одно место. Правда размеры места никто особо не лимитирует и, конечно, можно поторговаться.

В Киргизии можно свободно приобрести SIM-кару. Покупать лучше всего в салонах оператора. Мы пользовались оператором "O!", брали самый минимальный тариф, 100р на неделю. Роуминг дорогой, зато интернета много дают, можно звонить через него. В населенных пунктах в горах связь очень хорошая, в «Ала-Арче», например, интернет-соединение 3G.

Картографический материал.

скачать карту маршрута

Техническое описание.

В техническом описании указания правый, левый даны орографически, если это не оговорено особо.

Сокращения: в. – вершина, пер. – перевал, лед. – ледник, п.х.д. – по ходу движения.

День 1. 17.07.18. Бишкек – а/л «Ала-Арча» – т/б «Исык-Ата» – долина р. Исык-Ата

Прилетели в Бишкек рано утром в 5:20. Киргизия нас встретила красивым рассветом и накатившейся с гор довольно сильной грозой.

Особенных таможенных формальностей в Киргизии не требуется, поэтому паспортный контроль и выдачу багажа прошли быстро. Выйдя в зал прилета, мы не нашли водителя, который должен был встречать нас. Зато, побродив по малолюдному в это время залу, обнаружили офис компании «Аксай-Тревел», через которую и был заказан трансфер. Несмотря на раннее утро в офисе оказалась дежурная девушка-администратор. С ее помощью связались с водителем и выяснили, что он проспал, задерживается и будет не раньше, чем через сорок минут. Чтобы не тратить попусту время, прямо в здании аэровокзала (на улице ливень) перепаковали рюкзаки, собирали мешок с заброской.

Наконец, прибыл наш транспорт. Дождь к этому времени перестал, но по-прежнему пасмурно. Мы получили заказанные газовые балоны, оперативно погрузились и поехали. Из аэропорта первым делом через Бишкек выехали в а/л «Ала-Арча», чтобы оставить там заброску. В лагерь прибыли к 8 утра. Нашли администратора, договорились о хранении заброски, согласовали сроки, оставили задаток. Через полчаса мы уже возвращались в Бишкек, поскольку дорога к Иссык-Ате возможна только через город. По дороге перекусили, купили самсу, свежих овощей на первый день.

К 13 часам добрались до т/б «Исык-Ата». Выгрузились на территории турбазы у моста, попрощались с водителем, разобрали груз и в 13:25 начали движение. Облачность, солнца нет, ветра тоже, поэтому идти комфортно. По капитальному железному мосту перешли на левый берег реки, прошли мимо жилых трехэтажных домов, и двинулись по грунтовой дороге по склону долины. Примерно через 600 м дорога заканчивается у коша, а выше по склону параллельно идет несколько хороших троп. {Фото 1}. Продолжили движение по тропе, стараясь держаться выше по склону, поскольку через 1,5 километра тропа пересекает каньон с ручьем, который намного удобнее пересекать как можно выше впадению в реку.

После каньона тропа постепенно спускается к берегу реки. На этом отрезке пути встречается один короткий, но потенциально опасный участок – прижим реки с нависающими конгломератными склонами. Прошли его быстро, в касках.

Далее тропа снова поднимается от реки на обширную травянистую террасу у слияния рек Исык-Ата и Бытый. {Фото 2}. От террасы удобные спуски к реке, на берегу деревья, много площадок для стоянки, есть дрова. Мы же решили пройти еще немного и подняться на следующую ступень долины. На ночевку встали у большого приметного камня в 18:40. В 21 час – отбой.

8,2 км

640 м

5 ч 15 мин

3 ч 35 мин

День 2. 18.07.18. Долина р. Исык-Ата – ур. Ортокель.

После ночного перелета и утомительного предыдущего дня даем себе поспать лишний час, поэтому подъем в 6:00. Погода замечательная: ясно, тихо, с утра прохладно. Не торопясь позавтракали, собрались и в 8:00 вышли.

От места ночевки тропа круто спускается на берег реки и через 400 м выводит к очередному прижиму с крутыми конгломератными склонами над головой. {Фото 3}. На этот раз опасный участок более продолжительный – около километра.

Примерно за 1 ч 45 мин ЧХВ доходим до скалы Джарташ – большого одинокого камня, рассеченного пополам вертикальной трещиной. {Фото 4}. От скалы уже виден мост через Исык-Ату, до него идти еще минут 10. По мосту переходим на правый берег реки. Мост капитальный, его металлоконструкции еще в хорошем состоянии, а вот деревянный настил сгнил, поэтому при переходе надо быть очень аккуратным. {Фото 5}. Хотя по левому берегу от моста продолжается хорошая тропа, группам, идущим в верховья рек Минджилки и Исык-Ата Сев., рекомендуется дальнейшее движение правым берегом. Тропа на левом берегу скоро закончится и начнутся громадные осыпи, сползающие прямо в воду.

После моста тропа идет через каменистый наклонный пляж, потом по каменным завалам и осыпям поднимается высоко на склон и проходит над первым, небольшим озером на реке Исык-Ата. {Фото 6}. Выше первого озера долина образует еще один пляж, заканчивающийся очередным подъемом. Группа наших новичков идет очень медленно, приходилось подолгу ждать их, времени уже 12:30, поэтому решили отдохнуть и заодно пообедать.

С обеда вышли в 14:20. Погода по-прежнему хорошая, но не слишком жаркая. Пройдя очередной каменный завал выходим к большому озеру в урочище Ортокель. {Фото 7}. Выше озера река разливается на множество мелких проток и рукавов, что позволяет нам беспрепятственно перейти ее в брод и вернуться на левый берег.

Поскольку план ходового дня выполнен, а новички пока очень устают, принимаем решение не форсировать события и встать на ночевку пораньше. В итоге, лагерь начали разбивать сразу же после переправы на хороших травянистых площадках в 16:40. {Фото 8}. Отбой ранний в 19:30, но после первого полного ходового дня возражений ни у кого нет.

10,6 км

680 м

4 ч 15 мин

День 3. 19.07.18. Ур. Ортокель – долина р. Минджилки – лед. Бол. Исык-Атинский.

Подъем в 5:00, в это время только начинает светать. Погода хорошая, с утра холодно. Вышли в 7:00.

От места ночевки поднялись на моренный вал, перегородивший всю долину. Река в этом месте уходит под камни. За мореной еще одно озеро, вода в нем мутная. Тропа идет над самой водой. На нашей карте это озеро не отмечено, указаны только многочисленные рукава на слиянии рек Минджилки и Исык-Ата Сев. Само место слияния за озером на большом галечном пляже. Река здесь мелкая, течение спокойное – можно легко перейти в брод. На левом берегу реки, расположен действующий кош. {Фото 9}.

После слияния долина Минджилки смыкается и здесь предстоит перейти достаточно серьезный поток, стекающий с лед. Проценко Юж. От места ночевки до ручья мы дошли за 1,5 часа ЧХВ. Вообще со склона в этом месте стекает масса ручьев с ледников Проценко Вост. И Проценко Юж., но серьезное препятствие может представлять только самый крупный, предпоследний ручей. Согласно отчетам, часть групп была вынуждена подниматься практически до самого языка ледника, чтобы найти подходящее место для переправы. {Фото 10}. Мы же, благодаря холодной ясной ночи и раннему выходу, успели перейти ручей в брод, с гимнастической страховкой недалеко от впадения в р. Минджилки.

После переправы через ручей тропа поднимается на заросшие морены, а река остается в каньоне внизу. Травянистая морена переходит в неприятный осыпной склон с конгламератными выходами, заканчивающимися сбросами к реке. Пересекаем его по возможности быстро, в касках, плотной группой, собираясь на встречающихся на склоне осыпных полках. {Фото 11}

После осыпного склона движемся вправо вверх по крупной осыпи, между ручьем и скально-осыпным ребром, отходящим от пика Свободы. Одна из участниц новичковой группы явно не справляется с требующимися физическими нагрузками. Группа идет очень медленно. В 13:30 встаем на отдых. После отдыха, чтобы хоть как-то продвигаться вперед отправляем отстающую на подъем без рюкзака с сопровождающим, а ее рюкзак по очереди челночим наверх.

Метров через триста по вертикали осыпной склон переходит в моренные валы, начинают появляться снежники. {Фото 12} По моренам выходим на ледник. На крайних верхних моренах, у выхода на ледник, в 17:10 начинаем ставить лагерь. Расчищаем места под палатки, ручьев и луж поблизости нет – воду топим из снега.

8,1 км

805 м

10 ч 10 мин

6 ч 20 мин

День 4. 20.07.18. Лед. Бол. Исык-Атинский – пер. Первомайский (1Б, 4200 м, сн.-ос.).

Подъем стандартно в 5 утра. Два часа на сборы и в 7:00 выход. Погода ясная, ветра нет, но на небе начинает появляться легкая дымка, которая обещает возможное ухудшение погоды.

Вышли на пологий открытый ледник. Ледник практически без трещин, снега мало, лишь иногда попадаются полосы глубокого снега. На подъеме ледник делает три некрутых взлета. {Фото 13}.

Идем по-прежнему не быстро, поджидаем новичков. Под перевальный взлет подошли в 11:30. Перевальный взлет – крутой снежный склон, со скально–осыпными выходами. {Фото 14}. Выходить на перевал удобнее по осыпи. На перевале обе группы собрались в 12:15. {Фото 15}. К моменту выхода на перевал погода испортилась: небо затянуло тучами, поднялся резкий холодный ветер, где-то рядом начинается гроза.

Перевальная седловина широкая, осыпная. Тур расположен по центру. Координаты перевала по GPS: 42°26'58.19"С 74°44'8.33"В. Сняли записку от 11.08.2017 г. группы туристов т/к «Мередиан», г. Пермь (фамилия руководителя неразборчиво). {Записка 1} Пока писали записки и ели перевальную шоколадку пошел мокрый снег. Гремит совсем близко, спасибо, что хоть какая-то видимость осталась. Быстро свернулись и в 12:40 начали спуск. Спуск по мелкой и средней осыпи, плотной группой занял около 40 минут. {Фото 16}. {Фото 17}.

Снег с дождем усиливается, движемся по моренным валам, частично покрытым снегом. В 14:40 встали на ночевку у небольшого озерца на моренах, так и не спустившись в долину р. Ашутор. Вечером приняли решение в связи со слабой физической подготовкой младшей группы снять ее с маршрута и отправить вниз по долине р. Аламедин. Ребята, наевшись досыта нашей горной романтикой, были только рады такому решению об окончании похода.

4,6 км

495 м

500 м

7 ч 20 мин

5 ч 35 мин

День 5. 21.07.18. Пер. Кострома (первопрохождение ориент. 1Б, 3660 м, ск.-ос.) – подход под пер. Правды.

Подъем в 5:00. Погода восстановилась. Ясно, тихо, подморозило – вода в озерце покрыта льдом. У меня за ночь появились признаки горной болезни – утомление, бессонница, головная боль, наверное сказываются проблемы с новичками, но стараюсь держаться. Быстро собираемся и в 6:40 выходим. От озера начинается еле различимая спусковая тропа, изредка маркированная турами.

Еще в процессе подготовки похода я задавался вопросом нельзя ли перейти через отрог, разделяющий цирки перевалов Первомайский и Правды, Накануне, просматривая отрог с пер. Первомайский, мы решили провести разведку отрога, и если получиться, сразу перевалить в цирк пер. Правды. {Фото 18}.

От места ночевки, по тропе спустились вдоль отрога около 400 метров и в подходящем месте ушли с тропы вправо п.х.д. По некрутой осыпи и сильно разрушенным простым скалам в 7:55 вышли на гребень, который обрывается скальными сбросами в сторону цирка пер. Правды. После короткой разведки выбрали кулуар для спуска. Координаты перевала по GPS: 42°26'56.82"С 74°42'38.34"В. Тур, к сожалению, складывать не стали, поскольку небыли до конца уверены в удобстве найденного пути. Во время похода перевал так и остался безымянным. Уже в городе долго выбирали название: все близлежащие географические названия были заняты, а от Скалистых, Обходных и т.п. рябит в глазах, когда откроешь классификатор. В конце концов, решили оставить на карте название родного города – перевал Кострома.

По крутым разрушенным скалам навесили одну веревку на спуск. Спусковую станцию организовали за выступ на расходной петле, финишную станцию сделали так же за выступ, вправо п.х.д. от линии спуска, под прикрытием скал. Дальше прямой путь вниз затруднен, там осыпной склон и ниже сбросы, поэтому от станции сделали траверс склона вправо п.х.д. и дальше по осыпному склону спустились на морены долины. {Фото 19}. Прохождение перевала закончили в 9:00. Перевал можно рекомендовать как удобный и короткий путь из цирка пер. Первомайский в цирк пер. Правды.

Далее пересекли долину к ее правому борту, и придерживаясь правой стороны начали подъем к пер. Правды. Всего по пути подъема пришлось подняться на два высоких моренных вала, перегородивших долину. В верхний цирк пришли в 12:50. На перевал идти поздно, ровняем площадку под палатку на верхней оконечности морены, метров за 300 до начала перевального взлета. {Фото 20}.

Остаток дня просматривали предполагаемый путь подъема, занимались просушкой вещей, мелким ремонтом и т.п.

2,5 км

400 м

200 м

6 ч 10 мин

4 ч 35 мин

День 6. 22.07.18. Спуск в долину р. Ашутор (радиально).

К утру мое состояние серьезно ухудшилось: ночью почти не спал, головная боль, небольшое нарушение координации, туман в глазах. Идти наверх в таком состоянии – не вариант. Несколько часов пытаюсь по очереди отлежаться и расходиться. Часам к десяти принимаем решение налегке, оставив лагерь, спуститься вниз, в идеале к озерам в долине и попытаться отдохнуть там.

В 11 часов начали спуск. К озеру спустились за три часа. Здесь мы обнаружили нашу младшую группу. Они больше никуда не торопятся и устроили себе дневку на озере. Мое состояние улучшается очень медленно, поэтому просидев на берегу часа полтора приняли следующее решение: я останусь с младшей группой восстанавливаться внизу, а сопровождающие поднимутся в лагерь, сходят радиально перевал Правды под руководством Александра Солнышкова. В дальнейшем мы отказываемся от прохождения перевала Аламединские зубья и, если позволит мое самочувствие, продолжим движение по запланированному маршруту. Связь между мной и остальной группой поддерживаем по рации, каждые три часа.

В 15:40 мои сопровождающие ушли наверх. Дорога назад до лагеря заняла 3 часа 40 минут.

6,2 км

800 м

8 ч 20 мин

5 ч 25 мин

День 7. 23.07.17. Перевал Правды (2Б, 4200м, сн.-лд.) (радиально).

Подъем в 5:00. Погода хорошая. В 6:45 вышли на радиалку на перевал Правды. За 1 час по леднику и снежникам подошли под перевальный взлет, связались и по снежно-ледовому склону крутизной до 200 пересекли устье основного камнеопасного!!! кулуара и подошли под скалы. Подъем продолжили по скальному гребешку – лазание, простые скалы (ориентировочно 2 к.т.) По скалам прошли 5 веревок до небольшого ледового кулуара. {Фото 21}. По кулуару до седловины перевала 3 веревки по льду крутизной до 450.

На перевал вышли в 12:15. {Фото 22}. Очень холодно, сильный ветер. Седловина перевала узкая скальная, ночевать негде. Координаты перевала по GPS: 42°27'40.27"С 74°43'41.20"В. Сняли записку от 30.07.2012 г. группы туристов т/к ТГПУ, г. Томск, руководитель Лезин В.В. {Записка 2}

Сложность перевала по классификатору 2А кажется заниженной. По точке забитой в нашем навигаторе есть еще одна седловина правее этой метров на 200..300 и несколько ниже, возможно прохождение той седловины проще и соответствует заявленной категории. Хотя эта седловина явно проходится, есть тур, записки и все имеющиеся у нас фотографии и описания говорили об этой седловине.

Спуск начали в 12:50 по пути подъема. На спуске погода испортилась окончательно – снег с дождем, «молоко», ветер. {Фото 23}. В лагерь спустились в 16:45. Все промокли, устали. Быстро поужинали и легли спать.

2,5 км

440 м

10 ч 00 мин

8 ч 40 мин

День 8. 24.07.18. Долина р. Ашутор – долина р. Аламедин

Подъем в 6:30, позже обычного, утренние сборы и в 8:20 выход из лагеря.

По уже знакомой тропе спустились к нижнему озеру в долине р. Ашутор. {Фото 24}. В 10:40 наша группа воссоединилась. За прошедшие сутки я полностью восстановился, поэтому решаем продолжить маршрут по намеченному плану. Александр слегка простудился после вчерашнего подъема на перевал, но говорит, что чувствует себя неплохо. В 12:50 прощаемся с ребятами и начинаем спуск по тропе в долину р. Аламедин. Тропа, ведущая правым берегом реки, хорошо набитая, читаемая, на осыпных участках маркирована турами. {Фото 25}.

За час спустились к Аламедину в месте впадения в него р. Ашутор. Ашутор перешли в брод, чуть выше места впадения – здесь река разливается на несколько мелких спокойных рукавов. {Фото 26}. После брода двинулись по тропе на правом берегу в верх по Аламедину. Тропа местами пропадает на осыпях, но в целом читается сносно. Час через два после брода небо затянуло тучами, загремело. План на сегодняшний день мы выполнили, поэтому решили лишний раз не мокнуть и в 16 часов на подходящей ровной зеленой полянке начали ставить лагерь. В палатки мы уже запрыгивали под дождем, который не переставал весь вечер.

7,4 км

230 м

1200 м

7 ч 40 мин

4 ч 35 мин

День 9. 25.07.18. Долина р. Аламедин – подъем на пер. Туюк-Тор Зап. (1Б, 3970 м, сн.-ос.)

Ночью шел дождь, но к утру погода наладилась – ясно, безветренно и легкий заморозок.

Вышли в 7:05. Продолжили движение по тропе по правому берегу Аламедина. {Фото 27}. За три перехода подошли к языку ледника. Реку перешли по камням вплотную к ледниковому гроту. Далее по осыпям пересекли долину к левому борту и поднялись на гребень морены. {Фото 28}. Морена постепенно переходит в легкий каменный чехол с которого можно пешком выйти на ледник.

По центру открытого ледника движемся в кошках в направлении его левой ветви. Через несколько сот метров ледник становится закрытым, появляются трещины, поэтому дальше до перевала идем в связке. Чуть выше на перегибе ледник образует небольшой ледопад. Экономичнее обходить его по дуге справа п.х.д., мы же проходили «в лоб» и потратили лишние полчаса «распутывая» лабиринт трещин. {Фото 29}. Выше ледопада по снежному взлету вышли в верхний цирк перевалов Туюк-Тор Зап. и Г. Седова. {Фото 30}. Перевальный взлет – некрутой снежный склон. {Фото 31}.

На перевал вышли в 16:15. Седловин две, осыпные, разделенные небольшим жандармом. Расстояние между седловинами метров пятьдесят. На правой седловине есть небольшое озерцо. На левой возможна установка палаток. Тур расположен на скалах правой (северной) седловины справа п.х.д. {Фото 32}. Координаты перевала по GPS: 42°25'15.14"С 74°37'40.61"В. В туре две записки. Сняли записку от 01.08.2016 г. группы туристов т/к «Вестра», г. Москва, руководитель Грашин Константин. {Записка 3-1}. Вторая записка группы туристов г. Киев без какой-либо информации о группе. {Записка 3-2}.

Спуск с перевала на ледник Наталии представляет среднюю осыпь, крутизной до 300 и вряд ли занимает более 15 минут. {Фото 33}. Первоначально мы планировали ночевать на леднике Наталии за перевалом, но поскольку следующий день был достаточно короткий, только подход под пер. Ветеранов Туризма, а спать на снегу не хотелось, то решили остановиться на ночевку на площадках на перевале. Как оказалось, это решение сильно помогло нам на следующий день.

9, 1 км

1180 м

9 ч 10 мин

7 ч 20 мин

День 10. 26.07.18. Аварийный спуск в долину р. Аламедин

В середине ночи нас разбудил Александр: «Плохо, задыхаюсь». Посадили, дали теплого питья, сразу начали давать антибиотики. Померили температуру – к 38 градусам. Понятно, что вариант действий всего один – как только рассветет скорее вниз, причем по пути подъема, в сторону цивилизации и квалифицированной медицинской помощи.

К счастью, хуже за оставшуюся часть ночи Саше не стало. Подъем в 4:45, как только начало светать. Позавтракали в палатке, собрались, максимально разгрузили больного. В связке начали спуск по нашим вчерашним следам. Ледопад на этот раз обошли справа п.х.д.

Вышли на открытый лед, на чехол морены – здесь убрали кошки и веревки и продолжили движение в обратном направлении тем же путем, каким шли вчера. К часу дня небо заволокло, начался мелкий дождь.

В 14:15 подошли к впадению р. Ашутор. Высоту мы сбросили порядочно, решаем лишний раз не простужать больного на переправе перед ночевкой и встаем лагерем на низком берегу на стрелке впадения р. Ашутор в р. Аламедин.

10,6 км

1390 м

7 ч 45 мин

6 ч 10 мин

День 11. 27.07.18. Долина р. Аламедин – сан. «Теплые ключи» – Бишкек – а/л «Ала-Арча»

Подъем в 5 утра. Состояние здоровья Александра за ночь не ухудшилось, в лежачем положении временами дышалось тяжело, но без приступов удушья. Погода ясная, заморозок – на траве лежит иней.

Выходим в 6:50. Бодро переходим в брод Ашутор – приятно после ледяной воды голыми ногами пройтись по траве с которой сыплется иней J. По хорошей тропе начали движение вниз по долине. Тропа идет правым берегом реки и на всем протяжении достаточно хорошая. {Фото 34}. Сама по себе такая прогулка была очень приятная из-за множества красивейших видов, которыми богата эта долина… Если бы не причина, которая нас заставила здесь оказаться…

В 15:30 добрались до санатория «Теплый ключ». Еще через пол часа подошла маршрутка до Бишкека. После консультации с врачом (ни чего серьезного не обнаружили), мы решили в этот же вечер перебраться в Ала-Арчу. Договорились с водителем маршрутного такси, который за отдельную плату продолжил свой маршрут до альплагеря.

В «Ала-Арчу» приехали уже в сумерках. Там же, где оставляли заброску, договорились о ночевке. Плата за кемпинг 200 сом с палатки/сут. Есть вода, туалет, магазины. Душ или баня – отдельно. Можно договориться в гостинице или в комплексе отдыха чуть ниже альплагеря. Собственно, альплагеря здесь уже не работает. Есть только ряд гостиниц разного достоинства, кемпингов, магазинов, центров отдыха. Мы же просто поставили палатки, поужинали и завалились спать

20,3 км

200 м

1330 м

6 ч 25 мин

День 12. 28.07.18. А/л «Ала-Арча» - хижина Рацека

С утра встаем не торопясь около 6 утра. Самочувствие Александра нормализовалось и он решает идти с нами до стоянок Рацека, а дальше по состоянию здоровья. Забираем и сортируем заброску, укладываем рюкзаки и в 9:30 выходим. {Фото 35}.

Погода хорошая – тепло, даже жарко, и солнечно. Тропа к Аксайскому водопаду и дальше к хижине Рацека начинается сразу за воротами гостиничного комплекса. Тропа хорошо набита и снабжена указателями. Сначала тропа идет круто вверх по склону, поросшему тянь-шаньскими елями. За один переход вышли на пологую террасу выше зоны леса. Дальше до водопада тропа идет по альпийским лугам над каньоном Аксая с незначительным набором высоты. {Фото 36}. На этом отрезке тропа пересекает глубокий каньон, прорезанный р. Шаркыратма. Переправа через реку по камням трудности не представляет.

У ручья, стекающего от Аксайского водопада тропы расходятся: непосредственно на сам водопад тропа уходит налево, а к хижине Рацека через последний островок леса направо. В этом месте нас застала гроза. Около получаса переждали ее под елями, а когда дождь немного стих пошли дальше. Выше леса тропа круто поднимается вверх по моренам. Еще около двух часов пути и мы дошли до стоянок, расположенных в кармане правобережной морены Аксайского ледника.

Карман перегорожен забором, с надписью, что данная территория является частной. Плата за стоянку – 200 сом/сутки с палатки. {Фото 37}. Погода не наладилась – периодически шел дождь вперемежку со снежными зарядами. Встали на ночевку недалеко от входа на территорию, рядом с палатками большой южно-корейской экспедиции, сходили до хижины, оплатить свое пребывание. Весь вечер идет дождь со снегом. Отбой в 20:00.

6,5 км

1280 м

4 ч 10 мин

2 ч 45 мин

День 13. 29.07.18. Хижина Рацека – хижина «Корона»

Подъем 5 утра. Погода хорошая, но холодно, около 0. Рядом с нами заканчивает работу корейская экспедиция: к ним с низу пришли местные носильщики, чтобы спускать снаряжение. Ребята пришли в одних майках, поэтому в ожидании груза порядочно замерзли, для тепла пытаются натянуть на себя рюкзаки.

Вышли в 6:45. Прошли по территории поляны, поднялись на гребень боковой морены ледника. Тропа идет по моренам и осыпям и маркирована турами. С гребня морены от стоянок Рацека тропа сначала спускается к леднику, затем поднимается на правую боковую морену в обход Аксайского ледопада. {Фото 38}.

Выше ледопада, под склонами пика Рацека тропа выходит на ледник. {Фото 39}. По леднику подошли к небольшому рваному взлету, трещины обошли по срединной морене, и далее по ровному льду дошли до хижины Корона. {Фото 40}. Хижина расположена на правой боковой морене, рядом много площадок под палатки, вода рядом в ручье на леднике. К хижине подошли в 10:40. Хижина производит очень хорошее впечатление – новая внутренняя обивка, утеплитель, пластиковые окна, светло, чисто. Есть полочка с литературой – много описаний на местные альпинистские маршруты.

Сама хижина занята, поэтому рядом поставили палатки. В свободное время хотели прогуляться под Свободную Корею и пер. Корона Южный, но к обеду на ледник спустился плотный туман, дождь со снегом, временами гроза, поэтому выход в верховья ледника отменился.

Вечером обитатели хижины ушли, мы переселились ужинать и ночевать в хижину, оставив палатку в качестве склада.

4,2 км

620 м

3 ч 55 мин

3 ч 10 мин

День 14. 30.07.18. Траверс 2-ой и 3-ей башен в. Корона (3А альп, 4790 м.)

Встали пораньше в 4 утра. После завтрака собрались, надели обвязки. Все свое снаряжение оставили палатке. Вышли в 6:15.

От хижины прошли до окончания морены и начали подниматься по 25-градусному склону Коронского ледника. На подъеме ледник образует три крутых взлета. Состояние льда и, соответственно, техника прохождения варьируется от времени года и погодных условий. В нашем случае на льду лежал слой твердого снега, поэтому и на подъеме, и на спуске прошли все на личной технике.

После первого взлета двигались вдоль скал вдоль правого борта ледника. Перед последним взлетом связались, пересекли снежное поле, обрывающееся карнизами к леднику Учитель, и подошли к снежно-ледовому склону, выводящему к скальным башням, в нижней части склон подрезан полузасыпанным бергшрундом. {Фото 41}.

Бергшрунд перешли по снежному мосту, и в связках, одновременно по ледовому склону, присыпанному снегом подошли к перемычке между 1-ой и 2-ой башнями. Подъем по скалам начали в 8:30. С перемычки по скалам гребня пошли вправо п.х.д. двумя связками попеременно на полверевки. На подъеме на 2-ую башню в. Корона сделали 2 станции, 3-я на вершине. На вершину вышли в 10:15. {Фото 42}. Сняли записку из которой только смогли понять, что до нас на вершине 23.07.18 побывали разрядники из Украины. {Записка 4}. При хорошей погоде, солнышке и отсутствии ветра провели на вершине около получаса. {Фото 43}.

С вершины одновременно в связках спустились на перемычку между 2-ой и 3-ей башнями. Здесь мы допустили ошибку – большинство команд обходят жандарм на перемычке по снегу справа п.х.д., мы же пошли прямо. Когда я поднялся на первый уступ, люди бывалые заявили, что надо обходить жандарм по полке слева, но там никакой полки я обнаружить не смог. Пришлось траверсировать стену вправо, и выходить на вершину жандарма – лазание короткое, но неприятное и явно не для 3А. С другой стороны жандарма спуск на перемычку под 3-ю башню простая скальная ступень чуть больше 2 м высотой. На прохождение жандарма потратили больше часа.

Подъем на 3-ю башню начинается по крутому до 450 снежно-ледовому склону слева от гребня. В нашем случае, несмотря на крутизну, снег был очень глубокий и рыхлый, местами проваливались по пояс.

Далее по системе полок перешли на правый склон и вышли на вершину – с перемычки провесили 3 веревки. На вершину поднялись в 14:00. {Фото 44}. Записки в туре не обнаружили. Погода к этому времени начала портиться – все затянуло, видимость упала, временами проходят снежные заряды.

Спуск на перемычку между 2-ой и 3-ей башнями по пути подъема. Провесили 3 веревки. По закону подлости крайняя веревка не хотела сдергиваться – пришлось заново лезть и распутывать ее.

От перемычки спускаемся косым траверсом по снежно-ледовому склону вправо-вниз п.х.д. На этом участке до бергшрунда провесили 4 веревки. Точки страховки за скальные выступы и на ледобурах. Часть веревок сдергивали, частично последний шел с нижней страховкой.

После бергшрунда по леднику шли одновременно в связке. На этом участке нас накрыла гроза, видимости не стало, ориентировались по своим утренним следам. К хижине спустились в 17:15, весь вечер шел дождь со снегом.

5,3 км

870 м

11 ч 00 мин

9 ч 40 мин

День 15. 31.07.18. Хижина «Корона» – а/л «Ала-Арча».

Поднялись по расписанию в 5 утра. Погода наладилась, подморозило. Спуск начали примерно в 7:15. За 50 минут спустились до стоянок Рацека, там задерживаться не стали, по тропе продолжили спуск к альплагерю. До лагеря спускались еще 2,5 часа.

В лагере приняли окончательное решение несмотря на все предыдущие неудачи, пройти оставшуюся запланированную часть маршрута. Остаток дня ушел на разборку и распределение заброски, баню, стирку, ремонт.

10,7 км

1900 м

3 ч 20 мин

2 ч 45 мин

День 16. 01.08.18. А/л «Ала-Арча» – долина р.Адыгине.

С утра все по расписанию и в 7 часов мы уже вышли из лагеря. Около километра прошли вниз по шоссе до автомобильной стоянки на берегу реки. В этом месте через Ала-Арчу переброшен добротный пешеходный мост. {Фото 45}. Мост построен специально, чтобы облегчить дорогу к мемориальному кладбищу погибших альпинистов – приюту «Северная Звезда».

От моста по хорошей набитой тропе поднимаемся к водоразделу между реками Ала-Арча и Адыгене. Еще метров через 500 тропа разделяется – большая, прогулочная, идет к Адыгене и там же и заканчивается, меньшая тропа поднимается вверх по заросшему лесом склону к приюту «Северная Звезда». От развилки за полчаса поднимаемся к приюту.

От приюта тропа проходит через лес и выводит в альпийские луга высоко над рекой Адыгене. Около 8:30 небо затянуло, поднялся холодный ветер, начал накрапывать дождь, который очень скоро превратился в настоящий ливень. Мы продолжили движение под дождем по правому берегу реки. Примерно в 1,5 километрах от выхода из зоны леса, чуть выше слияния рек Адыгене и Тестор тропа переходит на левый берег Адыгене. {Фото 46}. Мостик – металлические фермы, установленные на больших валунах и ничем не закрепленные. Аккуратно перешли его по одному, с гимнастической страховкой.

Продолжили движение правым берегом. За час хода подошли к первому моренному валу, перекрывающему долину. Река здесь выбивается из-под камней. По крупной осыпи поднялись на следующую, такую же луговую ступень долины. Здесь нам встретились лошадиные табуны. Погода начала понемногу улучшаться – дождь прекратился, понемногу стало появляться голубое небо.

Пройдя пологий участок по правому борту долины, остановились на отдых под ригелем, преграждающим долину. {Фото 47}. К этому времени вышло солнце, и мы решили полчаса посушиться и перекусить.

После отдыха поднимаемся на ригель по хорошо заметной тропе, местами промаркированной турами. Выше ригеля опять более-менее ровный горизонтальный участок, здесь тропа идет по моренам и песчано-гравийным сухим руслам. {Фото 48}. За один переход подошли к следующему ригелю. Тропа поднимается в левый карман долины между склонами пика Электро и целым морем моренных валов, простирающихся отсюда до ледника.

В этом кармане на ровной поляне оборудовано несколько площадок под палатки, протекает ручей. {Фото 49}. Если мы правильно сориентировались, то это место – стоянки «Электро». На стоянки мы пришли в 14:40. План на сегодняшний ходовой день мы выполнили, поэтому с чистой совестью встаем на ночевку на этих комфортных площадках. Погода опять портится – небо снова затянуло, временами принимается идти дождь со снегом. С гребня соседней морены уже хорошо видна седловина нашего следующего перевала и синяя крыша нового домика станции гляциологов, а так же можно понять, что ближе к перевалу удобных мест для ночевок у нас нет.

10,4 км

1470 м

130 м

7 ч 40 мин

6 ч 20 мин

День 17. 02.08.18. Долина р.Адыгине – пер. ХХХ лет ВЛКСМ (2А, 4000 м, ск.- ос.) – лед. Гюзели.

Стартовали с ночевок в 6:50. С утра холодно, ручей покрылся льдом, но на небе дымка с облаками, которые предупреждают об ухудшении погоды.

Поднялись на гребень морены и какое-то время шли среди этого хаоса, ориентируясь на туры и кое-где читающиеся фрагменты тропы. Тропа ведет прямо через морены к домику гляциологов, мы же стали забирать вправо п.х.д. по направлению седловины перевала. {Фото 50}. Около часа пробирались по каменным завалам и, наконец, вышли к борту ледника. До начала подъема двигались по снежнику вдоль осыпного склона.

Подъем начали так, как было сказано в имевшемся у нас описании: правее седловины по крупной осыпи выход на скальный контрфорс примерно на середине склона и далее с его вершины косой траверс склона влево-вверх снова по крупной осыпи. {Фото 51}. Подъем затяжной, трудоемкий, но особой технической сложности не представляет. Осыпь живая, поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при движении.

После прохождения перевального склона нам показалось, что особой разницы в выборе пути подъема на перевал со стороны лед. Адыгене нет. Можно отказаться от траверса и спокойно подниматься по осыпи прямо вверх с ледника по направлению к седловине перевала.

На перевал вышли прямо к туру, расположенному посередине широкой осыпной седловины. {Фото 52}. Группа собралась у тура в 10:30. Координаты перевала по GPS 42°30'32.45"С 74°24'59.76"В. Сняли записку от 01.08.2016 г. группы туристов т/к «Вестра», г. Москва, руководитель Наседкин С.В. {Записка 5}. Площадок под палатки, воды на перевале нет. На перевале сильный ветер, снег. С перевала на восток открывается панорама цирка ледника Адыгене, в дали можно разглядеть Корону, пик Семенова-Тяньшаньского. На запад виден ледник Гюльчи и склон нашего следующего перевала Ледовый.

Вниз с перевала ведет несколько небольших крутых сильно разрушенных скально-осыпных кулуаров, которые ниже сливаются в один снежно-осыпной кулуар. {Фото 53}. Для подстраховки бросаем вниз веревку – ее как раз хватает до основного кулуара. Станцию делаем под скальным выступом, чтобы защититься от сбрасываемых камней. Последний спускается с нижней страховкой, закладывая веревку за скальные выступы.

Снежную часть кулуара проходим в связке одновременно. {Фото 54}. Ниже кулуар переходит в осыпной склон. В 13 часов спустились на правую боковую морену ледника Гюльчи. Погода сразу же убила азартную мысль пройти второй перевал за день – сильный снег, гроза с ветром, отсутствие видимости. Чтобы не ночевать на снегу строим площадки на морене. Вода из ручейка на леднике. Практически весь оставшийся день провели в палатках – погода так и не наладилась.

4,1 км

520 м

180 м

5 ч 25 мин

День 18. 03.08.18. Лед. Гюзели – пер. Ледовый (3А, 3900 м, сн.-лед.-ос.) – озера у языка лед. Перевальный.

Ночью был сильный ветер, снег. К утру прояснилось, но очень холодно и ветрено. По леднику метет поземка. Из лагеря вышли в 7:20, уже в обвязках.

Пересекли ледник, по снежному конусу поднялись к ледовому склону перевала. {Фото 55}. Работу на склоне начали в 8:20. Первая веревка через засыпанный снегом бергшрунд, слой снега над ним тонкий. {Фото 56}. Пришлось потратить время, чтобы найти место для перехода через берг. Метров через 5-7 еще один бергшрунд. Далее поднимались прямо вверх по крутому 55-650 ледовому склону. {Фото 57}. {Фото 58}. От бергшрунда провесили 2,5 веревки по крутому льду, станции на ледобурах. Выше склон стал понемногу выполаживаться (40-500), на льду глубокий слой снега. До седловины прошли еще 4 веревки по снегу, станции на ледорубах.

На перевал вышли в 11:40. {Фото 59}. Седловина – широкая снежная мульда. {Фото 60}. Возможна ночевка. Вид на восток с перевала ограничен, хорошо просматривается седловина перевал ХХХ лет ВЛКСМ. На юго-запад открывается хороший вид на вершины Киргизского хребта. Тур на скалах справа п.х.д. {Фото 61}. Координаты по GPS 42°29'58.11"С 74°24'27.35"В. Сняли записку без даты группы туристов т/к «Вестра», г. Москва, руководитель Наседкин С.В. {Записка 6}. Когда поднялись на перевал, погода разгулялась – ветер стал стихать, переменная облачность, хорошая видимость.

Спуск с перевала начали в 12:15. Спуск проходит пешком, плотной группой по крупной и средней осыпи по склону крутизной не более 350. {Фото 62}. Примерно на 1/3 спуска со склона расположена широкая горизонтальная полка со снежниками – при необходимости здесь можно ночевать. После полки продолжили спуск прямо вниз, стараясь выбирать участки с осыпью помельче. {Фото 63}. Со спуска открывается красивый вид на озера под ледником Перевальный. За счет нескольких веревок крутого льда на подъеме перевал соответствует обозначенной категории сложности. Прохождение перевала в обратном направлении интереса не представляет.

В долину спустились в 13:55. Перекусили, погрелись на солнце на теплых камешках и в 14:30 двинулись вверх по долине. Ниже озер долина заболоченная, чтобы не увязнуть старались держаться ближе к борту долины. В конце заболоченного участка, перед мелким озером сместились к центру долины и поднялись на невысокие моренные валы. На моренах кусками попадается тропа. Место для лагеря наметили на перемычке между двумя озерами – это была самая комфортная и живописная ночевка за весь поход. {Фото 64}. С учетом поисков места под лагерь на ночевку встали в 15:40.

4,5 км

410 м

670 м

8 ч 20 мин

6 ч 55 мин

День 19. 04.08.18. Лед. Перевальный – пер. 100-летия г. Фрунзе (1Б, 4190 м, сн.-ск.) – лед. Мал. Ала-Арчинский Зап. – долина р. Ала-Арча.

Подъем в 5 утра, выход в 7:05. Погода великолепная. От места ночевки огибаем озеро и начинаем подъем по моренам вдоль ручья, который местами теряется в каменных завалах. За один переход подошли к языку ледника, надели кошки. {Фото 65}. Нижняя часть ледника и некрутой взлет открытые – эту часть прошли без связок. На перегибе появляются трещины, снег – отсюда и до седловины перевала шли в связке.

За перегибом и до перевала ледник практически ровный, с большим количеством снега – очень хорошо, что успели пройти эту часть пути до того, как снег раскис на солнце. {Фото 66}. Седловина перевала читается хорошо, взлет со стороны ледника незначительный, небольшой бергшрунд полностью забит снегом.

На перевал вышли в 9:20. {Фото 67}. Тур на скалах справа п.х.д. Координаты перевала по GPS 42°27'27.98"С 74°25'18.24"В. Сняли записку от 29.07.2018 г. группы туристов НГУ, руководитель Цепилов Я.А. {Записка 7}. Со стороны ледника Перевальный большая снежная мульда в которой возможна ночевка. Скальных площадок нет, вода из снега. Обзор с перевала ограничен: на северо-западе виден цирк ледника Перевальный, на юге панорама Малого Ала-Арчинского ледника.

Спуск начали в 9:50. С перевала на морены ведет узкий осыпной кулуар, движение плотной группой. {Фото 68}. {Фото 69}. По моренам, покрытым снежниками сбегаем на ледник, ориентируясь на старый осадкомер, установленный на краю ледника. Двигаться вдоль хребта параллельно леднику не рекомендуется, поскольку ниже начинаются скальные сбросы и найти место для спуска будет проблематично.

В 10:40 по снежникам на краю ледника спустились озеру. {Фото 70}. За озером на гребне морены виднелись туры. Пошли по ним, но тропа скоро потерялась. Здесь мы совершили ошибку – надо было спускаться кратчайшим путем на дно долины, а мы решили траверсировать ее склоны. В результате попали на бараньи лбы, неприятную живую осыпь и пока вышли на тропу потеряли около часа. По тропе, левым берегом реки, бодро побежали вниз. В 13:50 добрались до развалин метеостанции. От метеостанции 500 метров вниз по долине расположен «поныр» - река уходит под каменный завал и появляется за ним через какие-нибудь 50 метров. {Фото 71}. По «поныру» дорога переходит на правый берег, а по левому продолжает идти тропа. Мы перешли пошли по дороге, надеясь, что сможем пересечь ближайший и самый мощный приток Ала-Арчи – реку Джельдису. К сожалению, река сильно вздулась, искать брод было проблематично. Два тонких бревна, перекинутых через реку, постоянно захлестывала вода. {Фото 72}. Оценив возможность переправы, мы решили вернуться назад и продолжить движение по тропе на левом берегу Ала-Арчи.

Тропа на склоне читается хорошо, стоят туры. Ниже на галечных пляжах тропа теряется. Вдоль реки дошли до места, где на противоположном берегу в Ала-Арчу впадает следующий приток – р. Туюк. Несколько ниже впадения встали на ночевку в 16:45.

15,9 км

630 м

1460 м

9 ч 40 мин

7 ч 30 мин

День 20. 05.08.18. Долина р. Ала-Арча – а/л «Ала-Арча».

Сегодня – крайний день похода. Осталось пройти около 8 километров по тропе до альплагеря. Выход из лагеря в 7:10. {Фото 73}.

После галечных пляжей на левом берегу начинаются прижимы, а берега поросли лесом. Тропа на этом участке читается нормально. Поэтому можно рекомендовать группам движение по левому берегу Ала-Арчи, чтобы избежать проблем, связанных с переправой через Джельдису.

Чуть выше впадения реки Топкарагай дорога возвращается на левый берег и тропа сливается с дорогой. {Фото 74}. По карте дорога должна вернуться еще раз на правый берег, но моста мы не обнаружили, хотя с дороги не сходили. Возможно он разрушен в этом сезоне. Поэтому продолжили движение по хорошо натоптанной тропе по левому берегу. Тропа не очень удобная, поскольку частично проходит по густому лесу и осыпям. К 10 часам вышли к мосту через р. Ала-Арча, расположенному прямо на территории лагеря. {Фото 75}. Еще через 10 минут оказались на территории нашего кемпинга. Поход завершен.

9,5 км

580 м

3 ч 05 мин

2 ч 20 мин

Выводы и рекомендации.

Физическая подготовка в группе новичков и перенесенные заболевания не позволили выполнить даже половины задуманного. Поход фактически можно считать несостоявшимся. В следующий раз при организации подобных семинаров необходимо более тщательно проводить отбор для участников похода, а также при планировании взаимодействия нескольких групп уменьшать зависимость одной группы от другой.

За 20 ходовых дней нами было пройдено 7 перевалов из них 3А – 1 шт. 2Б – 1 шт., 2А – 1 шт., 1Б – 4 шт. (из них одно первопрохождение), совершено восхождение 3А (альп.). Пройденный перевал между цирками перевалов Первомайский и Правды назван нами перевалом Кострома. Обособленное его прохождение особого смысла не имеет, но как короткий и удобный путь от пер. Первомайского к перевалам Правды и Сюрприз этот перевал может быть очень полезен.

Район Киргизского хребта нам очень понравился. Красивейшие горы. Большое количество вершин и перевалов на любой вкус и любой сложности, возможности проведения горных походов любой категории сложности. Очень простая, быстрая, удобная заброска, развитая инфраструктура. Все это делает этот горный район очень привлекательным. В будущем мы планируем здесь новые походы.

Подписи к изображениям.

Фото 26. Брод через р. Ашутор

Фото 27. Вверх по долине Аламедина

Фото 28. Верховья р. Аламедин

Фото 29. На леднике Аламедин Л.

Фото 30. Ледник Аламедин Л. выше ледопада

Фото 31. Перевал Туюк-Тор З.

Фото 32. У тура пер. Туюк Тор З.

Фото 33. Вид с пер. Туюк Тор З. на лед. Наталии

Фото 66. Верхний цирк лед. Перевальный

Фото 67. На седловине пер. 100-летия г. Фрунзе

Фото 68. Спуск с пер. 100-летия г. Фрунзе

Фото 69. Пер. 100-летия г. Фрунзе с лед. Мал. Ала-Арчинский З.

Фото 70. Озера под лед. Мал. Ала-Арчинский З.